Выгорание сотрудников что делать
Эмоциональное выгорание и его профилактика
«Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда»
Синдром эмоционального выгорания (англ. burnout) — понятие, введённое в психологию американским психиатром Гербертом Фрейденбергером 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением. Может влечь за собой личностные изменения в сфере общения с людьми (вплоть до развития глубоких когнитивных искажений).
В конечном итоге резко ухудшается качества жизни. В дальнейшем могут развиваться невротические расстройства и психосоматические заболевания. Одним из ярких симптомов выраженного синдрома профессионального выгорания являются частые и длительно текущие разнообразные заболевания, обусловленные психосоматикой.
Фрейденбергер указывал, что такое состояние развивается у людей, склонных к сочувствию, идеалистическому отношению к работе, вместе с тем неустойчивых, склонных к мечтаниям, одержимых навязчивыми идеями. При этом синдром эмоционального выгорания может представлять собой механизм психологической защиты в форме частичного, либо полного исключения эмоций в ответ на травмирующие воздействия.
Отдельного изучения требует фактор влияния злоупотребления алкоголем на динамику развития синдрома эмоционального выгорания.
Встречается нередко и у лиц, работа которых связана с тесным контактом с людьми — у врачей, психологов, педагогов, людей, чья профессия относится к «помогающему» типу профессий, работников социальных служб, операторов, работающих в сфере «человек-машина», менеджеров, руководителей и т.д.
По наблюдениям психотерапевтов, эмоциональному выгоранию особенно подвержены интроверты. Людям с таким психотипом рекомендуется тщательно дозировать уровень общения, избегать излишнего воздействия текущих новостей и принимать другие меры, ограничивающие нагрузку на эмоциональную сферу.
При эмоциональном выгорании отмечается три фазы стресса:
2) резистенция, то есть сопротивление,- человек пытается более или менее оградить себя от неприятных впечатлений;
Рассматривая противодействие синдрому выгорания в контексте субъектно-личностного подхода, важно, чтобы у человека была активная позиция и заинтересованность в саморазвитии и самоуправлении. Высокая мотивация, своевременное позитивное подкрепление (как внешнее, так и внутреннее) помогают наиболее эффективно овладеть техниками и приемами саморазвития, укрепить ресурсы преодоления синдрома выгорания.
Помощь «выгорающему» человеку может быть оказана не только специалистом. Возможно помочь самому себе. Однако системная помощь будет намного эффективнее. Она включает в себя самопомощь (подробнее будет описана ниже), оптимизация гигиенических и мотивационных условий труда, а также организационной культуры, и, конечно же, оказание специализированной профессиональной помощи консультирующих психологов, социально-психологической, морально-психологической, профилактико-реабилитационной, деловой и др.
Для того, чтобы помочь самому себе, необходимо
В случае недостаточности самопомощи требуется профессиональная консультативная или коррекционная помощь специалистов, владеющих методами стресс-менеджмента.
Основные направления профилактики
1. Забота о себе, снижение уровня стресса: здоровый образ жизни. Общение. Положительные эмоции, своевременное переключение от «рабочих переживаний».
2. Позитивное мышление: умение радоваться жизни, управлять негативными эмоциями, находить позитив в любых жизненных событиях.
3. Повышение уровня профессионального мастерства.
— Сон, еда, общение с природой и животными, массаж, движение, танцы, музыка, приготовить что-то вкусное, сходить в театр и многое другое- естественные способы регуляции.
Дыхательная гимнастика— закрыв глаза дышите медленно и глубоко. Сделать вдох и на секунд 10 задержать дыхание. Выдох не торопясь, расслабиться. Повторить пять-шесть раз. Обхватить себя руками, медленно раскрывая руки, сделать глубокий вдох, на 2-3 секунды задержать дыхание и вновь охватить себя руками, произвести медленный выдох. Сделать 5-7 раз.
Глубоко вдохнуть и выдохнуть, расправить плечи, представить, что за спиной крылья. Почувствовать, как вас наполняет свет. Подумать, как прекрасен мир, ощутить легкость внутри себя.
Музыка – при переутомлении и нервном раздражении – «Утро» Грига, «Полонез» Огинского;
— при меланхолическом настроении- ода Бетховена «К радости», Шуберта «Аве Мария»;
— при раздражительности – «Сентиментальный вальс» Чайковского;
— расслабляющее действие- Сен-Санс «Лебедь», Чайковский «Баркарола»;
— тонизирующее действие – «Чардаш» Кальмана, «Шербурские зонтики» Леграна;
Кроме указанного, рекомендуется использовать приемы звуковой гимнастики, аромотерапии.
Материал подготовлен зав. отделом ГО и В Стром Ф.К. с использованием информации Центра медицинской профилактики и реабилитации МЗ Калининградской области и сети Internet.
Как защитить сотрудников от выгорания. Руководство для хорошего босса
Автор: СЕРГЕЙ КУЛЕШОВ
Заместитель генерального директора сервиса «Битрикс24»
52% менеджеров среднего звена регулярно испытывают стресс на работе. Руководство обычно не видит в этом проблемы, зато «эйчары» называют выгорание основной причиной увольнений. «Выгоревший» менеджер среднего звена снижает KPI отдела, «выгоревший» «топ» — капитализацию всей компании. Рассказываем, что такое профессиональное выгорание и как его предотвратить.
Термин «профессиональное выгорание» ещё в 1974 году ввёл психолог Герберт Фрейденбергер, а в 1986 году был разработан первый инструмент для выявления выгорания — так называемый Опросник Маслач: он выявляет три компонента в этом синдроме —эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений.
Выгорание и корпоративная культура
95% специалистов по персоналу считают выгорание серьёзной проблемой, 46% называют его основной причиной текучки кадров.
Причины выгорания
В России на одного сотрудника приходится 1985 рабочих часов в год и в среднем (с учётом работающих на полставки) 38 часов в неделю (в Германии — 1366 часов в год, во Франции — 1473 часа) при крайне низкой производительности труда. 32% россиян регулярно задерживаются на работе, а в ряде сфер (таких как PR или шоу-бизнес) работа круглосуточная по умолчанию.
Как выглядит выгорание
Опросник Маслач состоит из 22 утверждений о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Респондент оценивает, как часто он их испытывает; результаты распределяются на три шкалы. Но выгорающий сотрудник виден и без специальных методик, по следующим признакам:
1. Истощение, постоянная усталость.
2. Низкая мотивация, стремление снять с себя ответственность, редукция профессиональных обязанностей («бегает от работы»).
3. Неадекватные эмоциональные реакции, экономия эмоций, отстранённость.
4. Высокомерие, цинизм, конфликты с коллегами.
5. Ухудшение когнитивных способностей.
6. Снижение рабочих показателей.
7. «Запущенность» — усугубление вредных привычек, изменение пищевого поведения, неряшливый внешний вид.
8. Постоянная сосредоточенность на работе (даже вне рабочего времени).
9. Проблемы со здоровьем.
Если выгорают ваши сотрудники
64% российских начальников предлагают выгоревшим сотрудникам взять короткий отпуск за свой счет, а в 30% случаев советуют оставить свои психологические проблемы дома. Профессиональной профилактикой выгорания в России занимаются только крупные корпорации — РЖД, Сбербанк, Вымпелком (хотя для небольшой компании выгорание сотрудника критичнее).
Например, c лета 2016 года несколько тысяч сотрудников «Билайна» могут выбирать удаленную работу с комфортным графиком. Полупустые офисы телеком-гиганта похожи на тихие коворкинги. До конца 2017 года 70% персонала — около 9000 человек — уйдут на удаленку.
Что ещё можно сделать для сотрудников, чтобы предотвратить выгорание:
1. Поддерживать комфорт на рабочем месте. В Google, «Яндекс» и Facebook «пижамные» условия работы (в их офисах домашная атмофсера, можно приходить хоть в тапочках), — берите с них пример.
2. Помочь расставить приоритеты. От выгорания чаще других страдают менеджеры среднего звена, из-за двойного стресса — от начальства и клиентов.
3. Ставить реалистичные задачи. Если потребовалось сверхусилие — дайте сотруднику возможность восстановиться.
4. Следить за атмосферой в команде. Жалобы, лень и «подставы» могут быть вызваны выгоранием одного сотрудника, но навредят всем.
5. Дать сотрудникам почувствовать их ценность. Одобряйте их действия, сильные стороны. Деньгами нельзя заменить чувство значимости и вклада в общее дело компании.
6. Поощрять активность сотрудников вне работы. Увлечения побеждают стресс.
7. Разрешить отгулы. По мнению доктора психологии и автора книг по личной эффективности Хейди Грант Халворсон, регулярные три-четыре дня отгулов помогают при выгорании лучше, чем двухнедельный отпуск раз в полгода.
8. Предлагать помощь. Обучение, курсы стресс-менеджмента — вплоть до консультаций психолога.
Профессиональное выгорание работников
Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии
Какой статус сегодня у явления “профессиональное выгорание”?
С 2019 года «профессиональное выгорание» — это официальный медицинский диагноз, который признала ВОЗ (код QD85 в международном классификаторе болезней МКБ-11). Так что страны “первого мира” и, возможно, Россия движутся к тому, чтобы считать “выгоревшего” сотрудника больным со всеми вытекающими из этого финансовыми и юридическими последствиями для работодателя.
Признание феномена, впервые обнаруженного еще в 1974 году, официальной медициной требует от всех участников трудового процесса перестать относиться к нему неформально и легкомысленно. По словам врачей, изучавших это состояние, профессиональное выгорание действительно угрожает здоровью человека. Оно отрицательно сказывается на свойствах префронтальной коры головного мозга, а также может привести к развитию сердечно-сосудистых осложнений, не говоря уже о болезнях нервной системы.
Это просто сильная усталость?
Нет. Усталость — это временный (впрочем, бывает и «хроническая усталость») упадок сил, который восстанавливается отдыхом. Отдохнув (например, на выходных или в отпуске) такой сотрудник возвращается к работе с новым интересом или, по меньшей мере, с первоначальным уровнем работоспособности.
«Выгорающему» сотруднику же отдых не помогает: эффективность его работы и субъективная удовлетворенность рабочим процессом падает ниже, пока не дойдет до срыва — как плана, так и нервного. Часто он даже не может осознать, что с ним происходит, пока не приходит в беспомощное состояние.
Значит, это депрессия?
К счастью, нет. Депрессия охватывает все стороны жизни. Человеку в клинической депрессии буквально весь свет не мил — не то что работа. «Выгорельцу» же не мила как раз его профессиональная деятельность, даже если он сам не может это осознать.
При этом, безусловно, профессиональное выгорание может стать спусковым механизмом депрессии, особенно, если главным источником удовлетворенности от жизни у человека как раз и была его работа. Так что профилактика профессионального выгорания играет значительную роль в предупреждении депрессии и суицида.
Как показывают многочисленные социологические исследования, в России для большинства населения экзистенциальный фокус находится в сфере семьи, поэтому профессиональное выгорание в России не столь опасно. Но не стоит недооценивать риски этого состояния.
Кто чаще всего страдает от профессионального выгорания?
Первыми это заболевание «выкашивает» сотрудников, занятых в сфере прямых коммуникаций и переговоров. Такие работники (менеджеры, сотрудники call-центров, кадровики, переговорщики) находятся в ситуации перманентного стресса. Они вынуждены осознавать себя «лицом» компании и при этом часто сталкиваются с грубостью, отказами и негативной обратной связью. Специфика их работы не позволяет как-то переключиться и уйти с этого потока.
Семейные сотрудники с детьми страдают от выгорания чаще одиночек. Коммуникация с близкими и решение семейных и бытовых задач отнимает немало ресурса, хотя и считается залогом психологической устойчивости.
Также выгорание часто наступает у сотрудников, вынужденных регулярно сталкиваться с перегрузкой и «дедлайнами». В малых и сверхмалых коммерческих организациях, в молодых компаниях в связи с многозадачностью, которая требуется от рядового сотрудника, риск выгорания намного выше, чем в средних, крупных и государственных компаниях с устоявшейся организацией. Люди, склонные брать на себя все сразу, но при этом не способные к эффективному тайм-менеджменту — просто классические жертвы выгорания. Эта же ситуация губит и неопытных руководителей.
Профессиональное выгорание может неожиданно настигнуть даже после сезона отпусков, когда на сотрудника неожиданно сваливается неподъемная лавина отложенных задач, особенно если отпуск прошел не слишком хорошо. Не способствует психофизиологической устойчивости и наступление холодного и темного сезона.
Как распознать выгорание?
Первый тревожный знак о том, что работник не «просто устал», заключается в систематическом снижении интереса к рабочему процессу и работоспособности. Это не компенсируется стандартным положенным отдыхом. Также вокруг работника возникает больше конфликтов. При этом сам работник чаще всего играет в конфликтах пассивную роль, его «клюют», а он отбивается из последних сил.
Иногда такой работник может без всякой видимой причины начать вести печальные разговоры, заражая своим пессимизмом коллег. При этом он сохраняет лояльность, что радикально отличает его от сотрудника, который на самом деле не хочет у вас работать. Увы, как правило «выгорают» именно наиболее лояльные работники с повышенным чувством ответственности, а также работники, вынужденные выполнять работу за новичков и медлительных коллег.
Если выгорание зашло уже далеко, к апатии и раздражительности могут добавиться психофизические симптомы — снижение частоты пульса и мускульного тонуса, головокружение, рост тревожности. Обостряются хронические заболевания, случаются обмороки.
Часто профессиональное выгорание проявляется совершенно иначе у руководящего состава, чем у рядовых сотрудников. Начальник, который не смог успешно разобраться с планированием и чувствует наступающий провал, часто погружается в деятельность, имитирующую работу и решение проблем. При этом повышается его агрессивность и ложная уверенность в себе. А когда неизбежный провал все-таки наступает, он проходит по такому руководителю буквально «гусеницами танка».
Как лечить и профилактировать выгорание?
Профилактика профессионального выгорания на первый взгляд достаточно проста, но лишь в форме рекомендаций. Воплотить их на практике будет гораздо сложнее.
Прежде всего предотвратить профессиональное выгорание помогает качественная организация труда. Это соответствие назначенных задач навыкам и состоянию здоровья работника. Также это ритмичность трудового процесса — без прессинга и переработок.
На второе месте можно поставить условия для психологического отдыха. Отдых не должен быть формальным: человек должен переключаться на другие виды деятельности, а не просто брать паузу. Если ваш менеджер устал от обзвонов и «злых лиц», самое время дать ему задачи, не связанные с коммуникацией. Позвольте ему меланхолически разобрать какие-нибудь документы или съездить на просмотр помещения. В крупных организациях, которые могут себе это позволить, предусмотрена ротация сотрудников между отделами. Статистически доказано, что такая ротация снижает «текучку» кадров внутри самого отдела.
Наконец, регулярный мониторинг психофизического состояния работников, внимание к жалобам сотрудников, отсутствие прессинга и развитие конструктивного диалога руководства и рядовых работников — все это общие рекомендации для профилактики выгорания и для снижения конфликтности.
Как избежать эмоционального выгорания сотрудников
Пожалуй, каждый руководитель когда-либо представлял себе идеального сотрудника: продуктивного, исполнительного, покладистого, но при этом инициативного, а главное — неутомимого и всегда готового к эффективной работе. Однако реальность такова, что работники — это обыкновенные люди, которые устают, перегорают, зависят от настроения, окружающей их атмосферы и многих других факторов.
Борьба с эмоциональным и профессиональным выгоранием — это прерогатива не только самого сотрудника, но и работодателя, ведь работники, испытывающие СЭВ (Синдром Эмоционального Выгорания), крайне невыгодны для компании. Они создают в коллективе нездоровую, напряженную атмосферу, становятся причиной высокой текучки кадров, снижают общую производительность труда, провоцируют несчастные случаи на производстве.
Как проявляется СЭВ
Синдром Эмоционального Выгорания проявляется как в физической усталости, так и в психологической. Оба фактора неразрывно связаны между собой и влияют друг на друга, усиливая опасные симптомы, среди которых:
— Нарушения работы сердечно-сосудистой системы
— Обострение хронических заболеваний
СЭВ крайне негативно влияет на продуктивность сотрудника, ведет к опозданиям, срывам сроков, конфликтам с коллегами и начальством. Особенно опасно эмоциональное выгорание для работников физического труда (в цехе, на производстве), так как зачастую провоцирует невнимательность, ошибки, повышает риск получить травму.
Как бороться с СЭВ у сотрудников
Мы собрали несколько особенно эффективных способов, которые в комплексе помогают заметно снизить риски появления СЭВ у работников, вне зависимости от сферы их деятельности. Давайте подробно рассмотрим каждый из них.
Благоприятный график работы
Одной из первых и самых распространенных причин эмоционального выгорания среди сотрудников является, конечно же, жесткий график работы. Еще больше усугубляют ситуацию штрафы и наказания за те или иные нарушения. В такой неблагоприятной атмосфере человек быстро начинает чувствовать себя загнанным и эксплуатируемым, что, несомненно, негативно влияет на психическое здоровье.
Помните, что каким бы жестким ни был график работы, сотрудникам необходимо давать время на перерывы, желательно с возможностью выйти на свежий воздух и сменить обстановку.
Постоянные переработки также чреваты проявлением СЭВ, приводят к снижению лояльности к работодателю и мотивации к работе. Если сотрудники в вашей организации слишком часто остаются на сверхурочные часы, то задумайтесь над пересмотром графика. Возможно, стоит ввести смены, нанять дополнительный персонал или более равномерно распределить нагрузку среди подчиненных.
А знаете ли вы.
Во многих европейских странах переработка более 220 часов в год (при годовой норме в 1800 часов) запрещена законом и наказывается немалыми штрафами! За соблюдением норм следят службы по охране труда и профсоюзы.
Курсы и тренинги для сотрудников
Многие крупные мировые корпорации давно осознали необходимость проводить специализированные курсы и тренинги для своих сотрудников на различные тематики. Сюда входит и эмоциональный интеллект, и тайм-менеджмент, и разнообразные практики осознанности. Компании выделяют немалые бюджеты на то, чтобы обучать работников, повышая тем самым не только их осведомленность в тех или иных сферах, но и лояльность к компании.
Если вы пока не готовы организовывать подобные тренинги для своих сотрудников, то можно ограничиться курсами повышения квалификации. Получение новых знаний благотворно влияет на работу мозга, повышает внутреннюю мотивацию, активизирует старые и создает новые нейронные связи.
Исследования показывают, что сотрудники, рекомендованные к повышению квалификации, начинают видеть перспективы карьерного роста, что помогает чувствовать себя счастливее и спокойнее.
Разработать программу обучения для ваших сотрудников помогут специалисты Lexintel. У нашей компании есть лицензия на образовательную деятельность.
Корпоративная жизнь
Немаловажным пунктом в борьбе с эмоциональным выгоранием является дружественная атмосфера в коллективе. Результаты исследований доказывают, что неформальное общение среди работников усиливает чувство причастности к общему делу, повышает мотивацию к работе. Ощущение поддержки от коллег и эмпатия также помогают противостоять эмоциональному и профессиональному выгоранию, борются с усталостью.
Создать благоприятную атмосферу в коллективе возможно с помощью корпоративных праздников.
Совсем не обязательно устраивать дорогостоящие и тщательно организованные корпоративы, вполне достаточно ввести традицию поздравлять сотрудников с днем рождения, отмечать маленькие успехи компании, устраивать неформальные пикники.
Модное выражение «team building», хоть и приелось многим бизнесменам, но, тем не менее, не теряет своей сути и эффективности. Назначьте ответственных за неформальную жизнь компании, поощряйте нерабочие мероприятия, введите свои внутренние корпоративные традиции.
Зонирование помещений
Популярные в последнее время офисы в стиле «open space» (англ. «открытое пространство») зачастую приводят к тому, что работники страдают от недостатка личного пространства, мучаются с головными болями и даже психологически отталкивают такое место работы, не чувствуя его «своим». Это приводит к недовольствам в коллективе, а также к текучке кадров.
Психологи утверждают, что грамотное зонирование рабочих помещений может снизить вероятность проявления СЭВ на 30%.
Если ваш офис оформлен в стиле «open space», позаботьтесь о том, чтобы рабочее место каждого сотрудника хотя бы с одной стороны было закрыто от посторонних взглядов (стена, перегородка, шкаф).
Соблюдение норм безопасности
Проявление симптомов эмоционального выгорания естественным образом усиливается, если сотрудник не чувствует себя в безопасности на рабочем месте. Это, в первую очередь, касается работников производств, складов, цехов, где риски получения травм наиболее высоки. Однако и офисные сотрудники зачастую чувствуют на себе последствия несоблюдения норм безопасности на рабочем месте.
Соблюдение правил охраны труда — обязанность работодателя.
Необходимо учитывать, что вентиляция, освещение, акустика и многие другие факторы влияют как на физическое, так и на психологическое состояние человека.
Поощрение инициативы
Еще в конце 80-х гг. прошлого века американская компания USDA Forest Service осознала важность поощрения инициативности и инновационности своих сотрудников. Во главе с руководителем по имени Флойд Марита (Floyd Marita) компания разработала программу «Дух проекта», которая доказала, что изменение организационного климата может благотворно повлиять на производительность и финансовое положение компании. Так, реформирование корпоративной культуры привело к тому, что сотрудники за 4 года предложили более 12 тысяч инновационных идей, которые в итоге помогли оптимизировать работу компании, повысить эффективность, улучшить обслуживание клиентов и снизить издержки.
Исследования доказывают, что сотрудники, не боящиеся проявлять инициативу и брать ответственность за предложенные ими идеи, чувствуют себя нужными и отчетливее понимают свое место в коллективе.
Более того, поощрение инициативности со стороны начальства помогает работникам проявлять себя, раскрывает их творческий потенциал и мотивирует на дальнейшее развитие способностей.
Выводы
Обезопасить сотрудников от эмоционального выгорания на работе — значит обеспечить своему бизнесу процветание и продуктивную работу на долгие годы. Специалисты Lexintel с удовольствием помогут вашей компании оптимизировать кадровую систему, обеспечить выполнение норм охраны труда, организовать обучение сотрудников на условиях ученического договора.
Профессиональное выгорание: что делать и как побороть синдром менеджера?
Многие из нас уверены, что выгорание — это про кого-то другого. Есть стереотип, что такое происходит только с теми, кто сутками работает на износ, горит на работе и плавает в пучине ASAPов. Часто выгорание путают с усталостью, плохим настроением или депрессией. Но тут все устроено чуть сложнее.
Психотерапевт Полина Солдатова говорит, что в группе риска выгорания находятся люди, склонные к эмпатии, ответственные, а также те, кого донимают навязчивые идеи. Эмоциональное выгорание случается от напряженной, стрессовой и неструктурированной работы, и это абсолютно нормально. Когда человек испытывает больше стресса, чем удовлетворения от деятельности, баланс работоспособности нарушается.
При профессиональном выгорании даже та работа, которая раньше приносила удовлетворение, превращается в бесконечную цепь серых будней, никакие достижения не радуют, сложные задачи вызывают страх, а коллеги откровенно бесят. Что из себя представляет синдром профессионального выгорания, основные причины его появления, советы о том, как его распознать, и что с ним делать, — расскажем в сегодняшней статье.
В 2019 году ВОЗ официально признала синдром эмоционального выгорания болезнью. Но не путайте выгорание с усталостью или плохим настроением после тяжелого рабочего дня. Сложные дни на работе бывают у всех, а вот выгорание — это отсутствие хороших дней в принципе. То есть профессиональное выгорание — это истощение эмоциональных, умственных и энергетических ресурсов человека, которое развивается на фоне сильного хронического стресса на работе. Чаще всего выгорание проявляется полной потерей интереса к своей профессиональной деятельности и чувством бессмысленности всех дальнейших действий, отсутствием сил и желания заниматься тем, что еще недавно увлекало.
Синдром эмоционального выгорания и хронической усталости (burnout syndrome), который еще называют синдромом менеджера, превратился в настоящий бич современного социума. Согласно последним исследованиям, 28% работающих американцев в настоящее время подвержены синдрому профессионального выгорания, а среди руководителей высшего звена и представителей профессий, требующих повышенной концентрации и эмоционального напряжения (хирургов и педагогов, например), показатель составляет 54%.
Основная опасность синдрома эмоционального выгорания заключается в том, что он развивается постепенно и для многих незаметно. Если упустить его первые признаки, то чувство удовлетворенности от работы будет также постепенно уменьшаться, а желание все бросить — увеличиваться.
Синдром менеджера отчасти похож на депрессию и невроз, поэтому многие их путают. Но при депрессии человек ощущает себя безнадежным, беспомощным, имеет заниженную самооценку и нередко простые бытовые задачи, такие как покупка продуктов или выбор моющего средства в кухню, кажутся ему невыполнимыми. А невроз сопровождается наличием страха, тревоги и навязчивых мыслей, чего в синдроме эмоционального выгорания нет.
Важная особенность синдрома профессионального выгорания: чем дольше человек копит внутреннее напряжение, тем ярче проявляется синдром. В одиночку справиться с выгоранием очень сложно, поэтому психологи советуют отслеживать у себя подобные симптомы и предпринимать необходимые меры на начальных стадиях.