Выготский считал что правильно организованное воспитание догоняет развитие
4. Взаимосвязь воспитания и развития человека в различные возрастные периоды
Для педагогов-практиков (исключая специалистов в области дошкольного воспитания) разделение на периоды развития целесообразно в соответствии со структурой школьного обучения, ведь структура средней общеобразовательной школы соответствует представлениям физиологов и психологов о периодизации развития детей в школьном возрасте.
Первый период объединяет все дошкольное детство. В этот период развитие ребенка фактически полностью определяется внешними воспитательными воздействиями. Направление внутренних, присущих ребенку побудительных стремлений определяется характером и направленностью воспитательных влияний среды, воспитателей и особенностями наследственно-генетической структуры организма (последние тоже можно отнести к внешним факторам по отношению к формирующейся личности: ребенок их не выбирает, повлиять на них не в состоянии). Деятельность детей в этом возрасте организуется взрослыми, возможности детей здесь еще настолько незначительны, что в практическом плане можно допустить утверждение о почти полной зависимости ребенка от внешних факторов.
Младший школьный возраст, продолжающийся в первые 4 года школьного обучения (от 6-7 до 9-10 лет), характеризуется равновесием, равнозначностью внешних влияний на развитие ребенка и внутренних побудительных стимулов. Связано это с появлением в жизни ребенка одного главного вида деятельности, осознаваемого им как общественно значимого. И себя ребенок в этом возрасте осознает в качестве члена общества с обязанностями, ответственностью, выходящими за рамки исключительной подчиненности взрослым ближайшего окружения.
Средний школьный возраст или подростковый (V-IX классы, от 10-11 до 15-16 лет), включающий и первые годы ранней юности, характерен преобладанием влияния внутренних стимулов развития над внешними. Это период интенсивного физиологического развития, формирования абстрактных форм мышления, включения воспитанника в систему общественно-трудовых отношений (пусть даже и воображаемых для определенной части подростков). На общем фоне стремления к независимости, самоутверждению, взрослости все это определяет преобладание собственного Я подростка в развитии его личности. Это, конечно, не означает невозможности влияния воспитателей на развитие подростков. Воспитатели не только могут, но и должны влиять на подростков. Важно только знать, что существенно измениться должен характер воспитательных влияний. Именно здесь в этот период воспитатель ставит целью предоставление материала, создание условий, необходимых для предъявления развивающейся индивидуальности, не прямое воздействие на эмоцио-
Идеи педагогики и воспитания в наследии Л. С. Выготского
Дата публикации: 02.12.2016 2016-12-02
Статья просмотрена: 1888 раз
Библиографическое описание:
Хангулова, А. Э. Идеи педагогики и воспитания в наследии Л. С. Выготского / А. Э. Хангулова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27.1 (131.1). — С. 30-31. — URL: https://moluch.ru/archive/131/35964/ (дата обращения: 08.12.2021).
Статья посвящена осмыслению вклада Л. С. Выготского в развитие отечественной и мировой науки, учению о возрасте как единице анализа детского развития.
Ключевые слова: педагогика, детская психология, дефектология, коррекционная педагогика, задержка психического развития, культурное развитие личности.
Ideas of pedagogy and education in the heritage of L.S.Vygotsky
Place of study: Medical University branch «Stavropol State Pedagogical Institute» in Zheleznovodsk
The article is sanctified to the comprehension of deposit of L. S. Vygotsky in development of home and world science, to the studies about age as unit of analysis of child’s development.
Keywords: pedagogy, children psychology, defectology, special education, mental retardation, cultural development of the individual.
Лев Семенович Выготский — известный русский психолог начала XX века, который связал психологию с педагогикой. Его новаторские идеи и концепции в педагогике и психологии намного опередили время.
Выготский был, прежде всего, психологом. Он выбрал для себя такие направления исследований:
—сравнение взрослых и детей;
—сравнение современного человека и древнего;
—сравнение нормального развития личности с патологическими поведенческими отклонениями.
Так Л. С. Выготский пришел к углубленному изучению детской психологии. Он исследовал закономерности развития обычных детей и аномальных. В процессе исследований ученый пришел к изучению не только процесса развития ребенка, но и его воспитания. А поскольку изучением воспитания занимается педагогика, Выготский начал исследования и в этом направлении.
Он считал, что любой педагог должен строить свою работу с опорой на психологическую науку. Так у него связалась психология с педагогикой. А несколько позже выделилась отдельная наука в социальной педагогике — психологическая педагогика.
Лев Семенович Выготский выдвинул идеи, которые раскрыли законы культурного развития личности, ее психических функций (речи, внимания, мышления), объяснили внутренние психические процессы ребенка, его отношения с окружающей средой.
Его идеи по дефектологии положили начало коррекционной педагогики, которая стала практически помогать особым детям.
Существенным вкладом в педагогическую психологию является введённое Выготским понятие зона ближайшего развития. Зона ближайшего развития — «область не созревших, но созревающих процессов», объемлющая задачи, с которыми ребёнок на данном уровне развития не может справиться сам, но которые способен решить с помощью взрослого; это уровень, достигаемый ребёнком пока лишь в ходе совместной деятельности с взрослым.
Выготский не разрабатывал методики воспитания и развития детей, но его концепции правильной организации обучения и воспитания стали основой многих развивающих программ и систем. Исследования, идеи, гипотезы и концепции ученого намного опередили время.
Л. С. Выготский считал, что воспитание состоит не в приспособлении ребенка к окружающей среде, а в формировании личности, выходящей за рамки этой среды, как бы смотрящего вперед. При этом ребенка не надо воспитывать извне, он должен самовоспитываться.
Это возможно при правильной организации процесса воспитания. Только личная деятельность ребенка может стать основой воспитания.
Воспитатель должен быть лишь наблюдателем, корректно направлять и регулировать самостоятельную деятельность ребенка в нужные моменты.
Так воспитание становится активным процессом с трех сторон:
— ребенок активен (он выполняет самостоятельное действие);
— воспитатель активен (он наблюдает и помогает);
— среда между ребенком и воспитателем активна.
Воспитание тесно связано с обучением. Оба процесса являются коллективной деятельностью. На принципах коллективного процесса воспитания и обучения основывается структура новой трудовой школы, которую создал Выготский с учениками.
Научное наследство Л. С. Выготского лежало в основе разработки проблемы о детях с так называемой задержкой психического развития. (ЗПР), для которых в 1981 г. утвержден новый тип специальной школы. Это особая категория детей, куда входят дети с осложненными формами инфантилизма, церебральной астении и другими малыми мозговыми дисфункциями.
На последнем этапе своей научной деятельности Выготского заинтересовали проблемы мышления и речи и им была написана научная работа Мышление и речь. В этом фундаментальном научном труде основной является мысль о неразрывной связи, существующей между мышлением и речью. Выготский сначала высказал предположение, которое вскоре сам же и подтвердил, что от формирования и развития речи зависит уровень развития мышления. Он выявил взаимообусловленность двух этих процессов.
Выдвинутые и разработанные в трудах Л. С. Выготского и его учеников и последователей Н. П. Блонского, Б. Г. Ананьева, Л. С. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина и др. идеи бесценны для решения современных проблем организации научных исследований и целенаправленной коррекционно-психологической помощи детям.
Статья на тему «Педагогические идеи Л.С. Выготского»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Шепило Максим Александрович
Педагогические идеи Л.С. Выготского
Выготский Л.С. является известным русским психологом начала 20 века, чьи новаторские идеи и концепции в области психологии и педагогики намного опередили свое время. На основании изучения развития детей, он создал несколько новых направлений в психологической педагогике, таких как педология и коррекционная педагогика. Его идеи легли в основу новой демократической школы.
В процессе психологических исследований ученый перешел к анализу процесса развития ребенка, а также его воспитания. Но так как изучением проблем воспитания занимается педагогика, Выготский принялся исследовать и в этом направлении.
На основании того, что обучение и воспитание зависят от психики конкретного ребенка, в начале XX века была основана педагогическая психология. Выготский утверждал, что каждый педагог должен в своей работе полагаться на опыт и знание закономерностей психологии. Но педагогическая психология не могла решить многих проблем педагогики. В итоге, проводя свои исследования, ученый увлекся новой наукой педологией – комплексной наукой о полном возрастном развитии ребенка, и добился в ней огромных успехов. Центром изучения в ней является ребенок с точки зрения различных наук: педагогики, биологии, психологии, социологии, педиатрии, антропологии. Основной проблемой педологии стала социализация ребенка.
В то время считалось, что развитие ребенка направлено от индивидуального психического мира к внешнему миру, т.е. к социализации. Выготский первый выдвинул утверждение о том, что социальное и индивидуальное развитие ребенка – это просто две разные формы одной и той же психической функции, и они не противостоят друг другу.
Он считал социальную среду источником развития личности. Ребенок может впитывает те виды деятельности, которые пришли к нему из окружающего мира. Эти виды деятельности изначально закреплены в общественных формах культуры. Ребенок перенимает их, видя, как выполняют эти действия другие люди.
То есть внешняя социальная и предметная деятельность, переходят во внутренние структуры психики, и через общую социально-символическую деятельность взрослых и детей формируется основа психики ребенка.
Выготским был сформулирован основной закон культурного развития ребенка, заключающийся в том, что любая функция в развитии появляется два раза – сначала в социальном аспекте, а потом в психологическом.
Выготский считал этот закон определяющим развитие внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли. Ученый разработал новую теорию аномального развития ребенка, на которой сейчас базируется дефектология. Цель этой науки социализация особых детей с дефектом, а не изучение самого дефекта. Это была революция в дефектологии. Он связал специальную коррекционную педагогику с педагогикой нормального ребенка. Он считал, что личность особого ребенка формируется так же, как и у обычных детей. Достаточно социально реабилитировать аномального ребенка, и его развитие пойдет по обычному руслу. Его социальная педагогика должна была помочь ребенку снять отрицательные социальные наслоения, вызванные дефектом. Сам дефект не есть причина аномального развития ребенка, это лишь следствие неправильной социализации.
Запустив реабилитацию, можно запустить и компенсаторные возможности организма особого ребенка. Очень эффективной для восстановления нормального развития особых детей стала идея зоны ближайшего развития.
Ученый составил программу, которая в психологии определила его путь, искать объяснение внутренних психических процессов, вне организма, с взаимодействием его окружающей средой. Ученый считал, что можно только в развитии понять эти психические процессы. А наиболее интенсивное развитие психики происходит у детей.
У каждого ребенка своя ближайшая зона развития:
зависит от ребенка и его потребностей;
от готовности учителей и родителей оказать помощь в развитии ребенка.
Выготский считал, что воспитатель должен быть лишь наблюдателем, правильно направлять и регулировать самостоятельную деятельность ребенка в нужные моменты.
Воспитание тесно связано с обучением. Оба процесса являются коллективной деятельностью. На принципах коллективного процесса воспитания и обучения основывается структура новой трудовой школы, которую создал Выготский с учениками.
Воспитание становится активным процессом и рассматривается с трех сторон:
ребенок активен (он выполняет самостоятельное действие);
воспитатель активен (он наблюдает и помогает);
среда между ребенком и воспитателем активна.
Идеи Выготского воплощали в жизнь такие педагоги как Блонский, Венцель, Шацкий и другие.
Проверялась педологическая теория на базе школы: работали кабинеты педологической и психологической диагностики; осуществлялся постоянный медицинский и психологический контроль; создавались классы по принципу педологического возраста ребенка.
Так же Выготский утверждает, что ребенок быстро осваивает окружающий мир и развивается, если общается со взрослым. При этом взрослый должен быть заинтересован в общении. Очень важно вознаграждать ребенка за речевое общение.
Речь – это знаковая система, которая возникла в процессе общественно-исторического развития человека. Она способна перестраивать детское мышление, помогает решать задачи и образовывать понятия. В раннем возрасте в речи ребенка употребляются слова с чисто эмоциональным смыслом.
Отчасти это подтверждается модной тенденцией – родители стремятся максимально развивать своих детей, не учитывая ихний потенциал и способности. Это резко нарушает психику и здоровье детей, снижает мотивацию к дальнейшему обучению.
Выготский не являлся автором методик, его теоретические разработки и наблюдения, вошли в основу практических систем известных педагогов. Исследования Выготского продолжали его ученики и последователи, давая им практическое применение. Особенно его идеи видятся актуальными сейчас.
1. Педагогическая психология. — М: Работник просвещения, 1926
2. Педология подростка. — М: МГУ, 1930
Статья выполнена под руководством старшего преподавателя кафедры СЭПД СУНИГОТ Варнавской Дарьи Сергеевны
Идеи Л.С Выготского в области педагогики и воспитания
Дата публикации: 02.12.2016 2016-12-02
Статья просмотрена: 15118 раз
Библиографическое описание:
Назарян, Н. Г. Идеи Л.С Выготского в области педагогики и воспитания / Н. Г. Назарян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27.1 (131.1). — С. 22-24. — URL: https://moluch.ru/archive/131/35957/ (дата обращения: 08.12.2021).
Annotation: The article highlights the ideas of L.S Vygotsky in the field of pedagogy and education
Key words: pedagogy, education, pedagogy, development
Лев Семенович Выготский — известный русский психолог начала XX века, который связал психологию с педагогикой. Его новаторские идеи и концепции в педагогике и психологии намного опередили время. Изучая развитие детей, ученый создал или развил несколько направлений в психологической педагогике: педологию и коррекционную педагогику. На основании его идей была создана новая демократическая школа.
В процессе исследований ученый пришел к изучению не только процесса развития ребенка, но и его воспитания. А поскольку изучением воспитания занимается педагогика, Выготский начал исследования и в этом направлении.
Он считал, что любой педагог должен строить свою работу с опорой на психологическую науку. В начале XX века появилась педагогическая психология, которая основывалась на том, что обучение и воспитание зависят от психики конкретного ребенка. Занимаясь педагогикой, ученый увлекся новой наукой педологией (знания о ребенке с точки зрения разных наук) и стал главным педологом страны. Новая наука не решала многих проблем педагогики. Альтернативой стала педология — комплексная наука о полном возрастном развитии ребенка. Центром изучения в ней является ребенок с точки зрения биологии, психологии, социологии, антропологии, педиатрии, педагогики. Горячей проблемой педологии была социализация ребенка.
Считалось, что развитие ребенка идет от индивидуального психического мира к внешнему миру (социализации). Выготский первый выдвинул постулат о том, что социальное и индивидуальное развитие ребенка не противостоят друг другу. Это просто две разные формы одной и той же психической функции.
Он считал, что социальная среда является источником развития личности. Ребенок впитывает (делает внутренними) те виды деятельности, которые пришли к нему извне (были внешними). Эти виды деятельности изначально закреплены в общественных формах культуры. Ребенок перенимает их, видя, как другие люди выполняют эти действия.
Т. е. внешняя социальная и предметная деятельность переходит во внутренние структуры психики (интериоризация), и через общую социально-символическую деятельность (в т. ч. через речь) взрослых и детей формируется основа психики ребенка.
Выготский сформулировал основной закон культурного развития: в развитии ребенка любая функция появляется два раза — сначала в социальном аспекте, а потом в психологическом (т. е. сначала она внешняя, а потом становится внутренней).
Выготский считал, что этот закон определяет развитие внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли. Выготский разработал новую теорию аномального развития ребенка, на которой сейчас базируется дефектология Цель этой науки социализация особых детей с дефектом, а не изучение самого дефекта. Это была революция в дефектологии. Он связал специальную коррекционную педагогику с педагогикой нормального ребенка. Он считал, что личность особого ребенка формируется так же, как и у обычных детей. Достаточно социально реабилитировать аномального ребенка, и его развитие пойдет по обычному руслу.Его социальная педагогика должна была помочь ребенку снять отрицательные социальные наслоения, вызванные дефектом. Сам дефект не есть причина аномального развития ребенка, это лишь следствие неправильной социализации.
Исходной точкой в реабилитации особых детей должно стать не затронутое дефектом состояние организма. «С опорой на здоровое, положительное и следует работать с ребенком», — Выготский.
Запустив реабилитацию, можно запустить и компенсаторные возможности организма особого ребенка. Очень эффективной для восстановления нормального развития особых детей стала идея зоны ближайшего развития
Зона ближайшего развития — это «расстояние» между уровнем актуального и возможного развития ребенка. Уровень актуального развития — это развитие психики ребенка в данный момент (какие задания могут выполниться самостоятельно). Зона ближайшего развития — это будущее развитие личности (действия, которые выполняются с помощью взрослого). Это базируется на предположении, что ребенок, обучаясь какому-то элементарному действию, параллельно осваивает общий принцип этого действия. Во-первых, само это действие имеет уже более широкое применение, чем его элемент. Во-вторых, освоив принцип действия, можно применить его для выполнения другого элемента. Это будет уже более легкий процесс. Налицо развитие в процессе обучения. Но обучение не тождественно развитию: не всегда обучение подталкивает развитие, наоборот, оно может стать тормозом, если опираться только на то, что дитя умеет, и не учитывается уровень его возможного развития.
Обучение станет развивающим, если ориентироваться на то, чему ребенок может научиться на основе предыдущего опыта.
Величина зоны ближайшего развития у каждого ребенка своя. Это зависит: от потребностей ребенка; от его возможностей; от готовности родителей и учителей оказать помощь в развитии ребенка.
Выготский не разрабатывал методики воспитания и развития детей, но его концепции правильной организации обучения и воспитания стали основой многих развивающих программ и систем. Исследования, идеи, гипотезы и концепции ученого намного опередили время. Ученый считал, что воспитание состоит не в приспособлении ребенка к окружающей среде, а в формировании личности, выходящей за рамки этой среды, как бы смотрящего вперед. При этом ребенка не надо воспитывать извне, он должен самовоспитываться. Это возможно при правильной организации процесса воспитания. Только личная деятельность ребенка может стать основой воспитания.
Воспитатель должен быть лишь наблюдателем, корректно направлять и регулировать самостоятельную деятельность ребенка в нужные моменты.
Так воспитание становится активным процессом с трех сторон:
ребенок активен (он выполняет самостоятельное действие);
воспитатель активен (он наблюдает и помогает);
среда между ребенком и воспитателем активна.
Воспитание тесно связано с обучением. Оба процесса являются коллективной деятельностью. На принципах коллективного процесса воспитания и обучения основывается структура новой трудовой школы, которую создал Выготский с учениками.
Это был прообраз демократической школы, базирующейся на творческой, динамичной педагогике сотрудничества. Она опережала свое время, была несовершенна, допускала ошибки, но при этом успешно функционировала.
Идеи Выготского воплощали в жизнь педагоги Блонский, Венцель, Шацкий и другие.
На базе школы проверялась педологическая теория: работали кабинеты психологической и педологической диагностики; осуществлялся постоянный медицинский и психологический контроль; создавались классы по принципу педологического возраста ребенка.
Такая школа существовала до 1936 г., пока на нее не начались нападки советской власти. Школу перепрофилировали в обычную.
Саму идею педологии извратили, и она пришла в забвение. Вторую жизнь педология и идея трудовой школы получила в 90-х гг. с развалом СССР. Единая трудовая школа в современном понимании — это демократическая школа, очень уместная в сегодняшнем образовании.
Выготский утверждает, что ребенок быстро развивается и осваивает окружающий мир, если общается с взрослым. При этом сам взрослый должен быть заинтересован в общении. Очень важно поощрять речевое общение ребенка.
Речь — это знаковая система, которая возникла в процессе общественно-исторического развития человека. Она способна трансформировать детское мышление, помогает решать задачи и образовывать понятия. В раннем возрасте в речи ребенка употребляются слова с чисто эмоциональным значением.
С ростом и развитием детей в речи появляются слова конкретного значения. В старшем подростковом возрасте ребенок начинает обозначать словами и абстрактные понятия. Таким образом, речь (слово) изменяет психические функции детей. Психическим развитием ребенка первоначально управляет общение с взрослым (через речь). Затем этот процесс переходит во внутренние структуры психики, появляется внутренняя речь. Самому яростному осуждению подвергались исследования и идеи Выготского по психологической педагогике. В частности, некоторые ученые утверждали, что его концепция обучения, основанная на зоне ближайшего развития, таит в себе опасность того, что можно подтолкнуть вперед ребенка, не имеющего достаточного потенциала. Это может резко затормозить детское развитие.
Отчасти это подтверждается модной сейчас тенденцией: родители стремятся максимально развивать крошек, не учитывая их способности и потенциал. Это резко нарушает здоровье и психику детей, снижает мотивацию к дальнейшему обучению.
Еще одна спорная концепция: системно помогая выполнять ребенку действия, которые он не осилил самостоятельно, можно лишить дитя независимости мышления. Его идея зоны ближайшего развития помогла оценивать потенциал обучаемости и оказалась плодотворной. Перспектива ее оптимистична. Очень полезной для коррекции развития и обучения особых детей стала концепция дефектологии.Многие школы взяли на вооружение определения возрастных норм по Выготскому. С появлением новых наук (валеологии, коррекционной педагогики, новым прочтением ранее извращенной педологии) идеи ученого стали очень актуальными и вписывались в концепцию современного образования, новой демократической школы.
Многие идеи Выготского сегодня популяризируются у нас и за рубежом. Майкл Коул и Джером Брунер включили их в свои теории развития. Ром Харре и Джон Шоттер считали Выготского основоположником социальной психологии и продолжили его исследования. В 90-х гг. Валсинер и Барбара Рогофф углубили психологию развития на основе выготских идей. Учениками Выготского были крупные отечественные психологи, в том числе Эльконин, который тоже занимался проблемами развития детей. Совместно с педагогами на базе идей Выготского, он создал эффективную развивающую программу Эльконина-Давыдова-Репкина.
По ней обучают по особой системе математике, и языку, она одобрена государством и сейчас широко применяется в школах.
Кроме того, осталось еще много талантливых гипотез и нереализованных идей Выготского, которые ждут своего часа.