Вы знаете что такое сестры милосердия знаки препинания

Вы знаете что такое сестры милосердия знаки препинания

Вы знаете что такое сестры милосердия знаки препинания. 1675890 0910. Вы знаете что такое сестры милосердия знаки препинания фото. Вы знаете что такое сестры милосердия знаки препинания-1675890 0910. картинка Вы знаете что такое сестры милосердия знаки препинания. картинка 1675890 0910. Точка в русской письменности появилась в 1480 гг., а запятая — в 1520 гг. Точка с запятой появилась позже и употреблялась в качестве вопросительного знака. Еще позднее начали применять вопросительные и восклицательные знаки.

Правила пунктуации в русском языке. Ч.3 Вопросительный знак.

Точка в русской письменности появилась в 1480 гг., а запятая — в 1520 гг.
Точка с запятой появилась позже и употреблялась в качестве вопросительного знака.
Еще позднее начали применять вопросительные и восклицательные знаки.

Вoпpocитeльный знaк cтaвитcя в кoнцe пpeдлoжeния и выpaжaeт coмнeниe или вoпpoc.
Этoт знaк пpeпинaния пpoиcxoдит oт двyx лaтинcкиx бyкв «q» и «o» (этo пepвaя и пocлeдняя бyквы лaтинcкoгo cлoвa «qustio», чтo в пepeвoдe oзнaчaeт «пoиcк» или «вoпpoc»). Paньшe тaким coкpaщeниeм (qo) зaкaнчивaли вoпpocитeльнoe пpeдлoжeниe, a пoзжe eгo зaмeнили лигaтypoй в видe вoпpocитeльнoгo знaкa.

Вопросительный знак ставится в конце простого предложения, заключающего в себе прямой вопрос:
Где ты это взял? Любишь сладенькое? Уже утро?

Вопросительным может быть и номинативное (назывное) предложение:
Дождь? Пожар?

Вопросительный знак ставится в конце сложносочиненного предложения, если все части, входящие в его состав (или только последняя), заключают в себе вопрос:
В ней сердце долго ли страдало, иль скоро слёз прошла пора?

Вопросительный знак ставится в конце сложноподчиненного предложения, если вопрос содержится и в главной, и в придаточной частях предложения или только в главной части, либо в придаточной:
Вы знаете, что такое сестры милосердия?

Вопросительный знак ставится в конце бессоюзного сложного предложения, если все образующие его части являются вопросительными предложениями (между ними ставятся запятые):
Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?

Если только последняя часть содержит прямой вопрос (перед ней ставится двоеточие либо тире, в зависимости от смысловых отношений между частями предложения):
А я ехала сейчас, говорила с вами и всё думала: почему они не стреляют?

Вопросительный знак в скобках ставится для выражения сомнения или недоумения пишущего (чаще всего внутри цитируемого текста):
«…Уже весёлые и шумные вином, уже певучие (?) и светлые (!) кругами сидели у стола».

При сочетании вопросительного и восклицательного знаков вначале ставится основной знак, указывающий на цель высказывания — вопросительный знак, а затем — восклицательный знак как показатель эмоциональной окрашенности высказывания:
— Что же стоите-то?! — закричал он еще издали;
— Еще надо?!

Использован материал справочника по русскому языку Дитмара Эльяшевича Розенталя.

Источник

Урок 1 Интонация и ее роль в предложении. Знаки препинания в конце предложений

Вы знаете что такое сестры милосердия знаки препинания. 1504727484462us. Вы знаете что такое сестры милосердия знаки препинания фото. Вы знаете что такое сестры милосердия знаки препинания-1504727484462us. картинка Вы знаете что такое сестры милосердия знаки препинания. картинка 1504727484462us. Точка в русской письменности появилась в 1480 гг., а запятая — в 1520 гг. Точка с запятой появилась позже и употреблялась в качестве вопросительного знака. Еще позднее начали применять вопросительные и восклицательные знаки.

Урок 1 Интонация и ее роль в предложении. Знаки препинания в конце предложений

Цели: обобщить знания учащихся об интонации и ее роли в предложении; закрепить навыки правописания приставок.

I. Организационный момент

II. Объяснительный диктант Правописание приставок

Небезызвестный талант, неискушенный читатель, претворить идею в жизнь, беспрецедентная цельность натуры, приверженность необычным поступкам, прибывать к станции, небеспристрастный взгляд мастера слова, несбыточные планы, преломление лучей, преклонить колени, прикоснуться к святыне, призреть сироту, пренебрегать мнени­ем, преступить закон, приклонить веточку, приручить птицу, претензии к оппоненту.

— Выделите приставки в данных словосочетаниях.

III. Повторение теоретического материала по теме урока

— Что такое интонация? (Звуковое средство языка, оформляю­щее высказывание: тон, тембр, интенсивность и длитель­ность звучания.)

Перечислите виды интонации. (Повествовательная, вопро­сительная; интонация, выражающая особые чувства гово­рящего: боль, гнев, радость и так далее.)

— Как интонация влияет на пунктуационное оформление тек­ста? (Организует ритмомелодику предложений и выражает конкретную семантику.)

Можно ли с помощью пунктуации передать все виды русской интонации? (Нельзя.)

— Какие функции выполняют знаки препинания? (Являют­ся важным средством оформления письменной речи, так как при их помощи происходит смысловое членение речи, выполняют две основные функции: разделительную и вы­делительную.)

Почему пунктуация, в отличие от орфографии, носит интерна­циональный характер? (Пунктуация в меньшей степени, чем орфография, зависит от фонетической и морфологической стороны каждого языка, поэтому носит интернациональный характер.)

— Могут ли знаки препинания являться многофункциональными (т. е. могут быть как разделительными, так и выделительны­ми)? (Да, могут: запятая, тире, двоеточие.)

Какие знаки могут ставиться в конце предложения? (Точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие.)

— Перечислите, где употребляются разделительные знаки? (Раз­деляют части сложного предложения и однородные члены предложения.)

IV. Анализ предложений

Теплый ветерок гуляет по траве, гнет, деревья и поднимает пыль. Сейчас брызнет майский дождь и начнется настоящая гроза. (А. Чехов) (Точка ставится в конце законченного повествовательного пред­ложения. Первое предложение простое, осложнено однородными членами предложения. Второе предложение сложносочиненное С союзом и. Запятая перед союзом и не ставится, так как есть общий второстепенный член (сейчас).

Поздно. Ветер стал холодный. Темно в долине. Роща спит над оту­маненной рекой. Луна сокрылась за горою. (А. Пушкин) (Точка ставится после коротких простых предложений, рисую­щих единую картину, для придания повествованию большей выра­зительности.)

В ней сердце долго не страдало, иль скоро слез прошла пора? (А. Пушкин)

(Вопросительный знак ставится в конце сложносочиненного предложения, так как последняя часть, входящая в его состав, за­ключает в себе вопрос.)

Вы знаете, что такое сестры милосердия? (Н. Островский)

(Вопросительный знак ставится в конце сложносочиненного предложения, если вопрос содержится. и в главной, и в прида­точной частях предложения или только в главной либо прида­точной.)

Всякого рода нарушения, уклонения, отступления от правил при­водили его в уныние, хотя, казалось бы, какое ему дело?

В скобках даются номера урока по углубленной 68-часовоЯ программе.

(Вопрос, содержащийся в придаточной части.) А у нас одна песня: что почем? (И. Бунин)

(В бессоюзном сложном предложении вопросительный знак ста­вится, если’вопросительной частью являются обе части или только последняя.)

Как холодно, как росисто и как хорошо жить на свете! (И. Бунин) Какая необыкновенная была эта девушка на грузовике! (К. Федин)

(Предложения, начинающиеся со слов как, что, что за, какой. обычно являются восклицательными.)

Так вот чем питалась та одинокая душа, что навсегда затворилась от мира в этой каморке и еще так недавно ушла из нее. Но, может быть, она, эта душа, и впрямь не совсем была безумна? (И. Бунин)

(Многоточие ставится, когда высказывание не завершено; это размышления рассказчика. Далее комментируется каждый пунк­туационный знак.)

Дубровский молчал. Вдруг он поднял голову, глаза его засверка­ли, он топнул ногой, оттолкнул секретаря. (А. Пушкин)

(Многоточие указывает на неожиданный переход от одной мыс­ли к другой.)

— Охарактеризуйте предложения по наличию грамматических основ.

— Обоснуйте постановку знаков препинания в конце предло­жения.

— Объясните другие знаки внутри предложения. V. Выводы по анализу предложений

— Для чего нужна система знаков препинания? (Чтобы осмыс­лить сказанное и выразить чувство к тому, о чем говорят, т. е. пунктуация является средством, при помощи которого пишущий выражает определенные значения и оттенки, вкла­дываемые им в свое письменное высказывание, а читающий, видя пунктуационные знаки в письменном (напечатанном) тексте, на основании их воспринимает выражаемые ими значения и оттенки. Таким образом, любой знак препина­ния в тексте может считаться стилистически значимым и служить для обозначения фразовой интонации, ритмики и мелодии фразы.)

В сильном, гуманитарном классе можно дать, наряду со строгой регламентированностью употребления знаков препинания, факуль­тативное и вариативное употребление знаков, что свидетельствует о возможности взаимозаменяемости и синонимичности знаков пре­пинания.

VI. Упражнения на закрепление

Упр. 286 (Розенталь язык. 10— 11 кл.).

— Что в теме урока было новым, незнакомым?

1. Упр. 227. Выполнить все задания к упражнению.

3. Повторить тему «Главные члены предложения».

Источник

Занятие № 21-22. Употребление знаков препинания в конце предложений

Вы знаете что такое сестры милосердия знаки препинания. 15111041949ryzk. Вы знаете что такое сестры милосердия знаки препинания фото. Вы знаете что такое сестры милосердия знаки препинания-15111041949ryzk. картинка Вы знаете что такое сестры милосердия знаки препинания. картинка 15111041949ryzk. Точка в русской письменности появилась в 1480 гг., а запятая — в 1520 гг. Точка с запятой появилась позже и употреблялась в качестве вопросительного знака. Еще позднее начали применять вопросительные и восклицательные знаки.

Занятие № 21-22. Употребление знаков препинания в конце предложений.

Цель: углубление знаний учащихся о знаках препинания конца предложения, о правилах их постановки в зависимости от цели высказывания и смысла предложения. Понятия смыслового и синтаксического принципа пунктуации.

Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи

1. Точка ставится в конце законченного повествовательного предложения: Навстречу солнцу ползёт тёмная свинцовая громада. На ней то там, то сям красными зигзагами мелькает молния. Слышны далёкие раскаты грома. Тёплый ветер гуляет по траве, гнёт деревья и поднимает пыль. Сейчас брызнет майский дождь и начнётся насто­ящая гроза. (Ч.)1.

2. Точка ставится после коротких предложений, рисующих единую картину, для придания изложению большей выразительности: Поздно. Ветер стал холодный. Темно в долине. Роща спит над отуманенной рекою. Луна сокрылась за горою. (П.)

3. Точка ставится в конце номинативных (назывных) предложений, не заключающих в себе ни вопроса, ни восклицания: Поле. Огороды. Пасека. Молочная ферма. Птичник. Плодовый сад. Лес. Два трактора. Мастерские. И всё это в блестящем состоянии. (Кат.)

4. Точка ставится после первой части так называемых сегментированных конструкций, или конструкций с «двойным обозначением», состоящих из двух частей. Первая часть (сегмент, т. е. отрезок), находящаяся в начале предложения или текста и выраженная, как правило, формой именительного падежа существительного либо словосочетанием во главе с этой формой (именительный темы, или именительный представления), называет лицо, предмет, явление, которое во второй части (в последующем тексте) получает другое обозначение в форме местоимения: Земля. На ней никто не тронет. Лишь крепче прижимайся к ней. (Сим.); Производительность труда. Как её повысить? (газ.)

5. Точка ставится после разделительной паузы перед присоединительными конструкциями, которые при другой пунктуации играли бы роль членов предложения (так называемая парцелляция, т. е. членение): В любом случае обращайся ко мне. В любую минуту. (Чак.); Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился. (Н. И.); Три молодые работницы часового завода прибежали после работы в редакцию. Взволнованные. Встревоженные. (Нар.); Мир стал иным. На год старше, (газ.); Программа грандиозная. И вполне реальная, (газ.)

6. Точка ставится в конце побудительного предложения, если оно произносится без восклицания: Вам бы полечиться. (М. Г.); Позвольте мне прочесть в другой раз. (Бл.); Ты меня не учи. (Добр.)

7. Точка ставится перед союзами и, а, но, однако и др., если они начинают собой новое предложение: На всех углах стоят фонари и горят полным накалом. И окна освещены. (Сим.); Заблудился, видно, человек. А плутать сейчас в тайге — гиблое дело: не видно ни месяца, ни звёзд. (Марк.); Мне было бы легче, если бы он стал ругать меня. Но он молчал и молчал. (Кав.)

2. Если внутри абзаца, образующего подпункт, имеется самостоятельное предложение, то перед ним ставится точка и первое слово начинается с прописной буквы:

. Своевременно определять и изменять направленность исследований и разработок, организационную структуру научных учреждений. Усилить взаимодействие общественных, естественных и технических наук;

повысить эффективность использования научного потенциала высших учебных заведений для решения народнохозяйственных задач. Совершенствовать подготовку, повышение квалификации и аттестацию научных и научно-педагогических кадров.

8. Точка ставится в конце рубрик перечисления, если у цифр или литер, которыми рубрики обозначены, стоит точка:

1. Наречия, образованные соединением предлогов с наречиями. навряд ли, задаром.

2. Наречия, образованные соединением предлогов в и на с собирательными числительными. натрое, но: по двое, по трое.

3. Наречия, образованные соединением предлогов с краткими прилагательными. потихоньку, сгоряча. (Правила русской орфографии и пунктуации.)

Примечания: 1. При наличии в нумерованных рубриках подпунктов последние обычно разделяются точкой с запятой (реже — запятой).

9. Точка ставится в конце предложения, вводящего в дальнейшее развернутое изложение: Вот этот рассказ. (Пауст.) [дальше следует рассказ]; Представьте себе следующее, [дальше — подробное повествование]; Новый станок имеет такое устройство, [дальше — пространное описание].

§ 2. Вопросительный знак

1. Вопросительный знак ставится в конце простого предложения, заключающего в себе прямой вопрос: Ты откуда лее взялся, Андрей? (Горб.); Любишь апельсины? (Сим.)

Примечание. Вопросительный знак может ставиться в вопросительных предложениях после каждого однородного члена с целью расчленения вопроса: Что я — попугай? индейка? (М.); Кравцов ласково улыбался — его нетерпению? самомнению? гениальности? (Гран.)

2. Вопросительными могут быть и номинативные (назывные) предложения: Пожар? (Кож.)

3. Вопросительный знак ставится в конце сложносочиненного предложения, если все части, входящие в его состав, или только последняя заключают в себе вопрос: В ней сердце долго ли страдало, иль скоро слез прошла пора? (П.); Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен? (Гр.)

4. Вопросительный знак ставится в конце сложноподчиненного предложения, если вопрос содержится и в главной, и в придаточной частях предложения или только в главной либо придаточной: Вы знаете, что такое сестры милосердия? (Остр.); Всякого рода нарушения, уклонения, отступления от правил приводили его в уныние, хотя, казалось бы, какое ему дело? (Ч.)

Примечание. Если придаточная часть сложноподчиненного предложения образует косвенный вопрос, то в конце предложения вопросительный знак обычно не ставится: Я прервал речь Савельича вопросом, сколько у меня всего денег (П.); Корчагин неоднократно спрашивал меня, когда он может выписаться (И. О.).

Однако если косвенный вопрос содержит сильно выраженную вопросительную интонацию, в конце сложноподчиненного предложения вопросительный знак ставится: Скажите, пожалуйста, что это за огни? (Л. Т.); Я спросил, как же он стал отшельником? (М. Г.)

5. Вопросительный знак ставится в конце бессоюзного сложного предложения, если образующие его части являются вопросительными предложениями (между ними ставятся запятые) или только последняя часть содержит прямой вопрос (перед ней ставится двоеточие либо тире, в зависимости от смысловых отношений между частями предложения): Кто скачет, кто мчится под хладною мглой? (Жук.); А я ехала сейчас, говорила с вами и всё думала: почему они не стреляют? (Сим.); Хвалы приманчивы — как их не пожелать? (Кр.)

6. Вопросительный знак в скобках ставится для выражения сомнения или недоумения пишущего, чаще всего внутри цитируемого текста: «. Уже весёлые и шумные вином, уже певучие (?) и светлые (!) кругами сидели у стола». Что за странный набор слов! (Бел.)

7. О сочетании вопросительного и восклицательного знаков см.§ 3, п.7.

§ 3. Восклицательный знак

1. Восклицательный знак ставится в конце восклицательного предложения: Э, да это гроза!(Т.); Счастливый путь! (Кож.)

Примечание. Восклицательный знак может ставиться в восклицательных предложениях после каждого однородного члена для обозначения эмоциональной, прерывистой речи: Играл! проигрывал! в опеку взят указом! (Гр.)

2. Всегда являются восклицательными предложения, имеющие в своем составе слова что за, как, какой и т. п.: Что за чудесный человек мой друг! (Т.)’, Как вы поб­леднели! (П.); Какая необыкновенная была эта девушка на грузовике! (Ф.)

3. Восклицательный знак ставится в конце побудительных предложений, в которых приказание, требование, выраженное формой повелительного наклонения глагола, эмоционально окрашено: Встань! Ступай отсюда! (Ч.); «Держи!» — стонал старик, отпихивая баркас от берега (Ш.).

4. Восклицательный знак ставится в конце побудительных предложений, выраженных не формой повелительного наклонения глагола: Телефоны! Быстро! (Сим.); Офицер бросил бумагу на стол. «Подписать!» (М. Г.); Чтобы я больше не слышал таких разговоров!

5. Восклицательный знак ставится в конце номинативного (назывного) предложения, если оно произно­сится с восклицательной интонацией: Чрезвычайное происшествие! (Т.); Вот венец мой, венец позора! (П.)

6. Восклицательный знак ставится в конце слова-обращения, междометного предложения или предложения-обращения, если оно произносится с восклицательной интонацией: Ещё бы!(Г.); Верно! Верно! (Вс. Ив.); Нет, нет! (Крым.); «Шабаш!» — крикнул кто-то злым и надорванным голосом (М. Г.); Соня (тоном упрека): Дядя! (Ч.)

7. Восклицательный знак в скобках ставится для выражения отношения автора к чужому тексту (согласия, одобрения или иронии, возмущения): «Наши наблюдения проводились на протяжении ряда лет, выводы подтверждены многочисленными экспериментами (!), основные положения обсуждались на разных совещаниях» — с этими словами автора нового исследования можно полностью согласиться. (См. также § 2, п. 6.)

1. Многоточие ставится для обозначения незакончен­ности высказывания, вызванной различными причина­ми (волнением говорящего, внешними помехами и т. д.):

А, так ты. — Я без души лето целое всё пела (Кр.); «И вы не боитесь. » — «Чего не боюсь?» — «. Ошибиться?»; «И кроме того. — подумалось мне, — и кроме того. »

2. Многоточие ставится для указания на перерывы в речи, на заминки: В департаменте. но лучше не называть, в каком департаменте(Г.) «А. а. а, как же иначе», — заикался он (ср.: «А-а-а», — протяжно и понимающе произнёс он).

3. Многоточие ставится в конце предложения для указания на то, что приводимое перечисление могло бы быть продолжено: На выставке в зале Музея искусств Грузии представлено свыше 50 произведений Пикассо, Ренуара, Гогена, Дега, Бернара, Модильяни, Сезанна, Моне. (газ.)

4. Многоточие ставится для указания на неожиданный переход от одной мысли к другой: Дубровский молчал. Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногой, оттолкнул секретаря. (П.)

5. Многоточие в начале текста указывает, что продолжается прерванное какой-нибудь вставкой повествование или что между событиями, описываемыми в предшествующем текс­те и в данном, прошло много времени: . А теперь вернёмся к началу этой истории, продолжавшейся двадцать лет.

6. Многоточие ставится при перечислении слов с нераскрытым содержанием: Фестивали. Конкурсы. Концерты. (название рубрики в газете).

Пунктуация — это совокупность знаков препинания и правил их употребления, помогающих понять написанное или облегчающих его понимание. Одни знаки препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки) отделяют одно самостоятельное предложение от другого (смотрите примеры выше). Таким же целям служит и многоточие, которое указывает на незавершённость высказывания, например: Мальчики с недоумением переглянулись, как бы ожидая, что-то будет. Внезапно раздался топот скачущей лошади. (Т.) Все эти знаки препинания дают предложениям и смысловую характеристику: по цели высказывания, по сте­пени эмоциональности и завершённости.

Другие знаки препинания (запятая, точка с запятой, тире, двоеточие, скобки, кавычки и различные их комбинации) отделяют друг от друга простые предложения в составе сложного, прямую речь от слов автора и выделяют или отделяют различные обороты в составе простого предложения. Эти же знаки препинания часто указывают и на смысловые отношения между частями предложения, например: Пришёл первый раненый боец (один из бойцов) и Пришёл первый раненыйбоец. (Пан.) (Первый пришедший раненый был боец.)

Итак, наша пунктуация основана на смысловом и синтаксическом принципах.

ПРАВИЛО. В конце повествовательного предложения ставится точка, в конце вопросительного — вопросительный знак, в конце восклицательного — восклицательный знак. При перерыве речи, как в конце, так и в середине предложения, ставится многоточие.

Упражнение 1. Объясните постановку знаков препинания в конце предложения и при перерыве речи.

1. Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды бле­щут. Своей дремоты превозмочь не хочет воздух. Чуть тре­пещут сребристых тополей листы. Луна спокойно с высоты над Белой Церковью сияет. Кто при звездах и при луне так поздно едет на коне? Чей это конь неутомимый бежит в степи необозримой? (Щ) 3. Ты все пела? Это дело: так поди же попляши! (Кр.). 4. Осада! Приступ! Злые волны, как воры, лезут в окна Как! Чтобы я при­мирился с этим грубияном? Никогда! (Г.) 6. Стоять я не могу. мои колени слабеют. душно. душно. Где ключи? Ключи, ключи мои. (П.). 7. Слушай, отпусти ты меня. Высади куда-нибудь. Не бывал я в таких делах. Первый раз. Пропаду ведь я. (М. Г.).

Упражнение 2. Разбейте текст на простые предложения; расставьте нужные знаки препинания

1. Поздно ветер встал холодный темно в долине роща спит над отуманенной рекою луна сокрылась за горою (П.). 2. Чапаев дал шпоры Федор последовал примеру нагнали Потапова через десять минут въезжали в Казачью Таловку (ФурмКуда так кумушка бежишь ты без оглядки (ДрА видел ли слона каков собой на взгляд (ДрТы чем-нибудь встревожен верно чем же уж на меня не сердишься ли ты (П.). 6. Ой вы гости-господа долго ль ездили куда ладно ль за морем иль худо и какое в свете чудо (П.). 7. Что ищет он в стране далекой что кинул он в краю родном (Л.). 8. Каких зверей, каких там птиц я не видал какие бабочки, букашки, козявки, мушки, таракашки одни как изумруд, другие как коралл какие крохотны коровки есть, право, менее булавочной головки (ДрВперед мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали вперед не отставать друзья (Ч.). 10. Прекрасный человек Иван Иванович какой у него дом в Миргороде какие у него яблони и груши под самыми окнами (Г.). 11. Молчи и позволь мне самому выбирать своих спутников думаешь ты, что мне приятно видеть постоянно около себя только твое кривляющееся лицо Боже мой да мне счастьем будет слышать близ себя живой, человеческий голос (БрюсДруг Моцарт, эти слезы не замечай их (П.). 13. Ай Миша, как приятен как ловок в танцах он как легок, мил и статен (ДрВолга страшно вообразить, что такое была Волга (Акс.).

Упражнение 3. Объясните постановку знаков препинания в конце предложения.

I. 1. Каков дождик? Каковы молнии? Кое-где сквозь соломенную крышу закапала вода на душистое сено. Но вот солнце опять заиграло. Гроза прошла. Как весело играет все кругом, как воздух свеж, как пахнет земляникой и грибами! (Т.). 2. И какая же сверкающая даль! Как прекрасна светлая наша страна! Горы, леса, ширь – конца-краю нет. Родина! Необъятна ты и величественна, как океан! Кому не понятна гордость тобой и нежная сыновняя любовь к тебе? (Перм.). 3. И вот конец великому испытанию. Мир на земле! (Пан.). 4. Хотят ли русские войны? (Ев.).

II.1. Поздно. Ветер стал холодный. Темно в долине. Роща спит над отуманенной рекою. Луна сокрылась за горою (Я.). 2. Кто при звездах и при луне так поздно едет на коне? (П.). 3. Поле. Огороды. Молочная ферма. Плодовый сад. Лес. Два трактора. Мастерские. И все это в блестящем состоянии (Кат.). Вы знаете, что такое сестры милосердия? (И. О.). 5. Встань! Ступай отсюда! (Ч.). 6. Э, да это гроза! (Т.). 7. Здравствуйте! 8. Счастливого пути! 9. Нет, нет! 10. Пожар! 11. Как поживаете? 12. Как здоровье?

Упражнение 4. Напишите текст под диктовку, передавая знаками препинания интонации устной речи.

Скажите, кто из вас бывал в пустыне? Немногие? Никто? Тогда умолкните и слушайте меня. Я тоже провел свою юность не в пустыне, а в Украине. Бывало, выходишь с первым лучом из дома, бежишь заросшей межой к пруду, любуешься окрестностями. А кругом некошеные травы, сквозь легкие утренние облака пробиваются солнечные лучи, и от дыхания ветра колеблется каждый стебелек с еще не высохшей росой. А где-то вдали стелется поле, колышется пшеница, и эти просторы не охватить взором! Но все это осталось в далекой юности.

Занесла меня судьба совсем в иные места, и я увидел, какой бывает выгоревшая земля, как борются за жизнь еще не высохшие совсем растения и томящиеся от жажды люди и животные.

Пустыня не бесплодна и не безводна, но в ней очень мало воды. Ее всегда не хватает. За все лето иногда не выпадет ни одного дождя. Воздух такой сухой, что свежий хлеб в один день превращается в сухарь. Газета, привезенная утром, к вечеру так высыхает, что ломается на куски. Воду приходится беречь.

Берегут воду не только люди, берегут ее и животные, и растения. Недостаток воды виден во всем. Ведь в пустыне все не такое, как в других местах. Здесь и тучи без дождя. Бывает найдет черная туча, кажется, вот-вот хлынет дождь. Но воздух так сух и горяч, что капли дождя высыхают на высоте, не долетев до земли.

В пустыне реки без устьев; потому что не могут донести свои йоды до моря или озера. В пустыне озера без воды! За лето вся вода паром уходит в воздух, и остается одна только соль.

В пустыне леса без тени, потому что на деревьях нет листьев. Листья в пустыне были бы слишком большой роскошью. За много тысяч лет деревья приспособились к пустыне. Выжили только те, которые тратили меньше воды, У них вместо листьев колючки, через и них влага не испаряется.

Пустыня переделала и животных. Есть на земле пустынные озера, в которых водятся рыбы с легкими. Когда в озере есть вода, эти рыбы дышат жабрами, а когда озеро пересыхает, рыбы выбираются наверх и дышат легкими.

А верблюд? Ведь это не кто иной, как царь пустыни! Это самое что ни на есть «пустынное животное», потому что он может в своих горбах запасать и корм, и воду на весь долгий путь по мертвым пескам. Пустыня и окрасила его в свой цвет: желтая шерсть делает его незаметным для тех, кто мог бы ему как-то повредить.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *