Вязкость тормозной жидкости чем меньше тем лучше
Полное руководство по видам и классам тормозной жидкости
Тормозная жидкость – это специальный состав, необходимый для заполнения тормозной системы автомобиля и обеспечения ее работоспособности. Осуществляет передачу усилия от педали на тормозные цилиндры. По составу разделяются на минеральные, гликолевые и силиконовые.
Спецификации тормозных жидкостей
Разработанная Департаментом Транспорта США (DOT – Department of Transportation) спецификация тормозных жидкостей FMVSS 116 DOT 4, является общепринятым, но не единственным стандартом.
FMVSS — Federal Motor Vehicle Safety Standards (Федеральные стандарты безопасности моторных транспортных средств).
Другие стандарты
ISO 4925
ISO — International Organization for Standardization (международная организация по стандартизации).
JIS K2233
JIS — Japanese Industrial Standards (японские промышленные стандарты).
SAE J 1703/1704
SAE — Society of Automotive Engineers (общество автомобильных инженеров).
Спецификация DOT
Согласно DOT 4, тормозные жидкости делятся на 5 классов: DOT 3, DOT 4, DOT 5, DOT 5.1, DOT 5.1/ABS.
Встречающиеся на рынке продукты DOT 4.5 и DOT 4+ не имеют отношения к американскому стандарту. Это та же «четверка» с дополнительными присадками, которые улучшают некоторые характеристики.
В 2005 году, Международная организация по стандартизации ISO (International Organization for Standardization), выпустила редакцию стандарта ISO 4925. В него включили дополнительный класс – DOT 4 CLASS 6, предназначенной для тормозных систем с ABS и дополненными функциями ESP, ESC, TCS и т.д.
В подобных системах важнейшим параметром является вязкость при отрицательных температурах — она не должна превышать значение 750 мм2/с.
Важные характеристики
Основной компонент жидкостей – гликоль или силикон. 2-5% составляют присадки, повышающие эксплуатационные характеристики. Модификаторы и ингибиторы предотвращают окисление и коррозию, разбухание резиновых уплотнителей.
Соответствие тому или иному классу определяется следующими параметрами:
Дополнительно оценивается активность ионов водорода (pH). Значение этого параметра должно находиться в границах от 7 до 11.5 единиц. Если pH жидкости меньше 7 — она будет вызывать коррозию стали, показатель выше 12 – коррозию цветных металлов.
Температура кипения
Почему температура кипения столь важна? В процессе кипения образуются пузырьки, которые в отличие от жидкости сжимаемы. При наличии большого количества воздуха, усилия от педали будет недостаточно для передачи его на цилиндры.
Вязкость
Виды тормозных жидкостей
БСК
Бутиловый спирт и касторовое масло. Тормозная жидкость этого образца использовалась в старых советских автомобилях. Смесь изготавливали самостоятельно, смешав в равных по весу пропорциях касторовое масло с бутиловым или изоамиловым спиртом.
Имея хорошие смазывающие характеристики, БСК при этом коррозионно-агрессивна к латуни и меди.
LHM — Liquide Hydraulique Minérale
Гидравлическая жидкость зеленого цвета, основа – минеральное масло. Применяется в тормозных системах автомобилей Citroen и Peugeot и других гидравлических узлах (ГУР и подвеска).
«Зеленка» лишена главного недостатка «тормозухи» – гигроскопичности. С течением времени порог кипения не снижается, и находится на уровне 250 градусов, текучесть — 1200 мм2/с.
Использование в тормозных системах допускается только в тех случаях, когда на это имеется прямое предписание производителя. Нельзя смешивать с составами класса DOT.
DOT-3
Начальный уровень в классификации DOT. Подходит для тихоходных транспортных средств, в которых тормозная система не нагружена. Имеет самую низкую температуру закипания: 205 градусов для «сухой», и 140 для «увлажненной».
DOT-4
От третьего класса отличается улучшенными характеристиками. В первую очередь температурой кипения: 230 и 155. В составе присутствуют бораты (соли борной кислоты), связующие воду.
Кинематическая вязкость составляет 1800 мм2/с.
DOT-4 CLASS 6
DOT-5
Тормозная жидкость имеет силиконовую основу (кремнийорганические полимеры), и потому несовместима с другими. О содержании силикона в составе также сообщит аббревиатура SBBF (Silicone Base Brake Fluid).
Отличные от DOT 5 жидкости (на гликолевой основе), могут содержать на этикетке аббревиатуру NSBF (Non Silicone Based Fluid).
Минимальный нижний порог кипения составляет 260 градусов для «сухой», и 180 для «увлажненной», вязкость 900 мм2/с.
Плюсы силиконовых составов:
«Тормозуху» класса DOT-5 нельзя использовать в автомобилях с ABS, поскольку она подвержена аэрации (образованию пузырьков воздуха).
DOT-5.1
DOT-5.1/ABS
В жидкости этого класса содержатся как гликолевые, так и силиконовые составляющие. Это делает DOT-5.1/ABS несовместимой с любыми другими. Из названия ясно, что данный вид предназначен для использования в автомобилях, оснащенных антиблокировочной системой.
По основным требованиям мало чем отличается от предыдущего класса.
Почему важно менять
Тормозная жидкость очень гигроскопична. В процессе эксплуатации происходит интенсивная абсорбция (поглощение) влаги.
Критический уровень содержания влаги – 3.5%. При таком количестве воды, температура закипания DOT-4 снижается с 230 до 150 градусов. Такой объем влаги жидкость абсорбирует примерно за 2 года эксплуатации. Поэтому производители рекомендуют осуществлять замену не реже чем раз в два года, или после 40 тысяч пробега.
Исключением является DOT-5, срок ее эксплуатации составляет 10-15 лет, поскольку силикон слабо-гигроскопичен.
Большое количество влаги способствует развитию коррозии внутри тормозной системы. Достаточно вспомнить, насколько сложно выкрутить прикипевшие штуцера на цилиндрах при прокачке тормозов.
Но, гигроскопичность «тормозухи» имеет и плюсы.
Вода тяжелее, и если бы она не поглощалась жидкостью, то оседала бы в нижних точках системы и замерзала там. Это могло привести к полному отказу тормозной системы.
Как проверять
Существует специальные приборы, измеряющие содержание влаги в тормозной жидкости (влагомеры). Принцип действия прост: для замера количества воды, прибор погружается в расширительный бачок. Цветные индикаторы сообщат о превышении допустимой нормы.
Правда объективность такой проверки условна. Поскольку тормозная жидкость не циркулирует по системе, ее состояние на нижнем и вернем уровнях может отличаться.
В расширительном бачке контакт с воздухом происходит чаще, нежели в других частях. Зато в тормозных цилиндрах идет интенсивный нагрев жидкости и изменение ее физических характеристик.
Какие жидкости можно смешивать
Смешение производителей
Характеристики тормозных жидкостей напрямую зависят от пакета присадок. У каждого производителя он свой, поэтому точно предсказать, как поведет себя «коктейль» из продукции разных фирм сложно.
Важно помнить: гарантированное отсутствие последствий смешивания – указание этого производителем на этикетке. Во всех остальных случаях испытаний не проводилось, а значит, вы действуете на свой страх и риск.
Смешение классов
Считается, что поскольку основа одна, в жидкость низкого класса допустимо заливать более высокий, но не наоборот. Значит, в DOT 3 допустимо долить DOT 4, это только повысит ее рабочие характеристики.
А вот в автомобиле, рассчитанном на жидкость класса 5.1, использовать 3 или 4 не рекомендуется. Сечение проходных каналов может оказаться недостаточным для нормальной циркуляции вязкого состава.
Не допускается смешивание DOT-5 и DOT-5.1/ABS между собой и с любыми другими.
Все остальные классы совместимы друг с другом.
Цвета
Кроме буквенного обозначения, стандарты требуют производить цветовую маркировку в зависимости от основы. Это необходимо для того, чтобы избежать смешения несовместимых по составу жидкостей.
Нельзя смешивать жидкости разных цветов!
Цвет и прозрачность в процессе эксплуатации могут меняться. Это вызвано окислением, нагревом, смешением с продуктами износа тормозной системы.
Что заливать
Сегодня на рынке огромное количество тормозной жидкости всех классов, импортного и отечественного производства.
Главное правило, которым следует руководствоваться при выборе: используйте только тот класс, который указан производителем автомобиля. В руководстве по эксплуатации должна содержаться подобная информация.
Если вы не можете ее найти, напишите в комментариях марку и модель автомобиля – мы постараемся вам помочь.
Чем чреват неправильный выбор? Заливая гликолевую жидкость в систему рассчитанную на силикон, вы рискуете (спустя время) получить серьезные утечки. Резиновые уплотнители не рассчитаны на более агрессивный гликолевый состав.
Такие же проблемы можно получить, заливая вместо рекомендованного DOT-4, более текучий DOT-4 class 6.
Класс и требуемый объем для замены
Информация по всем автомобилям в таблице получена из руководств по эксплуатации, находящихся в свободном доступе.
Автомобиль | Жидкость | Объем (л) |
---|---|---|
ВАЗ 2107 | DOT 3, 4 | 0,38 |
ВАЗ 2109 | 21099 | DOT 4 | 0,55 |
ВАЗ 2110 | 2111 | 2112 | DOT 4 | 0,55 |
ВАЗ 2114 | 2115 | DOT 4 | 0,55 |
Lada Granta | DOT 4 | 0,45 |
Lada Kalina | DOT 4 | 0,45 |
Lada Largus | Shell BF40+(DOT4+) | 1 |
Lada Niva | DOT 4 | 0,55 |
Lada Priora | РОСДОТ 4 | 0,45 |
ГАЗель Бизнес | DOT 3 | 0,725 |
КАМАЗ | ГТЖ-22М, Pentosin Super Fluid J 1703-R | — |
Chevrolet Cruze | GM 93160364, DOT 4 | 0,8 |
Chevrolet Lacetti | GM 1942422, DOT 4+ | 0,5 |
Chevrolet Lanos | DOT 3, 4 | 0,5 |
Chevrolet Niva | DOT 4 | 0,5 |
Daewoo Matiz | DOT 4 | 0,45 |
Daewoo Nexia | DOT 3 | 0,5 |
Ford Focus 2 | Ford ESD-M6C57-A, Motorcraft Super DOT 4 | 1,25 |
Ford Focus 3 | Ford WSS-M6C57-A2, Motorcraft Super DOT 4 | 1,25 |
Ford Fusion | Motorcraft Super DOT 4 | — |
Ford Mondeo 4 | ESD-M6C57-A | — |
Hyundai Porter | DOT 4 | 0,7 |
Hyundai Solaris | DOT 4 | 0,8 |
Kia Rio | DOT 3, 4 | 0,8 |
Kia Spectra | DOT 3, 4 | 0,7 |
Mercedes-Benz w124 | DOT 3, 4 | 0,5 |
Mitcubishi Lancer 9 | DOT 3, 4 | — |
Mitsubishi Pajero 4 | DOT 3, 4 | — |
Nissan Note | Nissan KE903-99932 DOT 4 | 1 |
Peugeot 307 | DOT 4 | 0,5 |
Peugeot 405 | DOt 4 | 0,5 |
Renault Duster | DOT 4 | 0,7 |
Renault Logan | ELF 650 DOT 4 | 1 |
Renault Megan 2 | DOT 4 | 1 |
Skoda Rapid | DOT 4 | 0,9 |
Toyota Camry | 08823-80004, DOT 5.1 | — |
VW Polo Sedan | VW 501 14, DOT 4 | 1 |
Хранение
Хранить неиспользованную тормозную жидкость нужно только в герметично закрытой таре, иначе она быстро напитается влагой. Сроки хранения производитель указывает на упаковке.
Какая тормозная жидкость лучше
Ответ на вопрос какая тормозная жидкость лучше зависит от требований, которые предъявляются к ней автопроизводителем (в руководстве всегда есть указания что лить), ее характеристик и классификации.
Большинство тормозных жидкостей можно разделить по эксплуатационным характеристикам, классификации согласно стандарту DOT, а также конкретным производителям и торговым маркам. Некоторые автопроизводители предполагают применение в тормозной системе жидкости с определенной спецификацией, правда в большинстве случаев она подобна той, что предполагает ДОТ-4.
В связи с чем, если возникает дилемма какую тормозную жидкость выбрать, то она касается именно жидкости которая относится к классу DOT 4. Разобраться что заливать поможет рейтинг жидкостей, который включает в себя 4 заграничных производителя и 4 отечественных, что составляют достойную конкуренцию.
Название марки жидкости | Краткое описание и особенности | Объем упаковки, литры | Цена по состоянию на лето 2020 года, российских рублей |
---|---|---|---|
Импортные тормозные жидкости | |||
Castrol React DOT4 Low Temp | Лучшие показатели по очищающим способностям и температуре кипения/замерзания. Может использоваться в любых географических широтах. | 0,5 | 520 |
Liqui Moly Bremsenflussigkeit DOT4 | В составе есть антикоррозийные присадки, которые продлевают срок службы резиновых элементов. Имеет недостаточные показатели температуры кипения, до 230°C и посредственную низкотемпературную вязкость, целых 1800 мм 2 /с. Для северных регионов однозначно не рекомендована. | 1,0 | 700 |
Mobil Brake Fluid DOT 4 | Обладает оптимальными показателями вязкости и стабильности. Выдерживает температуру до — 30°C без потерь вязкости. | 1,0 | 570 |
Отечественные тормозные жидкости | |||
Sintec Euro DOT 6 | Обладает характеристиками схожими с DOT 5.1, Самая высокая температура кипения 274°C. Отличная кинематическая вязкость, подходит для использования в северных широтах. | 0,9 | 450 |
ROSDOT 6 DOT 4 (class 6) | Имеет самые лучшие показатели кинематической вязкости среди отечественных ТЖ — 697,5 мм 2 /с. Превосходит требования жидкостей класса ДОТ 4 относительно температура кипения — 260°C. Низкая цена. | 0,91 | 350 |
Sintec Super DOT 4 | Сделана полностью на синтетической основе и пригодна для использования в любых условиях, что правда имеет при этом посредственную стабильность хотя температура кипения достаточно высокая — 270°C. | 0,91 | 250 |
Лукойл DOT 4 | Высокие показатели температуры кипения, однако вязкость при отрицательных температурах достаточно большая. Очень популярная из-за маркетингового продвижения ведь в требования DOT-4 укладывается. | 0,45 и 0,91 | 140; 250 |
Hi-Gear DOT 4 | Уверенный середнячок, производится в России по лицензии. Имеет высокую температуру кипения, но низкотемпературная вязкость подкачала. Для суровых морозов лучше не использовать. | 0,47 | 260 |
ROSDOT 4 | Полностью синтетическая жидкость, однако с плохими показателями. Для севера и авто с АБС категорически не рекомендована! | 0,45 и 0,9 | 240; 350 |
Sibiria Супер DOT 4 | Имеет наихудшие температурные показатели в списке, однако для использования в средних широтах вполне годится. Имеет хорошие очищающие способности и низкую цену. | 0,45 | 140 |
Основные характеристики
Чтобы разобраться с вопросом какую лить тормозную жидкость изучите базовые характеристиками, присущими конкретной ТЖ. Так, тормозную жидкость нужно выбирать по следующим критериям:
Перечисленные выше характеристики прямо или косвенно указываются производителем на упаковке средства, что дает большую часть информации для ответа на вопрос какую лучше заливать тормозную жидкость. Однако существует еще несколько нюансов, которые также нужно учитывать.
Основа тормозной жидкости
Все современные жидкости сделаны на одном из трех базовых составов — гликоля, полигликоля и силикона. Наиболее распространены первые два типа. С помощью дополнительных присадок производители могут регулировать температуру их кипения и замерзания в необходимых пределах (зависит от конкретной жидкости и марки). Однако их недостаток состоит в относительно высокой гигроскопичности, из-за чего приблизительно один раз в два года такие тормозные жидкости нужно менять на новые.
«Тормозухи» на основе силикона обладают отличными эксплуатационными характеристиками. В частности, они полностью не гигроскопичны, имеют высокую температуру закипания, практически не сжимаются. Однако без недостатков тоже не обошлось. Кроме высокой цены такие жидкости (ДОТ-5) недопустимо применять в авто с АБС. Соответственно, они используются в спортивных автомобилях или в машинах, где это предписано заводом-изготовителем.
Классификация жидкостей по стандарту DOT
В технической документации любого автомобиля прямо указывается, жидкостями какого стандарта допускается пользоваться для данной машины. Отклоняться от требований нельзя. Смешивание некоторых жидкостей, но не всех (. ) допускается, но не рекомендовано. Описание стандартов по ДОТ:
Какую выбрать тормозную жидкость
В данном подразделе будет представлен рейтинг лучших тормозных жидкостей, относящихся к упомянутому выше классу DOT 4. Список основывается на найденных в интернете отзывах, а также мнении экспертов, в том числе, знаменитого издания «За рулем». При этом имеет смысл разделить представленные образцы на импортные и отечественные (выпущенные в РФ). Это обусловлено тем, что импортные жидкости немного лучше по качеству (хотя и дороже) и их рекомендуется использовать в иномарках бизнес или премиум класса. В то же время отечественные образцы стоят дешевле, но хуже по характеристикам. Зато их можно смело заливать в отечественные машины или недорогие (в том числе подержанные иномарки). Если вам будет чем дополнить рейтинг — пишите свое мнение в комментариях.
Лучший выбор тормозных жидкостей зарубежного производства
Castrol React DOT4 Low Temp
Тормозная жидкость Castrol React DOT4 Low Temp 15CB4F по своим характеристикам значительно превосходит заявленный стандарт. Так, температура ее кипения составляет +265°С (свежая жидкость), а “мокрой” (спустя год эксплуатации) — 175°С. Соответственно, ее можно использовать при скоростной езде и частых резких торможениях. И даже периодичность замены каждые 2 года будет более чем достаточно.
Из недостатков можно отметить лишь тот факт, что реализуется средство в не совсем удобных канистрах по 500 мл и 5 литров. А учитывая их цену, автолюбитель вынужден будет переплачивать за тару и за сам по себе недешевый товар. Так, по состоянию на лето 2019 года канистра объемом 500 мл стоит 520 российских рублей, а 5-ти литровая — 4000 рублей.
Liqui Moly Bremsenflussigkeit DOT4
Соответствует требованиям: SAE J 1703, J 1704, ISO 4925, FMVSS 571.116 DOT 4. Основной упор тормозной жидкости Ликви Моли сделан на смазывающие, антикоррозийные и защитные свойства. Если у вас размеренное вождение, то такая ТЖ как раз для вас.
Купить тормозную жидкость Liqui Moly Bremsenflussigkeit DOT4 можно в канистрах 250 мл и 1 литр. Цена более распространенной литровой канистры (артикул 8832) составляет порядка 800 рублей.
Mobil Brake Fluid DOT 4
В отличие от лидера Кастрол, Мобил фасует свою ТЖ не только в канистры по 0,5 л., но и 1 литр. Цена однолитровой канистры составляет порядка 460 рублей.
Лучшие отечественные тормозные жидкости
Sintec Euro DOT 6
Реализуется в канистре объемом 900 мл. Ее цена составляет порядка 450 рублей.
ROSDOT 6 DOT 4
Тормозная жидкость ROSDOT 6 DOT 4 430140002 относится к ТЖ класс 6 поскольку превосходит требования к жидкостям ДОТ-4. Так, температура кипения в «сухом» состоянии составляет +260°С, а «увлажненном» — +168°С. Кинематическая вязкость на морозе составляет 697,5 мм²/с.
Кроме температурных и вязкостных показателей главным преимуществом является невысокая цена. Поэтому тормозная жидкость «Росдот» является одним из лидеров рейтинга.
Реализуется в магазинах в канистрах двух объемов — 500 и 910 мл. Цена канистры 0,91 л составляет порядка 350 рублей.
Sintec Super DOT 4
Отмечается ее широкое распространение в магазинах, а также достаточно невысокая цена. В целом, средство рекомендовано для использования в любых регионах РФ, однако если вы из севера и авто оборудовано системой АБС лучше присмотреться к другой ТЖ.
Продается в канистрах объемом 910 мл. Цена составляет 250 рублей.
Лукойл DOT 4
Тормозная жидкость «Лукойл DOT 4» 3097259 — уверенный «середнячок» среди отечественной продукции. Вполне может быть рекомендован автовладельцам, проживающим в различных, в том числе, северных регионах Российской Федерации. Так, температура кипения «сухого» состава составляет +270°С, а «увлажненного» — +176°С. Значение «холодной» кинематической вязкости составляет 1170 мм²/с. Соответствует только двум требованиям: FMVSS 116 DOT 4 и SAE J 1704.
Отмечается низкая цена а также значительная распространенность в автомагазинах и на заправках. Продается в канистрах двух объемов — 455 мл и 910 мл. Стоимость — 140 рублей и 250 рублей.
Hi-Gear DOT 4
Тормозная жидкость Hi-Gear DOT 4 HG7044R отличается сниженной гигроскопичностью. Также относится к «середнячкам» рейтинга, так как производится по лицензии. Имеет аналогичные температуры «сухого» и «влажного» кипения — соответственно, +270°С и +174°С (после года эксплуатации). Значение «холодной» кинематической вязкости также достаточно неплохое, и составляет 1193 мм²/с. Поэтому она может быть использована в северных регионах страны, но без системы ABS или ESP.
Тормозную жидкость «Хай-Гир» можно найти в продаже в небольшой канистре объемом 473 мл по цене 260 рублей.
ROSDOT 4
Тормозная жидкость ROSDOT 4 430101H03 выполнена полностью на синтетической основе. Что касается ее эксплуатационных характеристик, то их, скорее, можно назвать посредственными. И если защитные (очистные) свойства находятся на приемлемом уровне, то температурные — ниже среднего.
Так, значение кипения «сухого» и «влажного» состава — +259°С и 159°С соответственно. А вот значение кинематической вязкости наихудшее в списке — 1678 мм²/с. Поэтому тормозную жидкость «Росдот 4» не рекомендуется использовать в северных широтах, только в умеренных и южных. ТЖ РосДот 4 является неплохим выбором для отечественных авто не имеющих дополнительных систем стабилизации и торможения.
В продаже можно найти в канистрах двух объемов — 450 мл и 900 мл. Их цены — 240 рублей и 350 рублей.
Sibiria Супер DOT 4
Тормозная жидкость Sibiria Супер DOT 4 983321 имеет наихудшие температурные показатели. Так, ее «сухой» состав кипит уже при температуре +254°С, а «влажный» — +160°С. Значение кинематической вязкости — 1415 мм²/с. Такие показатели соответствуют требованиям DOT, но не более того. Однако очищающие способности имеет достаточно неплохие. Продается в маленькой таре, что не всегда удобно при замене. К использованию в северных широтах не рекомендована.
Продается в канистре объемом 455 мл, средняя цена которой около 140 рублей.
Заключение
Обычно импортные производители выпускают более качественные тормозные жидкости, с лучшими эксплуатационными характеристиками. Однако и цена у них выше. И наоборот, отечественные образцы более привлекательны по стоимости, но имеют худшие показатели. Поэтому, общая рекомендация такая: для новых машин с небольшим пробегом лучше все же использовать более качественные импортные образцы. И соответственно для бюджетных автомобилей с большим пробегом можно и сэкономить. Главное, менять «тормозуху» по регламенту, указанному в документации к машине.
По состоянию на лето 2020 года (в сравнении с 2019-м) из зарубежных тормозных жидкостей больше всего подорожал Castrol (емкость 0.5 л на 150 руб) и Mobil (литровая упаковка на 110 руб.), а Liqui Moly остался на том же уровне.
Среди отечественных средств, представленных в рейтинге, за указанный период изменений в ценах практически не было. А вот Hi-Gear DOT 4 и ROSDOT 4 (в емкости 0.91 л) стали немного дешевле, в среднем на 50 руб.
Согласно мнению покупателей, самым популярной и качественной тормозной жидкостью на лето 2020 года является Castrol. Это средство имеет наивысший процент позитивных отзывов.
Помимо данного рейтинга, довольно популярной является жидкость ATE DOT-4 BRAKE FLUID SL-6 03990164022, цена за емкость 1 л. — 750 руб. Также имеет высокий процент положительных отзывов. Из сильных сторон этой тормозной жидкости автовладельцы обычно выделяют высокую температуру кипения, а также сохранение эксплуатационных характеристик на протяжении всего периода ее использования. Основной же недостаток — высокая цена.