Выиграл тендер что дальше
Поставщик выиграл электронный аукцион по 44-ФЗ. Что дальше?
Вы проделали непростой путь к победе в своем первом электронном аукционе. Теперь важно соблюсти процедуру внесения обеспечения контракта и его подписания. Иначе вся работа пойдет насмарку, а вы рискуете попасть в реестр недобросовестных поставщиков. Чтобы этого не случилось, рекомендуем познакомиться со статьей.
Проверяем протокол
Итоговый протокол аукциона должен быть размещен в ЕИС не позднее, чем через 3 дня после проведения торгов. Это может случиться и раньше, но на 4-й день после проведения аукциона вы в любом случае должны увидеть его в ЕИС. Если протокола нет, значит, заказчик нарушает процедуру.
Получаем контракт для подписи
Контракт направляется заказчиком в течение 5 дней после размещения итогового протокола. Ничто не мешает заказчику сделать это и на следующий день, поэтому важно заходить в ЕИС и проверять почту, чтобы не пропустить этот момент. Ведь срок, отведенный вам на подпись контракта, ограничен пятью днями. А за это время надо все проверить, подписать и успеть внести обеспечение.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Обратите внимание! Иногда бывает, что уведомление о направлении заказчиком контракта попадает в папку «Спам» почтового сервиса. Из-за этого поставщик может не уложиться в отведенные сроки. ФАС в таком случае может включить поставщика в РНП. Арбитры же более снисходительны — известны случаи, когда они отменяли решение антимонопольного органа. В любом случае не следует полностью уповать на электронную почту.
Получив контракт, следует очень внимательно с ним ознакомиться. Порой заказчики (по ошибке, а иногда и умышленно), прописывают в контракте немного иные условия, чем содержатся в проекте. Также следует уделить пристальное внимание информации о вас, которую заказчик внес в контракт.
Ошибки в контракте
Если замечены ошибки или неточности, следует составить протокол разногласий. Сформировать его можно в свободной форме и передать заказчику через ЭТП. В нем нужно указать, в каких именно данных или параметрах допущены ошибки.
Важно помнить, что вносить изменения в существенные условия контракта нельзя. А таковыми являются, в частности, срок исполнения, цена контракта и многое другое. Хотя существуют ситуации, когда цену контракта можно изменить — об этом читайте в отдельном материале.
Контракт, который заказчик прислал на подпись, должен полностью соответствовать проекту, за исключением сведений из заявки победителя.
Закон не ограничивает количество протоколов разногласий. То есть их может быть несколько. Однако нужно учитывать, в соответствии с пунктом 4 статьи 528 Гражданского кодекса, контракт должен быть заключен не позднее 20 дней с даты проведения торгов. То есть подача протоколов разногласий должна уложиться в эти сроки. При этом нужно иметь в виду, что 3 дня с момента подачи протокола заказчику дается на ответ, а еще 3 дня отводится поставщику на подписание. Таким образом, последний протокол разногласий поставщик может направить не позднее 13-го дня после проведения торгов.
Вносим обеспечение
Вопрос об обеспечении контракта нужно решить заранее, еще до того, как вы станете победителем. Начинающие поставщики зачастую совершают ошибку, не обдумав, как именно они будут это делать. Если не внести обеспечение, будет считаться, что победитель уклонился от подписания контракта.
Обеспечение вносится денежными средствами либо предоставлением банковской гарантии. На оформление последней понадобится некоторое время, что тоже нужно учитывать.
Если вы уже получили контракт на подпись, но вопрос с обеспечением еще не решен, можно оттянуть дату подписания, составляя протоколы разногласий.
Подписываем контракт
Если в контракте нет ошибок либо все разногласия устранены, поставщик его подписывает и направляет заказчику в течение 5 дней. К документу прилагается банковская гарантия или платежка о переводе денежных средств в обеспечение исполнения контракта.
Теперь очередь за заказчиком. На подпись ему отводится 3 дня. Когда контракт подписан, можно приступать к его исполнению.
Выиграл тендер, что делать дальше? Пошаговая инструкция для победителей
В новой статье мы поговорим о том, что делать после того, как выиграл контракт. Этот вопрос часто возникает у начинающих поставщиков, которые только начинают работать в сфере госзакупок. Пришло время разложить все по полочкам. Даем пошаговую инструкцию для выигравших участников со всеми нюансами и особенностями. У вас должно сложиться четкое понимание всего процесса, иначе пробелы в этой теме могут привести к печальным последствиям. Например, попадание в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).
Алгоритм действий рассмотрим на примере запроса котировок в электронной форме и электронного аукциона. Именно этими процедурами в большинстве случаев пользуются заказчики при определении будущего исполнителя. Взаимодействие между заказчиком и поставщиком происходит дистанционно — на электронной торговой площадке (ЭТП), на которой размещается закупочная документация.
Содержание:
1. Подробный алгоритм действий
Вы прошли этот сложный путь и наконец-то выиграли свой первый тендер. Чтобы в вашей голове не было никакой путаницы, читайте ниже, что делать дальше.
1.1 Ждем публикацию итогового протокола
Итак, торги прошли, и вы выиграли контракт. Теперь ждите, когда появится итоговый протокол. Это должно произойти в течение 3-х дней. Электронный документ будет размещен в Единой информационной системе (ЕИС), а напротив вашей организации будет стоять статус «Победитель».
1.2 Получаем контракт для подписания
У заказчика есть 5 календарных дней на отправку вам проекта контракта на подпись. Это не значит, что документ придет на 5-й день, некоторые заказчики отправляют его сразу в первый же день. Уведомление о получении проекта контракта придет вам на эл. почту и в личный кабинет на ЭТП.
Важный момент! Всегда проверяйте папку «Спам», потому что ожидаемое уведомление может оказаться там. Если не проследить за этим моментом, то можно не уложиться в обозначенные сроки. За это досадное нарушение ФАС может внести сведения о вас в РНП. А туда лучше не попадать, потому что лишитесь возможности участия в тендерах на 2 года. На эту тему читайте статью «Что такое РНП и как в него не попасть? Практические советы для поставщиков».
В общем, контролируйте все поступающие на ваш email письма и тогда избежите плохих последствий.
1.3 Не спешим сразу подписывать контракт
Об этом простом правиле знают опытные поставщики, так как им известно, что заказчики могут допустить ошибки в закупочной документации.
Вычитывайте проект контракта на предмет несоответствия каких-либо показателей или характеристик с документацией тендера. И там, и там все значения должны быть идентичны. Если неточности найдены, то у вас есть 2 пути:
Законодатели дают вам 5 календарных дней, чтобы подписать контракт или отправить заказчику протокол разногласий. Если вы подписываете контракт, значит, вы внимательно изучили все его условия и владеете всеми необходимыми ресурсами для его исполнения. Этого мнения будет придерживаться ФАС в случае возникновения разбирательств между вами и другой стороной.
Менять существенные условия контракта нельзя (сроки исполнения, стоимость работ и т.д.). Но в отдельных случаях допускается изменять цену контракта. Об этом читайте статью «Изменение контракта по 44-ФЗ в 2020 году: актуальная информация».
Важный момент! Сколько раз можно отправить протокол разногласий? Согласно ч.4 ст. 83.2 протокол разногласий можно направить только один раз. При этом следует помнить, что заказчик должен ответить на протокол разногласий в 3-дневный срок, а еще 3 дня дается поставщику на подписание.
Если по каким-то причинам вы сорвете исполнение контракта, то заказчик вправе расторгнуть обязательства в одностороннем порядке, но это чревато печальными последствиями. Подробнее о расторжении контракта читайте здесь.
1.4 Предоставляем заказчику обеспечение исполнения контракта (ОИК)
Это условие всегда прописывается в извещении, документации и в контракте. ОИК перечисляется на счет заказчика одновременно с подписанным контрактом. Есть 2 варианта предоставления ОИК:
Важный момент! Как внести обеспечение исполнения контракта деньгами – ясно и понятно, а вот получение банковской гарантии достаточно проблематично. Ее выдают не сразу, а в течение определенного времени, то есть несколько дней вы потеряете. Кроме этого, заказчик предъявляет к банковской гарантии требования, которые необходимо выполнить. Если вы опоздаете в отведенные сроки или проигнорируете требования заказчика, то суровое контрактное законодательство признает вас уклонившимся от заключения контракта. Помощь в получении банковской гарантии и консультацию по любым вопросам, касающихся тендеров, вы также можете заказать здесь.
1.4.1 Чем грозит признание поставщика уклонившимся от заключения контракта?
1.4.2 Как избежать этих негативных последствий?
После того, как заказчику поступит подписанный вами контракт (на подписание вам отводится 5 дней) и документальное подтверждение о внесении ОИК, он подпишет контракт (в 3-дневный срок) со своей стороны и опубликует его в ЕИС. А вам на email и в личный кабинет на электронной площадке придут уведомительные письма. Можете начинать работать. О заключении контракта читайте в статье.
И в конце: если вы не выиграли контракт, то не спешите расстраиваться. Выше мы назвали причины, по которым поставщика могут признать уклонистом от заключения контракта. В этом случае заказчик вправе отдать заказ участнику, занявшему 2-е место (представьте, что это вы). Отказаться от подписания контракта всегда можно без каких-либо последствий для себя. Об этом вы можете прочитать в этой статье — «Как отказаться от участия в тендере. Пошаговая инструкция для поставщиков + практические рекомендации».
2. Где найти информацию о победителях тендеров?
Заказчики вносят сведения о выигравших участниках в соответствующие протоколы, которые можно найти на сайтах и электронных площадках. Это не относится к закрытым закупкам и закупкам, предмет которых составляет гостайну.
В итоговых протоколах по 44-ФЗ и 223-ФЗ указывается наименование, почтовый адрес, ИНН.
Как видно из скриншота с сайта ЕИС, открыто представлено только наименование победившей организации, а ИНН и адрес можно посмотреть, открыв итоговый протокол:
В реестре контрактов на сайте ЕИС информации о победителе дается побольше. К названным сведениям добавляются ОГРН, КПП, ОКПО, номер телефона, эл. почта, ФИО директора (ответственного лица) или ИП.
Зная эту информацию о победителе можно найти и другие сведения о нем.
3. Кому нужны базы победителей тендеров?
Сегодня такие базы пользуются большой популярностью. Кто же ими интересуется?
На этом сегодня все. Надеюсь, что теперь победа в тендере не вызовет у вас страх и дискомфорт. И вы будете точно знать, что и в какой последовательности нужно делать.
Какие бывают тендеры и как повысить шансы на победу
Необходимый минимум для тех, кто никогда не участвовал
Мы начинаем серию статей о тендерах: пошагово разберем разные виды закупок.
Начнем с самых азов — если вы уже участвовали в тендерах и побеждали, то, скорее всего, всё это вы уже знаете.
Что такое тендеры и какие они бывают
Термин «тендер» часто употребляется в сфере закупок, но в российских законах до сих пор нет его официального определения. В общепринятом смысле тендер — это конкурсные торги.
Заказчик объявляет условия, по которым будет покупать товары, услуги или работы. А поставщики с учетом требований предлагают свои варианты. Заказчик заключает контракт с поставщиком, у которого условия лучше. Правда, в жизни все гораздо сложнее.
Например, школа хочет закупить стулья и парты. Это госучреждение — пойти в мебельный магазин школа не может. По закону она должна провести тендер и выбрать поставщика конкурсным путем. Поэтому школа формирует требования к закупке и критерии, по которым будет отбирать победителя. Размещает информацию о закупке на специальном сайте для тендеров. В назначенный день школа подводит итоги и выбирает поставщика.
Чтобы свободно ориентироваться в теме, сначала нужно узнать все термины. Это не самый интересный раздел статьи, но без него невозможно понять основное.
В зависимости от того, кто организует конкурс, тендеры делятся на государственные, для компаний с госучастием и коммерческие.
Тендеры для компаний с госучастием проводят компании, частично или полностью принадлежащие государству, компании с регулируемой деятельностью и естественные монополии. Например, нефтегазовые, энергетические и горнодобывающие компании.
При организации закупок они руководствуются 223-ФЗ и внутренними положениями компаний о закупках. Их можно найти в открытом доступе. Вот, например, положения о закупках РЖД и «Газпрома».
Коммерческие тендеры могут проводить любые негосударственные компании. Эти закупки регулируются гражданским кодексом, федеральным законом «О защите конкуренции» и внутренними положениями.
По составу участников тендеры бывают открытыми, закрытыми и с ограниченным участием. В открытых закупках может принять участие любая компания. В закрытых — только компании, которые пригласил организатор. Это как вечеринка по приглашениям. В тендерах с ограниченным участием — все, кто соответствует специальным условиям. Например, условием может быть наличие особенного оборудования или определенной квалификации.
По количеству этапов тендеры делятся на одноэтапные и двухэтапные.
В одноэтапных организатор тендера выбирает победителя только на основе полученных предложений — без дополнительных обсуждений и встреч с участниками.
В двухэтапных после первого этапа заказчик может отобрать пул интересных предложений, а на втором — выбрать из них победителя. Здесь заказчик в процессе тендера может уточнить требования к закупке, а участники — доработать заявку перед финальным отбором.
По способу закупок тоже несколько вариантов.
Аукцион. Здесь ключевой критерий — цена. Кто предложит ниже, тот и победил.
Конкурс. Побеждает участник, который предложил лучшие условия по тендеру. Например, если компания выбирает подрядчика для издания корпоративного календаря, она может оценивать предложенную концепцию и эскизы дизайнера.
Запрос котировок или цен. Как и в аукционе, победителем становится участник с самой низкой ценой. Разница в том, что сроки представления заявок в таком тендере сильно ограничены: обычно не больше недели.
Запрос предложений. Заказчик выбирает предложение с лучшими условиями. Но, в отличие от конкурса, сроки проведения такого тендера обычно не превышают 10 дней.
Закупка у единственного поставщика. В отличие от остальных видов, это неконкурентный способ закупки. Заказчик никого не выбирает, а отдает контракт определенному исполнителю. Это возможно, например, при закупке услуг у монополиста: железнодорожных перевозок у РЖД или отправки корреспонденции у Почты России.
У любого тендера несколько характеристик. Например, коммерческая компания может объявить открытый конкурс, а госучреждение — закрытый аукцион.
Кто может участвовать в тендерах
Главное — соответствовать требованиям, подать полный пакет документов и сделать лучшее предложение. Шансы на победу есть у всех.
Правда, нюансы для физлиц все равно есть. Они не смогут стать участниками закупок, где есть ограничения в условиях. Всего таких ограничений три:
Если компания сотрудничает с физлицом, то по закону она обязана платить НДФЛ и страховые взносы. Поэтому в таком случае исполнитель на руки получит сумму меньше, чем указана в контракте. Как участвовать в разных видах закупок — расскажем в отдельных статьях.
Как повысить шансы на победу в тендере
Победителем может стать любой участник, если он предложил лучшие условия и правильно подал документы.
Как молодой компании победить в тендере. Для победы в некоторых видах закупок, например в конкурсах, важны деловая репутация и опыт работы. При оценке заявок эти факторы принимаются во внимание наряду с ценой. Поэтому молодым компаниям в таких закупках победить сложно, особенно если конкурентов много. Но есть тендеры, в которых участники побеждают только потому, что оказались единственными, кто подал заявку по всем правилам.
Как победить, не снижая цену. Все зависит от тендера. Если это аукцион или запрос котировок, то низкая цена — ключевой фактор для определения победителя. Поэтому лучше сразу определить, до каких пределов вы готовы снижать цену.
Что такое тендерное сопровождение и нужно ли оно. Тендерное сопровождение — услуга, при которой специалисты помогают готовиться и побеждать в тендерах. Специалисты могут участвовать на всех этапах или только помочь найти подходящий тендер и собрать пакет документов.
Тендерное сопровождение — хороший выход, если еще никогда не участвовали в закупках.
Услуги предлагают как специализированные компании, так и частные специалисты по закупкам. Их можно найти, например, на «Авито», «Юду», « Профи-ру ».
Еще есть ресурс GZEX. Там все устроено как на любой бирже фрилансеров: заказчики оставляют задания, а исполнители предлагают свои услуги.
Частые проблемы тех, кто выиграл гостендер
Итак, вы решили заработать на госконтракте. Регистрируетесь на сайте Госуслуг, потом — в Единой информационной системе в сфере закупок, аккредитовываетесь на электронных площадках, открываете спецсчёт в банке и уже предчувствуете победу в торгах на электронной площадке, большие контракты и огромную прибыль.
