Второе внимание кастанеда что это
Второе внимание
Второе внимание
Второе внимание — термин, использованный мыслителем эзотерической ориентации и мистиком Карлосом Кастанедой в своих книгах для обозначения вида внимания, приводящего к расширенному восприятию, которое задействуется при специфических изменённых состояниях сознания. Согласно учению дона Хуана, в обыденной жизни человек находится в первом внимании, представляющем восприятие действительности как мира социально обусловленной повседневности, как правило, с жёстко фиксированными шаблонами интерпретации сенсорных сигналов (энергетических потоков — по Кастанеде). Достижение второго внимания путём смещения точки сборки позволяет воспринять различные интерпретации входящих сигналов, в большинстве случаев значительно отличающиеся от привычной картины мира. Второе внимание считается необходимым состоянием для перехода в мир третьего внимания.
Библиография
См. полную библиографию в статье Кастанеда, Карлос.
Карлос Кастанеда | |
---|---|
Книги | Учение дона Хуана (1968) · Отдельная реальность (1971) · Путешествие в Икстлан (1972) · Сказки о силе (1974) · Второе кольцо силы (1977) · Дар орла (1981) · Огонь изнутри (1984) · Сила безмолвия (1987) · Искусство сновидения (1994) · Активная сторона бесконечности (1995) · Колесо Времени (1998) · Магические пассы (1998) |
Персонажи | Дон Хуан Матус · Флоринда Доннер · Тайша Абеляр · Кэрол Тиггс |
Основные понятия | Путь воина · Безупречность · Чувство собственной важности · Жалость к себе · Личная история · Намерение · Внутренний диалог · Видение · Нагваль · Тональ · Точка сборки · Второе внимание · Индульгирование |
Практики | Перепросмотр · Неделание · Сновидение · Сталкинг · Тенсегрити |
См. также: Толтеки (Кастанеда) |
Полезное
Смотреть что такое «Второе внимание» в других словарях:
Второе сражение при Бул-Ране — (Второй Манассас) Гражданская война в Америке … Википедия
Второе сражение у Раппаханок-Стейшн — Второе сражение при Раппаханок стейшен Гражданская война в Америке Дата 7 ноября 1863 Место округ Кулпепер, Виргиния … Википедия
Второе сражение при Винчестере — Гражданская война в Америке … Википедия
Второе Компьенское перемирие (1940) — 22 июня 1940 года было подписано Второе Компьенское перемирие – капитуляция Франции перед фашистской Германией в ходе Второй Мировой войны. Первое Компьенское перемирие 1918 года ознаменовало поражение Германии в Первой Мировой войне. После … Энциклопедия ньюсмейкеров
Второе Роченсальмское сражение — Русско шведская война (1788 1790) … Википедия
ВТОРОЕ НАЧАЛО ТЕРМОДИНАМИКИ — один из осн. законов термодинамики, устанавливающий необратимость реальных термодинамич. процессов. В. н. т. сформулировано как закон природы H. Л. С. Карно (N. L. S. Carnot) в 1824, P. Клаузиусом (R. Clausius) в 1850 и У. Томсоном (Кельвином) (W … Физическая энциклопедия
ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ — [греч. παρουσία приход, прибытие, пришествие, присутствие], возвращение Иисуса Христа на землю в конце времен, когда мир в его нынешнем состоянии прекратит свое существование. В новозаветных текстах оно именуется «явлением» или «пришествием»… … Православная энциклопедия
Второе пришествие Иисуса — I. ВЕРА ВО ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ Вера во Второе пришествие Господа Иисуса Христа на землю относится к основополаг. аспектам христ. веры. Все дело Господа, начавшееся с Его вочеловечения и включающее в себя страдания и воскресение, венчается Его… … Библейская энциклопедия Брокгауза
Второе сербское восстание — История Сербии … Википедия
Три вида (уровня) внимания
Ощущение реальности и материальности физического мира связано с тем, где находится твоё восприятие. Во время бодрствования приблизительно 100% восприятия находится здесь, в обычном мире. Это восприятие называют первым вниманием.
На наших занятиях мы большую часть первого внимания отключаем и оставляем работать только восприятие слуха и речи, допустим это 10%. Остальное восприятие (90%) должно состоять из второго внимания, то есть мы должны включить виртуальное зрение, слух, обоняние, осязание и прочее. Иногда второе внимание включается настолько полно, что в трансе, медитации, сне — всё воспринимается намного чётче и ярче, чем в обычной жизни.
Итак, первая цель наших занятий — научиться переключаться с первого внимания на второе внимание, когда ученик самостоятельно (без помощи тренера) может с закрытыми глазами расслабиться до достаточного уровня, включить второе внимание, получить информацию через второе внимание, и после занятия самостоятельно вернуться в первое внимание.
Вторая цель занятия — включить второе внимание при открытых глазах и бодрствующем теле, то есть не отключая первое внимание. Таким образом, достичь объединения двух видов внимания. В результате двойного внимания, качество восприятия нашего обычного мира снизится наполовину: физический мир уже не будет выглядеть настолько реальным, так как первое внимание будет давать только 50% восприятия. Вторые 50% восприятия будет давать второе внимание, в результате видения будут восприниматься не менее реальными, чем наш физический мир.
При одновременной работе двух видов внимания, создаётся ощущение, что сознание расщепилось надвое и ты присутствуешь одновременно здесь (в физическом мире) и там (в мире видения). Действительно, у тебя работают одновременно два восприятия. В практике цигун, с помощью специальных упражнений, восприятие (оно же внимание, сознание, душа, Дух) расщепляют не на два, а на гораздо большее количество (до 82-х, но возможно и большее количество). В состоянии двойного внимания человек не способен действовать одновременно в двух «мирах», а только воспринимать.
Вот как описывает первое, второе и третье внимания К.Кастанеда в своих книгах:
Секрет всего существующего — наше внимание. Камень является камнем только потому, что мы были вынуждены уделить ему внимание как камню. Повседневный мир существует только потому, что мы знаем, как удерживать его образы. Если выключить осознание, необходимое для поддержания этих образов, то мир рухнет (изчезнет восприятие).
Существует три типа (уровня) внимания, доступные человеку, или три уровня достижения, три уровня развития. Каждое из них — совершенно независимо и самодостаточно.
Самая маленькая часть — первое внимание — это сознание физического тела, животное осознание, оно используется в повседневной жизни. Первое внимание — это нормальное адекватное сознание повседневной жизни, его ещё называют правостороннее сознание. Это всё, что может охватить интеллект. Его функция — иметь дело с обычным миром и думать. Все люди обладают первым вниманием — это наше обычное внимание, которым все мы пользуемся в повседневной жизни. Первое внимание выбирает узкую полосу эманаций и усиливает их, таким образом воспринимает обычный мир. Незадействованные при этом эманации никуда не исчезают и остаются в пределах нашей досягаемости, но как бы дремлют. Выделенные и усиленные эманации видящие называют правосторонним нормальным осознанием, первым вниманием, известным, этим миром. Выделенные эманации составляют малую часть всего спектра эманаций внутри кокона.
Первое внимание — это способность людей воспринимать и помещать своё осознание в обычный мир. Эта сфера внимания называется «первым кольцом силы», ей характерна ужасная способность придавать порядок повседневному миру. Первое кольцо силы включается очень рано и человек проживает жизнь, думая, что это всё, что у него есть.
Видящий видит первое внимание как светимость осознания, развитую до состояния сверх интенсивного излучения, зафиксированную на поверхности кокона.
Первое внимание работает только с известным, а неизвестное блокирует, отрицает его настолько яростно, что неизвестное попросту перестаёт существовать для первого внимания. Инвентаризация (известное) делает нас неуязвимыми перед неизвестным и непознанным. Когда Первое внимание сталкивается с чем-то неизвестным, оно как бы говорит: «Этого не может быть!».
Первое внимание потребляет все свечение осознания человека. Свободной энергии при этом практически не остаётся. Поэтому надо экономить энергию. Энергию можно добыть, искоренив ненужные привычки. Получая дополнительную энергию, осознание выходит из состояния замкнутости на самом себе и может концентрироваться на чем-нибудь другом. Неизвестное неизменно присутствует здесь и сейчас, но наше нормальное сознание не обладает достаточным количеством энергии, чтобы воспринимать эту часть мира и отметает её как лишнюю, ненужную. По мере накопления энергии, её сначала хватает, чтобы уловить неизвестное, потом чтобы хотя бы запомнить, а потом и понять. Для того, чтобы идти в неизвестное и отдавать себе отчёт в том, что происходит, держать ситуацию под контролем, нужна свободная энергия.
Вторая, большая часть — это второе внимание, которое нужно чтобы действовать как светящееся существо, то есть это сознание светящегося яйца. Второе внимание находится на заднем плане и выводится вперёд специальной практикой или случайной травмой.
Начинает работать, когда задействуются эманации внутри кокона, но которые обычно не использовались. Чтобы эти эманации задействовать требуется особая практика, требующая исключительной дисциплины и высшей степени сосредоточения.
Предшественник второго внимания это сосредоточение, необходимое чтобы осознать, что видишь сон. В этом случае сознание принципиально отличается от обычного сознания. Второе внимание называют левосторонним осознанием, это огромнейшая область. Сложность в том, что попасть во второе внимание просто, но противиться его зову практически невозможно.
Второе внимание — это другой скрытый тип осознания. Каждый раз, когда человек входит во второе внимание, его точка сборки (ТС) оказывается в новом положении, до этого ей незнакомом. Второе внимание — способность помещать своё осознание в необычный мир — называется «вторым кольцом силы». Эта способность есть у всех, но используется только магами. Второе кольцо силы (второе внимание) остаётся скрытым и только в момент смерти становится доступным каждому.
Незадействованные эманации в человеческом коконе, а их большинство, выделению никогда не подвергаются, их видящие называют левосторонним сознанием, вторым вниманием, неизвестным.
Те же эманации, которые внутри кокона отсутствуют, называются непознанное, оно вообще вне досягаемости человеком.
Все мы одновременно воспринимаем обеими вниманиями, но предпочитаем выделять для запоминания одно (физический мир) и отвергать другое (тонкий мир).
Второе внимание принадлежит светящемуся кокону, а первое внимание — телу физическому. Тело — это первое внимание.
Тело во втором внимании может исчезнуть, то есть все существо может становится целиком вторым вниманием. Когда включается второе внимание, тело может начать исчезать, превращаться в туман, в ничто. Нужно поливать это «ничто» холодной водой, чтобы тело снова стало твёрдым. Тяжело включить во втором внимании первое внимание. Для того, чтобы вернуться, можно попытаться уснуть во втором внимании и проснуться уже в первом внимании. Можно повернуться вокруг, чтобы уловить первоначальное внимание. Лучше ходить рядом с телом и под контролем учителя, чем тебя занесёт далеко и бесконтрольно. Если кто-то неожиданно видит что-то такое, чего не было раньше, значит второе внимание человека собралось и фокусируется на этом. При выходе из второго внимания чувствуется дезориентация, тошнота, в ушах стоит гул, голова кружится.
Чем чаще человек пользуется вторым вниманием, тем удачливее становится. Второе внимание притягивает шанс, больше вероятности достичь желаемого результата. Когда мы сталкиваемся с удачей, это не случай или совпадение, а второе внимание указало нам на событие, это функция второго внимания — притягивать желаемое.
Если первое внимание хорошо развито — человек отлично запоминает предметы, например на столе.
Если хорошо развито второе внимание — человек хорошо запоминает объекты на земле (камешки, прутики и т.п.).
Второе внимание достигается, если очищена жизнь.
Достижение второго внимания объединяет два внимания воедино и достигается целостность самого себя.
Второе внимание — центр нашей светимости — всегда выступает вперёд и именно это распускает наши слои. Маги должны держать свои слои закрытыми. Сновидение затягивает слои. Маги через сновидения связывают вместе два своих внимания и поэтому центру больше нет необходимости выступать наружу. Если два внимания тесно связаны, такой маг не умирает.
Можно связать второе внимание нескольких человек и вместе отправиться в другой мир.
Мы должны быть достаточно подготовлены, чтобы попытаться полностью войти в «другое я» (второе внимание). Необходимо отбросить намерение своего первого внимания, то есть когда не останется желания земного, мы окажемся в сознании «другого я». Оттуда только, а не с нормального осознания, можно подняться в сферу третьего внимания.
Когда входишь во втором внимании и получаешь значительный заряд энергии, то теряешь контроль над речью и движениями на некоторое время.
Некоторые маги, приобретшие способность второго внимания, не могут устоять, чтобы не творить зло. Вместо того, чтобы стать лучше, они погрязают во зле, деньгах, власти над миром. Воину требуется предельная безупречность, так как ему легче фиксировать второе внимание на соблазнах этого мира, чем на предметах, которых нет в этом мире, подобных путешествию в неизвестное. Чем сильнее маг становится, тем опаснее его фиксация на материальных предметах, на которых концентрируется его сила. Силу нужно концентрировать на Духе. Магу желательно не иметь материальных вещей вообще. Фокусируйтесь на действительном полёте в неведомое, а не на тривиальных щитах. Не фиксируйся, не цепляйся, не обладай вещами. Освободись от них. Силу, как и внимание, можно влить в предметы (перенести). У сильного мага предметы становятся живыми. Но не стоит возвращаться в древние века с их древней магией. Сейчас актуальна Сила Духа.
Второе внимание называют ещё левостороннее повышенное осознание. Это неописуемый словами мир. Здесь заключено всё, что есть в человеке загадочного. Это сознание, в котором человек действует как маг и видящий.
Недостаток второго внимания в том, что оно не связано с правосторонней памятью. Если ученик занимается самостоятельно, то, возвратившись в обычное первое внимание, он ничего не может вспомнить из того, что воспринимал во втором внимании. События во втором внимании не имеют линейной последовательности для интеллекта, переживания невозможно расположить одно за другим, поэтому воспоминания о них в памяти как бы теряются. То же происходит и со сновидением, без логической увязки его отдельные сценки быстро забываются. Лишь в результате напряжения памяти ученик может добиться вспоминания. На занятиях в паре, восстановить в памяти всё, что происходило, помогает партнёр по занятию или тренер.
Находясь во втором внимании, всё восприятие целиком сконцентрировано на непосредственных действиях, при этом человек в минимальной степени отдаёт себе отчёт в происходящем вокруг него.
Действия во втором внимании свободны от мыслительных процессов, обычных для физической жизни. Похоже, что отключена способность суждения, рассуждения и остаётся чистое непосредственное восприятие. Ученик входит в состояние повышенной необычайной ясности, события отличаются интенсивностью, воспринимаются цельным куском, увеличивается скорость быстро и точно схватывать значение всего. Второе внимание ослепляет своей ясностью и силой, но это не означает немедленное освобождение от глупости. Просто возникают более широкие возможности воспринимать, легко понимать и обучаться, но недостаток такого обучения — в быстрой забывчивости.
События во втором внимании могут занимать мало времени, но из-за их интенсивности теряется чувство времени и складывается впечатление, что прожито тысячу лет.
Если в первом внимании слишком много энергии поглощается поступками повседневной физической жизни, то во втором внимании существует врождённая потребность в экономии энергии.
Существует ещё третье внимание. Второе внимание является чем-то вроде полигона для достижения третьего внимания. Оно очень труднодостижимо, но крайне плодотворно.
Третья, самая большая часть — третье внимание — сознание, которое включает в себя аспекты физического и светящегося тел. Это когда свечение осознания превращается в огонь изнутри, когда зажигаются все эманации внутри кокона одновременно.
В момент смерти некоторые человеческие существа достигают третьего внимания, но всегда на непродолжительное время, и только для того, чтобы очиститься. Сразу после смерти осознание обычного человека входит в третье внимание, но только на мгновения, для очищения перед тем, как «Орёл» поглотит его.
Высшее свершение человеческого существа — достичь уровня третьего внимания, сохранив жизненную силу и не сделавшись бестелесным осознанием. Но что такое третье внимание? Толком даже учителя не знают.
Переход к свободе означает не вечную жизнь, а переход к третьему вниманию. В момент перехода к третьему вниманию тело во всей полноте озаряется знанием, каждая клетка мгновенно осознает себя и целостность всего тела. То есть если у обычного человека осознание обычно распадается в момент умирания, то маг достигает высшего осознания, а не только сохранения осознания.
Как осознание трансформируется во внимание:
Эманации внутри кокона замирают в полной неподвижности, когда совпадают с некоторыми из внешних эманаций, что означает осознание. То есть осознание всегда приходит извне. Большие эманации фиксируют эманации внутри кокона. Истинное осознание состоит в том, чтобы позволить фиксирующим эманациям слиться с теми, которые находятся внутри нас. Если нам удаётся это сделать, мы становимся текучими, неизменно движущимися, вечными. Степень осознания каждого конкретного существа зависит от того, насколько оно способно позволить давлению больших эманаций вести его.
С момента зачатия осознание усиливается и обогащается опытом жизни. В результате определённых преобразований, осознание взрослого человека превращается в нечто более сложное, более мощное, более дееспособное, это назвали вниманием. По мере накопления человеком опыта, некоторые полосы эманаций внутри кокона становятся ярче излучать свет. Иногда свечение становится настолько ярким, что сливается с внешними эманациями. Видящие сделали вывод, что осознание, как сырье, перерабатывается, развивается и в результате получается упорядоченное и усиленное процессом жизни осознание, которое назвали внимание. Исходное осознание животного можно трансформировать до поистине неисчерпаемых возможностей.
Внимание
Я уже говорила тебе о том, что Нагуаль рассказывал нам о внимании, – сказала она. – Мы удерживаем своим вниманием образы мира.
с помощью своего внимания мы можем удерживать образы сна точно так же, как мы удерживаем образы мира, – сказала Ла Горда. – Искусство сновидящего – это искусство внимания.
Мысли нахлынули на меня лавиной. Я вынужден был встать и пройтись по кухне. Мы долго молчали. Я знал, что она имела в виду, когда сказала, что искусство сновидящих – это искусство внимания. Я знал также, что дон Хуан рассказал и показал мне все, что мог. Однако когда он был рядом, я не смог осознать предпосылки этого знания в своем теле. Он говорил, что мой разум является демоном, который держит меня в оковах и что я должен победить его, если хочу достичь осознания его учения. Проблема, следовательно, заключалась в том, как победить мой разум. Мне никогда не приходило в голову потребовать от него определения понятия «разум». Я всегда считал, что он подразумевает способность строить умозаключения или мыслить упорядоченным и рациональным образом. Из того, что сказала мне Ла Горда, я понял, что для него «разум» означал «внимание».
Дон Хуан говорил, что ядром нашего существа (core of our being. Being – бытие, существование, существо) является акт восприятия, а магией нашего существа (бытия) – акт осознания. Для него восприятие и осознание было обособленной нерасчленимой функциональной единицей, которая имела две области. Первая – это «внимание тоналя», то есть способность обычных людей воспринимать и помещать свое осознание в обычный мир обыденной жизни. Дон Хуан также называл еще эту сферу внимания «первым кольцом силы» и характеризовал ее как нашу внушающую благоговение, но принимаемую за нечто само собой разумеющееся способность придавать порядок нашему восприятию повседневного мира.
Второй областью было «внимание нагуаля» – способность магов помещать свое осознание в необычный мир. Он называл эту область внимания «вторым кольцом силы» или совершенно необыкновенной способностью, которая есть у всех нас, но которую используют только маги, чтобы придавать, порядок необычному миру.
Ла Горда и сестрички демонстрировали мне, что искусством сновидящих было удерживать с помощью своего внимания образы своих снов. Тем самым они раскрыли практический аспект системы дона Хуана. Они были практиками, которые вышли за пределы теории его учения. Чтобы продемонстрировать это искусство, они должны были воспользоваться «вторым кольцом силы» или «вниманием нагуаля». Чтобы стать свидетелем их искусства, мне нужно было сделать то же самое. Было очевидно, что я распределил свое внимание по обеим областям. По-видимому, все мы непрерывно воспринимаем обоими способами, но предпочитаем выделять для вспоминания одно и отвергать другое. Или, возможно, мы регистрируем и храним это в стороне, как это делал я сам. При определенных условиях стресса или покорности (acquiescence – молчаливое или неохотное согласие, покорность) подвергнутые цензуре воспоминания выходят на поверхность, и тогда у нас может быть два различных воспоминания об одном и том же событии.
То, что дон Хуан пытался победить или, вернее, подавить во мне, было не моим разумом как способностью рационально мыслить, а моим вниманием тоналя или моим осознанием мира здравого смысла. Ла Горда объяснила, почему он так этого добивался. Повседневный мир существует только потому, что мы знаем, как удерживать его образы. Следовательно, если человек оставляет внимание, необходимое для поддерживания этих образов, то мир рушится.
– Нагуаль сказал нам, что в счет идет только практика, – внезапно сказала Ла Горда. – Когда ты добился переведения своего внимания на образы своего сна, твое внимание окончательно зацеплено. В результате ты можешь стать таким, как Хенаро, который мог удерживать образы любого сна.
Содержание
Победить не разум, а внимание тоналя
То, что дон Хуан пытался победить или, вернее, подавить во мне, было не моим разумом (reason) как способностью рационально мыслить, а моим вниманием тоналя или моим осознанием мира здравого смысла (my «attention of the tonal», or my awareness of the world of common sense). Ла Горда объяснила, почему он так этого добивался. Повседневный мир существует только потому, что мы знаем, как удерживать его образы. Следовательно, если человек оставляет внимание, необходимое для поддерживания этих образов, то мир рушится (world collapses).
Второе и третье внимание
По словам дона Хуана, мы состоим
как быиз двух воспринимаемых сегментов. Первый – это наше знакомое физическое тело, которое может воспринимать (perceive) любой из нас. Второй – светящееся тело, являющееся коконом, который могут воспринимать только видящие, и которое придает нам вид огромного светящегося яйца. Он говорил также, что одной из самых важных задач магии является достижение светящегося кокона. Это цель, которая достигается путем сложной системы сновидения ижесткой систематической практики неделания(and through a rigorous, systematic exertion he called not-doing — и строгим, (тщательным) сисетматическим усилием, которое он называл неделанием). «Неделание» он определил как некое непривычное действие, вовлекающее все наше существо целиком, посредством того, что оно заставляет его начать осознавать (conscious) свой светящийся сегмент.
Поясняя эту идею, дон Хуан изобразил наше сознание (consciousness) разделенным на три неравных части. Самую маленькую часть он назвал первым вниманием и сказал, что это именно то внимание (is the consciousness — то сознание), которое развито каждым человеком для того, чтобы иметь дело с повседневным миром; оно охватывает сознание физического тела (it encompasses the awareness of the physical body — оно включает в себя осознание физического тела). Другую, более крупную часть, он назвал вторым вниманием и описал его как то внимание (the awareness — осознание), которое нам нужно, чтобы воспринимать наш светящийся кокон и действовать как светящееся существо. Он сказал, что второе внимание в течение всей нашей жизни пребывает (remains — остается) на заднем плане, если только оно не выводится вперед благодаря специальной (deliberate — преднамеренной) практике или случайной травме, и что оно охватывает осознание светящегося тела. Последнюю, самую большую часть он назвал третьим вниманием. Это то неизмеримое осознание (immeasurable consciousness), которое включает (engages — вовлекает, сцепляет, приводит в действие) в себя неопределимые (undefinable — неописуемые) аспекты физического и светящегося тел ( ).
Я спросил его, испытал ли он сам третье внимание. Он ответил, что был на его периферии и что если он когда-нибудь войдет в него полностью, я тотчас узнаю об этом, потому что все в нем мгновенно станет тем, чем оно и является в действительности – взрывом энергии. Он добавил, что полем битвы для воинов является второе внимание, которое было чем-то вроде тренировочного полигона для достижения третьего внимания. Это состояние достаточно трудно достижимо, но по достижении очень плодотворно.
Достижение
Созерцание
— Как это делается, Горда?
Во время созерцания у тебя начинает кружиться голова и глаза устают, но если ты немного прикроешь их и мигнешь и сместишь их от одной горы к другой или от одного облака к другому, то созерцать можно часами или целыми днями, если это необходимо.
Сновидение
Дон Хуан говорил мне, что наше «первое кольцо силы» задействуется очень рано. И мы проживаем всю жизнь под впечатлением, что это все, что у нас есть. Наше «второе кольцо силы», внимание нагуаля, остается скрытым для подавляющего большинства из нас и только в момент нашей смерти оно открывается нам.
Существует, правда, доступный для всех путь к его достижению, но следуют ему только маги, – и это путь через «сновидение». «Сновидение», в сущности, является преобразованием обычных снов в занятия, включающие волевой акт. Сновидящие, привлекая свое «внимание нагуаля» и фиксируя его на темах и событиях своих обычных снов, преобразуют эти сны в «сновидение».
Дон Хуан говорил, что внимания нагуаля не достичь никакими процедурами. Он только дал мне указания. Прежде всего, надо было найти свои руки во сне. Затем упражнение по уделению внимания расширялось до поиска предметов и нахождения конкретных вещей, домов, улиц и тому подобного. Отсюда делался прыжок к «сновидению» о конкретных местах в конкретное время дня. Заключительной стадией было приведение «внимания нагуаля» к фокусу на всем себе (on the total self – на полном себе). Дон Хуан говорил, что этой заключительной стадии обычно предшествовал сон, который видели многие из нас в то или иное время и в котором человек смотрит на самого себя, спящего в постели. К моменту появления такого сна внимание мага развивается до такой степени, что вместо того, чтобы проснуться, как делают многие из нас в этой ситуации, он разворачивается на своих каблуках и приступает к какой-либо деятельности, как если бы это происходило в обычной жизни. С этого момента появляется брешь, разграничение в до сих пор единой личности. Результатом привлечения «внимания нагуаля» и развития его до уровня и усложненности нашего обычного внимания к миру, в системе дона Хуана является другое я, существо, идентичное себе, но созданное в «сновидении».
Дон Хуан говорил мне, что не существует определенных стандартных шагов для обучения этому дублю. Точно так же, как не бывает определенных шагов для достижения нашего обычного осознания. Мы просто делаем это посредством практики. Он утверждал, что в процессе привлечения нашего «внимания нагуаля» мы найдем эти шаги сами. Он убеждал меня практиковать сновидение, не позволяя своим страхам превращать это в обременяющую деятельность (encumbering production – затруднительное, обременяющее производство).
Альтернативные расшифровки
Внимание — глобальное миросозерцание
У Кастанеды слово «внимание» (первое, второе) обозначает глобальное миросозерцание. То есть чувственное восприятие, как таковое. В той парадигме в которой пишет Кастанеда и те люди, к которым он обращается имеют специфическое образование и термины трактуют в соответствии с предустановленными структурированными знаниями. В данном случае «внимание» является синонимом глобального развёрнутого миросозерцания или наличия сознания вообще со всеми его сознательными и бессознательными вариациями.
Слова Кастанеды являются легко воспринимаемыми и порождают кучу двусмысленностей потому, что они являются квинтэссенцией (извлеченной структурой) из огромных баз данных.
Первое и второе внимание — это бессознательные вещи.
Мы живем в стихийно сложившемся бессознательном согласованном бодрствующем общественном социальном трансе. Овладение первым вниманием — это овладение бессознательными комплексами, структурами и волевыми поведенческими импульсами. Это коллективный тональ, индивидуальный тональ и преодоление штампов и шаблонов внутри себя.
Некоторые считают, что если они ухватили в себе шаблон, выследили его, преодолели его, то они усовершенствовали первое внимание и таким образом вошли в магическое второе внимание — это бред. Второе внимание — это воля, мотивация, миросозерцание, абсолютно не доступное нам в том состоянии осознавания, интеллекта и ума в котором мы находимся. Веками чуваки писали о карме, фатальности, судьбе, о чём-то не управляемом, что заставляет людей делать импульсивные поступки.
Второе внимание — специфическое, архаическое, дологическое, иррациональное мышление
Бессознательное — вне человеческая часть нас с вами. Второе внимание — специфическое, архаическое, дологическое, иррациональное мышление. У этого мышления есть внимание. Всякое мышление, всякое сознание иногда интерпретируется и формулируется, как внимание. То есть, по сути, сознание равно внимание, поскольку, через процесс рафинирования от рецепции внешних сигналов и до конструирования восприятий и обращения к этому конкретному предмету на который вы смотрите. от рецепции и до внимания всё это представляет из себя сознание.
Второе внимание — это то, что, можно сказать, не осознаваемое мышление и мотивация, в том числе и внимание, которое обобщается термином бессознательное. Если говорить буддийским языком — это поток кармических причин и следствий предыдущих существований.