Вундервафля что это значит
История одного фото в автоспорте. Вундерваффе или вундервафля?
Иногда в поисках фотографий для текстов по истории мирового автоспорта можно наткнуться на совершенно необычные кадры, которые сами по себе вынуждают потратить время на углублённый поиск информации. Сегодня мы расскажем как раз о такой ситуации…
4 апреля 2020, 00:52
27 декабря 2019, 19:10
26 октября 2019, 16:56
Но сперва поясним заголовок.
Вундерваффе (Wunderwaffe)
Название ряда масштабных исследовательских проектов, направленных на создание новых видов вооружений, многократно перекрывающих уже созданные или ещё создающиеся образцы. Короче – это такая гонка вооружений. Из немецкого языка данный термин пришёл в русский и стал широко употребляться в художественной литературе и интернете.
Вундервафля
Это издевательская переделка термина «Вундерваффе». В Сети так называют технику, претендующую на переворот всяческих основ, однако обычно не проработанную дальше идеи или эскиза.
А теперь вернёмся к заглавной фотографии…
Вопрос знатокам
На фото салон раллийной Audi Quattro S1 (так называемой «крылатой» версии E2). Но это необычная Audi, таких было построено всего-навсего две (шасси RE-02 и шасси RE-15). Но в чём же их отличие от восемнадцати других построенных машин?
В качестве подсказки – вот салон обычной Audi Quattro S1 (это шасси RE-13 на котором Вальтер Рёрль выступал на ралли «Монте-Карло» 1986 года):
Увидели отличия? «Смеётесь, – скажете вы. – Да тут миллион кнопок, тумблеров и приборов. Как тут найти отличия?» Но на самом деле важное отличие только одно – это рычаг переключения передач. На заглавной фотографии – маленький джойстик с кожаным чехлом, а на втором снимке полноценная классическая «кочерга».
Дело в том, что первая машина была оснащена новейшей на тот момент коробкой передач с совершенно не выговариваемым названием Porsche-doppelkupplungsgetriebe – проще её называть PDK (но так намного менее прикольно, правда?).
Поршедоппельчто?
В середине восьмидесятых в мировом ралли царила группа Б – супермощные автомобили Lancia, Peugeot, Audi, Ford, MG не знали себе равных. Но если итальянцы, французы и британцы построили среднемоторные прототипы, то немцы всё ещё придерживались классической схемы: двигатель Audi Quattro находился спереди.
Это был один из главных минусов машины, но решить его должны были лишь к 1987 году, когда планировался дебют среднемоторной Audi Quattro новой группы S. Но что же делать в 1986 году? Как вернуть немецкой марке победную поступь? Нужно какое-то новое техническое решение, которое позволит обойти соперников.
В это время инженеры Porsche вовсю работали над преселективной коробкой передач с двойным сцеплением Porsche-doppelkupplungsgetriebe – по расчётам она должна была сократить время на переключение передач и даже позволить ездить полностью в автоматическом режиме.
По указанию директора по развитию Audi Sport Фердинанда Пиеха такую КПП установили на Audi Sport Quattro (шасси №05) и в ноябре 1984 года машину отправили на тесты на полигоне Porsche в Вайсахе – фотография не с тех самых тестов, но машина использовалась такая же:
За руль тестовой машины сел Вальтер Рёрль, Фердинанд Пиех сел справа, и… гонщик остался недоволен! По его мнению, коробка передач не давала никакого преимущества.
Такой вердикт не мог не разозлить сотрудников компании Porsche, и они бросились доводить новинку до ума. Следующими тестами стало ралли Semperit: Вальтер Рёрль отправился пробовать новую версию коробки передач PDK прямо в боевых условиях…
Победный дебют
Porsche-doppelkupplungsgetriebe поставили на новую «крылатую» Audi Quattro S1 (шасси RE-02), и на ней Вальтер Рёрль вышел на старт одиннадцатого этапа чемпионата Австрии по ралли – ралли Semperit.
На финише гонки немец был первым аж в восемнадцати минутах(. ) от ставшего вторым Хайнца Клауснера.
Убедитесь сами – динамика разгона у машины просто фантастическая!
Вот это дебют, а? Но затем последовал главный экзамен – выступление на этапе чемпионата мира по ралли.
Провальный дебют
Audi Quattro S1 с коробкой передач Porsche-doppelkupplungsgetriebe лишь один-единственный раз появилась на этапе чемпионата мира по ралли – Вальтер Рёрль на машине с номером шасси RE-02 вышел на старт заключительного этапа 1985 года в Великобритании. Это была очень специфическая гонка – даже для тех времён. Сам немец не раз говорил, что боится в ней участвовать. Почему?
Для того чтобы хоть как-то упростить себе задачу и подстраховаться, заводские команды нередко прибегали к привлечению британских штурманов – на одну гонку в правое кресло гоночных машин садились местные ко-драйверы.
В Audi Вальтера Рёрля (той, что была с коробкой передач Porsche-doppelkupplungsgetriebe) тоже произошла замена штурмана – место Кристиана Гайстдорфера занял британец Фил Шорт, который в 1985 году ассистировал Дэвиду Ллевеллину из команды Audi Sport UK.
Новый штурман, конечно же, не мог не оказать влияния на настрой Рёрля. Прибавьте к этому весьма своеобразную новую коробку передач, и вот результат – Вальтер продержался в гонке лишь до пятнадцатого спецучастка. Пусть вас не удивляет слово «лишь» – это сейчас программа британского этапа чемпионата мира по ралли состоит из двадцати двух спецучастков. А в 1985 году было аж шестьдесят пять спецучастков!
Сошёл же немецко-британский экипаж из-за… «авиакатастрофы» – так иронично назвали этот инцидент в команде. Audi в буквальном смысле улетела с трассы в лес и проделала просеку. Доставать машину пришлось автокраном.
Почему же вылетел опытный пилот? Ответ на этот вопрос является первым доказательством того, что Porsche-doppelkupplungsgetriebe – не самая оптимальная новинка…
И всё-таки вундервафля?
Итак, вылет Рёрля по причине первого важного недостатка PDK. Гонщик попросту не знал, какая передача у него включена в данный момент времени. Подлетая к повороту, пилот перещёлкивал передачи вниз, но если на H-образной коробке передач пилот чётко понимает, какая передача у него сейчас работает, то при секвентальной схеме переключения Вальтер мог лишь догадываться об этом – это рассказывал сам немец после обидного вылета. Он попросту включил не ту передачу и не смог справиться с автомобилем в повороте.
Любопытно, что после вылета Рёрля болельщики подбежали к лежащей на боку машине и захотели сфотографировать коробку передач снизу. Но члены команды не дали им это сделать, сославшись на секретность!
Кроме того, допустил ошибку и штурман – для Фила Шорта динамика автомобиля оказались настоящим сюрпризом. Он не был готов и попросту не мог читать стенограмму настолько быстро, насколько был быстр автомобиль. Так что к проблемам с PDK добавилась и ошибка ко-драйвера.
Но помимо отсутствия индикации были и другие недостатки…
К сожалению, коробка передач Porsche-doppelkupplungsgetriebe оказалась чрезвычайно проблемной, ненадёжной, сложной в настройке и обслуживании, да и ресурс у неё оказался слабоват. Но это и неудивительно: если кольцевые машины Porsche, на некоторые из которых также устанавливался тот же агрегат, ездили по гладкому асфальту, то раллийная Audi мчалась по неровной грунтовке и камням, порой взлетая в воздух на трамплинах и достаточно жёстко приземляясь. К такому хрупкая техника оказалась не готова.
Не всё нравилось и экипажу. Коробка оказалась намного тяжелее штатной – если быть точнее, то почти в три раза! Audi Quattro имела управляемость утюга: расположенные впереди двигатель и коробка передач делали переднюю часть автомобиля очень тяжёлой, а отсюда проблемы с управляемостью. А Porsche-doppelkupplungsgetriebe имела дополнительный вес в сравнении с обычной коробкой передач – она весила восемьдесят килограммов, что на тридцать килограммов больше старой КПП.
Кстати, удлинение переднего свеса было сделано довольно экономным способом. Капот и передние крылья остались прежними, а были изменены передний бампер, а также «оправа» передних фар и фальшрадиаторной решётки (смотрите на фото сравнение обычной Audi и Audi c PDK). Интересно, что передний бампер в своей верхней части (сразу под фарами) удлинился, а в нижней (губа) наоборот укоротился. В итоге общая длина машины увеличилась лишь на четыре сантиметра.
Все перечисленные выше минусы привели к тому, что Audi Sport досрочно свернула работы над этим проектом. Изначально планировалось, что PDK поставят на все машины – для этого была запланирована постройка большой партии коробок передач. Но затем от этих планов пришлось отказаться – всего было построено пять КПП, две из которых остались у Porsche и три переданы в Audi.
Две коробки поставили на «крылатые» Audi Quattro S1 (боевое шасси RE-02 и тестовое шасси RE-15). На первой Вальтер Рёрль проехал одиннадцатый этап чемпионата Австрии по ралли – ралли Semperit. На финише немец был первым аж в восемнадцати минутах(. ) от ставшего вторым Хайнца Клауснера. Затем на этой же машине Рёрль проехал ралли RAC, где и разбил машину.
Шасси RE-15 использовалось во время сравнительных тестов к ралли «Акрополис», однако в итоге на старт греческого этапа чемпионата мира Audi Quattro с такой коробкой передач не вышла.
Третья коробка передач стояла на Audi Sport Quattro (шасси №05) во время тех самых первых тестов на полигоне Porsche в Вайсахе.
В конце 1986 года история машин группы Б в мировом ралли закончилась, и началась новая эпоха…
Жизнь после смерти
Из трёх Audi Quattro с коробкой передач Porsche-doppelkupplungsgetriebe лишь одна машина сохранила её – это было тестовое шасси RE-15. В 1992 году Вальтер Рёрль ушёл из Audi, и компания сделала широкий прощальный жест, подарив ему этот автомобиль. Вместе с машиной ему достались и две другие коробки передач PDK – видимо, в качестве запасных частей.
Немец принял машину, но тут же перевёз его в музей компании Schmidt Motorsport (SMS), которая долгие годы занимается созданием и обслуживанием различной гоночной техники – от раллийных машин до «Формулы-1».
В 2001 году Рёрль принял решение продать автомобиль и машина перекочевала в музей к автодилеру Лотару Хайнцу. А ещё через восемь лет к нему по наводке Рёрля пришёл гонщик и журналист Михаэль Гербер. Он очень хотел купить именно эту Audi, но Лотар никак не соглашался. Но в итоге Михаэль всё-таки сумел уговорить продавца – правда, Хайнц отдельно оговорил, что если вдруг Герберу надоест машина, то он её вернёт обратно.
С того дня прошло больше десяти лет. В отличие от Рёрля и Хайнца Михаэль Гербер не держит машину в музее – он участвует в различных исторических ралли. Но ему пришлось внести одно изменение в конструкцию машины: практически сразу он демонтировал ту самую коробку передач Porsche-doppelkupplungsgetriebe, потому что после стольких лет простоя без какого-либо обслуживания КПП попросту исчерпала свой ресурс.
Впрочем, в первой после покупки гонке он сумел проехать с ней – и это одно из последних видео Audi Quattro S1 с PDK в действии:
Вторая Audi с PDK (шасси RE-02) получила обычную шестиступенчатую механическую коробку передач еще в 1986 году, и её годом позже приобрёл Херберт Брейтенедер, чтобы выступать в ралли-кроссе. В одной из гонок машине крепко досталось – смотрите сами:
Но Херберт восстановил её, какое-то время продолжал выступления, а позднее автомобиль выкупила компания Audi UK, и теперь машина стоит в музее.
А демонтированные коробки передач Porsche-doppelkupplungsgetriebe так и пылятся в гараже Михаэля Гербера.
Химера «вундерваффе» против призрака рационализма
Позднее термин «вундерваффе» получил широкое распространение по отношению к образцам вооружений, не только созданных нацистской Германией, но и другими странами, в период как до, так и после Второй мировой войны.
Если у танка «Maus» шансов на развитие практически не было, то другой образец немецкой гигантомании, танк «Королевский тигр», выпущен серией почти в 500 машин. Его масса почти в два раза превышала массу большинства тяжёлых танков того времени.
В гигантомании нельзя упрекнуть одних лишь немцев. В разные периоды развития танков, существовало значительное количество проектов танков массой 100-200 тонн, разработанных французскими, английскими, американскими, да и советскими конструкторами. Очевидно, что даже неудачи предшественников по созданию тяжёлых и сверхтяжёлых танков, не позволяли сделать вывод об однозначной бесперспективности подобного вида бронетехники.
Вместе с тем масса некоторых современных основных боевых танков приблизилась, или уже превзошла отметку в 70 тонн. В частности, это относится к израильскому танку «Меркава-4», американскому M1A2SEP3 «Abrams», британскому «Challenger Mk 2» и немецкому «Leopard 2А7+».
Если бы не проблемы с транспортировкой и пересечением мостов, то проекты сверхтяжёлых танков наверняка вновь попробовали бы воскресить на новом технологическом уровне. А возможно они ещё будут реализованы, например, в виде сочленённых боевых машин.
В качестве другого примера гигантомании можно привести линкоры. Начиная с английского линкора «Дредноут», их водоизмещение непрерывно росло, пока не превысило 70 000 тонн у японского линкора «Ямато». Помимо увеличения размеров и водоизмещения кораблей, возрастали калибр и количество артиллерийских орудий линкоров.
Умопомрачительная стоимость сделала линкоры скорее орудием политики, нежели эффективным инструментом для ведения боевых действий. А стремительное развитие авиации и подводных лодок превратило эти огромные корабли в плавучие мишени.
Можно увидеть прямую аналогию между гигантоманией в области бронетехники и гигантоманией в области строительства надводных кораблей, однако проекты сверхтяжёлых танков рассматриваются как курьёз, и пример бесполезной траты денежных средств, а линкоры считаются одной из наиболее значимых вех в эволюции надводного флота.
Во время Второй мировой войны сумрачный немецкий гений родил ещё одно «вундерваффе» – сверхтяжёлое железнодорожное артиллерийское орудие «Дора» калибра 807 мм. Орудие массой 1 350 тонн, размещённое на железнодорожной платформе, предназначалось для стрельбы снарядами массой 4,8-7 тонн на дальность 38-48 км.
Стоимость орудия «Дора» сравнима со стоимостью 250 гаубиц калибра 149 мм. С одной стороны, гаубицы вещь практичная, и они гарантированно принесли бы Германии больше пользы в войне, нежели «Дора», но с другой стороны, 250 дополнительных гаубиц вряд ли бы решили исход войны в пользу Германии.
Проект гигантской пушки пытался реализовать канадский инженер Джеральд Булл. Изначально проект предполагался для гражданского применения – вывода малогабаритных грузов на низкую орбиту по цене 200-кг спутник на орбиту по цене примерно 600 долларов за килограмм. Не найдя понимания у себя на родине, Джеральд Булл стал работать с иракским диктатором Саддамом Хусейном над проектом «Вавилон».
Проект создания суперпушки «Вавилон», основанной принципе многокаморного артиллерийского орудия, был запущен в Ираке в 1980-х годах. Кроме обычного метательного заряда, расположенного в каморе казенника, имелся ещё и присоединённый к снаряду удлинённый метательный заряд, который двигался вместе со снарядом по мере его продвижения по стволу, тем самым поддерживая в стволе постоянное давление. Девять тонн специального метательного заряда суперпушки могли обеспечить ведение огня снарядами калибром 1000 мм и массой 600 кг на дальность до 1000 километров.
После того, как о начале создания суперпушки по проекту «Вавилон» стало известно, детали суперпушки были конфискованы при транспортировке в Европе. В марте 1990 года Джеральд Булл скоропостижно скончался от переизбытка свинца в организме, предположительно не без участия израильской разведки «Моссад», которая очевидно восприняла попытку создания артиллерийского «вундерваффе» вполне серьёзно.
В наше время попытку создать орудие принципиально нового типа – рельсотрон (railgun – рельсовая пушка) активно предпринимают США. Проекты создания рельсовых пушек рассматривались, начиная с Первой мировой войны. Несмотря на то, что принцип их создания вполне понятен, на практике разработчики сталкиваются с рядом проблем, вследствие чего прототипы рельсотронов до сих пор не вышли из стен лабораторий.
Разработчики в США планируют поэтапно наращивать возможности рельсотронов с постепенным улучшением параметров – увеличение скорости разгона снаряда от 2000 до 3000 м/с, дальности стрельбы с 80-160 до 400-440 км, дульной энергии снаряда от 32 до 124 МДж, веса снаряда от 2-3 до 18-20 кг, скорострельности от 2-3 выстрелов в минуту до 8-12, мощности источников энергии от 15 МВт до 40-45 МВт, ресурса ствола от промежуточных 100 выстрелов к 2018 году до 1000 выстрелов к 2025 году, длины ствола от начальной 6 м до конечной 10 м.
Испытания прототипа рельсовой пушки
С позиции «силён задним умом» можно выдвинуть предположение, что для нацистской Германии выгоднее было бы не реализовывать эти «вундерваффе», а сосредоточиться на производстве жизненно важных для фронта истребителей и штурмовиков. Но тогда возникает вопрос, в какой момент начинать разработки? Как понять, что технологии, необходимые для того, чтобы «вундерваффе» превратилось в эффективный комплекс вооружений, уже появились? Очевидно, что понять это можно только экспериментальным путём, т.е. на основе реально выполненных работ – реализованных (и возможно закрытых) проектов ракет, рельсотронов, лазеров.
В упрёк США многие говорят о бессмысленном расходовании бюджетных средств, но к чему считать чужие деньги? В СССР также велось значительное число научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по созданию абсолютно новых образцов вооружений, многие из которых остановились на этапе создания опытных или малосерийных образцов. Именно эти НИОКР, некоторые из которых могут выглядеть как попытка создания «вундерваффе», позволили СССР быть на пике научно-технического прогресса и лидировать в области вооружений. Плодами этих НИОКР Россия пользуется по сей день.
Надеяться, что США обанкротятся из-за строительства «вундерваффе», так же наивно, как думать, что СССР развалился из-за гонки вооружений.
Можно не сомневаться, что опыт, полученный в ходе разработки, строительства и эксплуатации эсминцев класса «Zumwalt», будет активно использоваться при создании новых и модернизации существующих проектов боевых кораблей. В частности, по некоторым данным, в ходе дальнейшей модернизации эсминцев класса «Arleigh Burke» на них планируется переход на полное электродвижение, в том числе для того, чтобы обеспечить электропитанием перспективные образцы вооружений на новых физических принципах. В новейшем британском эсминце «Daring» технология полного электродвижения не вызывает нареканий.
В России зачастую подвергается критике проект атомного эсминца «Лидер», который по своим параметрам больше похож на крейсер. Очевидно, что экономика России не потянет крупносерийное строительство кораблей такой размерности, и гораздо более перспективным с точки зрения массового строительства выглядит фрегат увеличенной размерности проекта 22350М.
А рабочими лошадками флота пусть будут корабли проектов 22350/22350М.
Несмотря на то, что перспективы использования данных комплексов в качестве эффективных образцов вооружения вызывают сомнения, реализованные в ходе их разработки технологии, могут совершить революцию при создании других образцов вооружений, например, малогабаритных атомных подводных лодок и беспилотных летательных аппаратов с большой продолжительностью полёта.
А иногда вооружение получает «плавающий» статус. К примеру, возьмём платформу «Армата». В случае, если проект будет развиваться без значительных проблем, то никто не усомнится в правильности принятых решений и необходимости его создания. А вот в случае, если в ходе реализации проекта «Армата» возникнут проблемы, то вновь пойдут разговоры о том, что не было смысла создавать принципиально новую платформу – «вундерваффе», с большим количеством нововведений, а надо было идти по разумному пути дальнейшей модернизации линейки Т-72/Т-80.
Что можно сказать в заключение? То, что в разумных пределах, создание «вундерваффе» необходимо для того, чтобы выйти за рамки существующих возможностей, получить новые технологии создания вооружений, способных радикально изменить способы ведения боевых действий.
Зачастую невозможно заранее предсказать, какие НИОКР принесут положительный результат в виде серийного изделия, а какие позволят лишь получить опыт, в том числе и отрицательный. Существование современного, динамично развивающегося военно-промышленного комплекса, невозможно без проведения НИОКР с большим коэффициентом технической новизны.
Очевидно, что необходимо соблюдать определённый баланс, между рациональной модернизацией существующих вооружений, созданием новых образцов вооружений с минимальным количеством инноваций, и реализацией прорывных высокорисковых проектов.
В этом контексте не стоит слишком уж скептически воспринимать наличие у потенциальных противников большого количества проектов, не приведших к появлению серийных изделий. Можно лишь предполагать, какие результаты были получены в ходе их проработки и где они будут применены в будущем.