Второстепенные чл предложения что это такое 2 класс
Второстепенные члены предложения
Второстепенные члены поясняют подлежащее и сказуемое или другие члены предложения и связаны с ними подчинительной связью.
Чтобы понять, что такое второстепенные члены предложения, напомним, что грамматическим и смысловым ядром предложения является главные члены — подлежащее и сказуемое, которые составляют его грамматическую основу.
Если в высказывании имеются только главные члены предложения, такое предложение является нераспространенным, например:
Что такое второстепенные члены предложения?
В предложении могут быть второстепенные члены, которые поясняют подлежащее и сказуемое, а также другие члены предложения. Они зависят от главных и других членов предложения, от которых к ним задаются синтаксические вопросы, например:
Зима заводит с маем долгий разговор (Джеймс Фенимор Купер. Шпион).
Предложение, в котором, кроме подлежащего и сказуемого, имеются второстепенные члены, является распространенным.
Дадим определение, что такое второстепенные члены предложения.
Виды второстепенных членов
По грамматическим значениям второстепенные члены делятся на следующие виды:
В предложении определения поясняют подлежащее и другие члены предложения. Дополнение и обстоятельство принадлежат сказуемому, зависят от него и поясняют его.
Таблица
Название | Что обозначает | Вопрос | От какого члена предложения зависит | Способ выражения |
---|---|---|---|---|
Определение | Признак предмета | Какой? Чей? | от подлежащего, дополнения или обстоятельства | Существительное Прилагательное Местоимение Порядковое числительное Причастие |
Дополнение | Предмет | Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? | от сказуемого | Существительное Местоимение Количественное числительное |
Обстоятельство | Место, время, способ действия и т.д. | Где? Когда? Как? Каким образом? и др. | от сказуемого | Наречие Существительное с предлогом Глагол Деепричастие |
Определение
Полная луна плыла по ясному безоблачному небу (В. Арсеньев).
Указанные определения полностью совпадают в числе, роде и падеже с определяемыми словами, поэтому называются согласованными определениями.
Несогласованные определения связываются с главным словом подчинительной связью управления или примыкания. Они выражаются следующими частями речи и их формами:
1. существительным в косвенном падеже с предлогом и без него
2. притяжательным местоимением 3 лица (его, её, их)
3. наречием
4. формой сравнительной степени прилагательного
5. инфинитивом
6. нечленимым словосочетанием
Дополнение
Дополнение принадлежит к составу сказуемого в предложении.
Например:
От того, в какой падежной форме находится дополнение и управляет им переходный или непереходный глагол, различают прямое и косвенное дополнение.
Я лёг на снег и закрыл (что?) глаза (Вениамин Каверин. Два капитана).
Глаза — прямое дополнение, выраженное существительным в форме винительного падежа без предлога.
Мы увлекаемся (чем?) катанием на коньках.
Катанием — косвенное дополнение, выраженное формой творительного падежа существительного.
Обстоятельство. Виды обстоятельств
Обстоятельство принадлежит к составу сказуемого в предложении. Чаще оно поясняет сказуемое, но может относиться и к другим второстепенным членам предложения.
(Где?) На мхах, под деревьями лежала седая роса, густо пахло прелой листвой и вешней водой (И. Соколов-Микитов).
Обстоятельства делятся на основные виды:
1. образа действия (как? каким образом?)
Ленивые крупные хлопья снега (как?) бесшумно скользили мимо окна (В. Тендряков).
2. меры и степени (в какой степени?)
До вечера оставалось не более получаса, а заря едва-едва (в какой степени?) зажигалась (И. С. Тургенев).
В первый раз голос у неё немного (в какой степени?) дрогнул (В. Каверин).
3. обстоятельства места (где? куда? откуда?)
Анна Васильевна робко шагнула (куда?) к дубу (Ю. Нагибин).
4. обстоятельства времени (когда? как долго? с каких пор? до каких пор?)
(Когда?) Сегодня я должен буду дать свое слово безвозвратно (Ф. М. Достоевский. Идиот).
Я всё шел и уже собирался было прилечь где-нибудь (до каких пор?) до утра (И. С. Тургенев).
(С каких пор?) С самого утра небо ясно (И. С. Тургенев).
5. обстоятельства условия (при каком условии?)
(При каком условии?) При желании всего можно добиться.
Он выполнит это поручение (при каком условии?) в случае договоренности с поставщиками.
6. обстоятельство причины (почему? отчего? по какой причине?)
Сенокос запоздал (отчего?) из-за дождей (К. Паустовский).
Она боялась, что книги погибнут (почему?) от сырости (И. Эренбург).
7. обстоятельство цели (зачем? с какой целью? для чего?)
Шагал по мокрой дороге седой старик. Шагал (с какой целью?) покосить травы коровёнке (В. Шукшин).
(Для чего?) Для укрепления здоровья следует проводить закаливающие водные процедуры.
Хозяин дома вышел на крыльцо (с какой целью?) встретить гостей.
8. обстоятельство уступки обозначает, вопреки чему совершается действие, и отвечает на вопросы: вопреки чему? несмотря на что?
В Петербурге вопреки его собственным ожиданиям ему повезло (И. С. Тургенев).
Повезло (вопреки чему?) вопреки ожиданиям.
Видеоурок «Роль второстепенных членов в предложении»
Конспект урока по русскому языку 2 класс Тема: « Второстепенные члены предложения»
Конспект урока по русскому языку 2 класс
Тема : «Что такое второстепенные члены предложения»
Цели: познакомить с термином второстепенные члены предложения; научить находить второстепенные члены предложения.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить второстепенные члены предложения, дополнять основу второстепенными членами; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.
I Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок.
Вы друг к другу повернитесь,
И друг другу улыбнитесь.
А теперь все дружно сели
И на доску посмотрели.
II Актуализация знаний
-Запишите предложение под диктовку.
Чем меньше слов, тем больше дров.
-Как вы понимаете поговорку? (Меньше разговариваешь, больше выполнишь работы)
-Какие знакомые орфограммы здесь вам встретились? (Парные согласные на конце слов: слов – слова, дров – дрова. Мягкий знак – показатель мягкости: меньше, больше.)
-Подчеркните в словах: вариант 1 – звонкие согласные, вариант 2 – глухие согласные.
-А сейчас поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга.
2. Словарная работа
Р Ч И С У Щ Н Ц О К
-Зачеркните в цепочке буквы, обозначающие непарные глухие звуки, и тогда вы узнаете, написание какого слова нужно запомнить сегодня на уроке.
-Итак, это слово «рисунок». Объясните значение слова. (по электронному учебнику)
-Запишите это слово, поставьте ударение, подчеркните букву, которую нужно запомнить.
-Как называется маленький рисунок? (рисуночек)
-Запишите это слово.
-А какой вид деятельности можно образовать из этого слова? (рисовать)
-Запишите слово в тетрадь.
-Какие герои во всех мультфильмах? (нарисованные)
-Спишите это слово с доски. Запомните. Как пишутся все эти слова.
III Самоопределение к деятельности
— Что дети делают на уроке рисования? (Дети рисуют)
-Запишите это предложение.
-О ком говорится в предложении? (о детях)
-Что говорится о детях? (они рисуют)
-Что мы записали? (Предложение)
-Назовите главные члены предложения.(Дети рисуют)
-Послушайте мое предложение: «Дети рисуют красиво». Чем оно отличается от того, что мы написали до этого? (появилось еще одно слово)
-Для чего я его добавила? (Чтобы уточнить смысл предложения)
-Кто еще можно добавить слова, которые смогли бы уточнить это предложение?
-Так, могут ли быть другие слова в предложении, кроме главных членов? (да)
-Сегодня на уроке мы будем говорить об этих словах.
IV Работа по теме урока
— Откройте учебник на с.31 и прочитайте, о чем мы будем говорить сегодня на уроке. (Что такое второстепенные члены предложения)
-Кто уже догадался, как называются все остальные слова в предложении, кроме главных членов? (второстепенные члены предложения)
-А сейчас посмотрите на упр 33 с.31. Чем отличается слово паучок от паук?
-Докажите, что выделенные слова в этом предложении – основа. (Если убрать ее, смысл предложения станет непонятен)
-Прочитайте правило на с.31. Для чего нужны второстепенные члены предложения? (Они поясняют главные члены)
А сейчас все дружно встали,
Отдохнем, как на привале.
Вправо, влево повернись,
Наклонись и поклонись!
Руки вверх. Руки вбок
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы, вы, ребятишки!
VI Закрепление изученного материала
-А теперь давайте послушаем, что нам скажет электронный учебник.
-Прочитайте задание упр 34. Ответьте на вопросы устно.
-Назовите основу первого предложения. (Ветерок веет)
-Поставьте вопрос к слову тихо. (Веет как? Тихо)
-на какой вопрос отвечает слово осенний? (какой?)
-Кто разберет второе предложение?
Задания из электронного учебника.
VII Подведение итогов урока
-Что такое второстепенные члены предложения? (Все слова в предложении, кроме основы)
-Для чего они нужны? (уточняют главные члены предложения)
-Понравился ли вам урок?
-Оцените свою работу.
Выучить правило, составить и записать предложение со словом рисунок.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1558238
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
К 2024 году в каждой российской школе должен появиться спортивный клуб
Время чтения: 2 минуты
Каждый третий российский школьник хотел бы стать разработчиком игр
Время чтения: 2 минуты
Россияне чаще американцев читают детям страшные и печальные книжки
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Урок 14. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1) Что такое второстепенные члены.
2)Как находить второстепенные члены в предложении.
Второстепенные члены предложения –такие члены предложения, которые поясняют и дополняют сведения главных и других второстепенных членов предложения.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Вы уже знаете, что в предложении есть главные члены, без которых не получится предложения.
Но как называются остальные члены предложения и для чего они нужны?
Сравни два предложения. Какое из них содержит более полные сведения?
Хитрая лиса охотится на трусливого зайца.
Первое предложение состоит только из главных членов.
Что лиса делает? Охотится.
Во втором предложении тоже выделим главные члены.
Членыпредложения,невходящие вграмматическую основу, являются второстепенными членами предложения.
От первого главного члена задаём вопрос.
Хитрая – это второстепенный член, который поясняет главный член «лиса».
От второго главного члена задаем вопрос
Охотится за кем? За зайцем.
Второстепенные члены поясняют и дополняют главные.
Не просто лиса, а хитрая лиса.
Охотится за зайцем.
Осталось еще одно слово
Задаем вопрос от второстепенного члена «зайцем»
Зайцем каким? Трусливым
Трусливым – это второстепенный член предложения, который поясняет второстепенный член «зайцем».
Более полные сведения содержит предложение с второстепенными членами. Второстепенные члены предложения поясняют и дополняют сведения, которые передают главные и другие второстепенные члены.
Примерыи разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание.Второстепенные члены предложения.
Отметьте вариант, в котором верно выделены второстепенные члены.
Подсказка:задавайте вопрос от главных членов.
1. Чиж залетел в комнату.
2. Девочка кормила чижа.
3. Вера выпустила птичку на волю.
4. Чиж улетел в рощу.
Задание. Ответы на вопросы.
Ответьте на вопросы по данным предложениям.
Подсказка:найдите ответы на вопросы в предложениях.
Маленькая девочка плачет от обиды. Девочка какая? Маленькая.
Грустные глаза выдают настроение. Глаза какие? Грустные.
Родные сестрички никогда не ссорятся. Сестрички какие? Родные.
Второстепенные члены предложения
Члены предложения бывают главными и второстепенными. Все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого, относятся к второстепенным. Они поясняют, дополняют, распространяют как главные члены предложения, так и второстепенные и помогают ярко и полно выразить события.
Виды второстепенных членов предложения
Чтобы определить вид второстепенного члена предложения, нужно найти слово, от которого зависит этот член предложения, выяснить, что он обозначает, на какой вопрос отвечает и какой частью речи является.
К второстепенным членам предложения относятся:
• Дополнение – это второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы всех косвенных падежей (т.е. всех падежей, кроме именительного). Дополнение графически в предложении подчеркивается пунктирной линией.
Обычно дополнение относится к глаголу – сказуемому, в большинстве случаев выражается именем существительным или местоимением в косвенном падеже. При этом от одного и того же глагола могут зависеть разные по значению дополнения.
(кому?) | сестре (адресат действия) | |
Он рисует | (о чем?) | о природе (предмет сообщения) |
(чем?) | мелками (орудия действия) |
• Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета (или лица) и отвечает на вопросы какой? который? чей? Графически определение отображается волнистой линией.
Полная луна осветила все вокруг. (Луна какая? полная)
Чаще всего определение выражается именем прилагательным и согласуется (т.е. ставится в том же роде, числе, падеже) с существительным, к которому оно относится.
Определение показывает цвет, звук, форму предмета, выражает чувства человека, его эмоции и впечатления от предмета.
Мы украсили елку разноцветными шарами. (шарами какими? разноцветными)
Веселая песня звучит вдалеке. (песня какая? веселая)
• Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который обозначает как, когда и где совершается действие. Т. е. обстоятельство поясняет сказуемое. Подчеркивается линией тире и точка. Отвечает на вопросы:
Где? Куда? Откуда? – обстоятельства места
Как? Каким образом? – обстоятельства образа действия
Сейчас гремит гром. (гремит когда? сейчас)
Обычно обстоятельства выражаются наречиями или именами существительными в косвенных падежах с предлогами и без них.
Обстоятельства более точно и конкретно передают действие, ведь они указывают где, когда и как оно происходит. Поэтому обстоятельства чаще всего относятся к сказуемому.
И тотчас резко застучали капли по стеклу. (застучали когда? тотчас; застучали как? резко).
Поделись с друзьями в социальных сетях:
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 КЛАСС УМК «ШКОЛА РОССИИ» «ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 133
с углубленным изучением иностранных языков
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 КЛАСС УМК «ШКОЛА РОССИИ»
«ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
учитель начальных классов
Тема: Главные и второстепенные члены предложения. Закрепление.
Цель: закреплять знания учащихся о главных и второстепенных членах предложения.
Задачи: закреплять умения распознавать подлежащее и сказуемое в предложении, закреплять умения восстанавливать деформированное предложение, составлять предложения.
-определять грамматическую основу предложения;
— ставить к главным членам вопросы, правильно их подчеркивать.
Универсальные учебные действия:
коммуникативные УУД: развитие способности ученика осуществлять коммуникативную деятельность, организация речевой деятельности, использование правил общения в учебных ситуациях.
Тип урока: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)
компьютер, проектор, презентация, карточки с разноуровневыми заданиями, дидактический материал для самостоятельной работы и для парной работы
— Здравствуйте, дети! Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Элла Александровна.
Пусть мы с вами совсем не знакомы,
Но, надеюсь, друг друга поймем.
Помогая друг другу в работе,
Мы урок наш сейчас проведем.
— Один мудрец однажды сказал: «Не для школы, а для жизни мы учимся!»
Пусть эти слова станут девизом нашего урока
— Чтобы поднять вам настроение, к вам пришли в гости ученики моего 3б класса.
Наступила осень. Светит. На ветке сидела птичка. Подул холодный ветер. Смотрит. Синий.
— Выберите и прочитайте предложения.
— Почему вы решили, что это предложения? (Предложения выражают законченную мысль)
Я его в основе встречу,
Подчеркну одной чертой.
На вопрос «Кто?», «Что?» ответит
Этот главный член. Какой? (Подлежащее)
Этот главный член найду,
Две черты я проведу.
Он в основе есть, скажу я,
Определение темы и цели урока
— Кто из вас догадался, какая тема урока? (Главные и второстепенные члены предложения). Слайд 4
— Какая цель будет стоять перед нами?
Учиться составлять предложения, выделять главные и второстепенные члены предложения). Слайд 5
— Давайте вспомним, какие бывают члены предложения и как это определить. Для этого поработаем в парах.
V . Закрепление изученного материала.
Задание 1.Работа в парах. (Повторение правила)
Устно дайте ответы на вопросы.
Чтение грамматического диалога.
— Какие члены предложения называются главными?
— Что обозначает подлежащее?
— На какие вопросы оно отвечает?
— Что обозначает сказуемое?
— На какие вопросы отвечает сказуемое?
— А какие члены предложения называются второстепенными?
Главные члены предложения
Кто? Что? Что делает?
Задание 2. Определим главные и второстепенные члены в выбранных нами предложениях. Работа по рядам Слайд 6
Задание 3. Работа с таблицей.
Заполни таблицу, используй слова из предложений.
Белые бараны били в барабаны.
У зайки Бубы заболели зубы.
Течет речка, печет печка.
— Я читаю грамматические основы, услышите ошибку – хлопайте в ладоши.
Ученики пишут, мама стирает, старенькая бабушка , папа пилит, дедушка на рыбалке , малыш спит, моя кукла, старший брат.
У меня все получилось
Мне все понятно, но есть некоторые вопросы
Домашнее задание. (по выбору)
Выберите и выполните задания на карточке, с которыми вы справитесь без помощи других.
Спиши предложение. Подчеркни подлежащее и сказуемое.
Ярко светило солнышко. Тихо журчал ручей. Весело пели птички.
Спиши, вставь пропущенные буквы. Подчеркни главные члены предложения.
Ударили первые зам…розки. На б…резах пож…лтели листья. А в с..дах завяли цв…ты.
Составь предложения из слов. Подчеркни грамматическую основу предложения.
— земля, голая, промёрзла;
— закружились, крупные, воздухе, в, снежинки;
— снег, повалил, хлопьями, крупными.
Спасибо, ребята, огромное вам
За то, упорно, усердно трудились,
Нам всем пригодились!
Дорогие ребята! На память об уроке мы хотим преподнести вашему классу подарок. Елена Николаевна! Мы дарим вам и ребятам цветок знаний. Пусть как на нем распускаются новые листочки, так и вы будете овладевать новыми знаниями. Удачи вам. А это сюрприз от нас! (выпускают шарики).
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Конспект урока по русскому языку во 2 классе УМК «Школа России» «Главные и второстепенные члены предложения. Закрепление.»
Цель: закреплять знания учащихся о главных и второстепенных членах предложения.
Задачи: закреплять умения распознавать подлежащее и сказуемое в предложении, закреплять умения восстанавливать деформированное предложение, составлять предложения.
В разработке использованы разные методы работы, виды работы.
Номер материала: ДБ-1217494
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
Трехлетнюю олимпиаду среди школ запустят в России в 2022 году
Время чтения: 1 минута
Исследования вакцины для детей младше 12 лет начнутся с 2022 года
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.