Вторичное зпр что такое

Вторичное зпр что такое

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

Вторичное зпр что такое. 8477. Вторичное зпр что такое фото. Вторичное зпр что такое-8477. картинка Вторичное зпр что такое. картинка 8477. Ваш персональный менеджер: Маргарита Ответственная и отзывчивая! 😊

Аннотация: Психическое развитие – это процесс сложный и генетически обусловленный, характеризующийся развитием ряда навыков и умений.

Статья:

Психическое развитие – это процесс сложный и генетически обусловленный, характеризующийся развитием ряда навыков и умений. Среди основных психических функций стоит отметить: самооценку, поведение, волю, эмоционально волевую сферу, все виды мышления, внимание, счет, письмо, чтение, память, речь.

В 2003 году доктором В.В Лебединским было выделено 6 разновидностей нарушений психического развития в детском возрасте:

Патогенез данных отклонений изучен мало, но есть предположения известных детских психологов, что причиной возникновения психических патологий может быть нарушение созреваний лобных отделов мозга, которые в свою очередь отвечают за деятельность человека и его созидательные акты.

Формы ЗПР: признаки и отличия

Каждый родитель должен понимать, что ЗПР – это слабая форма отклонений в психике, которая поддается корректировке с использованием комплексной и продуманной реабилитации.

На сегодняшний день распознают 4 формы ЗПР, среди которых первое место занимают первичный и вторичный дефект:

Любая из форм поддается коррекции и возможно частичное или полное восстановление.

Первичная и вторичная ЗПР у детей: отзывы родителей и врачей

В зависимости от формы ЗПР подбираются методики коррекции. О своем опыте на форумах и отзовиках делятся активно как родители, так и специалисты.

ПоложительныеОтрицательные
Я очень благодарна центру «Азбука» в Москве. Мы с дочерью посещаем там занятия с двухлетнего возраста. У нас первичная ЗПР (кислородное голодание при родах), и мы сумели общими усилиями добиться того, что наша малышка развивается практически на уровне со сверстниками. Да, работы еще много, но все реально. (Лариса)Мы сначала развивались нормально, даже появились отдельные слова, а вот после прививки в год пошел полный откат в развитии. Сначала был шок, а теперь просто титаническая работа, как оказывается у нас вторичная ЗПР, как результат тяжело перенесенной вакцины, хотя со стороны медиков два этих фактора не связывается… (Алена)
Со вторичной ЗПР намного сложнее справиться, да и для родителей психологически тяжелее. Ведь осознать, что твой ребенок только что был нормальным, а теперь не может связать и двух слов – не каждому дано. Но мы справились, и сейчас активно занимаемся с дефектологом, логопедом и психологом, результаты есть, но боюсь сглазить. (Вита)Мне все доктора в один голос кричали, когда сын внезапно замолчал в 3 года, что это он просто испугался, что ничего страшного, пройдет, можете походить на занятия с психологом. А оказалось, ребенок в детском саду упал и сильно ударился головой, в результате чего и начала развиваться вторичная ЗПР, мы из-за неправильного диагноза потеряли целый год времени, теперь вот пытаемся догнать. И не факт, что наши усилия будут успешными, ведь многое упущено! (Надя)
Причиной развития ЗПР у нас является менингит после рождения. Очень он ударил по способности развиваться полноценно. Сначала проходили медицинские курсы, меняя один препарат другим, результатов как таковых я не видела. Пока не начали заниматься с дефектологом и детским психологом. Важно правильно подобрать специалиста и обязательно заниматься дома, и все точно получится. Нам до идеала еще далековато, но первые шаги в развитии мы уже сделали. (Елена)Как по мне нет разницы: приобретенная или врожденная задержка, коррекционная работа должна проводится в любом случае, и она мало отличается между собой, стандартный набор занятий на овладение ряда навыков. Зачем только родителей запутывать. (Нина)
ЗПР – это не приговор, просто нужно немного усиленнее заниматься с ребенком, а не пускать его становление как личность на самотек. Окружите своего кроху лаской, любовью, заботой. Проводите с ним много времени. Старайтесь в игровой форме развивать все, от пространственного восприятия до развития воображения. И все у вас получится. (Тамара Петровна)Плохо, что ЗПР сейчас диагностируют у каждого второго, например, у нас были все признаки аутизма, но нет. Нам упорно диагностировали первичную форму ЗПР, как результат занятия проводились неправильно, и ребенок еще больше замкнулся в себе, теперь даже не знаем, как его вытащить с его маленького мирка. (София)
Мы до детского сада сложно справлялись с выработкой даже элементарных навыков самообслуживания. Даже понятия «горшок» не было.

Дочь делала только то, что ей хотелось, а наши просьбы просто игнорировались, не могу сказать осознанно или нет, но просто игнорить окружающих у нее получалось на ура. Минуя все отговорки и вбивания в мою голову по типу, смирись, лучше не будет, я настояла на посещении детского сада.

Я понимала, что только в коллективе наша малышка будет развиваться, и я смогу отвлекаться от проблем хоть на полдня, ведь от моего психологического состояния тоже многое зависит, ведь я должна проявлять тотальное спокойствие и всегда улыбаться (положительная атмосфера в доме крайне важна!).

И да, это работает, понадобился месяц, чтобы дочь самостоятельно начала держать ложку в руках и просится на горшок, начали появляться жесты, и даже отдельные слова по типу «дай», «надо», «сяп» (спасибо») и «я хотева» (я хотела). Не держите деток дома взаперти, выбирайте сад и смело оставляйте в группе сначала на 30 минут и так постепенно увеличивайте время до полного дня. Результат будет – при условии наличия грамотных воспитателей.

У нас в стране 2 проблемы, медицина (точнее диагностика) и образование детей с особенностями. И там, и там нет соответствующих специалистов и оборудования, как результат страдают детки, и упускается драгоценное время. Ведь не зря все психологи в один голос твердят, развитием важно заниматься в возрасте 3-7 лет, дальше коррекционные работы будет проводить гораздо сложнее. (Галина Степановна)

Вывод

Еще раз хотим отметить, что ЗПР не является приговором. Если найти правильный подход, научиться понимать своего ребенка и комплексно заниматься развитием, диагноз можно преодолеть, вне зависимости от его формы. В большинстве случаев уже в первый класс идут детки вполне здоровые и легко адаптируются к окружающему миру. Это демонстрируют и многочисленные положительные отзывы родителей.

Источник

Задержка психического развития у детей: причины ЗПР, диагностика и профилактика

Содержание:

Что такое ЗПР

Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Термин ЗПР был предложен психиатром Г. Е. Сухаревой в 1959 году. Он широко использовался в профессиональной литературе и психолого-педагогической практике вплоть до 90-х годов прошлого столетия. Тогда было признано, что этот термин слишком обобщен и устарел, поэтому в 1997 году задержка психического развития перестала быть медицинским диагнозом. Но сам термин не теряет актуальности, используясь уже не в контексте диагноза, а как педагогическая характеристика развития ребенка.

Основные причины ЗПР у детей

Причин, почему возникает задержка психического развития, достаточно много, но на данный момент принято разделять их на две большие группы – биологические и социальные причины.

После рождения, а также в первые годы жизни детей, причинами развития ЗПР могут быть следующие биологические факторы:

Другой причиной развития ЗПР, которую можно отнести в данную категорию, является наследственный фактор. Если одному из родителей (или обоим) ставился этот диагноз, то есть вероятность того, что у их детей могут возникнуть схожие проблемы, даже если отсутствуют другие факторы риска.

Источник

Формы ЗПР

Л.Т. Журба (1980), А.В. Горюнова (1994) и др. (Психиатрия. Руководство для врачей. 2012) различают первичные и вторичные формы ЗПР.

Первичные формы ЗПР имеют церебрально-органический генез и рассматриваются как наиболее распространенные нарушения интеллектуального развития. Они являются результатом воздействия на головной мозг гипоксических, травматических, инфекционных, токсических и иных факторов в анте- и перинатальном периодах развития (родовая травма, асфиксия, ранние инфекции, недоношенность, некоторые наследственные заболевания, эндокринопатии и др.). Итогом является относительно негрубое поражение головного мозга, «не достигающее четкого органического дефекта».

Вторичные формы ЗПР возникают на фоне первично неповрежденного мозга при хронических соматических заболеваниях (например, при пороках сердца), сопровождающихся церебральной недостаточностью в виде минимальной мозговой дисфункции (ММД). Повреждение головного мозга и приостановка психофизического развития возникают при этом вследствие обменных и связанных с ними токсических и гипоксических нарушений и сочетаются «с неустойчивой регуляцией гомеостаза, особенно в раннем возрасте».

Отличительный признак вторичных форм ЗПР – «наличие аффективных расстройств и замедленное формирование положительных эмоциональных реакций». Вследствие «низкого эмоционального тонуса» отстает развитие адекватных форм общения с взрослыми, долго не развивается эмоционально-игровой характер коммуникаций, отсутствуют подражательные жесты, адекватная мимика, задержаны начальные этапы речевого развития. Выход из данных состояний часто бывает «скачкообразным» через «ускоренное развитие задержанных функций».

Особую форму ЗПР представляет «задержанное развитие с диссоциированностью (расщеплением) и дисгармоничностью (неравномерностью) развития отдельных психических функций». Наиболее характерно при этом сочетание ЗПР с аутизмом, что является «предвестником будущей психической патологии (аутизма, детской шизофрении, шизоидии и др.)». При некоторых формах ЗПР наблюдаются значительные неврологические нарушения (гипервозбудимость, церебрастения, гидроцефалия, повышение внутричерепного давления, припадки, мышечная гипотония и т. п.).

Различают, наконец, тотальную ЗПР (относительно равномерное недоразвитие психологических функций) и парциальную ЗПР (преимущественное недоразвитие какой-либо одной функции, например двигательной, речевой, слуха, зрения).

Обнаружили у ребёнка признаки ЗПР? Мы сможем Вам помочь! Позвоните нам

Источник

Вторичное зпр что такое

Задержки психического развития — пограничные с умственной отсталостью (олигофренией) состояния, т. е. промежуточные формы интеллектуальной недостаточности между дебильностью и нормой.

Задержки психического развития, связанные с незрелостью психики и мозговых структур, рассматриваются как отдельные группы состояний с патологией развития (именно так они трактовались в МКБ-8 и МКБ-9) либо как синдром, входящий в структуру того или иного неврологического, психического или соматического заболевания (МКБ-10).

Распространенность задержек психического развития в детском населении (как самостоятельной группы состояний) составляет 1,2 и 8—10 % в общей структуре психической болезненности. Задержки психического развития, естественно, в качестве синдрома встречаются значительно чаще.

Психические нарушения при задержках психического развития проявляются в виде отставания развития различных сфер психической деятельности — моторной, познавательной, эмоционально-волевой, речи с раннего возраста вследствие замедления созревания соответствующих структур головного мозга.

Диагностирование задержки психического развития возможно с первых месяцев жизни В одних случаях на первый план выступает задержка развития эмоциональной сферы, в других преобладает задержка развития интеллекта в виде пограничной умственной отсталости Последнее иногда сочетается с признаками недоразвития лобных и теменных долей мозга на ЭЭГ [Благосклонова Н. К. и др., 1994].

Замедление созревания психических функций может варьировать от легкой степени до выраженной. При легкой степени задержки психического развития становление возрастных навыков запаздывает в пределах одного возрастного периода; при средней степени становление возрастных двигательных и речевых навыков, эмоциональных реакций, ручных умений, коммуникативных взаимодействий и других нервно-психических функций задерживается более чем на один возрастной период; при тяжелой степени отставание в приобретении возрастных навыков превышает два возрастных периода.

При легкой степени задержки психического развития выявляются и признаки компенсации отстающей функции. При задержке развития средней степени, при сохраняющейся тенденции к компенсации сроки развития психических функций значительно отстают от нормативов. Тяжелая степень задержки развития, как правило, не содержит в своей структуре элементов компенсации, и задержка психического развития характеризуется не только ретардацией, но и разного рода аномалиями Данный тип задержки психомоторного развития обычно отражает последствия внутриутробного или интранатального повреждения головного мозга, и эти случаи являются наиболее сложными в дифференциально-диагностическом отношении, особенно в плане отграничения от умственной отсталости.

Главные клинические признаки задержек психического развития (по М. Ш. Вроно): запаздывание развития основных психофизических функций (моторики, речи, социального поведения); эмоциональная незрелость; неравномерность развития отдельных психических функций; функциональный, обратимый характер нарушений.

Этиологические факторы задержек психического развития подразделяются на конституционально-генетические, церебрально-органические и психосоциальные. Некоторые врожденные и наследственные прогрессирующие заболевания нервной системы в первые годы жизни так же манифестируют задержкой психомоторного развития, но в этих случаях речь идет о соответствующем синдроме, динамика которого определяется основным болезненным процессом. В некоторых случаях легких степеней задержки психического развития отмеченные нарушения в процессе последующего развития ребенка исчезают и диагноз ретардации психических функций снимается.

Различают первичные и вторичные задержки психического развития [Журба Л. Т., 1980; Лебедев Б. В, 1981; Маслова О И, 1991; Горюнова А В, 1994]. Первичные задержки церебрально-органического генеза являются наиболее распространенными нарушениями развития. В их основе лежат гипоксические, травматические, инфекционные, токсические и другие факторы, действующие на развивающийся мозг в перинатальном периоде (родовая травма, асфиксия, ранние инфекции, недоношенность, некоторые наследственные заболевания, эндокринопатии и др.), приводящие к негрубому поражению головного мозга, не достигающему четкого органического дефекта. Вторичные задержки нервно-психического развития возникают на фоне первично неповрежденного головного мозга при хронических соматических заболеваниях (например, при пороках сердца), сопровождающихся церебральной недостаточностью в виде минимальной мозговой дисфункции. Обменные нарушения и связанные с ними токсические и гипоксические воздействия при хронических соматических заболеваниях в сочетании с неустойчивостью регуляции гомеостаза особенно в раннем возрасте приводят к поражению нервной системы и приостановке психофизического развития. Отличительным признаком вторичных задержек психического развития является наличие в их структуре аффективных расстройств и замедленного формирования положительных эмоциональных реакций. В этих случаях на фоне низкого эмоционального тонуса наблюдается отставание адекватных форм общения со взрослыми, долго не развивается эмоционально-игровой характер коммуникаций, отсутствуют подражательные жесты, адекватная мимика, задержаны начальные этапы речевого развития. Выход из данных состояний часто бывает скачкообразным через ускоренное развитие задержанных функций.

Особый вариант нарушений представляет задержанное развитие с диссоциированностью (расщеплением) и дисгармоничностью (неравномерностью) развития отдельных психических функций. Наиболее характерным для этого варианта является сочетание неравномерной задержки психических функций с аутизмом. Этот вариант задержки психического развития является предвестником будущей психической патологии (аутизма, детской шизофрении и др.).

При некоторых формах задержек психического развития большое место в клинической картине занимают неврологические нарушения с гипервозбудимостью, гипертензионными, гидроцефальными, судорожными и церебрастеническими явлениями, а также с мышечной гипотонией и др. В других случаях доминирует отставание интеллектуального развития. Последнее необходимо отличать от состояний дефекта, наступивших вследствие психических заболеваний (в первую очередь детской шизофрении и последствий органических заболеваний мозга).

Детские неврологи [Журба Л. Т., Мастюкова Е. М., 1981] ввели понятие неспецифической, или доброкачественной, задержки развития, которая обусловлена замедлением темпа созревания морфо-функциональных структур головного мозга, и специфической задержки, которая обусловлена поражением головного мозга.

В первые годы жизни в силу незрелости нервной системы у детей чаще наблюдается дисфункция созревания двигательных и общих психических функций. Поэтому обычно в раннем детстве речь идет об общей задержке психомоторного развития с большей выраженностью отставания психических функций. У детей же старше 3 лет становится возможным выделение уже более очерченных психоневрологических синдромов.

Обоснованным является отнесение (Л. Т. Журба, Е. М. Мастюкова) к вторичным задержкам (без изначального церебрального органического дефекта) нарушений психического развития при некоторых формах патологии зрения и слуха, после тяжелой и длительной психотравмирующей ситуации, при дефектах воспитания, особенно в условиях депривации и др. Последние исследования в области психической депривации, особенно сенсорной (слепота, глухота) и в результате сиротства, показывают, что выраженность депривационных задержек развития зависит от возраста ребенка. Если соответствующий фактор воздействует с первых месяцев жизни, то он непосредственно влияет на нервную систему. Но в тех случаях, когда слепота и глухота являются врожденными, они сами по себе уже отражают патологию головного мозга, т. е. в этих случаях речь идет о первичной церебральной патологии [Лангмейер И., Матейчик 3., 1984; Калинина М. А., 1995; Проселкова М. Е., Козловская Г. В., 1995; Строганова Т. А., 1995, и др.].

Существует деление задержек психического развития на тотальную, при которой созревание моторных и психических функций отстает более или менее равномерно, и парциальную, когда на первый план выступает отставание в развитии какой-либо одной функции.

Термин «тотальная задержка» чаще применяется по отношению к глубоким степеням умственной отсталости, а при пограничных формах чаще употребляется термин «парциальная задержка».

Парциальные задержки обычно обусловлены упоминавшимся выше физиологическим феноменом гетерохронии мозга, т. е. неодновременным созреванием мозговых структур, что создает возможность диспропорциональности и асинхронности развития некоторых функций вплоть до задержек формирования их. Наиболее наглядным примером являются различные варианты парциального отставания в двигательном или речевом развитии. Среди них выделяют моторные алалии, дислалии и дизартрии, диспраксии в раннем и дошкольном возрасте, которые в дальнейшем выступают как дисграфии, дискалькулии и дислексии. При ограничении двигательного пространства (иммобилизации) наблюдается отставание в формировании стато-кинетических функций, тогда как психические и речевые функции развиты нормально, а иногда даже в большей степени. Аналогичные взаимоотношения складываются при дефиците зрительно-слуховых и когнитивных стимулов.

К парциальной форме задержки психомоторного развития относится задержка развития экспрессивной и импрессивной речи или их смешанные формы, что в раннем детском возрасте встречается особенно часто. Это связано с тем, что у детей первых лет жизни при разном времени созревания структур головного мозга, обеспечивающих сложную интегративную функцию речи, имеется основа для физиологического несоответствия между семантической, смысловой и речедвигательной функциями. При отсутствии оптимального речевого контакта это и обусловливает появление различных речевых расстройств. Задержка речи на доречевом этапе заключается в позднем появлении интонационной выразительности крика, бедности и редкости голосовых реакций, отсутствии или позднем появлении первых лепетных слов и звукосочетаний, первых слов, первых фраз. Эти отклонения могут возникать на фоне своевременного формирования внутренней речи, но обычно сочетаются с задержкой семантической стороны речи. В одних случаях они свидетельствуют о нарушении только моторного компонента речи, а в других указывают на расстройства сенсорного восприятия, фонематического слуха, гнозиса и являются ранними признаками интегративных расстройств высших психических функций — чтения, письма, счета.

Возрастные особенности задержек психического развития характеризуются возвращением на предыдущий уровень развития, т. е. предыдущий возрастной период.

Так, на первом году жизни возможно отставание формирования двигательных функций, угасания некоторых безусловных рефлексов и формирования установочных, цепных симметричных и асимметричных рефлексов положения и выпрямления. Замедлено и часто непоследовательно формирование таких двигательных актов, как удержание головы, переворот туловища, сидение, вставание, ползание, ходьба и др. Развитие интегративных психомоторных, т. е. целенаправленных, осознанных двигательных актов, также отстает. Если речь идет о детях второго полугодия жизни, то обычно очевидными становятся такие отклонения, как поздняя фиксация взгляда, слабое прослеживание за предметами, отставание зрительно-моторной координации, снижение познавательных интересов, недостаточность предречевых этапов речи. Незрелость эмоционально-волевой сферы выражается в позднем появлении улыбки и комплекса оживления, в запаздывании дифференциации эмоциональных реакций на окружающее, в изменении общей психической активности.

На 2-м году жизни при сохраняющейся задержке статических и кинетических функций на первый план выступает недостаточность познавательной деятельности и речи. Это проявляется в снижении ориентировочных реакций внимания и исследовательского интереса, в отсутствии или недостаточности подражания, вялости игровой деятельности, затруднении приобретения навыков самообслуживания, недостаточном понимании обращенной речи и запаздывании появления первых слов.

Если задержка психомоторного развития к 3 годам не регрессирует, то характерным в этот период является отставание речевых функций, недостаточность познавательной и игровой деятельности и несформированность возрастных форм поведения. Фразовая речь отсутствует или бедная с аграмматизмами и неправильным произношением, нет речевого подражания. Затруднено освоение навыков самообслуживания. Игра остается примитивной, нет ее усложнения или оно идет замедленно. Запас возрастных сведений и умений недостаточен, наблюдаются слабость первичных обобщений, отсутствуют идентификация пола, способность выделять существенные признаки предметов, нет дифференцированного интереса к интеллектуальным формам игры. Моторные функции могут оставаться незрелыми, выражены диспраксические отклонения.

Существует точка зрения, согласно которой клиническая картина задержек психического развития определяется присущими разным возрастным периодам формами нервно-психического реагирования. Так, В. В. Ковалев (1988) выделяет следующие уровни возрастного реагирования: соматовегетативный — у детей от рождения до 3 лет, психомоторный — от 4 до 7 лет, аффективный — от 5 до 10 лет, эмоционально-идеаторный — от 11 до 17 лет. Хотя это деление, естественно, несколько искусственно, оно позволяет понять многие особенности психопатологии детского возраста. В последние годы в этой области выделены новые комплексы разнообразных психических симптомов и синдромов, имеющих свои общие закономерности, наблюдаемые в раннем детском возрасте и мало описанные в общей психиатрии.

Исходя из основных факторов риска развития психического дизонтогенеза по В. В. Ковалеву, задержки психического развития можно разделить на 3 клинические группы: 1) типичная задержка развития недифференцированного генеза, при котором имеют место равномерная или парциальная ретардация в целом или отдельных психических функций на фоне неврологических симптомов минимальной мозговой дисфункции или без таковых. Эта форма легкообратимая и маловыраженная; 2) задержка психического развития церебрально-органического типа, характеризующаяся выраженностью нарушений развития (средней и большей степени), сочетанием с неврологическими симптомами и частичной обратимостью отклонений; 3) задержка психического развития депривационного генеза при сенсорной депривации (у слепых и глухих) и деприваций материнской эмоциональной, когнитивной, микросоциальной и др. (у детей-сирот). Последние две формы нарушений психического развития в последние годы были изучены особенно подробно. В условиях слепоты и глухоты с первых лет жизни у детей наблюдается особая форма задержки психического развития (с одновременной дисгармонией, дизритмичностью и искажениями развития) в виде «дезадаптационного синдрома», развивающегося в раннем возрасте и достигающего своей наибольшей выраженности в период первого возрастного криза (2,5—3,5 года), который в последующем трансформируется в особое развитие личности дефицитарного типа [Козловская Г. В., 1971; Матвеев В. Ф., Барденштейн Л. М., 1975; Строганова Т. А., 1994]. Аналогичные особенности были отмечены у детей-сирот, воспитывающихся в условиях детских домов с первого года жизни. У них также выявлены характерные задержки психического развития с нарушением не только темпа, но и последовательности этапов развития, с отчетливыми, эмоциональными (депрессивными) реакциями и нарушениями общения в виде депривационного парааутизма. К возрасту 3—3,5 лет у детей-сирот с рождения формируется синдром сиротства (депрессия, парааутизм, двигательные стереотипии и др.), который к пре- и пубертатному возрасту складывается в характерное дефицитарное развитие личности [Башина В. М., Проселкова М. Е., Козловская Г. В., 1996; Калинина М. А. и др., 1997].

Рассмотренные задержки психического развития характеризуются обратимостью многих расстройств, т. е. относительно благоприятным прогнозом. В одних случаях такая задержка может полностью ликвидироваться через ускоренную фазу созревания — скачок в развитии или через запоздалое развитие, в других может сохраняться некоторое недоразвитие той или иной функции или происходит компенсация другими, иногда акселерированными функциями. В некоторых случаях остаются проявления синдрома минимальной мозговой дисфункции и такие расстройства, как гиперкинетический синдром (синдром дефицита внимания), специфические расстройства школьных навыков. Задержка психического развития в детстве может стать и основой патохарактерологических нарушений развития личности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *