Выход на ipo что это значит
Зачем компании проводят IPO: Плюсы и минусы
В последние несколько лет в интернете широко обсуждается тема IPO — выход компании на биржу часто рассматривается как подтверждение ее успешности. Несмотря на то, что часто так и бывает, выход на IPO имеет как свои очевидные преимущества, так и определенные минусы и сложности для компании — сегодня мы рассмотрим этот вопрос подробнее.
Что такое IPO
IPO (Initial Public Offering) — это первичное публичное размещение акций компании (эмиссия). Это значит, что компания в первый раз выпускает свои акции на рынок, чтобы их могли купить инвесторы, первоначально никак с ней не связанные. После выхода на биржу меняется статус компании — из частной (то есть, чьи акции не может купить любой желающий — для этого покупателю нужно лишь заключить договор с брокерской компанией, на Московской бирже можно работать через ITinvest), она становится публичной, а ее акции свободно торгуются на бирже и могут быть куплены кем угодно.
Зачем это нужно
Существует несколько основных причин, по которым компания может стремиться стать публичной. Среди них:
Проблемы открытости
Но не все так гладко, и получения статуса публичной компании влечет за собой и целый ряд сложностей. Одно из главных — необходимость разглашения информации о деятельности компании. Публичные компании обязаны периодически публиковать финансовые отчеты, которые показывают успешность или неуспешность ее деятельности и могут серьезно влиять на цену торгуемых на бирже акций.
Для того, чтобы соответствовать разнообразным требованиям регулирующих органов и успешно проходить регулярные аудиты, компаниям необходимо прилагать серьезные усилия, затраты на которые могут быть слишком существенными для не самого крупного бизнеса.
Кроме того, ожидания общественности и акционеров, которые заинтересованы в росте стоимости акций, могут тяжким грузом ложиться на плечи менеджмента компании. Это может приводить к тому, что руководители начнут работать над достижением краткосрочных целей, а не над решением задач, способствующих долгосрочному росту.
Как готовится IPO
Процесс подготовки к IPO — непростое дело, которое занимает от нескольких месяцев до года и стоит компании серьезных средств. Организовать процесс самостоятельно бизнесу довольно трудно, поэтому возникает необходимость в найме инвестиционного банка (или нескольких банков), которые будут заниматься подгтовкой. Такие банки называются андеррайтерами IPO.
После выбора банка представители финансовой организации и руководство компании договариваются о параметрах будущего размещения: цене акций, которые будут выпущены в свободное обращение, их тип, общую сумму средств, которые планируется привлечь.
По итогам переговоров подписывается соглашение. После этого андеррайтер передает инвестиционный меморандум в регулирующий орган страны, на биржевой площадке которой будет осуществляться размещение акций. В США это комиссия по ценным бумагам (SEC), а в нашей стране — Банк России. В этом меморандуме содержится подробная информация о предложении и компании — финотчетность, биографии руководства, существующие юридические проблемы организации, список текущих акционеров и цель привлечения финансирования. После этого представленные данные проверяются, в случае необходимости запрашивается дополнительная информация. Если все корректно, то назначается дата IPO.
Кому еще выгодно проведение IPO
Андеррайтеры не только готовят IPO, но и являются одними из первых игроков, которые получают от всего этого процесса выгоду. Они вкладывают в подготовку размещения собственные средства, взамен получая возможность «купить» акции компании еще до того момента, как они официально попадут в листинг биржи. При этом цена, по которой акции покупает андеррайтер по условиям соглашения с компанией обычно ниже, чем финальная цена, устанавливаемая для IPO — на этой разнице банк и зарабатывает. Поэтому в случае перспективной компании, конкуренция среди потенциальных андеррайтеров за право провести ее размещение, может быть крайне серьезной.
Чтобы максимизировать свою прибыль, банки-андеррайтеры также вкладываются в продвижение предстоящего размещения — для этого, в том числе, организуются специальные road show, в ходе которых информация о компаниях предоставляется крупным и перспективным инвесторам, иногда из разных стран. Им также предлагают купить акции еще до начала торгов (allocation). К примеру, вот такие города менеджменту российских компаний, стремящихся на IPO, советуют посетить с road show эксперты Московской биржи:
Выгодно проведение IPO и самим биржам — размещение крупных и перспективных компаний позволяет повысить общую ликвидность и объём торгов, а значит, больше заработать на комиссии. Поэтому среди биржевых площадок также идет серьезная конкуренция за перспективные IPO — представители площадок выступают перед менеджментом компаний, объясняя плюсы размещения акций именно у них.
Где проводят IPO российские компании
Крупнейшей российской биржей является Московская, и компании из нашей страны периодически проводят там собственные размещения. Размещения на Московской бирже проводят компании различных отраслей — например, финансовой, лизинговой, продавцы зерна и технологические компании (например, летом 2014 года дополнительное размещение акций там провел «Яндекс»).
При этом существует возможность проведения размещения с так называемым «международным компонентом» — в этом случае компания организовывает размещение не только на Московской бирже, но и предлагает акции на зарубежной площадке. Юридические аспекты проведения IPO на Московской бирже представлены в этом документе.
В 2012 году Московская биржа публиковала подготовленную аналитиками Sberbank CIB статистику, иллюстрирующую географический состав инвесторов в IPO российских компаний:
При этом большая часть размещений акций российских компаний все же происходит за рубежом. По данным аналитической компании PWC, в период с 2005 по 2014 год, российские компании провели 117 IPO, при этом только 37 из них пришлись на Московскую биржу. Больше всего первичных размещений (67) было осуществлено на Лондонской бирже (LSE), примерно одинаковый интерес российских компаний в этот период вызывали биржи Nasdaq, Deutsche Börse, NYSE и Hong Kong Stock Exchange:
Заключение
IPO — это работающий инструмент, который позволяет компаниям привлечь деньги для серьезного развития на более выгодных условиях, чем могли бы предложить частные инвесторы. Однако размещение акций на бирже несет в себе не только плюсы, но и минусы, дает не только положительный PR, но и может становиться причиной появления волн критики, если цена на акции в итоге падает ниже уровня старта торгов.
Именно последний пункт часто называют причиной того, что в США технологические компании стали реже выходить на IPO (число таких размещений сейчас на нижнем уровне с 2008 года) — руководство таких организаций отпугивает опыт предшественников, которые с большой помпой провели IPO, а потом их акции в ходе торгов не показали хороших результатов.
В итоге, руководители многих компаний предпочитают оставаться в частном формате и не становиться публичными, пишет издание The Wall Street Journal. В таких условиях и первоначальным инвесторам компаний может быть выгоднее найти покупателя самостоятельно, а не открывать продажу для любого желающего.
Что такое IPO: как компания выходит на биржу
Каждая компания стремится привлечь капитал для развития своего бизнеса. На начальном этапе — в стадии стартапа — компании сложно привлечь банковский кредит или найти «доброго ангела», готового вложиться в ее развитие. И тогда фирма выпускает акции, которые предлагаются инвесторам. Каждый, кто купит акцию стартапа, становится его совладельцем.
Первичное публичное размещение акций, или IPO (Initial Public Offering), — первая публичная продажа акций компании неограниченному кругу лиц. Компания выпускает акции и размещает их на бирже, а любой желающий инвестор или инвестиционный фонд может приобрести бумаги. Процесс этот затратный, однако если размещение акций пройдет успешно, компания сумеет привлечь сотни тысяч, миллионы, а то и миллиарды долларов.
После того как компания задумалась о первичном выпуске акций в обращение на бирже, начинается предварительный этап IPO.
По результатам проведенного анализа компания решает, выгодно ли ей выводить свои акции на публичные торги. Совет директоров, взвесив все за и против, должен дать заключение, выходить на IPO или нет. Если да, то компания подписывает договор с андеррайтером — и начинается следующий, подготовительный этап IPO.
Андеррайтер оценивает компанию и с учетом рыночных условий определяет параметры предстоящего IPO: сколько всего акций будет выпущено и по какой начальной цене, а также когда лучше всего выпустить бумаги на биржу.
Затем андеррайтер готовит инвестиционный меморандум для регулирующего органа той страны, в которой пройдет IPO. В России работу на фондовых биржах контролирует Банк России, в США — комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC).
В инвестиционном меморандуме содержится подробная информация о компании: данные о руководстве и акционерах, финансовая отчетность, дивидендная политика. Компания также должна объяснить, для чего она решила привлечь средства. Если предоставленная в меморандуме информация удовлетворяет всем требованиям регулирующего органа, то назначается дата IPO.
И наконец, запускается рекламная кампания — чтобы повысить интерес инвесторов к размещаемым бумагам. Представители компании встречаются с потенциальными инвесторами и брокерами во время поездки по крупным мировым финансовым центрам, таким как Лондон, Нью-Йорк, Гонконг или Токио. В таком «дорожном шоу», или Road Show, менеджмент раскрывает инвесторам показатели компании и данные по размещению акций. Road Show обычно длится две-три недели.
Во время Road Show происходит сбор предварительных заявок на акции эмитента. Крупные инвесторы получают право покупки акций до их официального размещения. По собранным заявкам андеррайтер получает информацию о том, сколько акций инвесторы готовы купить и по какой цене. Андеррайтер, кстати, обладает преимущественным правом покупки акций до IPO с дальнейшей их перепродажей после размещения.
Стоит ли покупать акции в первые дни IPO
Покупать акции в первые дни IPO очень рискованно. Частные инвесторы не владеют исчерпывающей информацией о компании. Каковы ее финансовые показатели, широкой аудитории неизвестно — ведь только после выхода на биржу эмитент обязан предоставлять свою финансовую отчетность. В этом смысле покупка акций при IPO больше похожа на лотерею.
Кроме того, в первые дни размещения котировки акций обычно подвержены сильным колебаниям. Поэтому аналитики рекомендуют покупку акций лишь спустя некоторое время после их размещения — когда цена бумаг стабилизируется.
Начать инвестировать можно прямо сейчас на РБК Quote. Проект реализован совместно с банком ВТБ.
Стоимость компании на рынке, рассчитанная из количества акций компании, умноженного на их текущую цену. Капитализация фондового рынка – суммарная стоимость ценных бумаг, обращающихся на этом рынке. Лицо, выпускающее ценные бумаги. Эмитентом может быть как физическое лицо, так и юридическое (компании, органы исполнительной власти или местного самоуправления). Финансовый инстурмент, используемый для привлечения капитала. Основные типы ценных бумаг: акции (предоставляет владельцу право собственности), облигации (долговая ценная бумага) и их производные. Подробнее Регламентированный рынок, где встречаются продавцы и покупатели, торгующие различными активами: акциями, облигациями, валютой, фьючерсами, товарами. Стать участником торгов на бирже может каждый – для этого нужно открыть брокерский счет. Каждая сделка заключается по рыночной цене, совершается практически мгновенно, а также регистрируется и контролируется. Подробнее Долговая ценная бумага, владелец которой имеет право получить от выпустившего облигацию лица, ее номинальную стоимость в оговоренный срок. Помимо этого облигация предполагает право владельца получать процент от ее номинальной стоимости либо иные имущественные права. Облигации являются эквивалентом займа и по своему принципу схожи с процессом кредитования. Выпускать облигации могут как государства, так и частные компании. Инвестиции — это вложение денежных средств для получения дохода или сохранения капитала. Различают финансовые инвестиции (покупка ценных бумаг) и реальные (инвестиции в промышленность, строительство и так далее). В широком смысле инвестиции делятся на множество подвидов: частные или государственные, спекулятивные или венчурные и прочие. Подробнее Процедура включения ценной бумаги в список торгуемых на бирже активов.
Как компании выйти на IPO и зачем это нужно
Время прочтения материала: 7 минут.
Для чего нужен выход на IPO
2. Репутация. На известных биржах не котируются акции предприятий с плохими финансовыми показателями. Ведь за их деятельностью следят органы-регуляторы, которые «присуждают» фирмам высокий рейтинг.
4. Конкуренция. Дает огромное преимущество на рынке, в том числе и международном.
5. Акции компании. Плюс наличия публично торгуемых акций компании — возможность предлагать бумаги топ-менеджерам, таким образом переманивая лучших специалистов к себе. Помимо этого, акции могут быть использованы в ходе сделок по поглощению и слиянию, а также как залог при взятии кредита в банке.
Сколько это стоит и кто этим займется?
Андеррайтерами выступают опытные инвестбанки, они готовят бумаги, коммуницируют с регулирующими органами, и организовывают рекламную кампанию для поиска инвесторов. После того, как банк нанят, между их представителями и руководством компании проходят переговоры, в ходе которых определяется цена акций, предлагаемых для покупки, их тип, и общая сумма средств, которые планируется привлечь. Компания должна подать все документы: финансовую отчетность, биографии руководства, перечислить существующие юридические проблемы, назвать цель привлечения средств и раскрыть список текущих акционеров. Если фирма перспективная, инвестиционные банки могут даже конкурировать между собой за предоставление услуг организации IPO. Аналогично и биржи. Их выгода в том, что инвестбанки вкладывают свои средства в организацию IPO и «покупают» акции компании, до того, как они окончательно попадут в листинг биржи, они зарабатывают на разнице цены акций. Для бирж появление ценной компании в листинге означает повышение общей ликвидности и объёмов торгов.
Еще андеррайтеры часто проводят рекламную кампанию (Road Show), в ходе которой представляют собранную ранее информацию о финансовых показателях компании перспективным инвесторам. Обычно Road Show устраивается для крупных игроков. Часто им предлагают купить акции до начала официальных торгов.
Какие есть проблемы?
Из минусов можно выделить: серьезные финансовые расходы, ведь не у всех есть лишний миллион баксов для выпуска ценных бумаг. Также после выхода на биржу усиливается внимание к компании со стороны регулирующих органов — существует большое количество требований как государства, так и самих биржевых площадок, которые нужно исполнять.
А у наших как с этим дела?
Для начала стоит отметить, что российские и украинские компании чаще выходят на зарубежных биржах, потому что большие капиталы на Западе. На наших площадках не много инвесторского энтузиазма: рынок на порядок меньше, а бОльшая часть активов бизнесменов размещена в офшорах или западных фондах и банках. Но если и выходить на зарубежную биржу, не факт, что со временем это окупится и привлечет много денег. Например, статистика показала, что многие украинские компании, разместившие свои акции на мировых рынках, за несколько лет потеряли в цене, и лишь малая часть подорожала. У компаний из России ситуация получше. Но все же, т.к. экономики обеих стран не стабильны, это прямо влияет на ситуацию российских и украинских компаний на биржах.
Что такое IPO и зачем это нужно
В сети можно часто встретить истории о том, как компании вышли на биржу и провели IPO, по итогам которых основатели бизнеса стали миллиардерами. Тем не менее, не все знают о том, какой объём работы стоит за этим процессом перехода компании от частной к публичной. Сегодня мы рассмотрим этот процесс по шагам.
Что такое IPO
Когда компания хочет предложить свои акции широкой общественности, она проводит IPO(Initial Public Offering – IPO). Соответственно, статус организации меняется — вместо частной (акционером не может стать любой желающий) она становится публичной (акционером может стать любой желающий).
У частных компаний могут быть акционеры, но их не так много, и такие компании сталкиваются с требованиями регулирующих органов, отличных от тех, которые предъявляются к публичным. Процесс подготовки первичного размещения акций IPO) занимает от нескольких месяцев до года и стоит компании довольно существенных средств.
Подробнее об организации IPO на Московской бирже читайте здесь.
Зачем компании проводят IPO
Все дело в деньгах — компания хочет привлечь средства. После получения эти деньги могут использоваться для развития бизнеса или, к примеру, реинвестиций в инфраструктуру.
Первые шаги при подготовке к IPO
Компания, которая собралась на биржу, нанимает инвестиционный банк (или несколько банков), которые будут заниматься процессом организации IPO. Теоритически, возможно организовать торговлю своими акциями и самостоятельно, но на практике так никто не поступает. Банки, занимающиеся организацией IPO, называются андеррайтерами.
После того, как банк нанят — например, Goldman Sachs или Morgan Stanley — между их представителями и руководством компании проходят переговоры, в ходе которых определяется цена акций, предлагаемых для покупки, их тип, и общая сумма средств, которые планируется привлечь.
После того, как подписано соглашение между компанией и андеррайтером, последний подает инвестиционный меморандум в регулирующий орган конкретной страны. В США — это Комиссия по ценным бумагам (SEC), а в России – Банк России. В этом документе содержится подробная информация о предложении и компании — финансовая отчетность, биографии руководства, перечисляются существующие юридические проблемы организации, цель привлечения средств и раскрывается список текущих акционеров компании. Затем регулирующий орган проверяет представленную информацию, и, в случае необходимости, запрашивает дополнительные данные. Если вся информация корректна, то назначается дата IPO, а андеррайтер готовит все финансовые данные компании.
В чем интерес андеррайтеров
Инвестиционные банки вкладывают свои средства в организацию IPO и «покупают» акции компании, до того, как они окончательно попадут в листинг биржи. Банки зарабатывают на разнице между ценой акций, которую они уплатили до IPO, и той ценой, которая устанавливается на момент старта торгов. Когда на IPO выходит перспективная компания, конкуренция банков за право стать андеррайтором её IPO может быть очень серьезной.
Для привлечения интереса к IPO андеррайтеры часто проводят рекламную кампанию (Road Show), в ходе которой представляют собранную ранее информацию о финансовых показателях компании перспективным инвесторам, иногда даже в разных частях света. Обычно Road Show устраивается для крупных инвесторов. Часто таким инвесторам предлагают купить акции до начала официальных торгов — этот процесс называется allocation.
Цена акций, биржа
При приближении даты IPO, андеррайтер и компания, выходящая на биржу, договариваются о цене акций. Цифра может зависеть от множества факторов: перспективности самой компании, результатов Road Show и текущей рыночной ситуации.
Аналогично с андеррайтерами, за размещение крупных и перспективных компаний конкурируют и биржи, для которых появление такой компании в листинге означает повышение общей ликвидности и объёмов торгов. Также играет свою роль и престиж. В случае такой популярной компании, представители бирж выступают перед её руководством, объясняя плюсы размещения акций на своей площадке.
Покупка акций при IPO
Частные инвесторы никак не могут купить акции компании до официального старта торгов. Часто в первые дни торгов акции новых компаний подвержены сильным колебаниям, поэтому обычно аналитики советуют не торопиться с совершением сделок, а выждать пока цена установится на более или менее стабильном уровне.
Почему российские компании проводят IPO за границей
В последнее время российские компании стали проявлять определенную активность и на Московской бирже («Яндекс» провел дополнительное размещение акций, а «Дождь», «Большой город» и Slon.ru планируют объединиться в холдинг и осуществить IPO). Тем не менее, большая часть биржевой активности российских компаний происходит за рубежом.
Вот что на этот счет думает главный экономист ITinvest Сергей Егишянц:
Всё очевидно: капиталы на Западе — поэтому там и размещают свои ценные бумаги компании со всего мира, в том числе российские. В последнее время набирают популярность IPO в КНР — потому что местный рынок капитала тоже раздулся до изрядных масштабов, поэтому привлечь китайские деньги стремятся многие.
На российские площадки западные и восточные инвесторы не спешат — по многим причинам (защита прав собственности не вызывает энтузиазма, ёмкость рынка на порядки меньше и т.п.). Теоретически, конечно, и в России капиталов немало, но это только если смотреть формально: ясно же, что большая часть свободных (!) активов, которыми владеют крупные бизнесмены и некоторые политики, размещена отнюдь не на счетах в Сбербанке, а в западных офшорах, фондах и банках. В подобных условиях поведение российских фирм, ищущих размещения на Западе, вполне естественно.
IPO российсих компаний в 2005-2013 гг. Источник данных: PWC
Плюсы и минусы проведения IPO
Сам факт проведения IPO для компании обычно позитивен, ведь это означает, что она достаточно выросла, чтобы претендовать на привлечение капитала подобным способом — к нему прибегают только тогда, когда нужно действительно много денег на масштабное расширение. Кроме того, публичные компании привлекают куда больше внимания, что облегчает им найм персонала и процесс маркетинга.
Среди недостатков IPO можно отметить усиливающее после выхода на биржу внимание к компании со стороны регулирующих органов — существует большое количество требований как государства, так и самих биржевых площадок, которые компании, торгующиеся на них, должны исполнять. В частности это касается выпуска финансовой отчетности. Кроме того, основатели компании не всегда могут после IPO сразу продать свои акции и стать миллионерами, поскольку это может снизить их курс и капитализацию бизнеса.
Что такое IPO и как на нем заработать
В России такой инструмент как IPO был долгое время малоизвестен, но в этом году о нем, наконец, узнали, многие. Сам термин IPO пришел из-за границы, а точнее из Соединенных Штатов Америки. IPO — это аббревиатура, которая расшифровывается как Initial Public Offering.
На русский это переводят как «первичное публичное предложение» или «первичное публичное размещение акций».
По сути IPO — это продажа акций частной компании и, таким образом, превращение ее в публичную компанию. Обычно собственники бизнеса продают долю в компании (например, 20% или 30%).
Результат IPO: акции частной компании проходят листинг (размещение) на бирже, после чего та становится публичной. После этого любой клиент биржевого брокера получает возможность свободно купить или продать эти акции.
Важно отметить, что IPO — это строго регламентированная процедура, ее правила определяют как законы, так и неформальные правила фондового рынка. Подробно о порядке IPO пойдет речь ниже.
В 2008-2009 гг. грянула Великая рецессия. В период с 2009 по 2013 годы российские компании провели 40 размещений, а с 2014 по 2018 гг. — всего 11 IPO. В 2018 году ни одна российская компания не прошла через эту процедуру. Данные могут разниться, но тенденция налицо. 2020 год ознаменовался оживлением с точки зрения IPO: прошло три размещения российских компаний: «Совкомфлот», «Самолет» и Ozon.
Коротко IPO — это способ для компании получить дополнительное финансирование. Можно провести следующую аналогию. Семья принимает решение сделать какую-то крупную покупку — например, автомобиль или квартиру. Однако в семье недостаточно накоплений. Популярный выход из этой ситуации — взять кредит в банке. Кредит является капиталом, который привлекает семья.
Так и у компаний могут быть планы, на реализацию которых им нужны значительные средства. Например, речь может идти об обновлении оборудования (если это промышленное предприятие), разработке нового программного продукта или проведении дорогостоящих научных исследований. У компании может не быть достаточно средств для реализации этих планов. Тогда она может обратиться в банк за кредитом. IPO является альтернативой кредиту: компания достаточно быстро получает необходимую сумму за счет продажи доли акций.
Преимущество этого подхода очевидно: нет необходимости отдавать взятую сумму, еще и с процентами. С другой стороны, если до IPO компания является частной и обязана отчитываться о своей деятельности только государству, то после IPO она становится публичной. Для публичных компаний в любой стране, включая Россию, предусмотрены строгие правила финансовой отчетности: публичные компании, оправдывая свой статус, открыто публикуют подробные финансовые данные о работе своего бизнеса.
Помимо денег, вырученных от продажи акций, компания также может рассчитывать на рост цены своих акций. Ведь если до размещения на бирже ее акции нельзя было свободно купить, то после него доступ к акциям получают буквально сотни тысяч людей — как профессиональные инвестиционные организации, так и простые клиенты брокеров.
Поэтому и цена акций публичной компании определяется ситуацией на рынке. Если компания перспективная, то спрос на ее акции будет высокий. Чем выше спрос, тем выше цена акций.
Не стоит забывать и о выгоде, которую получают собственники бизнеса: если растет цена акций, значит, растет и стоимость каждой доли собственности. Кроме того, сейчас нередки случаи, когда сотрудники компании получают акции компании в качестве поощрения за свои достижения (обычно через процедуру опциона).
В целом компания после IPO компания становится известной — о ней пишут СМИ, ей интересуются инвесторы и те, кто следят за фондовым рынком. Статус публичной компании — это престиж. Существуют и другие преимущества: возможность использовать акции в качестве залога для получения кредита или для оплаты сделок по поглощению и так далее.
Конечно, компаниям отнюдь не обязательно проводить IPO, чтобы получить деньги. Компаниям, которые основаны недавно и находятся только в начале пути, не нужно много денег — у них мало сотрудников и затрат. В таком случае основатели могут продать свои акции одному или нескольким профессиональным инвесторам, которые взамен дадут на развитие, например, несколько миллионов долларов. Такие инвестиции называются венчурными. Но по мере роста компании увеличиваются ее потребности. Наступает момент, когда на дальнейшее развитие нужно столько денег, что небольшой группы частных инвесторов уже не хватает. Именно тогда компания решается на IPO.
Подготовка к IPO — это длительный путь, который может занять не один год.
Для начала, компания должна обладать несколькими характеристиками. Во-первых, у нее должны товары или услуги, которые она уже успешно продает или планирует продавать в будущем. Во-вторых, у нее должна быть сильная команда и именитые инвесторы, которые помогают им развиваться. В-третьих, компания должна сформулировать конкретные цели развития и рассчитать объем средств, необходимый для их достижения. Именно на эти цели и планируют привлекать деньги через IPO. Наконец, у компании должны быть средства, чтобы провести IPO, ведь эта процедура требует серьезных затрат.
Следует отметить, что на IPO может выйти далеко не любая компания. Это должен быть исключительный бизнес, который имеет четкие конкурентные преимущества, определенную историю успеха или четкие перспективы, которые ведут компанию к успеху. Это необходимо, чтобы заинтересовать потенциальных участников IPO — инвесторов, которые покупают и продают акции на бирже. Если компания небольшая и не обладает конкурентными преимуществами, то никто ее акции не купит — смысла выходить на IPO нет.
Если компания подходит под все эти критерии, а ее руководство принимает решение о проведении IPO, начинается этап подготовки к размещению. Чтобы подготовиться к IPO должным образом, компания нанимает андеррайтера — профессиональную финансовую организацию, которая выступает консультантом по всей процедуре подготовки к IPO. Однако их главная задача — создать ажиотаж вокруг IPO и продать весь пакет акций. За свою работу андеррайтер получает солидные комиссионные, которые могут доходить до нескольких процентов от конечной суммы IPO. Учитывая, что IPO исчисляются сотнями миллионов долларов и даже миллиардами, получается существенная сумма.
Сначала андеррайтер собирает всю финансовую информацию о компании, на основе которой проводится оценка всего бизнеса. Оценка — это фактически стоимость компании. Исходя из оценки определяется цена одной акции и их общее количество, а также доля, которую нужно продать. Также андеррайтер помогает компании-клиенту нанять специальных топ-менеджеров, которые помогают подготовить ее к IPO.
Финансовый отчет, который создает андеррайтер, ложится в основу проспекта эмиссии (выпуска акций) — документа, где подробно расписаны все параметры IPO. Проспект эмиссии после публикации служит главным источником информации о компании для инвесторов. По данным, указанным в проспекте, инвесторы оценивают, стоит ли им участвовать в IPO, и какова потенциальная доходность ценных бумаг. Также в заявлении указывается точный день проведения IPO.
С помощью андеррайтера компания подает проспект и другие документы вместе с заявлением о проведении IPO в государственный орган, который регулирует финансовую отрасль в данной стране. В США регулированием размещений на бирже занимается Комиссия по ценным бумагам и биржам. Список всех заявлений на IPO можно найти на ее сайте.
До подачи заявления в Комиссию подготовка к IPO — это коммерческая тайна, которая не выходит за пределы компании. Подача заявления знаменует собой начало публичной части IPO. Раньше законы США обязывали Комиссию по ценным бумагам публиковать все заявления о проведении IPO сразу после их подачи. С недавнего времени компания может подать заявление конфиденциально, и публичной информация о нем станет только после того, как заявку одобрят чиновники. Так или иначе, после подачи заявления на проведение IPO о нем впервые узнает рынок и потенциальные инвесторы.
Если регулятор (в данном случае — Комиссия по ценным бумагам) одобряет проведение IPO, компания при поддержке андеррайтера начинает так называемое «дорожное шоу» — серию мероприятий, на которых происходит презентация компании и ее IPO потенциальным инвесторам. Подобные встречи закрыты для сторонней публики. Главная цель «дорожного шоу» — получить как можно заявок на покупку акций в рамках IPO. Ведением списка заявок также занимается андеррайтер. Вместе с тем, компания стремится получить как можно больше освещения своего IPO, чтобы «подогреть» к нему интерес на рынке — это позволяет повысить спрос на акции после их размещения.
В конечном итоге Комиссия по ценным бумагам объявляет о том, что заявление об IPO вступило в силу, его регистрации завершена. Объявляют количество акций и стоимость, точнее, диапазон цены акции, по которой компания желает ее продать. Если на рынке возникает ажиотаж, инициатор IPO может повысить цену акций или их количество.
В день IPO происходит листинг акций компании на бирже. Если расчеты компании оказались верны, то спрос на ее акции оказывается большим. Значит, растет и цена акций. Например, в первый день торгов после IPO цена акций компании Ozon выросла почти на четверть.
Любопытно, что андеррайтер — главный распорядитель акциями, продаваемыми на IPO, — имеет «запасной план» для стабилизации ситуации. Обычно компания передает андеррайтеру больше акций, чем размещается на бирже: если спрос слишком высок, тогда андеррайтер может продать дополнительное число ценных бумаг. Если, наоборот, спрос будет низким, то для стимулирования торгов андеррайтер выкупает часть акций с рынка. В первое время торговля новой акцией волатильна (то есть цена меняется резко и часто), однако по истечении нескольких месяцев ситуация обычно стабилизируется.
Хотя на слуху находятся истории успеха, связанные с IPO, далеко не все размещения прибыльны. Одно из самых знаменитых фиаско произошло с хорошо известной компанией Uber, которая произвела революцию на рынке такси.
Долгое время эта компания была частной. IPO Uber состоялось в 2019 году, торги акциями начались 10 мая. Но в тот момент американский фондовый рынок находился в состоянии коррекции (снижения) — в результате акции Uber начали дешеветь.
За 2 дня они потеряли в цене около 12%. Хотя для инвесторов это не критический убыток, тогда Uber стоил уже примерно 62 миллиарда долларов, и падение котировок акций привело к снижению капитализации примерно на 14 миллиардов долларов. Впрочем, в конечном итоге Uber все-таки отыграл падение.
Главный стимул для инвесторов участвовать в IPO — возможность заработать выше рынка. Ведь биржевые размещения способны принести прибыль в десятки процентов за считанные недели и даже дни.
С другой стороны, высокая прибыль означает высокий риск. Главный риск — это, как в случае с Uber, обвал цены после размещения на бирже. Причем, причиной может стать неблагоприятная ситуация на рынке, и ее невозможно до конца спрогнозировать. Еще один серьезный риск для инвестора — это перенос компанией IPO или вовсе отмена размещения.
Раньше участие в IPO было доступно только «избранным» инвесторам, обладающим крупным капиталом. Постепенно эта сфера стала более демократичной: минимальный порог входа постепенно снижался. Это значит, что у небольших инвесторов появилось гораздо больше возможностей приобрести акции в ходе публичного размещения.
Этому способствовали и цифровые сервисы. Большинству пользователей стали доступны приложения для инвестиций в ценные бумаги через биржевых брокеров. Кроме того, в России упростили законодательство о доступе на фондовый рынок. Все это привело к стремительному увеличению числа инвесторов. Так, к декабрю 2020 года на Московской бирже было зарегистрировано уже 8 миллионов счетов индивидуальных инвесторов.
«Цифровая революция» коснулась и сферы IPO. Однако есть нюансы. Как уже было сказано выше, российские компании редко выходят на биржу. В этом году произошло всего два таких IPO.
Первое размещение принадлежит компании «Совкомфлот». Это ведущая мировая судоходная компания. Она специализируется прежде всего на морских перевозках углеводородов (нефти, нефтепродуктов и СПГ). Также компания участвует в добыче нефти и газа на море.
«Совкомфлот» объявил об IPO осенью 2020 года. 7 октября, в первый день торгов цена акций «Совкомфлота» снизилась на 12%. После этого им удалось отыграть часть падения, но, по сути, инвесторы ничего не заработали с IPO. Этот пример отражает не лучше состояние российского рынка IPO и экономики в целом.
Несмотря на это, в IPO «Совкомфлота» активное участие приняли розничные инвесторы. Произошло это потому, что инвестировать в размещение можно было через биржевых брокеров — в России ими выступают банки. Например, «Тинькофф» и «ВТБ». Минимальная сумма инвестиции через «ВТБ» составляла всего 1000 рублей. В итоге, 15% всех бумаг на IPO купили именно розничные инвесторы.
Другой пример — Ozon. Эта компания — лидер в электронной коммерции и крупнейший в стране интернет-магазин. Однако Ozon решил, как и некоторые другие российские компании, проводить размещение не в России, а за рубежом. А именно, на фондовой бирже в Нью-Йорке. Главная причина — несравненно больший размер американского рынка IPO, наличие большого числа активных инвесторов и общий интерес к успешным компаниям из IT-отрасли. Однако одновременно с IPO в Нью-Йорке компания провела размещение депозитарных расписок на Московской бирже.
В итоге ставка Ozon на рынок США оправдалась: на продаже почти 20% акций компании удалось выручить около 1,3 миллиардов долларов, а не 950 миллионов долларов, как планировалось. Это значит, что на акции Ozon был такой высокий спрос, что акции продавались по цене выше официальной оценки. Об ажиотаже говорит рост котировок акций Ozon почти на 25% сразу же после размещения.
Таким образом, эти два примера показывают разницу между IPO в России и в США. Приходится признать, что в Соединенных Штатах как для компании, так и для инвестора возможность заработать намного выше.
United Traders — компания, которая специализируется на инвестициях в американские IPO. Происходит это, как и у банковских брокеров, через цифровой сервис — специальную платформу, которой управляет компания. Чтобы начать пользоваться платформой United Traders, нужно на ней зарегистрироваться и пополнить свой счет (с карты или банковским переводом) — после этого можно начать выбор доступных на сайте компаний, в которые можно инвестировать.
United Traders является самым «демократичным» сервисом для инвестиций в IPO. Эта компания — единственная, где минимальная сумма вложений начинается от стоимости всего одной акции. На IPO цена одной акции редко когда превышает 50 долларов. В то же время, компания настоятельно рекомендует отправлять заявки на гораздо большие суммы — например, не одну акцию, а десять.
Это связано с механизмом распределения акций на IPO. Если заявок на акции подано больше, чем продает компания, тогда каждому участнику выдается лишь доля от его заявки. С учетом настоящего ажиотажа вокруг IPO в США эта доля может составлять 10%. Соответственно, если аналогичная доля заявки инвестора не соответствует цене хотя бы одной акции, то акций он не получает в принципе. Не стоит беспокоиться насчет остальной части заявки — средства без каких-либо вычетов возвращаются на счет.
Подавляющее большинство IPO, которые размещаются на платформе United Traders — это известные и инновационные компании из Кремниевой долины. Именно у них по статистике самые большие шансы получить высокую доходность. United Traders предоставляет услуги по инвестициям в IPO с 2015 года. Только в 2020 году на платформе было размещено более 50 IPO.
Актуальные данные по всем размещениям на сайте UT можно посмотреть в этой таблице. Важно отметить, что компания не продает акции клиентам напрямую, однако покупает определенное число бумаг для клиента на свое имя.
Все обязательства перед инвестором фиксируются в его личном кабинете: в любой момент пользователь может посмотреть, сколько акций и каких компаний есть на его балансе, и какова их текущая стоимость. Платформа — это лишь инструмент, все решения пользователь принимает самостоятельно.
Вместе с тем, у каждой инвестиции в IPO есть конкретные сроки. С одной стороны это, как было сказано выше, дата размещения акций компании на бирже — она известна заранее. С другой, есть и дата окончания IPO. Дело в том, что по законам США инвесторы, принявшие участие в IPO, не могут продать купленные акции в первый же день торгов, чтобы не обвалить их цену. Поэтому они обязаны держать их у себя в течение так называемого «локап-периода», который обычно составляет 90 дней.
Когда локап-период заканчивается, United Traders автоматически продает все акции клиентов, приобретенные на IPO, тем самым закрывая инвестицию. Хотя при желании пользователь может закрыть инвестицию досрочно — например, если цена акций после IPO начинает резко снижаться.
Важно отметить, что United Traders отбирает для своей платформы компании, собравшиеся размещаться на бирже. На сайт попадают только те IPO, у которых потенциально может быть самая высокая доходность. Выясняют это эксперты компании в ходе анализа. Компания ведет такую политику намеренно: основную прибыль она получает от комиссий с прибыли, которую зарабатывают пользователи платформы. Поэтому United Traders важно, чтобы ее клиенты заработали как можно больше. Такой исход выгоден и компании, и инвесторам.
Помимо IPO на платформе United Traders есть и другие типы инвестиций. Так, это единственное место, где можно вложить небольшую сумму в закрытую (непубличную) компанию из Кремниевой долины, которая еще не вышла на биржу. Через United Traders можно вложиться в Impossible Foods, стоявшую у истоков производства искусственного мяса, платформу для онлайн-обучения Udemy, сервис для бизнес-аналитики ThoughtSpot и другие компании. Финал инвестиций в частные компании — то же IPO и получение прибыли от него.
Пришло время рассказать, размещения каких компаний обещают стать самыми громкими в 2021 году. Информация взята из календаря IPO United Traders.