Вступительный экзамен рисунок что это
Особенности сдачи вступительных испытаний на Графический дизайн
Поступающие на направление подготовки 54.03.01 «Дизайн» («Графический дизайн мультимедиа») сдают два внутренних вступительных испытания, оцениваемые по 100-бальной шкале:
Из этой статьи вы узнаете о том, как проходят эти вступительные испытания и к выполнению каких заданий нужно готовиться поступающим.
Проведение вступительных испытаний и оценка работ поступающих, осуществляются Предметной комиссией, в состав которой входят ведущие преподаватели Института графики и искусства книги имени В.А. Фаворского. Дата и время начала каждого вступительного испытания, публикации результатов и апелляции устанавливаются расписанием вступительных испытаний, которое утверждается и публикуется на официальном сайте университета в установленные правилами приема сроки. По каждому вступительному испытанию могут быть установлены резервные дни. Вступительные испытания в дни, не предусмотренные расписанием, не проводятся.
Вступительное испытание «Рисунок»
Перед началом испытания поступающий заполняет титульный лист, в котором будут храниться выполненные им работы. Испытание проходит в один сеанс 6 академических часов с пятиминутными перерывами между каждым часом.
Поступающий должен выполнить карандашом на ватмане (формат А2) линейно-конструктивный рисунок натюрморта, составленного из геометрических гипсовых фигур с прорисовкой объемно-пространственного расположения предметов относительно друг друга.
Вступительное испытание «Колористика»
Перед началом испытания поступающий заполняет титульный лист, в котором будут храниться выполненные им работы. Испытание проходит в один сеанс 6 академических часов с пятиминутными перерывами между каждым часом.
Объектом изображения является натюрморт, составленный из геометрических гипсовых фигур. Работа выполняется в живописной технике: акварель, гуашь, темпера или акрил. Поступающий должен выполнить на ватмане (формат А2) тоново-колористическое решение натюрморта.
Обязательное условие: работа выполняется с той же точки ракурса, которую поступающий выбрал на предыдущем испытании по рисунку.
Профессиональное испытание «Декоративно-шрифтовая композиция с геометрическими элементами»
Перед началом испытания поступающий заполняет титульный лист, в котором будут храниться выполненные им работы. Испытание проходит в один сеанс 6 академических часов с пятиминутными перерывами между каждым часом.
Поступающему предоставляется три задания, содержащие набор символов и фигур, из которых поступающий должен самостоятельно выбрать одно задание и выполнить требуемую композицию.
Требования к заданию:
Работа выполняется на листе форматом А3. Размер и пропорции композиции определяются поступающим.
Композиция выполняется в два цвета (плюс цвет бумаги). Один цвет всегда черный, второй — определяется в задании. Выбор вариантов второго цвета: красный, желтый, зеленый, синий. Оттенок и тон обозначенного в задании второго цвета определяется поступающим самостоятельно в соответствии с общим композиционным замыслом.
Поступающий использует собственные материалы: гуашь, акварель, акрил, тушь.
Автор текста: доцент кафедры «Рисунок и живопись», заместитель директора ИГРИК имени В.А. Фаворского Николай Александрович Котляров
Особенности вступительного испытания по рисунку
Для поступающих на специальности:
«Дизайн (по отраслям)»
«Дизайн (Дизайн пространственной среды)»
«Дизайн (Промышленная графика)»
«Дизайн (Web-дизайн)»
Форма проведения профессионального испытания – предоставление электронного портфолио (просмотр) на платформе, определенной для проведения вступительного испытания.
Все фото загружаемых в портфолио работ должны быть выполнены при хорошем освещении, без геометрических искажений. Учитывается и общее художественное впечатление от портфолио.
Электронное портфолио должно содержать:
Количество работ: 2-3
Формат: А3
Материалы: бумага, графические карандаши, ластик.
Требования:
Необходимо предоставить рисунки натюрмортов, состоящих из 5-6 различных объектов. Натюрморты должны содержать: геометрические тела (например: куб, шар, конус, пирамида, цилиндр, призма); бытовые предметы (например: бутылки, вазы, чайники, кувшины, кружки, чашки, блюдца и т. д.); одну-две драпировки; овощи/фрукты (в натуральном виде или бутафорию); растения (например: ветки, цветы и т.д.).
Натюрморты могут быть выполнены как с учетом искусственного (светильники, лампы), так и естественного (дневной свет) освещения, при выполнении светотеневого разбора важно учитывать направление источника освещения.
Выполнять рисунки необходимо в соответствии с принципами академического рисунка. Любой объект на рисунке, должен быть изображен с учётом линейной и воздушно-пространственной перспективы. В процессе работы важно продемонстрировать уровень владения техникой академического штриха.
Рисунок должен быть выполнен в соответствии с законами композиции и демонстрировать знания и навыки абитуриента в этой области. Рисунок должен показывать осведомленность абитуриента о методах передачи масштаба и пропорций изображаемых объектов.
При тональном разборе особое внимание должно быть уделено формированию объема объектов натюрморта, созданию общих контрастов, изображению материалов, из которых изготовлены объекты (стекло, метал, керамика и т.д.).
Рисунки должны демонстрировать, что их автор владеет необходимой теоретической базой, способен к обобщению и анализу.
В случае если нет возможности выполнить рисунок натюрморта с натуры, можно воспользоваться предложенными фото натюрмортов.
Максимальное количество баллов – 100.
Как сдать экзамен по рисунку.
Памятка для поступающих на худграф.
Вступительные экзамены во многих Вузах еще идут, кое-где будут второй и третий потоки. И часто учебные заведения публикуют информацию о требованиях к работам, которые, впрочем, не всегда кажутся понятными абитуриентам.
Здесь я публикую критерии оценки рисунка, и постараюсь разъяснить, что за ними скрывается. То есть, каким должен быть рисунок с точки зрения преподавателя, чтобы получить высший балл на экзамене.
Говорить буду на примере рисунка гипсовой головы, поскольку головы чаще всего используются на экзаменах. Но вообще, советы универсальные, подставляйте вместо «голова» необходимое (натюрморт, фигура и т. д.)
1. Композиция на бумаге формата А2 — Оценивается размещения элементов рисунка на листе с учетом размеров рисунка, отношению к центру листа в зависимости от ракурса, плотности графического изображения.
Требование к композиции стоит несколько особняком, остальные критерии относятся к качеству самого рисунка. Однако пренебрегать этим требованием не стоит, неудачная композиция может заметно испортить все впечатление от самой хорошей работы. Про композицию я немного писала здесь. Золотое сечение универсально. Его можно использовать не только для выбора положения основных направляющих, но и для того, чтобы найти соотношение фона к объекту. Вы берете любые соседние числа ряда Фибоначчи — это и будет искомая пропорция. Допустим 5/8 листа занимает объект и 3/8 фон. Но, понятно, что математические выкладки несколько условны, да и до того ли будет в обстановке экзамена. Композицию проще найти интуитивно, голова не должна выглядеть ни слишком большой, ни слишком маленькой, со стороны глаз должно оставаться больше свободного пространства (как бы место для взгляда).
2. Выявление объема — Оценивается передача посредством светотени объема гипсового слепка головы и его частей, соотношение светотеневой проработки, передача рефлексов, собственных и падающих теней.
Это заблуждение! Глаза, губы и так далее, не являются формообразующими элементами!
В первую очередь необходимо сосредоточить внимание на больших объемах. Это общая форма головы, шея, плечи (если есть). Здесь важно показать, как на этих крупных формах распределяется свет, какие участки затенены. Затем можно выделить меньшие по размеру формы. Это могут быть лоб, волосы, бороды (только не вырисовывать каждый отдельный локон, а рисовать шевелюру в массе). Ну и далее дробить, постепенно прорабатывая все более мелкие детали. Только тогда объем будет строится грамотно и постепенно, а черты лица встанут на место и будут поддерживать впечатление объема, а не мешать ему.
В общем, работа ведется от общего к частному, а никак не наоборот.
Хотя бывают исключения. Есть люди, способные начать рисовать с левого уха, но в результате получить правильно построенную голову. Но тут нужен опыт и отлично развитый глазомер…
3 Пропорции и перспективное построение — Оценивается правильность пропорциональных соотношений при построении объема гипсового слепка головы с учетом перспективных сокращений.
Думаю, долго объяснять, что такое «правильность пропорциональных соотношений», не нужно. Все части должны быть соразмерны друг другу и общему объему.
Хочу только выделить один нюанс. То, на чем художник фокусируется более всего, может и на рисунке стать слишком большим. Например, часто на портретах можно видеть чересчур большие глаза, и, например, маленькие ушки и узкие плечики. Стоит помнить об этой особенности восприятия и постоянно контролировать, не преувеличиваете ли вы что-нибудь.
Ну, и не застывать на одном месте, постоянно переключаться. Поработали над глазами, перешли к прическе, проверили положение шеи, и так далее.
Иногда очень полезно отходить и смотреть на рисунок с расстояния. Так вы увеличите свое поле зрения и сможете оценить то, что получается, более адекватно. Как писал Есенин, «лицом к лицу лица не увидать».
С перспективным построением разобраться тоже достаточно несложно. Важно, чтобы все парные и симметричные детали находились на одной линии. Вы можете провести их прямо насквозь через весь рисунок — линию глаз, рта, линию бровей. И сохранить эти линии построения до конца, можно их вообще оставить в готовой работе, это никого не напряжет. Есть такая поговорка «больше грязи — больше связи». При имеющихся линиях построения глаз или ухо у вас на рисунке точно никуда не сместятся.
Ну, и конечно, параллельные линии построения должны теоретически встречаться где-то на горизонте, то есть, на рисунке они будут слегка сходиться (и ни в коем случае не разбегаться). Если есть сомнения в правильности построенной перспективы, можно для самопроверки использовать обертывающий объем.
Пропорции и построение неотделимы от выявления объема. Это 2 стороны одной медали. В идеале построение и проработка объема ведутся одновременно. Как — я показывала в небольшом видео-курсе «Введение в академический рисунок». (Внимание — этот курс не руководство для поступающих! Это только базовое знакомство с академическим рисунком).
4. Техника выполнения — Оценивается владение техникой карандашной графики, качество нанесения штриховки, прямых линий, использование тоновой графики для передачи эффектов воздушной перспективы, передача материала натуры.
Про штрих я писала здесь. Я бы сказала, что это наименее важный критерий, поскольку манера штриховать — это то, на что вы можете влиять меньше всего. Она индивидуальна, как почерк. Качество штриха во многом зависит от темперамента, но в общем, смелая штриховка предпочтительнее вялой. А поскольку трудно смело штриховать, когда ты сам скован и напуган, желательно на экзамене не нервничать. В смысле, насколько это возможно. По опыту могу сказать, что когда ты полностью погружаешься в рисунок, эмоции отходят на второй план.
В остальном просто постарайтесь, чтобы работа была по возможности аккуратной. Важно, чтобы не было растушеванных фрагментов, пятен, отпечатков пальцев, и так далее. Поэтому просто подкладывайте листочек, если нужна опора для ладони, и не мучайте бумагу ластиком.
Это то, что касается критериев оценки. Однако, эти критерии достаточно условны. Никто препарировать рисунок и рассматривать отдельно штрих, отдельно объем не будет. Преподаватели смотрят общий уровень подготовки. И если работа в целом производит хорошее впечатление, снижать балл за небольшие огрехи в отношении какого-то из этих пунктов, например, не будут.
Надеюсь, мои советы помогут вам при подготовке к экзамену. Удачи всем поступающим!
P. S. Если у вас остались вопросы, задавайте в комментариях. Сразу ответить я не смогу, но когда появится возможность, непременно отвечу.
P. P. S. Поскольку я буду в отъезде, публикаций в ближайшее время не планируется… Семинар по поводу откладывания будет когда вернусь, где-то в августе. Или в сентябре… Летом у многих спад, — дачи, отпуска. Так что надеюсь на понимание.
А если у вас есть желание провести летнее время с пользой, рекомендую вам обратить внимание на одно интересное мероприятие: ССЫЛКА. Записаться можно в течении еще нескольких дней. Удачи!
Профессия или хобби. Подготовка к поступлению в художественный ВУЗ.
I. Поступить в творческий ВУЗ намного сложнее, чем в любой другой.
III. Всё ради цели.
IV. Лучше ещё раз повторить, чем выпустить что-то важное.
V. Нервы тоже имеют значение.
Даже если вы Железный Человек, может случиться всякое: растерялись, сравнили свои возможности с другими поступающими (не всегда беспристрастно и адекватно, кстати!), просто лёгкое беспокойство внезапно переросло в совсем не лёгкое… Давайте будем это учитывать и заранее сделаем скидку на нервы. Конечно, в этом случае придётся готовиться ещё тщательнее, чтобы минимизировать собственный мандраж в “день Х”. А как максимум, чтобы результат вашей работы на экзамене был выше и не очень зависел от эмоций. Как говорил мой профессор в Академии: “Художник должен заложить 200% возможного в рисунок, чтобы реализовалось 100%, зритель увидел 50%, а дошло до него хотя бы 25% работы.” То же самое и с экзаменационными рисунками.
VI. Гарантий нет.
Ни один преподаватель, школа или курсы не даст вам гарантии поступления. Это слаженная работа нескольких людей, и вас самих в том числе. Насколько эта работа будет проведена командно, качественно, честно, грамотно, настолько и высоки ваши шансы поступить в ВУЗ на художника, дизайнера, архитектора, иллюстратора. Любые перекосы плохи. И тут работает только одно правило: доверять друг другу полностью и выкладываться по полной.
VII. Способности имеют значение.
Да, есть одарённые люди, которые многие вещи усваивают лучше, выполняют точнее, усилий тратят меньше, такие они по своей природе. Талантливые живописцы, тонко чувствующие оттенки, графики с врождённым чувством тона, рисовальщики с острым глазом, дизайнеры, умеющие видеть строение предмета насквозь и так далее. Но на одних способностях далеко не уедешь, учиться всё равно необходимо. А труд решает если не всё, то многое. Трудолюбивый середнячок почти всегда обгоняет талантливого лидера. Это уж на практике проверенно неоднократно, поверьте.
VIII. Случай тоже имеет место.
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее…
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже 🙂
Особенности вступительного испытания по рисунку
Для поступающих на специальности:
«Дизайн (по отраслям)»
«Дизайн (Дизайн костюма)»
«Дизайн (Рекламная графика)»
«Стилистика и искусство визажа»
Форма проведения профессионального испытания – предоставление электронного портфолио (просмотр) на платформе, определенной для проведения вступительного испытания.
Все фото загружаемых в портфолио работ должны быть выполнены при хорошем освещении, без геометрических искажений. Учитывается и общее художественное впечатление от портфолио.
Электронное портфолио должно содержать:
Количество работ: 2-3
Формат: А3
Материалы: бумага, графические карандаши, ластик.
Требования:
Необходимо предоставить рисунки натюрмортов, состоящих из 5-6 различных объектов. Натюрморты должны содержать: геометрические тела (например: куб, шар, конус, пирамида, цилиндр, призма); бытовые предметы (например: бутылки, вазы, чайники, кувшины, кружки, чашки, блюдца и т. д.); одну-две драпировки; овощи/фрукты (в натуральном виде или бутафорию); растения (например: ветки, цветы и т.д.).
Натюрморты могут быть выполнены как с учетом искусственного (светильники, лампы), так и естественного (дневной свет) освещения, при выполнении светотеневого разбора важно учитывать направление источника освещения.
Выполнять рисунки необходимо в соответствии с принципами академического рисунка. Любой объект на рисунке, должен быть изображен с учётом линейной и воздушно-пространственной перспективы. В процессе работы важно продемонстрировать уровень владения техникой академического штриха.
Рисунок должен быть выполнен в соответствии с законами композиции и демонстрировать знания и навыки абитуриента в этой области. Рисунок должен показывать осведомленность абитуриента о методах передачи масштаба и пропорций изображаемых объектов.
При тональном разборе особое внимание должно быть уделено формированию объема объектов натюрморта, созданию общих контрастов, изображению материалов, из которых изготовлены объекты (стекло, метал, керамика и т.д.).
Рисунки должны демонстрировать, что их автор владеет необходимой теоретической базой, способен к обобщению и анализу.
В случае если нет возможности выполнить рисунок натюрморта с натуры, можно воспользоваться предложенными фото натюрмортов.
Максимальное количество баллов – 100.