Встречают по одежке провожают по уму что это такое
«Встречают по одежке, а провожают по уму». Что означает пословица на самом деле
Здравствуйте мои дорогие подписчики и гости сайта.
В детстве я часто слышал пословицу: «Встречают по одёжке, а провожают по уму». Говорили это опытные взрослые, пытаясь вложить в меня истину мол: неважно, что на тебе одето, важнее, что твориться у тебя в голове.
Одежда отражает статус человека. Фото с сайта www.obozrevatel.com
Как меня нагло обманывали! Но, винить взрослое поколение в сокрытии правды от подрастающего молодёжи нельзя — они и сами были обмануты точно так же. Да и сегодня я, став взрослым, то же самое говорю своим детям. Но они мне не верят. И правильно делают!
Вообще дети лучше нас, взрослых, чувствуют смысл поговорок, пословиц и русских сказок. И если вы не уверены в верности трактовки поговорки или пословицы, тогда правильнее будет не растолковывать её своим детям. Лучше попросту расскажите или прочитайте без анализа смысла (вы ведь не на уроке русской литературы). Дайте ребёнку самому докопаться до правды. Может он сам дойдёт до сути. Ещё и вам разъяснит смысл поговорки.
Например, та же пословица «Встречают по одежке…», оказывается, может быть рассмотрена совсем с другой точки зрения. А почему встречают по одежке? Потому что одежда наших предков — это была визитная карточка, полное описание того, что собой представляет данный человек.
Во-первых, в разных регионах, в разных местностях Руси одежда была разная. И встретив человека в определенно скроенной одежде, уже можно было сделать вывод — откуда он.
Во-вторых, одежда очень четко отражала статус человека. Например, если бы вам попались две девушки примерно одного возраста (да хоть сестры-близнецы), очень четко по их одежде можно было определить их социальный статус. Пусть на одной надета просто рубаха, волосы заплетены в одну косу и перетянуты ленточкой. Вторая поверх рубахи имеет что-то типа юбки (понёва), и волосы у неё собраны хотя бы под простой платок, а может, и под более замысловатый головной убор. Можно точно сказать: первая девушка незамужняя, а ее сестра — молодуха, уже замужем.
По одежде можно было определить откуда человек родом
Также по одежде легко определялось общественное положение. Наряды знати и князей выделялись тонкой выделкой ткани, драгоценными украшениями, особыми красочными узорами и большей длиной. Воинскую одежду нельзя было спутать ни с какой другой по особому покрою и узорочью с множеством перуниц, солнечных и воинских знаков чести. Одежда крестьян, основным родом деятельности которых являлось земледелие, отличалась тем, что была проста в крое, но добротна, прочна, обильно украшена знаками плодородия, земли, солнца, стихий природы. На праздничной и обрядовой одежде крестьян вышивались изображения славянских божеств, способствующих плодородию и благоденствию, покровительствующих ремёслам.
Но больше всего, больше чем фасон, покрой и материал, «говорила» о своем хозяине вышивка на одежде.
Ведь абсолютно разные орнаменты наносились на одежду в разных жизненных ситуациях, и даже один и тот же символ может быть прочитан по-разному. Например, ромб в мужской одежде означает, что мужчина имеет отношение к обработке земли, в женской же — это способность к деторождению: у девушки можно встретить множество пустых квадратов (поле не засеяно), а у замужней женщины, молодой — множество мелких с точками (поле засеяно и плодородно), у пожилых женщин квадраты крупные и их малое количество (отплодоносила).
Но больше всего «говорила» о своем хозяине вышивка на одежде
Основными символами для девочки были: Богини-покровительницы судьбы, символ рода, древесные орнаменты, символ покровителя дня ее рождения, символы земли (опять же, отличающиеся от женских символов земли — у тех в основном она представлялась либо распаханной, либо уже засеянной) и женских ремесел.
Одежда мальчиков изобиловала символами огня, солнечными символами, изображениями тотемных животных, колокольчиками-бубенчиками и символами мужских ремесел.
У молодых девушек — символы плодородия, у молодых юношей — воинские. На свадебных рубахах — лебеди, виноград.
Поэтому и встречали по одежке: одежда, вышитые на ней узоры могли «рассказать» и о том, к какому народу принадлежит человек, из какого он рода, в каких краях живёт, семейный или нет, сколько у него детей, чем занимается и т. д.
Одежда, вышитые на ней узоры могли «рассказать» о многом
А вот провожали «по уму». Вдруг ты прибыл в княжеской одежде, тебя встречали как князя (как великого воина), а оказалось, что ты не только других, но и себя защитить не можешь.
Да-а… А неплохо было бы, если бы и сейчас люди научились «встречать по одежке», оценивая в первом впечатлении не стоимость твоей одежды, а смысловую нагрузку, которую она несет.
Народные орнаменты нынче в моде, правда, многие напяливают на себя что попало в стиле а-ля рус. Может, стоит сперва попробовать разобраться, что за символику ты на себя примеряешь?
Всем спасибо! Подписывайтесь и ставьте палец вверх!
Встречают по одежке — провожают по уму. Так ли это?
Встречают по одежке — провожают по уму. Так ли это?
Слышали пословицу «встречают по одежке – провожают по уму»? Думаю, да. Учитывая множество психологических факторов человека, она является невероятно актуальной в современном мире. Когда человек впервые вас видит, то он еще не может оценить ваш интеллект и умственные способности, поэтому фиксирует в своем сознании пока только визуальную «картинку». Позже, пообщавшись, он вполне может изменить свое мнение в худшую и лучшую сторону. Но следует отметить, что ученые доказали: основное отношение к человеку формируется на протяжении первой минуты после знакомства. Так что не теряйте времени даром!
Пословица «встречают по одежке – провожают по уму», значение которой слишком буквально воспринимается некоторыми людьми, заставила многих обрасти огромным количеством комплексов. В целом большинство юношей и девушек способны самокритично относиться к своей внешности. Но часто они забывают, что их глубокий внутренний мир нельзя увидеть сразу. В результате эти ребята набираются смелости и целеустремленно идут знакомиться с нередко гораздо более успешными/красивыми/богатыми представителями противоположного пола. И получают «от ворот поворот». Современная молодежь настолько зациклилась на внешности, новомодных гаджетах и вообще материальном положении, что те, у кого всего этого нет, в лучшем случае игнорируются. Наверное, для таких поверхностных людей вообще подходит только первая часть поговорки, ведь они даже не дают человеку, который изначально им не понравился, возможности рассказать о себе.
На самом деле в век интернета не так уж и сложно хорошо выглядеть, не имея для этого значительной материальной базы. Вы можете даже пройтись по секонд-хендам, иногда там попадаются фирменные, а, главное, совершенно новые красивые вещи. Приведите себя в порядок, тогда первое впечатление будет положительным, и вы сможете более подробно поведать о себе.
Безусловно, многие люди отрицают слова: «встречают по одежке, а провожают по уму». Они уверены, что внешность не главное, поэтому не следует по ней оценивать человека. С одной стороны, это действительно так, но, как я уже говорила, не факт, что вам дадут возможность продемонстрировать себя и свои лучшие качества. Кстати, нередко тем, кто хорошо выглядит, прощаются определенные интеллектуальные погрешности.
В последнее время очень распространилось стремление усовершенствовать готовую одежду, приобретенную в магазине. В таком случае, если следовать половице «встречают по одежке – провожают по уму», вы убьете двух зайцев одним ударом. Здесь можно проявить свою изобретательность, продемонстрировать вкус. С этой точки зрения посмотрите и те вещи, которые у вас есть. Кое-что можно изменить, украсить, переделать — и вещь, которая уже немного надоела, вдруг порадует вас своей новизной.
Итак, действительно ли «встречают по одежке – провожают по уму»? Думаю, да, хотя очень часто бывают исключения. Не стоит слепо следовать этому правилу, развивайте не одни лишь внешние, но и внутренние качества, тогда в вашей жизни все будет просто прекрасно.
LiveInternetLiveInternet
Женщины с холерическим темпераментом являются активными потребителями моды, горячими и нетерпеливыми. Они лишены умеренности, и если у них нет хорошего вкуса, то общая картина может выглядеть эксцентрично. Эта группа женщин мало заботится о гармонизации одежды со своим обликом. Они видят не “себя в моде”, а “моду на себе”. Таким женщинам можно, например, посоветовать носить платье-костюм, который всегда производит одинаково спокойное впечатление.
Самая большая опасность переборщить для этих женщин таится в красках, так как у них есть склонность воспринимать все цвета слишком чистыми, яркими. Конечно, в соответствии со своим темпераментом (и цветовым типом) женщина может использовать яркие насыщенные краски, но, подбирая тон, она должна учитывать, что если основным цветом выбирается яркий насыщенный, то дополнительный должен быть ахроматический (серый, белый или черный). В таком виде краски сохраняют свою насыщенность и силу, но несколько приглушаются.
Сангвиник – активный потребитель моды. Он требует разнообразия, ему быстро все надоедает, он не привязывается к старому. Сангвиник видит себя в моде и, как правило, хорошо разбирается в выборе основных решений гардероба; больше, чем другие типы, склоняется к восприятию элегантности и утонченности. Таким женщинам можно смело носить платья сложных покроев, броские детали отделок и дополнения. В соответствии со своим жизнерадостным характером сангвиник любит живые краски. Если женщина этого типа имеет хорошую фигуру, она может себе это позволить (в рамках своей цветовой палитры).
Флегматичная женщина наиболее консервативно относится к моде. Отбирает и предпочитает устоявшиеся, классические формы, адаптированные к модному направлению. В одежде ценит удобство и редко изменяет выбранному стилю в одежде.
Флегматики часто одеты очень случайно или отстают от моды. Основная причина того, почему флегматичная женщина наиболее трудно подчиняется моде, заключается не в принципиальной оппозиции моде, а в ее инертности. Чтобы такая женщина хорошо одевалась, ее нужно активно поощрять. Если это удается, то новая одежда оказывает на нее активизирующее действие. Флегматичным женщинам следует носить одежду поярче. Конечно, увлекаться красками тоже не следует, резкие краски не соответствуют их характеру, но это не означает, что нужно носить одно только серое платье.
Среди меланхоликов преобладают типы, которые воспринимают и одобряют моду, но редко следуют ей из-за скромности, нерешительности, инертности. В новой одежде меланхолик чувствует себя неловко, ему кажется, что все смотрят на него. Поэтому старается выбрать неброские решения, одевается нередко с излишней скромностью. Среди меланхоликов есть женщины, настолько скромные в одежде и поведении, что они проходят мимо нас незамеченными. Однако если внимательно приглядеться, можно заметить, что у них красивые глаза, впечатлительный рот и женственные движения.
Необходимо пробудить в меланхолическом типе интерес к своей внешности. Учитывая впечатлительность меланхоличной женщины, следует рекомендовать ей развивать стремление к хорошему вкусу. У нее редко есть понимание нюансов, деталей и сочетаний.
Красиво подобранные мягкие пастельные тона для такой женщины лучше всего. Если у нее красивая фигура, пойдут комплекты и ансамбли интересных цветовых и фактурных сочетаний. Можно использовать одежду более ярких нюансов своей палитры. Конечно, при этом не следует переходить границы. Слишком красочные ткани с крупным рисунком не для меланхолика. Когда меланхолик преодолеет свою робость, начнет одеваться с большим вкусом, это сразу благоприятно отразится на его внешности и настроении.
Американская теория “времен года” предполагает существование взаимосвязи между эмоционально-психологическими признаками личности и цветовым типом внешности.
Женщинам весеннего типа свойственна естественность, искренность и, невзирая на хрупкую внешность, определённый запас бодрости, оптимизма. Женщины весеннего типа – увлекающиеся и любознательные натуры, “компанейские “. В них нет ничего таинственного, они относятся к людям без предубеждений, полны новых идей и не скрывают их.
Идеальная палитра летнего типа отражает и типичные черты характера. Представительницы летнего типа очень женственны, но от них в определённой мере веет прохладой. Женщины летнего типа, нашедшие собственный стиль, часто выглядят раскованными и уверенными “настоящими дамами“. Они тщеславны, но терпимы и имеют спокойный характер. Во многих случаях служат “смягчающим фактором” в конфликтных ситуациях.
“Осенние” женщины – от природы целеустремлённые и энергичные. Если они задумали что-либо сделать, отговорить их невозможно. Женщины осеннего типа обеими ногами прочно стоят на земле, искрятся уверенностью в себе и непоколебимым оптимизмом. Они кажутся не эфирно-хрупкими, как женщины весеннего типа, а отчаянно смелыми, по ним заметно с первого взгляда: они умело распоряжаются своей жизнью. Время от времени они подвергаются опасности перестараться. Женщины осеннего типа выглядят не так элегантно, как женщины зимнего типа. Однако именно это вызывает к ним особенную симпатию. Одно их присутствие создаёт у окружающих ощущение уюта. В их характере в очень удачных пропорциях сочетаются страстность, сентиментальность и доброта. Благодаря организаторским способностям женщины осеннего типа часто достигают вершины карьеры, однако зачастую им достаётся и самая неприятная работа.
При описании “зимней” женщины используют эпитеты: элегантная, драматичная, экстравагантная, аристократичная, импозантная, гордая. Женщины зимнего типа тщеславны и очень уверены в себе. Им не свойственны естественность весны, кротость лета или теплота осени. Женщины зимнего типа излучают сильное эротическое биополе, но одновременно с этим холодную неприступность. Они умеют себя “подать” прежде всего на работе. На подчинённых их образ производит впечатление, что они всё держат под контролем.
Возможно, не всегда психологические особенности конкретной личности совпадают с этими характерными признаками, однако следует помнить, что таково восприятие типа. Оно определяется психологическим восприятием цветовой гаммы, свойственной тому или иному типу.
В мире нет ни одной женщины, которая не могла бы выработать свой стиль и притом выглядеть вполне модной. Конечно, нельзя отрицать, что те из вас, кто не обладает стандартной фигурой (слишком высокие, либо маленькие, либо слишком худые, либо слишком полные), сталкиваются с определенными трудностями в подборе одежды или она обходится чересчур дорого: мы все знаем, что большинство магазинов ориентируется прежде всего на обладательниц этой самой «стандартной» фигуры.
Что? Где? Когда?
К примеру, МирБонус — это успешная интернет-платформа, созданная немецкими специалистами, собирающая акции с сайтов коллективных покупок. Кроме того, данная платформа агрегирует также многочисленные предложения российских интернет шопинг-клубов, что в свою очередь является абсолютной инновацией на рынке интернет-услуг. На сегодняшний день количество партнеров МирБонуса, а именно компаний и шопинг-клубов, предоставляющих специальные акции, превысило 150 и продолжает расти. Среди них такие известные имена, как Groupon, Biglion, BillKill, Bonusprice. И что важно, речь идет о больших скидках, от 30 до 90%, что позволяет говорить о возможности хорошо сэкономить потребителю. (https://www.mirbonus.ru).
В любом случае, выбор остаётся за Вами!
Будьте красивы и счастливы.
По одежке встречают или что скажет о нас наш наряд?
Мы привыкли относиться к известной пословице — «по одежке встречают», как к очередной банальности, памятуя о том, что провожают-то все-таки по уму. Но долгие века (и даже тысячелетия) каждого человека встречали именно по одежке. Хотя бы потому, что носить все, что захочется, (как мы делаем сегодня) было нельзя. Одежда, как и многое другое, в прошлом была строго иерархична. Она могла многое рассказать о своем владельце или владелице. Могла подсказать собеседнику положение человека, матримониальное состояние женщины, сословную принадлежность.
Например, хрестоматийный пример. Узнать римского гражданина, свободнорожденного, можно было по тоге. Этот огромный кусок белой материи (овал или сегмент круга до 6 метров по длине) могли носить на себе только совершеннолетние мужчины, рожденные в законном браке гражданки и гражданина Рима. Ни рабы, ни иностранцы права на нее не имели.
В Древнем Китае желтый цвет был строго «зарезервирован» за императорской семьей. Ведь они потомки солнца, а потому желтую (солнечную) одежду имеют право носить только члены императорской семьи. Остальные могли поплатиться головой даже за желтую нитку в наряде, ведь это покушение на императорскую власть! Другим примером такого узурпирования цвета можно считать пурпурный, самый яркий оттенок которого – блата – так и стал называться — королевский пурпурный.
В Средние века и в Новое время одежда все еще продолжала нести показательную статусную нагрузку. Дворянку в эпоху средневековья можно было опознать по робе – платью с распашной юбкой, которое носили поверх коты (нижнее платье со сплошной юбкой). Даже очень богатые горожанки, жены купцов и ремесленников, не имели право на такое платье!
Кроме того, была строго регламентирована длина шлейфа. Длину шлейфа дамского платья придворный закон определял так: у королевы — 11 аршин, у принцесс — 9 аршин, у королевских внучек— 7 аршин, у принцесс крови — 5 аршин, герцогинь — 3 аршина. А ведь парижский аршин равнялся 1,19 метра. Вот и посчитайте!
Такая же регламентация касалась и еще одной приметы средневековой моды – генина (эннена). Головного убора конусообразной формы. Если просто придворные дамы носили генин высотой до 60 см (около 2 футов), то принцессы имели право на почти метровый (3 фута) генин. Из-за этих гротескных головных уборов приходилось увеличивать высоту дверей. Горожанки обходились скромными генинами — не более фута высотой.
Ну, если со шлейфом и генином все понятно, то панье (каркас юбки из ивовых ветвей, китового уса) мог выдать дворянку только в одном случае – когда он был ну очень большим! Помните знаменитые портреты инфанты на картинах Диего Веласкеса? Такие панье носили только аристократки и принцессы. Их размах мог достигать 7 футов в окружности (более 2 метров).
Даже ткани подвергались сословному делению. В Венеции 15-16 века платье, сшитое целиком из парчи, могли носить только жена и дочери дожа. Остальные горожанки, как бы богаты они не были, могли похвастаться только парчовыми рукавами.
Красные каблуки туфель во времена Людовика XIV означали принадлежность к дворянскому сословию. Мода эта была перенята в других странах, в том числе в петровской России.
В самом конце 18-начале 19 веков вошла в моду прическа фонтанж. Принято считать, что ее изобрела фаворитка Людовика XIV Анжелика де Руссиль-Фонтанж. Ее волосы растрепались на охоте, и она перевязала их кружевной подвязкой. Уже на следующий день мода была подхвачена придворными дамами. С течением времени прическа усложнялась, становилась все выше. Для ее создания использовался каркас. Так вот в 1700 году эта мода достигла России. Причем некоторые историки моды высказывают мнение, что фонтанж служил знаком того, что девушка достигла возраста невесты. Такой вот своеобразный показатель полового созревания!
Россия, кстати, активно перенимала европейскую моду. Не только Петр I занимался разработкой и утверждением формы, парадной дворцовой одежды. Не считали это для себя зазорным и другие российские императоры — Павел I, Николай I, Александр I. Например, при последнем была разработана строгая система парадного (придворного) костюма. Если вы бы увидели даму в зеленом бархатном сарафане (офранцуженном), расшитом золотом, то перед вами статс-дама или камер-фрейлина. Кроме этого, им полагалась белая юбка и красно-золотой кокошник.
Синие бархатные сарафаны носили наставницы Великих Княжон, а пунцовые – фрейлины Ее величества. Фрейлины Великих Княжон носили светло-синие платья.
Когда в моду при дворе вошел псевдорусский сарафан (так называемое парадное платье «с окошками», фальшивыми рукавами), то кокошник к нему имели право носить только замужние дамы. Незамужним полагалась «повязка … произвольнаго цвета и также с вуалем». Эту традицию, видимо, переняли в народном русском костюме, где также кокошник надевала лишь замужняя крестьянка. Девицы же носили венцы – из цветов (в том числе искусственных), лент, бересты.
По вееру, обязательному атрибуту бального костюма того времени, можно было узнать – замужем женщина или нет. Сборник правил и советов «Хороший тон» (1885 года) рекомендовал девицам белые веера из слоновой кости или перламутра. Замужним же рекомендовались веера из кружев и страусиных перьев.
Многие знают одну из самых грустных картин художник П.А. Федотова «Вдовушка», на которой изображена молодая женщина в черном траурном одеянии. Картину можно бесконечно рассматривать, поражаясь обилию говорящих деталей. Но есть один нюанс, который непонятен современным людям. Это белые полосы – нашивки по вороту, рукавам и подолу платья женщины. А они говорят о многом. Это плерезы — «плакальщицы», жалевые нашвы, — которые могли носить во время траура только дворянки!
Да что там, даже столь популярные во всех слоях российского общества шали различались по особенностям узора, рисунка. Были шали с купеческими рисунками, дворянскими и сельскими. Например, купавинские шали с огромными цветами ярких (даже кричащих) расцветок носили только купчихи. Стоила такая шаль около 200 рублей, что было недешево.
А шали из крепостной мастерской помещицы Мерлиной носили дворянки. Правда, и стоила такая шаль просто астрономическую сумму – до 30 тысяч рублей! Мастерица за свою трудовую жизнь (лет с 13 до 30) успевала соткать 3-4 шали не больше. Затем ее зрение очень ухудшалась, но зато ее отпускали на волю. Поэтому шали принимались в залог наравне с драгоценностями. например, Александр Пушкин как-то заложил несколько шалей своей жены в ломбард и получил за них 8 000 рублей.
В общем, подытоживая, хочется сказать, что мода – многогранна и интересна. И одежда на нас – это все-таки нечто большее, чем просто красивые тряпочки, подчеркивающие фигуру или защищающие от холода!
Разумеется, я привела только несколько примеров «говорящих» костюмов, так сказать навскидку.
Смысл пословицы «встречают по одёжке, а провожают по уму»
Первое впечатление обманчиво. Так ли это? Не бывает ли, что представление о человеке, полученное при первой встрече, оказывается самым верным?
Ведь дело здесь не только в красивой оболочке. Неужели мы так примитивны, что всегда встречаем по одёжке, а провожаем по уму? Порассуждаем об этом вместе.
Значение выражения
Пословица «встречают по одёжке, а провожают по уму» означает, что при первом столкновении с человеком или явлением в первую очередь в глаза бросается внешняя сторона. Только потом, спустя некоторое время, нам приоткрывается внутренняя суть.
Например, при выборе «второй половинки», который сейчас происходит не на смотринах или во время специального конкурсного отбора, а в процессе самой жизни, мы отдаём предпочтение людям симпатичным, привлекательным внешне.
Хочется, чтобы избранник или избранница имели определённый тип лица, цвет волос и глаз, стройную фигуру. Все эти стандарты подкидывает нам холодный ум.
А когда в дело вступают настоящие чувства, физические параметры отходят на третий план. Мы влюбляемся в душу человека: сияние его глаз, улыбку, голос, свет, который от него исходит.
Прав был Антуан де Сент Экзюпери, сказавший: «Самого главного не увидишь глазами. Зорко одно лишь сердце».
Происхождение пословицы
Источник возникновения идиомы – житейский опыт, наблюдения за человеческим поведением. Большинство из нас не может игнорировать то, что видно с первого взгляда: рост человека, его стать, красоту или безобразие лица, походку, наряд.
Так было всегда. В старину одежда выполняла не только практические функции. С разделением общества на сословия, касты, уровни, появилась необходимость в демонстрации статуса.
Головные уборы, длина платья, количество поясных и височных украшений, перстней, бус, богатство орнамента свидетельствовали о происхождении человека, его имущественном и правовом положении.
Например, в допетровской России ношение длиннополых шуб считалось обязательным. Тем теплее укутывался в меха боярин, тем он был «статуснее».
Времена меняются, а пережитки прошлого дают о себе знать. И сегодня есть люди с встроенным счётчиком внутри. Они могут за несколько секунд подсчитать, сколько вы стоите вместе со своим костюмом, часами и автомобилем.
Увы, ваш ум может их так и не заинтересовать. К счастью, люди-калькуляторы пока всё-таки находятся в меньшинстве.
Синонимы
Русский язык содержит множество пословиц о приоритете внутренней стороны дела над внешней. Достаточно вспомнить несколько примеров:
Впрочем, хорошо то, что гармонично. Как тут не вспомнить знаменитые слова А. П. Чехова: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…»
Тест на знание пословиц
Оцените выразительность своей речи! Пройдите тест на знание пословиц.