Вторая симфония чайковского о чем

Вторая симфония чайковского о чем

П.И. Чайковский «Симфония №5»

Историю создания «Симфонии №5» Чайковского, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

История создания

Тяжкие думы и душевные мучения, преследовавшие Петра Ильича, он старался заглушить напряжённой работой. Осенью 1887 года маэстро стоял за дирижёрским пультом в Мариинском театре на премьерных спектаклях « Чародейки », затем был приглашён в Москву для участия в симфонических концертах. Далее ему предстояло большое концертное турне по странам Европы с посещением Берлина, Лейпцига, Гамбурга, Праги, Лондона и Парижа.

Эти гастроли для 48-ми летнего композитора были триумфальными и насыщенными новыми приятными знакомствами. Впоследствии у Чайковского остались сердечные воспоминания о встречах с норвежским композитором Эдвардом Григом , а также с восьмидесятилетним директором Филармонического общества в Гамбурге, почтенным Теодором Аве-Лаллеманом, которого Пётр Ильич называл своим большим другом.

Вернувшись на родину после четырехмесячных утомительных поездок, Чайковский в апреле 1988 года уединился в усадьбе «Фроловское» и приступил к работе над своим новым произведением – «Симфонией № 5», мысль, о написании которой вынашивал ещё находясь за границей. Душевное состояние композитора в тот период продолжало оставаться напряжённым, сочинение симфонии поначалу давалось ему с таким трудом, что маэстро уже начал сомневаться в своих силах: не иссякли ли его творческие возможности. Однако к середине августа произведение, создаваемое при постоянных переделках и перекройках, было закончено, а осенью полностью откорректировано.

Премьерное исполнение Пятой симфонии состоялось 5 ноября того же года на концерте Санкт-Петербургского филармонического общества, программа которого включала только произведения Петра Ильича. Московские меломаны познакомились с новым сочинением композитора 10 декабря на концерте, представленном Русским Музыкальным Обществом. В обеих столицах за дирижёрским пультом стоял сам автор. Слушатели Петербурга и Москвы приняли симфонию довольно радушно, однако мнения критиков относительно нового произведения не были единогласны, да и сам маэстро о своем творении отзывался весьма нелестно. В письмах друзьям он писал, что считает его неудачным: излишне пёстрым, неискренним и даже отталкивающим. Только спустя несколько месяцев, после исполнения симфонии в Гамбурге, Чайковский изменил отношение к своему созданию, наконец-то признав его достоинства.

Вторая симфония чайковского о чем. 504. Вторая симфония чайковского о чем фото. Вторая симфония чайковского о чем-504. картинка Вторая симфония чайковского о чем. картинка 504. П.И. Чайковский «Симфония №5» Вторая симфония чайковского о чем. 521. Вторая симфония чайковского о чем фото. Вторая симфония чайковского о чем-521. картинка Вторая симфония чайковского о чем. картинка 521. П.И. Чайковский «Симфония №5»

Вторая симфония чайковского о чем. 407. Вторая симфония чайковского о чем фото. Вторая симфония чайковского о чем-407. картинка Вторая симфония чайковского о чем. картинка 407. П.И. Чайковский «Симфония №5» Вторая симфония чайковского о чем. 522. Вторая симфония чайковского о чем фото. Вторая симфония чайковского о чем-522. картинка Вторая симфония чайковского о чем. картинка 522. П.И. Чайковский «Симфония №5»

Интересные факты

Вторая симфония чайковского о чем. 405. Вторая симфония чайковского о чем фото. Вторая симфония чайковского о чем-405. картинка Вторая симфония чайковского о чем. картинка 405. П.И. Чайковский «Симфония №5»

Содержание

Вторая симфония чайковского о чем. 198. Вторая симфония чайковского о чем фото. Вторая симфония чайковского о чем-198. картинка Вторая симфония чайковского о чем. картинка 198. П.И. Чайковский «Симфония №5»

Более ста двадцати лет прошло с тех пор, как великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский представил на суд слушателей свою завораживающую красотой музыки «Симфонию №5». Всё это время музыкальные критики и знаменитые дирижёры стараются постичь скрытый смысл этого выдающегося произведения и разгадать замысел маэстро: кто же всё-таки вышел победителем в жестокой схватке человека с его судьбой?

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

П.И. Чайковский «Симфония №5»

Источник

Вторая симфония

Смотреть что такое «Вторая симфония» в других словарях:

Вторая симфония (Бетховен) — Симфония № 2 ре мажор, op. 36 симфония Людвига ван Бетховена. Написана в 1801 1802 годах в Вене, премьера состоялась в Вене, 5 апреля 1803 г. Состав оркестра Деревянные духовые 2 флейты 2 гобоя 2 кларнета (A) 2 фагота Медные духовые 2 валторны… … Википедия

Симфония № 1 (Цемлинский) — Симфония № 1 ре минор вторая симфония А. Цемлинского (от первой, ми минорной, сохранилось лишь две части), иногда поэтому обозначается как № 2. Написана в 1892 1893 годах. Первая её часть была исполнена в июле этого же года… … Википедия

Симфония № 2 (Шульгоф) — Симфония № 2 Op. 81 симфония Эрвина Шульгофа, написанная в ноябре 1932 года в Праге. Создана по заказу Карела Болеслава Йирака, руководившего музыкальными программами Пражского радио, и ему же посвящена. Впервые исполнена 24… … Википедия

Симфония № 2 (Скрябин) — У этого термина существуют и другие значения, см. Симфония № 2. Симфония № 2 до минор, соч. 29 написана русским композитором Скрябиным в 1901 году. Впервые исполнена в Санкт Петербурге 12 января (по новому стилю 25 января) 1902 года под… … Википедия

СИМФОНИЯ — музыкальное сочинение для оркестра, обычно в трех или четырех частях, иногда с включением голосов. Происхождение. В конце эпохи барокко ряд композиторов, например Джузеппе Торелли (1658 1709), создавали сочинения для струнного оркестра и basso… … Энциклопедия Кольера

Симфония № 2 (Пендерецкий) — У этого термина существуют и другие значения, см. Симфония № 2. Вторая симфония («Рождественская») симфония Кшиштофа Пендерецкого, написанная зимой 1979 1980 годов. Название «Рождественская» возникло благодаря тому, что в музыке симфонии… … Википедия

Симфония № 2 (Шостакович) — У этого термина существуют и другие значения, см. Симфония № 2. Большевик (1920), Борис Кустодиев. Симфония № 2 си мажор, Op.14 сим … Википедия

Симфония №4 (Прокофьев) — Симфония № 4, до мажор симфония Сергея Прокофьева, имеющая две разные редакции соч.47 и соч.112. В первой редакции написана в 1929 году, вторая редакция 1947 год. Содержание 1 История создания 2 Структура … Википедия

Симфония №5 (Прокофьев) — Симфония № 5, си бемоль мажор, соч. 100 симфония Сергея Прокофьева, написанная в 1944 году. Симфония написана в период Великой Отечественной Войны, через четырнадцать лет после предыдущей симфонии автора. Об этой симфонии автор писал: Я задумал… … Википедия

Симфония № 40 (Моцарт) — Симфония № 40 соль минор KV 550 ― одно из наиболее популярных сочинений Вольфганга Амадея Моцарта. Она была окончена 25 июля 1788 года, три недели спустя после симфонии № 39. В 1791, незадолго до своей смерти, композитор создал её… … Википедия

Источник

Вопрос жизни и смерти: известные вещи

12.05.2017 2 комментария Просмотры: 12 781

Черт знает, что такое! С одной стороны, чувствую, что как будто моя песенка уже спета, а с другой — непреодолимое желание затянуть или все ту же жизнь, или, еще лучше, новую песенку…

Письмо П. И. Чайковского к А. К. Глазунову от 30 января 1890 г.

О Шестой симфонии Чайковского известно очень много. Известно, что композитор умер вскоре написания и буквально через девять дней после премьеры этой мрачной симфонии. Такое зловещее совпадение просто не могло не дать пищу для самых разных домыслов: порой увлекательных, порой нелепых, а порой нелепых, но вместе с тем увлекательных.

А главное, оно вызвало и продолжает вызывать дополнительный интерес к этому и без того необычайно интересному сочинению, считающемуся последним произведением композитора (что, формально говоря, неверно: Третий фортепианный концерт был завершён несколько позже).

Проклятие Шестой симфонии

Известно, что Чайковский посвятил Шестую симфонию своему племяннику Володе Давыдову, к которому всегда был неравнодушен, и который после разрыва отношений композитора с Н.Ф. фон Мекк стал его самым близким доверенным лицом. Чайковский даже подумывал совершенно переселиться в Петербург, чтобы быть поближе к «Бобу».

Компанию друзей племянника Пётр Ильич весело называл «своей четвёртой сюитой» (это только после смерти композитора название «Четвёртая сюита» закрепилось за его «Моцартианой») и нередко «спонсировал» их попойки и развлечения.

Известно, что посвящение симфонии сопровождалось колебаниями: имя Давыдова несколько раз вычёркивалось автором из рукописи, а затем вписывалось вновь. Это во многом зависело от того, насколько внимателен был Боб к своему дяде, насколько регулярно отвечал на письма…

Но рискну предположить, что у колебаний Чайковского была и другая, более серьёзная, причина. Не исключено, что он понимал, какую тяжкую ответственность взваливает на плечи юноши, посвящая ему такое произведение.

В 1897 году, через четыре года после смерти Чайковского, 25-летний Владимир Давыдов, получивший по завещанию все доходы от музыкальных произведений своего великого дяди, оставил службу в лейб-гвардии Преображенском полку и вышел в отставку в чине поручика, с тем чтобы переехать в Клин и принять участие в организации там дома-музея Чайковского.

К печальной судьбе Володи Давыдова вообще долгое время старались не привлекать лишнего внимания публики. Во-первых, не хотели углубляться в сущность такой пылкой привязанности композитора к своему племяннику, дабы не вызывать неудобных и очевидных вопросов.

А во-вторых, к творчеству Чайковского всячески старались притянуть за уши отсутствующий там оптимизм, и в благообразном каноническом житии «нашего музыкального всего» лишние трупы были крайне неуместны. Таким образом, «проклятие Шестой симфонии», павшее на голову того, кому она была посвящена, оказалось практически не замеченным.

Разумеется, ни о какой мистике речи тут нет и быть не может. Просто, думается мне, доверие и любовь великого человека оказались непосильным бременем для психики пусть хорошего, но обычного, в общем-то, паренька. А тут ещё эта симфония, оказавшаяся, как назло, такой значительной, такой знаменитой, такой гениальной! Посвящена ему… Почему? За что?

Да уж, подложил ты, дядя Петя, свинью своему любимому племянничку, которому уже посвятил когда-то «Детский альбом». Вот «Детским альбомом» и нужно было ограничиться…

Итог или новая песенка?

«Я положительно считаю ее наилучшей и в особенности «наиискреннейшей» изо всех моих вещей. Я ее люблю, как никогда не любил ни одного из моих музыкальных чад»,

– писал Чайковский Володе Давыдову вскоре после завершения Шестой симфонии.

Известно, что симфония эта занимает в наследии композитора особое и даже уникальное место произведения итогового. Так задумал он сам.

Вскоре после окончания своей Пятой симфонии Чайковский писал:

«Мне ужасно хочется написать какую-нибудь грандиозную симфонию, которая была бы как бы завершением всей моей сочинительской карьеры».

Он действительно написал её и, в самом деле, увы, его композиторская карьера на этом закончилась. Но значит ли это, что Чайковский намеревался оставить творчество, даже если бы не его преждевременная кончина?

Согласно одним мемуарам (впрочем, мемуары – вещь не самая достоверная), буквально в тот самый вечер, когда Шестая симфония была исполнена, Чайковский, признавшись в частной беседе, что в финале симфонии речь идёт о смерти, сказал:

«…но для меня это еще далеко, я чувствую в себе столько энергии, столько творческих сил; я знаю, что создам ещё много, много хорошего и лучшего, чем до сих пор».

Через девять дней его не стало.

Так что же это всё-таки было бы, останься Чайковский в живых? «Завершение сочинительской карьеры» или начало нового взлёта, прерванного смертью? Нам не дано этого узнать, но кое-что наводит меня на мысль, что второй вариант был вполне возможен (см. эпиграф).

Многие из последних сочинений Петра Ильича – опера «Иоланта», Третий фортепианный концерт, цикл романсов на стихи Даниила Ратгауза, гениальные и на удивление недооценённые 18 пьес для фортепиано, соч. 72, и др. – демонстрируют зарождение новых тем, новых интересов и даже новой эстетики композитора, ещё не до конца им самим освоенной.

О том же косвенно свидетельствует и едва начатый набросок концерта для флейты с оркестром – 53-летний композитор вознамерился вступить на совершенно незнакомую и, казалось бы, не очень подходящую для его громогласного таланта территорию.

Лично меня всё это заставляет, размышляя о смерти Чайковского (так же как, скажем, и о смерти Пушкина), сожалеть не только о необычайно симпатичном человеке, но и о композиторе. Думаешь с досадой: «Эх, поживи он ещё немножко…»

Как уже упоминалось в этих заметках, творчество Чайковского делится на два хорошо различимых периода. И Шестая симфония оказалась, действительно, итогом, завершением второго из них, подобно тому как Четвёртая блистательно завершила первый. Но по моему мнению, которого я никому не навязываю, посколько не могу быть в нём уверен, наклёвывался и третий период. И не исключено, что он оказался бы и вправду ещё лучше двух предыдущих. Но не судьба…

Ответ на все вопросы

Известно, что запланированной «итоговой работой» первоначально должна была стать симфония в тональности ми-бемоль мажор с программным названием «Жизнь». Чайковский написал её, но публиковать не стал, а музыкальный материал частично использовал в Третьем концерте для фортепиано с оркестром.

Вместо этой не удовлетворившей его симфонии композитор задумал совершенно новую. Вот как описывал он свой замысел в письме ко всё тому же Володе Давыдову:

«Мне хочется сообщить о приятном состоянии духа, в коем нахожусь по поводу моих работ. Ты знаешь, что я симфонию, частью сочиненную и частью инструментованную осенью, уничтожил. И прекрасно сделал, ибо в ней мало хорошего,— пустая игра звуков, без настоящего вдохновения.

Во время путешествия у меня явилась мысль другой симфонии, на этот раз программной, но с такой программой, которая останется для всех загадкой, — пусть догадываются, а симфония так и будет называться «Программная симфония» (№6).

Программа эта самая, что ни на есть проникнутая субъективностью, и нередко во время странствования, мысленно сочиняя ее, я очень плакал».

Известно, что на премьере, которой дирижировал сам автор, симфония большого успеха не имела, а была встречена скорее с недоумением. А когда после смерти Чайковского на концерте, посвящённом его памяти, Шестой симфонией дирижировал Эдуард Направник, тут уж успех был полным и слушатели рыдали, не таясь.

Сегодня мы привыкли считать Шестую симфонию своего рода «образцово-показательным Чайковским» – идеальным воплощением его стиля и квинтэссенцией всего его творчества. Но так ли это в действительности?

В предыдущих двух симфониях Чайковский задавал вопросы. В Шестой он, наконец, приходит к ответу. В предыдущих двух симфониях лирического героя мучили сомнения. В Шестой он осознаёт, что они были обоснованными.

В этой симфонии композитор отказывается от сквозного лейтмотива, олицетворяющего враждебные герою внешние силы. И это не просто формальное отличие от двух симфоний-предшественниц. Если в них шла борьба человека с судьбой, то в Шестой мы видим уже результат этой борьбы. Если в Четвёртой и Пятой симфониях события разворачивались как бы «здесь и сейчас», то вся Шестая – это один огромный «флэшбэк».

Отсюда и недоумение первых слушателей, уже привыкших к музыке Чайковского и полюбивших её. Шестая симфония оказалась для них неожиданной. А публика любит только такие неожиданности, которых она ожидает.

Так к какому же выводу приходит Чайковский в этом своём «итоговом» сочинении? К тому, который он вскоре подтвердит практикой: что жизнь кончается, что жизнь полна страданий, которые вовсе не обязательно бывают вознаграждены, что все наши невзгоды, надежды и успехи призрачны и ничтожны, что жизнь случайна, бессмысленна и эфемерна, но именно поэтому невыносимо прекрасна.

Придя к этим печальным выводам, уйти от них невозможно – именно это я имел в виду, когда писал в своей прошлой заметке о Чайковском, что ему предстоит «шагнуть в такую бездну, возврата из которой уже не бывает». Вот почему, вероятно, композитор «много плакал», когда обдумывал, – или, скорее, осознавал, – эту нехитрую «программу» своей будущей симфонии.

Сами собой напрашиваются параллели между Шестой симфонией Чайковского и Второй Малера, написанной всего-навсего год спустя. Если великий австриец начнёт свою симфонию траурным маршем, а финал её будет исполнен восторженного энтузиазма по поводу личного бессмертия и оттого, позволю себе так выразиться, несколько глуповат, то Пётр Ильич никаких иллюзий не строит и безосновательных надежд не питает – его герой приходит из небытия и в небытие уходит. Но именно поэтому его произведение пылает такой безоглядной любовью к жизни – не к какой-то там сказочной загробной, а к нашей, земной, пусть даже полной неутолённых страстей и болезненных разочарований.

Pathétique, но не Pathetic!

Известно, что заголовок «Патетическая» предложил Чайковскому его брат Модест (правда, известно это со слов самого Модеста).

Чайковский хотел дать сочинению какое-то название, но никак не мог решить, какое. Первоначальный вариант «Программная» не нравился ему своей излишней прямолинейностью и тем, что неизбежно должен был вызывать у слушателей вопросы. Также рассматривался вариант «Трагическая», но и он не казался удачным.

У специалистов нет единого мнения насчёт того, насколько без колебаний композитор принял название «Патетическая», но оно было напечатано в первых изданиях симфонии и в итоге хорошо прижилось.

За рубежом сложилась традиция называть эту симфонию на французский манер – Pathétique, и это неспроста. Дело в том, что в английском языке слово Pathetic означает «жалкий», «вызывающий презрение». И я не знаю, чем думают наши составители буклетов к дискам и концертных программок, регулярно переводящие название симфонии как Pathetic. Получается: Симфония № 6 си минор, соч. 74, «Жалкая».

Возможно, кому-то это и покажется забавным, но я сильно сомневаюсь, что в таких случаях горе-переводчики искренне намереваются пошутить.

Однако как бы много ни было нам известно об этой симфонии, известнее всего она сама. Её запоминающиеся мелодии, вырванные из своего кошмарного контекста, находили и находят самое разное практическое применение: от эстрадных песен и звуковых дорожек американских фильмов и мультфильмов до церемоний закрытия Олимпийских игр.

Именно под музыку Шестой симфонии Чайковского проходило знаменитое московское выступление Айседоры Дункан в 1922 г. – то самое, после которого Ленин кричал:

У меня вызывает недоумение Альбан Берг, написавший как-то, что Шестая симфония Малера – это

«единственная шестая, не считая «Пасторальной» Бетховена».

По-моему, тут налицо яркий пример германского высокомерия. А вот для меня, например, последняя симфония Чайковского – это «единственная шестая», на фоне которой меркнут и «Пасторальная» Бетховена, и Шестая Малера. Симфония, которую можно переслушивать бесконечно, – как перечитывать любимую книгу.

Речь, в самом деле, идёт о произведении чрезвычайно знаменитом и выдающемся. Перед нами тот редкий шедевр, для которого смело можно не жалеть эпитета «великий», и это не будет ни высокопарностью, ни преувеличением. Шедевр, о котором столько всего известно, что добавлять к этому что-либо ещё представляется делом пустым и бессмысленным.

И если в следующей заметке я буду рассказывать об этой музыке, то только лишь с одной целью. Я собираюсь сделать то, что, как мне кажется, хотел от каждого из слушателей сам Чайковский, когда планировал назвать свою симфонию «Программной» – а именно, составить свою персональную, основанную на собственном опыте и на собственных переживаниях, программу произведения. Такие программы, подобно зубным щёткам, являются предметами исключительно личного пользования. Но вдруг вам понравится моя, и вы захотите обзавестись своей собственной?

Источник

Вторая симфония чайковского о чем

П.И. Чайковский Симфония №1 «Зимние грёзы»

Вторая симфония чайковского о чем. 61. Вторая симфония чайковского о чем фото. Вторая симфония чайковского о чем-61. картинка Вторая симфония чайковского о чем. картинка 61. П.И. Чайковский «Симфония №5»

Историю создания Симфонии №1 Чайковского, имеющей название «Зимние грёзы», содержание и множество интересных фактов о произведении читайте на нашей странице.

История создания «Зимних грёз»

Композитор начал сочинять произведение весной 1866 года. Вдохновение Пётр Ильич Чайковский черпал из воспоминаний о зиме в родном городе Воткинске. Ведь именно там самые веселые праздничные гуляния, самые красивые пейзажи и добрые люди. Композитор недавно закончил консерваторию в Санкт-Петербурге и сразу был принят на работу в качестве преподавателя по приглашению Николая Григорьевича Рубинштейна. Работы в учебном заведении было много, а график занятий был расписан практически поминутно. Уставший от повседневной рутины, без возможности заниматься любимым делом в дневное время, Чайковский был практически на грани нервного срыва.

Тем не менее, на качестве музыки состояние музыканта никак не отразилось. Наоборот, погружение в воспоминания настраивало его на творческий лад, композитор мог отдыхать от бесконечных лекций. Уже в сентябре сочинитель представил законченный вариант симфонии. К большому огорчению Чайковского сочинение было жестоко раскритиковано, и ему не дали права на исполнение.

Далее последовали дни переработки произведения, которые тянулись до ноября. И во второй раз композитор услышал, что симфония не доработана и требует внесения коррекции. Тем не менее, Николай Рубинштейн отметил, что вторая и третья части стали намного лучше и даже включил их в концерты Русского Музыкального общества, проходившие в Санкт-Петербурге и Москве. Премьера прошла незаметно и не принесла успеха молодому музыканту, лишь один неизвестный критик отметил необычайную мелодичность и превосходную оркестровку. Профессиональные критики же проявили холодность и не оставили рецензий.

Вторая симфония чайковского о чем. 412. Вторая симфония чайковского о чем фото. Вторая симфония чайковского о чем-412. картинка Вторая симфония чайковского о чем. картинка 412. П.И. Чайковский «Симфония №5»

Полностью симфония была исполнена вначале февраля в 1868 году на восьмом по счету симфоническом собрании Русского Музыкального общества. За дирижерским пультом был Николай Григорьевич Рубинштейн. К слову, данной редакции сочинения было суждено быть исполненной всего лишь один раз. Так как критики не пожелали написать о молодом таланте, и композиция была быстро забыта слушателями.

Прошло время, но Чайковского не отпускала мысль о том, почему «Зимние грезы» были так холодно приняты слушателями. Переехав в Италию, в 1874 году, он вновь берется за доработку. После пересмотра партитуры он подправил неточности в оркестровке, добавил новые уточнения, касающиеся исполнения. Работа была сделана достаточно быстро, но ранимый Чайковский боялся, что музыка опять останется без должного внимания и отложил исполнение на девять лет.

Премьера состоялась в Москве в 1883 году. Дирижер М. Эрмансдерфер отлично справился с собственной задачей, и музыка зазвучала совершенно по-новому. Критики были в восторге от услышанного. Через три года произведение было исполнено в Санкт-Петербурге, требовательная публика положительно приняла симфонию «Зимние грезы».

Вторая симфония чайковского о чем. 414. Вторая симфония чайковского о чем фото. Вторая симфония чайковского о чем-414. картинка Вторая симфония чайковского о чем. картинка 414. П.И. Чайковский «Симфония №5» Вторая симфония чайковского о чем. 413. Вторая симфония чайковского о чем фото. Вторая симфония чайковского о чем-413. картинка Вторая симфония чайковского о чем. картинка 413. П.И. Чайковский «Симфония №5»

Интересные факты

Вторая симфония чайковского о чем. 418. Вторая симфония чайковского о чем фото. Вторая симфония чайковского о чем-418. картинка Вторая симфония чайковского о чем. картинка 418. П.И. Чайковский «Симфония №5»

Содержание

Вторая симфония чайковского о чем. 174. Вторая симфония чайковского о чем фото. Вторая симфония чайковского о чем-174. картинка Вторая симфония чайковского о чем. картинка 174. П.И. Чайковский «Симфония №5»

Удивительная сердечность и искренность музыки открывают для слушателя возможность прочувствовать всю красоту момента. Образное содержание тесно связано с впечатлениями от русских зимних пейзажей. Симфония имеет косвенную программность, так как не имеет в основе литературного произведения, и лишь две части из четырех имеют название.

Строение цикла имеет традиционную классическую форму, состоящую из четырех частей. Стоит отметить, что драматургическая линия практически не прослеживается, что говорит о лирическом характере симфонического сочинения.

Первая часть называется «Грезы зимнею дорогой», что сразу дает настрой на легкую меланхолию. Но название обманчиво, ведь музыка наполнена невероятной живой энергетикой. Подчеркивает эту особенность стремительный темп Allegro. Тональность соль минор отлично передает лиричность главной темы. Главная партия состоит из двух элементов: первый спокойный, имеющий дух протяжной народной песни, и второй, вносящий ощущение тревоги, которое достигается при помощи использования большого количества хроматических интонаций.

Чудесная оркестровка позволяет передать всю красочность зимнего пейзажа. Легкий фон струнных полностью отражает колыхание морозного зимнего воздуха и ненавязчивый перезвон рождественских колокольчиков. Холодные тембры духовых инструментов идеально подчеркивают красоту и изящность главной темы.

Побочная партия, как и положено, написана в тональности доминанты. После достаточно напряженной связующей партии, возвращается спокойствие и благодать.

Заключительная партия имеет ярко-выраженный народно-плясовой характер. Большим контрастом является разработка, в которой главенствуют хроматические интервалы. Сокращенная реприза включает в себя большое количество полифонических приемов, помогающих привести к кульминации. Кода возвращает слушателя к истокам. Первая часть открывает многогранный мир природы для слушателя. Настроение музыки меняется также быстро, как направление ветра.

Вторая часть медленная, написана в темпе Адажио. Название «Угрюмый край, туманный край» соответствует образности, вложенной в музыку. Форма трехчастная с явно-выраженными чертами рондо. Музыка загадочна, плавна. В ней живет дух русской песни. С первых тактов слушатель становится вовлечен в туманный мир, в котором все таинственно.

Вторая симфония чайковского о чем. 417. Вторая симфония чайковского о чем фото. Вторая симфония чайковского о чем-417. картинка Вторая симфония чайковского о чем. картинка 417. П.И. Чайковский «Симфония №5»

Третья часть скерцо, в основе которого лежит вальсовая трехдольность. Тональность до минор. Форма сложная трехчастная. Легкость и прихотливость темы отлично передают солирующие инструменты: флейты и кларнеты. Средняя часть полностью оказывается во власти вальса, которое становится все более напряженным. Минорное звучание вальса является кульминацией всего цикла. На столь мрачной ноте заканчивается скерцо.

Финал – это торжественная картина народного гуляния. Основой является хороводная песня. Ликование и радость пронизывают каждый такт, даря ощущение массового сплочения. Сцена быта народа открывает для слушателя новые грани реальности. Полифонические приемы помогают в должной степени отразить многоуровневость и разнообразность народного творчества.

«Зимние грёзы» являются одним из лучших сочинений Петра Ильича Чайковского раннего периода. Именно в этом произведении впервые проявляются и формируются образы, характерные для дальнейшего творчества. Композитор применяет новые для себя приемы композиции, которые уже начинают выявлять особенности его музыкального мышления. Симфония, безусловно, является знаковым сочинением для отечественной музыки.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Петр Ильич Чайковский «Зимние грёзы»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *