Выготский отмечал что развитие во многом определяется
Тест по возрастной психологии
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Важнейшей составной частью возрастной психологии является ________ психология.
В контексте интимно-личного общения со сверстниками формируется основное новообразование психики подростка – его …
В концепции Скиннера агентами социализации и источниками подкрепления на ранних этапах развития ребенка выступают …
Л. С. Выготский отводил в юношеском возрасте центральную роль развитию …
самосознания и личности
общения со сверстниками
Л. С. Выготский утверждал, что развитие происходит бурно и стремительно в _________ возрастные периоды.
В качестве исследовательских стратегий возрастной психологии выделяют …
констатацию и формирование
формирование и развитие
констатацию и коррекцию
наблюдение и констатацию
В качестве трех ступеней в развитии ребенка К. Бюлер определял: инстинкт, _________ и интеллект.
Возрастная психология опирается на представления о психике человека, разработанные в _________ психологии.
Ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте является ________ игра.
В отечественной психологии считается, что потребность в социальном контакте основана на удовлетворении взрослым потребности ребенка в …
Гипотеза о периодичности процессов развития Д. Б. Эльконина заключается в закономерном чередовании периодов преимущественного развития личностной и ___________ сферы.
В. В. Давыдов сформулировал положение о том, что содержание и формы организации учебной деятельности проектируют определенный тип сознания и ______________ учащегося.
Деятельность, в которой происходит формирование моральных норм и ценностей подростка, – это …
интимно-личное общение со сверстниками
Для эффективной организации обучения младшего школьника важно, чтобы мотив имел ________ характер.
Зрительное и слуховое сосредоточение младенца на лице говорящего взрослого является _____________ компонентом комплекса оживления.
Концепции, относящиеся к ___________ подходу, полагают, что движущей силой психического развития является борьба внутренних противоречий.
Концепция развивающего обучения школьников была разработана под общим руководством …
Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова
Д. Б. Эльконина и А. Н. Леонтьева
А. Н. Леонтьева и В. В. Давыдова
П. Я. Гальперина и В. В. Давыдова
Мелкая моторика и крупные движения рук представляют _________ компонент психологической готовности к школьному обучению.
Начальные этапы становления возрастной психологии в России относятся к(ко) …
второй половине XIX века
второй половине ХХ века
первой половине XIX века
первой половине ХХ века
Новообразованием, знаменующим начало развития теоретического мышления у младших школьников, является …
способность к обобщению
Одна из основных линий развития мышления в раннем детстве, связанная с усвоением речи, – это формирование …
Особенность развития, заключающаяся в том, что периоды резких качественных скачков сменяются постепенным накоплением количественных изменений, характеризует …
тенденцию к устойчивости
переход стадий развития в уровни
Одним из важных механизмов формирования идентичности Э. Эриксон считает …
Одной из основных мировых теорий развития интеллекта, мышления, повлиявших на осмысление педагогического процесса, является …
операциональная концепция Ж. Пиаже
прагматическая функциональная психология У. Джеймса
теория проб и ошибок Э. Торндайка
ассоциативная психология Д. Гартли
Основное направление развития мышления в школьном возрасте – переход от конкретно-образного к _________ и рассуждающему мышлению.
Основными психологическими потребностями подростка являются: стремление к самостоятельности и независимости, «эмансипация» от взрослых, признание своих прав со стороны других людей и стремление к
общению со сверстниками
поиску смысла жизни
Относительная самостоятельность ребенка в сочетании с потребностью в освоении предметного мира определяют особенности социальной ситуации развития ребенка ______________ возраста.
Понятие «Я-концепция» как представление человека о самом себе было введено …
По мнению З. Фрейда, Эдипов комплекс обнаруживается на ________ стадии психического развития.
По мнению Л. С. Выготского, источником психического развития ребенка являются ____________ формы бытия взрослого.
По Л. С. Выготскому, проявление ребенком инициативы собственного действия, стремление все делать самому является одним из симптомов проявления кризиса трех лет и называется …
Первым целенаправленным действием грудного ребенка является _________ предмета.
Прогноз стабильности и изменчивости свойств личности как задача возрастной психологии предполагает ответ на вопрос …
«как могут быть достигнуты цели?»
Психофизиологический процесс последовательных возрастных изменений, обеспечивающий условия для возникновения и реализации психических функций, рассматривается как …
Психическое развитие ребенка представляет собой лишь процесс накопления опыта с позиции …
концепции конвергенции двух факторов
Поведение подростка, проявляющееся в противопоставлении требованиям других людей, в демонстративной браваде, прогулах и даже нелепых на первый взгляд поступках, представляет поведенческую реакцию …
Развитие памяти в ______________ возрасте проходит три этапа: моторная, эмоциональная, образная память.
Развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек является _________ изучения возрастной психологии.
Рассмотрение личности в аспекте ее поэтапного становления, включающего ряд психосоциальных кризисов, которые требуют от индивида активного самоопределения, характерно для ________ теории Э. Эриксона.
Своеобразное, специфическое для данного возраста, неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью Л. С. Выготский назвал …
социальной ситуацией развития
динамикой развития возраста
условием психического развития
Способность различать противоречия между мыслями, словами и поступками является важным аспектом интроспекции в ___________ возрасте.
Стремление подростка к самостоятельности, к освобождению из-под опеки взрослых характеризует реакцию …
Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте характеризуется …
особым типом отношений «ребенок – учитель»
интимно-личностным общением со сверстниками
формированием соподчинения мотивов
рождением «жизненной перспективы»
Согласно Э. Эриксону, в дошкольном периоде от 3 до 6 лет, названном «возрастом игры», разворачивается конфликт между _________ и виной.
Согласно Э. Эриксону, основы здоровой личности в виде общего чувства доверия, «уверенности» закладываются в …
Стадия развития личности по Э. Эриксону, которой присуще трудолюбие, выраженное чувство долга и стремление к достижениям успеха, называется …
Согласно Л. С. Выготскому, движущей силой развития является …
Согласно Л. С. Выготскому, критерий выделения возрастных периодов должен быть внутренним по отношению к самому развитию и …
Согласно учению Л. С. Выготского, характерным для кризиса семи лет изменением в поведении ребенка является потеря детской …
Согласно Л. С. Выготскому, ведущую роль в познавательном развитии ребенка в дошкольном детстве играет …
Согласно Л. С. Выготскому, в ___________ фазе подросткового возраста происходит свертывание, отмирание прежней системы интересов, появляются первые сексуальные влечения.
Согласно точке зрения А. Н. Леонтьева, к концу дошкольного возраста у ребенка впервые наблюдается феномен «_________», связанный с осознанием незаслуженной награды.
Согласно теории трех ступеней развития К. Бюлера, высшей стадией развития, на которой происходит приспособление к ситуации путем изобретения, открытия, обдумывания и осознания проблемной ситуации, является …
Самооценка младшего школьника отличается …
Симптом кризиса трех лет, описанный Л. С. Выготским и заключающийся в стремлении сделать что-то вопреки предложению взрослого, даже вразрез с собственным желанием, называется …
Стержневой линией психического развития ребенка, от которой зависят все другие психические процессы, Ж. Пиаже рассматривал становление …
Теория конвергенции двух факторов В. Штерна учитывает роль наследственности и ________ в психическом развитии ребенка.
Уровень развития мотивационной сферы, стремление занять свое особое место в системе социальных отношений, выполнять важную, оцениваемую деятельность характеризуют ___________ готовность ребенка к школьному обучению.
Учение, в котором организм рассматривается как «биологическая матрешка», заключающая в себе зародыши всех последующих поколений, называется …
Утверждение, что новорожденный ребенок подобен tabula rasa (чистой доске), принадлежит …
Целью формирующего эксперимента является …
изучение закономерностей происхождения того или иного психического новообразования
выявление наличного уровня психологического явления или качества
сравнение результатов испытуемых, первоначально сходных во всех отношениях
тестовое обследование детей
Центральной задачей младшей школы является формирование …
практических навыков чтения
практических навыков письма и счета
Центральным психологическим новообразованием юношеского возраста является …
построение жизненных планов на будущее
возникновение стержневых личностных интересов
Д. Б. Эльконин считал, что у ребенка в раннем детстве, младшем школьном возрасте и ранней юности развивается ________ сторона деятельности.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Стендовый доклад. Мониторинг школьного обучения
Стендовый доклад. Методическая система обучения
Порядок организации учебной деятельности
Диагностические ситуации для школы
Программа наблюдения за учащимися
Развлечение «На летней полянке» (для детей младшего дошкольного возраста на улице)
Особенности реформирования высшего образования ГДР и ФРГ
Современное состояние высшего образования Германии
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5370486 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России утверждены новые аккредитационные показатели для школ и колледжей
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи
Время чтения: 2 минуты
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Теория развития Л С Выготского ВЕРАКСА
Теория развития Л.С. Выготского
Фактически Л.С. Выготский стремился найти целостную характеристику развития, позволяющую объяснить его особенности на конкретном этапе.
Протекание кризиса зависит от особенностей внешних условий, в которых оказывается ребенок. Л.С. Выготский говорит о том, что если в стабильные периоды развитие носит положительный, поступательный характер, то в критические периоды на первый план выступают процессы разрушения, отмирания, распада того, что было характерно для ребенка предыдущей стадии развития. В этом состоит диалектика развития: она заключается в смене нового старым, в отмирании предыдущих форм и замене их последующим.
После рождения ребенок оказывается в критической фазе. Кризис новорожденности связан с резкими изменениями условий, в которых оказывается малыш. В этом смысле данный кризис разграничивает два периода существования: внеутробное и внутриутробное. Кризис одного года отделяет младенчество от раннего возраста. Кризис трех лет разграничивает ранее и дошкольное детство. А кризис семи лет характеризует период из дошкольного возраста в школьный. Таким образом, согласно Л.С. Выготскому, критические периоды сменяются стабильными. При этом периодизация развития выглядит следующим образом: кризис новорожденности; младенческий возраст (от двух месяцев до одного года); кризис одного года; ранее детство (от одного года до трех лет); кризис трех лет; дошкольный возраст (от трех до семи лет); кризис семи лет; школьный возраст (от восьми до двенадцати лет).
Как уже отмечалось, каждый возраст характеризуется своим новообразованием, вокруг которого группируется все частные новообразования. Л.С. Выготский выделял основные линии развития, которые обусловлены (или связаны) с центральным новообразованием, и побочные линии, т.е. все другие изменения происходящие с ребенком. В ходе развития побочные линии могут становиться центральным или наоборот. Например, речевое развитие в младенческом возрасте составляет побочную линию развития, в раннем – центральную, а в школьном опять становится побочной линией. Каждый период характеризуется присущим именно этому возрастному отрезку строением детского сознания. Новая структура сознания, появляющаяся в соответствующий возрастной период, обусловливает и новые отношения ребенка с миром, его восприятие самого себя и окружения.
Для того чтобы определить структуру каждого возраста, Л.С. Выготский вводит понятие «социальная ситуация развития». Она определяется особым, своеобразным отношением между ребенком и социальным окружением, характерным для каждого возрастного периода. Социальная ситуация целиком и полностью определяет характер развития в данный период, те новообразования, которые возникают на данном возрастном отрезке. Развиваясь в социальной ситуации, ребенок изменяется. Прежде всего другой становится структура его сознания, что приводит к несоответствию между возникшей новой личностью ребенка и социальной ситуацией. В этом случае социальная ситуация с неизбежностью должна стать другой, что является начальным моментом для развития на следующем возрастном этапе. Л.С. Выготский формулирует основной закон динамики возрастов, согласно которому движущие силы развития ребенка в том или ином возрасте «приводят к отрицанию и разрушению самой основы развития»
Характеризуя развитие, Л.С. Выготский подчеркивает, что одни линии могут быть уже завершены, а другие – находиться в процессе своего становления. Последние определяют зону ближайшего развития.
Зона ближайшего развития становится отчетливо видна в том случае, если сравнивать индивидуальную самостоятельную активность ребенка и его активность, основанную на подражании взрослому. Л.С. Выготский отмечает, что результаты, которые ребенок достигает в умственном плане с помощью подражания, значительно выше результатов, основанных на самостоятельной активности. Однако хотя они и выходят далеко за пределы самостоятельных возможностей детей, но имеют ограничения, характерные для каждого возраста.
Подражание Л.С. Выгосткий понимает не как бездумное механическое копирование, а как любую деятельность, выполняемую ребенком не самостоятельно, а в сотрудничестве с взрослым или другим ребенком. Он подчеркивает, что развитие всех свойств личности ребенка осуществляется в процессе сотрудничества с взрослым. Отсюда следует, что социальная ситуация развития не только характеризует отношения между ребенком и социальным окружением, но и является условием формирования зоны ближайшего развития, т.е. местом встречи взрослого и растущего ребенка.
Это обстоятельство Л.С. Выготский поясняет следующим примером. Он спрашивает, почему, например, трехлетний ребенок усваивает речь труднее, чем полутора лет? Объяснение заключается в том, что обучение, по Л.С. Выготскому, опирается не на созревшие, а на созревающие функции. Если ребенок уже прошел наиболее благоприятный, сензитивный период развития речи, а встреча ребенка и взрослого в положенное время не состоялась, то компенсировать потери в следующем возрасте оказывается значительно труднее именно в силу большей оформленности структур, ответственных за речевое развитие.
Как ранее отмечалось, Л.С. Выготский исходил из понимания развития как поэтапного процесса. Он выделял периоды постепенного изменения и периоды быстрого, критического развития. Появление ребенка на свет выступает как процесс быстрых, т.е. критических, изменений, обусловленных переходом от внутриутробной к внеутробной жизни. Этот переходный период был назван периодом новорожденности.
Все поведенческие проявления подчеркивают именно переходный характер детской жизни сразу после рождения. Действительно: если внутриутробное питание носило характер паразитического питания за счет материнского организма, то внешнее питание должно характеризоваться употреблением каких-либо продуктов, доставляемых из внешней среды. Ребенок же питается материнским молоком, т.е. сохраняет биологическую зависимость от матери. Особенность этого питания состоит в том, что находясь вне матери, ребенок не обращается к продуктам внешнего мира, а продолжает питаться за счет организма, внутри которого он развивался, но уже не внутренним (паразитическим) способом, а внешним. Промежуточный характер этого питания определяется тем, что с одной стороны ребенок находится вне организма, а с другой стороны продолжает питаться за счет организма. Сон новорожденного также является чем-то промежуточным между бодрствованием и сном взрослого человека: ребенок не бодрствует, и не спит, он как бы дремлет. Проявляется эта способность, например, в процессе кормления: младенец может сосать материнскую грудь, не открывая глаз. Его сон еще не отдифференцирован от бодрствования. Со временем дремотное состояние начинается прерываться периодами бодрствования и периодами сна.
Таким образом, развитие процессов активности при переходе из внутриутробного к внеутробному состоянию характеризуется следующей направленностью: сон во внутриутробном состоянии → дремота в период новорожденности → выделение фазы сна и активного бодрствования в последующем развитии. Двигательная активность новорожденного также носит переходный характер: хотя он и может совершать ряд движений рефлекторного характера, что представляет собой промежуточный вариант перемещением плода и самостоятельным движением более взрослых детей.
Характеризуя период новорожденности, Л.С. Выготский отмечает, что он представляет собой разрыв со старым существованием и одновременно начало новой внеутробной жизни. Поскольку такой период совершается быстро, есть основание рассматривать период новорожденности именно как критический.
Центральным новообразованием этого этапа выступает индивидуальная психическая жизнь ребенка. Л.С. Выгосткий подчеркивает в ней три момента.
Во-вторых, психика новорожденного характеризуется тем, что он не отделяет себя и свои переживания от окружающего мира, не различает социальных и физических объектов. Проявляется данная особенность в том, что даже в более позднем возрасте ребенок может взять свою ногу в рот и укусить, причинив себе боль, как если бы нога была посторонним объектом, не принадлежащим ребенку. Социальная жизнь ребенка в этот период отсутствует.
В-третьих, восприятие мира детьми этого возраста представляет собой нерасчлененное впечатление о конкретной ситуации в целом. Как показывают наблюдения, даже более взрослые дети задолго до того, как начинают выделять отдельные свойства ситуации, реагируют на сложные комплексные воздействия: на интонацию голоса, на лицо матери. Такие впечатления аффективно окрашены. Ребенок переживает скорее состояния, чем какие-либо объективные содержания. Такая, как говорит Л.С. Выгосткий, инстинктивная жизнь, как и любое новообразование критического периода, не сохраняется в своей целостности, а, преобразуясь, включается в последующие психические структуры, подчиняясь им и теряя свою самостоятельность.
Следует подчеркнуть, что хотя возникшая к концу периода новорожденности индивидуальная психическая жизнь по своим механизмам и является инстинктоподобной, но обращена она к взрослому, т.е. социальна по своей сути. Это позволяет определить границы периода новорожденности. Они связаны с реагированием ребенка на взрослого. Такая реакция типична для младенцев третьего месяца жизни. Ребенок улыбается при виде взрослого, гулит, проявляет двигательную активность. Данная реакция, названая комплексом оживления, характеризует переход к следующему этапу психического развития – младенчеству.
Характеристику развития ребенка этого периода Л.С. Выготский начинает с анализа социальной ситуации развития. он отмечает, что может показаться, будто младенец исключительно биологическое существо. Такая точка зрения принципиально неправильна. Ребенок этого возраста является глубоко социальным существом. Все его потребности удовлетворяются исключительно взрослым. Более того, все предметы появляются и исчезают благодаря взрослому: он либо дает эти предметы младенцу, либо подносит младенца к предметам. Вообще все отношение ребенка к действительности опосредовано взрослым. Ребенок оказывается в ситуации необходимости взаимодействия со взрослым, причем взаимодействия социального. Другими словами, ребенок фактически вынужден общаться с взрослым. Однако основное средство социального общения – человеческая речь – ребенка отсутствует. В этом состоит одно из ключевых противоречий, которое определяет развитие младенца.
Л.С. Выготский выделяет две стадии в период младенчества.
На первой стадии у ребенка появляется пассивный интерес к окружающему миру. Увеличивается время бодрствования, при кормлении ребенок может открыть глаза и на какое-то мгновение прерваться. Появляется лепет. Ребенок начинает активно реагировать на положение, в которое его помещает взрослый. У младенца начинает устанавливаться координация органов восприя тия (например, зрения и слуха). Наличие выразительных движе ний, обращенных к взрослому и появляющихся в его присутствии, говорит о появлении социальных реакций. У ребенка формируется внимание к собственным движениям, звуку, внимание к друго му человеку. Младенец начинает тянуться к предметам, трогает их руками, прикасается губами и языком. Подобные формы ак тивности правильно ориентированы по отношению к интересующим ребенка предметам.
Вторая стадия младенческого возраста начинается в возрасте пяти-шести месяцев. Она характеризуется изменением отноше ния ребенка к внешнему миру. Сон и бодрствование начинают занимать примерно одинаковое время. Изменяется двигательная активность ребенка: развивается хватание. У него обнаруживают ся оборонительные реакции. Младенец может демонстрировать порывы радости. Если ему не удается то или иное движение, он может кричать. Появляются социальные реакции на сверстников, дети могут поворачивать голову и смотреть друг на друга, смот реть. Социальная активность ребенка начинается в конце первого месяца с появления улыбки на голос взрослого. В это же время крик одного ребенка может вызвать крик другого младенца. В два месяца крик младенца стихает, если появляется взрослый. В два- три месяца малыш улыбается в ответ на взгляд взрослого. В три месяца ребенок звуками приветствует того, кто к нему подходит, что свидетельствует о его готовности к общению с взрослым.
На развитие общения младенца, по мнению Л.С. Вы готского, влияют два фактора. Главная роль отводится ак тивности взрослого по отношению к ребенку. В качестве второго обстоятельства он отмечает умение малыша владеть своим телом. Если ребенок не владеет своим телом, т. е. находится в неудобном для него положении, то он вынужден сосредоточить свои усилия не на общении, а на том, чтобы занять удобное положение. В пять- шесть месяцев ребенок уже справляется с этой задачей: он может сидеть, поворачивать голову, искать глазами не только взрослого, но и сверстника.
В развитии социального общения Л.С. Выгот ский выделяет две фазы.
Первая фаза определяется общей пассивностью общения ре бенка. Ребенок реагирует только в ответ на действия взрослого, при этом преобладают отрицательные эмоции. Ребенок плачет или проявляет неудовольствие при уходе взрослого. Во второй фазе ребенок начинает активно искать контакты с взрослым и сверст ником. Все социальные отношения младенца слиты с ситуацией. Центром ситуации для ребенка выступает взрослый. Приближение или удаление взрослого от младенца является существенной характеристикой всей ситуации. Приближение взрослого увели чивает активность ребенка как по отношению к самому взросло му, так и по отношению к предметам, окружающим ребенка. Если предметы находятся рядом с ребенком, то он будет проявлять к ним интерес, если же они находятся на расстоянии, то интерес к ним угаснет. Однако если взрослый будет находиться рядом с пред метом, то предмет будет продолжать привлекать внимание ребен ка. Во второй фазе активность младенца начинает характеризо ваться выходом за пределы реагирования на внешние воздействия. Он начинает сам проявлять интерес к окружающему. Впервые появляется подражание.
Таким образом, Л.С. Выготский в пер иоде младенчества различает две стадии: стадию пассивного интереса к миру и стадию активного интереса.
На десятом месяце обнаруживаются первые случаи употребле ния ребенком простейших орудий и появляются первые слова. Данные формы детской активности указывают на начало крити ческого периода развития. Изменения, которые происходят в психике младенца, состоят в следующем. Как уж отмечалось, началь ная форма детской активности носит инстинктивный характер, что обусловливает связь восприятия, поведения и аффекта. Ин стинктивная активность в дальнейшем начинает дифференциро ваться. Если первоначально движения охватывают все тело ре бенка, то со временем из них начинают выделяться отдельные, более направленные формы активности. Развитие восприятия идет по этому же пути. Если сначала восприятие носит целостный ха рактер и ребенок отражает структурные, комплексные характери стики ситуации, окрашенные аффективно, то впоследствии вос приятие начинает развиваться в направлении от отражения го к отражению его частей. При этом двигательные и сенсорные процессы не только имеют общую логику развития от целого к части, но и оказываются структурно связанными. Восприятие и действие выступают как единый нерасчлененный, структурный процесс, в котором движение оказывается продолжением восприятия.
Восприятие и движение связаны в единую структуру побужде нием, потребностью или аффектом. Данное обстоятельство отчетливо проявляется в опытах с младенцами по распознаванию формы соски (треугольной, круглой и т.п.), надетой на бутылочку с молоком. Ребенку предлагалось несколько бутылочек с разными сосками, но только в одной из них было проделано отверстие для сосания молока. Оказалось, что если дать младенцам возможность попробовать пить молоко из бутылок, то они достаточно быстро устанавливают, из какой бутылочки поступает пища. В дальней шем дети легко опознают эту бутылку среди других. При этом опознание основывается на сложном слитном переживании своего рода сосания «треугольного или круглого молока».
Если описать психическую жизнь младенца в целом, то можно сказать, что сначала она характеризуется полной недифференци рованностью отдельных психических функций, преобладанием примитивных целостных переживаний, системой инстинктивно го сознания, развивающегося под господством аффектов и влече ний. На протяжении периода младенчества аффект развивается. Сначала он ограничен пределами сна, питания и крика. Затем он приобретает форму пассивного интереса к миру, позднее — ак тивного интереса к окружающей ребенка действительности. Ког да же наступает кризис одного года, аффект приобретает личную окраску, т.е. становится аффектом личности.
Раскрывая развитие младенца, Л.С. Выготский учитывал под ход К. Бюлера, который выделял три стадии в этом процессе: инстинктивную, стадию дрессуры и стадию интеллекта. Однако Л.С. Выготский не рассматривал эти стадии только как результат действия естественных факторов. Решающую роль он отводил со циальной ситуации развития.
Вместе с тем Л.С. Выготский писал, что к концу младенчес кого возраста у ребенка возникают простейшие проявления практического интеллекта. Малыш способен целесообразно действо вать в новых ситуациях, подобно тому как это делали шимпанзе в опытах В. Келера. Практический интеллект позволяет младен цам выполнять простейшие орудийные действия. Развитие ору дийных действий начинается с того, что ребенок манипулирует различными предметами. Позднее он оказывается способен уда рить одним предметом по другому, изменять форму предмета путем надавливания или его сжатия. Кроме того, младенец начинает пытаться всовывать предметы друг в друга. Эти действия позволяют провести параллель с интеллектуальным поведением человекообразных обезьян. Конечно, выполнение подобных дей ствий уже предполагает более детализированное восприятие си туации, чем оно было на первой стадии пассивного интереса к реальности.
Хотя ребенок и способен к самостоятельному выполнению простейших целесообразных действий, однако взрослый человек продолжает оставаться для ребенка центром любой ситуации. Бо лее того, смысл самой ситуации целиком определяется через взрос лого. Все отношение ребенка к миру оказывается зависимым и производным от его отношения к взрослому. Вне взрослого мла денец как социальная единица не существует. Младенец оказыва ется как бы слитым с взрослым. Как было сказано ранее, младенец не осознает своего Я. Фактически он живет в другом, т. е. во взрослом.
Такая слитность с взрослым знаменует собой основное новообразование младенческого возраста, которое господствует в сознании ребенка и называется «пра-мы». Это особое переживание Л. С. Выготский сравнивает с состоянием, когда человек играет в спортивную командную игру, где на первый план выступают за дачи команды, а участник игры подчинен команде как целому.
Наличие переживаемого в сознании «пра-мы» определяет ряд характерных черт младенца. Как говорилось ранее, младенец не осознает своего Я. Он слит с взрослым. Однако благодаря этому обстоятельству возникает еще одна особенность в поведении мла денца. Аффективность ребенка начинает распространяться на от даленные предметы, если рядом с ними находится взрослый. Таким образом, если отдаленный мир ранее для младенца не суще ствовал, то благодаря «пра-мы» он начинает обладать побудитель ной силой. В качестве следствия, вытекающего из основного но вообразования, выступает проявляющееся в младенчестве подра жание.
Малыш подражает не неживым предметам, а тому, с кем он сливается. Подражание ребенка принципиально отличается от подражания животных тем, что в подражании ребенок далеко выходит за пределы тех форм активности, которые он может вы полнить самостоятельно, в то время как животное остается в пределах своего актуального поведения.