Второстепенные чл предложения 2 класс что это
Главные и второстепенные члены предложения — тотальный разбор
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы погорим о том, что такое члены предложения и какие они бывают. Эту тему каждый школьник проходит еще в начальных классах.
Но многое из того, что мы когда-то учили, позабылось. А что-то, возможно, будет для кого-то и открытием.
Главные и второстепенные члены предложения
Члены предложения – это слова и словосочетания, которые связаны друг с другом различными способами. Каждый из них призван дать более точную информацию о предмете повествования.
Все члены предложения делятся на две категории – главные и второстепенные.
Подлежащее — самый главный член предложения
Подлежащее – это то, на чем строится все предложение. Это главный член, так же как и сказуемое. Но если можно так сказать, то подлежащее в данном случае главнее.
Распознать его просто. Во-первых, именно вокруг этого слова или словосочетания (что это?) строятся все остальные. А во-вторых, оно всегда употребляется в именительном падеже и отвечает на вопросы «Кто?» или «Что?».
На столе лежит КНИГА
МАША прыгает по лужам
Выделенные слова и есть подлежащее – человек или предмет, о котором и рассказывает конкретное предложение.
Подлежащее может состоять из одного или нескольких слов.
Когда слово одно, то оно может быть следующим:
Но есть предложения, в которых в качестве подлежащего выступают сразу несколько слов:
Кстати, в редких случаях подлежащее может употребляться и не в именительном падеже. Но только тогда, когда речь идет о чем-то приблизительном. Например, около десяти самолетов (что?) вылетели на задание.
Сказуемое — второй главный член предложения
Сказуемое – это второй главный член предложения. Оно обозначает действие, которое совершает сказуемое, или его состояние.
Сказуемое отвечает на вопросы – «Что делает?», «Что сделает?», «Что сделал?» и «Каков?». Чаще всего в этой роли выступает глагол, но бывают и другие части речи.
Все сказуемые можно поделить на три части:
Определение — второстепенный член
Определение – это второстепенный член предложения, который всегда относится к существительному, местоимению или части речи, которое в конкретном случае выступает в роли существительного.
Определение отвечает на вопросы – «Какой?», «Который?» и «Чей?».
Все определения делятся на категории:
К определениям также относятся слова существительные, которые пишут с основными через дефис, или являются названиями, которые употребляются часто в кавычках. Например, город-герой, Архип-кузнец, газета «Московский комсомолец».
Обстоятельство
Обстоятельство – это еще один второстепенный член предложения, который обозначает характеристику какого-либо действия или состояния.
Отвечает на вопросы – «Как?», «Где?», «Почему?», «Откуда?», «Каким образом?», «Куда?» и «Зачем?».
Чаще всего обстоятельство выражается в форме наречий, существительных в косвенных падежах глаголом-инфинитивом или деепричастием. Вдали (где?) слышались раскаты грома. Он шел очень тихо (как?). Он приехал из соседней страны (откуда?).
Дополнение
Дополнение – еще один второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей.
Например, «Кого/Чего?», «Кому/Чему?», «Кем/Чем?», «О ком/О чем?».
Выражается в форме существительного, местоимения или именных словосочетаний. Он любил сына (кого?). Этот подарок он приготовил для нее (кому?).
Разбор предложения по членам
В школе ученикам часто дают задание – разобрать предложение по членам. Это означает, что надо найти в нем подлежащее, сказуемое и второстепенные члены, если они есть. А для выделения в тексте каждого члена предложения используют подчеркивания, которые указаны в следующей таблице:
Приведем пример. Нужно разобрать предложение:
Опытный охотник крался тихо по лесу и искал добычу.
В данном случае подлежащим будет слово «охотник». Сказуемых здесь сразу два – «крался» и «искал». Определением будет слово «опытный», так как отвечает на вопрос «какой охотник?». Дополнение – это «добыча» (кого искал?). И обстоятельства здесь тоже два – «тихо» (как крался?) и «по лесу» (где крался?).
И в итоге правильный разбор предложения будет выглядеть как показано чуть выше.
Заключение
В русском языке члены предложения могут находиться в каком угодно месте.
Например, подлежащее, как главное слово, не обязано располагаться в самом начале. Им может и заканчиваться фраза. И этим наш «великий и могучий» отличается от большинства иностранных языков.
Например, в английском любое предложение строится по формуле – сначала подлежащее и сказуемое, а уже потом все остальное. С одной стороны, так, конечно, проще. Но с другой – теряется эмоциональность и разнообразие, которым славится русский язык.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Хотя, в русском языке члены предложения могут располагаться в любом порядке, это часто затрудняет понимание сказанного, особенно для иностранцев.
Второстепенные чл предложения. На какие вопросы отвечает (таблица)
Второстепенные члены поясняют подлежащее и сказуемое или другие члены предложения и связаны с ними подчинительной связью.
Грамматическим и смысловым ядром предложения является главные члены — подлежащее и сказуемое, которые составляют его грамматическую основу.
Если в предложении имеются только главные члены предложения, такое предложение является нераспространенным, например:
Что такое второстепенные члены предложения?
В предложении могут быть второстепенные члены, которые поясняют подлежащее и сказуемое, а также другие члены предложения. Они зависят от главных и других членов предложения, от которых к ним задаются синтаксические вопросы, например:
Зима заводит с маем долгий разговор (Джеймс Фенимор Купер. Шпион).
Предложение, в котором, кроме подлежащего и сказуемого, имеются второстепенные члены, является распространенным.
Дадим определение, что такое второстепенные члены предложения.
Второстепенные члены предложения — это члены предложения, грамматически зависящие от других членов предложения, поясняющие их и связанные с ними подчинительной связью согласования, управления или примыкания.
Виды второстепенных членов
По грамматическим значениям второстепенные члены делятся на следующие виды:
В предложении определения поясняют подлежащее и другие члены предложения. Дополнение и обстоятельство принадлежат сказуемому, зависят от него и поясняют его.
Таблица
Определение | Признак предмета | Какой? Чей? | от подлежащего, дополнения или обстоятельства | Существительное Прилагательное Местоимение Порядковое числительное Причастие |
Дополнение | Предмет | Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? | от сказуемого | Существительное Местоимение Количественное числительное |
Обстоятельство | Место, время, способ действия и т.д. | Где? Когда? Как? Каким образом? и др. | от сказуемого | Наречие Существительное с предлогом Глагол Деепричастие |
Определение
Определение — это второстепенный член предложения, который имеет общее значение признака, отвечает на вопросы какой? который? чей? и относится к слову с предметным значением.
Полная луна плыла по ясному безоблачному небу (В. Арсеньев).
Указанные определения полностью совпадают в числе, роде и падеже с определяемыми словами, поэтому называются согласованными определениями.
Несогласованные определения связываются с главным словом подчинительной связью управления или примыкания. Они выражаются следующими частями речи и их формами:
1. существительным в косвенном падеже с предлогом и без него
2. притяжательным местоимением 3 лица (его, её, их)
3. наречием
4. формой сравнительной степени прилагательного
5. инфинитивом
6. нечленимым словосочетанием
Дополнение
Дополнение принадлежит к составу сказуемого в предложении.
Дополнение — это второстепенный член предложения, обозначающий предмет и отвечающий на вопросы косвенных падежей.
Например:
От того, в какой падежной форме находится дополнение и управляет им переходный или непереходный глагол, различают прямое и косвенное дополнение.
Я лёг на снег и закрыл (что?) глаза (Вениамин Каверин. Два капитана).
Глаза — прямое дополнение, выраженное существительным в форме винительного падежа без предлога.
Мы увлекаемся (чем?) катанием на коньках.
Катанием — косвенное дополнение, выраженное формой творительного падежа существительного.
Обстоятельство. Виды обстоятельств
Обстоятельство принадлежит к составу сказуемого в предложении. Чаще оно поясняет сказуемое, но может относиться и к другим второстепенным членам предложения.
Обстоятельство — это второстепенный член предложения, обозначающий признак действия или другого признака.
(Где?) На мхах, под деревьями лежала седая роса, густо пахло прелой листвой и вешней водой (И. Соколов-Микитов).
Обстоятельства делятся на основные виды:
1. образа действия (как? каким образом?)
Ленивые крупные хлопья снега (как?) бесшумно скользили мимо окна (В. Тендряков).
2. меры и степени (в какой степени?)
До вечера оставалось не более получаса, а заря едва-едва (в какой степени?) зажигалась (И. С. Тургенев).
В первый раз голос у неё немного (в какой степени?) дрогнул (В. Каверин).
3. обстоятельства места (где? куда? откуда?)
Анна Васильевна робко шагнула (куда?) к дубу (Ю. Нагибин).
4. обстоятельства времени (когда? как долго? с каких пор? до каких пор?)
(Когда?) Сегодня я должен буду дать свое слово безвозвратно (Ф. М. Достоевский. Идиот).
Я всё шел и уже собирался было прилечь где-нибудь (до каких пор?) до утра (И. С. Тургенев).
(С каких пор?) С самого утра небо ясно (И. С. Тургенев).
5. обстоятельства условия (при каком условии?)
(При каком условии?) При желании всего можно добиться.
Он выполнит это поручение (при каком условии?) в случае договоренности с поставщиками.
6. обстоятельство причины (почему? отчего? по какой причине?)
Сенокос запоздал (отчего?) из-за дождей (К. Паустовский).
Она боялась, что книги погибнут (почему?) от сырости (И. Эренбург).
7. обстоятельство цели (зачем? с какой целью? для чего?)
Шагал по мокрой дороге седой старик. Шагал (с какой целью?) покосить травы коровёнке (В. Шукшин).
(Для чего?) Для укрепления здоровья следует проводить закаливающие водные процедуры.
Хозяин дома вышел на крыльцо (с какой целью?) встретить гостей.
8. обстоятельство уступки обозначает, вопреки чему совершается действие, и отвечает на вопросы: вопреки чему? несмотря на что?
В Петербурге вопреки его собственным ожиданиям ему повезло (И. С. Тургенев).
Повезло вопреки чему? вопреки ожиданиям.
Видеоурок «Роль второстепенных членов в предложении»
Конспект урока русского языка «Что такое второстепенные члены предложения?» (2 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Тема: «Что такое второстепенные члены предложения?»
Тип урока: Урок открытия нового знания
Цель: Создание условий для знакомства с понятием «второстепенные члены предложения».
1. Совершенствовать умение выделять основу предложения.
2. Развивать навык письма.
3. Воспитывать познавательный интерес к изучению родного языка.
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Предметные: начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя; применение правил написания слов.
Метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные):
2. Коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение.
3. Регулятивные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять.
-Добрый день, ребята, меня зовут Анна Дмитриевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. давайте все встанем ровно, проверим, готово ли наше рабочее место, всё ли лежит аккуратно на уголке парты, выйдем из-за парт, улыбнёмся и с хорошим настроением начнём урок.
Отвечают на приветствие.
Итак, ребята, чтобы познакомиться с новым материалом и узнать много нового, нам нужно вспомнить то, чему мы научились, для этого давайте откроем тетради и запишем 20 сентября, классная работа, с какой буквы напишем? Сколько букв с в слове классная? Что поставим в конце предложения?
Чем меньше слов, тем больше дров.
-Как вы понимаете поговорку? (Меньше разговариваешь, больше выполнишь работы)
-Какие знакомые орфограммы здесь вам встретились? (Парные согласные на конце слов: слов – слова, дров – дрова. Мягкий знак – показатель мягкости: меньше, больше.)
-Подчеркните в словах: вариант 1 – звонкие согласные, вариант 2 – глухие согласные.
-А сейчас поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга.
2. Словарная работа
Р Ч И С У Щ Н Ц О К
-Зачеркните в цепочке буквы, обозначающие непарные глухие звуки, и тогда вы узнаете, написание какого слова нужно запомнить сегодня на уроке.
-Итак, это слово «рисунок». Объясните значение слова.
-Запишите это слово, поставьте ударение, подчеркните букву, которую нужно запомнить.( с какой буквы напишем слово?)
-Как называется маленький рисунок? (рисуночек)
-Запишите это слово в тетради. Один на доске (через запятую, с какой буквы)
-А какой вид деятельности можно образовать из этого слова? (рисовать)
-Запишите слово в тетрадь. (На доске)
-Какие герои во всех мультфильмах?
-Спишите это слово с доски. Запомните. Как пишутся все эти слова.
Молодцы, мы вспомнили и повторили пройденный материал. А теперь, чтобы двигаться дальше, давайте составим для себя план урока.
Работают в тетрадях и у доски
Отвечают на вопросы
Регулятивные, познавательные, коммуникативные
Обратите внимание на доску. Давайте прочтём вопросы, на которые нам нужно будет ответить на уроке:
1. Какие члены предложений существуют в русском языке?
2. Чем они отличаются?
3. Как определять их в предложениях?
Реализация выбранного плана
Для того чтобы ответить на первый вопрос, давайте подумаем:
— Что дети делают на уроке рисования? (Дети рисуют)
-Запишите это предложение.
-О ком говорится в предложении? (о детях)
-Что говорится о детях? (они рисуют)
-Что мы записали? (Предложение)
-Назовите главные члены предложения.(Дети рисуют)
-Послушайте мое предложение: «Дети рисуют красиво». Чем оно отличается от того, что мы написали до этого? (появилось еще одно слово)
-Для чего я его добавила? (Чтобы уточнить смысл предложения)
-Кто еще можно добавить слова, которые смогли бы уточнить это предложение?
-Так могут ли быть другие слова в предложении, кроме главных членов? (да)
-Сегодня на уроке мы будем говорить об этих словах.
— Откройте учебник на с.31 и прочитайте, о чем мы будем говорить сегодня на уроке. (Что такое второстепенные члены предложения)
-Кто уже догадался, как называются все остальные слова в предложении, кроме главных членов? (второстепенные члены предложения)
-А сейчас посмотрите на упр. 33 с.31. Прочитайте. Чем отличается слово паучок от паук?
-Докажите, что выделенные слова в этом предложении – основа. (Если убрать ее, смысл предложения станет непонятен).
-Прочитайте правило на с.31. Для чего нужны второстепенные члены предложения? (Они поясняют главные члены)
А что мы должны сделать, чтобы научиться различать второстепенные и главные члены предложения?
-Назовите основу первого предложения. (Ветерок веет)
-Поставьте вопрос к слову тихо. (Веет как? Тихо)
-на какой вопрос отвечает слово осенний? (какой?)
-Кто разберет второе предложение?
ДЗ: Самостоятельная работа на карточках.
Отвечают на вопросы
Выявляют тему и задачу урока
Выполняют задание, отвечают на вопросы.
Что такое второстепенные члены предложения?
Чем отличаются второстепенные члены предложения от главных?
Что нового вы узнали на уроке?
Что вызвало затруднения?
Что показалось наиболее интересным?
Отвечают на вопросы
Подпись учителя: _________/___________________________ Дата__________
Подпись методиста:_______/___________________________ Дата __________
Самостоятельная работа 1 вариант
В каждом предложении подчеркни главные члены.
1. Рыжие муравьи истребляют лесных вредителей. 2. Беленькая кошка умывается лапкой. 3. Во дворе весело и дружно играют ребята. 4. В небе появилась разноцветная радуга. 5. Хитрая лисица ловко заметает следы пушистым хвостом. 6. Проворная белка на зиму запасает в дупле орешки. 7. Лёд трещал от холода. 8. В Африке живут злые крокодилы. 9. Птицы летят в тёплые края. 10. Дети кормили ёжика молоком.
Самостоятельная работа 2 вариант
В каждом предложении подчеркни главные члены.
1. Мрачная туча закрыла небо. 2. В воздухе красиво кружатся разноцветные листья. 3. В болоте квакают неугомонные лягушки. 4. На солнце сверкают капли росы. 5. Неожиданно начался сильный дождь. 6. Деревья оделись в праздничный наряд. 7. Часто дует холодный ветер. 8. Осенью за садом ребята нашли журавля. 9. Солнце светит прямо в окно. 10. Весной в зоопарке появились новые жители.
Самостоятельная работа 1 вариант
В каждом предложении подчеркни главные члены.
1. Рыжие муравьи истребляют лесных вредителей. 2. Беленькая кошка умывается лапкой. 3. Во дворе весело и дружно играют ребята. 4. В небе появилась разноцветная радуга. 5. Хитрая лисица ловко заметает следы пушистым хвостом. 6. Проворная белка на зиму запасает в дупле орешки. 7. Лёд трещал от холода. 8. В Африке живут злые крокодилы. 9. Птицы летят в тёплые края. 10. Дети кормили ёжика молоком.
Самостоятельная работа 2 вариант
В каждом предложении подчеркни главные члены.
1. Мрачная туча закрыла небо. 2. В воздухе красиво кружатся разноцветные листья. 3. В болоте квакают неугомонные лягушки. 4. На солнце сверкают капли росы. 5. Неожиданно начался сильный дождь. 6. Деревья оделись в праздничный наряд. 7. Часто дует холодный ветер. 8. Осенью за садом ребята нашли журавля. 9. Солнце светит прямо в окно. 10. Весной в зоопарке появились новые жители.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Конспект по русскому языку на тему «Второстепенные члены предложения. » (2 класс)
Цели : познакомить с термином второстепенные члены предложения ; научить находить второстепенные члены предложения.
Планируемые результаты : учащиеся научатся находить второстепенные члены предложения, дополнять основу второстепенными членами; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.
Оборудование : лента “светофор”.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Орфографическая минутка
— Запишите предложение под диктовку.
Чем меньше слов, тем больше дров.
— Как понимаете поговорку? (Меньше разговариваешь, больше выполнишь работы.)
: Выучить правило Стр 31. Составить и записать предложение со словом рисунок.Упр. 34, Р т с 13 у 24,25
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Организационный момент II. Актуализация знаний 1. Орфографическая минутка — Запишите предложение под диктовку. Чем меньше слов, тем больше дров. — Как понимаете поговорку? (Меньше разговариваешь, больше выполнишь работы.) — Какие знакомые орфограммы здесь встретились? (Парные согласные на конце слова: слов — слова, дров — дрова. Мягкий знак— показатель мягкости: меньше, больше.) — Подчеркните в словах: вариант I — звонкие согласные, вариант II — глухие согласные. (Взаимопроверка, взаимооценка.) — Для чего нужно уметь находить парные глухие согласные? (Это орфограмма, опасное место. Слышим не так, как пишем.) III. Самоопределение к деятельности — Что дети делают на уроке рисования? (Дети рисуют.) — Запишите это предложение. — О ком говорится в предложении? (О детях.) — Что говорится о детях? (Они рисуют.) — Что мы записали? (Предложение.) — Назовите главные члены этого предложения. (Дети рисуют.) — Послушайте мое предложение: “Дети рисуют красиво”. Чем оно отличается от того, которое мы написали? (Появилось еще одно слово.) — Для чего я его добавила? (Чтобы сказать, как рисуют дети, уточнить смысл предложения.)