Вспомогательный состав балета что это
Артисты балета
Артист (артистка) балета — квалификация танцовщика по окончании академии балета и получения диплома.
Солистка (солист) балета — положение (должность) артиста (артистки) балета в труппе театра.
Для поступления на должность артист проходит экзамен (фр. audition ) [1] и получает контракт в балетной труппе. Это положение определяется профессиональным техническим уровнем, природными данными, а также индивидуальностью (фр. personnalité ) [2] актёра, благодаря которой он может исполнить партию, воплотить образ. Правда бывают разноплановые артисты, которым доступны абсолютно противоположные роли, им сложно существовать в условиях традиционной системы театра, имеющей чёткие границы распределения ролей.
Содержание
Прима-балерина
Прима — это балерина исполняющая ведущие партии в балете. Партию Одетты и белое адажио может исполнять только Étoile (фр. fr: Étoile ) и прима-балерина (фр. fr: Vedette ), обладающая чистотой линий и возвышенностью образа, в котором были прекрасны Наталья Макарова (англ. Natalia Makarova ), Галина Уланова, Елена Рябинкина, Сильви Гилем, Светлана Захарова.
Приз «Балерина десятилетия» (2010) в проекте «Звёзды балета XXI века» в Москве получили сразу четыре балерины: Диана Вишнёва (Мариинский театр), Люсия Лакарра (Баварский государственный балет), Светлана Лунькина (fr.) (Большой театр) и Алина Кожокару (en.) [4] (Королевский балет)
Opera de Paris
В балете «Opera de Paris» артисты занимают следующее положение [5] :
I. Étoile — (фр. Étoile ) исполняет главные партии классического и современного репертуара, обычно проходит путь от корифея до солиста, на конкурсах получает гран-при. Такой статус заслужили: Сильви Гиллем, Мари-Клод Пьетрагалла, Патрик Дюпон, Мануэль Легри, Рудольф Нуриев, Хосе Мартинес, Aurélie Dupont [6]
IV. Coryphées — pas de trois, pas de quatre: Alexandra Cardinale, Lucie Clément, Pascal Aubin, Sébastien Bertaud
V. Quadrilles — Léonore Baulac, Sophie Mayoux, Alexandre Carniato, Jean-Baptiste Chavignier (ближе к Demi (Semi)-classique)
VI. Corps de Ballet
VII. Ballet à l’Opéra
Мариинский театр
III. Вторые солисты, которые исполняют и главные партии и вторые: Надежда Гончар (Сильфида); Юрий Смекалов, Яна Селина (Аврора, Белая кошечка), Татьяна Амосова (партии: Мирта, Медора, фея Сирени, Уличная, Жар-птица, Зарема)
IV. Солисты характерного танца: Александра Гронская (Половчанка, Мерседес) V. Корифеи: Дарья Васнецова (Зюльма, трио одалисок, Grand pas, фея Виолант, Повелительница дриад, Уличная); Мария Ширинкина (партии: Ненси, фея Сапфиров, Амур, Сюимбике, паненки, трио одалисок); Федор Мурашов (партии: неаполитанский, сарацинский танец, балеты Форсайта); Максим Хребтов (партии: Щелкунчик-принц, «Свадебка» — солист, балеты Ноймайера)
VII. Вспомогательный состав балета
Большой театр
II. Ведущие солистки солисты, среди которых Екатерина Шипулина (партии: Китри, Одетта-Одиллия, Мирта, Гамзатти); Ян Годовский, Андрей Меркурьев (партии: Джеймс, Петрушка, Базиль)
III. Первые солисты и солистки: Илзе Лиепа (цыганский, Пиковая дама, Жар-Птица), Геннадий Янин, Морихиро Ивата, Александр Петухов
IV. Солисты и солистки: Ольга Суворова (партии: Повелительница дриад, три лебедя, Русская невеста), Анастасия Меськова, Виктория Осипова, Александр Войтюк, Андрей Евдокимов (Джеймс, Гамаш), Тимофей Лавренюк, Алексей Лопаревич
American Ballet Theatre
В балете «ABT» артисты занимают следующее положение [12] :
I. Principals — (фр. Étoile ) исполняет главные партии классического и современного репертуара, на конкурсах получает гран-при: Хосе Кареньо (Базиль, Зигфрид); Ирина Двороненко (партии: Жизель, Аврора, Виолетта, Одетта); Максим Белоцерковский, Herman Cornejo [13] (партии: Базиль, Джеймс, Тема с вариациями, Принц-Щелкунчик)
III. Corps De Ballet [16]
В других труппах
Социальные танцы

Как правило, балетная труппа предлагает пять ключевых квалификаций для прослушиваемых танцоров. Эти степени квалификации и формируют иерархию внутри труппы. Итак, это премьеры или прима-балерины, затем идут солисты, корифеи (участники кордебалета, которым уже доверяют отдельные роли), кордебалет и артисты, которые исполняют только определенную роль.
Большинству танцоров в труппе предлагают годичные контракты, при этом танцорам не гарантируется сохранение их позиции или звания в труппе. Это особенно справедливо в отношении Соединенных Штатов, где большинство трупп предлагает только контракты продолжительностью до 40 недель, и в большинстве случаев танцоры должны заново проходить прослушивание, чтобы оставаться в труппе на следующий сезон.
Должности в профессиональных балетных труппах
Как уже упоминалось, самой старшей должностью в балетной труппе являются прима-балерины или премьеры (мужчины). Этим танцорам отдают все ведущие роли и они являются «краеугольными камнями» их балетных трупп, хотя они часто также выступают в танцевальных постановках других трупп в качестве приглашенных звезд.
Солисты в танцевальной иерархии выступают с сольными партиями, а также часто подменяют прим на главных ролях, когда тем приходится пропустить выступление. Некоторые труппы имеют должность старшего или первого солиста, на которую обычно назначают восходящих звезд труппы.
Следующие две должности — корифеи и кордебалет — тесно переплетены, поскольку корифеи являются членами кордебалета, которых просто «выделяют» из-за их таланта. Корифеям часто дают сольные партии, но обычно они продолжают танцевать как члены кордебалета после каждого контракта. На самом низком уровне труппы идет кордебалет, который всегда танцует в группе. Танцоры в данном ранге также обычно остаются на этом уровне в течение всей своей карьеры.
Вспомогательный персонал балетных трупп
Наряду с обычной иерархией танцевальных трупп, в них также используется ряд ключевых должностей сотрудников, необходимых для повседневной работы. В частности, можно выделить должности художественного руководителя, его ассистентов, балетмейстера, репетиторов и хореографов-резидентов.
Кроме того, музыкальные режиссеры играют меньшую роль в балетных труппах, чем в опере из-за акцента на танцах вместо музыки в этих постановках. Тем не менее, музыкальные режиссеры нанимают внештатных дирижеров, чтобы возглавить оркестр во время выступлений.
Прима, балерина, солистка: кто есть кто в балете?
Видим пуанты — говорим «балерина». На самом деле, в профессиональной среде артисток балета есть четкая иерархия. Чтобы называться балериной, выйти на сцену в образе недостаточно. А что же тогда нужно?
Структура балетной труппы
В целом всех участников постановки, выходящих на сцену не в качестве «живых декораций», а с поставленными движениями, называют танцовщиками. Они профессионально владеют техникой балета и служат в театре. Дальше начинаются отличия: структура балетной труппы иерархична, и положение в ней каждого артиста зависит от нескольких факторов.
Балеринами — солистками и примами — в балете становятся. Этот путь может начинаться из кордебалета, где часто работают недавние выпускники хореографических училищ. Дальнейшая карьера артистки балета во многом зависит от ее природных и технических данных, мастерства и трудолюбия. Чтобы перейти на следующую ступень иерархии в труппе, нужно показать свое мастерство на просмотре. Выученная и мастерски исполненная партия — это экзамен для артиста балета.
Сочетание техники, артистизма и пластичности позволяет танцовщице выдвигаться на положение солистки. Название немного обманчиво: такая артистка не всегда «солирует» в смысле исполнения ведущей партии. Солистки исполняют следующие после главных роли, но могут сыграть в спектакле и «первую скрипку», например, подменяя отсутствующую в день постановки прима-балерину.
По сравнению с артистками кордебалета, график солисток более напряженный. Больше репетиций, гастролей — в конце концов, ответственности за исполняемые партии.
Следующий шаг — из солистки в примы. Позицию «первой балерины» может занять танцовщица, в чьем профессиональном портфолио несколько ведущих партий, а также сольный репертуар. В балетных постановках есть роли, которые исторически исполняют примы — среди них, например, Одетта/ Одиллия, Жизель, Раймонда, Никия. Профессиональный уровень такой артистки балета можно определить как высшую квалификационную категорию. Их график еще плотнее: больше репетиций, выступлений в разных странах, ведь примы часто выступают в качестве приглашенных звезд за пределами «родного» театра. Такой образ жизни ориентирован на постоянное оттачивание и без того безупречного, индивидуального стиля.
Прима-балерина — это еще и особая харизма, высочайший уровень мастерства, собственный стиль и почерк в балете. Примы — настоящие звезды балетного искусства. И еще, как однажды призналась прима-балерина Большого театра Светлана Захарова, этот профессиональный статус дарит определенную творческую свободу. Прима-балерина с мировым признанием может выбирать партии и постановки, определяя, что, как и с кем танцевать.
Различия в терминах мировых балетных школ
Внутри, казалось бы, простого иерархического движения «балерина — солистка — прима-балерина» есть вариации. Разница в терминах характерна не только для мировых балетных школ: структура труппы отличается в Большом и Мариинском театрах.
Прежде чем разбираться с терминами, интересно уточнить, что понятие «кордебалет» во всех балетных школах мира одинаково и означает участника массовых танцев.
Выше по иерархической лестнице располагаются солистки: эта категория артистов балета включает две группы.
Солистки балета
В Большом театре эту группу балерин образуют ведущие и первые солистки. В Мариинском им соответствуют первые и вторые солистки. В Парижской опере — первые танцовщики (premier danseur) и танцовщики-сюже (sujet). А вот в Американской школе балета внутренней иерархии в этой группе артистов нет: просто солисты и солистки. Еще одна интересная особенность петербургской Мариинки состоит в том, что солисты характерного танца образуют отдельную подгруппу. В остальных театрах такого понятия нет.
Прима-балерины
Эта группа артисток, достигших наивысшего мастерства в классическом танце, в Большом и Мариинском театрах называется одинаково. А во Франции и США для них есть синонимичные термины. Примы в Парижской опере — этуали, в Американском балете — ведущие танцовщики (principals).
Прима-балерины и балерины — в чем разница?
О различиях между балеринами и примами написала гениальная Матильда Кшесинская в своих «Воспоминаниях». В главе «Мое мнение о балетных артистах» она с удивлением рассуждает:
«Как ловко танцовщицы присваивают себе звание «балерины» и даже «прима-балерины», не имея на то никакого права».
В начале XX века существовала ощутимая разница между этими ступенями иерархии. Балерин могло быть не более пяти-шести, а прима-балерина — одна. По словам Матильды Кшесинской, после того, как она уже несколько лет была «балериной», она получила звание «Заслуженной артистки Императорских театров». А «прима-балериной» — или первой среди балерин — стала уже потом.
Даже великой Кшесинской статус примы дался спустя годы балетной практики и работы над самыми громкими постановками. И если метафорически представить путь балетной танцовщицы, то отрезок от балерины до примы подобен самому гористому, сложному и порой опасному подъему.
ХОРЕОГРАФ МАКСИМ ПЕТРОВ: «ТЕБЕ В 21 ГОД ДАЮТ СЦЕНУ МАРИИНСКОГО ТЕАТРА — ЭТО РЕДКИЙ ШАНС»
Весной 25-летний хореограф дебютировал в Америке со спектаклем Concerto Armonico, 11 июля представит очередную премьеру на сцене Мариинского — в репертуаре театра уже четыре его балета, — а сейчас ставит танцы для телепроекта «Большой балет».
Вы родились в селе Новолисино Ленинградской области и ваши родители не имеют отношения к театру — как вы оказались в Академии Вагановой?
В моей семье действительно никто не связан с балетом: мама по образованию врач, но сейчас работает бухгалтером, а отец — водитель грузовых автомобилей и трудится на автокране. В Новолисино я жил десять лет, но учился в Тосненской гимназии, в которой был балетный кружок — вели его профессиональные артисты на пенсии. Я позанимался в нем, и педагоги сказали родителям: парень может, надо везти его в Академию Вагановой. Мама отнеслась к этому скептически — единственного ребенка в семье отдать в общежитие! А папа спросил меня: «Ты этого хочешь?» Я хотел. И в 2003 году меня повезли в Петербург. В наш класс набрали восемь мальчиков и семеро из нас из Академии выпустились — это большая редкость, обычно отчисляют гораздо больше.
Можно ли сказать, что Академия воспитала вас и сформировала как личность?
Да, у нас там сильная база: тебе дают историю, историю балета от Шарля Дидло до Мориса Бежара, историю изобразительного искусства от Древней Греции до наших дней, которую я обожал. Однажды я проспал урок по истории ИЗО и педагог, зная мою любовь к предмету, не начинал занятие, пока я не приду. Но, конечно, очень многое зависит от самообразования и от твоего собственного желания развиваться — есть и такие учащиеся, которым все эти дисциплины не нужны и не интересны.
Наверное, и учитель крайне важен — вы ведь окончили в 2012 году класс Геннадия Селюцкого?
Конечно, причем мы с одноклассниками были его последним выпуском в Академии: теперь Геннадий Наумович работает уже только балетмейстером-репетитором в Мариинском театре, где едва ли не половина солистов — его ученики. Он воспитал очень много звезд. Нам повезло еще и потому, что его часто замещал Мансур Шамильевич Еникеев, и в результате у нас было сразу два педагога и сразу две сильных школы, ведь Селюцкий — ученик Феи Балабиной, а Еникеев — Николая Зубковского.
Вам рассказывали в Академии про современных хореографов, но не про действующих — о том, кто такой Начо Дуато, вы не знали, когда он появился на улице Зодчего России?
Не знал о нем до последнего курса, на котором Дуато, едва лишь приехав в Петербург, подарил Академии свой балет «Мадригал», где я должен был танцевать в сольной паре. Педагоги говорили мне: «Мы не должны тебе об этом рассказывать, но ты очень понравился Начо и он хочет взять тебя к себе в Михайловский театр». Однако именно во время репетиций этого балета у меня случилась серьезная травма, Дуато увидел меня в коридоре Академии в гипсе и на костылях, спросил что случилось, и услышав ответ, сказал: «Лечись». Развернулся и ушел. И все. Уже летом, практически полностью восстановившись, я ходил на просмотры в Михайловский театр, он меня видел, но приглашения на работу я не получил.
И попали во вспомогательный состав балета Мариинского театра?
Мне кажется, это не типичный случай — чтобы артист вспомсостава отправился к худруку балета с разговором на подобную тему?
Я других таких случаев не знаю.
Что ответил Юрий Валерьевич?
Ответил, что уже сам думал о том, чтобы меня перевести в кордебалет. И со следующего сезона я уже работал как артист театра. У меня нет сольных партий, но за 6 лет я выучил весь кордебалетный репертуар — меня ночью разбуди и я станцую партию в любом балете. Конечно я бы хотел какие-то вещи танцевать, но когда начал ставить сам, меня стали меньше занимать в текущих спектаклях.
А зачем продолжать танцевать, если вы уже активно ставите?
Танцевальный опыт очень важен для хореографа — чем больше ты станцевал разной хореографии, пропустив ее через свое тело, тем проще тебе потом ставить самому.
Свой первый спектакль, Cinema на музыку Эрика Сати, вы поставили в возрасте 21 года и сразу на сцене Мариинского театра. Как это получилось?
Мы поехали на гастроли в Оман, где я подошел к Юрию Валерьевичу и сказал ему, что хочу участвовать в Творческой мастерской молодых хореографов, которая должна была состояться в театре во второй раз. Рассказал ему про свой замысел: речь уже тогда шла именно про этот балет на музыку Эрика Сати. И по возвращении Фатеев предложил мне прислать технический райдер. Затем я позвал его на одну из первых репетиций, он пришел, посмотрел и удалился. Мастерская состоялась. Если бы у меня не получилось начать заниматься хореографией здесь, в Мариинском театре, я все равно пытался бы пробовать себя в качестве постановщика, но путь мой был бы в десять раз более тернистым. Где в мире тебе еще дадут сделать первую постановку в большом театре, предоставив все необходимое: первоклассных артистов, бутафорский цех, свет, звук. Тебе 21 год, а тебе дают сцену Мариинского театра — мне кажется, не все даже из участников Творческой мастерской осознают, насколько это круто. Но я то понимаю, что случилось: ты попал в большой, отлично работающий и отлаженный механизм и что-то в нем сделал. Твой спектакль вышел. Он может быть не был идеальным, но продукт получился. Это был редкий шанс для меня и гигантское везение.
Вы были еще и автором танцев в оперных постановках Мариинского театра — каково работать с хором, в котором вряд ли много людей, с энтузиазмом разучивающих па?
И к тому же у тебя достаточно юный возраст по сравнению с теми, кто годится тебе в отцы, а иной раз и в деды, но при этом должен ими в общем-то командовать. Это дико сложно. Они «не поддаются дрессировке». Сейчас то ко мне уже привыкли, а по началу было совсем тяжело: многим хористам было настолько все равно, что они просто смотрели в свои телефоны во время репетиций, рассказывали друг другу анекдоты или вообще прятались в кулисах. А еще пытались подловить на незнании нотного материала — а я восемь лет учился играть на фортепиано, с нотами могу разобраться. И в какой-то момент я понял, что нужно просто жестче разговаривать.
Получается?
Да. Ко всем можно найти подход. Приходилось читать нотации взрослым людям, объясняя им, что они ведут себя дико непрофессионально. Хватало этих внушений на сутки-двое, не больше, но тем не менее процесс шел.
Вы ставили на музыку Жана-Филиппа Рамо, Сергея Прокофьева, Джона Адамса и группы Daft Punk – у вас настолько разнообразные вкусы?
Я меломан. Слушаю классику, популярную и альтернативную музыку — все, кроме, разве что металла. Эрик Сати — моя любовь с детства. В «Балете №2» по джазовой сюите Александра Цфасмана первична была идея, а не музыка — я заметил тогда разлитую в воздухе ностальгию по всему советскому. Для «Дивертисмента короля», который изначально ставился как бенефис премьера Мариинского театра Игоря Колба, мой друг музыковед Богдан Королек посоветовал мне музыку Рамо, а она определила связанный с Людовиком XIV сюжет и стилизацию под барочные танцы — все тогда думали, что это разовая постановка, а она уже четыре года в репертуаре Мариинского театра. Этот спектакль увидел продюсер Сергей Данилян и со временем предложил создать вместе с Владимиром Варнавой и Ильей Живым балет «Мечтатели» на музыку Duft Punk.
И «Дивертисментом короля» Сергей Данилян решил отметить юбилей своей компании Ardani Artists в Нью-Йорке и Монте-Карло?
Сергей был на премьером показе, и решил использовать этот балет, предложив партию короля Диане Вишневой. В Нью-Йорке эту идею реализовать не удалось, а вот в Монако Диана выступила, и сделала что невероятное — когда она вышла на сцену, я просто вжался в кресло. Хотя на репетициях я понимал, что будет очень хорошо, но на спектакле все было в 10 раз круче — она настолько сильно сконцентрировалась, что я ничего подобного не видел ни до, ни после этого.
Как получилось, что вас позвали ставить балет в Атланте?
Как раз «Дивертисмент короля» случайно увидел в Нью-Йорке директор Балета Атланты Геннадий Недвигин, после спектакля познакомился со мной на фуршете, и в тот же вечер пригласил на работу. Я не мог тогда до конца осознать, что же произошло, а сейчас понимаю, что это было второе большое, просто дикое везение в моей жизни: трудно себе представить, чтобы в наше время российскому хореографу предложили постановку в США. Геннадий попросил прислать ему четыре варианта музыки, и выбрал концерт для губной гармоники с оркестром Александра Черепнина — это сын композитора Николая Черепнина, много работавшего для «Русских сезонов» Сергея Дягилева, который после Второй мировой переехал за океан и считается там американским композитором. У меня возникла ассоциация звука губной гармошки с Диким Западом и эстетикой вестерна — от этой музыки я был в восторге. Таких концертов единицы и найти исполнителя непросто, их всего несколько человек на весь мир. Мы подписали контракт за год до премьеры, в мае прошлого года, а в августе я прилетел в Атланту и начались репетиции, продлившиеся месяц. Труппа в Балете Атланты очень профессиональная, хотя все из разных школ, со всего света — из США, Бразилии, Китая, Кореи. Было страшновато — я хоть и восьмой раз оказался в Америке, но никогда не работал там как хореограф. Сначала пришел в класс, встал вместе с артистами к станку и начал молча заниматься — они были в шоке. Затем стал показывать зарисовки, придуманные заранее. За два дня отобрал людей и мы просто приступили к постановке. Рабочий процесс там кардинально отличается от нашего — все включены и трудятся. В течение этого постановочного месяца у них нет спектаклей. Один раз я задержал артистов на репетиции на полторы минуты и им заплатили неустойку — профсоюз работает четко. Никогда я не ставил по 6 часов в день с небольшими перерывами: приходил вечером к себе, записывал в тетрадку то, что нужно сделать на следующий день, и валился спать, не чувствуя ног. А второй раз приехал в Атланту уже в апреле, поменял половину хореографию — за прошедшие месяцы понял, что можно улучшить, а что и полностью заменить.
Как прошла премьера?
Очень хорошо, но не без казусов. На генеральном прогоне я успокоился: артисты готовы, оркестр под руководством дирижера Тары Симончик играет изумительно. И я выдохнул со словами: «Если завтра будет также, я буду счастлив». На следующий день в огромном зале на 2700 мест мой балет шел последним в программе из трех премьер после спектаклей Хельги Томассона и Джорджа Баланчина: когда открылся занавес и прошло две минуты, солистка сломала локтем нос своему партнеру — этого никто не видел, в том числе и я, но на следующий фрагмент с ней вышел артист, который должен был танцевать эту партию на следующий день. Уже потом я узнал, что пострадавшего на скорой увезли из театра. Это было слишком сюрреалистично: в театре обычно возникают проблемы во время подготовки спектакля — кто-то что-то не успевает, но чтобы на премьере кому-то прямо на сцене сломали нос — такое произошло впервые на моей памяти. Однако зрители принимали очень круто — в конце устроили стоячую овацию. Уж не знаю балет ли мой им так понравился, или они просто эмоциональны (Улыбается). И руководство театра осталось довольно — хвалили. Улетал я из Атланты с очень приятным чувством.
Солисты балета
Солисты балета — артисты, исполняющие сольные партии в классическом и неоклассическом репертуаре театра.
Солисты в балете исполняют партии по своему амплуа, которое определяется индивидуальными качествами исполнителя, благодаря которым артист может быть лучшим именно в данной роли.
В зависимости от исполняемых репертуарных партий солисты балета занимают положение:
Балерин и премьеров, Первых и Вторых солистов, Корифеев (pas de trois) и Солистов характерного танца (demi classique) — в Мариинском театре [1] ;
Балерин и премьеров, Ведущих и Первых солистов — в Большом театре [2] ;
Étoile, Premier danseur, Sujet (солист), Coryphées и Quadrilles — в Опера Гарнье [3] ;
Principals и Soloists — в ABT [4]
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Солисты балета» в других словарях:
Солисты балета (серия книг) — У этого термина существуют и другие значения, см. Солисты балета. Солисты балета Страна … Википедия
Красноярский государственный театр оперы и балета — Красноярский государственный театр оперы и балета … Википедия
Национальный академический театр оперы и балета Украины имени Т. Шевченко — Национальная опера Украины Прежние названия Государственный оперный театр им. К.Либкнехта … Википедия
ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА — Созд. в 1912 как Новый гор. т р. В 1919 1931 Т р им. А.В.Луначарского. В 1931 1991 Свердл. гос. т р оп. и балета им. А.В.Луначарского. В 1991 имя Луначарского изъято из назв. т ра. С 1993 Екат. гос. акад. т р оп. и балета России. Первый оп.… … Екатеринбург (энциклопедия)
Белорусский театр оперы и балета — академический Большой, открылся в Минске 25 мая 1933 оперой «Кармен». Организован на базе Государственной студии оперы и балета (Минск, 1930 33). Первыми деятелями театра были И. А. Гитгарц (художественный руководитель), Г. Н. Петров… … Большая советская энциклопедия
Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь — Нацыянальны акадэмічны Вялікі тэатр опэры і балету Рэспублікі Беларусь … Википедия
Звёзды балета (серия книг) — Звёзды балета Страна: … Википедия
Шедевры балета — Страна … Википедия
Латвийский театр оперы и балета — (Ордена Трудового Красного Знамени академический театр оперы и балета Латвийской ССР) крупнейший муз. т р Латв. ССР. Осн. в Риге в 1919 на базе Латышской оперы (организованной в 1913 П. Юрьяном) под назв. Опера Советской Латвии (в кон.… … Музыкальная энциклопедия