Вы знаете что речевое общение может проходить в форме монолога и диалога
Основные формы речевой (вербальной) коммуникации
В основном, выделяют две формы вербальной коммуникации: монолог и диалог.
Диалог – форма вербального общения, которая состоит из обмена высказываниями двух партнеров. Диалог характеризуется ситуативностью (зависимость от обстановки разговора), текстуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями), непроизвольностью и малой степенью организованности. К его основным особенностям относят: наличие повторов и переспросов, синтаксическую неполноту реплик, обилие вопросительных и побудительных предложений.
Выделяют следующие типы диалога:
— информативный;
— прескриптивный;
— диалог – обмен мнениями;
— праздноречивый диалог;
Монолог – форма речевой коммуникации, которая образуется в результате активной речевой деятельности одного человека. Он рассчитан на пассивное опосредованное восприятие и практически не связан с речью собеседника. Основными коммуникативными ситуациями употребления монолога являются сфера искусства, ораторские выступления, обращения по телевидению, радио, ситуация обучения. В качестве признаков монологической речи выделяют: относительно большую протяженность реплик, композиционную сложность, обращенность в больше степени к себе, а не к собеседнику, стремление выйти за тематические рамки.
В.В. Виноградов выделяет следующие типы монологов:
— монолог убеждающей окраски;
— монолог лирический;
— монолог драматический;
— монолог сообщающего типа.
Виды речи по характеру взаимодействия участников общения: монолог, диалог, полилог
Вы будете перенаправлены на Автор24
Виды речи по характеру взаимодействия участников общения
Речь — это форма практического применения языковой системы в целях общения и познания.
Речевая деятельность осуществляется в конкретных формах и видах.
По способу передачи информации она выступает в устной и письменной формах. По составу участников — в формах монолога, диалога или полилога, то есть такого речевого взаимодействия, в котором задействованы один, два и более коммуникантов.
Отличительной особенностью современной речевой ситуации является тенденция к диалогизации всех видов речевого взаимодействия. Даже такие жанры, которые ранее предполагали только монологическую форму существования, становятся диалогическими. Это касается виртуальных форм коммуникации (живые журналы, личные «сториз» в социальных сетях, заметки и посты, фиксирующие размышления автора по поводу какой-либо проблемы).
Традиционно в коммуникативной практике за каждой формой речевого взаимодействия закреплён свой вид речи:
Готовые работы на аналогичную тему
Как видно, монологическая и диалогическая речь бытуют преимущественно в письменной и устной формах и отличаются следующими признаками:
Монолог, диалог, полилог: общая характеристика
Монолог — это особая разновидность речи, представляющая собой развёрнутое высказывание адресанта, независимое в содержательно-структурном отношении от речи адресата.
В разговорном стиле и ситуациях бытового общения монолог в чистом виде встречается очень редко, исторически монолог является вторичной формой организации речи по отношению к диалогу. Основные сферы бытования монологической речи — наука, СМИ, искусство. У многих форм монолога (лекция преподавателя, объяснение учителя, сообщение диктора радио или телевидения) есть адресат, поэтому в нём появляются черты диалога: обращения к собеседнику (уважаемые радиослушатели, зрители, ребята, коллеги и проч.), конструкций побудительного характера (обратите внимание, посмотрите сюда, слушайте внимательно), контактоустанавливающие элементы (универсальные этикетные формулы приветствия, прощания), местоимений и глагольной лексики 2-го лица (вы можете видеть это на примере, как вы понимаете, как вы знаете и проч.).
Особая разновидность монолога — внутренняя речь, отражающая особенности протекания мыслительной деятельности и эмоциональной жизни человека. Такой монолог носит «свёрнутый» характер, отличается синтаксической аморфностью, незавершенностью.
Диалог — это тип речевого взаимодействия, предполагающий коммуникацию между двумя участниками.
Диалогическое общение отличается:
Языковые особенности диалога обусловлены его природой. В диалогическом общении преобладают слова эмоционально-экспрессивной сферы, оценочная лексика (парнишка, котейка, симпатяга, вонючка), глаголы со значением конкретного действия, используется простой синтаксис с обилием неполных предложений (Возьми на столе эту), инверсией (Никитина улица как пройти?), повторов, уточняющих конструкций (Купи этих салфеток, жёлтенькие такие, продаются в магазине).
Полилог — это разновидность групповой формы коммуникации.
В настоящее время полилог используется в деловом общении и телевизионных СМИ (жанр ток-шоу). В деловой коммуникации полилог функционирует в различных ситуациях (производственные совещания, собрания коллектива, круглые столы, переговоры). Для делового полилога характерны наличие чёткого плана проведения, распределение ролей между участниками, ориентация на этику и нормы делового общения. Полилоги в СМИ носят в основном развлекательный или информационно-аналитический характер. Как правило, они организуются либо в форме групповой беседы, либо в форме дебатов экспертов, отстаивающих противоположные точки зрения на какие-либо злободневные проблемы.
Различные формы речевого взаимодействия взаимосвязаны и используются комплексно в зависимости от коммуникативных целей участников общения.
Монолог – диалог – полилог
Деление речи на монолог и диалог по числу участников общения (монолог – речь одного человека, диалог – речь двоих) было известно уже в Древней Греции, где оно применялось к риторике, философии, логике. Речь двоих в диалоге представлена чередованием ролей: слушающий становится говорящим, а говорящий – слушающим. В последние десятилетия ХХ века стало активно использоваться понятие «полилог» для обозначения речевого процесса в группе общающихся, где роли меняются, как правило, неупорядоченно.
Монолог – форма речи, построенная как развернутое высказывание одного лица и рассчитанная на опосредованное восприятие, практически не связанная с реакцией собеседника ни в содержательном, ни в структурном отношении. Различают два основных типа монолога.
Первым будет сознательное обращение к слушателю или аудитории, характерное для устной формы книжной речи: научная речь, судебная речь, устная публичная речь, художественная речь. Второй тип – речь наедине с самим собой, не направленная непосредственно на слушателя и не рассчитанная на ответную реакцию собеседника.
Монолог как специфический вид речи отличается рядом особых качеств: в нем сильны мотивы индивидуального самовыражения; ослаблена установка на ответную реакцию собеседников; композиция монолога всегда более четкая, ее организация выше, чем в диалогических репликах; это же относится и к выбору языковых средств – в нем меньше случайного.
Монолог характеризуется относительной завершенностью и, как правило, не требует непосредственной обратной связи. Нередко также отмечается, что монолог рассчитан на пассивное восприятие аудитории, но вряд ли с этим можно согласиться: трудно представить себе такого оратора, артиста или наставника, который бы не рассчитывал бы на реакцию своих слушателей.
Отсюда противоречивость монолога: с одной стороны, если человек заговорил, то он рассчитывает на общение, с другой – монолог абсолютно не приспособлен к непосредственному взаимодействию, поскольку предполагает, что слушающий только слушает, но не отвечает.
Для монолога типичны значительные по размеру фрагменты текста, состоящие из связанных между собой высказываний, имеющие индивидуальное композиционное построение и относительную смысловую завершенность. Степень проявления этих признаков зависит от жанровой принадлежности (художественный монолог, ораторская речь, бытовой рассказ и др.) и от функционально-коммуникативной направленности (повествование, рассуждение, убеждение).
Композиционная сложность монолога обычно характеризуется методами изложения материала, среди которых выделяют следующие:
— индуктивный – изложение материала от частного к общему (этот метод нередко используется в агитационных выступлениях);
— дедуктивный – изложение материала от общего к частному (оратор в начале речи выдвигает какие-то предположения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах);
— метод аналогии – сопоставление различных явлений, событий, фактов;
— концентрический – расположение материала вокруг главной проблемы (выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу);
— ступенчатый – последовательное изложение одного вопроса за другим (рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше к ней не возвращается);
— исторический – изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли за какой-то период.
По цели высказывания монологическую речь делят на три основные типа: информационная, убеждающая и побуждающая. Информационная речь служит для передачи знаний. В этом случае говорящий должен учитывать интеллектуальные способности и познавательные возможности слушателей. Разновидности информационной речи – лекции, отчеты, сообщения, доклады.
Убеждающая речь обращена к эмоциям слушателей, в этом случае говорящий должен учитывать его восприимчивость. Разновидности убеждающей речи: поздравительная, торжественная, напутственная. Побуждающая речь направлена на то, чтобы побудить слушателей к различного рода действиям. Здесь выделяют политическую речь, речь-призыв, речь-протест.
Основные коммуникативные ситуации употребления монолога – сфера искусства, ораторские выступления, обращение по телевидению и радио, ситуация обучения (речь учителя в классе и т.п.). В бытовом общении монологическая речь встречается крайне редко.
С психологической точки зрения монолог неестественен, ведь всякая речь должна быть обращена к адресату (пусть и воображаемому) и подразумевать его ответную реакцию. М. Львов подчеркивает, что не только в произносимом и тем более записанном, но даже в мысленном монологе человек обращается к предполагаемому собеседнику и старается учитывать его возможную реакцию на свою речь.
Так оратор обдумывает речь и прогнозирует ее восприятие, пишущий пишет письмо и предвкушает реакцию своего адресата. «Монологическая речь активна, но рассчитана на пассивное и отстроченное восприятие, возможно, на критическое перечитывание и обсуждение. Это речь строгая, правилосообразная, композиционно выверенная. Но бывают и монологи-импровизации, в них звучит страсть и увлечение».
Диалог – форма устной или письменной речи, состоящая из обмена высказываниями-репликами и характеризующаяся ситуативностъю (зависимостью от обстановки разговора), контекстуальностъю (обусловленностью предыдущими высказываниями), непроизвольностью и малой степенью организованности (незапланированным характером).
К основным языковым особенностям диалога относятся:
— наличие повторов и переспросов в реагирующих репликах;
— синтаксическая неполнота реплик, компенсируемая за счет предыдущего высказывания;
— обилие вопросительных и побудительных предложений в качестве соединительных, стимулирующих реплик.
При этом происходит смена ролей говорящих, в основе которой лежит заданное правилами закономерное завершение речевого фрагмента. Так, на вопрос следует ответ, приветствие сопровождается приветствием, просьба – принятием или отклонением и т.д.
Это организационный принцип, называемый принципом последовательности, задает простейшую схему построения разговора, в рамках которой возникают более сложные варианты разговорной динамики (фрагменты с уточняющими высказываниями, вставками). Принцип предполагает релевантность ответной реакции, т.е. реплика соответствующего типа ожидается, хотя может быть и отсрочена.
Общие правила диалога таковы:
— получателю сообщения рекомендуется выслушивать обращенное к нему высказывание;
— вопрос требует ответа;
— повеление требует ответа действием или словом;
— повествование требует внимательного молчания, когда слушающий извещает говорящего о том, что его речь принята и понята выражением лица, жестом, междометием, повтором слова.
М. Львов предлагает рассматривать весь диалог или его части как единый речевой акт, как целый текст. Ведь он малопонятен в отдельных репликах и может быть адекватно понят только целиком или, как минимум, в составе пары реплик. Как правило, реплики в диалоге не обладают самостоятельностью, законченностью, другими признаками монолога. Ситуации, в которых происходит диалог, отличаются естественностью, речь в них преимущественно ситуативная, во многом спонтанная.
Языковой состав реплик одного участника диалога нацелен на восприятие и активизацию второго, для чего используются элементы разговорного стиля, эллиптические конструкции, обращения, восклицания и вопросы, а в устном диалоге – богатая палитра интонаций. В то же время наблюдается и экономия языковых средств, поскольку сама ситуация требует быстрой ответной реакции, опоры на емкие и лаконичные высказывания. Поскольку диалогическая речь редко бывает подготовлена и скорректирована, в ней высока вероятность неудачного выбора слов и даже ошибок, нарушений литературной нормы.
Любой диалог имеет свою структуру: начало (завязка) – основная часть – концовка. Размеры диалога теоретически безграничны, поскольку его нижняя граница может быть открытой. На практике же любой диалог имеет свою концовку. В зависимости от содержания реплик и позиций его участников диалог может развертываться линейно, с некоторыми ответвлениями, причем дискуссионный диалог строится по контрарному принципу.
Он предрасположен к экспрессии и эмоции в нем играют значительную роль. Зачастую используются повторы, междометия, частицы, лексика разговорного стиля и пр. Экспрессивность диалога, его выразительные возможности широко используются в художественной литературе, а в театральных пьесах он вообще играет центральную роль.
Несмотря на стремление к информативности в диалоге, могут существовать и целиком ритуальные его формы (например, беседа о погоде). В любом случае должны быть предъявлены общие сведения, тематический репертуар, ключевые слова, исходные нормы и ценности, рамки возможных отклонений от темы. Также необходимо исходное различие в уровне знаний участников диалога или их осведомленности о предмете обсуждения. В противном случае информация перестает восприниматься как значимая и обмен ею становится невозможен.
Выделяют следующие типы диалога: информативный (обычно состоит из вопрос-ответных пар, хотя может включать в себя также свернутый монолог или риторический вопрос), прескриптивный (содержит просьбу, приказ и согласие или отказ выполнить предлагаемое действие), обмен мнениями (это обычно спор или дискуссия между экспертами в обсуждаемом вопросе), экспрессивный, направленный на эмоциональное общение (жалобы, хвастовство, восхищение, опасение, страх) с использованием малых жанров (короткая история, шутка, острота, анекдот). Также в контексте установления / регулирования межличностных отношений выделяют диалог-диссонанс и диалог-унисон.
В диалоге в наибольшей степени реализуются вопросно-ответные комплексы.
Вопросы классифицируют следующим образом:
— уточняющие и восполняющие;
— корректные и некорректные;
— нейтральные, благожелательные и провокационные.
Уточняющие вопросы направлены на выяснение истинности или ложности, требуют ответа «да» или «нет». Восполняющие вопросы связаны с выяснением новых знаний относительно событий, явлений, предметов, их отличительный признак – вопросительные слова: «кто», «что», «где», «когда», «как», «почему». Простые вопросы не могут быть расчленены на более простые высказывания. Сложные вопросы включают в себя два и более простых вопроса.
Корректные вопросы основываются на истинных суждениях, некорректные вопросы основываются на ложных или неопределенных суждениях. Нейтральные вопросы не содержат эмоциональной окраски и никак не воздействуют на личность собеседника. Благожелательные вопросы подчеркивают расположенность говорящего к собеседнику. Провокационные вопросы окрашены негативно и содержат скрытое или яйное подстрекательство к неверным действиям собеседника.
Ответы классифицируют следующим образом: правильные, неправильные и «не по существу»; позитивные и негативные. Правильные ответы дают возможность уточнить точку зрения, получить дополнительные сведения и содержат истинные, логически связанные с вопросом суждения. Неправильные ответы связаны с вопросом, но неверно отражают действительность. Ответы «не по существу» могут быть истинными, но они логически не связаны с вопросом и поэтому не рассматриваются. Позитивные ответы содержат стремление разобраться в поставленных вопросах, в негативных – стремление оборвать диалог.
Диалог строится на доверии к чужому слову, поисках глубинного смысла, на согласии совместно искать этот смысл. Он требует компромисса, критической самооценки и анализа ситуации с учетом позиции оппонента. В диалоге необходима демонстрация уважения к собеседнику, открытость в поведении, отсутствие лжи и тактических хитростей.
И здесь становятся необходимы определенные правила кооперации (П. Грайс):
1) Количество: высказанной информации должно быть не меньше и не больше необходимого;
2) Качество: не говори того, что может считаться ложным и для чего у тебя нет достаточных оснований;
3) Отношения: не отклоняйся от темы, выражайся ясно, избегая непонятных и неоднозначных высказываний;
4) Средства: будь краток, избегай ненужного многословия и будь организован.
В целом необходима определенная установка на взаимопонимание, сочувствие к сиюминутным коммуникативным интересам собеседника.
Областью применения диалога является вся публичная сфера. Это и политические дебаты, и деловые переговоры, и научные дискуссии. Драматические произведения – комедия, трагедия, драма и водевиль – построены в форме диалога и предназначены для сценического воплощения. Использовался диалог и как принцип построения философских трактатов (например, диалоги Платона), в качестве основы эпистолярного жанра–романа в письмах («Страдания юного Вертера» И.В. Гете), а также как подлинная переписка, издаваемая в виде отдельных книг или заключительных томов в собраниях сочинений писателей (например, А.П. Чехова).
Диалог привлекал внимание многих исследователей (М. Бахтина, Л. Якубинского, О. Лаптевой, Т. Винокур и др.), которые подвергали анализу синтаксис разговорной речи, роли коммуникантов, структурирование процесса обмена репликами, роль диалога в массовой коммуникации и т.п. Диалог исследуется в герменевтике, символическом интеракционизме и конверсационном анализе, а межкультурные исследования отталкиваются от понятия «диалог культур».
Одной из разновидностей диалога является полилог, который с начала ХХ века стал рассматриваться как самостоятельный вид речевого общения. Термин восходит к древнегреческому языку и возник как добавление к понятию диалога. Полилог – это разговор многих, общение между несколькими лицами. Установлено, что полилог, как правило, не распадается на несколько диалогов, как считали противники этого понятия. У него имеются собственные специфические признаки: количество участников не менее трех, единая тема, ситуативная связность, нелинейность. М. Львов считает, что в полилоге все они получают большее развитие, чем в диалоге.
Полилог, как и диалог, противостоит монологу в том, что в них при общении происходит смена говорящих и слушающих. Он разворачивается в следующих ситуациях: общий разговор за семейным столом во время обеда или ужина; обсуждение предстоящих совместных действий в трудовом коллективе во время «планерки»; полилог на уроке в классе; встреча нескольких приятелей на улице или в кафе; постановка спектакля на сцене театра и т.п.
В произведениях художественной литературы полилог нередко используется при описании бытовых сцен или ситуаций, взятых из реальной жизни. Например, спор казаков на площади в «Тихом Доне» М.А. Шолохова, общие разговоры в больничной палате в «Раковом корпусе» А.И. Солженицына. М. Львов справедливо полагает, что в полилоге заметно возрастает ролевая функция каждого участника и это в полной мере используется в театре – например, сцены в ночлежке из пьесы М. Горького «На дне». Каждый персонаж в полилоге более независим, а содержание его реплик получает большую амплитуду отклонений и колебаний, чем в диалоге.
На сегодняшний день полилог исследован явно недостаточно, поэтому к нему проявляют интерес социолингвистика и психолингвистика, этнология и теория дискурса.
Диалог, полилог и монолог
Диалог – это разговор двух или нескольких лиц, форма речи, состоящая из обмена репликами. Основной единицей диалога является диалогическое единство – смысловое (тематическое) объединение нескольких реплик, представляющее собой обмен мнениями, высказываниями, каждое последующее из которых зависит от предыдущего.
Любой диалог имеет свою структуру, которая в большинстве типов диалога, как в принципе и в любом тексте, остается стабильной: зачин – основная часть – концовка.
Зачином может быть формула речевого этикета (Добрый вечер, Николай Иванович!), или первая реплика-вопрос (Сколько сейчас времени?), или реплика-суждение (Сегодня хорошая погода). Следует отметить, что размеры диалога теоретически безграничны. На практике же любой диалог имеет свою концовку (реплику речевого этикета (Пока!), реплику-согласие (Да, конечно!) или реплику-ответ).
Диалог рассматривается как первичная, естественная форма речевой коммуникации, поэтому как форма речи он получил свое наибольшее распространение в сфере разговорной речи, однако диалог представлен также и в научной, и публицистической, и официально-деловой речи.
Будучи первичной формой коммуникации, диалог представляет собой неподготовленный, спонтанный тип речи. Это утверждение касается в первую очередь сферы разговорной речи, где тематика диалога может произвольно меняться в ходе его развертывания. Но даже в научной, публицистической и официально-деловой речи при возможной подготовке (прежде всего вопросных) реплик развертывание диалога будет спонтанным, поскольку в абсолютном большинстве случаев реплики-реакции собеседника неизвестны или непредсказуемы.
В диалогической речи наиболее ярко проявляется так называемый универсальный принцип экономии средств словесного выражения. Например, идя на прием к руководителю и находясь в приемной, сотрудник может ограничиться кивком головы по направлению к двери кабинета и репликой «У себя?».
В соответствии с целями и задачами диалога, ситуацией общения, ролью собеседников можно выделить следующие основные типы диалогов: бытовой, деловая беседа, интервью.
Полилог – это разговор многих, разговор между несколькими лицами. Специфические признаки полилога: не менее трех участников, единая тема, ситуативная связанность, нелинейность. Полилог часто приобретает формы группового общения (беседа, дискуссия, собрание, игра и др.).
Монологможно определить как развернутое высказывание одного лица. Монолог характеризуется относительной протяженностью (он может содержать различные по объему части текста, состоящие из структурно и по смыслу связанных высказываний) и разнообразием словарного состава. Темы монолога разнообразны и могут свободно меняться в ходе его развертывания.
Монолог может быть как неподготовленным, спонтанным, что характерно прежде всего для сферы разговорной речи, так и подготовленным, заранее продуманным.
По цели высказывания монологическую речь делят на три основных типа: информационная, убеждающая и побуждающая.
Информационная речьслужит для передачи знаний. В этом случае говорящий должен прежде всего учитывать как интеллектуальные способности восприятия информации слушателями, так и познавательные возможности. К разновидностям информационной речи относят различного рода выступления, лекции, отчеты, сообщения, доклады.
Убеждающая речьобращена прежде всего к эмоциям слушателя. В этом случае говорящий должен учитывать его восприимчивость. К убеждающей разновидности речи относят: поздравительные, торжественные, напутственные.
Побуждающая речьнаправлена на то, чтобы побудить слушателей к различного рода действиям. Здесь выделяют политическую речь, речь-призыв к действиям, речь-протест.
2. Чем естественный язык отличается от искусственных?
3. Назовите основные функции языка.
4. Что такое речь? Язык и речь – это одно и то же?
5. Расскажите о влиянии речи на язык.
6. Укажите особенности устной речи.
7. Чем подготовленная устная речь отличается от неподготовленной?
8. Расскажите о письменной речи.
9. Дайте определения диалога, полилога и монолога как форм устной речи.
10. Какую структуру имеет любой диалог?
11. Почему для диалогической речи характерны неполные структуры (неполные предложения)?
12. Укажите три основных типа монологической речи и дайте их краткую характеристику.