Вспомните что вы знаете о речи подготовьтесь об этом рассказать
Конспект урока русского языка «Знакомство с учебником. Какая бывает речь.»
Знакомство с учебником. Виды речи
ЦЕЛИ УРОКА: ознакомить с учебником, его содержанием и структурой; воспроизвести представления о речи и её значении в жизни человека; ввести в лексику определения понятий «устная речь», «письменная речь», «речь внутренняя».
• Учащиеся познакомятся с содержанием и структурой учебника русского языка, с понятием речи и её значением в жизни человека.
1. Актуализация знаний
Тридцать три сестрички
Если знаешь наш секрет,
Мы покажем целый свет. (Алфавит)
— О каком секрете говорится в загадке?
Определите, какая буква стоит в указанном месте алфавита. Запишите буквы в соответствующие клеточки. Прочитайте тему нашего урока.
Первая буква занимает третье место в алфавите.
Вторая буква находится на расстоянии семи шагов вперёд.
Вернитесь на пять шагов назад и вы узнаете третью букву в слове. Четвёртая буква слова занимает пятое место с конца алфавита.
Первая буква второго слова стоит в алфавите между буквами П и С. Вторая буква занимает место за буквой Д.
Найдите в алфавите букву, которая предшествует букве Ш. Это третья буква второго слова.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Урок:Приставки Пре- и При
Конспект урока по русскому языку «§4 Буква и звук. Алфавит» урок 2 (5 класс)
Урок: запятая перед как
Конспект урока по русскому языку «§4 Буква и звук. Алфавит» (5 класс)
Конспект урока по русскому языку «§3 РР Текст» (5 класс)
КИМ (ПА) по русскому языку (2 класс)
Олимпиада по русскому языку
Рабочая программа по русскому языку 10 класс
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5362760 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Школьники из России выиграли 8 медалей на Международном турнире по информатике
Время чтения: 3 минуты
Минпросвещения разработает внеучебные курсы для школьников
Время чтения: 1 минута
Трехлетнюю олимпиаду среди школ запустят в России в 2022 году
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Часть 1
Наша речь
Виды речи
Виды речи
Упражнение 1. Рассмотрите схему.
• Вспомните, что вы знаете о речи. Подготовьтесь об этом рассказать.
Упражнение 2. Прочитайте.
Речь, которую мы слышим и произносим, называют устной. Слово устная образовано от слова уста (губы).
Письменная речь — это речь, написанная буквами и другими знаками. Письменная речь — это такая речь, которую мы читаем и пишем.
Речь про себя — это наша внутренняя речь. Мы ею пользуемся, когда думаем, размышляем, не произнося мысли вслух, когда читаем про себя.
• Что вы узнали о видах речи? Какая речь (устная или письменная) возникла раньше?
Упражнение 3. Рассмотрите рисунки. Прочитайте предложение.
С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком.
• Какая мысль выражена в предложении? Подтвердите её своими примерами.
• Подходят ли рисунки к этому высказыванию? Почему вы так думаете? Объясните.
• На каком языке происходит общение между людьми?
• Спишите предложение. В этом вам поможет Памятка 5 «Как научиться правильно списывать предложение» (с. 132).
Обратите внимание! В некоторых словах упражнений выделены буквы — на правила, которые вам ещё предстоит изучить. Будьте внимательны: не допускайте ошибок в написании этих слов!
Что можно узнать о человеке по его речи?
Упражнение 4. Прочитайте строки из стихотворения «Кем быть?» В. В. Маяковского.
— Поставьте этот градусник под мышку, детишки!
— Вам бы очень хорошо проглотить порошок и микстуру ложечкой пить понемножечку.
• Скажите, кому принадлежит записанная речь. Какие слова помогли вам определить профессию этого человека? Сделайте вывод: что можно узнать по речи собеседника?
• Спишите первое предложение. Проверьте себя.
• Когда употребляют слово здравствуйте? Какие другие слова-приветствия вы знаете и используете в своей речи?
Упражнение 5. Прочитайте выразительно отрывки из сказки «Гуси-лебеди» и сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
— Молочная река, кисельные берега, куда гуси—лебеди улетели?
— Поешь моего простого киселька с молочком — скажу.
— У моего батюшки и сливочки не едятся.
— Речка, матушка, спрячь меня!
— Поешь моего простого киселька.
Девочка поела и спасибо сказала. Речка укрыла её под кисельным бережком.
«Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу».
• Кто с кем разговаривает? Скажите, при каких обстоятельствах происходит разговор героев сказок.
• Сравните, как в сказке «Гуси-лебеди» девочка обращается с просьбой в первый и во второй раз. Как по речи понять, какая девочка? Какие слова показывают нам, что речь девочки стала вежливой?
• Кому принадлежат слова из второго отрывка? Что говорит о герое сказки его речь?
Обратите внимание! Речь человека должна быть вежливой, уважительной.
• для чего нужна речь,
• что такое родной язык,
• что можно сказать о человеке по его речи,
• различать устную и письменную речь, а также речь про себя,
• отличать диалог от монолога.
Виды речи
1. Рассмотрите схему.
• Вспомните, что вы знаете о речи. Подготовьтесь об этом рассказать.
2. Прочитайте.
Речь, которую мы слышим и произносим, называют устной. Слово устная образовано от слова уста (губы).
Письменная речь — это речь, написанная буквами и другими знаками. Письменная речь — это такая речь, которую мы читаем и пишем.
Речь про себя — это наша внутренняя речь. Мы ею пользуемся, когда думаем, размышляем, не произнося мысли вслух, когда читаем про себя.
• Что вы узнали о видах речи? Какая речь (устная или письменная) возникла раньше?
3. Рассмотрите рисунки. Прочитайте предложение.
С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком.
• Какая мысль выражена в предложении? Подтвердите её своими примерами.
• Подходят ли рисунки к этому высказыванию? Почему вы так думаете? Объясните.
• На каком языке происходит общение между людьми?
• Спишите предложение. В этом вам поможет Памятка 5 “Как научиться правильно списывать предложение” (с. 132).
✔ Обратите внимание! В некоторых словах упражнений выделены буквы — на правила, которые вам ещё предстоит изучить. Будьте внимательны: не допускайте ошибок в написании этих слов!
Что можно узнать о человеке по его речи?
4. Прочитайте строки из стихотворения “Кем быть?” В. В. Маяковского.
— Здравствуйте, дети!
— Поставьте этот градусник
• Скажите, кому принадлежит записанная речь. Какие слова помогли вам определить профессию этого человека? Сделайте вывод: что можно узнать по речи собеседника?
• Спишите первое предложение. Проверьте себя.
• Когда употребляют слово здравствуйте? Какие другие слова-приветствия вы знаете и используете в своей речи?
5. Прочитайте выразительно отрывки из сказки “Гуси-лебеди” и сказки А. С. Пушкина “Сказка о рыбаке и рыбке”.
— Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди улетели?
— Поешь моего простого киселька с молочком — скажу.
— У моего батюшки и сливочки не едятся.
— Речка, матушка, спрячь меня!
— Поешь моего простого киселька.
Девочка поела и спасибо сказала. Речка укрыла её под кисельным бережком.
“Дурачина ты, простофúля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль коры´сти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу”.
• Кто с кем разговаривает? Скажите, при каких обстоятельствах происходит разговор героев сказок.
• Сравните, как в сказке “Гуси-лебеди” девочка обращается с просьбой в первый и во второй раз. Как по речи понять, какая девочка? Какие слова показывают нам, что речь девочки стала вежливой?
• Кому принадлежат слова из второго отрывка? Что говорит о герое сказки его речь?
✔ Обратите внимание! Речь человека должна быть вежливой, уважительной.
Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.
© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.
Знакомство с учебником. Виды речи
ЦЕЛИ УРОКА: ознакомить с учебником, его содержанием и структурой; воспроизвести представления о речи и её значении в жизни человека; ввести в лексику определения понятий «устная речь», «письменная речь», «речь внутренняя».
• Учащиеся познакомятся с содержанием и структурой учебника русского языка, с понятием речи и её значением в жизни человека.
1. Актуализация знаний
Тридцать три сестрички
Если знаешь наш секрет,
Мы покажем целый свет. (Алфавит)
— О каком секрете говорится в загадке?
Определите, какая буква стоит в указанном месте алфавита. Запишите буквы в соответствующие клеточки. Прочитайте тему нашего урока.
Первая буква занимает третье место в алфавите.
Вторая буква находится на расстоянии семи шагов вперёд.
Вернитесь на пять шагов назад и вы узнаете третью букву в слове. Четвёртая буква слова занимает пятое место с конца алфавита.
Первая буква второго слова стоит в алфавите между буквами П и С. Вторая буква занимает место за буквой Д.
Найдите в алфавите букву, которая предшествует букве Ш. Это третья буква второго слова.
Последняя буква слова занимает в алфавите десятое место.
Ключевые слова: виды речи.
Работа по учебнику на с. 3-5.
— Знакомство с учебником «Русский язык» (обложка, титульный лист, название книги, фамилии авторов, форзацы, условные обозначения и их назначение).
Чтение обращения авторов к первоклассникам (с. 3).
Как называется новый учебник?
Чему будет учить вас этот учебник?
На странице 4 рассмотрите условные обозначения, которые помогут вам ориентироваться на страницах учебника.
Прочитайте название раздела. (Наша речь.)
Рассмотрите страничку. Подумайте, для чего нужна эта страничка? (Здесь записано то, что мы узнаем, чему будем учиться в этом разделе.)
Прочитайте, что мы вспомним, что узнаем и чему научимся, изучая первый раздел «Наша речь».
Работа по учебнику (с. 6).
— Прочитайте тему нашего урока. («Виды речи».)
Определите учебно-познавательную задачу. (Какая бывает речь?)
3. Работа по теме урока
Работа по учебнику
С. 6, упр. 1. Соотнесение схемы, рисунков и записей в схеме.
Вспомните, что вы знаете о речи. Подготовьтесь рассказать.
В каких случаях человеком осуществляется слушание? говорение? чтение? письмо?
В каких случаях человек использует речь про себя?
Подумайте, кто может обладать речью? (Только человек обладает даром речи, даром слова; общаясь, человек выбирает из «кладовой» языка нужные слова, составляет из них предложения, для того чтобы правильно выразить свою мысль и быть понятым собеседником.)
Списывание с доски предложения.
Только человек обладает даром речи.
Работа по учебнику. С. 6, упр. 2.
Что вы узнали о видах речи?
Вспомните, когда на уроке мы пользовались устной речью? Речью про себя? Письменной речью?
Что такое устная речь? письменная речь? внутренняя речь?
Выполнение заданий в рабочей тетради С. 3, упр. 1 —устно.
С. 3, упр. 2 — письменно.
4. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений
Работа по учебнику. С. 7, упр. 3. Выполнение заданий к упражнению (устно).
Работа с памяткой «Как научиться правильно списывать предложения» (учебник, с. 132).
Чтение рубрики «Обрати внимание!» (учебник, с. 7).
5. Самостоятельная работа
Работа по учебнику. С. 7, упр. 3. Списывание высказывания Л. Успенского.
Способ проверки: самопроверка.
6. Домашнее задание
Выполнить по учебнику упр. 1 на с. 6.
7. Подведение итогов урока
— Для чего нужна речь в нашей жизни?
В чем особенности устной и письменной речи?
А что такое мысленная речь?
Часто ли мы пользуемся в жизни мысленной речью?
Какая речь возникла раньше — устная или письменная?
Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.
© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.
Конспект урока русского языка в 5 классе «Для чего нужна речь?»
Р.Р. Для чего нужна речь?
Цели: дать учащимся представление о речи, речевой ситуации, научить видеть разницу языка и речи, уметь использовать формулы речевой ситуации
Оборудование: учебник «Русская речь». 5 кл., Е.И. Никитина
Тип урока: Урок изучения нового материала
1 Организационный этап.
2 Мотивационный этап
3 Творческая практическая деятельность.
— Какие условия необходимы для того, чтобы язык стал речью, то есть заработал как средство общения? Ответить на вопрос поможет воображение, которое позволит представить ситуацию на дороге. Может быть, вы и сами в такие попадали.
Вы с товарищем переходите улицу. Вдруг из-за угла выскакивает автомобиль, который ваш спутник ещё не видит. Вы хватаете товарища за руку и кричите: “Стой! Машина!”
Почему возникла речь? Назовите три условия, наличие которых заставляет человека говорить. Наводящие вопросы:
Почему сказанные слова возникли именно в данной ситуации?
Если бы рядом был англичанин, француз или глухой человек, имело бы смысл кричать то, что было произнесено в нашей ситуации?
Итак, есть три условия возникновения речи:
(пишущего и читающего)
владение одним и тем же языком
-Давайте послушаем вот такой разговор:
Серёжа вернулся из кино.
Что, хорошая была картина? – спрашиваю.
Ух, и здорово! – отвечает он. – Сначала, значит, он вдруг узнаёт, а потом, понимаете, он его бах, а тот говорит: нет, тогда они стали кричать, а этот, ну, понимаете, как даст… Понимаете?
Понимаете ли вы Серёжу? Почему? Что ему можно посоветовать?
4 Выполнение упражнений
— А теперь откроем учебник развития речи на с.6 Упражнение 1,2 (учащиеся выполняют упражнения).
Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, устную форму существования человеческих языков.
— А кто понял разницу языка и речи?
— Ребята, что нового вы узнали на уроке? А что было для вас знакомым? Для чего нужна речь человеку?
7 Домашнее задание
Прочитать параграф 2 на с.9 учебника развития речи и выполнить упражнение 4.