Вступление россии в болонский процесс что ждет наших детей

Болонская система образования в современной России

Предлагаем вам ознакомиться с особенностями Болонского процесса и теми результатами его внедрения в российскую систему образования, которые уже видны на сегодняшний день. А для начала, выясним, что же такое Болонский процесс и какие цели преследовали при его создании.

Вступление россии в болонский процесс что ждет наших детей. 100070000000000000001014. Вступление россии в болонский процесс что ждет наших детей фото. Вступление россии в болонский процесс что ждет наших детей-100070000000000000001014. картинка Вступление россии в болонский процесс что ждет наших детей. картинка 100070000000000000001014. Предлагаем вам ознакомиться с особенностями Болонского процесса и теми результатами его внедрения в российскую систему образования, которые уже видны на сегодняшний день. А для начала, выясним, что же такое Болонский процесс и какие цели преследовали при его создании.

С 2003 года, когда в России была принята Болонская система образования, в нашем обществе не утихает дискуссия: насколько эффективным Болонский процесс может быть в условиях российской действительности и нужен ли он вообще? Тем более, что все прекрасно понимают, действующая у нас система образования не отвечает современным требованиям, а потому нуждается в реформах. Только вот мало кто понимает, как эти реформы должны выглядеть и подходит ли нам опыт европейских стран и, в частности, Болонская система.

Чтобы прояснить этот вопрос, предлагаем вам ознакомиться с особенностями Болонского процесса и теми результатами его внедрения в российскую систему образования, которые уже видны на сегодняшний день. А для начала, выясним, что же такое Болонский процесс и какие цели преследовали при его создании.

Что такое Болонский процесс?

Вступление россии в болонский процесс что ждет наших детей. 5ad10b0d39d49817ab1bf444. Вступление россии в болонский процесс что ждет наших детей фото. Вступление россии в болонский процесс что ждет наших детей-5ad10b0d39d49817ab1bf444. картинка Вступление россии в болонский процесс что ждет наших детей. картинка 5ad10b0d39d49817ab1bf444. Предлагаем вам ознакомиться с особенностями Болонского процесса и теми результатами его внедрения в российскую систему образования, которые уже видны на сегодняшний день. А для начала, выясним, что же такое Болонский процесс и какие цели преследовали при его создании.

1. Дипломы, признаваемые во всех странах, участниках Болонской системы.

2. Система высшего образования, состоящая из трех уровней:

3. Система перевода и накопления учебных часов (например, можно поступить в ВУЗ Санкт-Петербурга, прослушать определенное количество часов, затем съездить в Польшу, и там прослушать некоторое количество часов, которые будут учтены по основному месту обучения. В общем, можно не просто учиться, но при этом и путешествовать, если у вас, конечно же, есть деньги).

При этом, Болонская система ориентируется на получение молодым человеком определенного набора компетенций, востребованных в современных реалиях (то есть, ориентированных на реальный рынок труда). Американскими психологами было выяснено, что ни опыт работы, ни диплом выпускника престижного ВУЗа не гарантируют качества выполняемой работы. Определить это могут только компетенции человека. Подчеркнем, что не стоит путать компетенции с компетентностью.

На сегодняшний день существуют разные варианты описания понятия «компетенция»:

Отметим, что такие сложные исследования компетенций были выполнены для того, чтобы добиться высочайшего качества образования и наибольшей прибыльности для различного рода коммерческих компаний: рекламных, производственных, торгующих БАДами и т.д.

Вступление россии в болонский процесс что ждет наших детей. 5ad10b0e39d49817ab1bf446. Вступление россии в болонский процесс что ждет наших детей фото. Вступление россии в болонский процесс что ждет наших детей-5ad10b0e39d49817ab1bf446. картинка Вступление россии в болонский процесс что ждет наших детей. картинка 5ad10b0e39d49817ab1bf446. Предлагаем вам ознакомиться с особенностями Болонского процесса и теми результатами его внедрения в российскую систему образования, которые уже видны на сегодняшний день. А для начала, выясним, что же такое Болонский процесс и какие цели преследовали при его создании.

Вот такая занимательная штука эти компетенции. А самое главное: компетенции и сами по себе превращаются в товар и их можно продавать. Например, до недавнего времени были востребованы экономисты и юристы, а сегодня их востребованность упала, и у молодых людей возникла необходимость в приобретении других компетенций. Хочешь получить новые компетенции? Не вопрос, плати и приобретай новые знания и навыки!

Важно понимать, что бакалавриат не дает широкого кругозора. Он дает лишь определенный набор компетенций, позволяющих выполнять какую-либо одну функцию. Таким образом, если полученная на бакалавриате компетенция перестает быть востребованной, то и функционер тоже уже не пригодится. Более широкий объем знаний, благодаря которому можно охватить больше направлений в рамках одной сферы деятельности, предлагают получить на магистратуре. Докторантура призвана подготовить специалиста, ориентированного на фундаментальность и творчество, способного реализовать себя в научной деятельности. К сожалению, до докторантуры мы, похоже, еще не доросли. Поэтому эта форма подготовки не пользуется популярностью у молодых людей.

Результаты внедрения Болонской системы в России

Что дала Болонская система России? Первые результаты, увы, не радуют. И в школах, и в высших учебных заведениях специалисты отмечают снижение качества образования. Во многом это объясняется тем, что Болонский процесс был создан исключительно для стран Европейского союза в качестве инструмента усиления евроинтеграции. А поскольку Россия пока еще не является членом ЕС, на территории нашей страны она малоэффективна.

В частности, болонское соглашение предполагает сокращение обучения в ВУЗах с пяти до четырех лет. А если учесть, что в школах у нас учатся 11 лет, вместо европейских 12-ти, наши студенты теряют, как минимум, 1 год образовательного процесса, что в рамках образования является практически невосполнимой потерей.

Не стоит забывать, что Болонский процесс построен на основе системы накопления баллов. Каждый ВУЗ имеет основную базу, за которую обучающиеся получают баллы (или оценки). Недостающие баллы студенты могут набрать, основываясь на своих предпочтениях и желаниях. И чтобы получить необходимое количество баллов для допуска к зачету или экзамену, российские студенты предпочитают идти по пути наименьшего сопротивления, выбирая максимально легкие (и подчас совершенно не нужные с профессиональной точки зрения) дисциплины.

А как вообще оценивается эффективность образования?

Вступление россии в болонский процесс что ждет наших детей. 5ad10b0f39d49817ab1bf447. Вступление россии в болонский процесс что ждет наших детей фото. Вступление россии в болонский процесс что ждет наших детей-5ad10b0f39d49817ab1bf447. картинка Вступление россии в болонский процесс что ждет наших детей. картинка 5ad10b0f39d49817ab1bf447. Предлагаем вам ознакомиться с особенностями Болонского процесса и теми результатами его внедрения в российскую систему образования, которые уже видны на сегодняшний день. А для начала, выясним, что же такое Болонский процесс и какие цели преследовали при его создании.

Со школой все ясно – эффективность обучения оценивается по результатам ЕГЭ, хотя сам уровень ЕГЭ является предметом больших споров и в средней, и в высшей школе.

Что касается высшего образования, то тут не все так однозначно. На сегодняшний день существует несколько способов оценки эффективности высшего образования.

При этом под оценкой качества понимается:

Стоит обратить внимание на оценку профессиональными экспертами, которая наиболее активно используется в Америке. Выглядит это следующим образом: ассоциации например, юристов или медиков (общественные организации), оценивают программы профильных ВУЗов. Делают это они весьма строгo, так как кровно заинтересованы в повышении престижа своей профессии.

Для справки, в настоящее время на рынке образования лидируют учебные заведения США. Это определяется двумя достаточно важными факторами:

Это то, что мы должны обязательно взять на вооружение

Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что в СССР была создана самая лучшая система образования. Конечно, ее никто не включал ни в какие рейтинговые списки Америки или Европы, но и без этого выпускников советских ВУЗов «с руками отрывали» в зарубежных компаниях. Даже сейчас, благодаря наследию образовательной системы СССР, российские ВУЗы и школы остаются еще на достаточно высоком уровне. И сегодня выпускники ведущих ВУЗов России востребованы за рубежом. А все потому, что их отличает широкий кругозор, а не определенный набор компетенций, а также умение применять полученные знания на практике и нести ответственность за социальные последствия любых инженерных решений.

По хорошему счету, нашей стране нужно было бы не копировать чуждую для российского менталитета систему образования, а дополнить хорошо зарекомендовавшую себя образовательную систему СССР подходящими для российской действительности компонентами Болонского процесса. Например, российской системе образования явно не хватает:

А вот в дальнейшем можно было бы постепенно внедрять и другие положения европейской системы образования.

Источник

Вступление россии в болонский процесс что ждет наших детей

Войти через социальные сети

Войти с помощью логина и пароля

Присоединение России к Болонскому соглашению

Вступление россии в болонский процесс что ждет наших детей. shaking hands. Вступление россии в болонский процесс что ждет наших детей фото. Вступление россии в болонский процесс что ждет наших детей-shaking hands. картинка Вступление россии в болонский процесс что ждет наших детей. картинка shaking hands. Предлагаем вам ознакомиться с особенностями Болонского процесса и теми результатами его внедрения в российскую систему образования, которые уже видны на сегодняшний день. А для начала, выясним, что же такое Болонский процесс и какие цели преследовали при его создании.В июне 1999 года подписали Болонскую декларацию, целью которой была гармонизация в системе высшего образования стран Европы. По сути, это добровольный процесс, в который можно включаться или нет. Данная система была разработана для того, чтобы повысить уровень престижности Европейских ВУЗов, повышая роль университетов в развитии культурных ценностей граждан. Таким образом, ВУЗы, которые работают в контексте данной системы, являются конкурентными, а специалисты, которые получали образование в Болонском процессе, считаются более перспективными и у них выше шансы на трудоустройство. Дипломы, которые были получены в ВУЗах, где работает данная система, позволят трудоустраиваться и развиваться в странах Европы.

Россия и Болонское соглашение

В 2003 году Россия вошла в число участников Болонского процесса. Теперь студенты ВУЗов имеют возможность обучаться до степени «бакалавра» и «магистра» с правом продолжать свое обучение в странах Европы. Мнение среди студентов различное. Кто-то считает, что данная система способствует тому, что из страны будут выезжать квалифицированные кадры и работать в странах Европейского Союза на самых низких должностях, а кто-то видит в этом реальные перспективы. Болонская система предполагает не только изменение программ, по которым будут обучаться студенты, но и её усложнение. При этом вводится совершенно новая система оценки, к которой нужно постепенно привыкать. Считается, что в России и так довольно высокий уровень образования, но участие в Болонском процессе позволит разделить выпускников на две основные категории: люди с конкретной специальностью и сформированная профессиональная элита.

Плюсы и минусы Болонского процесса

Многоуровневая система подобного обучения позволяет студентам самостоятельно работать над собой и над своим будущим. Сложности в обучении и повышение стоимости на образование будут способствовать тому, что получить образование смогут только реально способные на это люди. Если говорить о плюсах работы данной системы в России, необходимо упомянуть следующее:

1. В силу того, что принята общая система оценивания знаний студентов, введена модульная система, и студенты и преподаватели должны усердно работать для достижения результатов;

2. Узкая подготовка студентов к определенной специальности, которая предполагает четкую специализацию, позволяет не тратить лишнее время на дополнительные и не всегда нужные предметы;

3. У студентов появляется возможность предоставлять свои услуги на территории Европы;

4. Накопительная система позволяет автоматически получить оценку за контроль знаний, будь это экзамен или зачет. Все, что студент заработал, он может перевести в реальную отметку. Это освобождает от необходимости подготовки к экзаменам;

5. Мобильность, которую предполагает Болонский процесс, позволяет начать обучение в одном ВУЗе, а окончить его в другом. При этом это может быть как ВУЗ родной страны, так и любой Европейский ВУЗ.

Основными минусами можно обозначить следующие моменты:

1. Болонская декларация предполагает построение образование в европейских традициях. С учетом различий ментальности и традиций это сделать довольно непросто;

2. Велика вероятность того, что реальные, квалифицированные специалисты начнут переезжать в Европу, за счет чего может быть снижен уровень образования в стране;

3. Накопительная система для многих наших студентов становится чем-то удобным для того, чтобы не учиться, а писать какие-то работы, за которые можно получить баллы и автоматическую оценку. Это реально снижает уровень знаний студентов;

4. С появлением данной системы в России меняются ученые степени, и разрушается целая система образования, которая строилась годами.

Источник

Мы заменили фундаментальное высшее образование «компетенциями»

Не пора ли России выйти из Болонского процесса?

В последние годы Российская Федерация начинает жить и развивать свою экономику, исходя прежде всего из интересов своей национальной безопасности. Этому во многом способствовало наложение санкций на нашу страну после возвращения Крыма в состав России. В период эпидемии коронавируса в 2020 году стало очевидным, что без мер государственной поддержки не спасти экономику в целом и жизнедеятельность каждого в отдельности человека. А это требует усиления роли государства, о котором в последние три десятилетия почти забыли, думая прежде всего о рынке.

Новые условия обучения школьников и студентов в режиме онлайн заставили Президента РФ В.В. Путина внести в Закон об образовании поправки и передать их на рассмотрение депутатов ГД ФС РФ. Но одних поправок в Законе не достаточно. Школьное и высшее образование подверглись серьезным изменениям, утратили свою фундаментальность. Его заменили понятием «компетенции». Если раньше студентов учили думать, доказывать, сомневаться, преодолевать, то теперь – запоминать.

При министре образования В.М. Филиппове (1999-2004 гг.) Россия вошла в Болонский образовательный процесс, который был запущен в Европе 29 июня 1999 года. В этот день министры образования 29 государств собрались в г. Болонья (Италия) и подписали декларацию «Зона европейского высшего образования». Широкого обсуждения в России перед подписанием этой Декларации не было, хотя было много противников. В Европе Болонская система была нужна для трудовой интеграции, и она была введена в большей степени из политических соображений. У европейцев была цель: занять свою молодежь, которая в период глобализации и роста уровня безработицы слонялась без дела (в 90-е годы прошлого века только 15% европейцев имели диплом о высшем образовании, а сейчас их около 85%). Россия стала полноценным участником Болонского процесса в 2003 году, обогнав на два года Украину, на семь – Казахстан и на 12 – Белоруссию.

За 20 лет Болонский процесс не оправдал всех ожиданий, не решил многие фундаментальные проблемы российского образования. Сегодня понятие «бакалавр» в России нередко оказывается синонимом понятия «недоучка»; бакалавр воспринимается как человек, получивший неполное высшее образование и не вполне готовый выйти на рынок труда.

Против Болонской системы образования многократно выступал и выступает ректор МГУ им. Ломоносова В.А. Садовничий. С самого начала её внедрения в образовательный процесс он говорил, что участие России в Болонском процессе не должно превратиться в насаждение европейской системы образования в России, высказывал опасения насчёт потери качества и фундаментального характера российского образования. К тому же, по его мнению, Европейский Союз и Россия преследуют разные образовательные задачи. Европе нужны специалисты среднего звена с дипломом бакалавра, в то время как Россия испытывает потребность в специалистах высокого уровня и исследователях для поддержания своего научного потенциала и развития фундаментальной науки.

К его мнению прислушиваются, так как он возглавляет не рядовой вуз, а старейший университет, занимающий в рейтингах наиболее высокие позиции среди отечественных университетов. Далеко не самые высокие в мире, но всё же. Главная идея, которая им высказывается: России пора отказаться от Болонской системы, в соответствии с которой высшее образование стало двухуровневым. «В российские вузы необходимо вернуть специалитет – пятилетнюю программу обучения. Такое явление этой Болонской системы не было положительным, я считаю, это ошибка. Сейчас большинство факультетов МГУ просят перейти на пять лет. Нельзя было так сразу для всех ввести четырехлетнее образование в стране».

Второе соображение ректора МГУ касается поступления в университеты на основе ЕГЭ, который был введен в 2009 году: «Сейчас многие считают, что ЕГЭ помогает ребятам из регионов поступать в хорошие вузы. А может, другой путь выбрать? Отбирать, готовить. ЕГЭ не должен быть монополистом».

Главной идеей у российских реформаторов системы среднего и высшего образования 90-х годов XX века была ориентация на Запад. Именно туда стремятся направить на учебу своих детей сегодняшние крупные чиновники, некоторые депутаты, олигархи. Они хорошо знают, что ЕГЭ и другие «новшества» – это дорога в никуда. В последние годы специалисты, эмигрировавшие из России, показали, что при подготовке, обеспеченной советским образованием или его остатками, практически любой специалист в какой-либо области продолжает оставаться человеком, способным что-то самостоятельно анализировать, находить нестандартные решения, которые гораздо лучше любого «евростандарта».

В Московском государственном техническом университете им. Н.Э. Баумана бакалавров и магистров немного. Большинство студентов учится шесть лет, так как вуз готовит инженеров-разработчиков, которых за четыре года не подготовить.

Российский студенческий союз утверждает, что в магистратурах мест, особенно бюджетных, всем бакалаврам не хватает. Значит высшее образование становится менее доступным.

Предложение В.А. Садовничего выйти из Болонского процесса имеет много сторонников, но имеет и много противников. Отрицательное отношение к Болонской системе образования существует не только в образовательном сообществе, оно есть и у чиновников высшего ранга.

В конце 2019 года против деления высшего образования на бакалавриат и магистратуру высказалась вице-спикер Госдумы И.А. Яровая. Она назвала бакалавриат «недообразованием», так как выпускников с таким дипломом не принимают на работу во многих структурах, считая этот уровень среднепрофессиональным. По её словам, три из пяти профессий являются в настоящее время недоступными для бакалавров. Поэтому выпускники бакалавриата вынуждены поступать в магистратуру, но, как правило, на платное обучение, так как количество бюджетных мест для магистров в разы меньше, чем для бакалавров.

В конце декабря ушедшего года с критикой Болонской системы выступила спикер Совета Федерации В.И. Матвиенко. По её словам, присоединение России к Болонскому процессу не только не оправдало возлагаемых на него надежд, но и привело к утрате ряда достоинств действующей в то время системы российского образования. «Предполагалось, что если мы перейдем на Болонский процесс, то будет автоматическое признание наших дипломов о высшем образовании во всех западных государствах. Этого не произошло. При том, что мы получили много положительного, мы и многое потеряли. Потеряли, может быть, фундаментальность в нашем образовании, когда снизилась требовательность к студентам, как это было раньше», – заявила Матвиенко. Она призвала депутатов найти выход из создавшейся ситуации и найти пути возвращения преимуществ нашей высшей школы, которая долгое время выпускала первоклассных специалистов в разных областях знаний.

Еще в 2015 году АКСИО-6 провёл опрос населения России, по итогам которого оказалось, что 78,9 % опрошенных против Болонской системы в РФ. Европейские страны в 2011-2012 годах признали несовершенство Болонской системы. Например, итальянцам удалось её «заболтать»: ей отдали филологию, искусствоведение, юриспруденцию, психологию. Другие страны тихо вышли из этого процесса.

Большинство российских сторонников Болонской образовательной системы за прошедшие годы заняли высокие административные посты в своих университетах, стали заведующими кафедрами, деканами и даже ректорами, обросли многочисленными учениками и личными связями, достигли определенного научного и социального статуса. Эти люди будут стремиться сохранить достигнутое.

В марте-июне 2020 года в период эпидемии коронавируса обучение школьников и студентов было в системе онлайн, и оно показало, что не все школы, колледжи и вузы, их преподаватели и обучающаяся молодежь готовы к такой форме обучения. Если оно в будущем сохранится на постоянной основе, то приведёт к уничтожению образования как такового.

В рядах Международной общественной организации «Союз православных женщин» много руководителей, преподавателей средних и высших учебных заведений, которые ежедневно сталкиваются с недостатками школьного и вузовского образования. Поэтому мы на Правлении решили, что пора поставить вопрос «Нужно ли России и дальше оставаться в Болонском образовательном процессе?» и обсудить его в сентябре 2020 года на научно-практической конференции. Желающих принять в ней участие просим присылать до 1 сентября на нашу электронную почту заявки, сообщив тему выступления.

В присылаемых материалах просим:

1. Чётко обозначить цели перехода на Болонскую систему. Каковы истинные причины отказа от традиционной русской и советской системы образования?

2. Что из этих целей достигнуто? Как и какими критериями сегодня оценивается качество образования для большинства выпускников вузов?

3. Чем была обусловлена масштабная и несоразмерная подготовка менеджеров, бухгалтеров и юристов? Какая идеология диктовала этот перенос?

4. Какие меры можно предложить руководству страны для выхода из кризиса образования?

После многоуровневого и широкого обсуждения этой проблемы подготовим аналитическую записку для Президента и Председателя Правительства.

Надеемся, что в обсуждении примут участие эксперты и специалисты Всемирного Русского Народного Собора. Ждём ваших откликов и предложений до 1 августа.

Источник

Пора хлопнуть дверью. Почему Болонский процесс работает против России

Вопрос стоит ребром: нужно ли России оставаться в Болонском образовательном процессе? Именно он обсуждался на круглом столе, прошедшем 15 марта 2020 года в Общественной палате РФ. Помимо Общественной палаты организаторами мероприятия выступили Союз православных женщин, Общество «Царьград» и Всемирный Русский Народный Собор.

Те, кто по долгу службы сталкивается с нынешними выпускниками вузов, констатируют очевидный факт: некоторая их часть – это очень умные и эрудированные ребята, стремящиеся к самосовершенствованию. Однако образовательный уровень большинства таков, что даже советские троечники на их фоне выглядят чуть ли не научными светилами.

Наверное, бухгалтер, айтишник или специалист гостиничного бизнеса может выполнять свои функции и без фундаментальных знаний, обладая лишь достаточным набором профессиональных умений. Однако в профессиях, где достойный уровень базового образования – это «наше всё», где требуется аналитическое и ассоциативное мышление, где необходимо видеть ситуацию в объёме, дела обстоят поистине ужасающе. Журналист, который не в состоянии описать событие в исторической ретроспективе, педагог, делающий пять ошибок в слове из трёх букв, социолог, не улавливающий взаимосвязи между общественными тенденциями – это, увы, реалии нашего времени.

Нужно ли объяснять, куда в итоге придёт страна, имея таких специалистов?

Сами напросились

История вопроса такова: 29 июня 1999 года министры образования 29 государств собрались в итальянском городе Болонья, где подписали декларацию «Зона европейского высшего образования». По мнению кандидата исторических наук, сопредседателя правления Союза православных женщин Нины Жуковой, у европейских стран были на то свои причины: им нужно было подтягивать до приемлемого уровня образование детей прибывших в ЕС мигрантов из государств третьего мира. Отучившись четыре года и став бакалаврами, они получали необходимые профессиональные компетенции и навыки жизни в Европе – то есть становились полезными членами общества. За 10 лет после введения Болонской системы число людей с высшим образованием в Европе увеличилось с 15 до 65 процентов.

Принципиально иная ситуация была в СССР, где, по словам Нины Жуковой, около 60 процентов граждан имело высшее образование. То есть у нас не стояло задачи массового ликбеза и социализации миллионов людей – она была выполнена ещё в первой половине XX века.

К сожалению, Россию в Болонскую систему никто не тащил силком: инициатива исходила именно от нас. Одной из главных мотиваций для её введения была возможность интеграции в мировую систему образования: унифицированные стандарты учебного процесса позволяли получить степень бакалавра в родном Отечестве, а магистратуру закончить, например, в Европе. Однако по факту многие ожидания не оправдались: на фоне возможности учиться в «лучших европейских вузах» (доступной, к слову, ничтожной доле студентов) качество образования упало до критических отметок.

Без фундамента

Болонскую систему последовательно критикуют уже давно. Ректор МГУ Виктор Садовничий ещё в 2016 году высказал мнение, что российским высшим учебным заведениям стоит от неё отказаться, а её введение назвал ошибкой. По его словам, необходимо вернуться к пяти-шестилетнему обучению – как это, кстати, сделали ведущие западные университеты.

Падение общего уровня современных специалистов, по мнению Нины Жуковой, вызвано тем, что образование перестало быть фундаментальным:

Раньше специалисту, тому же инженеру, преподавали в достаточной степени и гуманитарные науки. Он не был ограничен только своей специальностью. А сейчас фундаментальное образование заменили «компетенциями». У тебя есть место работы, где инструкция определяет, что ты должен знать. В рамках этой инструкции ты получил эти навыки. А если чуть-чуть приподняться – уже не знаешь, не умеешь, этому ни в каком колледже и вузе не обучали. Клиповое сознание: ответы на вопросы тестов вместо школьных сочинений, отсутствие анализа происходящего на уроках истории. Вместо фундаментальных знаний – поставить крестик в нужном месте, заполнить табличку.

Публицист Анатолий Вассерман считает, что у Болонской системы есть ещё один серьёзный недостаток: она, говоря языком афоризмов, ставит телегу впереди лошади. То есть три-четыре года (бакалавриат) будущему специалисту преподают некие практические компетенции без серьёзной теоретической основы, и только в магистратуре углублённо изучают теорию. Должно же быть, по логике, наоборот.

Вперёд в прошлое

Выступающие на круглом столе в Общественной палате подметили интересный факт: европейская система образования в Болонском процессе многое взяла из России, тем самым значительно улучшив своё качество. Россия же, кроме унификации и призрачной возможности для студентов продолжать обучение за рубежом, не получила практически ничего.

Самое радикальное предложение – выйти из Болонского процесса. Но нет ли здесь опасности снова всё разрушить «до основания» – как это уже было, когда упоённо крушили советскую систему?

Доктор юридических наук, профессор Сергей Бабурин предлагает «не бить посуду», отметив при этом, что Болонская система – не что иное, как адаптация Европы к опыту лучшего в тот момент советского образования. По его мнению, необходимо устранить «технологический сбой» – проблему соотношения бакалавриата и магистратуры.

Давайте называть пяти- или шестилетний цикл сквозной магистратурой. А бакалавриат нужно сделать либо средним профессиональным, либо незаконченным высшим образованием, ограничив его тремя годами. Те, кто захочет идти сразу на работу, в практику, кто посчитает ненужным получать фундаментальные знания по специальности, может после трёх лет обучения получить диплом бакалавра и идти работать. Это обеспечит нам и взаимопонимание с традиционными европейскими подходами, и возвращение здравого смысла в нашу образовательную систему,

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *