Вы знаете что является объективным критерием прогресса какие критерии прогресса называют

Тип личности Сущностные характеристики

Вы знаете что является объективным критерием прогресса какие критерии прогресса называют. fb. Вы знаете что является объективным критерием прогресса какие критерии прогресса называют фото. Вы знаете что является объективным критерием прогресса какие критерии прогресса называют-fb. картинка Вы знаете что является объективным критерием прогресса какие критерии прогресса называют. картинка fb. Н.Г. Чернышевский: «Прогресс основывается на умственном развитии; коренная сторона его прямо и состоит в успехах и развитии знаний. Приложением лучшего знания к разным сторонам практической жизни производится прогресс и в этих сторонах… Стало быть, основная сила прогресса – наука; успехи прогресса соразмерны степени совершенства и степени распространенности знаний».Вы знаете что является объективным критерием прогресса какие критерии прогресса называют. tw. Вы знаете что является объективным критерием прогресса какие критерии прогресса называют фото. Вы знаете что является объективным критерием прогресса какие критерии прогресса называют-tw. картинка Вы знаете что является объективным критерием прогресса какие критерии прогресса называют. картинка tw. Н.Г. Чернышевский: «Прогресс основывается на умственном развитии; коренная сторона его прямо и состоит в успехах и развитии знаний. Приложением лучшего знания к разным сторонам практической жизни производится прогресс и в этих сторонах… Стало быть, основная сила прогресса – наука; успехи прогресса соразмерны степени совершенства и степени распространенности знаний».Вы знаете что является объективным критерием прогресса какие критерии прогресса называют. vk. Вы знаете что является объективным критерием прогресса какие критерии прогресса называют фото. Вы знаете что является объективным критерием прогресса какие критерии прогресса называют-vk. картинка Вы знаете что является объективным критерием прогресса какие критерии прогресса называют. картинка vk. Н.Г. Чернышевский: «Прогресс основывается на умственном развитии; коренная сторона его прямо и состоит в успехах и развитии знаний. Приложением лучшего знания к разным сторонам практической жизни производится прогресс и в этих сторонах… Стало быть, основная сила прогресса – наука; успехи прогресса соразмерны степени совершенства и степени распространенности знаний».Вы знаете что является объективным критерием прогресса какие критерии прогресса называют. ok. Вы знаете что является объективным критерием прогресса какие критерии прогресса называют фото. Вы знаете что является объективным критерием прогресса какие критерии прогресса называют-ok. картинка Вы знаете что является объективным критерием прогресса какие критерии прогресса называют. картинка ok. Н.Г. Чернышевский: «Прогресс основывается на умственном развитии; коренная сторона его прямо и состоит в успехах и развитии знаний. Приложением лучшего знания к разным сторонам практической жизни производится прогресс и в этих сторонах… Стало быть, основная сила прогресса – наука; успехи прогресса соразмерны степени совершенства и степени распространенности знаний».Вы знаете что является объективным критерием прогресса какие критерии прогресса называют. tg. Вы знаете что является объективным критерием прогресса какие критерии прогресса называют фото. Вы знаете что является объективным критерием прогресса какие критерии прогресса называют-tg. картинка Вы знаете что является объективным критерием прогресса какие критерии прогресса называют. картинка tg. Н.Г. Чернышевский: «Прогресс основывается на умственном развитии; коренная сторона его прямо и состоит в успехах и развитии знаний. Приложением лучшего знания к разным сторонам практической жизни производится прогресс и в этих сторонах… Стало быть, основная сила прогресса – наука; успехи прогресса соразмерны степени совершенства и степени распространенности знаний».Вы знаете что является объективным критерием прогресса какие критерии прогресса называют. vb. Вы знаете что является объективным критерием прогресса какие критерии прогресса называют фото. Вы знаете что является объективным критерием прогресса какие критерии прогресса называют-vb. картинка Вы знаете что является объективным критерием прогресса какие критерии прогресса называют. картинка vb. Н.Г. Чернышевский: «Прогресс основывается на умственном развитии; коренная сторона его прямо и состоит в успехах и развитии знаний. Приложением лучшего знания к разным сторонам практической жизни производится прогресс и в этих сторонах… Стало быть, основная сила прогресса – наука; успехи прогресса соразмерны степени совершенства и степени распространенности знаний».Вы знаете что является объективным критерием прогресса какие критерии прогресса называют. wa. Вы знаете что является объективным критерием прогресса какие критерии прогресса называют фото. Вы знаете что является объективным критерием прогресса какие критерии прогресса называют-wa. картинка Вы знаете что является объективным критерием прогресса какие критерии прогресса называют. картинка wa. Н.Г. Чернышевский: «Прогресс основывается на умственном развитии; коренная сторона его прямо и состоит в успехах и развитии знаний. Приложением лучшего знания к разным сторонам практической жизни производится прогресс и в этих сторонах… Стало быть, основная сила прогресса – наука; успехи прогресса соразмерны степени совершенства и степени распространенности знаний».Вы знаете что является объективным критерием прогресса какие критерии прогресса называют. pi. Вы знаете что является объективным критерием прогресса какие критерии прогресса называют фото. Вы знаете что является объективным критерием прогресса какие критерии прогресса называют-pi. картинка Вы знаете что является объективным критерием прогресса какие критерии прогресса называют. картинка pi. Н.Г. Чернышевский: «Прогресс основывается на умственном развитии; коренная сторона его прямо и состоит в успехах и развитии знаний. Приложением лучшего знания к разным сторонам практической жизни производится прогресс и в этих сторонах… Стало быть, основная сила прогресса – наука; успехи прогресса соразмерны степени совершенства и степени распространенности знаний».

Задание 3. Вы знаете, что является объективным критерием прогресса человека? Какие критерии прогресса называют авторы приведенных высказываний? Согласны ли Вы с их точкой зрения? Аргументируйте свой ответ.

Н.Г. Чернышевский: «Прогресс основывается на умственном развитии; коренная сторона его прямо и состоит в успехах и развитии знаний. Приложением лучшего знания к разным сторонам практической жизни производится прогресс и в этих сторонах… Стало быть, основная сила прогресса – наука; успехи прогресса соразмерны степени совершенства и степени распространенности знаний».

А.И. Герцен: «Прогресс человека – процесс содержания мысли»; «Прогресс –неотъемлемое свойство созидательного развития, которое не прерывалось; это деятельная память и усовершенствование людей общественной жизнью».

Г. Спенсер: «Прогресс – не случайность, а необходимость».

П.Л. Лавров: «Развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении, воплощение в общественных формах истины и справедливости – вот краткая формула, обнимающая, как мне кажется, все, что можно считать прогрессом».

Н.Г. Чернышевский: «Прогресс – стремление к возведению человека в человеческий сан».

Л.Н. Толстой: «Общественный прогресс истинный – в большем и большем единении людей».

Ф.Д. Рузвельт: «Наш прогресс проверяется не увеличением изобилия у тех, кто уже имеет много, а тем, способны ли мы достаточно обеспечить тех, кто имеет слишком мало».

Б. Ауэрбах: «неудовлетворенность – источник не только страданий, но и прогресса в жизни отдельных людей и целых народов».

Немецкий философ Ф. В. Шеллинг (1775—1854) писал, что решение вопроса об историческом прогрессе осложнено тем, что сторонники и противники веры в совершенствование человечества полностью запутались в спорах о критериях прогресса. Одни рассуждают о прогрессе человечества в области морали, другие — о прогрессе науки и техники, который, как писал Шеллинг, с исторической точки зрения является скорее регрессом. Шеллинг предлагал своё решение проблемы: критерием в установлении исторического прогресса человеческого рода может служить только постепенное приближение к правовому устройству.

Вопрос о критериях прогресса занимал многие великие умы Нового времени, но решение так и не было найдено. Недостатком попыток решить эту задачу было то, что во всех случаях в качестве критерия рассматривалась лишь одна линия (или одна сторона, или одна сфера) общественного развития. И разум, и мораль, и наука, и техника, и правовой порядок, и сознание свободы — всё это показатели очень важные, но не универсальные, не охватывающие жизнь человека и общества в целом.

В наше время философы также придерживаются разных взглядов на критерии общественного прогресса. Рассмотрим некоторые из них.

Одна из существующих ныне точек зрения состоит в том, что высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека. Эта позиция аргументируется тем, что направленность исторического процесса обусловлена ростом и совершенствованием производительных сил общества, включающих средства труда, степень овладения человеком силами природы, возможности их использования в качестве основы жизнедеятельности человека.

Человек здесь рассматривается как главное в производительных силах, поэтому их развитие понимается с этой точки зрения и как развитие богатства человеческой природы.

Однако данная позиция подвергается критике. Как нельзя найти всеобщий критерий прогресса только в общественном сознании (в развитии разума, морали, сознании свободы), так нельзя найти его лишь в сфере материального производства (техники, экономических отношений). История знает примеры стран, где высокий уровень материального производства сочетался с деградацией духовной культуры. Чтобы преодолеть односторонность критериев, необходимо найти понятие, которое характеризовало бы сущность жизни и деятельности человека. В этом качестве философами предлагается понятие «свобода».

Согласно точке зрения этих учёных, критерием социального прогресса является мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы. Свободное развитие человека в свободном обществе означает также раскрытие его подлинно человеческих качеств — интеллектуальных, творческих, нравственных. Это утверждение подводит нас к рассмотрению ещё одной точки зрения на социальный прогресс.

Как мы видели, нельзя ограничиться характеристикой человека лишь как деятельного существа. Он также существо разумное и общественное. Только с учётом этого мы можем говорить о человеческом в человеке, о человечности. Но развитие человеческих качеств зависит от условий жизни людей. Чем полнее удовлетворяются разнообразные потребности человека в пище, одежде, жилье, транспортных услугах, его запросы в духовной области, чем более нравственными становятся отношения между людьми, тем доступнее для человека становятся самые разнообразные виды экономической и политической, духовной и материальной деятельности. Чем благоприятнее условия для развития физических, интеллектуальных сил человека, его моральных устоев, тем шире простор для развития индивидуальных, присущих каждому отдельному человеку качеств. Короче говоря, чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил.

Человечность, признание человека высшей ценностью выражаются понятием «гуманизм». Из сказанного выше можно сделать вывод об универсальном критерии социального прогресса: прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма.

Теперь, когда мы изложили различные взгляды на критерии исторического прогресса, подумайте, какая точка зрения даёт вам более надёжный способ оценивать изменения, происходящие в обществе.

Источник

ИДЕЯ ИСТОРИИ

1. Вы знаете, что является объективным критерием прогресса. Какие критерии прогресса называют авторы приведенных высказываний? Согласны ли Вы с их точкой зрения? Аргументируйте свой ответ.

Н.Г. Чернышевский: «Прогресс основывается на умственном развитии; коренная сторона его прямо и состоит в успехах и развитии знаний. Приложением лучшего знания к разным сторонам практической жизни производится прогресс и в этих сторонах… Стало быть, основная сила прогресса – наука; успехи прогресса соразмерны степени совершенства и степени распространенности знаний».

А.И. Герцен: «Прогресс человека – процесс содержания мысли»; «Прогресс – неотъемлемое свойство созидательного развития, которое не прерывалось; это деятельная память и усовершенствование людей общественной жизнью».

Г. Спенсер: «Прогресс – не случайность, а необходимость».

П.Л. Лавров: «Развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении, воплощение в общественных формах истины и справедливости – вот краткая формула, обнимающая, как мне кажется, все, что можно считать прогрессом».

Н.Г. Чернышевский: «Прогресс – стремление к возведению человека в человеческий сан».

Л.Н. Толстой: «Общественный прогресс истинный – в большем и большем единении людей».

Ф.Д. Рузвельт: «Наш прогресс проверяется не увеличением изобилия у тех, кто уже имеет много, а тем, способны ли мы достаточно обеспечить тех, кто имеет слишком мало».

Б. Ауэрбах: «неудовлетворенность – источник не только страданий, но и прогресса в жизни отдельных людей и целых народов».

В. Вейтлиг: «Тот, кто верит в прогресс, не должен считать совершенным ни одно учение. Если он и не знает более совершенного, это не должно служить основанием тому, чтобы сомневаться в возможности существования такого учения. Но, указывая недостатки, нужно уметь доказать их наличие и понимать, как их устранить, иначе ты будешь только хулителем, а не улучшителем»; «Человечество никогда не достигнет высшего идеала совершенства, иначе пришлось бы предположить наступление застоя в его духовном развитии».

2. В 1808 г. один из ярких представителей утопического социализма XIX в. – А. Сен-Симон писал: «Наиболее широко внушаемый принцип морали – это принцип евангельский: не делай другому того, чего бы ты не хотел, чтобы он делал тебе… Я предлагаю заменить евангельский принцип следующим: человек обязан трудиться. Самый счастливый человек – это тот, кто трудиться. Самая счастливая семья – это та, все члены которой с пользой употребляют свое время. Самый счастливый народ – это тот, в котором меньше всего неработающих людей».

Какой социальный принцип отстаивал в начале XIX в. Сен-Симон? Каково Ваше отношение к этому принципу?

Определение: «Направленное развитие, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному» относится к понятию

Характерной чертой регресса в обществе является

— переход от низшего к высшему

— движение назад к менее совершенному

— переход от простого к сложному

— движение вперед к более совершенному

Определение: «Процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным» относится к понятию

Определение »Коренной качественный переворот во всей социально-экономической и политической структуре общества» относится к понятию

Характерной чертой эволюционных изменений в жизни общества является (ются)

Какой признак относится к постиндустриальному обществу?

— развитие индивидуализированного сознания

— возникновение и лидерство массовой культуры

— наличие однородного характера культуры

— преобладание устной передачи информации

Общественно-экономическая формация – это

— определенный тип экономической системы

— форма существования общества

— определенный тип общества, взятый в единстве всех его сторон и сфер

— совокупность проявлений культуры как таковой

Определение: «Совокупность уникальных экономических, социальных, политических, духовных, нравственных, психологических, ценностных и иных структур, отличающих одну историческую общность людей от другой» относится к понятию

В структуру цивилизации входит следующий элемент

— культура как совокупность общественных ценностей

— государство как система господства меньшинства над большинством

Какая из приведенных характеристик соответствует взглядам Гегеля:

— общество развивается линейно от низших ступеней к высшим

— общество развивается по спирали

— общество развивается по кругу

— общество не развивается

Что является критерием исторического прогресса в теории стадий роста

— уровень демократизма в государстве

Кто из ниженазванных философов является приверженцем цивилизационной концепции общественного развития

Что такое цивилизация с точки зрения системности:

— совокупность предметов материальной культуры

— общество, развитие которого определяется техникой

— общество, имеющее свою специфическую культуру

— надкультурное образвоание, связанное едиными принципами жизнеустройства

Как называется труд английского историка А.Тойнби, в котором излагается его концепция истории человечества

Исторический тип общества, основанный на определенном способе производства, назвается в теории К.Маркса

Верны ли следующие суждения о критериях общественного прогресса?

А.Критерием общественного прогресса может быть уровень развития производительных сил

Б. Критерием общественного прогресса может быть уровень развития общественных институтов, в том числе науки и культуры

— верны оба суждения

— оба суждения неверны

Кто из русских мыслителей Х!Х века был создателем теории культурно-исторических типов

Верны ли следующие суждения о социальном прогрессе?

А. Прогресс- это движение общества вперед

Б.»Прогресс» в переводе с латыни означает возврат к изжившим себя формам и структурам

— Верны оба суждения

— Оба суждения неверны

Какой из перечисленных признаков НЕ характеризует прогресс

— рост производительности труда

— зарождение новых религиозных течений

— переход от расширенной семьи к нуклеарной

Основу экономики страны Б составляет коллективная собственность на землю. Особую роль в жизни людей играет религия. Социальный статус человека зависит от его происхождения. К какому типу принадлежит это общество?

Источник

Виртуальный класс школы №185 по обществознанию/Двадцать шестой урок, 11 класс

ТЕМА УРОКА: ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС

Содержание

Что такое прогресс? Идея регресса

Прогресс (от латинского: «движение вперёд») – направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему.

Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться и даже на время останавливаться, что называется стагнацией.

Характерные черты прогресса

2. Конкретно-исторический характер

4. Нелинейный характер

5. Относительность прогресса

Области прогресса: экономический прогресс, социальный (общественный прогресс), научно-технический прогресс.

Формы социального прогресса:

1. Реформистский (эволюционный), т.е. постепенный

2. Революционный, т.е. скачкообразный

Реформы могут быть экономическими, политическими, социальными.

Выделяют революции кратковременные(Французская революция 1848 г, Февральская революция 1917 г. в России и др.) и долговременные («неолитическая революция», «промышленная революция»)

Противоречивость прогресса

В чём состоит противоречивость прогресса?

1) Если изобразить прогресс человечества графически, то получится не восходящая прямая, а изломанная линия, отражающая подъемы и спады, приливы и отливы в борьбе общественных сил, ускоренное движение вперед и гигантские скачки назад.

2) Общество представляет собой сложный организм, в котором функционируют разные «органы» (предприятия, объединения людей, государственные учреждения и др.), одновременно происходят различные процессы (экономические, политические, духовные и т. п.). Эти части одного общественного организма, эти процессы, различные виды деятельности находятся во взаимной связи и вместе с тем могут не совпадать в своем развитии. Более того, отдельные процессы, изменения, происходящие в разных областях жизни общества, могут быть разнонаправленными, т. е. прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой.

На протяжении истории четко прослеживается прогресс техники: от каменных орудий к железным, от ручных орудий к машинам, от использования мускульной силы человека и животных к паровым двигателям, электрическим генераторам, атомным электростанциям, от перевозки на вьючных животных к автомобилям, скоростным поездам, самолетам, космическим кораблям, от деревянных счетов с костяшками к мощным компьютерам.

Но прогресс техники, развитие индустрии, химизация и другие изменения в области производства привели к разрушению природы, к непоправимому ущербу для окружающей человека среды, к подрыву естественных основ существования общества. Таким образом, прогресс в одной области сопровождался регрессом в другой.

Рост крупных городов, усложнение производства, ускорение ритма жизни – все это увеличило нагрузки на человеческий организм, породило стрессы и, как следствие, патологии нервной системы, сосудистых заболеваний. Наряду с величайшими достижениями человеческого духа в мире наблюдается размывание культурных и духовных ценностей, распространяются наркомания, алкоголизм, преступность.

4) Человечеству приходится платить за прогресс высокую цену. Удобства городской жизни оплачиваются «болезнями урбанизации»: транспортным утомлением, загрязненным воздухом, уличным шумом и их последствиями – стрессом, болезнями органов дыхания и т. д.; удобство передвижения в автомобиле – перегруженностью городских магистралей, транспортными пробками.

Идея круговорота

Круговорота исторического теории – различные концепции, согласно которым общество в целом либо отдельные его сферы движутся в своем развитии по замкнутому кругу от варварства к цивилизации и к новому варварству.

Критерии прогресса

1) Французские просветители (Кондорсэ): развитие разума.

2) Социалисты-утописты (Сен-Симон, Фурье, Оуэн): общество должно принять такую форму организации, которая привела бы к осуществлению нравственного принципа: все люди должны относиться друг к другу как братья.

3) Шеллинг (1775 – 1854): постепенное приближение к правовому устройству.

4) Гегель (1770 – 1831): по мере роста сознания свободы происходит поступательное развитие общества.

Высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека. Направленность исторического процесса обусловлена ростом и совершенствованием производительных сил общества, включающих средства труда, степень овладения человеком силами природы, возможности их использования в качестве основы жизнедеятельности человека. В общественном производстве лежат истоки всей жизнедеятельности людей.

Согласно этому критерию, те общественные отношения признаются прогрессивными, которые соответствуют уровню производительных сил и открывают наибольший простор для их развития, роста производительности труда, развития человека. Человек рассматривается как главное в производительных силах, поэтому их развитие понимается с этой точки зрения и как развитие богатства человеческой природы.

Так же как нельзя найти всеобщий, универсальный критерий прогресса только в общественном сознании (в развитии разума, морали, сознании свободы), так нельзя найти его в сфере материального производства (техники, экономических отношений). История дала примеры стран, где высокий уровень материального производства сочетался с деградацией духовной культуры.

Вывод: Недостатком всех попыток решить эту задачу было то, что во всех случаях в качестве критерия рассматривалась лишь одна линия (или одна сторона, или одна сфера) общественного развития. И разум, и мораль, и наука, и техника, и правовой порядок, и сознание свободы – все это показатели очень важные, но не универсальные, не охватывающие жизнь человека и общества в целом.

Универсальный критерий прогресса

Критерием социального прогресса является мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы. Свободное развитие человека в свободном обществе означает также раскрытие его подлинно человеческих качеств – интеллектуальных, творческих, нравственных.

Развитие человеческих качеств зависит от условий жизни людей. Чем полнее удовлетворяются разнообразные потребности человека в пище, одежде, жилье, транспортных услугах, в духовной области, тем более нравственными становятся отношения между людьми, тем доступнее для человека делаются самые разнообразные виды экономической и политической, духовной и материальной деятельности. Чем благоприятнее условия для развития физических, интеллектуальных, психических сил человека, его моральных качеств, тем шире простор для развития индивидуальных, присущих каждому отдельному человеку свойств. Чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил.

Человечность, признание человека высшей ценностью выражается словом «гуманизм». Из сказанного выше можно сделать вывод об универсальном критерии социального прогресса: прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма.

Интегративные показатели прогрессивного развития современного общества

Интегративные показатели прогрессивного развития современного общества:

1. средняя продолжительность жизни;

2. детская и материнская смертность;

3. уровень образования;

4. развитие различных сфер культуры;

5. интерес к духовным ценностям;

6. состояние здоровья;

7. чувство удовлетворённости жизнью;

7. степень соблюдения прав человека;

9. отношение к природе;

Разбор 24-го задания ЕГЭ по обществознанию

Задание: Философы выделяют такие критерии прогресса, как рост науки, рост производительности труда, освобождение от эксплуатации человека человеком. Проиллюстрируйте примером каждый из этих критериев.

В правильном ответе могут быть приведены следующие примеры:

1) рост науки. (Например, группа ученых смогла изобрести лекарство от рака, что позволило спасти миллионы жизней);

2) рост производительности труда. (Например, благодаря внедрению конвейера на производство автомобилей, резко выросла производительность труда и сократились издержки фирмы «Ford»);

3) освобождение от эксплуатации человека человеком. (Например, в США во второй половине XIX века отменили рабство, что снизило уровень эксплуатации белым большинством чернокожего меньшинства).

Могут быть приведены и иные примеры, не искажающие смысл.

Задание №20 ЕГЭ по обществознанию

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Социальный прогресс — одна из форм ______(А) общества, связанная с переходом к более высокому уровню развития материальной и духовной культуры.

Прогресс как понятие можно применять как к_____(Б) в целом, так и к отдельным её элементам. Отношение исследователей к ________(В) социального прогресса неоднозначно. В ряде случаев происходит застойное, попятное развитие общества. Можно также говорить о ________(Г), движении по кругу.

Для определения уровня прогрессивности того или иного общества традиционно использовались два____(Д): уровень производительности труда и степень свободы личности в обществе. Современная наука выдвигает ещё один — уровень__________(Е) в обществе».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов: 1) результат 2) современное общество 3) изменение 4) нравственность 5) цикличность 6) революция 7) социальная система 8) политика 9) критерий

Разбор 28-го задания ЕГЭ по обществознанию

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Общественный прогресс». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитывается:

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

— наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

— корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

План по теме «Общественный прогресс»

1. Понятие социальный прогресс.

2. Специфика социального прогресса:

в) способствует переходу общества к более совершенным формам социальной организации.

3. Противоречивость прогресса:

а) неодинаковость прогресса в различных сферах;

б) прогресс в одних сферах сопровождается регрессом в других;

г) неоднозначные последствия прогресса науки и техники.

4. Критерии общественного прогресса:

а) развитие науки и техники;

б) рост личностной свободы человека;

в) развитие человеческого разума.

5. Формы социального прогресса:

6. Понятие социальный регресс.

Комментарии к заданию: Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах. Наличие любых двух из 2—5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Источник

«Философское знание в жизни общества»

Практическое занятие № 11

Тема: «Философское знание в жизни общества» (2ч.)

Цель:

Просмотр содержимого документа
««Философское знание в жизни общества»»

Практическое занятие № 11

Тема: «Философское знание в жизни общества» (2ч.)

определить роль и значение философского знания в жизни общества.

Комплексно-методическое обеспечение: учебники, дополнительная литература, карточки-задания; мультимедиапроектор.

— подготовиться к выполнению заданий;

— внимательно прочитать задание;

— письменно выполнить задание.

Задание №1. Вы знаете, что является объективным критерием прогресса. Какие критерии прогресса называют авторы приведенных высказываний? Согласны ли Вы с их точкой зрения? Аргументируйте свой ответ.

Н.Г. Чернышевский: «Прогресс основывается на умственном развитии; коренная сторона его прямо и состоит в успехах и развитии знаний. Приложением лучшего знания к разным сторонам практической жизни производится прогресс и в этих сторонах… Стало быть, основная сила прогресса – наука; успехи прогресса соразмерны степени совершенства и степени распространенности знаний».

А.И. Герцен: «Прогресс человека – процесс содержания мысли»; «Прогресс –неотъемлемое свойство созидательного развития, которое не прерывалось; это деятельная память и усовершенствование людей общественной жизнью».

Г. Спенсер: «Прогресс – не случайность, а необходимость».

П.Л. Лавров: «Развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении, воплощение в общественных формах истины и справедливости – вот краткая формула, обнимающая, как мне кажется, все, что можно считать прогрессом».

Н.Г. Чернышевский: «Прогресс – стремление к возведению человека в человеческий сан».

Л.Н. Толстой: «Общественный прогресс истинный – в большем и большем единении людей».

Ф.Д. Рузвельт: «Наш прогресс проверяется не увеличением изобилия у тех, кто уже имеет много, а тем, способны ли мы достаточно обеспечить тех, кто имеет слишком мало».

Б. Ауэрбах: «неудовлетворенность – источник не только страданий, но и прогресса в жизни отдельных людей и целых народов».

Задание №2. Проанализируйте высказывание:

1. Каждая гуманитарная дисциплина оперирует понятием «человек», обращая внимание на человеческое поведение в той области, на которой сосредотачивает свое внимание.

Р. Дарендорф описывает несколько таких моделей: «экономического человека», как «потребителя, тщательно взвешивающего полезные стороны и стоимость своей покупки», «психологического человека» как человека, который, «даже если всегда делает добро, в то же время всегда может хотеть сделать зло, мотивы поведения которого скрыты…», «социологического человека», который для автора – «носитель социально предопределенной роли…»

1) Что в человеке интересует философскую антропологию? В чем специфика философско-антропологического знания?

2) В ответ на какие специфические нужды общества оно появилось?

3) Зачем оно необходимо современному человеку и науке?

4) Поскольку исследование человека занимает центральное место не только в философии, но и в теологии, в чем состоит суть отличия подходов?

1) Что же такое «смысл жизни»? Какие мнения есть по этому вопросу среди философов, теологов, ученых?

2) Зачем человеку нужно прояснить его для себя? Почему С. Л. Франк называет его практическим вопросом, вопросом всей жизни?

3) В чем Вы видите смысл своей жизни. Ответ аргументируйте.

Современный немецкий философ, социолог и психолог Э. Фромм («Бегство от свободы») пишет, что процесс развития человеческой свободы носит диалектический характер. С одной стороны, это «процесс развития человека, овладения природой, возрастания роли разума, укрепления человеческой солидарности. Но, с другой, это – усиление индивидуализации, которая означает усиление изоляции, неуверенности… Вместе с этим растет и чувство бессилия, ничтожности отдельного человека». «Люди утрачивают первичные связи, давшие им осуществление уверенности. Такой разрыв превращает свободу в невыносимое бремя: она становится источником сомнений, влечет за собой жизнь, лишенную цели и смысла. И тогда возникает сильная тенденция избавиться от такой свободы, уйти в подчинение или найти иной способ связаться с людьми и миром, чтобы спастись от неуверенности даже ценой свободы».

1) Что такое свобода человека? Какие есть точки зрения по этому вопросу?

2) Когда и при каких условиях она превращается в свою противоположность. Подтвердите примерами.

3) Что необходимо, чтобы осуществить подлинную свободу, избежать ее превращения в несвободу или «бегство от свободы».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *