Вы знаете что такое сестры милосердия
«Хотела к тем, кому хуже, чем мне»: зачем женщины идут в сестры милосердия
— Ой, нет. Публичность — это не для меня, я от всего этого далека, — говорит мне одна из сестер и скрывается в палате.
Оказывается, не так-то просто поговорить с сестрой милосердия, хотя в 12-м неврологическом отделении Первой городской больницы имени Пирогова они так и снуют туда-сюда — их легко узнать по платкам и длинным юбкам. Начинаю искать место для «засады». Но, похоже, моя первая не состоявшаяся собеседница уже предупредила коллег: завидев меня, они кидаются врассыпную.
Наконец одна все же соглашается пообщаться с журналистом, и мы уединяемся в сестринской — от обычной комнаты для медперсонала ее отличает лишь несколько полок с иконами. Елена Малаховская — «ветеран»: вот уже десять лет она совмещает работу медсестры и сестры милосердия.
«Чем старше, тем проще»
«Раньше я работала нейропсихологом. Но не чувствовала удовлетворения. Состоятельные родители приводили ко мне своих детей и тем самым устранялись от решения проблем, перекладывая их на меня. А мне хотелось помогать страждущим», — вспоминает Елена.
Как-то раз шла мимо церковной ограды и увидела объявление о наборе на церковные патронажные курсы. «У меня тогда был порыв. Я записалась на курсы, начала воцерковляться, потом окончила сестринское училище. Теперь совмещаю медицину и уход за больными», — рассказывает она.
С тех пор несколько дней в неделю Елена не только выполняет предписания врачей — ставит капельницы, водит больных на обследование, но и заботится о самых тяжелых пациентах отделения. Без малейшей брезгливости, как и другие сестры милосердия, тщательно моет лежачих, стрижет им волосы и ногти, бреет и кормит.
«Не знаю, для всех ли это приемлемо, но нас учат, подходя к тяжелому больному, представлять, что это наши бабушка или дедушка, кто-то из ближайших родственников. Это помогает проникнуться состраданием. Теперь передо мной не просто абстрактный больной человек», — делится она.
И так по 12 часов в день — с восьми до восьми. За 157 рублей в час. В месяц выходит около 20-25 тысяч. Женщина считает, что ей легче, чем молодым сестрам: дети выросли, можно больше не думать о том, как прокормить семью. Кроме того, больше нет присущей молодым потребности купить новые сапоги, сережки, сумочку. А еще у нее есть дополнительный оклад, так как Елена — штатная медсестра.
Не медсестры, не санитарки
«Страшно себе представить, как работало бы отделение без сестер милосердия. В больницах, где их нет, на 50 лежачих больных приходятся лишь две санитарки. При таком потоке весь уход — смена белья и памперсов два раза в день, как положено. Какие там протирания, умывания, стрижки и обработка пролежней! Конечно, сестры милосердия нам очень помогают», — делится заведующая отделением Екатерина Юцкова.
По ее словам, из всех сестер милосердия только четыре в штате больницы, так как у них есть медицинское образование. А было время, когда больница всем им платила зарплату. Потом спонсор. А теперь они на попечении Русской Православной Церкви.
«Пока все менялось, было время, когда женщины трудились, не получая вообще никакой зарплаты. И несмотря на это, ни разу не прерывали свой труд, работали даже безвозмездно», — отмечает Екатерина Валерьевна.
По сравнению со многими другими больницами, редкое «благоденствие». Ведь нередко из-за нехватки медсестер и санитарок одним из условий госпитализации тяжелого больного становится наличие «ухаживающего»: того, кто будет сидеть у его койки, ухаживать за ним, поворачивать, обрабатывать пролежни, кормить. При этом зачастую устроиться в больницу сестрой очень трудно: если свободные ставки есть, они разбираются теми, кто уже там работает — зарплаты маленькие, всем нужен дополнительный приработок. От перегрузок, естественно, страдает качество работы, а за плохую работу никто не хочет платить больше — такой вот порочный круг.
Чаще всего в больницу приходят совсем молодые девочки — 17-18 лет, рассказывает Екатерина Юцкова. А ухаживают они за самыми тяжелыми.
«Удивительно, как они спокойно и с улыбкой обрабатывают пролежни — гнойные, плохо пахнущие. Когда они этим занимаются, у них нет в глазах ни чувства брезгливости, ни отвращения. А ведь это колоссальный труд и неприятное занятие для молодой девушки», — удивляется заведующая.
По ее словам, если санитарки просто выполняют свою работу, то сестры милосердия делают все с душой, более ответственны и не боятся самых сложных больных. Однако, хотя они и называются сестрами, как таковую сестринскую работу не выполняют: не делают инъекций, не ставят капельницы, не водят пациентов на исследования — без медицинского образования они просто не имеют на это права. Их дело — только ухаживать за больными.
Обычные санитарки в отделении тоже есть. Но они ухаживают за самыми тяжелыми только вечером и ночью, когда нет сестер милосердия. А по выходным в больницу из храма, расположенного на ее территории, приходят добровольцы — люди самых разных профессий, которые тоже хотят облегчить жизнь пациентов.
Врачевание верой
К больным часто приходит священник. Впрочем, как поясняет Елена Малаховская, приходит он только когда его позовут. Сначала по палатам проходит «требная» сестра (помогающая священнику в совершении треб — особых священнодействий и молитв, совершаемых по просьбам конкретных людей. — Прим. ред.), общается с пациентами, спрашивает.
Если кто-то заинтересовался, приглашают батюшку. Некоторые больные принимают крещение, не выходя из палаты, для них даже упростили обряд. Вот и совсем недавно в больнице крестилась одна пожилая женщина.
Как на это реагирует администрация больницы? Здесь, в Первой городской, нормально. В других — по-разному. Священники, служащие в больничных храмах, говорят: все зависит от мировоззрения главврача: если он атеист и принципиально не приемлет православия, церковные общины, даже давно служившие в этих стенах, могут быть выдворены в считанные часы под разными предлогами. Если же главврач очень верующий (другая крайность), он, наоборот, старается сделать больницу «как можно более православной», вызывая раздражение и протест у части персонала и пациентов. Но есть главврачи, для которых важна именно польза, которую дает больнице приход церковных людей. Для них важно лишь не мешает ли это персоналу, не возникают ли конфликтные ситуации.
Помогать тем, кому хуже
Кого только нет среди сестер милосердия — бывшие медработники, звукооператоры, журналисты. Еще одна женщина, с которой мне удалось поговорить, — Светлана — в прошлом реанимационная медсестра. Но вот уже 14 лет трудится в Первой городской больнице сестрой милосердия.
«Я не всю жизнь была верующей, воцерковилась уже в сознательном возрасте. Как-то по радио «Радонеж» услышала, что в Церкви приглашают на работу сестер с опытом работы. У меня тогда была сложная ситуация в жизни. Мне хотелось прийти туда, где есть люди, которым гораздо тяжелее, чем мне», — вспоминает Светлана.
При этом ни она, ни Елена не знают, смогли бы они работать не со взрослыми и пожилыми людьми, а, например, с детьми-инвалидами.
«За детьми тяжелее ухаживать, чем за стариками. Старикам мы облегчаем существование, а дети — у них ведь еще жизнь впереди. С детьми не все наши сестры могут работать, только самые стойкие», — поясняет Елена.
А Светлана говорит, что целый год проработала с детьми, но в итоге поняла, что со взрослыми ей гораздо проще.
Удивительно, но, несмотря на многолетнюю работу в больнице, в обеих женщинах нет и следа обычного профессионального защитного цинизма медиков. «Мне кажется, нам помогает не выгорать православная среда. Участие в жизни храма, в литургии — все это придает нам сил, мы заряжаемся. А на исповеди — очищаемся. Поэтому мы и не раздражаемся, владеем собой, держим внутреннее равновесие», — считает Елена Малаховская.
Самые известные русские сестры милосердия: Крестовоздвиженская община, героини Крымской войны
Природой в женщине заложено стремление помогать больным, раненым, калекам, старикам. Лечебным делом в древней Руси занимались знахарки, ведуньи, повитухи. В X веке княжна Ольга открыла больницу. С течением времени медицинское дело развивалось: стали открываться хирургические школы, курсы фельдшеров, родильные дома и госпитали.
Представительницам прекрасного пола не всегда было позволено помогать раненым при боевых действиях: долгое время считалось «вольнодумством» их присутствие на передовой. Со временем в крупных городах были созданы «вдовьи дома», в которых обучали основам военной медицины для помощи раненым. Великая княгиня Елена Павловна вместе с врачом Н. И. Пироговым добилась, чтобы сестринское дело в России стало массовым.
Кто такие сестры милосердия
Это женщины, добровольно и осознанно посвятившие себя заботе о больных, раненых, умирающих, инвалидах. Помощь свою они ведут безвозмездно, с открытым сердцем и широкой душой.
История создания организации
Сестринский уход существовал всегда, задолго до создания первых общин медсестер. Еще в древнем Риме ранние христиане ходили по домам бедняков и оказывали им первую медицинскую помощь, учили элементарным приемам личной гигиены и прочему. В 1633 году в Париже была основана конгрегация «Дочерей милосердия». Эта религиозная община посвящала себя исключительно уходу за страждущими.
Организация женщин, помогающих раненым в военных условиях, на западе была основана англичанкой Флоренс Найтингейл.
Несмотря на всеобщее осуждение своей деятельности, Флоренс изучала организацию работы больниц и лечебных учреждений, проходила курсы первой помощи. Во время войны мисс Найтингейл отправилась с небольшой группой девушек на фронт. На свои личные средства она организовала полевой госпиталь, где оказывала вместе с последовательницами помощь пострадавшим в бою. Когда благодаря отважной медсестре смертность среди солдат снизилась, мнение общественности о ней изменилось, и на родину женщина вернулась героем.
Появление и распространение в России
На Руси с древности при монастырях существовали больницы, уход в которых за больными осуществлялся женщинами. Затем в обществе сложились стереотипы о том, что это неприемлемое дело для женщин, и до середины XIX века в госпиталях и больницах работали только мужчины. Медбратья помогали врачам, ухаживали за больными. В 1844 году в Петербурге открыла двери Свято-Троицкая община.
В общину принимали женщин от 20 до 40 лет, которые обязаны были придерживаться установленных здесь правил и иметь следующие качества:
После революции 1917 года общину закрыли, но все лечебные учреждения остались работать. Сейчас мы знаем эту организацию как Российский НИИ гематологии и трансфузиологии.
Деятельность сестер
При Свято-Троицкой общине был открыт приют для беспризорных девочек и больница для умирающих. Здесь также заботились о бедных, утешали скорбящих, приводили на путь истины порочных и падших людей.
Основная работа женщин заключалась в уходе за больными. Сестры работали как в стационарах, так и заботились о страждущих на дому. Помогали врачам на амбулаторных приемах. Со временем такая работа обогатила их бесценным опытом и настоящими медицинскими знаниями.
Обязательная работа женщин Свято-Троицкой общины:
Сестричество объединило множество женщин, которым мало жить лишь для себя и своих близких. Они желали помочь еще кому-то. Не каждая осилит столь тяжелую деятельность: здесь нужно быть сильной и физически, и морально.
Участие в войнах
Значительный подъем и развитие организация переживала во время войн. С началом Крымской войны в Петербурге князья Белосельские открыли солдатский госпиталь, в котором активно работали женщины Свято-Троицкой общины. В это время в больницах не хватало младшего медицинского персонала, поэтому работы для сестер было хоть отбавляй.
Во время Русско-Турецкой войны община сформировала 2 отряда, которые вместе с Красным крестом уехали в Бессарабию. Не жалея сил, дамы ухаживали за больными, ставя на ноги, казалось бы, безнадежных раненых.
После этой войны каждая из женщин получила медали и знаки отличия от государя и Красного креста.
Русско-Японская война заставила открыть при общине госпиталь в Петербурге, в который привозили пострадавших солдат. К 1914 году этот госпиталь стал специализироваться на раненых с челюстными травмами.
Крестовоздвиженская община
«. доколе сил моих станет, употреблять буду все мои попечения и труды на служение больным братьям моим».
История создания
На протяжении всей своей жизни великая княгиня Елена Павловна очень помогала развитию медицины в России. Этому способствовала ее личная драма — сначала потеря дочерей, а затем и мужа. Княгиня не позволила трагедии сломить себя. Наоборот, активная деятельность и упорство помогли развиться повивальному институту, при котором Елена Павловна основала курсы акушерства, школу для деревенских повитух. Постоянно помня об умерших дочерях, Елена Павловна открыла детскую больницу и учредила курсы педиатров.
Сестры милосердия в России также появились благодаря княгине. Это учреждение организовано в 1854 году и стало первой официальной организацией по оказанию медицинской помощи в окопных условиях.
На создание подобной общины княгиню вдохновил гениальный Николай Иванович Пирогов. Со знаменитым хирургом Елена Павловна была знакома еще с Кавказской войны, где Пирогов применял свои новаторские идеи при лечении раненых.
Когда началась Крымская война, княгиня очень хотела помочь. Николай Иванович рассказал ей о вдовах, что помогают на фронте и как было бы прекрасно, если бы существовала подобная профессиональная организация. Конечно, Елена Павловна активно принялась за работу.
Сегодня благодаря письмам и воспоминаниям Н. И. Пирогова можно представить картину жизни и деятельности этих героических ангелов-хранителей. Например, он подробно рассказывает как женщины боролись с настоящей «лекарственной мафией»: поставщики медикаментов и аптекари мошенничали, лекарства не доходили до госпиталей. Сестры взяли дело в свои руки, избавившись от посредников, пресекли преступную деятельность военных авантюристов. В письмах он также отмечал, что дамы стали отличными администраторами, а это на войне даже важнее медицинской помощи.
Участницы организации
6 ноября 1854 года на фронт приехала группа медицинских помощниц в количестве всего лишь 30 человек. В 1855 их насчитывалось уже больше 250.
Вот имена лишь самых известных представительниц этого славного движения:
Женщины были совершенно разные между собой. Здесь бок о бок трудились образованные дамы и неграмотные прачки. Их объединяла любовь к человеческой жизни, сострадание к чужой боли и желание помочь.
На фото Бакунина Е.М.
Значение деятельности
Приехав на фронт, дамы вынуждены были с нуля создавать больницы, размещать раненых, организовывать передвижные перевязочные пункты. Они помогали врачам организованно проводить свою деятельность: распределяли медикаменты, инструменты, еду, помогали на хирургических операциях.
Вот некоторые дела сестер:
Кроме обычных бытовых дел, девушки оказывали бесценную моральную поддержку. Иногда доброе слово возвращало к жизни сломленного, депрессивного солдата. Также только среди наших отважных мед. сестер было вполне обычным делом вытащить из-под непрекращающегося огня тяжелого раненого прямо на себе.
Кто такая Дарья Севастопольская
Лавры первой полевой медицинской сестры, как известно, достались Флоренс Найтингейл. Для истории, наверное, так и останется, но русский народ помнит самоотверженный подвиг русской героини Крымской войны. Когда англичанка только приехала на фронт, на российской стороне Даша уже давно помогала.
Биография
Даша Севастопольская на самом деле Дарья Лаврентьевна Михайлова. Родилась в бедной моряцкой семье. Жила тяжело, зарабатывала стиркой. Ее мать рано умерла. А когда Даше было 18, погиб и отец.
Девушка продала остатки имущества, закупила бинтов, уксуса, вина и на повозке поехала в сторону Альменского сражения.
Там она перевязывала раненых, дезинфицировала раны уксусом, успокаивала словом и улыбкой. После разгрома наших войск на Альме началась оборона Севастополя. Даша заняла заброшенный дом и устроила там госпиталь.
Государь был восхищен героизмом девушки, выписал ей 500 рублей и медаль «За усердие». Также он пообещал ей 1000 рублей после замужества. Дарья с гордостью ходила с этой медалью, продолжая выполнять свое дело. В 1855 году отважная Даша вышла замуж. Избранником девушки стал рядовой Хворостов Максим, молодые получили обещанные государем деньги.
Дарья не только оказывала помощь раненым. Переодевшись в военную форму, девушка участвовала в разведывательных вылазках.
После войны Крым остался в руинах. Большинство людей остались без крова и скитались по окрестностям в поисках лучшей жизни. Дарья с мужем перебрались в город Николаев, но долго их совместная жизнь не продлилась — алкоголизм Максима разрушил их брак.
Героиня вернулась в родные края в Севастополь и прожила там одна до своей смерти в 1910 году. Местные похоронили ее на своем кладбище, но место могилы не сохранилось до наших дней.
Участие в Крымской войне
Несчастная, одинокая сирота увидела в раненых свою новую семью. Она обо всех заботилась: кормила, поила, мыла, перевязывала. На своей худой лошади с поля боя Даша вывезла множество мужчин.
Сначала ее принимали за сумасшедшую, ведь девушка покупала лекарства и перевязочный материал за личные деньги и не брала ничего с людей, когда выносила кого-то из зоны боевых действий. Скоро все вокруг считали ее «младшей сестричкой», горячо благодарили за заботу и даже оставляли Дарье в наследство свои личные вещи (часы, кошельки, драгоценности).
Значение в истории
Своими действиями Даша Севастопольская вдохновила на беззаветный, доблестный труд и других местных женщин разных сословий. Довольно быстро они все стали трудиться под началом известного русского хирурга Пирогова Н. И. Эта группа усердных женщин восхищала его своей жертвенностью и альтруизмом. Процент смертности среди раненых значительно снизился с появлением решительных, храбрых и твердых духом леди.
Много времени спустя, когда уже герои той страшной войны давно отошли в мир иной, в людских сердцах все также живет память о великом подвиге бедной молодой сиротки. Своими простыми, но такими человечными и нужными поступками она вернула к жизни не один десяток солдат и заняла в списке героев Крымской войны почетное место.
Видео
В ролике кратко пересказана биография Даши Севастопольской.
В ролике говорится о том, как опыт хирурга Пирогова Н. И. повлиял на современную медицину:
Женщина в белом: кто и зачем учится на сестру милосердия в XXI веке
Фото: ТАСС/Олег Булдаков
В последние годы москвичи стали чаще проявлять интерес к благотворительности. Люди передают одежду в многодетные семьи, покупают подарки для детских домов, сдают кровь, помогают в приютах для животных, перечисляют деньги во всевозможные фонды.
Так было не всегда. Волонтерство и меценатство в России начали развиваться со второй половины XIX века. Тогда-то и появилась профессия, долгие десятилетия вдохновлявшая на добрые дела, – сестра милосердия. О том, кто такие современные сестры, читайте в материале m24.ru.
Прообраз ее можно найти в далеком прошлом. Например, в Средневековье существовал духовно-рыцарский орден иоаннитов (госпитальеров), члены которого выхаживали раненых, давали кров паломникам, оказывали помощь во время эпидемий чумы. У ордена даже была печать с изображением лежачего больного с крестом на голове и светильником в ногах. Медицинские сестры и сестры милосердия появились значительно позднее и практически одновременно.
Впервые в России сестры, обладающие не только медицинскими, но и духовными знаниями, вышли на службу в годы Крымской войны. Случилось это в 1854 году благодаря великой княгине Елене Павловне, которая учредила Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия. Обучением девушек, служивших в госпиталях осажденного Севастополя, занимался ученый и хирург Николай Пирогов.
XX век начался с беспорядков, Русско-японской, Первой мировой и Гражданской войн. Медработников не хватало. Девушки из дворянских семей добровольно поступали на курсы профессиональных сиделок и в новые сестринские общины, каждая из которых подчинялась определенному ведомству, чаще всего – епархиальному начальству или Красному Кресту.
Сестры милосердия, независимо от происхождения, в общих для всех условиях работали во фронтовых госпиталях и в военно-санитарных поездах, болели тифом и гибли от ран вместе с солдатами. Для них не существовало понятий «свой», «чужой», «красный», «белый», «зеленый».
Эта профессия существует и в наши дни. Основам оказания первой помощи обучает Российское общество Красного Креста (РОКК). Но подготовкой именно сестер милосердия в столице занимается Свято-Димитриевское училище открывшееся в 1992 году. Инициатор создания – община сестер милосердия при храме Святого Благоверного Царевича Димитрия при городской клинической больнице № 1 им. Н.И. Пирогова.
О том, как учатся и чем занимаются современные сестры, рассказала студентка Свято-Димитриевского училища Мария Крюкова.
Фото предоставлено Марией Крюковой
Об учебе братьев и сестер
Поступить к нам может любой. Неважно, насколько сильно этот человек верит в Бога, знает ли все основные молитвы или нет. Главное, чтобы абитуриент был достаточно зрелым и понимал, куда он идет, чем будет заниматься. Последние годы к нам приходят даже мальчики. С недавних пор им в дипломах стали указывать «брат милосердия», а не как раньше – «сестра милосердия». Вступительных экзаменов у нас нет, только собеседование.
У нас есть профессиональные предметы, на которых рассказывают о лекарствах, способах их применения, а есть религиозные дисциплины, например: «ДОМ» (Духовные основы милосердия) и «Новый Завет».
По пятницам перед занятиями проходит служба. До начала пары и в конце мы читаем молитву. Раз в четыре недели – служба курса. В ней принимают участие все студенты без исключения: кто-то присматривает за свечками, кто-то поет, кто-то помогает в алтаре.
О внешности и благочестии
Мы носим юбки ниже колен, закрытые кофты, туфли на невысоком каблуке или без, белые халаты и платы. Нам запрещено надевать крупные серьги и краситься. Волосы нужно собирать, причем не в хвост, а в косу. В праздники мы меняем повседневные халаты на белые нарядные фартуки. Для мальчиков требования менее строгие: темные брюки или джинсы, не вызывающая кофта. Внешний вид отражает духовное состояние каждого из нас. Опрятность и гармония должны быть как снаружи, так и внутри человека.
О больных и терпении
В больницах мы помогаем местным медсестрам. Второкурсникам не дают сложных заданий, в основном они работают с документами или сопровождают пациентов из кабинета врача в палату, подают им лекарство. Ответственные задания по уходу и процедурам начинаются с третьего курса.
Нас учат общаться с пациентами: как подойти, с чего начать беседу. Например, не всегда стоит сообщать диагноз. Человек должен находиться в позитивном или спокойном расположении духа. Мне кажется, что без христианского терпения, сложно ухаживать за больными, особенно за теми, которые имеют психические расстройства или находятся в тяжелом эмоциональном состоянии.
О сходстве и различиях людей в белом
Обязанности одинаковые: дежурить в свою смену, делать лечебные процедуры по указанию врача. Сестры милосердия могут работать в поликлиниках, диспансерах, больницах и других медицинских учреждениях наравне с медсестрами. Но сестре милосердия легче, чем другому медработнику, прийти к взаимопониманию со своим подопечным. В какой-то степени она еще и психолог, потому что разговаривает с пациентом как с человеком, а не просто больным. Она выслушивает и прислушивается, старается найти ключ к душе. Главное – она молится за подопечного.
Фото: ТАСС/Александр Алпаткин
О призвании и работе
Нужно по-настоящему любить людей, чтобы принимать их такими, какие они есть. Тот, кому сестринское дело по душе, сможет посвятить ему всю жизнь. Есть хорошая пословица: человек, который любит свою работу, не работает в жизни ни дня. И я согласна с этим.
О благотворительности
Мы активно занимаемся благотворительностью вместе с фондом «Милосердие». У нас есть своя горячая линия, реабилитационный центр для алкоголиков, мы поддерживаем детские дома. Весной участвуем в ежегодной ярмарке «Белый цветок». Готовимся к этому мероприятию заранее: делаем поделки, придумываем развлекательную программу.
В 1911 году семья Романовых вдохновилась этой идеей и начала проводить Дни белого цветка в городах России. В акции принимали участие все слои общества. Императрица Александра Федоровна лично организовала четыре крупных ярмарки, для которых придумала и вместе с княжнами изготовила множество поделок. На таких акциях устраивались базары, концерты, мастер-классы. Слушательницы Высших женских курсов и медсестры ходили по улицам и меняли белые букетики на монеты. Каждый жертвовал сколько мог. Букеты всем выдавались одинаковые – и за рубль, и за копейку. Отчет о собранных средствах, их дальнейшем использовании публиковался в газетах.
Акция «Белый цветок» возродилась в столице в 2000 году. Каждую весну на территории Марфо-Мариинской обители проводится ярмарка, на которой можно купить приятную вещицу ручной работы, поучаствовать в мастер-классе, послушать музыку и, конечно, получить на память белый цветок. Собранные средства идут на лечение малоимущим людям.
О человеке и доброте
Каждый из нас может сделать мир лучше. Неважно, кто ты – верующий или атеист, врач или кто-то еще. Один человек, совершающий добрые дела, – зажженный светильник. Это маленькое пятнышко света, которое освещает обстановку вокруг и делает чью-то жизнь ярче. И таких огоньков может быть много.