Выпишите прилагательные в форме сравнительной степени этот ученик внимательнее чем ты
Степени сравнения имен прилагательных
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Определение прилагательного
Прилагательное — это часть речи, которая называет самостоятельный признак предмета. Чаще всего имеет непроизводную основу, то есть ни от чего не образовано, или образовано от существительного.
Прилагательное отвечает на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», «чей?».
Какие прилагательные образуют степени сравнения
Для начала давайте вспомним, на какие разряды делятся имена прилагательные в русском языке.
Отвечают на вопрос «какой?»
Отвечают на вопрос «какой?»
Отвечают на вопрос «чей?»
Обозначают признак предмета — внешний или внутренний
Указывают на материал, место, время; обозначают отвлеченные понятия
Указывают на принадлежность
грустный, смешной, красивый, белый
зимний, шелковый, южный, городской
мамин, Васин, лисий, медвежий
Степени сравнения есть только у качественных прилагательных. Качественные прилагательные обозначают признак предмета, которой может быть выражен в большей или меньшей степени. Этим признаком может быть:
Формы степеней сравнения прилагательных
В русском языке есть три степени сравнения имен прилагательных: положительная, сравнительная и превосходная. Образуются они с помощью формообразующих суффиксов и слов «более», «менее», «самый» и «всех».
По форме сравнительная и превосходная степени могут быть простыми, то есть состоять из одного слова, или составными — из нескольких слов.
Для удобства мы собрали в одной таблице все, что важно знать о степенях сравнения прилагательных в русском языке.
Примеры степени сравнения
Обозначает признак, который не сравнивается с другими признаками.
Представлена начальной формой прилагательных (ед. числа, м. р., И. п.) и ее склоняемых форм.
Мокрый, теплый, высокая, угловатые, умный.
Обозначает признак, который проявляется в одном предмете больше (меньше), чем в другом предмете, а также признак, который проявляется в предмете в разное время с разной степенью.
Составная сравнительная степень образуется через добавление к начальной форме служебных слов «более» и «менее».
Более мокрый, теплее, выше, менее угловатый, более умный.
Обозначает признак в наивысшем его проявлении в контексте сравнения с другими признаками либо без него.
Для усиления превосходной степени можно использовать префикс наи-.
Составная превосходная степень образуется через:
— добавление к начальной форме прилагательного служебных слов: самый, наиболее, наименее;
— добавление местоимения «всех» к простой форме сравнительной степени.
Самый мокрый, теплейший, наивысочайший, наиболее угловатый, всех умнее.
Рассмотрим подробнее, как образуются степени сравнения прилагательных.
Образование простой сравнительной степени
Прилагательное в форме сравнительной степени показывает, что в том или ином предмете признак проявляется в большей или меньшей степени, чем в другом. Например:
Сегодняшняя ночь была светлее вчерашней.
Сравним с предложением:
А по земле идет светлая ночь, расстилает по косогорам белые простыни (В. Шукшин).
Ночь из первого предложения была не просто светлая, как у Шукшина, а светлее другой ночи, то есть признак «количество света» у сегодняшней ночи выражен интенсивнее, чем у вчерашней.
У некоторых прилагательных при образовании сравнительной степени происходят корневые чередования согласных:
Прилагательные с приставкой по- чаще используют в разговорной речи.
Существуют и супплетивные формы сравнительной степени. Супплетивные формы — это формы одного и того же слова, которые образуются от разных корней или основ. Так, при образовании простой степени сравнения меняется корень у прилагательных:
Есть еще такие качественные прилагательные, которые не образуют простой степени сравнения. К ним относятся:
1. Слова древнего происхождения:
2. Прилагательные со значением цвета:
3. Названия мастей животных:
4. Слова, которые образованы с помощью перехода из относительных прилагательных в качественные или от глаголов с помощью суффиксов:
В предложении прилагательные в форме сравнительной степени выступают в роли сказуемого или несогласованного определения:
Образование составной сравнительной степени
Составную сравнительную степень имен прилагательных можно образовать от начальной формы прилагательного (именительный падеж, единственное число, мужской род) с помощью слов «более», «менее». Примеры:
Составные формы прилагательных чаще встречаются в книгах.
Образование простой превосходной степени
Превосходная степень сравнения прилагательных показывает, что этот предмет превосходит остальные предметы по какому-то признаку. Например:
Трудные формы прилагательных, написание которых нужно запомнить:
Для усиления превосходной степени еще можно использовать приставку наи-, которая подчеркивает высокую степень качества предмета:
Составная форма превосходной степени прилагательных
Составная форма превосходной степени прилагательных похожа на составную сравнительную степень. Она тоже складывается из начальной формы прилагательного (именительный падеж, единственное число, мужской род) и вспомогательных слов: «самый», «наиболее», «наименее». Вот так:
Есть еще один способ образования превосходной степени сравнения: сравнительная степень прилагательного + слово «всех» (форма родительного падежа местоимения «все»). Например:
Прилагательные в форме превосходной степени сравнения изменяются по числам, родам и падежам:
Собрали самые распространенные способы образования степеней сравнения на одной картинке, чтобы вам было легче запомнить:
Морфологические ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных
Если не соблюдать морфологические правила образования сравнительных степеней прилагательных, то можно допустить такие речевые ошибки:
Морфологические нормы русского языка не допускают соединение форм простой и составной степеней сравнения. Поэтому нужно выбрать что-то одно:
Урок по русскому языку на тему «Степени сравнения качественных имен прилагательных» (6 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок по русскому языку в 6-м классе
«Степени сравнения качественных имен прилагательных»
дать понятие о формах сравнения степеней имен прилагательных.
· образовательные: формировать умение образовывать формы сравнения имен прилагательных, различать их в контексте;
· развивающие : развивать мышление, орфографическую зоркость и речь обучающихся; расширять словарный запас школьников ;
Традиционный (45 минут)
Тип урока в педагогической практике:
объяснение нового материала.
Оборудование и наглядность:
презентация, эпиграф, индивидуальные карточки с заданиями, классная доска.
Метод и приемы обучения на уроке:
1. Объяснительно – демонстрационный метод обучения
2. Частично-поисковый метод
3. Методы контроля (карточки с заданиями)
4. Обучение в сотрудничестве (работа в парах)
Форма организации учебной деятельности:
— Индивидуальная (блиц – опрос, работа у доски)
— Парная (задания с карточками)
I . Организационный момент:
2.Начальная рефлексия(знакомство с эпиграфом).
II .Проверка домашнего задания:
2.Зарядка для ума (работа по карточкам).
3.Проверка упражнения 253 по учебнику.
III .Введение в тему (работа с картинками)
IV . Изучение нового материала:
1.Работа с таблицей-кластером.
2.Работа с таблицей по учебнику.
V .Первичное закрепление материала:
3.Упражнение на развитие слуховой памяти.
VI . Итоговое закрепление.
1.Работа с половицами.
2.Работа в парах по карточкам.
VIII . Заключительная рефлексия.
IX . Домашнее задание.
X .Комментированное выставление оценок.
I. Организационный момент.
— Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу и порадуемся нашей встрече. Помните: «Улыбнись миру, и мир улыбнется тебе!»(Слайд)
-Откроем тетради и запишем сегодняшнюю дату и вид работы. (Слайд)
— Кто отсутствует в классе. Итак, начнем. Обратите внимание на наш эпиграф: (Слайд)
Три пути у человека, чтобы поступить разумно:
первый, самый благородный,- размышление;
второй, самый легкий,- подражание;
третий, самый горький,- опыт…
— Какой путь выбираете вы? Возможно, что сейчас вы не сможете ответить на этот вопрос, но в конце урока мы обязательно к нему вернемся.
II. Проверка домашнего задания:
— В пятом классе мы уже начали изучение такой части речи, как имя прилагательное. На прошлом уроке мы углубляли раннее полученные знания. Давайте все вместе вспомним, что мы уже знаем об этой части речи.
1. Блиц-опрос (вопрос-ответ)(Слайд)
1.Что такое имя прилагательное?
2.На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
3.Как изменяются имена прилагательные?
4.Как согласуются имена прилагательные с существительными?
5.Какую форму могут иметь имена прилагательные?
7.В зависимости от формы прилагательного, какими членами предложения они могут быть?
8.Сколько разрядов по значению у имени прилагательного?
9.Дайте определение каждому разряду и приведите примеры.
2. Зарядка для ума (работа по карточкам)(Слайд)
Подберите к данным существительным прилагательное в необходимом роде
Допишите окончания прилагательных, согласуя их с существительными в роде и числе.
К данным прилагательным подберите антонимы.
3.Проверка домашнего упражнения.
Упр.253. используя данные ниже прилагательные, составьте словосочетания по схеме « сущ.- прил.». Определите разряд прилагательных в три столбика.
Качеств. Относ. Притяж.
Белый пластиковый лисий
Культурный немецкий барсучий
Узкий золотой папинКреативный стальной
III. Введение в тему.(Слайд)
Перед вами три картинки, которые нужно сравнить по высоте. Сравните по высоте.
Первый дом –ВЫСОКИЙ,
Итак, ВЫСОКИЙ, ВЫШЕ, ВЫСОЧАЙШИЙ(Слайд)
Вывод: Качественные имена прилагательные имеют две формы
сравнения: сравнительную и превосходную.
IV. Изучение нового материала. (Слайд)
Запишем тему урока « Степени сравнения качественных имен
1.Узнать, как образовываются степени сравнения имен прилагательных.
2. Научиться образовывать самостоятельно степени сравнения.
Работа с таблицей-кластером. (Слайд)
Простая сравнительная степень прилагательного названа так, потому что состоит из одного слова, а составная— то есть составленная из двух слов.
Работа с учебником по таблице.(Слайд)
Что еще нового мы узнали? Каким членом предложения могут быть имена прилагательные в сравнительной и превосходной степени?
V. Первичное закрепление материала. (Слайд)
1.Упр.248. Образуйте от прилагательных простую форму сравнительной степени.
Работа по цепочке (каждый выполняет по одному слову)(Слайд)
Определите, в какой степени сравнения употреблены данные прилагательные. Образуйте и запишите прилагательные в начальной форме.
Составьте с ними словосочетания (2-3 на выбор).
(Слайд)Образец: красивейший –прост. ф. превосх. степ.,н.ф.-красивый. Красивейший пейзаж.
3.Упражнение на развитие слуховой памяти.(Слайд)
Прослушайте отрывок из текста В. Белова. Выпишите прилагательные и образуйте простую превосходную степень.
Если не считать подснежную клюкву, то самой первой после зимы появляется в лесу земляника. Трудно даже представить, сколько людей воспитала эта самая ранняя, самая яркая, самая душистая, самая сладкая ягода! Именно воспитала, поскольку главное воспитание происходит в детстве.
1.Спишите пословицы, образовав простую сравнительную степень;обозначьте суффиксы и определите каким членом предложения являются прилагательные в сравнительной степени.
Правда (светлый) солнца.
Старый друг (лучший) двух.
Утро вечера (мудреный).
Здоровье ( дорогой ) золота.
Дождливое лето (плохой) осени.
2.Работа в парах по карточкам.(Слайд)
В карточках допущены ошибки. Найдите ошибки и исправьте их, результат запишите в тетрадь.
Эта ложка железнее, чем та.
Моя мама молодее твоей.
Осенью в лесу очень красивее, чем зимой.
Это самый огромнейший салют, который я видел.
Он более менее короткий.
Река Волга – наиболее длиннейшая в Европе.
Конфета сладче пряника.
Мое новогоднее платье самое блестючее.
Добрые слова хорошее мягкого пирога.
Железный- относител. прила.г, не образовывает степени сравнения.
Моя мама моложе твоей.
Осенью в лесу красивее, чем зимой.
Это самый огромный салют, который я видел.
Он более (менее) короткий.
Конфета слаще пряника.
Мое новогоднее платье самое блестящее.
Добрые слова лучше мягкого пирога.
3. Тестовое задание.(Слайд)
Проверь, как ты усвоил тему.
1. Укажи, какое прилагательное не имеет степеней сравнения.
1) умный 2) жесткий 3) красивый 4) стальной
2. Какое прилагательное записано в форме простой превосходной степени?
1) более звонкий 2) громадный 3) ярчайшая 4) лучше
3. Укажи ошибку в употреблении степеней сравнения.
1) самый смешной 2) тишайший 3) более красивее 4) наиболее близкий
4. Напиши, чем выражено сказуемое в данном предложении.
Алмаз твёрже остальных минералов.
5. Напиши, какую функцию в данном предложении выполняет прилагательное.
Сегодня медики используют более эффективные методы
лечения, чем прежде.
4. Сказуемое выражено прилагательным в простой сравнительной степени.
5. Прилагательное является определением.
Ребята, вы молодцы! Скажите, мы достигли цели урока? Научились образовывать степени сравнения имени прилагательного? Вопросы есть по теме?
Ребята, поделитесь своим мнением об уроке. Вам понравился урок? Было ли вам легко на уроке?
IX . Домашнее задание.(Слайд)
Пар.33, выучить правила, упр.250 (образовать и записать все возможные степени сравнения имен прилагательных)
Для сильных учащихся- выписать из книги, которую вы читаете, 5 предложений с орфографически трудными прилагательными.
X . Комментированное выставление оценок.
Заключительное слово учителя:
И напоследок давайте вернемся к эпиграфу нашего урока. Какой путь самый верный? Правильно, третий, он самый сложный, но полезный и дает хорошие результаты.
Прежде чем мы закончим урок, я вам хочу сказать:
«Не ищите легких путей, ищите правильный!»(Слайд)
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Доклад «Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы»
Статья «Эффективное обучение русскому языку на основе цифровых образовательных ресурсов
Презентация по русскому языку на тему «Обобщающие слова при однородных членах предложения» (8 класс)
Урок по теме «Обобщающие слова при однородных членах предложения» (8 класс).
Конспект урока по обучению грамоте «Звук в, буква Вв» (1класс) УМК Перспектива
Конспект урока по обучению грамоте «Звук р, буква Рр» (1класс) УМК Перспектива
Презентация по обучению грамоте «Звук р, буква Рр» (1класс) УМК Перспектива
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5373255 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Для школьников к 1 сентября разработают короткие экскурсионные маршруты
Время чтения: 1 минута
Международный конгресс-выставка «Молодые профессионалы» пройдет с 12 по 14 декабря в Москве
Время чтения: 1 минута
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
ГДЗ по русскому языку Герасименко параграф 82
407. Спишите, найдите прилагательные, определите их разряд по значению. Укажите, от каких прилагательных можно образовать форму степени сравнения. В какой форме эти прилагательные употреблены в приведенном отрывке из романа «Война и мир»?
409. От следующих прилагательных образуйте форму простой сравнительной степени. Выделите суффиксы, укажите чередования согласных.
410. Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Определите, каким членом предложения является слово в форме простой сравнительной степени прилагательного в каждом предложении.
411. От следующих прилагательных образуйте форму составной сравнительной степени и распределите образованные слова на две группы: 1) со значением более высокой степени качества; 2) со значением менее высокой степени качества.
412. Просклоняйте словосочетания более строгий, менее надежный, выделите окончания прилагательных. Какая часть составной формы сравнительной степени прилагательного изменяется при склонении? Почему не изменяется другая часть этой формы?
413. Спишите, подчеркните прилагательные в составной форме сравнительной степени как член предложения. Определите падеж этой формы. В каких стилях употребляются такие предложения?
414. Спишите, найдите формы простой превосходной степени прилагательных, выделите суффиксы, при помощи которых образовались эти формы. Определите, какими членами предложения являются формы простой превосходной степени.
415. Образуйте форму простой превосходной степени от следующих прилагательных. Составьте и запишите словосочетания с образованными формами. Обозначьте суффиксы превосходной степени прилагательных.
великолепный – великолепнейший; великолепнейший автор
широкий – широчайший; широчайший резонанс
глупый – глупейший: глупейший поступок
бедный – беднейший; беднейший словарный запас
страшный – страшнейший; страшнейший сон
416. Просклоняйте одно из словосочетаний из предыдущего упражнения, выделите окончания прилагательных. Как изменяется форма простой превосходной степени?
о глупейшем поступке
417. Образуйте все возможные формы составной превосходной степени от следующих прилагательных, обозначьте формообразовательные суффиксы.
новый – самый новый, наиболее новый, наименее новый, новее всех, новее всего
свежий – самый свежий, наиболее свежее, наименее свежее, свежее всех, свежее всего
418. Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Выделите прилагательные в форме превосходной степени, определите, каким членом предложения является эта форма.