Вспомните различия в транспортной системе что такое отрасль международной специализации

Сравнение международной специализации одной из развитых и одной из развивающихся стран, объяснение различий

Вспомните различия в транспортной системе что такое отрасль международной специализации. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. Вспомните различия в транспортной системе что такое отрасль международной специализации фото. Вспомните различия в транспортной системе что такое отрасль международной специализации-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка Вспомните различия в транспортной системе что такое отрасль международной специализации. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. Сравним две страны: ФРГ (развитую) и Венесуэлу (развивающуюся). Вспомните различия в транспортной системе что такое отрасль международной специализации. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. Вспомните различия в транспортной системе что такое отрасль международной специализации фото. Вспомните различия в транспортной системе что такое отрасль международной специализации-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка Вспомните различия в транспортной системе что такое отрасль международной специализации. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. Сравним две страны: ФРГ (развитую) и Венесуэлу (развивающуюся). Вспомните различия в транспортной системе что такое отрасль международной специализации. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. Вспомните различия в транспортной системе что такое отрасль международной специализации фото. Вспомните различия в транспортной системе что такое отрасль международной специализации-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка Вспомните различия в транспортной системе что такое отрасль международной специализации. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. Сравним две страны: ФРГ (развитую) и Венесуэлу (развивающуюся). Вспомните различия в транспортной системе что такое отрасль международной специализации. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. Вспомните различия в транспортной системе что такое отрасль международной специализации фото. Вспомните различия в транспортной системе что такое отрасль международной специализации-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка Вспомните различия в транспортной системе что такое отрасль международной специализации. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. Сравним две страны: ФРГ (развитую) и Венесуэлу (развивающуюся).

Вспомните различия в транспортной системе что такое отрасль международной специализации. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. Вспомните различия в транспортной системе что такое отрасль международной специализации фото. Вспомните различия в транспортной системе что такое отрасль международной специализации-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка Вспомните различия в транспортной системе что такое отрасль международной специализации. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. Сравним две страны: ФРГ (развитую) и Венесуэлу (развивающуюся).

Вспомните различия в транспортной системе что такое отрасль международной специализации. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. Вспомните различия в транспортной системе что такое отрасль международной специализации фото. Вспомните различия в транспортной системе что такое отрасль международной специализации-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка Вспомните различия в транспортной системе что такое отрасль международной специализации. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. Сравним две страны: ФРГ (развитую) и Венесуэлу (развивающуюся).

Сравним две страны: ФРГ (развитую) и Венесуэлу (развивающуюся).

По картам «Зарубежная Европа» («Экономика»), «Латинская Америка» («Экономика») и отраслевым экономическим картам мира определяем отрасли международной специализации выбранных государств.

Характеристика отраслей ФРГ:

1) производство электроэнергии;

3) выплавка цветных металлов (алюминия, меди, свинца и цинка);

4) машиностроение: автомобили, промышленное оборудование, станки, электротехника, электроника, различные приборы, оптика, точная механика, суда, металлоизделия;

5) химическая: производство кислот, солей, щелочей, минеральных удобрений, полимерных материалов; химия органического синтеза;

6) продукция деревообрабатывающей промышленности;

7) лёгкая промышленность: производство хлопчатобумажных тканей, одежды, обуви.

Основные отрасли хозяйства Венесуэлы:

2) добыча железной руды;

Исходя из выше перечисленных данных, делаем общие выводы:

Различия: для развитых стран (ФРГ) характерными отраслями международной специализации являются новейшие разделы обрабатывающей промышленности: машиностроение, химия органического синтеза, электроэнергетика.

Для развивающихся стран (Венесуэла) свойственен набор горнодобывающих отраслей.

В заключение приводим причины и предпосылки для именно такой специализации сравниваемых государств:

а) для Венесуэлы: богатые запасы нефти, газа, алмазов; нехватка средств для развития новейших отраслей; недостаток квалифицированных трудовых ресурсов; сюда переносятся многие «грязные» отрасли из развитых стран, которым это выгодно (особенно в экологическом плане);

б) для ФРГ: обилие транспортных магистралей, позволяющих ввозить сырьё; большое количество научных баз; высококвалифицированные трудовые ресурсы; наличие тесных производственных связей с соседними экономически развитыми странами Европы и т.д.

В ответе на 3-ий вопрос данного билета можно сравнивать любые другие две страны, различающиеся по уровню экономического развития, используя экономические карты мира по атласу и делая разумные выводы из полученных данных.

Источник

Сравнение международной специализации одной из развитых и одной из развивающихся стран, объяснение различий.

Сравним две страны: ФРГ (развитую) и Венесуэлу (развивающуюся).

По картам «Зарубежная Европа» («Экономика»), «Латинская Америка» («Экономика») и отраслевым экономическим картам мира определяем отрасли международной специализации выбранных государств.

Характеристика отраслей ФРГ:

1) производство электроэнергии;

3) выплавка цветных металлов (алюминия, меди, свинца и цинка);

4) машиностроение: автомобили, промышленное оборудование, станки, электротехника, электроника, различные приборы, оптика, точная механика, суда, металлоизделия;

5) химическая: производство кислот, солей, щелочей, минеральных удобрений, полимерных материалов; химия органического синтеза;

6) продукция деревообрабатывающей промышленности;

7) лёгкая промышленность: производство хлопчатобумажных тканей, одежды, обуви.

Основные отрасли хозяйства Венесуэлы:

2) добыча железной руды;

Исходя из выше перечисленных данных, делаем общие выводы:

Различия: для развитых стран (ФРГ) характерными отраслями международной специализации являются новейшие разделы обрабатывающей промышленности: машиностроение, химия органического синтеза, электроэнергетика.

Для развивающихся стран (Венесуэла) свойственен набор горнодобывающих отраслей.

В заключение приводим причины и предпосылки для именно такой специализации сравниваемых государств:

а) для Венесуэлы: богатые запасы нефти, газа, алмазов; нехватка средств для развития новейших отраслей; недостаток квалифицированных трудовых ресурсов; сюда переносятся многие «грязные» отрасли из развитых стран, которым это выгодно (особенно в экологическом плане);

б) для ФРГ: обилие транспортных магистралей, позволяющих ввозить сырьё; большое количество научных баз; высококвалифицированные трудовые ресурсы; наличие тесных производственных связей с соседними экономически развитыми странами Европы и т.д.

В ответе на 3-ий вопрос данного билета можно сравнивать любые другие две страны, различающиеся по уровню экономического развития, используя экономические карты мира по атласу и делая разумные выводы из полученных данных.

Билет № 14

1. «Демографический взрыв». Проблема численности населения и ее особенности в разных странах. Демографическая политика.

2. Химическая промышленность: состав, значение, особенности размещения. Химическая промышленность и проблемы охраны окружающей среды.

3. Оценка по картам и статистическим материалам ресурсообеспеченности одной из стран (по выбору учителя).

1. «Демографический взрыв». Проблема численности населения и её особенности в разных странах. Демографическая политика.

В истории развития человеческого общества наиболее высокие темпы прироста населения наблюдаются во второй половине XX века.

Такое резкое увеличение численности населения получило название «демографического взрыва».

Прежде всего он является результатом резкого снижения смертности во всех возрастных группах.

Рождаемость же либо сохранилась на неизменном уровне (во многих развивающихся странах), либо снизилась, но не в такой степени, как смертность.

В основном это характерно для развитых стран Европы, Америки, в которых демографическая политика направлена на увеличение прироста населения (денежные выплаты, льготы для семей с двумя и более детьми, запрещение абортов (ФРГ) и др.).

2. Химическая промышленность: состав, значение, особенности размещения. Химическая промышленность и проблемы охраны окружающей среды.

Химическая промышленность играет большую роль в развитии мирового хозяйства, т.к. позволяет расширять сырьевую базу производства и строительства, обеспечивая их материалами с заранее заданными свойствами и экономя тем самым традиционные виды сырья (металлы, древесину и т.д.).

Кроме того, с помощью минеральных удобрений и пестицидов она увеличивает эффективность сельского хозяйства.

Будучи одним из загрязнителей окружающей среды, химическая промышленность в тоже время создаёт технологии, способные использовать или обезвреживать производственные отходы.

Состав химической промышленности:

2) основная химия: производство минеральных удобрений, хлора, соды, кислот, щелочей;

3) химия органического синтеза (производство синтетического каучука, пластмасс, синтетических смол, химических волокон) и переработка полимерных материалов (изготовление шин, изделий из пластмасс и т.п.);

4) микробиологическая промышленность (разведение отдельных видов грибов, бактерий и т.д.).

Размещение химической промышленности:

В мировой химической промышленности сложились 4 главных региона: США, зарубежная Европа, СНГ и Япония.

В каждом из них получили развитие горно-химическая промышленность, производство минеральных удобрений, основной химической продукции, но в особенности отрасль органического синтеза и полимерных материалов.

В развивающихся странах до недавнего времени данная отрасль хозяйства была представлена в основном добычей сырья.

Но после энергетического кризиса химическая промышленность стала быстрее развиваться в государствах Азии, Африки и Латинской Америки, особенно в богатых ресурсами нефти и газа.

Крупные нефтехимические центры находятся в странах Персидского залива, Северной Америки, в Мексике, в Венесуэле.

Химическая промышленность и окружающая среда:

Развитие химической и нефтехимической промышленности нередко приводит к загрязнению воздуха, воды, почвенного покрова продуктами этих производств, особенно опасны крупные аварии на таких предприятиях, утечки сырья из трубопроводов, при транспортировке по воде и железной дороге и т.д.

К сведению: в декабре 1984 года в индийском городе Бхопал произошла крупная авария на химическом заводе, принадлежащем американской компании. В результате 2.5 тысячи горожан погибли и десятки тысяч пострадали (ожоги, травмы и т.д.).

Дата добавления: 2016-05-11 ; просмотров: 2540 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Международная специализация производства

Вспомните различия в транспортной системе что такое отрасль международной специализации. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. Вспомните различия в транспортной системе что такое отрасль международной специализации фото. Вспомните различия в транспортной системе что такое отрасль международной специализации-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка Вспомните различия в транспортной системе что такое отрасль международной специализации. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. Сравним две страны: ФРГ (развитую) и Венесуэлу (развивающуюся). Вспомните различия в транспортной системе что такое отрасль международной специализации. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. Вспомните различия в транспортной системе что такое отрасль международной специализации фото. Вспомните различия в транспортной системе что такое отрасль международной специализации-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка Вспомните различия в транспортной системе что такое отрасль международной специализации. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. Сравним две страны: ФРГ (развитую) и Венесуэлу (развивающуюся). Вспомните различия в транспортной системе что такое отрасль международной специализации. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. Вспомните различия в транспортной системе что такое отрасль международной специализации фото. Вспомните различия в транспортной системе что такое отрасль международной специализации-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка Вспомните различия в транспортной системе что такое отрасль международной специализации. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. Сравним две страны: ФРГ (развитую) и Венесуэлу (развивающуюся). Вспомните различия в транспортной системе что такое отрасль международной специализации. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. Вспомните различия в транспортной системе что такое отрасль международной специализации фото. Вспомните различия в транспортной системе что такое отрасль международной специализации-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка Вспомните различия в транспортной системе что такое отрасль международной специализации. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. Сравним две страны: ФРГ (развитую) и Венесуэлу (развивающуюся).

Вспомните различия в транспортной системе что такое отрасль международной специализации. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. Вспомните различия в транспортной системе что такое отрасль международной специализации фото. Вспомните различия в транспортной системе что такое отрасль международной специализации-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка Вспомните различия в транспортной системе что такое отрасль международной специализации. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. Сравним две страны: ФРГ (развитую) и Венесуэлу (развивающуюся).

Вспомните различия в транспортной системе что такое отрасль международной специализации. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. Вспомните различия в транспортной системе что такое отрасль международной специализации фото. Вспомните различия в транспортной системе что такое отрасль международной специализации-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка Вспомните различия в транспортной системе что такое отрасль международной специализации. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. Сравним две страны: ФРГ (развитую) и Венесуэлу (развивающуюся).

Как известно, международное разделение труда оказывает большое влияние на развитие национальных экономик, т. е. здесь создаются отрасли международной специализации, которые, помимо удовлетворения потребностей своего населения, значительную часть производимой продукции отправляют на мировой рынок.

Международная специализация–это концентрация про­изводства однородной продукции в одной или нескольких странах для удовлетворения не только своих потребностей, но и потреб­ностей заинтересованных стран.

Международная специализация развивается по двум направлениям: производственному и территориальному.

В свою очередь, производственное направление подразделяется на:

o межотраслевую специализацию;

o внутриотраслевую специализацию;

o специализацию отдельных предприятий.

Территориальная международная специализация включает:

o специализацию отдельных стран;

o специализацию группы стран;

o специализацию регионов.

Основнымивидамимеждународная специализацияявляются:

o предметная (производство готовых изделий) специализация;

o подетальная (производство деталей, узлов, агрегатов, частей и компонентов изделий) специализация;

o технологическая или стадийная специализация.

Отрасль международной специализации– это отрасль или группа отраслей, определяющие характер и уровень международной специализации страны и отвечающие следующим признакам:

• более высокий удельный вес такой отрасли в производстве данной страны по сравнению с мировым производством;

• более высокий уровень внутриотраслевой специализации.

Подетальная специализация – это специализация на производстве отдельных деталей, узлов, агрегатов с их последующей поставкой предприятию, производящему готовый продукт из этих частей.

Специализация предприятий разных стран на изготовление частичных продуктов связана с современной НТР. Усложнение технологической структуры производства привело к росту числа деталей и узлов, используемых в готовом изделии.

Например, в легковом автомобиле насчитывается до 20 тыс. деталей и узлов, в прокатных станах – около 100 тыс., в электровозах – до 250 тыс.

Примером такой специализации может служить производство шведского автомобиля «ВОЛЬВО». Российский потребитель приобретающий в Москве автомобиль этой марки, получает на самом деле лишь одну треть чисто шведской продукция. Более 60% комплектующих Швецией импортируется.

Технологическая специализация означает сосредоточение усилий стран на выполнение отдельных операций по изготовлению готового изделия, (т.е. осуществление отдельных технологических процессов, например, сборка, сварка, окраска, производство отливок, заготовок и т. п.).

Примером, международной технологической специализации может служить поставка из-за рубежа в Россию глинозема, и выплавка из него алюминия.

В историческом плане МСП смещается от межотраслевой к внутриотраслевой. Первоначально МСП основывалась на общем разделении труда и приводила к международному обмену продукции одной базисной отрасли материального производства (промышленности) на товары другой (сельского хозяйства). Такая форма МСП господствовала примерно до 70–80-х гг. XIX в.

К 30–40-м гг. XX в. произошел определенный сдвиг от межотраслевой специализации, базирующейся на общем разделении труда, к межотраслевой специализации на основе частного разделения труда. Такой вид МСП предполагал обмен продукции одной комплексной отрасли (например, машиностроения) на продукцию другой комплексной отрасли (например, химической промышленности).

С 50–60-х гг. получает распространение внутриотраслевая специализация в границах комплексных отраслей промышленности (машинострои­тельная, химическая, текстильная, пищевая и т.д.), а потом – и в рамках первичных отраслей (станкостроение, автомобилестроение, авиационная промышленность, химическое машиностроение и т.д.).

В 70–80-е гг. на первый план вышла внутриотраслевая МСП и вызванный ею международный обмен това­рами-аналогами с различными потребительскими свойствами (на­пример, легковыми и грузовыми автомобилями разного класса; уни­версальных ЭВМ на персональные компьютеры, кожаной обуви на изготовленную из заменителей и т.д.). Особенно широкое разви­тие получает подетально-поузловая и технологическая специали­зация: так, ныне доля деталей и узлов во внешней торговле развитых капиталистических стран продукцией машино­строения составляет более 40% (про­тив 20% в 1960 г.).

Источник

Урок географии по теме «Общая характеристика хозяйства Зарубежной Европы». 11-й класс

Разделы: География

Класс: 11

Тип урока: изучение нового материала

Форма проведения: коллективная работа, практическая работа.

Цели урока:

План урока:

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка Д.З.

В рабочей тетради ученики письменно отвечают на вопросы:

3. Изучение нового материала. Выполнение практической работы в группах.

Вводное слово учителя. Мы сегодня должны выявить типичные черты хозяйства стран Зарубежной Европы, структуру и основные районы промышленности региона.

Работать вы будете самостоятельно в группах. Для выполнения работы учащиеся делятся на группы и получают задание и инструкцию по работе.

Инструкция по работе для 1 группы

Цель работы: выявить отрасли «авангардной тройки» З. Европы, крупнейшие районы этих отраслей.

Инструкция по работе для 2 группы

Цель работы: выявить уровень развития лёгкой, лесной промышленности, крупнейшие районы и узлы этих отраслей.

Инструкция по работе для 3 группы

Цель работы: выявить уровень развития сельского хозяйства Зарубежной Европы, крупнейшие районы.

Инструкция по работе для 4 группы

Цель работы: нарисовать географический рисунок расселения и хозяйства Зарубежной Европы.

Выделить «центральную ось» развития, определив территориальную структуру.

Инструкция по работе для 5 группы

Цель работы: выявить уровень развития транспорта, науки, финансов, отдыха и туризма З. Европы.

Выделить крупнейшие районы этих отраслей.

Инструкция по работе 6 для группы

Цель работы: определить уровень развития стран Зарубежной Европы и региона в целом.

Выявить страны, определяющие мощь региона.

4. Закрепление, подведение итогов, рефлексия.

Ученики, слушая ответы одноклассников, делали записи в тетради, оформляли таблицы и схемы.

В итоге, мы пришли к общему выводу, что четвёртка стран: ФРГ, Великобритания, Франция, Италия имеет самый высокий уровень развития, многоотраслевую структуру хозяйства, сформировавшую территориальную структуру и активно участвуют в интеграционных процессах.Каждый ученик оценивает свою деятельность на уроке, свою активность в работе в группе, анализирует, что у него получилось, а в чём были затруднения.

5. Задание на дом.

Проанализируйте записи, сделанные на уроке; задание в печатной тетради по теме; стр.167.

Источник

География. 10 класс

Конспект урока

Название предмета, класс: география, 10 класс

Номер урока и название темы: урок №17 «Мировой транспорт, его роль в размещении и развитии мирового хозяйства»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Глоссарий: транспортная система, транспортные узлы, густота транспортной сети, грузооборот, пассажирооборот, «удобные флаги».

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Наряду с промышленностью и сельским хозяйством транспорт является третьей важнейшей отраслью материального производства, и, хотя эта отрасль ничего не производит, её роль в перераспределении товаров и пассажиров трудно недооценить. Мировой транспорт включает в себя пути сообщения, транспортные средства и транспортные предприятия. В настоящее время продолжает формироваться мировая транспортная система.

В прошлом ведущая роль в экономике и в целом в обеспечении жизнедеятельности общества принадлежала гужевому и водным видам транспорта. С конца XIX века лидерство перешло к железнодорожному. Это обеспечило возможности перевозок крупных объёмов сырья, материалов и готовых изделий и способствовало развитию многих отраслей промышленности – чёрной металлургии и машиностроения, значительно расширило рынок сбыта промышленной и сельскохозяйственной продукции.

С появлением автомобильного транспорта в начале XX в. начинается очередной этап промышленного развития, характерной чертой которого стало углубление внутриотраслевой специализации, широкое развитие кооперационных связей. Возникли отрасли промышленности, производящие необходимые для автомобилестроения и дорожного строительства материалы и полуфабрикаты. Развитие железнодорожного и автомобильного транспорта значительно увеличило подвижность населения, что, в свою очередь, повлияло на ускорение процесса урбанизации.

В XX веке было освоено воздушное пространство. В странах, где развивалось авиастроение (СССР, США, Франция, Германия и др.), а также в наиболее крупных по территории государствах начала формироваться сеть авиалиний.

Трубопроводный транспорт. Активное строительство магистральных нефте- и газопроводов началось только во второй половине XX в.

Развитие электронного вида транспорта связано с внедрением в нашу жизнь современных технологий, поэтому его активное использование приходится уже на начало XXI века.

В настоящее время главными видами транспорта являются автомобильный, железнодорожный, внутренний водный (речной и озерный), морской, воздушный и трубопроводный, соответственно, современная мировая сеть путей сообщения включает в себя автомобильные и гужевые дороги, железные дороги, водные пути (реки, каналы и водохранилища), трубопроводы и авиалинии, морские пути. Современная транспортная сеть мира превышает 40 млн. км.

Транспортная система – совокупность взаимосвязанных местных, региональных, национальных транспортных систем.

Железнодорожный транспорт отличает способность работать непрерывно: практически без остановок в течение многих суток. Это единственный транспорт, работа которого мало зависит от погоды и времени года. Железнодорожный транспорт перевозит массовые грузы на огромные расстояния. Велика его роль и в пассажироперевозках. Недостатками его являются очень высокая стоимость строительства железных дорог и их высокие требования к характеру рельефа.

Мировая железнодорожная сеть в основном сложилась еще к началу ХX века. В настоящее время её протяженность составляет около 14 млн. км. Железные дороги имеются в 140 странах мира. Более половины их общей длины располагается на территории всего десяти стран. Среди них США, Россия, Канада, Индия, Китай, Австралия, Аргентина, Франция, ФРГ и Бразилия – видим, что, как правило, эти страны имеют большую площадь.

Важной характеристикой дорожной сети является её густота.

Именно этот вид транспорта – один из самых древних. Задолго до того, как человек научился использовать мускульную силу животных (гужевой), он уже умел транспортировать грузы по течению рек. Речной транспорт отличается низкой скоростью, но для перевозки крупногабаритных массовых грузов незаменим. Песок, лес, руда – вот главные товары для речного транспорта. Наиболее развит этот транспорт в США, Китае, России и ФРГ.

Морской транспорт в мировой транспортной системе занимает особое место. Специализируясь в основном на внешнеторговых перевозках и являясь в этой области практически безальтернативным, морской транспорт – залог бесперебойного функционирования мирового хозяйства, углубления международного разделения труда. В целом судоходство обеспечивает транспортными услугами около 80% международных экономических связей. В отличие от наземного транспорта, территориальные особенности которого определяются сетью путей сообщения, географию морского транспорта определяет сеть портов, морских каналов и проливов. В настоящее время в наибольшей степени освоены акватории Атлантического, Тихого и Индийского океанов. Морское судоходство в Северном Ледовитом океане в силу сложной ледовой обстановки, а также относительно слабой хозяйственной освоенности северных районов Евразии и Северной Америки осуществляется в узкой прибрежной полосе. Поэтому здесь (за исключением Норвежского и Баренцева морей) отсутствуют более или менее крупные порты.

В Атлантическом океане важнейшими направлениями морского судоходства являются трассы:

Кроме того, через акваторию Атлантики проходят транзитные пути, связывающие страны Атлантического бассейна со странами бассейнов Индийского и Тихого океанов (через Суэцкий и Панамский каналы и южное побережье Африки).

В Тихоокеанском бассейне основные морские перевозки идут по трассам, соединяющим страны Восточной и Юго-Восточной Азии с Северной Америкой, с Австралией и странами Латинской Америки; страны тихоокеанского побережья Америки.

Через Панамский канал осуществляются морские перевозки из стран Восточной Азии и стран Тихоокеанского бассейна в Атлантику.

По интенсивности морских перевозок Индийский океан заметно уступает Атлантическому и Тихому океанам. Однако именно здесь, в зоне Персидского залива, зарождаются мощные грузопотоки нефти, которые идут в Атлантику (огибая южное побережье Африки и через Суэцкий канал) и в Восточную и Юго-Восточную Азию. Важнейшее место в акватории Индийского океана занимают транзитные направления, соединяющие страны бассейнов Тихого и Атлантического океанов.

Все эти направления морских перевозок отличаются достаточной устойчивостью в течение многих десятилетий. В последние десятилетия ведущим регионом морских перевозок стал бассейн Тихого океана. Одновременно с этим в число ведущих морских держав вошли многие страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

В структуре торгового флота преобладают нефтеналивные и навалочные суда, способные перевозить крупные объёмы нефтяных и массовых грузов (уголь, руда и др.). В последние десятилетия развиваются контейнерные перевозки. Крупнейшими портами мира являются Шанхай (Китай), Сингапур, Роттердам (Нидерланды), Гонконг, Антверпен (Бельгия), Иокогама, Кобе, Тиба, Нагоя (Япония).

Развитие морского торгового флота характеризует суммарный тоннаж судов. Список стран лидеров: Либерия, Панама, Япония, Греция, США.

Либерия и Панама – в одной группе с США и Японией?! Дело в том, что примерно треть судов мирового флота ходят под так называемыми «удобными» флагами.

Удобный флаг («дешёвый флаг») – режим наибольшего благоприятствования и пониженные ставки денежных сборов в большинстве портов мира для некоторых стран и судов, которые ходят под флагами этих стран, так как практически все государства, предоставляющие свой «удобный флаг», не имели конфликтов (в особенности, военных) с большинством существующих государств в течение большого исторического промежутка времени.

Появился в конце XIX века, но активно развивался уже в XX-м. Ему нет равных в маневренности. Это единственный транспорт, доставляющий грузы с достаточно высокой скоростью «от порога к порогу». Автодороги, в отличие от железнодорожных магистралей, легче и дешевле построить. Однако автотранспорт – один из самых главных загрязнителей воздуха на планете, особенно ощутимо это в крупных городах, где автомобили – чуть ли не главный вид транспорта.

На регионы-лидеры приходится 80% всего автомобильного парка и около трети всей протяженности дорожной сети. И это Северная Америка, Западная Америка, Япония.

Является специфичным грузовым видом транспорта. Грузы, перевозимые им, – газ, нефть, нефтепродукты. Это один из самых молодых видов транспорта. Наибольшая протяженность трубопроводов – в России, США, Канаде.

Появился в 20-годы XX века. Самый скоростной (средняя скорость 700 км/час), но и самый дорогой вид транспорта. Поэтому воздушный вид транспорта в основном используют для перевозки пассажиров и срочных, скоропортящихся грузов. В мире более 5000 аэропортов в самых разных уголках земного шара. Самым крупным самолетным парком и протяженностью воздушных линий обладают США, Канада, Австралия, Россия, ФРГ.

Трудно представить современное мировое хозяйство только как обмен товарами, грузами, ресурсами. Экономика сегодня не может функционировать без распространения экономической информации с помощью систем связи. С XIX века это радио, телефонная, телеграфная связь, в настоящее время всё большее развитие получают её современные виды: оптоволоконная, космическая и их разновидности – радиотелефонная и интернет-связь. В мире стремительно растёт количество пользователей мобильных телефонов и электронной почты. Получили распространение интернет-магазины и интернет-биржи – это позволяет резко сократить время передачи и обработки экономической и финансовой информации.

Основным показателем работы транспорта, кроме тех, что прозвучали, является грузооборот и пассажирооборот.

Грузооборот – это экономический показатель работы транспорта (показатель объёма перевозок грузов), равный произведению массы перевозимого за определённое время груза на расстояние перевозки. Грузооборот измеряется в тонно-километрах. Например, если разные суда перевезли в течение года 5 млн. тонн груза на среднее расстояние 150 км, то годовой грузооборот составляет 5 × 150 = 750 млн. тонно-километров.

В настоящее время общий грузооборот в мире составляет 50 трлн. тонно-километров, по этому показателю лидируют страны, имеющие огромные размеры территории и внушительную материальную сферу производства. Это США, Китай, Россия.

А из всех видов современного транспорта однозначное лидерство принадлежит морскому транспорту. На его долю приходится более 61% перевозимых грузов.

На втором месте – железнодорожный (15%), на третьем – трубопроводный (12%). Далее следует автомобильный (9,5%), речной (2,6%). Самый низкий грузооборот – у воздушного транспорта.

Пассажирооборот – показатель отражения объёма перевозок пассажиров, исчисляется как произведение количества пассажиров на расстояние перевозок по каждому виду транспорта. Измеряется в пассажиро-километрах.

Термин более показателен для оценки эффективности того или иного транспорта, чем количество перевезённых пассажиров, но не даёт понимания о скорости этой перевозки и её прибыльности.

Ситуация по этому показателю иная. Бесспорным лидером по этому показателю является автомобильный транспорт (более 80%) мировых пассажирских перевозок. Доля железнодорожного и воздушного – примерно по 10%, доля всех видов водного транспорта (морской, речной) вместе взятых не превышает 1%.

В территориальной структуре мировой транспортной сети выделяется три региона – Северная Америка, Западная Европа, территория СНГ.

Транспортная освоенность мира в целом очень неоднородна. В развитых странах транспортные системы характеризуются большой протяжённостью и густотой, технической оснащённостью. Как правило, для этих стран характерны транспортные системы радиального типа, которые образуются расходящимися от крупных транспортных узлов в разные стороны лучами дорог. Для этих стран характерно гармоничное сочетание всех видов транспорта.

В развивающихся странах дорог немного, качество и технический уровень невысок. Часто рисунок транспортной сети имеет вид дерева. По этим магистралям было удобно кратчайшим путём вывозить природные ресурсы. Такой рисунок сложился и сохранился здесь ещё с колониальных времён. В этих странах, как правило, большая часть перевозок приходится на один-два традиционных для страны видов транспорта, высокой остается доля речного и гужевого вида транспорта.

Транспорт и окружающая среда

Являясь важнейшим звеном в системе мирового хозяйства, транспорт оказывает резко отрицательное воздействие на окружающую среду. Каждый вид транспорта имеет специфичное влияние на природу.

Автомобильный транспорт является основным источником загрязнения атмосферы, особенно в больших городах. Но не меньше на атмосферу влияет и воздушный транспорт – влияние одного лайнера равно 8 тысячам автомобилей плюс шумовое загрязнение, которое влияет на здоровье человека не меньше, чем другие виды загрязнений среды. Речной и морской в основном влияют на гидросферу – нефтяное загрязнение как внутренних водоёмов, так и мирового океана связывают прежде всего с работой именно этого транспорта.

Влияние железнодорожного транспорта на природу комплексно – изъятие земель под строительство, засорение прилегающих к магистралям территорий, шумовое загрязнение.

Принимая во внимание все особенности, основными перспективами развития транспорта являются:

Роль транспорта в мировом хозяйстве огромна. Его работа осуществляет важнейшие хозяйственные процессы, перемещая в пространстве товары, людей и информацию. Мировое хозяйство начало формироваться вместе с появлением современных видов транспорта и развивается вместе с его развитием и совершенствованием.

Разбор заданий тренировочного модуля

1. Установите соответствие между видом транспорта и его характеристикой.

Таблица 1 – Задание 1. Установите соответствие

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *