Выборы депутатов государственной думы проходят на основе чего
Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ
«О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»
С изменениями и дополнениями от:
24 ноября 2014 г., 13, 14 июля, 5 октября 2015 г., 15 февраля, 9 марта, 5 апреля, 28 декабря 2016 г., 18 июня 2017 г., 5, 19 февраля, 4 июня, 11, 27 декабря 2018 г., 29 мая 2019 г., 27 февраля, 23 мая, 31 июля 2020 г., 9 марта, 5, 20, 30 апреля, 4 июня 2021 г.
Принят Государственной Думой 14 февраля 2014 года
Одобрен Советом Федерации 19 февраля 2014 года
Президент Российской Федерации
Принят новый Закон о выборах в Госдуму.
Согласно закону на территории страны образуются 225 одномандатных избирательных округов. Они формируются на основе единой нормы представительства избирателей. Такая система должна обеспечить примерное равенство округов по числу избирателей. Схема округов утверждается федеральным законом на 10 лет.
Кандидаты выдвигаются непосредственно (путем самовыдвижения или политическими партиями) и в составе федеральных списков. При этом политическая партия вправе выдвинуть кандидатами беспартийных граждан. Однако они должны составлять не более половины списка. Всего список включает от 200 до 400 человек. В него могут входить кандидаты, выдвинутые по одномандатным избирательным округам.
Федеральный список, а также одномандатники, выдвинутые политической партией, в определенных случаях регистрируются без сбора подписей избирателей. В частности, подписи не требуются, если на последних выборах в Госдуму федсписок этой партии был допущен к распределению мандатов или получил не менее 3% голосов избирателей. Или если список кандидатов партии был допущен к распределению мандатов в заксобрании хотя бы одного региона. В остальных случаях для поддержки федсписка нужно собрать не менее 200 тыс. подписей. При этом на 1 регион должно приходиться не более 7 тыс. подписей избирателей, зарегистрированных в нем. При получении необходимой поддержки федсписка одномандатники от партии регистрируются автоматически (без сбора подписей).
Избранным по одномандатному округу признается кандидат, который набрал наибольшее число голосов. По результатам выборов по федеральному избирательному округу к распределению депутатских мандатов по общему правилу допускаются списки кандидатов, получившие минимум 5% голосов (на предыдущих выборах действовал порог 7%).
Баллотироваться в депутаты нельзя не только при неснятой или непогашенной судимости за тяжкие и особо тяжкие преступления, но и в течение 10 и 15 лет со дня ее снятия (погашения) соответственно.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на выборы депутатов Госдумы, избираемых после начала его действия.
Прежний закон утрачивает силу со дня прекращения полномочий Госдумы 6 созыва.
Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статьи 103, вступающей в силу со дня прекращения полномочий Государственной Думы созыва, действующего на день вступления в силу настоящего Федерального закона
Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 24 февраля 2014 г., в «Российской газете» от 26 февраля 2014 г. N 45, в Собрании законодательства Российской Федерации от 24 февраля 2014 г. N 8 ст. 740
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 4 июня 2021 г. N 157-ФЗ
Изменения вступают в силу с 4 июня 2021 г.
Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 115-ФЗ
Изменения вступают в силу с 30 апреля 2021 г.
Федеральный закон от 20 апреля 2021 г. N 96-ФЗ
Изменения вступают в силу с 20 апреля 2021 г.
Федеральный закон от 20 апреля 2021 г. N 91-ФЗ
Изменения вступают в силу с 20 апреля 2021 г.
Федеральный закон от 5 апреля 2021 г. N 89-ФЗ
Изменения вступают в силу с 5 апреля 2021 г.
Федеральный закон от 9 марта 2021 г. N 43-ФЗ
Изменения вступают в силу с 9 марта 2021 г.
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 267-ФЗ
Изменения вступают в силу с 31 июля 2020 г.
Федеральный закон от 23 мая 2020 г. N 154-ФЗ
Изменения вступают в силу с 23 мая 2020 г.
Федеральный закон от 23 мая 2020 г. N 153-ФЗ
Изменения вступают в силу с 23 мая 2020 г.
Федеральный закон от 27 февраля 2020 г. N 27-ФЗ
Изменения вступают в силу с 9 марта 2020 г.
Федеральный закон от 29 мая 2019 г. N 104-ФЗ
Изменения вступают в силу с 29 мая 2019 г.
Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 528-ФЗ
Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.
Федеральный закон от 11 декабря 2018 г. N 464-ФЗ
Изменения вступают в силу с 11 декабря 2018 г.
Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 150-ФЗ
Изменения вступают в силу с 4 июня 2018 г.
Федеральный закон от 19 февраля 2018 г. N 30-ФЗ
Изменения вступают в силу с 2 марта 2018 г.
Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. N 1-ФЗ
Изменения вступают в силу с 16 февраля 2018 г.
Федеральный закон от 18 июня 2017 г. N 127-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 505-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 474-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.
Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 92-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 9 марта 2016 г. N 66-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 9 марта 2016 г. N 65-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 15 февраля 2016 г. N 29-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 5 октября 2015 г. N 287-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 14 июля 2015 г. N 272-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 231-ФЗ
Изменения вступают в силу с 9 февраля 2016 г.
Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 355-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 22.02.2014 г. № 20-ФЗ
Копия в формате PDF
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
Принят Государственной Думой 14 февраля 2014 года
Одобрен Советом Федерации 19 февраля 2014 года
(В редакции федеральных законов от 24.11.2014 № 355-ФЗ, от 13.07.2015 № 231-ФЗ, от 14.07.2015 № 272-ФЗ, от 05.10.2015 № 287-ФЗ, от 15.02.2016 № 29-ФЗ, от 09.03.2016 № 65-ФЗ, от 09.03.2016 № 66-ФЗ, от 05.04.2016 № 92-ФЗ, от 28.12.2016 № 474-ФЗ, от 28.12.2016 № 505-ФЗ, от 18.06.2017 № 127-ФЗ, от 05.02.2018 № 1-ФЗ, от 19.02.2018 № 30-ФЗ, от 04.06.2018 № 150-ФЗ, от 11.12.2018 № 464-ФЗ, от 27.12.2018 № 528-ФЗ, от 29.05.2019 № 104-ФЗ, от 27.02.2020 № 27-ФЗ, от 23.05.2020 № 153-ФЗ, от 23.05.2020 № 154-ФЗ, от 31.07.2020 № 267-ФЗ, от 09.03.2021 № 43-ФЗ, от 05.04.2021 № 89-ФЗ, от 20.04.2021 № 91-ФЗ, от 20.04.2021 № 96-ФЗ, от 30.04.2021 № 115-ФЗ, от 04.06.2021 № 157-ФЗ)
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные принципы проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
Статья 2. Законодательство о выборах депутатов Государственной Думы
2. Основные термины и понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Статья 3. Избирательная система, применяемая на выборах депутатов Государственной Думы
4. Число голосов избирателей, поданных за федеральный список кандидатов, определяется как сумма голосов избирателей, поданных за соответствующий федеральный список кандидатов в каждом субъекте Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации.
Статья 4. Избирательные права граждан Российской Федерации на выборах депутатов Государственной Думы
1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать депутатов Государственной Думы по федеральному избирательному округу.
2. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, место жительства которого находится на территории соответствующего одномандатного избирательного округа, имеет право избирать депутата Государственной Думы по этому одномандатному избирательному округу. Право избирать депутата Государственной Думы по одномандатному избирательному округу имеет также гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, зарегистрированный по месту пребывания на территории этого одномандатного избирательного округа не менее чем за три месяца до дня голосования, в случае подачи им заявления о включении в список избирателей по месту нахождения в соответствии с частью 41 статьи 17 настоящего Федерального закона для голосования в пределах одномандатного избирательного округа, в котором он зарегистрирован по месту пребывания. (В редакции Федерального закона от 04.06.2018 № 150-ФЗ)
4. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года, постоянно проживающий в Российской Федерации, может быть избран депутатом Государственной Думы. (В редакции Федерального закона от 05.04.2021 № 89-ФЗ)
5. Гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся за пределами территории Российской Федерации, обладает равными с иными гражданами Российской Федерации избирательными правами на выборах депутатов Государственной Думы. Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать гражданину Российской Федерации содействие в реализации его избирательных прав.
6. Не имеет права избирать и быть избранным, участвовать в осуществлении других избирательных действий гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.
7. Не имеет права быть избранным депутатом Государственной Думы гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
8. Не имеет права быть избранным депутатом Государственной Думы гражданин Российской Федерации:
1) осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;
4) осужденный за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление, если на такого гражданина Российской Федерации не распространяется действие пунктов 2 и 3 настоящей части;
5) подвергнутый административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах депутатов Государственной Думы состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
6) в отношении которого вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», либо факт совершения действий, предусмотренных подпунктом «ж» пункта 7 и подпунктом «ж» пункта 8 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», если указанные нарушения либо действия совершены в период, не превышающий пяти лет до дня голосования.
9. Если срок действия ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных пунктами 2, 3 и 41 части 8 настоящей статьи, истекает в период избирательной кампании до дня голосования, гражданин Российской Федерации, пассивное избирательное право которого было ограничено, вправе в установленном законом порядке быть выдвинутым кандидатом на этих выборах. (В редакции Федерального закона от 05.04.2021 № 89-ФЗ)
11. Если тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается особо тяжким преступлением или если особо тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается тяжким преступлением, ограничения пассивного избирательного права, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 8 настоящей статьи, действует до истечения 10 лет со дня снятия или погашения судимости.
12. Гражданин Российской Федерации, в отношении которого вступил в законную силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, не может быть зарегистрирован в качестве кандидата на выборах депутатов Государственной Думы, если голосование на выборах состоится до истечения установленного судом срока.
13. Гражданин Российской Федерации, выдвинутый кандидатом на выборах депутатов Государственной Думы, в том числе в составе федерального списка кандидатов, обязан к моменту представления в соответствующую избирательную комиссию документов, необходимых для его регистрации в качестве кандидата, регистрации соответствующего федерального списка кандидатов, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов. Понятие «иностранные финансовые инструменты» используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами». (В редакции Федерального закона от 28.12.2016 № 505-ФЗ)
Статья 5. Назначение выборов депутатов Государственной Думы
1. Проведение выборов депутатов Государственной Думы в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, является обязательным.
2. Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является третье воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Конституционный срок, на который избирается Государственная Дума, исчисляется со дня ее избрания. Днем избрания Государственной Думы является день голосования, в результате которого она была избрана в правомочном составе. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. (В редакции Федерального закона от 14.07.2015 № 272-ФЗ)
3. Если Президент Российской Федерации не назначит выборы депутатов Государственной Думы в срок, установленный частью 2 настоящей статьи, выборы назначаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и проводятся в третье воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного частью 2 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении выборов. (В редакции Федерального закона от 14.07.2015 № 272-ФЗ)
4. При роспуске Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Президент Российской Федерации одновременно назначает досрочные выборы депутатов Государственной Думы нового созыва. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня роспуска Государственной Думы. Решение о назначении досрочных выборов подлежит официальному опу
Выборы депутатов государственной думы проходят на основе чего
Статья 5. Назначение выборов депутатов Государственной Думы
1. Проведение выборов депутатов Государственной Думы в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, является обязательным.
2. Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является третье воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Конституционный срок, на который избирается Государственная Дума, исчисляется со дня ее избрания. Днем избрания Государственной Думы является день голосования, в результате которого она была избрана в правомочном составе. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
(в ред. Федерального закона от 14.07.2015 N 272-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Если Президент Российской Федерации не назначит выборы депутатов Государственной Думы в срок, установленный частью 2 настоящей статьи, выборы назначаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и проводятся в третье воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного частью 2 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении выборов.
(в ред. Федерального закона от 14.07.2015 N 272-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. При роспуске Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Президент Российской Федерации одновременно назначает досрочные выборы депутатов Государственной Думы нового созыва. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня роспуска Государственной Думы. Решение о назначении досрочных выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
5. Если Президент Российской Федерации, распустив Государственную Думу, не назначит досрочные выборы депутатов Государственной Думы нового созыва, выборы назначаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и проводятся в последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня роспуска Государственной Думы. Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о назначении досрочных выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного частью 4 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении досрочных выборов.
7. Если воскресенье, на которое должны быть назначены выборы депутатов Государственной Думы, совпадает с днем, предшествующим нерабочему праздничному дню, или с нерабочим праздничным днем, или с днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо объявлено в установленном порядке рабочим днем, выборы назначаются на следующее воскресенье.
Выборы в Госдуму – 2021: что нового?
VectorStory / Depositphotos.com |
Выборы депутатов Государственной думы РФ VIII созыва назначены на 19 сентября (Указ Президента РФ от 17 июня 2021 г. № 367). В течение года были приняты поправки в ряд законодательных актов, регламентирующих порядок голосования, условий предвыборной агитации и ограничения доступа к противоправной информации в Интернете. Более того, расширена география субъектов, в которых избиратели могут проголосовать дистанционно. Эксперты на заседании Общественной палаты РФ обсудили законодательные нововведения, вопросы информационной открытости и общественного контроля.
Основные законодательные изменения
Выборы депутатов в Госдуму в сентябре текущего года будут первыми, на которых состоится система трехдневного голосования в таких масштабах, отметила секретарь Центральной избирательной комиссии РФ Наталья Бударина. Напомним, в июле прошлого года были внесены изменение в Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 67). Голосовать по закону можно в течение нескольких, но не более трех дней подряд (ч. 1 ст. 63.1 Закона № 67). Такое решение – для выборов в Госдуму решение принимает ЦИК – может быть принято не позднее чем в 10-дневный срок со дня назначения выборов и не подлежит пересмотру.
Сопутствующее изменение в количество дней для голосования также вводит изменения в сроки предвыборной агитации – в этом году она закончится 17 сентября в 00:00 часов по местному времени. У избирательных комиссий в свою очередь появляется дополнительная функция по контролю за распространением агитационных материалов в Интернете, напоминает Наталья Бударина. Теперь избирательные комиссии могут обращаться к Роскомнадзору с представлением о пресечении распространения агитации в Интернете, если их изготовление или распространение нарушает законодательство (п. 10.1 ст. 21 Закона № 67) – такое законодательное нововведение появилось с 9 марта.
Также мартовские нововведения коснулись административных штрафов за изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах – они были существенно увеличены. Так, для граждан административный штраф составляет от 5 тыс. до 20 тыс. руб., на должностных лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб., на юридических лиц – от 100 тыс. до 500 тыс. руб. (ч. 1 ст. 5.12 КоАП). Для сравнения: в предыдущей редакции кодекса административный штраф составлял от 1 тыс. до 3 тыс. руб. для граждан, от 2 тыс. до 3 тыс. руб. для должностных лиц и от 50 тыс. до 100 тыс. для юрлиц.
В апреле законодательство о выборах было дополнено положениями о кандидате, аффилированного с иностранным агентом (п. 35.1 ст. 2 Закона № 67). Такой кандидат не является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, однако в период, составляющий два года до дня официального опубликования решения о назначении выборов или в период избирательной кампании на соответствующих выборах:
Как объясняет Наталья Бударина, учитывается как сам кандидат, выполняющий роль иностранного агента, так и лица, аффилированные с ним. В заявлении о согласии баллотироваться такие лица обязаны указывать свой статус иностранного агента или лица, аффилированного с ним. Такая информация также должна быть указана в агитационных материалах, в списке представленных на выборах политических партиях, в подписных листах, в помещениях для голосования и в избирательных биллетенях, а СМИ будут обязаны указывать такой статус кандидатов при упоминании. Секретарь ЦИК РФ подчеркнула, что на момент заседания ОП РФ информации о таких кандидатах не было.
Также Закон № 67 был дополнен положением о том, что не имеют права быть избранными граждане, причастные к деятельности общественного или религиозного объединения, иной организации, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» либо Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
Деятельность Роскомнадзора по выявлению нарушений
Отдельный вопрос касается таргетирования агитационного материала, то есть механизма, позволяющего отображения информации в соответствии с запросом пользователя. Как объяснила Татьяна Денискина, если активное распространение агитационной информации в Интернете будет проводиться после 17 сентября, то вне зависимости от способа такого распространения это будет нарушением. Следует отдельно рассматривать каждый конкретный случай и принимать по нему решение, резюмировала эксперт.
На заседании ЦИК РФ 20 июля был утвержден порядок проведения онлайн-голосования на выборах в сентябре. Подать заявление можно со 2 августа по 13 сентября 00:00 (мск). Как объяснил заместитель председателя ЦИК РФ Николай Булаев, возможность двойного голосования исключается: если избиратель проголосовал онлайн, повторно проголосовать очно на своем участке нельзя. Сама подача такого заявления исключает избирателя из списка избирателей по месту жительства.
Возможность проголосовать электронно будет доступна с 17 сентября 8:00 (мск) до 19 сентября 20:00 (мск). На заседании ЦИК РФ обозначили, что принять участие в дистанционном электронном голосовании могут граждане:
При этом на официальном сайте Мэра Москвы сообщается, что в этом году при онлайн-голосовании предусмотрена функция «Отложенное решение» – возможность заново загрузить биллетень в случае перебоя с Интернетом. Проголосовать при этом можно будет с другого браузера или устройства. При самом подсчете голосов система будет учитывать только последний выбор избирателя.
Проведение голосования онлайн на выборах в Госдуму не будет новым решением – впервые такой эксперимент был проведен на выборах депутатов Мосгордумы в сентябре 2019 года. Аналогичная опция была предусмотрена при голосовании по поправкам в Конституцию РФ в 2020 году – онлайн проголосовало 1,1 млн граждан, что составило 17,5% от общего числа проголосовавших. Тогда такая возможность была доступна для жителей Москвы, Курской, Ярославской и Нижегородской областей. В этом году география будет расширена: добавлены Мурманская и Ростовская области, а также Севастополь. Более того, добавлена возможность для голосования онлайн граждан, не имеющих регистрацию по месту жительства, получивших гражданство в упрощенном порядке.
Руководитель рабочей группы ОП РФ по законодательству в сфере интернет-технологий и цифровизации Вадим Виноградов заявил, что на сентябрьских выборах в формате онлайн-голосования ожидается увеличение граждан, зарегистрированных в Москве, на 10% – при голосовании по поправкам такой 30% москвичей проголосовали дистанционно, в то время как на выборах депутатов Госдумы ожидается 40%. Эксперт считает потенциальное увеличение желающих принять голосование онлайн закономерным, так как такое голосование является «современным и технологичным». Он подчеркнул, что данный механизм является расширением возможностей избирателей и не может рассматриваться как принуждение к обязательному голосованию дистанционно.
Напомним, что в Госдуму избирается 450 депутатов (ст. 3 Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»). 225 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам (один округ – один депутат) и 225 депутатов – от политических партий, по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов. Число голосов избирателей, поданных за федеральный список кандидатов, определяется как сумма голосов избирателей, поданных за соответствующий федеральный список кандидатов в каждом субъекте РФ и за пределами ее территории.
1 С текстом документа можно ознакомиться на официальном сайте ЦИК РФ.