Выгорание педагога что делать

Как педагогу избежать эмоционального выгорания ​

Происхождение термина и выгорание преподавателей

Понятие выгорания («burnout») введено в начале 70-х годов двадцатого века американским психиатром Гербертом Фрейденбергом и определяется как состояние нарастающего эмоционального истощения. Сначала Фрейденберг опубликовал статью в Journal of Social Issues, использовав и описав данный термин. После этого в 1974 году вышла книга под названием Burnout: The High Cost of High Achievment (на русском «Выгорание: высокая цена высоких достижений»).

Изначально понятие основывалось на наблюдениях за работой специалистов типа «человек-человек», за медицинскими сестрами, учителями и социальными работниками. Поэтому эмоциональное и профессиональное выгорание являются синонимичными выражениями и употребляются одинаково часто. Также важно отметить, что именно педагоги являются первичной группой профессий, где было исследовано состояние выгорания. Педагоги чаще всего становятся жертвами эмоционального выгорания и это объясняется следующими причинами:

Особенности и этапы выгорания

Состояние выгорания является результатом хронического стресса и характеризуется снижением производительности, усталостью, безразличием к окружающему миру. Подавленные отрицательные эмоции накапливаются и влияют на повседневную деятельность. Одной из наиболее важных характеристик выгорания является незаметность, человек с выгоранием не осознает его длительное время. Низкая продуктивность и снижение интереса к работе и жизни воспринимается как усталость. Общее физическое и психологическое состояние оценивается субъективно и неверно. Признаки эмоционального или профессионального выгорания:

Специалисты выделяют разное количество этапов эмоционального выгорания. Приведем наиболее популярную и простую пятиступенчатую модель Дж. Гринберга, которая поможет самостоятельно определить этап выгорания у себя или близких. Первым этапом («медовый месяц») эмоционального или профессионального выгорания как ни удивительно является полная самоотдачи рабочая деятельность. Трудоголизм сильнейшим образом влияет на появление выгорания. Это не значит, что нужно работать спустя рукава. Однако даже на начальном этапе вступления в трудовую деятельность важно соблюдать баланс работы и отдыха. На первом этапе человек тратит значительное количество энергии на работу, у него высокая мотивация и заинтересованность в результате. По мере увеличения нагрузки профессиональная деятельность начинает приносить работнику все меньше удовольствия.

На втором этапе («недостаток топлива») человек понимает, что его вклад и трудолюбие не равноценно результату. Он начинает разочаровываться в своей деятельности, появляется раздражительность. Уже на этом этапе наблюдаются отдельные сбои в выполнении повседневных функций, забывчивость. Работник многократно проверяет свои действия, не замечая очевидных ошибок. Появляются усталость и апатия. Сотрудники с высоким уровнем мотивации на этом этапе не сбавляют темпов, продолжая работать в полную силу по привычке или ожидая более высоких достижений.

Третий этап («хронические симптомы») эмоционального выгорания характеризуется измождением. Еще сильнее проявляется недовольство, ухудшается иммунитет. У сотрудника обостряется злоба на окружающих и чувство подавленности, он находится в постоянном стрессе из-за нехватки времени и ресурсов. На четвертом этапе («кризис») могут оформиться или начать прогрессировать хронические заболевания, в результате чего сотрудник частично или полностью теряет работоспособность. Он чувствует, как работа утекает у него из рук, качество жизни снижается.

На пятом этапе («пробивание стены») проявляются все ранее описанные признаки эмоционального выгорания. Пятый этап характеризуется полным равнодушием к окружающей действительности. Так организм реагирует на хронический стресс и усталость. Он вырабатывает своеобразный защитный механизм отключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Тем самым организм защищает сам себя, чтобы полностью не остаться без ресурсов.

Несмотря на множество внешних причин, сопутствующих преподавательской деятельности, основной причиной выгорания становится несовпадение желаемого и действительного. Идеализм, особенно характерный для людей профессий «человек-человек», сильнейшим образом влияет на выгорание. Поэтому стоит менее серьезно относиться к своей трудовой деятельности, не связывая результаты работы со своей значимостью как человека. Вот еще несколько советов по профилактике эмоционального выгорания:

Источник

«Кажется, что ты чем-то больна»: причины и последствия выгорания учителей

Не хочется вставать и идти на работу, не хочется видеть детей на уроках и общаться с коллегами. Осенняя хандра или профессиональное выгорание? Если второе — нужны срочные меры. Разбираемся, что может стать причиной эмоционального выгорания и как его избежать, вместе с учителями и экспертами «Яндекс.Учебника».

В 2019 году эмоциональное выгорание включили в Международную классификацию болезней (МКБ-11), в острой фазе находятся 20% людей. Нежелание вставать утром и идти на работу, потеря энтузиазма, восприятие учеников как объектов — все это маркеры профессионального выгорания.

Елизавета Капустина, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 18, рассказывает, что узнала о случаях педагогического выгорания на первом же педсовете, сразу после того, как устроилась на работу в школу. Тогда она думала, что это точно не ее история. До тех пор, пока однажды сама не стала выгоревшим педагогом.

«Когда ты видишь, что вокруг происходит множество событий, но все кажется неинтересным, — рассказывает Елизавета. — Исчезает внутренняя мотивация, желание пробовать что-то новое, внутренний драйв, вдохновение. Понимаешь, что теряешь в профессии что-то важное. В такие моменты подключается психосоматика — кажется, что ты чем-то больна, а на самом деле организм просто просит позаботиться о нем».

«Это не что-то извне, это потеря себя как человека, невозможность понимать себя», — описывает свое состояние педагог

Елизавета решила уйти из профессии, но первое время без школы ей было непросто. Она записалась на курсы повышения квалификации, стала читать книги по бизнес-технологиям — оказалось, их можно спроецировать даже на школьный урок. Это был своего рода выход за привычные рамки, которые показали: жизнь не ограничивается стенами школы.

Через три года она вернулась к работе в школе. Но к этому времени у нее было четкое представление, что она хочет и готова делать в школе, выстроены приоритеты относительно количества часов, классного руководства, использования технологий в обучении.

Трехлетний перерыв помог Елизавете абстрагироваться от школьной действительности, а потом вернуться в профессию с новыми силами и пониманием своего места в школе.

Что такое выгорание и как отличить его от осенней хандры

Юрий Шатров, руководитель практики Digital Assessment «Экопси» (консалтинговой компании в области управления персоналом), характеризует выгорание как «состояние, вызванное продолжительным стрессом на работе, с которым не удалось справиться. Оно проявляется в чувстве постоянной усталости, дистанцировании от своей работы и организации, формальном выполнении своих обязанностей».

Выгорание педагога что делать. 590. Выгорание педагога что делать фото. Выгорание педагога что делать-590. картинка Выгорание педагога что делать. картинка 590. Понятие выгорания ("burnout") введено в начале 70-х годов двадцатого века американским психиатром Гербертом Фрейденбергом и определяется как состояние нарастающего эмоционального истощения. Сначала Фрейденберг опубликовал статью в Journal of Social Issues, использовав и описав данный термин. После этого в 1974 году вышла книга под названием Burnout: The High Cost of High Achievment (на русском «Выгорание: высокая цена высоких достижений»).

Существует четыре внешних фактора, которые могут привести к профессиональному выгоранию: это интенсивный стресс, высокие требования, рутинная работа, потеря контроля.

Как же понять, что с тобой происходит? Хроническая усталость, которая продолжается больше месяца и сохраняется даже после отпуска, — это, скорее всего, выгорание. «Первый критерий — продолжительность. Второй — тотальность, — говорит Юрий. — Например, если раздражает буквально все: и ученики, и коллеги, и условия работы, — то это точно выгорание. Если недовольство локальное, то это усталость».

Исследование, которое провел «Яндекс.Учебник», показало, что существует четыре компонента выгорания, каждый из которых имеет свой маркер:

Юрий Шатров разделяет причины выгорания на две большие группы: дефицит сил, вызванный стрессом, и дефицит смысла. В первом случае компонентов много: и сверхвысокая рабочая нагрузка, и конфликты, и токсичная коммуникация, и стирание личных границ при чрезмерном увлечении работой. А вот потеря смысла может произойти из-за несоответствия личных ценностей педагога и ценностей образовательной организации, в которой он работает, да и сама работа может быть ему неинтересна. У педагогического выгорания есть и свои особые проявления:

Что добавляют учителя

1. Отстраненность от детей

Самый главный маркер выгорания, по мнению Кирилла Загустина, учителя истории и обществознания, создателя телеграм-канала ««Здравствуйте, Кирилл Александрович», — это субъектное восприятие детей: «У них обычная жизнь с обычными человеческими проблемами: они ссорятся с родителями, не успевают делать домашку, утром встают не с той ноги. Когда учителя интересует только выполнение заданий и факт наличия тетради, а не причины растерянности ученика на уроке, — это тревожный звонок».

2. Нежелание выходить за рамки

Кирилл Загустин уверен, что в этой плоскости существует точка невозврата, когда у выгоревшего учителя уже нет пути обратно: «У меня есть гипотеза, что учителя старшего поколения, которые работают десятками лет, успешны, потому что выгорели уже давно. Они сформировали некий защитный кокон и выполняют свою работу, не выходя за рамки. Но процесс образования — это обучение и воспитание. Когда воспитание отодвигается на второй план и учитель думает только о формальной составляющей урока, это повод задуматься».

3. Чрезмерные ожидания

Тимур Алексеев, учитель истории из Москвы, пришел работать в школу в 22 года. Для себя он выделил три фактора, которые приводят к профессиональному выгоранию молодых специалистов. Во-первых, это несоответствие возраста и ожиданий. «После окончания университета учителя — еще взрослые дети, а в школе от них ждут ответственности, они должны психологически быть не 22-летними, а 30-летними педагогами», — делится Тимур. Второе — коммуникация с детьми, в которой должна быть правильно выстроена дистанция между учителем и учениками. Последнее — количество методической работы, потому что «вся жизнь — подготовка к урокам». А молодые педагоги еще не готовы тратить ее только на это.

Выгорание педагога что делать. 590. Выгорание педагога что делать фото. Выгорание педагога что делать-590. картинка Выгорание педагога что делать. картинка 590. Понятие выгорания ("burnout") введено в начале 70-х годов двадцатого века американским психиатром Гербертом Фрейденбергом и определяется как состояние нарастающего эмоционального истощения. Сначала Фрейденберг опубликовал статью в Journal of Social Issues, использовав и описав данный термин. После этого в 1974 году вышла книга под названием Burnout: The High Cost of High Achievment (на русском «Выгорание: высокая цена высоких достижений»).

Как попробовать справиться

Ирина Савицкая, руководитель программы развития педагогов «Я.Учитель», рассказывает, что еще на старте запуска интенсивов для педагогов была задача сделать эти курсы максимально откликающимися на потребности учителей. Для этого проводили опросы, которые показали, что учителя жалуются не только на, например, недостаток информации, как выстроить индивидуальный трек для ученика. На втором месте среди запросов именно выгорание и его профилактика.

То есть у учителей нет ни знаний, ни ресурсов, ни способов измерить каким-то образом, что с ними происходит. Откликом на этот запрос и стало включение в интенсив курса о выгорании: что это, как оно происходит, в чем проявляется, как справляться.

В рамках интенсива — тест, подготовленный компанией «Экопси», и материалы по его итогам, собственный бесплатный курс «Я.Учитель» на 16 часов — небольшие видеолекции, ролики и большое количество практических материалов. «На курсе мы разбираем основные понятия эмоционального выгорания, факторы выгорания, что нужно сделать, для того чтобы выгорание предотвратить. Естественно, мы разрабатывали его не сами, а с приглашенными экспертами», — рассказывает Ирина Савицкая.

1. Тест-диагностика «Профессиональное выгорание педагога» от «Я Учитель». Есть несколько факторов, которые вызывают эмоциональное выгорание: эмоциональная усталость, формализм, отстраненность, недовольство условиями. Каждый из них нужно прорабатывать по-разному. По итогу прохождения педагог получает индивидуальный профиль-отчет, рекомендации и материалы для работы с выгоранием.

2. Курс по профессиональному выгоранию от «Я Учитель», который состоит из 6 блоков: самодиагностика, понятие эмоционального выгорания и мифы о нем, внешние и внутренние факторы и определение стиля решения проблемы. Рассматривается взаимодействие с окружающими и попытки приблизиться к здоровому образу жизни (хотя все мы знаем, что в профессии учителя сделать это на 100% не получится).

Прокачать другие свои профессиональные навыки учителя могут на Марафоне по функциональной грамотности, который проводит «Яндекс.Учебник». Участвовать в марафоне можно бесплатно и из любой точки мира: материалы по формированию функциональной грамотности от ведущих экспертов страны, а также диагностика, курс для учителей и система обучающих заданий для учеников доступны в онлайн-формате. В завершение марафона учителя получат сертификат и профиль по итогам онлайн-диагностики, удостоверение о повышении квалификации, а также смогут принять участие в розыгрыше призов.

Источник

Как работать в школе без выгорания

Анна Валерьевна Кузнецова

16 января 2018 • 17:33

Сейчас врачи и психологи много говорят о проблеме эмоционального выгорания. Слышали такое выражение «сгорел на работе»?

Термин «burnout» («эмоциональное выгорание») был предложен американским психиатром Фрейденбергом в 1974 г. Иногда его переводят на русский язык как: «эмоциональное сгорание» или «профессиональное выгорание».

Выгорание педагога что делать. 1516113009 match 692892 960 720. Выгорание педагога что делать фото. Выгорание педагога что делать-1516113009 match 692892 960 720. картинка Выгорание педагога что делать. картинка 1516113009 match 692892 960 720. Понятие выгорания ("burnout") введено в начале 70-х годов двадцатого века американским психиатром Гербертом Фрейденбергом и определяется как состояние нарастающего эмоционального истощения. Сначала Фрейденберг опубликовал статью в Journal of Social Issues, использовав и описав данный термин. После этого в 1974 году вышла книга под названием Burnout: The High Cost of High Achievment (на русском «Выгорание: высокая цена высоких достижений»).

Эмоциональное выгорание педагога

Я десятый год работаю с детьми с тяжелыми нарушениями интеллекта. Эта работа требует больших моральных и физических затрат. В прошлом году я отметила у себя признаки эмоционального выгорания и стала искать пути выхода из этого состояния.

то вы тоже горите на работе.

Но если спросить учителя «как Вы будете жить через год, пять, десять лет?», он ответит: «Буду работать в школе. Как-нибудь дотяну до отпуска, за лето высплюсь и, с новыми силами…», то есть всё по тому же плану. Такой вот «день сурка» с «белкой в колесе».

После сложного урока хорошо бы посидеть где-нибудь в тишине, заварить чай с мятой, музыку для релаксации послушать, но в большинстве школ нет комнат психологической разгрузки для учителей.

Да и не получается у нас самостоятельно «разгружаться»! Инструктор по ЛФК решила провести для учителей нашей школы занятия с целью снятия нервного напряжения. Легли мы на коврики, инструктор включила музыку со звуками моря и говорит: «Представьте, что вы лежите на берегу, над вами голубое небо…» Как только она замолчала, мы с коллегами начали обсуждать, как наши ученики справились с контрольной. На этом и завершилось наше оздоровление.

Но как-то нервы успокоить всё-таки нужно, поэтому многие учителя заедают стресс, другие постоянно принимают снотворные и успокаивающие таблетки, а некоторые ищут расслабление в бокале вина.

Выгорание педагога что делать. 1516112808 hustle and bustle 494069 960 720. Выгорание педагога что делать фото. Выгорание педагога что делать-1516112808 hustle and bustle 494069 960 720. картинка Выгорание педагога что делать. картинка 1516112808 hustle and bustle 494069 960 720. Понятие выгорания ("burnout") введено в начале 70-х годов двадцатого века американским психиатром Гербертом Фрейденбергом и определяется как состояние нарастающего эмоционального истощения. Сначала Фрейденберг опубликовал статью в Journal of Social Issues, использовав и описав данный термин. После этого в 1974 году вышла книга под названием Burnout: The High Cost of High Achievment (на русском «Выгорание: высокая цена высоких достижений»).

Профессиональные заболевания учителей

По результатам обследования 72 % педагогов по функциональному состоянию голосового аппарата могут быть признаны профнепригодными.

А после ларингита по списку:

По статистике, ежегодно из десяти тысяч работающих педагогов инвалидами вследствие общего заболевания становится 50 и более человек.

Что может сделать учитель сразу после стрессовой ситуации в условиях школы?

Рекомендации даёт И. В. Cтишeнoк, преподаватель Гомельского областного института развития образования, практический психолог:

Способ, связанный с управлением дыханием

Упражнение «Двадцать целебных вдохов»

Гораздо быстрее успокаивающих препаратов помогает в стрессовой ситуации упражнение, успокаивающее дыхание. Сидя в кресле, примите удобную позу, позу максимального расслабления, сбросив «зажимы с мышц». Затем в ритме затихающего, «затухающего» дыхания до 20 раз мысленно произнесите: «Я…успокаиваюсь» Причем на вдохе следует произносить «я», на вдохе – «успокаиваюсь».

Способы, связанные с управлением тонусом мышц

Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы.

Способ 1

В свободные минуты, паузы отдыха, осваивайте последовательное расслабление различных групп мышц, соблюдая следующие правила:

Можно работать со следующими группами мышц:

Чтобы научиться расслаблять мышцы, надо их иметь, поэтому ежедневные физические нагрузки повышают эффективность упражнений на расслабление мышц.

Способ 2

Попробуйте задать ритм всему организму с помощью монотонных ритмических движений:

Способ 3. Антистрессовый массаж

Энергичное надавливание (20-25 раз) подушечками указательного или среднего пальца на точки, расположенные:

Способ, связанный с воздействием слова

Самопрограммирование

Во многих ситуациях целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в похожих обстоятельствах.
Сформулируйте текст программы, для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня»: «Именно сегодня у меня все получится» «Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной» «Именно сегодня я буду находчивой и уверенной» «Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом, показывать образец выдержки и самообладания». Мысленно повторите его несколько раз.

Приемы психологической самозащиты

Техника «стеклянной стены»

Если при общении с негативно настроенными по отношению к вам людьми вы продолжаете болезненно реагировать на их выпады, воспользуйтесь этим приемом. Представьте, что между вами и вашим обидчиком стоит толстая стеклянная стена. Он что-то говорит вам нелицеприятное, но вы только видите его, а слов не слышите. Поэтому они не действуют на вас. И вы, не теряя самообладания и спокойствия духа, не поддаетесь на провокацию, не реагируете на обидные слова. И благодаря этому переламываете ситуацию в свою пользу.

Прием «Отрезать, отбросить»

Следующий этап — пересмотр своих жизненных целей и ценностей, своих представлений и отношения к себе самому, другим людям и к своей работе.

В этом могут помочь «Неметодические рекомендации», которые даёт учитель А.С. Бикеева в «Педагогической мастерской».

Она перечисляет ошибочные взгляды со стороны учителя по отношению к своей работе:

А вот какие взгляды она указывает в качестве беспроигрышных:

Что может сделать администрация школы для профилактики эмоционального выгорания

Почему администрация школы должна заниматься профилактикой эмоционального выгорания?

Потому что, по мнению психологов, человек с выгоранием портит всем настроение и климат в коллективе, заражает всех своим выгоранием.

Всё выше перечисленное, конечно, важно, но, если учитель вовремя не вспомнит, что он не только добросовестный ответственный сотрудник, но ещё и живой человек со своими потребностями, желаниями и мечтами, никто ему не поможет.

Источник

Эмоциональное выгорание педагогов и способы его преодоления

«Эмоциональное выгорание педагогов и способы его преодоления»

Содержание занятия

Введение

В последние годы резко возрос интерес к синдрому эмоционального выгорания. Заинтересованность этой проблемой проявляют как руководители образовательных учреждений, так и сами педагоги. Это обусловлено тем фактом, что выгорание специалистов (особенно так называемых «помогающих» профессий, к категории которых относится профессия воспитателя) начинается незаметно и на начальном этапе не вызывает никаких трудностей для организации, а в результате обходится очень дорого.

Синдром эмоционального выгорания – это неблагоприятная реакция специалиста на рабочие нагрузки, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.

Эмоциональное выгорание относится к числу феноменов профессиональной деформации и развивается, как правило, у специалистов, которым по роду службы положено много общаться с другими людьми.

За годы работы в ДОУ у воспитателя накапливается множество психологических проблем, решить которые он не в состоянии, что приводит зачастую к разочарованию в своей профессии, профессиональному выгоранию.

К основным факторам, способствующим формированию эмоционального выгорания воспитателей, относят:

1) высокую ответственность за своих подопечных;

2) высокую эмоциональную и интеллектуальную нагрузку;

3) самоотверженную помощь;

4) дисбаланс между интеллектуально–энергетическими затратами и морально–материальным вознаграждением;

5) наличие ролевых конфликтов;

6) работу с «трудными» детьми.

Синдром эмоционального выгорания педагогов является ответной реакцией специалиста на пролонгированные во времени стрессовые воздействия межличностного общения. Это комплекс, состоящий из поведенческой модели и психологических переживаний, которые непосредственно влияют на уровень работоспособности воспитателя, психофизиологическое самочувствие и на характер межличностных отношений как в системе «воспитатель – коллеги», так и в системе «воспитатель – ребёнок».

Так как выгорание является относительно устойчивым состоянием, приносящим несомненный ущерб профессиональной деятельности специалиста, профилактика данного синдрома является значимым аспектом в системе профилактической работы дошкольного учреждения.

По мнению специалистов в области стресс–менеджмента, выгорание «заразно», наблюдались целые «выгорающие» отделы и организации (Водопьянова Н. Е., 2005). Специалисты, подверженные процессу выгорания, демонстрируют такие проявления, как цинизм, негативизм, пессимизм. Все перечисленные проявления недопустимы в работе специалистов «помогающих» профессий, особенно при взаимодействии с детьми.

Таким образом, коммуникативная и эмоциональная составляющие деятельности педагога являются наиболее «эксплуатируемыми» и, как следствие, наиболее подверженными «износу», что приводит к попыткам специалиста экономить, излишне не расходовать, «придерживать» их.

Последствия эмоционального выгорания педагогов могут проявляться в различных сферах:

• установочные последствия проявляются в негативных установках по отношению к детям, работе вообще, коллективу, к себе лично, которые ведут к снижению лояльности сотрудников;

• поведенческие последствия могут выражаться как на уровне одного сотрудника, так и на уровне всего учреждения: педагог выбирает неконструктивные и неадекватные ситуации модели поведения, вызывая тем самым нарастание напряженности вокруг себя и, как следствие, – снижение качества работы и межличностного взаимодействия, потребность в употреблении психоактивных веществ;

• психофизиологические последствия находят выражение в расстройствах психосоматики, которые могут проявляться как в виде изнурительных головных болей, так и в форме бессонницы.

Названные последствия выгорания имеют огромное влияние на психологический комфорт как в педагогическом коллективе, так и в группе, на эффективность учебно–воспитательного процесса, на общее состояние здоровья воспитателей и воспитанников.

Избежать последствий выгорания педагогов можно путем планомерной профилактики синдрома.

Профилактику эмоционального выгорания воспитателей необходимо проводить в двух направлениях:

1) оптимизация организационных условий труда педагога;

2) актуализация личностных ресурсов педагога.

Первое направление включает в себя следующие составляющие.

• Организация рабочего места педагога предполагает, как общее санитарное состояние рабочего пространства, так и эстетическую составляющую. Исследования показывают, что педагоги, работающие в светлых, просторных помещениях, имеющих необходимое для работы оснащение и эстетичное оформление, гораздо реже страдают от проявлений синдрома эмоционального выгорания, чем их коллеги, вынужденные работать в тесных, обшарпанных. «голых» группах.

• Строгая определенность должностных инструкций и обязанностей.

• Конструктивная и «прозрачная» система поощрений и наказаний, принятая в коллективе.

• Справедливая кадровая политика, возможность продвижения по служебной лестнице и др.

• Оказание социальной поддержки и защита интересов сотрудников.

• Отлаженная система охраны труда сотрудников.

• Наличие общепринятых стандартов формального и неформального поведения педагогов в учреждении.

• Наличие и развитие высокой организационной культуры.

• Профессиональная и административная поддержка.

• Эффективное руководство, доступность администрации для диалога.

Второе направление связано с активацией и выработкой личных ресурсов педагогов и реализуется следующим образом.

1. Просветительское направление:

— информирование педагогов о причинах и признаках эмоционального выгорания;

-ознакомление педагогов с методами и приемами самопомощи для сохранения работоспособности, профессионального и психосоматического здоровья.

2. Повышение значимости педагогической профессии, которое будет способствовать удовлетворению потребности в признании, самоутверждении и самовыражении учителя:

— создание администрацией школы условий для постоянного повышения профессионального уровня и квалификации педагогов;

— создание возможностей для беспрепятственной аттестации педагогов и обеспечение «бесстрессовой» ситуации аттестации;

— участие в педагогических чтениях и методических семинарах, марафонах, деловых играх;

— обобщение педагогического опыта воспитателя;

— возможности публикации педагогических находок и разработок педагога и др.

3. Обучение педагогов следующим приемам и методам саморегуляции и профилактики стрессов и выгорания (групповые формы работы)

Как экономно расходовать свои энергетические ресурсы в работе

с людьми (рецепты В. В. Бойко)

• Жить с девизом «В целом все хорошо, все, что делается, – делается к лучшему». Неудовлетворительные обстоятельства на работе воспринимать как временное явление и пытаться изменить их к лучшему.

• Энергию недовольства направлять на дела, способствующие позитивным переменам, а не злословию и обидам.

• Замечать достижения в своей работе и чаще хвалить себя за них. Замечать свои успехи в отношениях с другими и радоваться достигнутым результатам. В выполняемой работе усматривать прежде всегосоциальный, гуманный, престижный смысл, а не конкретные и малоприятные функциональные обязанности.

• Находить источники вдохновения в каждом осуществляемом замысле. Тратить время и энергию на осмысление целей и средств их достижения, а не на исправление непродуманных действий и ошибок.

• Организовать свою работу так, чтобы исключить ненужные и раздражающие обращения окружающих.

• Просьбы, советы, требования, обращенные к кому–либо, следует произносить достаточно громко и отчетливо, предварительно убедившись, что партнер в состоянии их воспринять.

• Не «пережевывать» в уме случившиеся конфликты или допущенные ошибки. Осознать причину, сделать выводы, найти выход, но не прокручивать в сознании. Если возникла проблема или назрел конфликт, решать своевременно, обдуманно и спокойно.

• Не вспоминать на работе о неприятностях личной жизни и не обсуждать их с коллегами.

• Дольше и чаще общаться с людьми, которые приятны, быть с ними открытыми, искренними и естественными.

• Мягко и незаметно ограничивать общение с теми, кто неприятен, оставаясь с ними приветливыми и внимательными.

• Использовать техники снижения эмоционального напряжения.

Упражнение «Имя – профессиональное качество».

Цель: создание положительной атмосферы в группе, поднятие самооценки участников тренинга, акцентирование внимания на ценности каждого члена группы.

Педагоги, передавая мяч по кругу, называют свои имена и какое – либо профессиональное качество, начинающееся на первую букву имени.

Упражнение «Лестница».

Цель: осознание себя как личности, находящейся на определенном промежутке жизненного пути и профессиональной деятельности.

Всем участникам тренинга раздаются листочки со схематичным изображением лестницы и предлагается внимательно ее рассмотреть и отметить свое местонахождение на лестнице на сегодняшний день. По мере прохождения упражнения ведущий задает участникам вопросы:

— Подумайте и ответьте, Вы поднимаетесь вверх или опускаетесь вниз?

— Устраивает ли Вас Ваше местоположение на лестнице?

— Есть ли внутренние противоречия по этому поводу?

— Что мешает Вам находиться наверху?

Коллаж «Привычки счастливого человека»

Педагоги в группах составляют коллаж, используя фразы и картинки из старых газет и журналов. Звучит спокойная музыка.

Флеш-тренинг.

Видеозапись с расслабляющими изображениями. Участники рассматривают слайды под спокойную музыку.

«Мешочек пожеланий»

Участники вытаскивают позитивные пожелания и зачитывают их.(В ближайшее время Вам особенно повезет! Вас сегодня ожидает сюрприз! И т.д.)

Рефлексия

Что понравилось? Что узнали нового? Чему научились?

Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания

1. Определите для себя главные жизненные цели и сосредоточьте усилия на их достижении.

2. Думайте о чем-то хорошем отбрасывайте плохие мысли. Позитивное мышление и оптимизм – это залог здоровья и благополучия.

3.Откажитесь от пекфекционизма.Не все вещи, которые стоит делать, стоит делать хорошо. Совершенно не всегда достижимо, а если даже достижимо, то оно не всегда этого стоит.

4. Каждое утро, поднимаясь из кровати, думайте о чем-то хорошем, улыбнитесь, напомните себе, что все будет хорошо, а вы обворожительны и прекрасны, у вас замечательное настроение.

5. Планируйте не только свое рабочее время, но и свой отдых. Устанавливайте приоритеты. Вспомните

6. Особенное место отводите отдыху и сну. Сон должен быть спокойным, не менее 7-8 часов. Перед сном можно приготовить успокаивающую ванну с аромамаслами.

7. Используйте на протяжении дня короткие паузы (минуты ожидания, вынужденной бездеятельности) для расслабления.

Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события

прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.

8. Не сгущайте тучи! Не делайте из мухи слона!

9. Руководите своими эмоциями! Закройте глаза. Представьте берег моря. Руки поднимите вверх и разведите в сторону. Почувствуйте силу энергии. Сложите руки на животе.

10. Не пренебрегайте общением! Обсуждайте с близкими вам людьми свои проблемы.

11. Отдыхайте вместе с семьей, близкими друзьями, коллегами.

12. Найдите место для юмора и смеха в вашей жизни. Когда у вас плохое настроение, посмотрите кинокомедию, посетите цирк, почитайте анекдоты.

13. Не забывайте хвалить себя!

14. Улыбайтесь! Даже если не хочется (1-1,5 хв.).

15. Находите время для себя: примите расслабляющую ванну, почитайте любимую книгу, сделайте косметические процедуры и тому подобное! Устраивайте для себя небольшие праздники!Если Вы будете выглядеть лучше, то это может заставить Вас и чувствовать себя лучше.

16. Станьте энтузиастом собственной жизни!

17. Предпримите шаги для устранения причин напряжения.

18. Проблемы не нужно переживать, их нужно решать!

19. Умейте отказывать вежливо, но убедительно!

20. Если негативные эмоции захватили вас во время общения, то сделайте паузу, помолчите несколько минут, посчитайте до 10, выйдите из помещения, займитесь другим видом деятельности: переберите бумаги на столе, поговорите со своими коллегами на нейтральные темы, подойдите к окну и посмотрите в него, рассмотрите уличное движение, небо, деревья, порадуйтесь погоде, солнцу.

21. Делайте дни “информационного отдыха” от ТВ и компьютера. Почитайте что-то.

22. Посещайте, выставки, театр, концерты.

Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

23. Наилучшим средством для снятия нервного напряжения являются физические нагрузки – физическая культура и физический труд. Очень полезным также есть расслабляющий массаж. Замечательным средством достижения внутреннего равновесия является йога, дыхательная гимнастика, релаксация.

24. Музыка – это тоже психотерапия.

25. Позаботьтесь о психотерапевтическом влиянии среды, которая вас окружает (цветовая гамма). Хорошо успокаивают нервную систему зеленый, желто-зеленый и зелено-голубой цвета. Хорошо, когда дома стены окрашены в эти цвета, или же достаточно просто посмотреть на любую вещь, какого-то из этих цветов, — и нервное напряжение постепенно уменьшится.

26. Отдыхайте на природе, ведь такой отдых замечательно успокаивает нервную систему и делает человека добрее.

27. Позитивное влияние на нервую систему и настроение имеет и общение с животными.

28. Снять напряжение также поможет смена деятельности, когда позитивные эмоции от приятного занятия вытесняют грусть.

29. Уделяйте надлежащее внимание собственному здоровью!

Прощайте и забывайте. Примите тот факт, что люди вокруг нас и мир, несовершенны.

30.Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!

Список используемой литературы:

1. Е. А. Чекунова, Т. П. Колодяжная Сохранение здоровья детей и педагогов в условиях детского сада. / учебно-методическое пособие. М. 2010.

2. Е. В. Шитова Практические семинары и тренинги для педагогов. / Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие. Волгоград. 2013.

3. Н. А. Рогалева Дни психологической разгрузки для педагогов ДОУ. / Справочник педагога-психолога. 01.2012.

4. В. М. Чернышова, С. Ю. Лифанова Инновационные подходы к профилактике профессиональной деформации педагога. / Справочник педагога-психолога. 03.2011.

6. Т. Н. Сташкова Занятие-тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания». / Справочник педагога-психолога 02.2011.

7.«Большая книга детского психолога» / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто. Ростов на Дону, «Феникс»,2011

8.Колошина Т.Ю., Трусь А.А. «АРТ-терапевтические техники в тренинге»,СПб, «Речь», 2010

9.«Психология общения. Энциклопедический словарь» / А.А. Бодалева, М., «Когито-Центр», 2011

10.«Психология профессионального здоровья» / Г.С. Никифорова, СПб, «Речь», 2006

11.Саенко Ю.В. «Регуляция эмоций. Тренинг управления чувствами и настроениями», СПб, «Речь», 2011

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *