Вуз ссуз это что
Среднее специальное учебное заведение
Основой массового появления системы ссузов в СССР явилась образовательная революционная реформа наркома Луначарского с мая 1923 по 1930-е гг., считавшего тогда насущным и необходимым массовое создание в молодой советской республике учебных заведений нового тогда типа — техникумов, промежуточного звена между средней школой и вузом. Первым образцовым техникумом новой революционной реформы образования, по решению Луначарского, стал с 24 мая 1923 года Томский практический политехнический институт, преобразуемый в образцовый Первый Сибирский политехнический техникум имени товарища Тимирязева.
В 1920-е гг. техникумам, как инструменту массовой подготовки техников и первичного (низового) управленческого персонала для заводов, фабрик и сельского хозяйства, придавалось исключительное значение, в техникумы спешно реорганизовывались технические институты (вузы) в губернских и областных центрах РСФСР. С 1930-го года в условиях индустриализации СССР начался бум создания техникумов практически во всех городах страны. Параллельно развивалась система начального профтехобразования в виде фабрично-заводских школ и училищ (по реформе 1970-х они будут называться профтехучилищами, СПТУ) подготовки рабочих с неполным или полным средним образованием.
В ссузах срок обучения составляет, как правило, 2-4 года в зависимости от специализации и начального уровня подготовки абитуриента (на базе среднего образования или неполной средней школы).
Система ссузов состоит из:
СПО — учреждений среднего профессионального образования: медицинское и ряд др. гуманитарно-культурных училищ (кроме СПТУ), технических лицеев (кроме лицеев на правах СПТУ), техникумов, колледжей.Поступив на обучение, в среднее специальное учебное заведение, молодые люди получают техническую специальность, профессию, навыки управленческой работы (низший управленческий персонал — бригадиры, десятники, техники и даже мастера участков в цехе, — производственных и сельскохозяйственных предприятий). Это принципиально отличает выпускника ссуза от выпускника системы начального профтехобразования (ПТО, СПТУ), где даются только законченное среднее образование (в объёмах классической средней школы) и рабочая профессия, навыки работника, трудового персонала. Также обучающиеся в ссузе являются студентами, в отличие от учащихся в системе ПТО.
Студентам, обучающимся по востребованным специальностям для предприятия, иногда предоставляется дополнительная стипендия от предприятия, бесплатные обеды, а также возможна оплата прохождения производственной практики. Выпускники профильных техникумов/колледжей приходят на уже знакомые места работы, где они ранее проходили практику и в XXI веке являются или высококомпетентными рабочими, или управленцами-техниками.
Чем ссуз лучше вуза. 7 доводов в пользу колледжа
За последние 20 лет число студентов дневной формы обучения выросло почти на четверть. Дать ребёнку высшее образование для многих родителей — дело чести. Порой даже не важна специальность и качество образования: главное — получить заветную корочку. А вот у среднего профессионального образования до сих пор плохая репутация: вроде бы в ссузы поступают только троечники и карьеру после них не построишь. Давайте посмотрим, чем хороши колледжи и почему вуз — не всегда лучший вариант.
Высшее образование становится всё более массовым, при этом общий его уровень падает. Получается, что школьник поступает в институт с невысоким проходным баллом, заканчивает его, но потом не может найти работу из-за плохой подготовки.
Так стоит ли тратить годы на зубрёжку и учиться на юриста или экономиста ради корочки, чтобы потом заниматься совсем другой работой? Может, лучше получить интересную и востребованную специальность в колледже? Вот семь доводов пользу такого решения.
1. Среди выпускников колледжей меньше безработных
В прошлом году Центр трудовых исследований и Высшая школа экономики опубликовали доклад о тенденциях российского рынка труда. За последние 20 лет ситуация с безработицей среди выпускников вузов и ссузов изменилась на диаметрально противоположную. В 1995 году среди людей с дипломом о высшем образовании было всего 7% безработных. С тех пор их число выросло в четыре раза и достигло 28%. А вот люди со средним профессиональным образованием стали более востребованными: в 2015 году работу искали 22% выпускников колледжа против каждого третьего в 2005.
2. Разрыв зарплат сокращается
По данным ВШЭ, каждый дополнительный год обучения прибавляет к зарплате 7–9%. Получается, что выпускники вузов должны быть в выигрыше, но на самом деле «премия» за высшее образование постепенно сокращается.
Уже сегодня высококвалифицированные мастера получают больше, чем менеджеры среднего звена: зарплата сварщика и оператора станка может доходить до 100–120 тысяч рублей
Тема нехватки специалистов со средним профессиональным образованием постоянно всплывает в интервью чиновников и экономистов, а работодатели буквально охотятся за токарями, фрезеровщиками, крановщиками. Вот и получается, что зарплаты в этих сферах растут быстрее, чем у специалистов с вузовскими дипломами.
3. Престижность рабочих специальностей растёт
Несмотря на автоматизацию и роботизацию многих профессий, рабочие специальности в мире по-прежнему востребованы. Американский социолог Ричард Осейджо утверждает, что такие профессии, как переплётчик, мебельщик и парикмахер, переживают новый пик популярности. Расширяется международное движение Worldskills, популяризирующее рабочие специальности. Россия присоединилась к проекту в 2012 году. Раз в два года организация проводит мировой чемпионат профессионального мастерства, и в следующем году его примет Казань. Вероятно, это мероприятие повысит интерес к рабочим профессиям, как Чемпионат мира — к футболу.
4. В вузах учат не всем профессиям
Некоторым специальностям традиционно учат только в ссузах. Так, для театральных и киношных художников по гриму высшего образования не существует. Обучиться этой специальности можно либо на практике, либо в колледже. В Москве это, например, Театральный художественно-технический колледж, который готовит специалистов по театрально-декорационному искусству. Похожая история с поварами и кондитерами. Можно получить высшее образование и стать технологом пищевого производства, но это всё-таки другая профессия. Между прочим, повара и кондитеры становятся всё более медийными и звёздными персонами. Так, Константин Ивлев, ведущий шоу «Адская кухня» на телеканале «Пятница», окончил только профессиональное училище по специальности «повар».
5. Колледж — более короткий путь в профессию
В колледжи принимают и после 9, и после 11 класса. В первом случае учиться придётся до четырёх-пяти лет, но профессия будет в кармане, когда сверстники только перейдут на третий или четвертый курс. Получить среднее медицинское образование после 11 класса можно всего за два года и 10 месяцев (это базовая программа). Кстати, попасть в медицинский ссуз не так просто. Например, средний балл для поступления на бюджет по специальности «Сестринское дело» в Медицинском колледже № 1 равен 4,55. А конкурс тут 10 человек на место!
Учёба в медицинском колледже плюс краткосрочные курсы по косметологии после — и вот вы уже востребованный специалист. Для сравнения: высшее образование по профессии врач-косметолог займёт до восьми лет. Правда, после окончания ординатуры по дерматовенерологии или косметологии можно выполнять любые процедуры, а специалист со средним специальным образованием не имеет право делать большинство видов инъекций. Тем не менее, ссуз — хороший вариант для тех, кто хочет скорее начать работать по профессии.
«Когда подросток в девятом классе чётко знает дальнейшее направление учёбы, и оно совпадает с результатами диагностики, я рекомендую не терять время и идти в ссуз. Если выбор пал на медицину, советую не ждать два года и проверить себя. Это специфическая сфера, сразу станет понятно, стоит ли связывать с ней жизнь. Школьникам с интересом к ИТ тоже имеет смысл перейти в колледж. Обычно это закрытые люди, которые не хотят отвечать устно, интересуются узкой сферой — у них часто возникают сложности с обучением в школе. В колледже они быстро развиваются, получают удовольствие от учёбы и становятся успешными. Находят свою нишу: осваивают языки программирования, получают заказы и работают на фрилансе».
Инна Илларионова, психолог и консультант по профориентации
6. Колледж — возможность избежать стресса от ЕГЭ
Правила проведения ЕГЭ постоянно ужесточаются: то нам грозят обязательными экзаменами по истории и иностранному языку, то меняют критерии оценки и усложняют задания. По данным Минобрнауки, в прошлом году в колледжи и техникумы поступило 59% девятиклассников. Министр просвещения связывает это с интересом к рабочим специальностям, но причина может быть и в другом — так родители стараются уберечь школьников от стресса. Кто-то останавливается на получении среднего специального образования, кто-то потом идёт в вуз: по закону институты могут сами определять форму вступительных испытаний для выпускников ссузов — либо всё те же ЕГЭ, либо обычные экзамены.
7. Для дела по душе высшее образование не нужно
Инженер, ставший сантехником, и бухгалтер, переквалифицировавшийся в парикмахера, — таких людей много среди тех, кто открыл свой бизнес. Они отложили дипломы, зарегистрировались на сайте по подбору частных специалистов и теперь зависят не от работодателя, а только от своих талантов. Наверняка среди ваших знакомых есть подобные примеры.
Исследование Высшей школы экономики свидетельствует: каждый четвёртый выпускник вуза трудится на должности, не требующей диплома о высшем образовании
7% вчерашних студентов и вовсе нашли своё призвание в рабочей специальности. Успех в жизни далеко не всегда определяется наличием вузовского диплома. Рома Билык, лидер группы «Звери» и звезда фильма «Лето» окончил, например, Донской межрегиональный колледж строительства и экономики.
Психологи советуют поступать в ссуз после девятого класса. Если у ребёнка сложные отношения в школе или низкая мотивация к учёбе, нет смысла мучиться ещё два года. В колледжах другая обстановка, более лояльное отношение к ученикам, больше общих интересов у студентов — как друг с другом, так и с преподавателями.
Среднее специальное учебное заведение
Из Википедии — свободной энциклопедии
Среднее специальное учебное заведение (ссуз) — профессиональные учебные заведения среднего профессионального образования (училища, техникумы, лицеи, колледжи): медицинские, педагогические, ветеринарные, юридические, технологические, транспортные (железнодорожные, автодорожные, авиационные и другие), где даётся средний (между школой и вузом) уровень профессионального образования и совокупность различных специальностей на базе основного общего (с получением среднего (полного) общего образования) и на базе среднего (полного) общего образования.
В 1920-е гг. техникумам, как инструменту массовой подготовки техников и первичного (низового) управленческого персонала для заводов, фабрик и сельского хозяйства, придавалось исключительное значение, в техникумы спешно реорганизовывались технические институты (вузы) в губернских и областных центрах РСФСР. С 1930-го года в условиях индустриализации СССР начался бум создания техникумов практически во всех городах страны. Параллельно развивалась система начального профтехобразования в виде фабрично-заводских школ и училищ (по реформе 1970-х они будут называться профтехучилищами, СПТУ) подготовки рабочих с неполным или полным средним образованием.
В ссузах срок обучения составляет, как правило, 2-4 года в зависимости от специализации и начального уровня подготовки абитуриента (на базе среднего образования или неполной средней школы).
Система ссузов состоит из:
Поступив на обучение в среднее специальное учебное заведение, молодые люди получают техническую специальность, профессию, навыки управленческой работы (низший управленческий персонал — бригадиры, десятники, техники и даже мастера участков в цехе — производственных и сельскохозяйственных предприятий). Это принципиально отличает выпускника ссуза от выпускника системы начального профтехобразования (ПТО, СПТУ), где даются только законченное среднее образование (в объёмах классической средней школы) и рабочая профессия, навыки работника, трудового персонала. Также обучающиеся в ссузе являются студентами, в отличие от учащихся в системе ПТО.
Студентам, обучающимся по востребованным специальностям для предприятия, иногда предоставляется дополнительная стипендия от предприятия, бесплатные обеды, а также возможна оплата прохождения производственной практики. Выпускники профильных техникумов/колледжей приходят на уже знакомые места работы, где они ранее проходили практику, и в XXI веке являются или высококомпетентными рабочими, или управленцами-техниками.
ЕГЭ, СУЗ и ВУЗ: что выбрать и почему?
С какими тремя аббревиатурами сталкивается каждый абитуриент? Притом каждая из них оказывает свое воздействие: в одном случае – пугает или парализует, в другом – привлекает и открывает новые возможности. Конечно же, речь идет о ЕГЭ, ССУЗе и ВУЗе. Давайте разбираться, что есть что и кому это пригодится.
С какими тремя аббревиатурами сталкивается каждый абитуриент? Притом каждая из них оказывает свое воздействие: в одном случае – пугает или парализует, в другом – привлекает и открывает новые возможности. Конечно же, речь идет о ЕГЭ, ССУЗе и ВУЗе. Давайте разбираться, что есть что и кому это пригодится.
ЕГЭ: что это и для чего?
Данное сочетание букв особо знакомо выпускникам школ (точнее 11 классов). ЕГЭ расшифровывается, как «Единый Государственный Экзамен». Здесь выделяют обязательную часть, которая в большинстве случаев представлена в виде математики и русского языка, а также выбор дисциплин для аттестации с учетом намерений, возможностей и способностей учащихся. Каждый выпускник самостоятельно определяет траекторию: какие именно предметы он будет сдавать, как намерен готовиться к экзаменам и пр. Важно осознавать и понимать, что от результатов аттестации могут зависеть дальнейшие возможности: выбор Вуза, вероятность поступления н бюджетное место, доступная специальность, уровень и качество подготовки (базовая подготовка для учебы на первых курсах) и пр.
Экзамены для выпускников разных ступеней образования
Важно отметить, что преодоление ЕГЭ является неизбежной участью именно для тех, кто планирует поступать в ВУЗ на очное отделение. Здесь котируются только результаты единого госэкзамена, иным способом поступить просто невозможно. Поэтому проходить этот рубеж свойственно, как выпускникам 11 класса, так и выпускникам ССУЗов (планирующих продолжить обучение).
Структура ЕГЭ отличается в зависимости от предметов: в точных науках доминируют тестовые задания, задания с предоставлением точного ответа, в гуманитарии – анализ текста, написание эссе и пр. В зависимости от предмета отличается и продолжительность экзамена: в одном случае она может составлять 2 часа, в другом – более 3.
Уровень сложности заданий разный: от базового до сложного, профильного. Притом для поступления в ВУЗ важно преодолеть именно профильную часть.
Конкурсный отбор в высшие образовательные заведения основывается на результатах ЕГЭ. Именно они в 90% случаев играют решающую роль. Рейтинг поступающего складывается и следующих составляющих элементов:
ЕГЭ, как способ проверки знаний и уровня подготовки абитуриента, до сих пор вызывает массу споров. С одной стороны, данная процедура является упрощенной и более быстрой версией аттестации. С другой – далеко не все предметы, разделы можно проверить с помощью тестов, изложений. Порой раскрыть потенциал и реальные знания экзаменуемого можно только в ходе личной беседы, устного (классического) экзамена.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
ССУЗ и ВУЗ: что это и в чем его особенность?
На сегодняшний день все большую популярность в стране обретает высшее профессиональное образование, но среднее специальное по качеству ничем не уступает. Более того, что в колледже, техникуме, что в Вузе на протяжении первых лет студенты осваивают программу бакалавриата, но продолжить становление специалистов с более глубоким уклоном на профильные дисциплины возможно только в магистратуре ВУЗа. В этом кроется одно из колоссальных отличий образования и получаемых дипломов.
Вторым и не менее важным отличием является приемная кампания. Период проведения этой процедуры в целом един – лето и часть осени (как правило, с июня по август-сентябрь, в исключительных случаях донабор производится в сентябре-ноябре).
Правила поступления в средние и высшие учебные заведения
Конкурсный отбор в ССУЗах основывается на среднем балле аттестата о среднем полном образовании. В Вузах же без ЕГЭ никуда! Поэтому считается, что поступить на бюджетку в колледже или техникуме гораздо легче, чем в высшее профессиональное учреждение. Но на самом деле, это не всегда так. ЕГЭ – результат моментальный, а средний балл по аттестату – результат многолетних трудов, пересдать который невозможно.
Для гарантированного поступления в ССУЗ (с учетом внутренних и внешних факторов, престижа, специализации и пр.) достаточно иметь за плечами от 4,5 баллов. Для покорения бюджетного места в ВУЗе лучше всего иметь максимум по ЕГЭ: от 75-85 баллов и выше.
Важно отметить, что ассортимент доступных к освоению профессий в колледжах и высших образовательных заведениях практически идентичен. В обоих случаях доступны программы бакалавриата (академический, прикладной) по всем сферам деятельности. Притом по «творческим» профессиям может быть предусмотрено дополнительное испытание: вокал, игра на музыкальном инструменте, рисунок, фотографирование, чертеж, тестирование и пр.
Подготовка специалистов в Вузе считается более углубленной, приспособленной к суровым реалиям и трудовым будням. В то же время учебный процесс в системе среднего и высшего образования идентичен: теоретическая подготовка, практика, углубление в предметы с учетом выбранной профессии, зачеты и сессии, письменные проекты, ГОСы и защита ВКР.
Что выбрать: ССУЗ или ВУЗ?
Получать образование никогда не поздно. Более того, в этом нет ничего постыдного и противозаконного. Наоборот, люди, стремящиеся к новым знаниями, навыкам, ценятся «на вес золота», обладают более высоким авторитетом и репутацией, востребованы на рынке труда.
По статистике, соотношение студентов колледжей, техникумов и ВУЗов достигает 40/60. Притом по результатам многих социологических опросов удалось выяснить, что в Ссузы чаще всего направляются выпускники 9 классов. Абитуриенты, окончившие 11 классов, рассматривают данный вариант, как «запасной аэродром», на случай если «завалят» ЕГЭ или сдадут его «ниже среднего».
Что нужно учитывать абитуриентом при выборе учебного заведения?
Притом среди выпускников ССУЗов доминирует мнение, что качество обучения на бакалавриате не зависит от статуса и наименования учебного центра: колледж, техникум, университет, академия и пр. Образовательная программа бакалавров на 85% по одному и тому же профилю в разных учреждениях схожа: профильные предметы идентичны, отличаться лишь может «глубина погружения» в них и продолжительность практики, общеразвивающая программа. В любом случае качество обучения и уровень профессионализма будет зависеть от студента.
Возможности студентов ССУЗа и ВУЗа практически одинаковы. Они имеют право менять специальность и направление подготовки (но строго в рамках той ступени образования, которую они осваивают), использоваться имеющиеся у них льготы, получать образование платно (притом в ССУЗе дешевле, чем в ВУЗе) и бесплатно, пользоваться всеми учебными благами при колледже или Вузе и пр.
Среднее профессиональное образование позволяет приступить к работе сразу по мере получения диплома бакалавра. Но здесь есть ряд ограничений: выпускники бакалавриата не смогут заниматься руководящие посты, принимать важные решения, им будет сложно развивать собственное дело (бизнес) из-за того, что они владеют лишь азами профессии. Для обретения более масштабных возможностей и перспектив развития, продвижения по карьерной лестнице придется поступать в ВУЗ в магистратуру.
Специфика выполнения письменных проектов в СУЗе и ВУЗе
Подготовка квалифицированных специалистов любой отрасли немыслима без выполнения практических заданий и всевозможных исследований. Притом студенты колледже и техникумов чаще выполняют контрольные и курсовые работы (теоретического плана), а учащиеся ВУЗов занимаются именно научно-исследовательской деятельностью, где им необходимо провести эксперимент, глубокий анализ ситуации, дополнить материалов научными статьями (собственноручно выполненными, работами предшественников и пр.).
Требования к курсовым и дипломным работам бакалавров в колледжах и Вузах идентичны, но могут регулироваться на базе учебного центра. Отличия чаще всего встречаются в таких параметрах, как объем проекта, уникальность текста, разметка страницы или порядок их нумерации, оформление ссылок и сносок.
В большинстве случае требования к студенческим работам в ССУЗах мягче (объем курсовых – 20-25 страниц, плагиат – 60-65%, объем ВКР – 45-60 страниц, плагиат – 65%). В Вузах параметры жестче: курсовые – объем 25-30 страниц, плагиат – от 75%, ВКР – объем 60-75 страниц, плагиат – 70-80%.
В настоящее время работодатели ценят квалифицированный труд, притом не всегда во внимание берется образовательная ступень или учреждение, где осуществлялась подготовка специалиста. Главное – иметь теоретическую и практическую подготовку, представления о работе, стремиться к самосовершенствованию.
Куда поступать – выбирать только Вам. Главное, учитывать при этом предложения образовательных заведений и действующие правила приема, собственные желания и возможности. Команда ОЦ Дисхелп готова помочь в освоении образовательной программы по любому направлению подготовки, на любой ступени образования. Мы выполняем исследования, студенческие и научные проекты учащимся ССУЗов и ВУЗов, гарантируя высокое качество услуг, грамотность, соблюдение всех заявленных заказчиком требований.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Средне специальные учебные заведения
Любой ссуз (расшифровка – среднее специальное учебное заведение) реализует программы СПО – среднего профессионального образования, а также программы НПО – начальной подготовки квалифицированных специалистов.
Ссузы – объемный сегмент образовательной системы РФ: согласно статистическим данным, приблизительно четвертая часть населения современной России обладает НПО или СПО.
История
Средние специальные учебные заведения на территории России начали формироваться с середины 19-го века. В 1853 году министерством финансов Российской империи, которому были подведомственны добывающие, перерабатывающие и производственные предприятия, было основано Уральское горное училище, подготовка специалистов в котором длилась четыре года. От других учебных заведений этого направления училище отличалось высоким уровнем не только практической, но и теоретической подготовки студентов. До 1917 УГУ выпустило около восьмисот квалифицированных специалистов, успешно применявших свои знания и навыки в промышленности на приисках, заводах и рудниках.
До революции в Российской империи открылось еще 5 ссузов, обучение в которых проходило на бесплатной основе:
С 1920 года все средние специальные учебные заведения назывались техникумами. С началом в 1923 году реализации образовательной реформы наркома Луначарского техникумы окончательно укрепились в советской системе образования в качестве промежуточного звена между средними школами и вузами. Как пример образцового ссуза на базе Томского практического политехнического техникума был создан ПСПТ им. товарища Тимирязева, по модели которого реорганизовывались остальные учебные заведения среднего уровня. Массовый характер основание ссузов приобрело с 1930-го года. Параллельно обновлялась и расширялась система заводских и фабричных училищ. «Бум техникумов» продолжался вплоть до 1941 года.
Образовательные программы в ссузах
Программы СПО обеспечивают средний уровень профессиональной подготовки. По таким учебным планам готовятся специалисты-практики дефицитных профессий, крайне необходимых для обеспечения полноценного функционирования экономики. В рамках программ СПО учащиеся овладевают профессиями сферы сельского хозяйства, здравоохранения, промышленности, транспорта, строительства, культуры, связи.
В колледжах реализуется СПО повышенного уровня, в техникумах – базового с длительностью обучения от 2-х до 3-х лет. Программы углубленной подготовки для колледжей, как правило, рассчитаны на 4 года. Иногда по программам среднего профессионального образования учатся на специальных факультетах вузов.
Начальное профессиональное образование дает выпускникам ссузов стартовый уровень знаний и умений. По сравнению со специалистом с СПО, профессионал с НПО готов к деятельности менее широкого спектра. Например, если выпускник с СПО приобретает компетенции техника-механика, то обладатель НПО по тому же направлению – только автомеханика.
В советский период по программам НПО обучались в профтехучилищах. Сегодня большая часть училищ переименована в ПТЛ (технические лицеи). Программы НПО могут реализовываться и на базе вузов, в случае если учреждение высшего профессионального образования имеет соответствующую лицензию.
Учреждения со статусом ссузов
В техникумы можно поступать после 11 или 9 классов. На смену вступительным экзаменам пришли ЕГЭ и ГИА, на основании результатов которых происходит зачисление абитуриентов. Выпускники 11-х классов не могут рассчитывать на отсрочку службы в армии, а студенты, поступившие после 9-ти классов, имеют такое право на период до конца обучения, но не позднее дня исполнения 20 лет.
Обучение в ссузах этого формата построено по типу вузовского. Студентам выдаются зачетные книжки и студенческие билеты.