Вступительный баланс составляется для чего

Понятие вступительного баланса предприятия

Вступительный баланс – это баланс юридического субъекта, который оформляется на первом этапе работы. Это особая форма документа, сопровождающая регистрацию субъекта. Рассмотрим цели его формирования и этапы создания.

Для чего нужен вступительный баланс

Каждый субъект регистрируется в государственных структурах. Начать свою работу он может только тогда, когда у него присутствует уставной капитал. Вступительный баланс фиксирует формирование УК при регистрации субъекта. Это главный вид бухгалтерской отчетности, отражающий состояние имущества и финансов фирмы. Во вступительном балансе есть сведения об активах и пассивах компании.

Что указывается во вступительной бухгалтерской отчетности, возникшей в результате реорганизации организации?

Вступительный баланс создается до госрегистрации и начала первого финансового года. Это основа для изначальных бухгалтерских записей следующего периода. В активе отражается стоимость фактически приобретенного имущества, направленного в качестве вклада в уставной капитал. Учитываются и денежные средства, которые находятся в кассовом аппарате и на расчетных счетах. Пассив отражает объем займов в капитале. Если при составлении баланса уже присутствуют учредительские траты, объем их фиксируется в активах.

Структура вступительного баланса

Баланс должен быть сформирован на дату госрегистрации субъекта. Его балансирующим показателем считается капитал. Связано это с тем, что на момент начала деятельности иного источника финансирования нет. Отсутствуют вклады от сторонних лиц, задолженности. Рассмотрим структуру вступительного баланса.

Что указывать во вступительном бухгалтерском баланса организации, возникшей в результате реорганизации в форме слияния (присоединения)?

Уставной капитал

УК формируется на основании паевых взносов. В качестве взносов принимается как собственность учредителей (недвижимость, ТС, материалы и прочие объекты), так и деньги. Это актуально для коммерческих фирм. Капитал государственных субъектов формируется за счет бюджетных средств. В бухучете создание УК можно отразить только в том случае, если есть утвержденный приказ соответствующего характера, подписанный руководителем.

Справка! Законом установлена минимальная величина капитала для ООО и АО. Для ООО эта сумма составляет 10 000 рублей, для АО – 100 000 рублей.

Особенности оценки вкладов в форме имущества

Оценить вклады в капитал в форме денег просто. Ситуация будет сложнее, если в качестве вклада используются имущество, ресурсы, различные права. Для всех этих объектов полагается определенная денежная оценка. Расчет ее проводится по согласованию с учредителями.

Если сумма по вкладам составляет больше 20 000 рублей, имущество должно оцениваться оценщиком. Стоимость, зафиксированная оценщиком, не может быть повышена учредителями.

Инструкция по формированию вступительного баланса

Баланс составляется на базе первичной документации. Первичка фиксирует состояние активов и пассивов, взносы от участников. Вступительный баланс составляется в соответствии с этим алгоритмом:

В столбцах «На начало периода» и «На завершение» определяются итоговые суммы и отслеживаются их изменения.

Формирование вступительного баланса на примере

Уставной капитал субъекта формируется тремя участниками. Все они направляют в УК паевые взносы разных размеров:

Сначала всю информацию о сумме взносов нужно занести в журнал операций. В нем фиксируется создание УК. Рассмотрим записи в журнале:

Содержание операцииСумма в рубляхДТКТ
Принятие в уставной капитал:
Деньги от первого участника70 0005175
Оргтехника от второго участника60 0000175
Патент от второго участника20 0000475
Деньги от третьего учредителя30 0005175
Материалы от третьего учредителя50 0001075
Объявление капитала230 0007580

После оформления хозяйственного журнала можно приступить к созданию вступительного баланса. Выглядеть он будет следующим образом:

АктивПассив
СоставСуммаСоставСумма
Основные средства по счету 0160 000
Нематериальные активы по счету 0420 000Уставной капитал по счету 80180 000
Материалы по счету 1050 000
Деньги по счету 51100 000
Баланс по активам230 000Баланс по пассиву180 000

Чем отличается вступительный баланс от текущего

Вступительный баланс формируется в дату создания субъекта. В частности, в момент регистрации устава. Именно с этого документа начинается ведение бухучета. Основная особенность вступительного баланса – одноразовое составление. То есть создавать документ нужно только один раз. Текущие балансы формируются регулярно на протяжении всего периода работы предприятия. Они подразделяются на виды: входящие, заключительные и промежуточные.

Дополнительная информация

На основании вступительного баланса можно частично определить хозяйственное положение субъекта. Однако на базе этого документа нельзя выполнить полноценный анализ, так как вступительный баланс создается в самом начале деятельности. В нем содержится минимум информации. К примеру, на основании баланса нельзя установить рентабельность предприятия, так как лицо пока не начало свою деятельность.

На основании сведений из вступительного баланса вносится информация в Главную книгу. В частности, в дебете указываются показатели из строки «актив». Особым образом стоит отметить модель вступительного баланса. Он отличается отсутствием задолженностей перед кредиторами.

Фирма может вносить изменения во вступительный баланс. Однако нужно принимать во внимание это правило: корректировки, относящиеся к предыдущим периодам, фиксируются только в этом балансе. То есть дополнительных записей в бухучет за прошлые отрезки времени вносить не нужно. Однако необходимо составить пояснительную записку, в которой указываются причины корректировок. Соответствующее правило содержится в пункте 22 ПБУ 1/98.

Источник

Как устроен бухгалтерский баланс

В свежем выпуске бухгалтерского ликбеза Алексей Иванов рассказывает зачем нужен бухгалтерский баланс, что в нём можно увидеть и почему уметь читать баланс важно не только бухгалтеру. В конце статьи пример построения баланса, который будет понятен даже очень далёкому от бухучёта читателю.

Вступительный баланс составляется для чего. 8f366933a3ae13ac86cfe8601042e771. Вступительный баланс составляется для чего фото. Вступительный баланс составляется для чего-8f366933a3ae13ac86cfe8601042e771. картинка Вступительный баланс составляется для чего. картинка 8f366933a3ae13ac86cfe8601042e771. Вступительный баланс – это баланс юридического субъекта, который оформляется на первом этапе работы. Это особая форма документа, сопровождающая регистрацию субъекта. Рассмотрим цели его формирования и этапы создания.

Всем привет! С вами Алексей Иванов — директор по знаниям интернет-бухгалтерии «Моё дело» и автор телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Каждую пятницу в нашем блоге на Клерке.ру я рассказываю о бухгалтерском учёте. Начал с азов, потом перейду к более сложным материям. Тем, кто только готовится стать бухгалтером, это поможет поближе познакомиться с профессией. Матёрым главбухам — взглянуть на привычные категории под другим углом.

Зачем нужен бухгалтерский баланс

Три месяца подряд я рассказывал об отдельных видах активов и пассивов, с которыми имеет дело бухгалтерский учёт. Пришло время собрать их в полезный инструмент для директора, собственника бизнеса, финансиста, экономиста и любого, кто хочет оценить имущественное положение компании. Этот инструмент называется бухгалтерским балансом (Balance Sheet). Он содержит информацию о том какие активы есть у компании и откуда они взялись.

Баланс и отчёт о финансовых результатах — две главные формы финансовой отчётности, которые изучают банки, инвесторы, кредиторы и контрагенты, чтобы понять, стоит ли иметь с вами дело. Форма российского баланса утверждена Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н, но суть его одинакова в России, США, Зимбабве и любой другой стране.

В основе баланса лежит утверждение, на котором построен весь бухгалтерский учёт уже более пятисот лет. Сумма активов должна быть равна сумме пассивов. Нарушение этого равенства означало бы, что у вас есть актив из ниоткуда или источник ничего — невыполнение закона сохранения материи в отдельно взятой компании. Закон сохранения для бухучёта описывается капитальным уравнением:

Активы = Капитал Обязательства.

Такая запись означает, что любой актив профинансирован либо собственными, либо заёмными пассивами. Больше активам взяться неоткуда. Если вы купили актив — возникнет кредиторская задолженность, которую необходимо будет оплатить. Если получили от учредителей — увеличится сумма уставного капитала. Даже если актив получен в подарок, в пассиве его стоимость будет записана в прибыль.

Анализ баланса позволяет понять структуру и ликвидность активов компании, обеспеченность собственными и заёмными средствами, платёжеспособность, финансовую устойчивость и другие важные характеристики бизнеса. Как это делать — расскажу в следующих выпусках ликбеза.

Структура бухгалтерского баланса

Баланс разделён на две части: актив и пассив. Внутри частей находятся разделы, их пять, они нумеруются сквозным образом. Внутри разделов — статьи. Каждая статья — это отдельный вид активов или пассивов. Статьи в активе расположены по степени возрастания ликвидности: чем ниже расположена статья, тем быстрее актив можно продать. В пассиве статьи упорядочены по срочности погашения: чем ниже статья, тем быстрее нужно будет рассчитаться за пассив.

Об основных статьях я рассказывал, ниже можно кликнуть на название и провалиться в соответствующую статью.

АКТИВ

I. Внеоборотные активы

II. Оборотные активы

ПАССИВ

III. Капитал и резервы

IV. Долгосрочные обязательства

V. Краткосрочные обязательства

В реальном балансе статей может быть больше — я привёл только наиболее распространённые. Каждой статье соответствует сумма — это оценка соответствующего актива или пассива. Итог по разделу складывается из сумм по статьям. Итоги по активу и пассиву — из сумм по разделам. Эти итоги равны между собой и называются «валюта баланса».

Пример построения бухгалтерского баланса

ООО «Рога и копыта» на 1 января 2020 года имеет следующие активы и пассивы:

Бухгалтерский баланс ООО «Рога и копыта» выглядит так.

Вступительный баланс составляется для чего. 0c33ab3663989fda82304625f7b5d758. Вступительный баланс составляется для чего фото. Вступительный баланс составляется для чего-0c33ab3663989fda82304625f7b5d758. картинка Вступительный баланс составляется для чего. картинка 0c33ab3663989fda82304625f7b5d758. Вступительный баланс – это баланс юридического субъекта, который оформляется на первом этапе работы. Это особая форма документа, сопровождающая регистрацию субъекта. Рассмотрим цели его формирования и этапы создания.

Кстати, в интернет-бухгалтерии «Моё дело» бухгалтерский баланс формируется автоматически на основании остатков по счетам бухгалтерского учёта. При этом система проверяет контрольные соотношения и соответствие данных за прошлые годы сданной отчётности. Если что-то не сходится — она предупредит об этом бухгалтера. Попробуйте — это удобно и экономит массу времени!

Источник

Какие виды бухгалтерских балансов существуют

Баланс – основа отчетности. Нужен для анализа финансовых показателей. Баланс обеспечивает отслеживание динамики значений, помогает сформировать краткосрочный и долгосрочный прогнозы и оценить экономическую деятельность фирмы. Существует много разновидностей бухгалтерских балансов (ББ), подразделяющихся на категории в зависимости от разных признаков.

Сущность баланса

ББ представляет собой особый документ, предназначающийся для обобщенной фиксации и группировки финансов по их структуре, источникам и целевым назначениям. Статья ББ – это автономная строка, содержащая сведения о деньгах предприятия. Перечень однородных статей формирует разделы и подразделы.

Как раскрыть информацию о дебиторской и кредиторской задолженности в пояснениях к бухгалтерскому балансу?

ББ подразделяется на две части:

КСТАТИ! Одни и те же средства могут фигурировать и в правой, и в левой колонке. Это означает, что активы равны пассивам.

Виды балансов в зависимости от пользователя

Структура баланса может различаться между собой в зависимости от того, для какого именно субъекта составляется документ:

Вопрос: Какой срок должен быть у выписки из бухгалтерского баланса?
Посмотреть ответ

Балансы различаются между собой в зависимости от специфики деятельности. А потому различают виды ББ в зависимости от того, для какого учреждения составляется документ.

Классификация бухгалтерского баланса

ББ классифицируются по признакам. Рассмотрим эти признаки и вид документа:

ББ – это довольно широкое понятие. Под балансом могут пониматься самые разные документы.

Разновидности бухгалтерских балансов

Рассмотрим все виды балансов с кратким описанием документа:

На данный момент коммерческие фирмы используют преимущественно сальдовые балансы-нетто.

Источник

Бухгалтерский баланс

Вступительный баланс составляется для чего. %25D0%2591%25D1%2583%25D1%2585%25D0%25B3%25D0%25B0%25D0%25BB%25D1%2582%25D0%25B5%25D1%2580%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25B8%25D0%25B9%2520%25D0%25B1%25D0%25B0%25D0%25BB%25D0%25B0%25D0%25BD%25D1%2581%2520%281%29. Вступительный баланс составляется для чего фото. Вступительный баланс составляется для чего-%25D0%2591%25D1%2583%25D1%2585%25D0%25B3%25D0%25B0%25D0%25BB%25D1%2582%25D0%25B5%25D1%2580%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25B8%25D0%25B9%2520%25D0%25B1%25D0%25B0%25D0%25BB%25D0%25B0%25D0%25BD%25D1%2581%2520%281%29. картинка Вступительный баланс составляется для чего. картинка %25D0%2591%25D1%2583%25D1%2585%25D0%25B3%25D0%25B0%25D0%25BB%25D1%2582%25D0%25B5%25D1%2580%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25B8%25D0%25B9%2520%25D0%25B1%25D0%25B0%25D0%25BB%25D0%25B0%25D0%25BD%25D1%2581%2520%281%29. Вступительный баланс – это баланс юридического субъекта, который оформляется на первом этапе работы. Это особая форма документа, сопровождающая регистрацию субъекта. Рассмотрим цели его формирования и этапы создания.

Из нашей статьи вы узнаете:

Организации, которые ведут бухгалтерский учёт, обязаны сдавать годовой бухгалтерский баланс. Расскажем, что это такое, из чего состоит бухбаланс и когда его сдают.

Что такое бухгалтерский баланс

Бухгалтерский баланс — это форма №1 бухгалтерской отчётности. В соответствии с международными правилами финансовой отчётности, баланс содержит данные об активах, обязательствах и собственном капитале. Бухгалтерский баланс составляется в виде таблицы и может иметь полную и сокращённую форму. В таблице два раздела — Актив и Пассив.

Бухбаланс — один из основных документов, опираясь на который можно проанализировать результаты работы компании, поскольку в нём отражается вся информация об имуществе и долгах в денежном эквиваленте.

Бухгалтерский баланс нужен самому предприятию, а также для акционеров и ФНС. Баланс также потребуют в банке, если компания планирует взять кредит.

Когда сдаётся бухгалтерский баланс

По общему правилу бухгалтерский баланс сдают только 1 раз в год: в любой день с 1 по 31 марта. Такие сроки сдачи бухгалтерского баланса обозначены и в бухгалтерском (п. 2 ст. 18 закона «О бухгалтерском учёте» от 06.12.2011 № 402-ФЗ), и в налоговом (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ) законодательстве.

Если компания начала деятельность в середине года, отчётный период будет сокращённым. Но сроки подготовки баланса обычные: в течение 3 месяцев после окончания отчётного периода.

В случае ликвидации компании отчётный период заканчивается датой внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации (ст. 17 закона № 402-ФЗ), а подготовить и сдать отчётность нужно также в течение 3 месяцев.

Иногда отчётный период увеличивается. Это бывает в том случае, когда решение начать бизнес принимается в конце года и регистрация происходит после 30 сентября (например, в октябре 2020 года). Тогда по п. 3 ст. 15 закона № 402-ФЗ отчётный период продлевается и длится с 1 октября 2020 года по 31 декабря 2021 года. На срок сдачи бухгалтерского баланса такое увеличение не влияет.

Баланс для собственников и иных заинтересованных лиц можно представлять в любой срок и с любой частотой (п. 4 ст. 13 закона № 402-ФЗ). Передавать эту отчётность в налоговую не нужно.

Начиная с баланса за 2020 год компании сдают баланс только в ФНС, направлять его в Росстат не нужно. Исключение составляют организации, годовая бухгалтерская отчётность которых содержит сведения, отнесённые к гостайне, а также некоторые организации в случаях, установленных Правительством РФ (пп. 5, 6 ч. 4, ч. 7 ст. 18 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Структура и разделы бухгалтерского баланса

Бухгалтерский баланс состоит из двух частей: левая сторона называется «Актив», правая — «Пассив». В активе бухгалтерского баланса отражается всё имущество компании, включая недвижимость, финансовые вложения, автомобили, задолженность дебиторов, оборудование и т.д.

В пассиве бухбаланса указывают источники образования активов компании, то есть всего её имущества. В годовом бухгалтерском балансе организации это может быть собственный капитал (уставный или добавочный), привлечённые средства и внешние обязательства.

Итоги по активу и пассиву баланса должны быть всегда равны друг другу.

На схеме наглядно отражены разделы бухгалтерского баланса. Они утверждены приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.

Форма бухгалтерского баланса

С 2021 года действует новая форма бухгалтерского баланса. В ней произошли следующие изменения:

Кроме того, электронный бухгалтерский баланс приравняли к бумажному. С 2021 года можно сдать бухгалтерскую отчётность не только на бумаге, но и в электронном виде по ТКС. Для этого необходимо подписать баланс квалифицированной электронной подписью (ст. 13 Закона № 444-ФЗ).

Скачать образец бухгалтерского баланса и форму бухгалтерской финансовой отчетности

Бухгалтерская (финансовая)
отчетность

Ответы на популярные вопросы

Где и как в бухгалтерском балансе отражаются нематериальные активы?

Нематериальными активами в бухгалтерском учёте называются объекты интеллектуальной собственности, которые удовлетворяют определённым условиям признания, а также положительная деловая репутация, возникающая при приобретении предприятия как имущественного комплекса. НМА отражаются в балансе в Разделе I «Внеоборотные активы» по строке 1110 «Нематериальные активы» (Приказ Минфина от 02.07.2010 № 66н).

Для нематериальных активов строка баланса 1110 арифметически определяется так:

Строка 1110 = Дебетовое сальдо счёта 04 – Кредитовое сальдо счёта 05 «Амортизация нематериальных активов»

Это означает, что НМА в балансе отражаются по остаточной стоимости.

Сколько разделов включает бухгалтерский баланс?

Баланс делится на две части — актив и пассив. Они, в свою очередь, делятся на пять разделов.

В актив входят разделы I. Внеоборотные активы и II. Оборотные активы.

К пассиву относятся разделы III. Капитал и резервы, IV. Долгосрочные обязательства и V. Краткосрочные обязательства.

Что будет, если не сдать бухбаланс?

За несдачу или нарушение сроков сдачи бухбаланса в налоговую компании грозит штраф в размере 200 рублей (п. 1 ст. 126 НК РФ). Также возможно административное наказание для должностных лиц по п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ в размере 300-500 рублей.

Что входит в состав бухгалтерской отчетности ООО?

В соответствии с стандартами бухгалтерского учета ПБУ 4/99 бухгалтерская отчетность ООО включает:

Источник

Тема 19. Содержание и порядок составления бухгалтерской финансовой отчетности

Цель: раскрыть понятие бухгалтерской финансовой отчетности, ее состав и порядок составления.

Задачи:

Оглавление

19.1 Понятие отчетности, ее виды, и предъявляемые требования

В соответствии с ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утв. приказом Минфина от 06.07.1999 г. № 43н бухгалтерская отчетность — это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Бухгалтерскую отчетность составляют организации, являющиеся юридическими лицами, независимо от форм собственности, включая организации с иностранными инвестициями.

Различают промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность. Промежуточной является отчетность, составленная за месяц и квартал. Отчетность, составленная за год, является годовой.

Отчетным годом для всех организаций считается период с 1 января по 31 декабря включительно. Для вновь созданных организаций первым отчетным годом считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря включительно, а для организаций, созданных после 1 октября, – по 31 декабря следующего года включительно.

Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода.

Порядок составления и представления бухгалтерской отчетности регламентирован Федеральным законом от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утв. Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 г. № 43н, Приказом Минфина РФ от 22.07.2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности».

В состав годовой бухгалтерской отчетности в соответствии с этими документами включаются:

Критерии деятельности организаций, отчетность которых подлежит обязательной аудиторской проверке, установлены Федеральным законом от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Обязательный аудит осуществляется в следующих случаях.

В приведенном выше объеме представляют годовую бухгалтерскую отчетность и малые организации, обязанные проводить независимую аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности. Субъекты малого предпринимательства, не применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и не обязанные проводить независимую аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, имеют право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности формы № 3, 4, 5, пояснительную записку согласно приказу Минфина РФ от 22.07.2003 г. № 67н.

Некоммерческие организации также имеют право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности формы № 3, 4, 5 при отсутствии соответствующих данных, но им рекомендуется включать в состав годовой бухгалтерской отчетности форму № 6 «Отчет о целевом использовании полученных средств».

Общественными организациями (объединениями), не осуществляющими предпринимательскую деятельность и не имеющими кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), в составе бухгалтерской отчетности не представляются формы № 3, 4, 5 и пояснительная записка.

Месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала отчетного года.

Квартальная бухгалтерская отчетность включает:

Каждая составляющая часть бухгалтерской отчетности, указанная выше, должна содержать следующие данные: наименование составляющей части; указание отчетной даты или отчетного периода, за который составлена бухгалтерская отчетность; наименование организации с указанием ее организационно-правовой формы; формат представления числовых показателей бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности филиалов, представительств и иных структурных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы. Организации, имеющие дочерние и зависимые организации, составляют и представляют помимо собственного бухгалтерского отчета также консолидированную (сводную) отчетность, включающую отчеты своих дочерних и зависимых организаций, в порядке и в сроки, предусмотренные в учредительных документах объединения юридических лиц.

Содержание и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, других отчетов и приложений применяется последовательно от одного отчетного периода к другому. Формы бухгалтерской отчетности разрабатываются организациями с учетом рекомендуемых образцов форм в Приказе Минфина РФ от 22.07.2003 г. № 67н.

В бухгалтерской отчетности данные по числовым показателям приводятся минимум за два года – отчетный и предшествовавший отчетному.

Бухгалтерская отчетность должна быть составлена на русском языке и в валюте Российской Федерации. Имущество и обязательства, выраженные в валюте, отражаются в отчетности в российских рублях путем пересчета по курсу ЦБ РФ на дату составления отчетности.

В формах бухгалтерской отчетности не должно быть никаких подчисток и помарок. Исправления в бухгалтерской отчетности подтверждаются подписями лиц, ее подписавших, с указанием даты исправления.

Бухгалтерская отчетность составляется в тысячах рублей без десятичных знаков. Организациям, имеющим существенные объемы оборотов товаров, обязательств и т. п., разрешается представлять бухгалтерскую отчетность в миллионах рублей без десятичных знаков.

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации. В организации, где бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией или специалистом, бухгалтерская отчетность подписывается руководителем организации и специалистом, ведущим бухгалтерский учет.

Бухгалтерская отчетность должна представляться в отдельной папке в сброшюрованном виде.

Представляемая бухгалтерская отчетность прилагается к сопроводительному письму организации, оформленному в установленном порядке.

При составлении бухгалтерской отчетности должны соблюдаться следующие требования: достоверность и полнота отчетности; нейтральность; существенность; сопоставимость; последовательность и др.

Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

При формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, т. е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.

При составлении бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним необходимо придерживаться применения формы и их содержания последовательно от одного отчетного периода к другому.

Приводимые отчетные данные должны быть сопоставимы. Если данные за периоды, предшествующие отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, то данные за предшествующие периоды подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету, и приведению их к сопоставимому виду. Показатели, отражаемые в отчетности, должны быть существенными. Показатели является существенными, если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Решение организацией вопроса, является ли данный показатель существенным, зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения. Организация может принять решение, когда существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5 %.

При формировании бухгалтерской отчетности должны быть исполнены требования нормативно-правовых актов по бухгалтерскому учету по раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об изменениях учетной политики, оказавших или способных оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, об операциях в иностранной валюте, о материально-производственных запасах, об основных средствах, о доходах и расходах организации, о последствиях событий после отчетной даты, о последствиях условных фактов хозяйственной деятельности, а также по раскрытию в бухгалтерской отчетности той или иной информации об активах, капитале и резервах и обязательствах организации. Такое раскрытие может быть осуществлено организацией путем включения соответствующих показателей, таблиц, расшифровок непосредственно в формы бухгалтерской отчетности или в пояснительную записку.

Организация может представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности, если исполнительный орган считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений.

При отражении данных в бухгалтерской отчетности следует иметь в виду, что если показатель должен вычитаться из соответствующих показателей, то в бухгалтерской отчетности этот показатель показывается в круглых скобках (в частности, непокрытый убыток, себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг убыток от продаж, проценты к уплате и пр.)

В случае выявления неправильного отражения хозяйственных операций текущего периода до окончания отчетного года исправления производятся записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного периода, когда искажения выявлены. При выявлении неправильного отражения хозяйственных операций в отчетном году после его завершений, но за который годовая бухгалтерская отчетность не утверждена в установленном порядке, исправления производятся записями декабря года, за который подготавливается к утверждению и представлению в соответствующие адреса годовая бухгалтерская отчетность.

В случаях выявления организацией в текущем отчетном периоде неправильного отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета в прошлом году исправления в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность за прошлый отчетный год (после утверждений в установленном порядке годовой бухгалтерской отчетности) не вносятся.

19.2. Порядок составления бухгалтерского баланса

Данные бухгалтерского баланса характеризуют финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату. Бухгалтерский баланс составляется на основе данных счетов Главной книги, подтвержденных инвентаризацией.

Инвентаризацию имущества и обязательств организации обязательно проводят перед составлением годового отчета, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация зданий, сооружений и других неподвижных объектов основных средств может проводиться один раз в 3 года, а библиотечных фондов — один раз в 5 лет. В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков.

Данные вступительного баланса должны соответствовать данным утвержденного заключительного баланса за предыдущий год. В случае изменения вступительного баланса на 1 января отчетного года в пояснительной записке должны быть объяснены причины.

В бухгалтерском балансе активы и обязательства представляются с подразделением их в зависимости от срока обращения на краткосрочные (срок обращения не более 12 месяцев) и долгосрочные (срок обращения более 12 месяцев).

В бухгалтерском балансе не допускается зачет между статьями активов и пассивов, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен правилами бухгалтерского учета.

В случае, если показатель имеет отрицательное значение, в бухгалтерском балансе этот показатель показывается в круглых скобках (непокрытый убыток, собственные акции, выкупленные у акционеров, и проч.).

При составлении баланса необходимо руководствоваться следующими правилами по оценке статей баланса:

Источники средств организации отражаются в балансе:

По состоянию на 31 декабря отчетного года закрываются счета 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей», 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений», 63 «Резервы по сомнительным долгам», а также закрываются субсчета открытые, к счету 90 «Продажи», кроме субсчета 90-9 «Прибыль/убыток от продаж».

19.3. Содержание отчета о прибылях и убытках

Отчет о прибылях и убытках характеризует финансовые результаты деятельности организации.

В отчете о прибылях и убытках доходы отражаются с подразделением на доходы по обычным видам деятельности и прочие доходы.

К доходам по обычным видам деятельности относится выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей).

Прочие доходы могут показываться в отчете о прибылях и убытках за минусом расходов, относящихся к этим доходам, когда:

В отчете о прибылях и убытках расходы организации отражаются с подразделением на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы. К расходам по обычным видам деятельности относятся:

Прочие расходы могут не показываться развернуто по отношению к соответствующим доходам в следующих случаях:

В случае отсутствия у организации данных по соответствующим доходам, расходам, хозяйственным операциям, показатели по которым предусмотрены в образце формы отчета о прибылях и убытках по Приказу Минфина РФ № 67н, эти показатели (строки, графы) в форму организации могут не включаться.

В отчете о прибыли и убытках строки, по которым раскрываются соответствующие показатели, организациями кодируются самостоятельно при разработке и принятии форм бухгалтерской отчетности.

В случае, если показатель должен вычитаться из соответствующих показателей при исчислении соответствующих данных (промежуточных, итоговых и пр.) или имеет отрицательное значение, в отчете о прибылях и убытках этот показатель показывается в круглых скобках (непокрытый убыток, себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, убыток от продаж, проценты к уплате, прочие расходы и т. д.).

В отчете о прибылях и убытках отражается:

Порядок определения базовой прибыли (убытка) на акцию, разводненной прибыли (убытка) на акцию регламентирован методическими рекомендациями по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию, утвержденными Приказом МФ РФ от 21.03.2000 г. № 29н.

Отчет о прибылях и убытках составляется по данным счета 90 «Продажи» и счета 91 «Прочие доходы и расходы», счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на прибыль».

19.4. Содержание отчета об изменениях капитала

Хозяйственные товарищества и общества в составе бухгалтерской отчетности должны раскрывать информацию о наличии и изменении капитала организации. В состав капитала организации включается уставный (складочный) капитал, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль, резервы (оценочные, предстоящих расходов и др.).

Отчет состоит из двух разделов:

I – отчет об изменениях капитала;

В первом разделе отчета показывается остаток капитала на 31 декабря года, предшествовавшего предыдущему году; изменения остатка капитала на 31 декабря года, предшествовавшего предыдущему году, за счет переоценки основных средств и изменений в учетной политике на следующий год; остаток капитала на 1 января предыдущего года; изменения капитала за предыдущий год; остаток капитала на 31 декабря предыдущего года; изменения остатка капитала на 31 декабря предыдущего года за счет переоценки основных средств и изменений в учетной политике; остаток капитала на 1 января отчетного года; изменения капитала за отчетный год; остаток капитала на 31 декабря отчетного года с учетом увеличения величины капитала за счет дополнительного выпуска акции, увеличение номинальной стоимости акций, реорганизации юридического лица.

В разделе II «Резервы» отражаются резервы, образованные в соответствии с законодательством, резервы, образованные в соответствии с учредительными документами, оценочные резервы и резервы предстоящих расходов.

Информация приводится за предыдущий и отчетный год.

В справке отражаются чистые активы и целевое финансирование, полученное на расходы по обычным видам деятельности, всего, в том числе на капитальные вложения во внеоборотные активы и другие цели.

Данные приводятся на начало и конец отчетного периода с подразделением на средства, полученные из бюджета и из внебюджетных фондов за отчетный и предыдущий год.

19.5. Содержание отчета о движении денежных средств

Данные отчета о движении денежных средств характеризуют изменения в финансовом положении организации в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.

Текущей деятельностью считается деятельность организации, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели, т.е. деятельность по производству промышленной, сельскохозяйственной продукции, выполнению строительных работ, продаже товаров, оказанию услуг общественного питания, заготовке сельскохозяйственной продукции, сдаче имущества в аренду и др.

Инвестиционной деятельностью считается деятельность организации, связанная с приобретением земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, а также их продажей; с осуществлением собственного строительства, расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические разработки; с осуществлением финансовых вложений (приобретение ценных бумаг других организаций, в том числе долговых, вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, предоставление другим организациям займов и т. п.).

Финансовой деятельностью считается деятельность организации, в результате которой изменяются величина и состав собственного капитала организации, заемных средств (поступления от выпуска акций, облигаций, предоставления другими организациями займов, погашение заемных средств и т. п.).

Сведения о движении денежных средств организации представляются в валюте Российской Федерации. В случае наличия (движения) денежных средств в иностранной валюте формируется информация о движении иностранной валюты по каждому ее виду применительно к отчету о движении денежных средств, принятому организацией. После этого данные каждого расчета, составленного в иностранной валюте, пересчитываются по курсу Центрального банка РФ на дату составления бухгалтерской отчетности. Полученные данные по отдельным расчетам суммируются при заполнении соответствующих показателей отчета о движении денежных средств.

По каждому виду деятельности рассчитываются чистые денежные средства. Остаток денежных средств на конец отчетного периода определяется как сумма остатка денежных средств на начало отчетного года и чистых денежных средств по каждой деятельности с учетом влияния изменения курса иностранной валюты по отношению к рублю.

19.6. Приложения к бухгалтерскому балансу и его содержание

Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках обеспечивают пользователей дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, но которые необходимы пользователям бухгалтерской отчетности для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении.

Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках раскрывают следующие дополнительные данные в виде отдельных отчетных форм:

Отдельные показатели, приведенные в приложении к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, могут раскрываться в виде самостоятельных форм и включаться в пояснительную записку.

19.7. Пояснительная записка и ее содержание

В состав бухгалтерской отчетности входит пояснительная записка. Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать информацию об организации, полезную для получения более полной и объективной картины о финансовом положении организации, финансовых результатах деятельности организации за отчетный период и изменениях в ее финансовом положении.

Поскольку в нормативных актах установлены только общие требования к пояснительной записке, то организации самостоятельно определяют состав пояснительной записки и форму подачи данной информации.

В пояснительной записке, как правило, приводится следующая информация:

Информация об организации включает в себя организационную структуру организации, данные о наличии дочерних и зависимых обществ, характеристику головной организации, если общество является дочерним или зависимым.

Акционерные общества приводят информацию о количестве акций, выпущенных акционерным обществом и полностью оплаченных; количестве акций, выпущенных, но не оплаченных или оплаченных частично; номинальной стоимости акций, находящихся в собственности акционерного общества, ее дочерних и зависимых обществ.

В пояснительной записке приводится краткая характеристика деятельности организации по обычным видам деятельности: текущей, инвестиционной и финансовой деятельности, основные показатели деятельности и факторы, повлиявшие в отчетном году на финансовые результаты организации, решения по итогам рассмотрения годовой бухгалтерской отчетности и распределения чистой прибыли.

При изложении в пояснительной записке основных показателей деятельности, характеризующих качественные изменения в имущественном и финансовом положении, их причин, в случае необходимости следует привести действующий порядок расчета аналитических показателей (рентабельность, доля собственных оборотных средств и пр.).

При оценке финансового состояния на краткосрочную перспективу могут приводиться показатели оценки удовлетворительности структуры баланса (текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и способности восстановления (утраты) платежеспособности). При характеристике платежеспособности следует прокомментировать такие показатели, как наличие денежных средств на счетах в банках, в кассе организации, убытки, просроченную дебиторскую и кредиторскую задолженность, не погашенные в срок кредиты и займы, полноту перечисления соответствующих налогов в бюджет, уплаченные (подлежащие уплате) штрафные санкции за неисполнение обязательств перед бюджетом. Также следует дать оценку положения организации на рынке ценных бумаг и причины имевших место негативных явлений.

При оценке финансового положения на долгосрочную перспективу приводится характеристика структуры источников средств, степень зависимости организации от внешних инвесторов и кредиторов и пр. Приводится также динамика инвестиций за предыдущие годы и на перспективу с определением эффективности этих инвестиций.

Кроме того, должна быть дана оценка деловой активности организации, критериями которой являются широта рынков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт, репутация организации, выражающаяся, в частности, в известности клиентов, пользующихся услугами организации, и иная информация; степень выполнения плановых показателей, обеспечения заданных темпов их роста (снижения); уровень эффективности использования ресурсов организации. В пояснительную записку включаются данные о динамике важнейших экономических и финансовых показателей работы организации за ряд лет, дается описание будущих капиталовложений, осуществляемых экономических мероприятий, природоохранных мероприятий и другой информации, интересующей возможных пользователей бухгалтерской отчетности.

В пояснительной записке в соответствии с правилами, установленными Положением по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000) раскрывается информация об участии в совместной деятельности.

В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация объявляет изменения в своей Учетной политике на следующий отчетный год.

В случаях наличия событий после отчетной даты в пояснительной записке организация обязана раскрыть данные события в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98), утв. Приказом Минфина РФ от 25.11.1998 г. № 56н.

Событием после отчетной даты признается факт хозяйственной деятельности, который оказал или может оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности организации и который имел место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности за отчетный год.

Датой подписания бухгалтерской отчетности считается дата, указанная в представляемой в адреса, определенные законодательством РФ, бухгалтерской отчетности при подписании ее в установленном порядке.

К событиям после отчетной даты относятся:

В бухгалтерской отчетности отражаются только существенные события после отчетной даты независимо от положительного или отрицательного их характера для организации.

Существенным является событие после отчетной даты, без знания которого невозможна достоверная оценка финансового состояния организации.

Существенность события после отчетной даты устанавливается организацией самостоятельно.

Последствия существенных событий после отчетной даты должны быть оценены в денежном выражении, для чего должен быть сделан соответствующий расчет.

В бухгалтерской отчетности последствия событий после отчетной даты отражаются путем:

Событие после отчетной даты, свидетельствующее о возникших после отчетной даты хозяйственных условиях, в которых организация ведет свою деятельность, раскрывается в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. При этом в отчетном периоде никакие записи в бухгалтерском (синтетическом и аналитическом) учете не производятся.

При наступлении события после отчетной даты в бухгалтерском учете периода, следующего за отчетным, в общем порядке делается запись, отражающая это событие.

Информация, раскрываемая в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, должна включать краткое описание характера события после отчетной даты и оценку его последствий в денежном выражении. Если возможность оценить последствия события после отчетной даты в денежном выражении отсутствует, то организация должна указать на это.

Выводы

Бухгалтерская финансовая отчетность представляет собой единую систему показателей об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности.

Различают промежуточную и годовую отчетность. При составлении отчетности необходимо соблюдать требования к ней, изложенные в ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Бухгалтерская отчетность организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записке, а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральным законом подлежит обязательному аудиту.

Перед составлением отчетности организация обязана провести инвентаризацию и закрыть счета по образованию резервов под обесценение товарно-материальных ценностей, резерва по сомнительным долгам и обесценению финансовых вложений, а также субсчета, открытые к счету 90 «Продажи».

При составлении баланса необходимо учитывать правила оценки статей баланса, изложенные в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.

При составлении отчета о прибылях и убытках необходимо учесть нормы ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль».

При составлении других форм отчетности необходимо руководствоваться ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», а также методические рекомендации по расчету отдельных показателей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *