Основой массового появления системы ссузов в СССР явилась образовательная революционная реформа наркома Луначарского с мая 1923 по 1930-е гг., считавшего тогда насущным и необходимым массовое создание в молодой советской республике учебных заведений нового тогда типа — техникумов, промежуточного звена между средней школой и вузом. Первым образцовым техникумом новой революционной реформы образования, по решению Луначарского, стал с 24 мая 1923 года Томский практический политехнический институт, преобразуемый в образцовый Первый Сибирский политехнический техникум имени товарища Тимирязева.
В 1920-е гг. техникумам, как инструменту массовой подготовки техников и первичного (низового) управленческого персонала для заводов, фабрик и сельского хозяйства, придавалось исключительное значение, в техникумы спешно реорганизовывались технические институты (вузы) в губернских и областных центрах РСФСР. С 1930-го года в условиях индустриализации СССР начался бум создания техникумов практически во всех городах страны. Параллельно развивалась система начального профтехобразования в виде фабрично-заводских школ и училищ (по реформе 1970-х они будут называться профтехучилищами, СПТУ) подготовки рабочих с неполным или полным средним образованием.
В ссузах срок обучения составляет, как правило, 2-4 года в зависимости от специализации и начального уровня подготовки абитуриента (на базе среднего образования или неполной средней школы).
Система ссузов состоит из:
СПО — учреждений среднего профессионального образования: медицинское и ряд др. гуманитарно-культурных училищ (кроме СПТУ), технических лицеев (кроме лицеев на правах СПТУ), техникумов, колледжей.Поступив на обучение, в среднее специальное учебное заведение, молодые люди получают техническую специальность, профессию, навыки управленческой работы (низший управленческий персонал — бригадиры, десятники, техники и даже мастера участков в цехе, — производственных и сельскохозяйственных предприятий). Это принципиально отличает выпускника ссуза от выпускника системы начального профтехобразования (ПТО, СПТУ), где даются только законченное среднее образование (в объёмах классической средней школы) и рабочая профессия, навыки работника, трудового персонала. Также обучающиеся в ссузе являются студентами, в отличие от учащихся в системе ПТО.
Студентам, обучающимся по востребованным специальностям для предприятия, иногда предоставляется дополнительная стипендия от предприятия, бесплатные обеды, а также возможна оплата прохождения производственной практики. Выпускники профильных техникумов/колледжей приходят на уже знакомые места работы, где они ранее проходили практику и в XXI веке являются или высококомпетентными рабочими, или управленцами-техниками.
С 2013 года новый закон «Об образовании» отменил разделение учреждений СПО по типам, и все организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования стали называться профессиональными образовательными организациями (ст. 23 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Что такое средние специальные учебные заведения (ССУЗы)?
Cовременные ССУЗы очень сильно отличаются от того, что было когда-то. Прежде всего, это современные учебные заведения с полным комплектом необходимого учебного оборудования и квалифицированным преподавательским составом.
Во таких учебных учреждениях есть современные научные лаборатории и техническое оборудование, которое обеспечивает учебный процесс на самом высоком уровне.
Плюс к этому, ССУЗа может рассчитывать на прохождение практики на предприятии, где показав себя с лучшей стороны, есть все шансы устроиться на дальнейшую работу.
Большинство образовательных программ длятся 3 учебных года. То есть, студенты учатся вместо десятого и одиннадцатого класса школы и первого курса института. После чего выпускники ССУЗа могут поступить в институт на второй курс. В ССУЗе школьная программа изучается за один год обучения, а значит на ВУЗовскую программу остаётся два года.
И немаловажная особенность, что поступить в среднее специальное учреждение гораздо проще, чем в вуз.
А многие вузы с большим желанием принимают студентов после окончания ССУЗа, да еще и сразу на второй курс (такой практикой пользуются вузы, на базе которых и созданы эти средние учебные заведения).
Для того чтобы привлечь студентов, ССУЗы обязаны идти в ногу со временем. Поэтому во многих из них открываются такие востребованные и популярные факультеты как: дизайнер, стилист, ювелир, бухгалтер.
перед тем как задать вопрос, прочтите, пожалуйста, FAQ. уважайте чужое время.
Октябрь 2021
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Navigation
Свежие записи
Архив
Друзья
Личная информация
Поделиться
Пожаловаться
Page Summary
[#] (без темы)
[#] (без темы)
[#] (без темы)
[#] (без темы)
[#] (без темы)
[#] (без темы)
[#] (без темы)
[#] moderatorial
ВУЗ/вуз, СУЗ/суз
26 окт, 2010 @ 15:20
Подскажите, как правильно пишутся аббревиатуры для словосочетаний среднее и высшее учебное заведение: ВУЗ, СУЗ или вуз, суз?
Апдейт: всем спасибо, вроде бы сошлись на том, что правильно вуз/суз. И всё же оно какое-то не очень строгое, это правило 🙂
«Аббревиатура, читаемая по звукам, пишется: а) одними прописными буквами, если она образована от собственного имени, например: ООН (Организация Объединенных Наций), РИА (Российское информационное агентство), МАГАТЭ́ (Международное агентство по атомной энергии), ИТАР-ТАСС (Информационное телеграфное агентство России – Телеграфное агентство суверенных стран) или представляет собой перевод НАСА (NASA – National Aeronautics and Space Administration – Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства, США); б) одними строчными буквами, если она образована от нарицательного наименования, например: вуз (высшее учебное заведение), спид (синдром приобретенного иммунодефицита).»
Ответ справочной службы русского языка:
Эти аббревиатуры пишутся строчными буквами: вузы, ссузы.
(с Грамоты, вопрос №247335)
Практически все аббревиатуры пишутся с прописной, _ссуз, загс, вуз_ явлются исключениями.
(там же, вопрос №206008)
ИНИЦИАЛЬНАЯ АББРЕВИАТУРА — сокращение, образованное из названий первых букв и (или) звуков слов, входящих в исходное словосочетание, и произносимое при чтении в сокращенной, а не полной форме (в отличие от однобуквенных графических сокращений, произносимых при чтении полностью, не сокращенно).
По способу образования различают И. а. буквенную, буквенно-звуковую, звуковую. И. а. пишется слитно без точек как знака сокращения. Прописными буквами И. а. обозначается в случаях, если словосочетание — собственное название (МГУ) или нарицательное, но читается полностью или частично по названиям букв (ЭВМ — э-ве-эм), а также если И. а. — нарицательное существительное не склоняется (НИИ, ВТЭК). Строчными буквами пишут И. а. — нарицательные существительные, которые читаются по звукам (слогам) и склоняются (вуз, нэп); прописными и строчными, если в состав словосочетания входит однобуквенный союз или предлог, а И. а. относится к тем, которые нужно писать прописными буквами (КЗоТ — Кодекс законов о труде; МиГ — Микоян и Гуревич). Склоняются те И. а., которые читаются по звукам (слогам) и род ведущего слова которых совпадает с их родовой формой: вузов, ЗИЛа (падежное окончание пишется слитно с И. а).
Среднее специальное учебное заведение (ссуз) — профессиональные учебные заведения среднего профессионального образования (училища, техникумы, лицеи, колледжи): медицинские, педагогические, ветеринарные, юридические, технологические, транспортные (железнодорожные, автодорожные, авиационные и другие), где даётся средний (между школой и вузом) уровень профессионального образования и совокупность различных специальностей на базе основного общего (с получением среднего (полного) общего образования) и на базе среднего (полного) общего образования.
В 1920-е гг. техникумам, как инструменту массовой подготовки техников и первичного (низового) управленческого персонала для заводов, фабрик и сельского хозяйства, придавалось исключительное значение, в техникумы спешно реорганизовывались технические институты (вузы) в губернских и областных центрах РСФСР. С 1930-го года в условиях индустриализации СССР начался бум создания техникумов практически во всех городах страны. Параллельно развивалась система начального профтехобразования в виде фабрично-заводских школ и училищ (по реформе 1970-х они будут называться профтехучилищами, СПТУ) подготовки рабочих с неполным или полным средним образованием.
В ссузах срок обучения составляет, как правило, 2-4 года в зависимости от специализации и начального уровня подготовки абитуриента (на базе среднего образования или неполной средней школы).
Система ссузов состоит из:
Поступив на обучение в среднее специальное учебное заведение, молодые люди получают техническую специальность, профессию, навыки управленческой работы (низший управленческий персонал — бригадиры, десятники, техники и даже мастера участков в цехе — производственных и сельскохозяйственных предприятий). Это принципиально отличает выпускника ссуза от выпускника системы начального профтехобразования (ПТО, СПТУ), где даются только законченное среднее образование (в объёмах классической средней школы) и рабочая профессия, навыки работника, трудового персонала. Также обучающиеся в ссузе являются студентами, в отличие от учащихся в системе ПТО.
Студентам, обучающимся по востребованным специальностям для предприятия, иногда предоставляется дополнительная стипендия от предприятия, бесплатные обеды, а также возможна оплата прохождения производственной практики. Выпускники профильных техникумов/колледжей приходят на уже знакомые места работы, где они ранее проходили практику, и в XXI веке являются или высококомпетентными рабочими, или управленцами-техниками.
За последние 20 лет число студентов дневной формы обучения выросло почти на четверть. Дать ребёнку высшее образование для многих родителей — дело чести. Порой даже не важна специальность и качество образования: главное — получить заветную корочку. А вот у среднего профессионального образования до сих пор плохая репутация: вроде бы в ссузы поступают только троечники и карьеру после них не построишь. Давайте посмотрим, чем хороши колледжи и почему вуз — не всегда лучший вариант.
Высшее образование становится всё более массовым, при этом общий его уровень падает. Получается, что школьник поступает в институт с невысоким проходным баллом, заканчивает его, но потом не может найти работу из-за плохой подготовки.
Так стоит ли тратить годы на зубрёжку и учиться на юриста или экономиста ради корочки, чтобы потом заниматься совсем другой работой? Может, лучше получить интересную и востребованную специальность в колледже? Вот семь доводов пользу такого решения.
1. Среди выпускников колледжей меньше безработных
В прошлом году Центр трудовых исследований и Высшая школа экономики опубликовали доклад о тенденциях российского рынка труда. За последние 20 лет ситуация с безработицей среди выпускников вузов и ссузов изменилась на диаметрально противоположную. В 1995 году среди людей с дипломом о высшем образовании было всего 7% безработных. С тех пор их число выросло в четыре раза и достигло 28%. А вот люди со средним профессиональным образованием стали более востребованными: в 2015 году работу искали 22% выпускников колледжа против каждого третьего в 2005.
2. Разрыв зарплат сокращается
По данным ВШЭ, каждый дополнительный год обучения прибавляет к зарплате 7–9%. Получается, что выпускники вузов должны быть в выигрыше, но на самом деле «премия» за высшее образование постепенно сокращается.
Уже сегодня высококвалифицированные мастера получают больше, чем менеджеры среднего звена: зарплата сварщика и оператора станка может доходить до 100–120 тысяч рублей
Тема нехватки специалистов со средним профессиональным образованием постоянно всплывает в интервью чиновников и экономистов, а работодатели буквально охотятся за токарями, фрезеровщиками, крановщиками. Вот и получается, что зарплаты в этих сферах растут быстрее, чем у специалистов с вузовскими дипломами.
3. Престижность рабочих специальностей растёт
Несмотря на автоматизацию и роботизацию многих профессий, рабочие специальности в мире по-прежнему востребованы. Американский социолог Ричард Осейджо утверждает, что такие профессии, как переплётчик, мебельщик и парикмахер, переживают новый пик популярности. Расширяется международное движение Worldskills, популяризирующее рабочие специальности. Россия присоединилась к проекту в 2012 году. Раз в два года организация проводит мировой чемпионат профессионального мастерства, и в следующем году его примет Казань. Вероятно, это мероприятие повысит интерес к рабочим профессиям, как Чемпионат мира — к футболу.
4. В вузах учат не всем профессиям
Некоторым специальностям традиционно учат только в ссузах. Так, для театральных и киношных художников по гриму высшего образования не существует. Обучиться этой специальности можно либо на практике, либо в колледже. В Москве это, например, Театральный художественно-технический колледж, который готовит специалистов по театрально-декорационному искусству. Похожая история с поварами и кондитерами. Можно получить высшее образование и стать технологом пищевого производства, но это всё-таки другая профессия. Между прочим, повара и кондитеры становятся всё более медийными и звёздными персонами. Так, Константин Ивлев, ведущий шоу «Адская кухня» на телеканале «Пятница», окончил только профессиональное училище по специальности «повар».
5. Колледж — более короткий путь в профессию
В колледжи принимают и после 9, и после 11 класса. В первом случае учиться придётся до четырёх-пяти лет, но профессия будет в кармане, когда сверстники только перейдут на третий или четвертый курс. Получить среднее медицинское образование после 11 класса можно всего за два года и 10 месяцев (это базовая программа). Кстати, попасть в медицинский ссуз не так просто. Например, средний балл для поступления на бюджет по специальности «Сестринское дело» в Медицинском колледже № 1 равен 4,55. А конкурс тут 10 человек на место!
Учёба в медицинском колледже плюс краткосрочные курсы по косметологии после — и вот вы уже востребованный специалист. Для сравнения: высшее образование по профессии врач-косметолог займёт до восьми лет. Правда, после окончания ординатуры по дерматовенерологии или косметологии можно выполнять любые процедуры, а специалист со средним специальным образованием не имеет право делать большинство видов инъекций. Тем не менее, ссуз — хороший вариант для тех, кто хочет скорее начать работать по профессии.
«Когда подросток в девятом классе чётко знает дальнейшее направление учёбы, и оно совпадает с результатами диагностики, я рекомендую не терять время и идти в ссуз. Если выбор пал на медицину, советую не ждать два года и проверить себя. Это специфическая сфера, сразу станет понятно, стоит ли связывать с ней жизнь. Школьникам с интересом к ИТ тоже имеет смысл перейти в колледж. Обычно это закрытые люди, которые не хотят отвечать устно, интересуются узкой сферой — у них часто возникают сложности с обучением в школе. В колледже они быстро развиваются, получают удовольствие от учёбы и становятся успешными. Находят свою нишу: осваивают языки программирования, получают заказы и работают на фрилансе».
Инна Илларионова, психолог и консультант по профориентации
6. Колледж — возможность избежать стресса от ЕГЭ
Правила проведения ЕГЭ постоянно ужесточаются: то нам грозят обязательными экзаменами по истории и иностранному языку, то меняют критерии оценки и усложняют задания. По данным Минобрнауки, в прошлом году в колледжи и техникумы поступило 59% девятиклассников. Министр просвещения связывает это с интересом к рабочим специальностям, но причина может быть и в другом — так родители стараются уберечь школьников от стресса. Кто-то останавливается на получении среднего специального образования, кто-то потом идёт в вуз: по закону институты могут сами определять форму вступительных испытаний для выпускников ссузов — либо всё те же ЕГЭ, либо обычные экзамены.
7. Для дела по душе высшее образование не нужно
Инженер, ставший сантехником, и бухгалтер, переквалифицировавшийся в парикмахера, — таких людей много среди тех, кто открыл свой бизнес. Они отложили дипломы, зарегистрировались на сайте по подбору частных специалистов и теперь зависят не от работодателя, а только от своих талантов. Наверняка среди ваших знакомых есть подобные примеры.
Исследование Высшей школы экономики свидетельствует: каждый четвёртый выпускник вуза трудится на должности, не требующей диплома о высшем образовании
7% вчерашних студентов и вовсе нашли своё призвание в рабочей специальности. Успех в жизни далеко не всегда определяется наличием вузовского диплома. Рома Билык, лидер группы «Звери» и звезда фильма «Лето» окончил, например, Донской межрегиональный колледж строительства и экономики.
Психологи советуют поступать в ссуз после девятого класса. Если у ребёнка сложные отношения в школе или низкая мотивация к учёбе, нет смысла мучиться ещё два года. В колледжах другая обстановка, более лояльное отношение к ученикам, больше общих интересов у студентов — как друг с другом, так и с преподавателями.