Вы знаете что речевое общение может проходить в форме монолога
Виды речи по характеру взаимодействия участников общения: монолог, диалог, полилог
Вы будете перенаправлены на Автор24
Виды речи по характеру взаимодействия участников общения
Речь — это форма практического применения языковой системы в целях общения и познания.
Речевая деятельность осуществляется в конкретных формах и видах.
По способу передачи информации она выступает в устной и письменной формах. По составу участников — в формах монолога, диалога или полилога, то есть такого речевого взаимодействия, в котором задействованы один, два и более коммуникантов.
Отличительной особенностью современной речевой ситуации является тенденция к диалогизации всех видов речевого взаимодействия. Даже такие жанры, которые ранее предполагали только монологическую форму существования, становятся диалогическими. Это касается виртуальных форм коммуникации (живые журналы, личные «сториз» в социальных сетях, заметки и посты, фиксирующие размышления автора по поводу какой-либо проблемы).
Традиционно в коммуникативной практике за каждой формой речевого взаимодействия закреплён свой вид речи:
Готовые работы на аналогичную тему
Как видно, монологическая и диалогическая речь бытуют преимущественно в письменной и устной формах и отличаются следующими признаками:
Монолог, диалог, полилог: общая характеристика
Монолог — это особая разновидность речи, представляющая собой развёрнутое высказывание адресанта, независимое в содержательно-структурном отношении от речи адресата.
В разговорном стиле и ситуациях бытового общения монолог в чистом виде встречается очень редко, исторически монолог является вторичной формой организации речи по отношению к диалогу. Основные сферы бытования монологической речи — наука, СМИ, искусство. У многих форм монолога (лекция преподавателя, объяснение учителя, сообщение диктора радио или телевидения) есть адресат, поэтому в нём появляются черты диалога: обращения к собеседнику (уважаемые радиослушатели, зрители, ребята, коллеги и проч.), конструкций побудительного характера (обратите внимание, посмотрите сюда, слушайте внимательно), контактоустанавливающие элементы (универсальные этикетные формулы приветствия, прощания), местоимений и глагольной лексики 2-го лица (вы можете видеть это на примере, как вы понимаете, как вы знаете и проч.).
Особая разновидность монолога — внутренняя речь, отражающая особенности протекания мыслительной деятельности и эмоциональной жизни человека. Такой монолог носит «свёрнутый» характер, отличается синтаксической аморфностью, незавершенностью.
Диалог — это тип речевого взаимодействия, предполагающий коммуникацию между двумя участниками.
Диалогическое общение отличается:
Языковые особенности диалога обусловлены его природой. В диалогическом общении преобладают слова эмоционально-экспрессивной сферы, оценочная лексика (парнишка, котейка, симпатяга, вонючка), глаголы со значением конкретного действия, используется простой синтаксис с обилием неполных предложений (Возьми на столе эту), инверсией (Никитина улица как пройти?), повторов, уточняющих конструкций (Купи этих салфеток, жёлтенькие такие, продаются в магазине).
Полилог — это разновидность групповой формы коммуникации.
В настоящее время полилог используется в деловом общении и телевизионных СМИ (жанр ток-шоу). В деловой коммуникации полилог функционирует в различных ситуациях (производственные совещания, собрания коллектива, круглые столы, переговоры). Для делового полилога характерны наличие чёткого плана проведения, распределение ролей между участниками, ориентация на этику и нормы делового общения. Полилоги в СМИ носят в основном развлекательный или информационно-аналитический характер. Как правило, они организуются либо в форме групповой беседы, либо в форме дебатов экспертов, отстаивающих противоположные точки зрения на какие-либо злободневные проблемы.
Различные формы речевого взаимодействия взаимосвязаны и используются комплексно в зависимости от коммуникативных целей участников общения.
Основные формы речевой (вербальной) коммуникации
В основном, выделяют две формы вербальной коммуникации: монолог и диалог.
Диалог – форма вербального общения, которая состоит из обмена высказываниями двух партнеров. Диалог характеризуется ситуативностью (зависимость от обстановки разговора), текстуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями), непроизвольностью и малой степенью организованности. К его основным особенностям относят: наличие повторов и переспросов, синтаксическую неполноту реплик, обилие вопросительных и побудительных предложений.
Выделяют следующие типы диалога:
— информативный;
— прескриптивный;
— диалог – обмен мнениями;
— праздноречивый диалог;
Монолог – форма речевой коммуникации, которая образуется в результате активной речевой деятельности одного человека. Он рассчитан на пассивное опосредованное восприятие и практически не связан с речью собеседника. Основными коммуникативными ситуациями употребления монолога являются сфера искусства, ораторские выступления, обращения по телевидению, радио, ситуация обучения. В качестве признаков монологической речи выделяют: относительно большую протяженность реплик, композиционную сложность, обращенность в больше степени к себе, а не к собеседнику, стремление выйти за тематические рамки.
В.В. Виноградов выделяет следующие типы монологов:
— монолог убеждающей окраски;
— монолог лирический;
— монолог драматический;
— монолог сообщающего типа.
Формы речевой коммуникации: монолог, диалог, спор.
Функции речи (языка).Вопрос о конкретных приемах речевого воздействия теснейшим образом связан с общей проблемой функций речи (языка). Известно, что языковое оформление каждого конкретного сообщения определяется в своей основе целями, которые ставит перед собой его автор. Каждое высказывание выполняет ту или иную функцию в процессе коммуникации (привлечение внимания, установление контакта, передача информации и др.). Частные функции конкретных высказываний могут быть объединены в более общие, которые и называют функциями речи. Обычно выделяют три основных и ряд частных функций. К основным функциям относят:
· Коммуникативную или репрезентативную, которая является доминирующей;
· апеллятивную (апелляция — призыв, обращение, т.е. воздействие), которая грамматически наиболее ярко выражена в звательной форме и повелительном наклонении;
· экспрессивную (экспрессия — выражение и выразительность).
Среди частных функций выделяют:
· фатическую, осуществляющуюся посредством обмена дальнейшими формулами, т.е. затрагивающую преимущественно область речевого этикета
· м е т а я з ы к о в у ю, т.е. функцию толкования, когда говорящему или слушающему необходимо проверить, пользуются ли они при общении одним и тем же кодом; таким образом, предметом речи становится сам код.
Кроме того, говорят о поэтической, эмотивной, волюнтативной и ряде других функций.
При этом «вряд ли можно найти речевые сообщения, выполняющие только одну из этих функций. Различия между сообщениями заключаются не в монопольном проявлении какой-либо одной функции, а в их различной иерархии. Словесная структура сообщения зависит прежде всего от преобладающей функции».
Таким образом, система функций речи представляет иерархическую структуру. Чтобы выполнять свою основную функцию средства коммуникации, речь должна выполнять конкретные функции общения и сообщения. Для реализации последних, обходимо оформить мысли, т.е. предполагается функция репрезентации (представления). Ее составными и подчиненными частями являются функции экспрессии (выражения и выразительности) и апелляции (воздействия). Фактически функция репрезентации невозможна без обеих своих составляющих, но и они невозможны без нее. Примеры чистой апелляции во многом условны, так как любая реальная команда имеет некое языковое выражение, следовательно, несет в себе элемент экспрессии, где прежде всего маркирована или нейтральна с точки зрения экспрессивности, эмотивности и т.п.
Таким образом, в процессе любого речевого акта реализуются и частные функции. При этом от того, какая функция преобладает в конкретном речевом сообщении, зависит характер воздействия на собеседника.
Схема функций речи еще более усложняется, если учесть, что язык используется не только для коммуникации, но и в других видах деятельности. Так, когнитивная (познавательная) функция языка реализуется в познавательной деятельности, т.е. в мышлении. Язык используется и в мнемической деятельности как опора памяти и т.п. Эти функции языка изучаются прежде всего философией и психологией.
Итак, функции, которые выполняет речь в каждой конкретной ситуации общения, определяют внешний вид высказывания, в первую очередь отбор слов и синтаксических конструкций. Отсюда следует, что для успешного общения необходимо знать основной набор языковых средств, которые используются для выполнения тех или иных речевых функций.Монолог
Ситуации употребления монолога — сфера искусства, ораторские выступления, общение по телевидению и радио, ситуация обучения. В бытовом общении монологическая речь встречается крайне редко.
Монолог более традиционен при выборе языковых, композиционных и других средств, чем диалог; имеет более сложное синтаксическое построение, более сложную языковую и структурно-композиционную организацию.
Признаки монологической речи: большая протяженность реплик; композиционная сложность; обращенность не к собеседнику, а к самому себе; стремление выйти за непосредственные тематические рамки.
Классифицировать монологи можно по цели высказывания:
· Монолог убеждающей окраски — примитивная форма ораторской речи;
· Монолог лирический — речевая форма изъявления переживаний и эмоций;
· Монолог драматический —язык слов является лишь как бы аккомпанементом друг» системам психических обнаружений — путем мимики, жестов пластических движений и т.п.;
· Монолог сообщающего типа, который подразделяете на монолог-рассуждение и монолог-сообщение. Возможна классификация монологов по другим основаниям:
· п о времени подготовки— монологические сообщения могут готовиться заранее (время на подготовку практически ограничено), а могут быть и неподготовленными;
· п о содержанию сообщения — монологи разделяются на сообщения, передающие содержание другого текста подробно; сообщения, передающие содержание другого текста кратко; сообщения, составленные на основе нескольких текстов и раскрывающие тему; сообщения, в которых говорящий выражает свою точку зрения по какому-либо вопросу; сообщения, содержание которых дано в неявной форме;
· п о форме сообщения и по самостоятельности порождения выделяют сообщения, имеющие готовую форму; сообщения, имеющие фиксированную форму; сообщения конструируемые полностью самостоятельно;
· по установке на воспроизведение различают сообщения с предварительной установкой на воспроизведение; сообщения без установки на воспроизведение монолога.
Обязательной чертой любого связного монологического высказывания является наличие межфразовых связей, объединяющих предложения и словосочетания в единый текст. Можно выделить две большие группы таких связей: построенные по типу зацепленй и построенные по типу повтора.
Повторы — второй тип межфразовых связей. Они могут быть лексическими, грамматическими, синтаксическими или семантическими.
Композиционная сложность монолога обычно характеризуется методом изложения материала. Выделяют следующие методы:
· индуктивный — изложение материала от частного к общему;
· дедуктивный — изложение материала от общего к частному;
· метод аналогии— сопоставление различных явлений, событий, фактов;
· концентрический — расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором;
· ступенчатый — последовательное изложение одного вопроса за другим;
· исторический — изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.
Диалог.
Диалогом называется форма речи, состоящая из обмена высказываниями-репликами, характеризующаяся ситуативностъю,, контекстуальностъю, непроизвольностью и малой степенью организованности. Диалог считают первичной, естественной формой языкового общения.
Для диалога характерны полифункциональность форм, семантический синкретизм, экспрессивность, словотворчество. Осуществляемый в условиях непринужденного общения диалог часто строится по правилам, характерным для устной речи.
Основные языковые особенности диалога:
· наличие повторов и переспросов в реагирующих репликах;
· синтаксическая неполнота реплик, компенсируемая за счет предыдущего высказывания;
· обилие вопросительных и побудительных предложений, соединительных, стимулирующих реплик.
v Прескриптивный диалог содержит просьбу, приказ и обещание или отказ выполнить предлагаемое действие.
v Диалог — обмен мнениями — это обычно спор, дискуссия. Оба собеседника, как правило, являются экспертами в обсуждаемом вопросе..
v Диалог, ведущийся с целью установления/регулирования межличностных отношений, подразделяется на диалог-унисон и диалог-диссонанс. Содержанием первого является искренние признания, второго — взаимное выяснение отношений.
v Праздноречивый диалог направлен или на эмоциональное общение (жалобы, хвастовство, восхищение, опасение, страх), на артистичные жанры (мини-рассказ, шутка, острота, анекдот или на информационно бесцельный, но интеллектуальный говор).
v Уточняющие: выяснение истинности или ложности, ответ «да» или «нет».
v Восполняющие: выяснение новых знаний относительно событий, явлений, предметов. Отличие — вопросительные слова: «кто», «что», «где», «когда», «как», «почему».
v Простые: не могут быть расчленены на более простые высказывания. Сложные: включают два и более простых вопроса.
v Корректные: основаны на истинных суждениях. Некорректные: на ложных или неопределенных суждениях.
v Нейтральные: не содержат эмоциональной окраски, не воздействуют на личность собеседника. Благожелательные: подчеркивают расположенность говорящего к собеседнику. Провокационные: окрашены негативно и содержат скрытое или явное подстрекательство к неверным, действиям собеседника.
v Правильные: дают возможность уточнить точку зрения, получить дополнительные сведения и содержат истинные, логически связанные с вопросом суждения.
v Неправильные: связаны с вопросом, но неверно отражают действительность.
v Ответы «не по существу»: могут быть истинными, но они логически не связаны с вопросом и поэтому не рассматриваются.
v Позитивные: содержат стремление разобраться в поставленных вопросах.
v Негативные: выражают отказ отвечать на поставленный вопрос.
Общие правила диалога таковы:
· получателю сообщения рекомендуется выслушивать обращенное к нему высказывание;
· вопрос требует ответа;
· повеление требует ответа действием или словом;
· повествование требует ответа повествованием или внимательным молчанием — отсутствием речи, когда слушающий извещает говорящего о том, что его речь принята и понята, выражением лица, жестом, междометием, повтором слова.
Таким образом, рекомендуемым способом действия получателя является:
· умолчание, если нет вопроса;
· ответ словом, если нет побуждения;
· пересказ другому лицу, если нет специального побуждения и запрещения;
· действие, если нет специального побуждения к бездействию.
Диалог — это совместная деятельность участников, имеющих некоторую общую цель. Нормальный диалог предполагает соблюдение базовых нормативных принципов, регулирующих поведение собеседников — так называемых коммуникативных максим П. Грайса:
· Максима кооперации: предполагает готовность партнеров к сотрудничеству.
· Максима количества: каждый должен вносить в разговор достаточно, но не слишком много информации.
· Максима качества предписывает правдивость высказывания.
· Максима релевантности: реплики должны быть уместны и отвечать текущему контексту разговора.
· Максима способа коммуникации требует избегать неясности, двусмысленности, дезорганизующих действий.
Законы Ю.В. Рождественского:
· закон времени— бесконечное продолжение диалога в одном виде словесности уничтожает информационную ценность речи (и наоборот);
· закон аудитории— бесконечное расширение аудитории в одном виде словесности уничтожает информационную ценность речи (и наоборот);
· закон компетентности аудитории — бедность знаний по предмету речи в аудитории уничтожает информационную ценность речи (и наоборот);
· закон уместности— организация диалога по месту, времени и участникам, не учитывающая интереса участников к предмету диалога, уничтожает информационную ценность диалога.
На характер протекания диалога оказывают заметное влияние социальные характеристики участников: социальный статус, роль, профессия, этническая принадлежность, возраст коммуникантов, они сказываются на выборе темы, языковых средств, позиции разговоре.
Спор.
Участники дискуссии, диспута, сопоставляя противоречивые суждения, стремятся прийти к единому мнению, найти общее решение, установить истину.
Полемика преследует цель одержать победу над противником, отстоять и утвердить собственную позицию.
· число участников: спор-монолог; спор-диалог; спор-полилог;
· число слушателей: без слушателей; спор при слушателях, в котором обязательно учитывают реакцию слушателей; спор для слушателей, рассчитанный только на то, чтобы произвести на слушателей впечатление;
· цель спора: спор из-за истины, спор для убеждения кого-либо, спор для победы, спор ради спора;
· социальная значимость предмета спора (актуальность проблемы): спор, который отражает общечеловеческие интересы; спор, который отражает групповые интересы; спор, который отражает семейные интересы; спор, который отражает различные интересы;
· форма проведения спора: устный спор; письменный спор; письменный спор более пригоден для выяснения истины, но иногда за его ходом трудно следить;
· подготовленность спора: организованные споры; неорганизованные споры;
· степень организованности: сосредоточенный спор, когда спорящие все время имеют в виду спорный тезис, и все, что они говорят, служит для его защиты или опровержения; бесформенный спор, в процессе которого меняется ряд тезисов, основной тезис забывается.
2 способа подтверждения собственной правоты:
Правила вменения психологических доводов:
· необходимо сочетать мотивацию с другими элементами утверждения собственной правоты;
· мотивация должна соответствовать аудитории и ситуации;
· требуется развитие мотивации при помощи конкретных примеров и повторений;
· следует избегать пошлых, слишком явно апеллирующих призывов.
Всякое доказательство состоит из тезиса, аргумента и демонстрации.
Аргументы бывают следующих типов:
· сильные аргументы — не вызывают критики, их невозможно опровергнуть, разрушить, не принять во внимание;
· слабые — вызывают сомнения оппонентов;
· несостоятельные — позволяют разоблачить, дискредитировать соперника, применившего их.
· Правило Гомера. Наиболее убедителен следующий порядок аргументов: сильные — средние — один самый сильный. Сила и слабость аргументов должна определяться не с точки зрения выступающего, а с точки зрения лица, принимающего решение;
· Правило Сократа. Для получения положительного решения по важному вопросу следует поставить его на третье место, предпослав ему два коротких, простых для собеседника вопроса.
· Правило Паскаля. Не стоит загонять собеседника в угол, лучше дать ему возможность «сохранить лицо», показать, что предлагаемое решение удовлетворяет какую-то из его потребностей. Важно также продумать стратегию и тактику аргументации.
Формы речевой коммуникации
Монолог, монологическая речь (от моно и греч. lygos – слово, речь). Вид речи, полностью или частично не связанный (в отличие от диалогической речи) с речью собеседника в содержательном и в структурном контексте.
Для овладевания МР необходимо развить следующие умения: 1. Исходя из целей коммуникации соединить друг с другом изученные типовые предложения, образуя сообщение. 2. Понять и запомнить образец высказывания в процессе аудирования. 3. Строить краткое сообщение по образцу и производить трансформации (расширение, сужение, замены и др.). 4. Строить сообщения повествовательного и описательного характера (с опорой на картинки, фильмы, диафильмы или без опоры) по знакомой теме. 5. Строить сообщения с элементами суждения (оценка события, характеристика действующих лиц, свое отношение к услышанному или прочитанному) с опорой на план или без опоры.
Диалогическая речь – жанр, состоящий из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящего собеседником.
Диалог предполагает свободное владение речью, чуткость к невербальным сигналам, способность отличать искренние ответы от уклончивых. В основе диалога – умение задавать вопрос себе и другим. Вместо того, чтобы произносить безапелляционные – монологи, гораздо эффективнее преобразовать свои идеи в форму вопросов, апробировать их в беседе с коллегами, посмотреть, поддерживаются они или нет. Уже сам факт вопроса демонстрирует желание участвовать в общении, обеспечивает его дальнейшее течение и углубление.
В устной диалогической речи «исходным начальным этапом или стимулом к речи является вопрос одного собеседника; из него (а не из внутреннего замысла) исходит ответ второго собеседника».
Сам принцип организации диалогической речи несколько иной, чем принцип организации развернутых монологических форм речи. В ней с самого начала участвует фактор, вызывающий нарушение нормального грамматического порождения – фактор контекста (ситуации). Анализируя отличия в грамматической структуре диалогической речи, можно видеть, что этот фактор в известном смысле первичен по отношению к механизму грамматического порождения, по-видимому, именно на этапе «замысла» и происходит учет этого фактора, что соответствует некоторым данным, полученным современными американскими психолингвистами.
Культура ведения диалога:
Слушающий должен внимательно выслушать говорящего; Высказываться можно только по очереди; Высказывания должны быть уместными, лаконичными, выразительными; Сообщение должно содержать новую информацию для слушателя и способствовать тем самым росту знаний, расширению кругозора; Обсуждение проблемы должно привести к её решению, либо к определённому выводу; В начале диалога должны быть определены цели, задачи, предмет дискуссии и сформулирована проблема (противоречие), которую необходимо решить; В ходе диалога уточняются необходимые термины и понятия; При завершении диалога необходимо обобщить полученные знания, чётко сформулировать найденные решения проблемы. Что такое этикет? С какими правилами общения вы уже знакомы? Чем диалог отличается от монолога? Как оформляется диалог?
Лекция по русскому языку раздел «Культура речи» «Формы общения»
Формы общения: монолог, диалог и полилог.
Диалог как основная форма устноязычного общения.
Правила для говорящих и слушающих.
Формы общения: монолог, диалог и полилог
Устная речь имеет две формы – монологическую и диалогическую (некоторые лингвисты выделяют еще одну форму устной речи – полилог).
Монолог и диалог – две основные разновидности речи, различающиеся по количеству участников акта общения.
Монолог можно определить как развёрнутое высказывание одного лица. Различают два основных типа монолога. Во-первых, монологическая речь представляет собой процесс целенаправленного сообщения, сознательного обращения к слушателю и характерна для устной формы книжной речи: устная научная речь, судебная речь, устная публичная речь. Наиболее полное развитие монолог получил в художественной речи.
Во-вторых, монолог – это речь наедине с самим собой. Монолог не направлен непосредственному слушателю и соответственно не рассчитан на ответную реакцию собеседника.
Монолог может быть как неподготовленным, так и заранее продуманным.
Убеждающая речь обращена к эмоциям слушателей, в этом случае говорящий должен учитывать его восприимчивость. Разновидности убеждающей речи: поздравительная, торжественная, напутственная.
Побуждающая речь направлена на то, чтобы побудить слушателей к различного рода действиям. Здесь выделяют политическую речь, речь-призыв к действиям, речь-протест.
Монологической является научная, деловая, во многом публицистическая речь.
Однако чаще термин монолог применяют к художественной речи.
Монолог можно определить как компонент художественного произведения, представляющий собой речь, обращенную к самому себе или к другим. Монолог – это обычно речь от 1-го лица, не рассчитанная (в отличие от диалога) на ответную реакцию другого лица (или лиц), обладающая определенной композиционной организованностью и смысловой завершенностью.
Классический пример, иллюстрирующий сказанное, – монолог-повествование Чацкого из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
К свободной жизни их вражда непримиримее,
Сужденья черпают из забытых газет
Времен Очаковских и покоренья Крыма;
Всегда готовые к журьбе,
Поют все песнь одну и ту же,
Не замечая об себе:
Что старее, то хуже.
Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве,
И где не воскресят клиенты-иностранцы
Прошедшего житья подлейшие черты.
Да и кому в Москве не зажимали рты
Обеды, ужины и танцы?
Не тот ли, вы к кому меня еще с пелен,
Для замыслов каких-то непонятных,
Дитей возили на поклон?
Тот Нестор негодяев знатных
Толпою окруженный слуг;
Усердствуя, они в часы вина и драки
И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг
На них он выменил борзые три собаки.
Или вот тот еще, который для затей
На крепостной балет согнал во многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей?!
Сам погружен умом в Зефирах и Амурах,
Заставил всю Москву дивиться их красе!
Но должников не согласил к отсрочке: –
Амуры и Зефиры все
Вот те, которые дожили до седин!
Вот уважать кого должны мы на безлюдье!
Вот наши строгие ценители и судьи!
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется: враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам Бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным.
Он тотчас: разбой! пожар!
И прослывет у них мечтателем! Опасным!! –
Мундир! Один мундир! Он в прежнем их быту
Когда-то укрывал, расшитый и красивый,
Их слабодушие, рассудка нищету;
И нам за ними в путь счастливый!
И в женах, дочерях к мундиру та же страсть!
Я сам к нему давно ль от нежностей отрекся?!
Теперь уж в это мне ребячество не впасть.
Но кто б тогда за всеми не повлекся?
Когда из гвардии, иные со двора
Кричали женщины: ура!
И в воздух чепчики бросали!
Монолог-исповедь объединяет, как правило, повествовательные формы речи с формами рассуждений. Яркий пример – монолог главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»:
«Ты слушать исповедь мою
Сюда пришел, благодарю.
Все лучше перед кем-нибудь
Словами облегчить мне грудь;
Но людям я не делал зла,
Не много пользы вам узнать;
А душу можно ль рассказать?
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Я знал одной лишь думы власть,
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Я эту страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской;
Ее пред небом и землей
Я ныне громко признаю
И о прощенье не молю».
Элементы исповеди есть и в монологах Чацкого, Гамлета, чем и объясняется эмоциональность, взволнованность, приподнятость речи. Вообще следует сказать, что в художественном произведении редко строго соблюдается чистота «жанра». Обычно, выполняя многообразные функции, монолог совмещает в себе черты и повествования, и рассуждения, и исповеди, с преобладанием одной из них.
В монологах разных типов широко и свободно используются разговорная, экспрессивно окрашенная лексика, междометия, разговорные и разговорно-экспрессивные синтаксические построения, в том числе конструкции диалогической речи. В этом сказывается влияние диалогической речи на монологическую, а также отсутствие четких границ между монологом и диалогом. Вот характерный пример из книги актера М. Козакова «Третий звонок»:
Лично я, братцы мои, к врачам хожу очень редко. То есть в самых крайних, необходимых случаях. Ну, скажем, возвратный тиф или с лестницы ссыпался.
Тогда, действительно, обращаюсь за медицинской помощью. А так я не любитель лечиться. Природа, по-моему, сама органы регулирует. Ей видней.
Конечно, я иду не против медицины. Эта профессия, я бы сказал, тоже необходимая в общем механизме государственного строительства. Но особенно увлекаться медициной, я скажу, нехорошо.
А таких любителей медицины как раз сейчас много.
Тоже вот мой приятель Сашка Егоров. Форменно залечился. А хороший был человек. Развитой, полуинтеллигентный, не дурак выпить. И вот пятый год лечится.
Совершенно ясно, что используемые в рассказе речевые обороты не свойственны автору, который как бы надевает на себя языковую маску персонажа, чтобы острее, непосредственнее и рельефнее обрисовать его.
За пределами художественных произведений к монологической речи можно отнести такие жанры устной речи, как речь оратора, лектора, выступление по радио, телевидению.
Составьте на любую тему монолог (в форме исповеди, или внутреннего монолога, или сказа).
Диалог как основная форма устноязычного общения
Диалог – форма речи, которая характеризуется сменой высказываний двух говорящих. Каждое высказывание, называемое репликой, обращено к собеседнику.
Диалогическая речь – первичная, естественная форма языкового общения. Если иметь в виду бытовые диалоги, то это, как правило, речь спонтанная, неподготовленная, в наименьшей степени литературно обработанная.
Для диалогической речи характерна тесная содержательная связь реплик, выражающаяся чаще всего в вопросе и ответе:
— На работе задержался.
Реплики могут также выражать добавление, пояснение, распространение, согласие, возражение, побуждение и т. д.
Обычно обмен репликами опирается на известную собеседникам ситуацию и общие знания. Поэтому диалогическая речь часто неполна, эллиптична, например:
Ситуация (говорящие идут мимо магазина) позволяет максимально уплотнить речь.
Это из разговора студентов о расписании лекций.
Информативная неполнота диалогической речи восполняется также интонацией, жестами, мимикой.
Диалоги могут иметь и более сложный характер. Информация, содержащаяся в репликах, нередко не исчерпывается значениями языковых единиц. Например:
А. Мы поедем в воскресенье за город?
Б. Нет, у меня сел аккумулятор.
Вот как комментирует этот пример К.А. Долинин. Помимо той информации, которая явно присутствует в диалоге, мы можем извлечь еще и следующую информацию:
— что у Б есть машина;
— что Б считает, что А имеет в виду поездку на машине;
— что совместные поездки А и Б за город, по всей вероятности, дело обычное и (или) что вопрос о такой поездке уже ставился;
— что отношения между А и Б таковы, что А считает себя вправе рассчитывать на совместную поездку за город.
В художественной литературе, публицистике диалоги выступают как яркий стилистический прием, средство оживления рассказа. Например:
Через несколько дней чистильщик обуви, усаживая своего постоянного клиента, рассказал ему о том, что в пожаре сгорел их «районный» сумасшедший, псих Гижи-Кола.
— Да кто его знает? Сделал пожар и сгорел.
Но Кола был добрым человеком и этого не сделал.
Это концовка повести Михаила Гиголашвили «Похлебка для человечества». Данный диалог выполняет несколько функций. Во-первых, он разнообразит речь, сменяя авторский монолог диалогом, во-вторых, воспроизводит живую речь, характеризующую персонажей, в-третьих, мягко, ненавязчиво выражает главную мысль, «мораль» повести, которая в изложении от автора могла бы показаться излишне нравоучительной. Большую роль играют в диалоге и авторские ремарки, комментарии, направляющие читательское восприятие.
В диалоге обычно раскрываются характеры. Он – средство создания образа, причем этот образ воплощает в себе подробное описание внешнего и внутреннего облика персонажа.
Художественно-эстетические функции диалогов многообразны, они зависят от индивидуального стиля писателя, от особенностей и норм того или иного жанра и от других факторов.
В публицистике, в газете используются два вида диалогов. Во-первых, диалог информационный. Он относительно прост в структурном отношении, нейтрален – в стилистическом. Диалогическое развитие линейно, реплики либо прямо дополняют друг друга содержательно, либо образуют замкнутое вопросно-ответное единство, например:
— Ведь это вроде как восточная легенда получается?
— Да, войди в любой дом, и везде свои предания.
«Газетный диалог, – пишет В.В. Одинцов, имея в виду первый тип диалога, – в принципе враждебен стихии разговорной речи, что вполне понятно и оправданно, поэтому «отклонение от нормы» (а нормативным, «нулевым» можно считать диалог информационного типа) связано со структурно-семантическим усложнением отношений между репликами и – что еще более характерно – между репликами и окружающим их текстом».
Второй тип диалога в газете можно назвать сюжетным. Информационный диалог по сути дела формален, структурно независим, не связан с «сюжетом» газетного материала (содержание его легко можно было бы передать и без помощи диалога), это чисто внешняя диалогизация текста. Сюжетный же диалог оказывается конструктивно значимым. Автор в этом случае стремится к созданию «драматизма» изображаемого, к созданию «диалогического напряжения», в основе которого лежит некоторое противоречие в отношениях реплик (или реплик и текста), например, мы ждем утверждение, а получаем отрицание, как в статье об очередном создателе всемирного языка («Язык для всей планеты»):
— Что послужило фундаментом для создания вашего языка?
Здесь действует эффект «нарушения ожидания». Вместо ожидаемого «нормального» ответа: Фундаментом послужило то-то и то-то, следует неожиданная отрицательная реплика.
Стилистические ресурсы диалога весьма значительны. Далеко не случайно, что форма диалогической речи (чередование реплик) издавна использовалась в философско-публицистическом жанре, например диалоги Платона, Галилея и других. Современные дискуссии, интервью, «беседы за круглым столом» и другие жанры также используют форму диалогов, правда не всегда удачно: часто в них не звучит подлинно живая диалогическая речь.
Напишите диалог в разговорном стиле, а затем преобразуйте его в диалог из воображаемого произведения художественной литературы. Чем они отличаются?
Полилог – форма естественной разговорной речи, в которой участвуют несколько говорящих, например, семейная беседа, застолье, групповое обсуждение какой-либо темы (политическое событие, спектакль, литературные произведение, спорт и т. д.). Общие черты диалога – связанность реплик, содержательная и конструктивная, спонтанность и др. – ярко проявляются и в полилоге. Однако формальная и смысловая связь реплик в полилоге более сложна и свободна: она колеблется от активного участия говорящих в общей беседе до безучастности (например, красноречивого молчания) некоторых из них.
Современная лингвистика (точнее, одна из ее отраслей – социолингвистика) исследует закономерности, этикетные правила ведения полилогов в тех или иных группах, коллективах (социумах). Так, у некоторых народов в разговор родственников по крови не имеют права вступать свойственники.
Широко используется полилог в художественной литературе, театре, кино. Это прежде всего массовые сцены, позволяющие представить масштабные события, показать народ не как безликую массу, толпу, а как собрание характеров, типов. Многоголосие полилога позволяет решать эти сложные художественные задачи.
В качестве яркой иллюстрации можно привести заключительную сцену из драмы «Борис Годунов» А.С. Пушкина:
Расступитесь, расступитесь! Бояре идут.
А верно, приводить к присяге Феодора Годунова.
(Отворяются двери. Мосалъский является на крыльце.)
Что же вы молчите? Кричите: да здравствует царь Дмитрий Иванович!
Вспомните полилог из пьесы А.Н. Островского «Свои люди – сочтемся!» (действие 1, явление 3). Выражается ли в этом полилоге авторская позиция? Если да, то каким образом?
Правила для говорящих и слушающи.
Мы рассмотрели формы речевого общения: монолог, диалог, полилог. Чтобы быть правильно понятым слушателями, следует придерживаться определенных правил в общении.
В беседе нужно вести себя в соответствии с правилами вежливости, отдавая предпочтение беседе перед неречевым занятием, выслушиванию собеседника перед своей речью и, наконец, «умея промолчать», не нарушая этикета беседы. Эти три основных правила позволяют бесконечно продолжать речь, так как отсутствие неречевого действия предполагает переход к речи, выслушивание вызывает речь, а достойное умолчание не прерывает речи.
Все, что может прервать речь или сделать ее неплодотворной, считается ошибочным. Такими ошибками может быть избрание не того собеседника, нарушение темы беседы и порядка ее ведения.
Монолог, как уже отмечалось, является частью диалога и представляет собой сообщение, сделанное одним лицом другому лицу (или другим лицам) в ходе диалога. Особенности монолога определяются этикетными правилами построения монологического сообщения и его принятия, иначе — правилами для говорящего и правилами для слушающего.
внимательно отнесись ко всем полученным сообщениям;
предположи возможность опасности и/или ошибочности, содержащихся в принятых сообщениях;
в целях правильной оценки принятых сообщений раздели содержание сообщения и характер говорящего;
распознай намерения и интересы говорящего, стоящие за его речью, в зависимости от характера его личности и прежних высказываний;
отклони высказывания, имеющие цель побудить слушающего совершить недолжный поступок;
установи позитивный смысл полученного сообщения.
Правила для говорящего строятся в целом на предостережениях об опасности слова.
произведи тщательную умственную работу над словом, поскольку произнесение есть однократный акт, не допускающий переделок, а сказанное может обернуться против говорящего;
обдумывай высказывания во внутренней речи, отбирая годные к произнесению;
обдумывай отобранные к произнесению высказывания на основе отсутствия в них следующих признаков: противоречие ситуации общения, тривиальность содержания, многословие, повтор уже сказанного в той же ситуации, намеренное несоответствие речи и действительности, возможное обесценивание содержания в зависимости от характера и опыта слушателя.
Итак, правила речевого поведения для говорящего и правила речевого поведения для слушающего представляют собой две противопоставленных друг другу программы речевых действий. Сравнение обеих программ показывает, что данное противопоставление носит целостный характер. Ни одна отдельная операция в программе для слушающего не соотносится с какой-либо отдельной операцией в программе для говорящего, но обе программы в целом построены так, что программа слушающего определяет программу говорящего. Анализ высказываний, совершаемый слушающим, определяет действия и характер оценок говорящего. Таким образом, реализуется общее правило — действия слушающего имплицируют действия говорящего.
Подготовиться к семинарскому занятию по вопросам:
Устная разговорная речь.
Жанры речевого общения: беседа, разговор, спор, рассказ, письмо.