Это всё так, но есть пара подводных камней. Мир закупок жесток к тем, кто плохо читает ТЗ, а малый бизнес и начинающие предприниматели как раз часто этим грешат.
В общем, на месте, где вы готовы подать заявку на участие в тендере, стоит немного притормозить и внимательно осмотреться по сторонам. Может оказаться, что ваши ближайшие конкуренты всё ещё подсчитывают убытки после тех граблей с госзакупками, на которые они наступили по неопытности раньше вас.
Попробую описать наиболее частые проблемы и то, как с ними работать.
Госконтракт — это большая ответственность
Госконтракт — это часто не только большие бюджеты, но и большие обязанности. Перед тем как бодро нырять с головой в этот очень специфический вид бизнеса, изучите нормы, которые регулируют торги. Так как законы и различные нормативы меняются достаточно часто, и зачастую не очень понятно, как какую норму толковать, стоит в первую очередь обратиться за помощью к торговой площадке. Как минимум вы будете уверены, что информация свежая.
В торгах это критично.
Не пытайтесь сразу выиграть тендер на много миллионов рублей. Чаще всего, если конкретная закупка кажется вам очень «вкусной» и совершенно свободной от конкуренции, то перечитайте условия особенно внимательно. Почти наверняка там будут какие-то очень специфические пункты, которые могут потом больно ударить по вашему бюджету. Всегда проверяйте, кто был поставщиком до вас. Будет очень неприятно, если после победы в торгах вы увидите, что до вас более крупный подрядчик провалил эту задачу и попал в «чёрный список».
Принцип № 1: используйте поиск на zakupki.gov.ru и обязательно изучите отменённые и завершённые тендеры вашего заказчика. Это поможет принять решение, стоит ли вообще брать эту задачу.
Считайте деньги правильно
Для начала определитесь, сколько вам вообще может понадобиться денег для того, чтобы начать работать над проектом. В отличие от коммерческих тендеров, где вы чаще всего сразу начинаете работу над проектом после подписания контракта, в сфере госзакупок в обязанности исполнителя может входить внесение денежных средств для обеспечения исполнения контракта и обеспечение заявок. Причём суммы могут быть весьма негуманными. Размер обеспечения не может превышать 30% от цены контракта и обычно равен примерно 10%. То есть вы вполне можете увидеть тендер с максимальной ценой в 90 миллионов рублей и обеспечением размером в 20 миллионов. Придётся просто взять и перевести большую сумму денег на счёт заказчика до завершения контракта. Для многих компаний будет практически невозможно изъять из оборота такие средства. Для решения этой проблемы созданы специальные финансовые инструменты, такие как банковские гарантии, например.
Не забывайте про нередко встречающуюся постоплату по всем этапам исполнения контракта. С этой проблемой поставщики сталкиваются постоянно. Малому бизнесу будет чуть проще — по закону ему должны заплатить в течение 15 дней после исполнения контракта. Всем остальным придётся ждать до 30 дней.
Не забудьте заложить в трудозатраты на подготовку документов по тендеру проведение аналитики и другие этапы подготовки.
Принцип № 2: сравните, что ещё можно было бы сделать на сумму обеспечения, и насколько для вас «больно» получить деньги через 30 дней после выполнения контракта. Возможно, это будет означать, что сильно «падать» по цене не получится.
Почта — это важно
Есть ещё один очень важный нюанс. Вы должны оперативно доставить акт выполненных работ заказчику, который может иметь офисы в самых удалённых уголках России. Сразу советую осуществлять все эти операции через электронный документооборот.
Если по каким-то причинам вы выбрали бумажный вариант, то сразу закладывайте нужную сумму на курьерскую доставку. Экстренно отправить документы из Ростова куда-нибудь в Улан-Удэ стоит весьма недёшево. Из-за задержек с подписанием бумаг вы можете получить неожиданные дополнительные расходы, например, с банковскими гарантиями, которые даются на определённый срок.
Особенно будьте внимательны в процедуре оформления актов сдачи-приёмки работ. Иначе возможны такие неприятные ситуации:
В акте сдачи-приёмки выполненных работ не стояла подпись заказчика. Не было и отметки о том, что он отказывается этот акт подписать. В документе была сделана только запись о неявке представителя заказчика на приёмку. Кроме того, акт не был направлен заказчику. Получилось ли у подрядчика взыскать оплату работ?
Кассация согласилась с апелляцией: заказчик оплачивать работы не должен. Подрядчик нарушил порядок сдачи-приёмки работ. Представленный акт не даёт оснований взыскать деньги, ведь у заказчика даже не было возможности направить мотивированный отказ от его подписания. Запись о неявке представителя заказчика на приёмку тоже не меняет сути дела: в договоре не было условия о том, что такая неявка освобождает подрядчика от обязанности направить акт.
Принцип № 3: у нас большая страна, но документы всё ещё часто нужны «на бумаге».
Как изменить условия контракта
Практически никак. Забудьте.
Это ключевая особенность госконтрактов. У них всегда очень жёсткие бюджет и требования. Существенных условий контракта, за отдельным небольшим исключением, вы изменить уже не сможете, поэтому очень важно изучить все детали ТЗ и проекта контракта ещё до момента участия в торгах.
Принцип № 4: будьте внимательны, особенно с ТЗ и поставленной задачей!
Истории «успеха»
ИП несёт личную ответственность
Два тюменских предприятия — ООО «Первый интегратор» и ИП Орлов — уличены в картельном сговоре. Они умудрились подать заявку с одного IP. Интересно, что в данной ситуации крайним оказался соучастник — ИП Орлов, а ООО «Первый интегратор» наказания не понесло, так как их представители в процессе сознались в сговоре. Сумма санкций для юрлиц составляет от 10 до 50% от максимальной начальной цены контракта, для должностных лиц — от 20 до 50 тысяч рублей.
Не самые грамотные, а иногда и просто недобросовестные заказчики допускают массу опечаток в формулировке ТЗ. Например, вы поставляете картриджи для принтеров. Или ремонтируете их. Не забывайте, что нередко вы можете встретить «катриджи». Тут ещё можно грустно вспомнить о качестве преподавания русского языка в некоторых школах. «Картреджи» тоже иногда встречаются. А вот замена части букв латиницей как своеобразная обфускация от поисковиков уже не пройдёт. Как вам вариант написания «Каptpидж»? Встроенный поисковик уже без проблем научился игнорировать подобные замены букв.
С НДС тоже не всё однозначно. Некоторые участники торгов используют УСН или другие режимы, не подразумевающие выплату НДС. Однако в постановлении от 15 октября 2018 г. по делу № А33-1406/2018 АС Восточно-Сибирского округа обязал выплатить НДС подрядчика на УСН. Мотивация была следующей:
Контракт по итогам торгов должен заключаться на объявленных условиях. В проекте контракта документации о закупке было указано, что в цену контракта включён НДС в размере 18%, который подлежит уплате независимо от применяемой продавцом системы налогообложения.
Сговор поставщиков — это однозначно плохо. А если они ещё и сидят с одного IP, то обычно ждать расплаты долго не приходится.
Нарушителям грозят штрафы до половины сумм контрактов. Супруги выиграли 16 аукционов.
Заказчиками выступили окружные филиалы ГКУ «Дирекция заказчика ЖКХ и благоустройства», ГБУ «Автомобильные дороги» (занимается уборкой дорог) и ГБУ «Жилищник» (проводит уборку дворов и тротуаров). В материалах закупок фигурируют поставка коммунальной техники и аренда легковых машин, но их львиная доля посвящена уборке, транспортировке и вывозу снега в СЗАО, а также содержанию снегоплавильных установок SND 900 Minipro.
Так, в решении ведомства говорится, что учредителем «Авеню», «Комтива» и «Атласа» выступал Виталий Переслегин, он же был создателем ИП, а другим предпринимателем и участником торгов стала его жена Татьяна Переслегина. Кроме того, по запросу у электронных торговых площадок выяснилось, что все шесть участников закупок поочерёдно использовали одни и те же IP-адреса и учётные записи на компьютерах при подаче заявок и подписании контрактов.
Резюме
Ключевые моменты, которые вас ждут, если вы решите работать в этой области: