Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения — не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Воспользуйтесь плеером, чтобы прослушать запись.
ПОЛЬЗУЙТЕСЬ СЛЕДУЮЩИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ
1. Определите тему текста.
2. Сформулируйте основную мысль.
3. Выделите основные микротемы в каждой части текста.
4. Определите способ сокращения: исключение, обобщение, упрощение.
5. Напишите сжатое изложение каждой части и свяжите их между собой.
1. Всю свою жизнь люди чего-то желают, и по мере взросления человека его желания становятся всё более сложными и замысловатыми.
2. Но после исполнения желания человек зачастую о нём забывает и тут же начинает хотеть чего-то ещё.
3. Секрет счастливых людей в том, что они умеют замечать, как их желания исполняются, и всё время помнят о том, что когда-то то, что они сейчас имеют, было лишь невероятной мечтой.
Критерии оценивания выполнения задания
Баллы
ИК1: Содержание изложения
Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все
важные для его восприятия микротемы.
2
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,
упустил или добавил 1 микротему.
1
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,
упустил или добавил более 1 микротемы.
0
ИК2: Сжатие исходного текста
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на
протяжении всего текста.
3
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для
сжатия 2 микротем текста.
2
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для
сжатия 1 микротемы текста.
1
Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста.
0
ИК3: Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и
— логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
— в работе нет нарушений абзацного членения текста.
2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и
допущена 1 логическая ошибка,
в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.
1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
Урок русского языка на тему «Работа с текстом при подготовке к ОГЭ»
с текстом при подготовке к ОГЕ по русскому языку
Цель: совершенствование навыков работы с текстом для успешной сдачи экзамена.
познакомиться с текстом изложения, выделить главное и подготовить пересказ;
формировать навыки работы с различными приемами сжатия исходного текста;
отрабатывать умение понимать и преобразовывать информацию.
способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти;
совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность;
Подготовка учащихся к уроку. Наличие учебных принадлежностей. Минута чистописания.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Вариант ответа : Всю свою жизнь человек о чем-то мечтает. По мере взросления желания могут меняться. Выросший человек хочет хорошую работу. Он уже меньше удивляется и становится менее чувствительным.
— На какие орфограммы были предложенные слова? (безударная гласная в корне, корни рос-раст, непроизносимая согласная в корне слова, тся –ться в глаголах, безударное окончание глаголов).
-Сложно ли было воспроизвести слова по памяти по порядку?
-Исходя из предложенной вам разминки, определите тему урока?
Тема: Работа над изложением . (Работа с текстом по подготовке к ОГЭ по русскому языку)
— Формирование целей и задач урока
— Какие цели и задачи предстоит нам решить в течение урока?
_- Для сдачи ОГЭ нам предстоит научиться писать сжатое изложение.
3) Актуализация знаний
— Как звучит формулировка задания 1 ОГЭ.
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объем изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
— Определим самое важное, что необходимо для написания качественного сжатого изложения:
1) Точно передать ОСНОВНОЕ содержание прослушанного текста.
2) Отразить все важные для его восприятия микротемы.
3) Написать грамотно изложение без нарушений абзацного членения текста.
4) Выдержать нормированное количество слов – не менее 70.
— Ребята, что является самым важным в работе над изложением?
( это понять тему, идею текста)
-Давайте вспомним основные сведения о тексте:
(Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых средств связи.)
— Что такое тема текста?
(Тема – то, о чём говорится в тексте)
— Что такое идея текста?
-Что такое микротема?
(Микротема – часть одной общей темы).
4) Первичное усвоение новых знаний
Чтение и анализ текста
Всю свою жизнь люди чего-то желают, и по мере взросления человека его желания становятся всё более сложными и замысловатыми. Маленький Даня хочет просто большую красную машинку. А выросший Даниил Борисович мечтает о семейном счастье и хочет найти себе прекрасную жену. Она должна быть красивой и умной, хорошо готовить и внимательно слушать все рассуждения мужа о том, что, в общем-то, и работу получше ему тоже очень бы хотелось.
Но после исполнения желания человек зачастую о нём забывает и тут же начинает хотеть чего-то ещё. Когда Даниил Борисович женится, он, вполне вероятно, через несколько лет после свадьбы уже и забудет о том, в чём именно состояла его мечта. Он привыкнет и к уму своей жены, и к её красоте. Перестанет удивляться и радоваться этому. И начнёт мечтать о чём-то другом.
Но если всю свою жизнь мы будем бесконечно мечтать то об одном, то о другом, то о третьем, то когда же нам чувствовать себя счастливыми? Наверное, в этом и заключается секрет счастливых людей. Они умеют замечать, как их желания исполняются, и всё время помнят о том, что когда-то то, что они сейчас имеют, было лишь невероятной мечтой.
— Сформулируйте и запишите в тетрадях тезисы каждой микротемы ,
4) Первичная проверка понимания текста
Работа над абзацами:
1 абзац – Всю свою жизнь люди чего-то желают.
2 абзац – Но после исполнения желания человек начинает хотеть чего-то ещё.
— Подчеркните в тексте слова, предложения, смысловые части, которые могут быть убраны без ущерба для содержания.
Работа над ошибками («Найди и исправь ошибку»)
Задание : вы познакомились с исходным вариантом текста, вам предлагается в готовом пересказе этого текста найти все неточности и искажения исходного текста: работа на карточках)
Но после исполнения желания человек зачастую о нём забывает и больше ни о чем не мечтает. Когда Даниил Борисович женится, он, вполне вероятно, через несколько лет после свадьбы уже и забудет о том, в чём именно состояла его мечта. Он привыкнет и к уму своей жены, и к её красоте. Перестанет удивляться и радоваться этому. И ни о чем другом мечтать не будет.
Но если всю свою жизнь мы будем бесконечно мечтать то об одном, то о другом, то о третьем, то когда же нам чувствовать себя счастливыми? Наверное, в этом нет секрета счастливых людей.
-Помогла ли вам данная работа лучше запомнить текст?
— исключение повторов слов или словосочетаний
— исключение одного или нескольких из синонимов
— исключение уточняющих и поясняющих конструкций
— исключение фрагмента предложения, некоторых однородных членов предложения;
— исключение одного или нескольких предложений
— исключение предложений с описаниями и рассуждениями
— замена однородных членов
— замена предложения или
его части определительным
местоимением с обобщающим
— слияние нескольких предложений в одно
— замена предложения или его части указательным местоимением
— замена сложноподчиненного предложения простым
— замена фрагмента предложения синонимичным выражением
Редактируем 1 абзац:
Упрощаем (слияние нескольких предложений в одно, замена фрагмента предложения синонимичным выражением) и исключаем фрагменты предложений, некоторых однородных членов предложения, повторов слов или словосочетаний:
Редактируем 2 абзац:
Упрощаем и исключаем:
Но после исполнения желания человек о нём забывает и тут же начинает хотеть чего-то ещё. После женитьбы Даниил Борисович забудет, в чём именно состояла его мечта. Он привыкнет к уму своей жены и её красоте. И начнёт мечтать о чём-то другом.
Редактируем 3 абзац:
— Не забывайте про согласование членов предложения между собой и о средствах связи в предложениях.
5. Первичное закрепление
— Подсчитайте количество слов в получившемся тексте, проверьте на наличие грамматических ошибок в нём.
— Перепишите полученный текст в тетрадь.
— А теперь вспомним все этапы работы над текстом и составим вместе алгоритм.
Определяем тему и формулируем основную мысль.
Определяем структуру текста.
Подчеркиваем в каждой микротеме основную информацию.
Составляем опорный план.
Исключаем подробности, детали, обобщаем и упрощаем синтаксические конструкции.
7.Составляем готовый текст.
8. Проверяем, передана ли авторская идея без искажений, сохранилась ли последовательность, логика повествования.
-Ребята, понравился ли вам сегодняшний текст? Чем он может быть полезен для вас своим содержанием?
-Предлагаю вам дома написать сочинение- рассуждение (9.3) на тему «Что такое мечта?»
Минпросвещения России – федеральный орган исполнительной власти, реализующий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего, среднего профессионального и соответствующего дополнительного образования и обучения детей и взрослых, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, а также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в перечисленных сферах образования, обучения, воспитания.
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный институт педагогических измерений» (ФГБНУ «ФИПИ») создан в целях содействия осуществлению Рособрнадзором государственных функций по контролю и надзору в сфере образования, посредством разработки высокоэффективных технологий и методик педагогических измерений, оценки качества образования, научно-методического обеспечения ЕГЭ в Российской Федерации и других мероприятий по контролю качества образования с использованием измерительных технологий.
Федеральный портал «Российское образование» – Интернет-ресурс в сфере образования и науки, ежедневно публикующий самые актуальные новости, анонсы событий, информационные материалы для широкого круга читателей: учащихся и их родителей, абитуриентов, студентов и преподавателей. Еженедельно на портале размещаются эксклюзивные материалы, интервью с ведущими специалистами-педагогами, психологами, учеными, репортажи и аналитические статьи. Читатели получают доступ к нормативно-правовой базе сферы образования, могут пользоваться онлайн-тестами, опросами и др.
Каждый человек ищет место в жизни, старается утвердить своё я. Это естественно. Только вот как он находит своё место? Какими путями идёт к нему? Какие моральные ценности имеют вес в его глазах? Вопрос чрезвычайно важный.
Многие из нас не могут признаться себе в том, что из-за ложно понятого, раздутого чувства собственного достоинства, из-за нежелания показаться хуже мы иногда делаем опрометчивые шаги, поступаем не очень правильно. Лишний раз не переспросим, не скажем «не знаю», «не могу»: слов нет. Себялюбцы вызывают чувство осуждения. Однако не лучше и те, кто разменивает своё достоинство, как мелкую монету. В жизни каждого человека, наверное, бывают моменты, когда он просто обязан проявить своё самолюбие, утвердить своё я. И, конечно, сделать это не всегда просто.
Истинная цена человека рано или поздно всё равно обнаруживается. И тем выше эта цена, чем больше человек любит не столько себя, сколько других. Лев Толстой подчёркивал, что каждый из нас, так называемый маленький рядовой человек, на самом деле есть лицо историческое, которое несёт ответственность за судьбу всего мира.
Микротемы:
Пример сжатого изложения:
Каждый человек ищет место в жизни. Только как он его находит? Какие моральные ценности имеют вес в его глазах? Вопрос чрезвычайно важный.
Из-за раздутого чувства собственного достоинства мы иногда поступаем неправильно. Лишний раз не переспросим, не скажем «не знаю», «не могу». Себялюбцев осуждают. Однако не лучше и те, кто разменивает своё достоинство, как мелкую монету. В жизни каждого бывают моменты, когда он просто обязан проявить самолюбие. И сделать это непросто.
Истинная цена человека рано или поздно обнаруживается. И тем выше эта цена, чем больше человек любит других. Лев Толстой подчёркивал, что каждый из нас есть лицо историческое, которое несёт ответственность за судьбу мира. (105 слов)
Сжатое изложение «Как-то так выходит, что люди, способные на настоящий поступок…»
Задание:
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Текст для изложения:
Как-то так выходит, что люди, способные на настоящий поступок, никогда не станут подыскивать красивые и убедительные объяснения. И наоборот, те, кто склонен много и складно говорить о высоких идеалах, чаще всего одними разговорами и ограничатся, спокойно предоставят всё делать другим. А эти другие, которые совсем не стремятся выставить свои достоинства на всеобщее обозрение, возьмут на себя самую тяжёлую ношу, без громких слов выполнят самую сложную часть работы. А потребуют обстоятельства — могут и собственной жизнью пожертвовать во имя того, что представляется им самым важным.
Они сделают это не для славы и не по принуждению, а потому, что есть в них нравственный стержень — совесть. Именно совесть во время решающих войн вела на фронт тех, кто по возрасту или по здоровью мог бы остаться в тылу. Именно она не позволяла им прятаться за спины товарищей, когда нужны были добровольцы для опасного задания. Именно это чувство двигало людьми, когда они выполняли свой патриотический долг.
Ведь что такое, в сущности, патриотизм? Это осознание самого себя частью огромного целого, имя которому — твой народ. А значит, в жизни каждого человека может наступить момент, когда ему придётся делать выбор между частными и общими интересами. И как тут поступить, сможет подсказать только его собственная совесть.
(По А. Н. Москвину) 196 слов
Микротемы:
1. Люди, способные на настоящий поступок, в отличие от тех, кто много говорит и мало делает, не подыскивают красивых объяснений. Они выполняют самую сложную работу, готовы пожертвовать своей жизнью ради идеалов.
2. У таких людей есть нравственный стержень – совесть, которая во время решающих войн вела их на фронт, не позволяла прятаться за спинами товарищей, заставляла выполнять патриотический долг.
3. Патриотизм — это осознание себя частью огромного целого, своего народа. Какой сделать выбор между частными и общими интересами, человеку может подсказать только его совесть.
Сжатое изложение:
Так выходит, что люди, способные на настоящий поступок, никогда не станут подыскивать красивые объяснения, в отличие от тех, кто много и складно говорит и мало делает. Они возьмут на себя самую сложную работу, могут и собственной жизнью пожертвовать во имя того, что представляется им самым важным.
Они сделают это потому, что есть в них нравственный стержень — совесть. Именно совесть во время решающих войн вела их на фронт, не позволяла им прятаться за спины товарищей, двигала ими, когда они выполняли свой патриотический долг.
Патриотизм — осознание самого себя частью огромного целого, имя которому — народ. В жизни каждого человека может наступить момент, когда ему придётся делать выбор между частными и общими интересами. И как поступить, подскажет только его совесть. (117 слов)