Выберите сложноподчиненное предложение когда мой друг рассказывает что нибудь смешное он всегда
Помогите. Тест по теме: Сложноподченённые предложеня. Подскажите хоть что-нибудь.
Итоговая работа по теме «Сложноподчиненные предложения»
1. Найдите сложноподчиненное предложение.
А. Истина необходима человеку так же, как слепому поводырь..
Б. Мост снесло во время половодья, и нам пришлось делать большой крюк.
В. Аист, как говорит народное поверье, стережет счастье, не подпуская беду.
Г. Кто пахать не ленится, у того хлеб родится.
2. Прочитайте предложение Только исследуя какой-нибудь клочок нашей земли, можно понять, как мы сердцем привязаны к каждой ее тропинке, роднику и даже робкому попискиванию лесной пичуги. Придаточное предложение в нем стоит…
А. перед главным предложением
Б. после главного предложения
В. в середине главного предложения
3. Сделайте синонимическую замену простого предложения с обособленными членами сложноподчиненным предложением.
Войдя в комнату, я увидел брата, приехавшего из города.
4. Составьте из двух простых предложений сложное с придаточным времени.
Я учился в школе. Мой брат уже работал на заводе.
5. Сделайте синонимическую замену сложносочиненного предложения сложноподчиненным с придаточным уступительным.
Кулибин не получил специального образования, но он был одаренным механиком.
6. Определите вид придаточного обстоятельственного в сложноподчиненном предложении Когда командир не робеет, бойцы за ним в огонь и в воду пойдут.
А. придаточное сравнительное
Б. придаточное условия
В. придаточное времени
7. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное с придаточным места.
А. Это и была школа, куда меня направили.
Б. Я знал, куда меня направили.
В. Я приехал туда, куда меня направили.
А. Чем больше знает человек, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями.
Б. Труд составляет самую крепкую и надежную связь между тем человеком, который трудится, и тем обществом, на пользу которого направлен этот труд.
9.Какая схема соответствует предложению Внимательно прочитав все написанное Пришвиным, убеждаешься, что он не успел рассказать нам и сотой доли того, что превосходно видел и знал?
10. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
А. В то время как мы готовили материалы экспедиции, начальник отряда договаривался с проводниками.
Б. Слышно было, как над полем пел жаворонок и как вдали куковала кукушка.
В. Я ждал ее рассказа и молчал, боясь, что если я спрошу ее о чем-либо, она опять отвлечется в сторону.
11. Спишите предложение, расставьте знаки препинания.
Я накинул на плечи шинель потому что несмотря на теплый день озяб от холода и усталости и пошел искать машину.
12. Придумайте начала и запишите полученные предложения.
А. …, что чуть не упал в воду.
Б. …, будто долго жила в Англии.
13. Допишите сложноподчиненное предложение. Укажите вид придаточного.
А. Я посмотрел в окно и увидел,…, и мне показалось…
Б. Лишь только появилась первая трава,…
В. Я так долго не получал писем от своего друга,…
Г. Я расскажу о книге,…
1-Г
2-Б
3-Войдя в комнату, я увидел брата, который приехал из города.
4-Я учился в школе, когда мой брат уже работал на заводе.
5-Кулибин не получил специального образования, несмотря на то, что он был одаренным механиком.
6-Б
7-В
8-А
9-А в чем разница между А или Б?
10-А
11-Я накинул на плечи шинель, потому что, несмотря на теплый день, озяб от холода и усталости и пошел искать машину.
12-Он так сильно испугался, что чуть не упал в воду.
Она очень хорошо говорила по-английски, будто долго жила в Англии.
13-Я посмотрел в окно и увидел, подозрительного мужичка, и мне показалось, что в руках у него был окровавленный топор. (1-изъяснит., 2-изъяснит. )
Лишь только появилась первая трава, которая была ярко зеленого цвета. (придат. определит. )
Я так долго не получал писем от своего друга, поэтому очень соскучился. (придат. обстоят. )
Я расскажу о книге, которую часто читал в детстве. (придат. определит. )
Тест с ответами на тему: “Сложноподчиненное предложение”
1. Выберите сложноподчинённое предложение с придаточным следствия.
а) Все толпились, суетились, неторопливо спрашивая, когда и куда пойдут поезда.
б) Лед уже тронулся, так что переправиться на другой берег было невозможно.+
в) Я, как только вошёл, успел заметить сумрачное расположение Ерофея.
г) По мере того как поднималось солнце, день теплел и веселел.
2. Выберите сложноподчинённое предложение с придаточным степени.
а) И хот бесчувственному телу равно повсюду истлевать, но ближе к милому пределу мне всё б хотелось почивать.
б) В той комнате, где я живу, почти никогда не бывает солнца.
в) Ученик обтачивал детали настолько старательно, что не делал брака.+
г) Уж моя шляпа была почти полна орехами, как вдруг услышал я шорох.
3. Придаточное предложение может находиться в этой части сложноподчинённого предложения:
а) В начале предложения
б) В середине предложения
в) В конце предложения
г) В любой части предложения+
4. Определите, как отделяется придаточное предложение от главного в составе сложноподчинённого предложения:
а) Точкой
б) Запятыми+
в) Точкой с запятой
г) Тире
5. Данной придаточной части у сложноподчинённого предложения не бывает:
а) определительной
б) Притяжательной+
в) Изъяснительной
г) Обстоятельственной
6. Отметьте сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения.
а) На улице было почти везде грязно, хотя дождь прошел еще вчера вечером.
б) Князь Василий говорил всегда лениво, как актер говорит роль старой пьесы.+
в) Я не знаю, хочу ли я идти с ними.
г) Что он не придет, мне было ясно сразу.
7. Отметьте сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия.
а) Но вот с океана долетел широкий и глухой звук, будто в небе лопнул пузырь.
б) Время шло медленнее, чем ползли тучи по небу.
в) Тут ужас до того овладел Берлиозом, что он закрыл глаза.
г) Гастон только стиснул челюсти, но вел себя так, как было нужно.+
8. Отметьте сложноподчинённое предложение с придаточным следствия.
а) Скажи ему, что дома никого нет.
б) Снег всё становился белее, ярче, так что ломило глаза.+
в) Гонщик вернулся быстрее, чем мы предполагали.
г) Как ни малы реки Подмосковья, они питают влагой окрестные луга.
9. Определите сложноподчинённое предложение с придаточным степени.
а) Везде, где не было мостовой, вдруг зазеленела трава.
б) Есть у России берёзоньки белые, кедры, забывшие, сколько им лет.
в) Каков привет, таков и ответ.
г) Окрик показался Аксинье настолько громким, что она ничком упала на землю.+
10. Отметьте сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения.
а) На улице было почти везде грязно, хотя дождь прошел еще вчера вечером.
б) Служи народу так, чтобы за него в огонь и в воду.
в) Он так весело рассмеялся, словно услышал самую остроумную шутку в своей жизни.+
г) Я сделал все так, как указывал Евсеич.
11. Отметьте сложноподчинённое предложение с придаточным цели.
а) Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить пренеприятнейшее известие.+
б) Так как мы все как один и за технику, и за ее разоблачение, то попросим господина Воланда!
в) Пошел дождь, поэтому нам пришлось уйти.
г) Только что вы остановитесь, он начинает длинную тираду.
12. Отметьте сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным:
а) Я не люблю жаркие страны, где солнце палит с самого утра
б) Смотри, как зеленеют деревья в саду+
в) Время шло медленнее, чем тикали часы
г) Дождь закончился так быстро, что земля под берёзой даже не успела намокнуть
13. Отметьте сложноподчинённое предложение с придаточным определительным:
а) Знаменитый спортсмен прыгнул намного дальше, чем ожидали судьи
б) Она выглядела так, будто ей не здоровилось уже много дней
в) Дайте мне такое дело, чтобы сердце радовалось+
г) Нужно прожить свою жизнь так, чтобы было о чём вспоминать в старости
14. Подчинительные союзы, которые относятся к изъяснительным:
а) Едва, лишь
б) Что, так, чтобы+
в) Словно, будто
г) Точно, чем
15. Определите, в чём отличие союза от союзного слова в сложноподчиненном предложении:
а) Союзное слово может состоять из нескольких слов, а союз только из одного
б) Союз является членом предложения, а союзное слово нет
в) Союзное слово является членом предложения, а союз нет+
г) В союзном слове больше букв, чем в союзе
16. Выберите лишнее предложение.
а) И через силу скачет конь туда, где светится огонь.
б) Мой дом везде, где есть небесный свод, где только слышны звуки песен.
в) В приемной комиссии меня спросили, где я теперь работаю.+
г) Мы стояли там, где жила наша бабушка.
19. Отметьте количество знаков препинания:
И тем не менее молодые должны знать что когда все они будут старыми то опыт старых может пригодиться и опыт и знания и мудрость и юмор и рассказы стариков и даже их докучливые нравоучения.
а) 7
б) 8+
в) 6
г) 9
д) 10
20. Схема […],(подч.союз, (подч.союз…),…) соответствует предложению:
а) Он почувствовал что больше не может что никакая сила не сдвинет его с места.
б) Снова после долгих лет разлуки я увидел этот сад в котором мелькнуло несколько счастливых дней моего детства и который много раз потом снился мне.
в) Когда бричка выехала со двора он(Чичиков) оглянулся назад и увидел что Собакевич всё ещё стоял на крыльце и как казалось приглядывался желая знать куда гость поедет.
г) Я убеждён что хотя ваша бабушка или бабушка ваших друзей не Арина Родионовна том не менее и она и почти каждая любая женщина несёт в себе её черты.+
д) Кучер Трофим наклоняясь к переднему окну сказал моему отцу что дорога стала тяжела что нам не доехать до Парашина что мы запоздаем.
21. Придаточное определительное предложение отвечает на следующие вопросы:
а) Как? Каким образом?
б) Где? Когда?
в) Почему? Зачем?
г) Какой? Чей?+
22. Выберите часть речи, к которой относится придаточное со значением места:
а) Глаголу
б) Имени существительному
в) Имени прилагательному
г) Наречию+
23. Подчинительные союзы, которые относятся к причинным:
а) Когда, пока
б) Так как, потому что+
в) Несмотря на то что
г) Если, кабы
24. Отметьте схему, соответствующую предложению:
Яков встал рано утром когда солнце ещё не палило и с моря веяло бодрой свежестью но было ощущение предосенней прохлады.
а) […],( когда… и …), но […].
б) […], (когда…), (но…).
С)[…], (когда…), но[…].
г) […], (когда…) и (…), но […].+
д) […], (когда…), и(…), но[…].
25. Отметьте количество запятых в предложении:
Потом я был в музее где в великолепных саркофагах спят тысячи лет блистательные фараоны Египта забинтованные в какие-то особые ткани разрисованные поверх этих бинтов и забальзамированные таинственными способами секрет которых никому не был известен.
а) 3
б) 2
в) 6
г) 4+
д) 5
26. Выберите характеристику, которая соответствует данному предложению:
Как только жара свалила, в лесу стало так быстро холодать и темнеть, что оставаться в нем не хотелось.
а) сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью
б) сложносочиненное предложение
в) сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью
г) сложное предложение с подчинительной связью+
27. Отметьте предложение, части которого соединены союзом (знаки не расставлены).
а) Понятно что зайдя в лес я то и дело натыкался на следы грибов.+
б) Ему хотелось сделать так как никто ещё не пробовал.
в) Мы знали что завтра будет не сделано.
г) Мы подошли к дому где располагалась бухгалтерия.
28. Определите предложение, части которого соединены союзным словом (знаки не расставлены).
а) Я понимал что он только может верить мне в эти минуты.
б) В бараке куда затиснулся на ночь Сергей вытянулся желто-белый круг льда и снега.+
в) Хотя моросил холодный дождь уборка картофеля продолжалась.
г) Несмотря на то что ветер свободно носился над морем тучи были неподвижны.
29. Определите сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия.
а) Подложили цепи под колеса вместо тормозов, чтоб они не раскатывались, взяли лошадей под уздцы и начали спускаться.
б) Такой звон и пенье стояли на главной лице, будто возчик в рыбачьей брезентовой промодежде вез не рельсу, а оглушительную музыкальную ноту.
г) Он сразу уснул, так что на мой вопрос я услышал только его ровное дыхание.
4) Писать надо так, чтобы читатель видел изображение словами.+
30. Отметьте сложноподчинённое предложение с придаточным цели.
а) И чем ярче становились в его воображении краски, тем труднее ему было засесть за пишущую машинку.
б) Пришлось остановиться, чтобы навести порядок.+
в) Я огорчился настолько, насколько это только было возможно.
г) Едва я накинул бурку, как повалил снег.
Тест с ответами по теме: “Придаточные предложения”
1. Выберите вариант ответа, в котором СПП с придаточным изъяснительным:
а) Но не высказывалось то, что он хотел сказать. +
б) Вечер мягко меняет краски, все больше сливаясь с воцаряющейся лунной ночью.
в) Вступать в школу было для Жоржа невыгодно, потому что юнкера второго класса не должны были идти в поход.
2. Отметьте тип придаточного обстоятельственного в предложении:
Мелкие листья ярко и дружно зеленеют, словно кто их вымыл и лак на них навел.
а) образа действия
б) времени
в) цели
г) сравнительное+
д) причины
3. Определите сложноподчиненное предложение с придаточным времени:
а) Днем не будет снега, если ночью был иней.
б) Он добрался до города, когда уже зашло солнце.+
в) Никто не знал, когда приедет Самат.
г) Наступила тишина, во время которой слышался только шум речки.
д) Не удалось спасти цветущие яблоки, так как мороз ударил неожиданно.
4. Отметьте тип придаточного обстоятельственного в предложении
Глаза ломило, будто кто-то нажимал на них поверх век пальцами.
а) цели
б) времени
в) сравнительное+
г) причины
д) образа действия
5. Выберите вариант ответа, в котором СПП с придаточным причины:
а) Из этого мы видим, что Печорин как хозяин избрал самое дурное место за столом.
б) Когда я увлекался чувством и воображением, надо мною смеялись и пользовались моим простосердечием…
в) Дальнейший разговор я их не передаю, потому что он был бессвязен и пуст… +
6. Выберите вариант ответа, в котором СПП с придаточным определительным:
а) Тогда она встала, подошла к зеркалу, осушила глаза, натерла виски одеколоном и духами, которые в цветных и граненых скляночках стояли на туалете. +
б) И ему казалось, что он любит своих друзей…
в) Он раздумывал над тем, куда положить всю эту силу молодости…
7. Выберите сложноподчинённое предложение с придаточным условия:
а) Мама ещё до концерта успела мне сообщить, что сзади сидели Левины профессора.
б) Она улыбалась мне своим длинным и красивым глазом, который почему-то напоминал мне вытянутую голубую раковину.
в) Я сразу сообразила, что никогда в жизни не будет больше такого прекрасного случая прославиться на всю школу.
г) Для меня будет большим подарком, если вы придёте на этот концерт.+
8. Определите сложноподчинённое предложение с придаточным времени:
а) Слова, которые она шепотом произносит в микрофон, кажется, состоят от начала до конца почти из одних шипящих, а получается довольно-таки красиво и задушевно.
б) Когда Алина кончила петь, она решила прямо со сцены спрыгнуть в зрительный зал. +
в) Математичка терпеть не может, когда отвлекаются.
г) Они превращают в свои жертвы тех, ради которых хотят всем на свете пожертвовать.
9. Выберите вариант ответа, в котором находится предложение, в котором придаточное не имеет значения цели:
а) Мой друг Красноперов ехал во Францию, чтобы поработать над архивами Бунина.
б) Я ему сказала, чтобы он три дня не приходил и даже во дворе не смотрел на меня. +
в) Потом Евдокия проследила, чтобы семена перед севом протравили.
10. Укажите вариант ответа, в котором указано верное количество типов придаточных:
а) 5
б) 4 +
в) 3
11. Выберите вариант ответа, где находится сложноподчиненное предложение, в котором придаточная часть относится к одному слову в главной части:
а) На левом фланге, куда мне было приказано явиться, происходила жаркая битва. +
б) Раз вы молчите, то я скажу за вас
в) Всякое дело надо делать хорошо, коли взялся за него.
12. Определите значение подчинительного союза в приведенном ниже предложении:
Петр ни за что не пойдёт из комнаты, покуда не разберет постель.
а) Изъяснительное
б) Времени +
в) Уступительное
13. Выберите вариант ответа, где находится предложение с союзом и соответствует следующему правилу:
“Запятая перед союзом и не ставится, если он соединяет однородные придаточные предложения в составе сложноподчиненного”
а) Я увидел, как звезды стали туманиться и терять свою лучистость, как легким вздохом пронеслась по земле прохлада.
б) Оттого я присмирел, что слышу топот дальний, трубный звук и пенье стрел.
в) Я должен вам сказать, что обнаружена растрата и Николая Петровича ищут +
14. Сложноподчиненное предложение с придаточным уступки:
а) Течение усилилось, когда мы достигли середины реки.
б) В то время как я вздремнул, взошла луна.
в) Много тяжких испытаний и горьких неудач выпало на долю отца, прежде чем он овладел мастерством.+
г) Когда приезжали гости, их всегда встречали радушно.
д) Когда приехали гости, стол был накрыт.
15. Сложноподчиненное предложение с придаточным времени:
а) Чего только не приходит в голову, когда стоишь перед клеткой обезьяны.+
б) Там, где ветер продувал вольно между дорогами, снега не было.
в) Там, куда еще не проникли солнечные лучи, все утопало в синей предрассветной дымке.
г) Иди, куда влечет тебя свободный ум.
д) Куда река пошла, там и русло будет.
16. В данном сложноподчинённом предложении придаточная часть относится к одному слову в главной части:
а) Даша почувствовала, как лёгонькие иголочки пошли по спине. +
б) Чтобы найти направление, надо было отойти дальше под ветер.
в) Где нет любви, там нет и критики.
17. В данном сложноподчиненном предложении придаточная часть относится к одному слову в главной части:
а) Дубровского вызвали на заседание суда, зачем он и выехал срочно!
б) Было еще темно, когда запрягли коней и снова поехали таежной дорогой.
в) Возвратившись с разведки, казаки сообщили, что видели много звериных следов. +
18. В данном предложении определите значение подчинительного союза.
Гоголь говорил, что Лермонтов, очевидно, не знает русского народа, так как привык вращаться в свете.
а) изъяснительное
б) причины +
в) уступительное
19. Отметьте тип придаточного в сложноподчиненном предложении:
Светлое озеро казалось большим, потому что на берегу не было зелени.
а) цели
б) причины+
в) времени
г) условия
д) следствия
20. Отметьте тип придаточного обстоятельственного в предложении:
Жанар крепко зажмурила глаза и шаловливо затрясла головой, так что развившиеся волосы запрыгали у нее на лбу.
а) цели
б) времени
в) причины
г) следствия+
д) образа действия
21. Отметьте тип придаточного обстоятельственного в предложении
Я сунул листок в карман и выскочил на лестницу, чтобы меня не задержали.
а) цели+
б) причины
в) времени
г) следствия
д) уступки
22. Выберите вариант ответа, в котором СПП с придаточным времени:
а) Варенька бросилась навстречу своей старой приятельнице, княгиня поцеловала ее с видом покровительства.
б) Когда несколько гостей съехалось, Печорин и Браницкий вошли в гостиную. +
в) Он давно замечал, что Браницкий ухаживал за его сестрой…
23. Выберите вариант ответа, в котором СПП с придаточным уступки:
а) Несмотря на советы дать еще на водку ямщику, он надел шапку и стал посередине комнаты. +
б) Оленину казалось, что только отъезжающие ездят по этим улицам.
в) И, взявшись за руки, лицеист и гимназистка едут в просеку направо.
24. Определите сложноподчиненное предложение с придаточным условным:
а) Налетел порыв ветра с той стороны, откуда мы его вовсе не ожидали.
б) Пока варился чай, я успел сделать несколько фотографических снимков.
в) Не прошел Никитин и 200 шагов, как из другого дома послышались звуки
г) Едва я вступил на опушку леса, как сразу наткнулся на кабанов.
д) Раз мы начали говорить, то лучше договорить все до конца.+
25. Отметьте тип придаточного в сложноподчиненном предложении:
Парусное судно было далеко от берега и шло ещё дальше туда, где море и небо сливались в синюю бескнечность.
а) придаточное причины
б) придаточное цели
в) придаточное места+
г) придаточное времени
д) придаточное условное
26. Выберите вариант ответа, в котором находится предложение с обстоятельственным придаточным причины:
а) Об армии мы имели самые общие представления, потому что по природе своей были мальчишками мирными. +
б) Мы с Васей отправились вдвоём вперед, чтобы ещё раз проверить волков.
в) Пётр Николаевич проснулся, когда сквозь дырявую сухую крышу начал пробиваться слабый свет.
27. Выберите вариант ответа, в котором находится предложение с придаточным обстоятельственным места:
а) Я подошел к месту, где мы условились встретиться с Карлом, и стал спускаться по каменным ступенькам.
б) Усталый и голодный, лейтенант расспросил, где находится изба оперативного отдела, и поплелся туда.
в) На улице Дзержинского, там, где она сходится с улицей Фрунзе, был глухой, заброшенный туннель, служивший тайником для сбора донесений. +
28. Зависимой частью главного предложения в сложноподчинённом предложении является:
а) придаточное предложение +
б) добавочное предложение
в) дополнительное предложение
29. Определите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.
а) Алина, отбиваясь от мальчишек, которые приглашали её, сама подошла к Леве.
б) Меня снова толкали и спрашивали, как я пробралась на этот вечер.+
в) Когда Алина спрыгнула в зал, Лёва поблагодарил её.
г) Вид у мужчины был такой, будто он являлся главным участником концерта.
30. Определите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным:
а) Хлопали не очень сильно, как всегда бывает после первого номера.
б) Все и так знали, что Лева будет играть ещё.
в) Да есть ли на свете хоть один нормальный человек, для которого кларнет был бы самым любимым инструментом?+
г) И неужели ты думаешь, что она в самом деле знает польский язык?
Тест по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными»
1. На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?
1) падежные вопросы
2) вопросы определения
3) падежные и вопросы определения
4) вопросы обстоятельства
2. Как присоединяется придаточное изъяснительное к главному?
1) с помощью союзных слов
2) с помощью частицы ли
3) с помощью союзов
4) с помощью союзов, союзных слов, частицы ли
3. Место придаточного изъяснительного по отношению к главному
1) после главного предложения
2) в середине предложения
3) перед главным
4) любая позиция по отношению к главному
4. Укажите ложное высказывание:
1) изъяснительные придаточные относятся к членам главного предложения со значением речи, мысли, чувства, состояния
2) без изъяснительного придаточного главная часть теряет смысл
3) изъяснительное придаточное не может присоединяться с помощью союзных слов
4) изъяснительное придаточное относится только к глаголам
5. Найдите предложение, соответствующее схеме […., (что), ]
1) Я любил, когда Надюша мне что-то растолковывала.
2) Все, конечно, пойдут на концерт, в котором участвуют одноклассники
3) Боясь, что он обидит Софью, мать торопливо и строго заговорила.
4) Обед в честь гостя, который приехал из Украины, по мнению хозяина, удался.
6. Укажите СПП с придаточным изъяснительным
1) Он сидел, откинувшись в скрипучем кресле.
2) Давно поспела полевая клубника, лакомиться которой позволяли нам вдоволь.
3) Он сообщил, что возвращается экспедиция.
4) Второе окно во двор, к которому я подкрадываюсь, выходило во двор подъезда.
7. Определите предложение с придаточным изъяснительным.
1) Когда солнце прощается с летом, краски памяти так пестры.
2) И если по законам братства с природой человеку жить, тогда и все свои богатства она велит ему открыть.
3) Наклонилось к речке дерево, так что плавает листва.
4) Он верил, что душа родная соединиться с ним должна.
8. Определите предложение с придаточным изъяснительным.
1) И если по законам братства с природой человеку жить, тогда и все свои богатства она велит ему открыть.
2) Когда солнце прощается с летом, краски памяти так пестры.
3) А кругом, куда пойдёшь иль взглянешь, только степь да синий дым…
4) Каждый человек должен заботиться о том, чтобы привести свои дела в порядок.
9. Определите предложение с придаточным изъяснительным.
1) Надо хорошо трудиться, чтобы был результат.
2) Работаю с перерывами, так как приходится принимать посетителей.
3) Ему чрезвычайно не нравилось, когда кто-нибудь заводил речь о его молодости.
4) Настало время, когда я решил отправиться в путь.
10. Определите предложение с придаточным изъяснительным:
1) Молодые люди должны помнить, что только упорным трудом и глубокими знаниями можно достичь желаемого.
2) Надо хорошо трудиться, чтобы достичь желанной цели.
3) А небо всё чернело, будто чугунная стена росла из-под земли.
4) Тихое утро было полно такой свежести, будто воздух промыли родниковой водой.
11. Придаточное изъяснительное присоединяется к главному с помощью союзного слова.
1) Я хочу, чтобы ты всегда был надёжным другом.
2) Говорили, будто его видели в городе.
3) И послышалось мне, будто снег скрипит.
4) Непонятно, откуда берётся эта пыль.
12. Придаточное изъяснительное присоединяется к главному частицей, употреблённой в значении союза.
1) Ему стало ясно, что до вечера домой они не попадут.
2) Юноша прекрасно понимал, о чём идёт речь.
3) Никита при жизни отца не знал, любит ли его.
4) Никто не знал, откуда появилась эта девушка.
13. Какая характеристика предложения верна:
Я начисто забыл про краски и кисти и не думал, что когда-нибудь вспомню про них
1) ССП;
2) простое;
3) СПП с придаточным определительным;
4) СПП с придаточным изъяснительным;