Вспомните что такое тематика литературного произведения
Тематика
Полезное
Смотреть что такое «Тематика» в других словарях:
ТЕМАТИКА — ТЕМАТИКА, тематики, мн. нет, жен. (книжн.). Совокупность, система тем (см. тема в 1 знач.). Советская тематика в художественных произведениях. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
тематика — сущ., кол во синонимов: 6 • автотематика (1) • велотематика (1) • гей тематика (1) … Словарь синонимов
тематика — и, ж. thématique adj. Совокупность тем произведения, творчества писателя в целом и т. д.; подбор, группа тем. СИС 1954. Все эти предварительные работы осветили мне предварительную архивную тематику и более или менее научили меня, как брать… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ТЕМАТИКА — ТЕМАТИКА, и, жен. Совокупность, круг тем (в 1 знач.). Т. лекций. Т. художественных произведений. | прил. тематический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Тематика — ТЕМАТИКА совокупность литературных явлений, составляющих предметно смысловой момент поэтического произведения. Определению подлежат следующие, связанные с понятием тематики, термины тема, мотив, сюжет, фабула художественно литературного… … Словарь литературных терминов
тематика — система взаимосвязанных тем художественного произведения. Рубрика: Тема и идея Часть: Тема Прочие ассоциативные связи: Литературная проблематика … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
тематика — тема, тематика. Произношение [тэма], [тэматика] устарело … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
Тематика — ж. Совокупность тема I. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
тематика — тематика, тематики, тематики, тематик, тематике, тематикам, тематику, тематики, тематикой, тематикою, тематиками, тематике, тематиках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
Многообразие тем и тематики литературного произведения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Тематика литературного произведения – это объект, предмет художественного изображения, материал, заинтересовавший автора и привлекший его внимание, культурная, социальная, историческая действительность, к которой он обращается.
Понятие темы и тематики литературного произведения
Литературное произведение является системным единством многих компонентов, составляющих его. При рассмотрении литературного произведения необходимо иметь представление об этих компонентах. В содержании произведения принято выделять две ключевые составляющие – тематику и проблематику.
Тематика произведения – это совокупность многих тем.
Термин «тема» в литературоведческих работах имеет две основных трактовки:
Часто оба эти значения объединяются в понятие «темы». Например, в «Литературном энциклопедическом словаре» определение темы выглядит следующим образом:
Тема – это круг событий, которые образуют жизненную основу эпических и драматических произведений и одновременно служат для постановки социальных, философских, этических и других идеологических проблем.
Тематика литературного произведения – это все то, что вызвало авторский интерес, стало предметом его осмысления и оценки. Тема является связующим звеном между первичной и художественной реальностью.
В процессе анализа тематики произведения внимание уделяется на отбор автором фактов действительности как первоначальном моменте авторской концепции произведения.
Готовые работы на аналогичную тему
Виды тем и тематик
В литературоведении укоренились такие понятия, как гражданская лирика, философская, пейзажная, вольнолюбивая, любовная и т.д., которые являются указаниями на главные темы произведений. Наряду с этими понятиями существуют и такие формулировки, как «тема Родины», «тема любви и дружбы», «тема поэта и поэзии», «военная тема» и т.д. Существует множество произведений, посвященных одной тематике, но при этом существенно отличающихся друг от друга.
Тему нельзя придумать, автор берет ее из реальной жизни. например, темой романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» является жизнь дворянства 20-х годов 19 века, так как это тот культурно-исторический материал, к которому обращается поэт. А судьбу Онегина или историю любви Татьяны Лариной темой романа считать нельзя ввиду того, что все это является плодом вымысла автора.
Круг тем в произведении может быть достаточно обширным. Выделяются следующие виды тем:
В анализе тематики произведения традиционно разграничиваются конкретно-исторические темы и вечные.
Конкретно-исторические темы – это обстоятельства и характеры, обусловленные определенной социально-исторической ситуацией в какой-либо стране. Они более или менее локализованы, не повторяются за пределами данного времени. Например, такими являются тема Великой Отечественной войны, тема «лишнего человека» в отечественной литературе 19 века.
Вечные темы – это темы, фиксирующие повторяющиеся моменты в истории разных национальных обществ, в разных модификациях повторяющиеся в разные исторические периоды и в жизни разных поколений. Например, такими являются темы любви и дружбы, тема Родины, тема взаимоотношений поколений и т.д.
Бывают ситуации, когда в единой теме органически объединяются и конкретно-исторические, и вечные аспекты, имеющие одинаково большое значение для понимания произведения. Яркими примерами являются «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Преступление наказание» Ф. М. Достоевского, «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова и т.д.
Во многих произведениях выделяется не одна, а несколько тем. Совокупность этих тем называется тематикой. «Побочные» тематические линии как правило работают на главную, помогают лучше разобраться в ней, раскрывают ее с разных сторон и обогащают звучание. При этом существует два пути выделения ключевой темы. В первом случае ключевая тема связана с образом главного героя, его психологической и социальной определенностью. Например, главной темой в романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова является тема незаурядной личности в обществе русского дворянства 1830-х годов, тема, связанная с образом главного героя – Печорина. Она проходит через все пять повестей. А такие темы произведения, как соперничество, любовь, жизнь светского дворянского общества в данном случае являются побочными, они помогают раскрывать характер главного героя, то есть основную тему, в разных жизненных обстоятельствах.
ТЕМАТИКА ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Тема(гр. thema буквально значит нечто, положенное в основу) — это предмет познания. Тематика— это те явления жизни, которые отражены в том или ином высказывании или сочинении, в произведении искусства, в частности художественной литературы.
Предметом изображения в произведениях художественной литературы (словесности) могут быть самые различные явления человеческой жизни, жизни природы, животного и растительного мира, а также материальной культуры (здания, обстановка, виды городов и т. п.). Иногда изображаются даже фантастические существа — говорящие и мыслящие животные и растения, различного рода духи, боги, великаны, чудовища и т. п.
Но основным предметом познания в художественной литературе (в ее отличии от синкретического словесного творчества первобытного общества) являются характерные особенности человеческой жизни в ее социальной сущности. Иначе говоря — это социальные характеры людей как в их внешних проявлениях, отношениях, деятельности, так и в их внутренней, душевной жизни, в состоянии и развитии их мыслей и переживаний.
Социальный характер, как уже указывалось, — это индивидуальное воплощение тех или иных о б-щих, существенных, социально-исторических особенностей человеческой жизни. Социальным характером всегда обладает та или иная личность с ее индивидуальными чертами и свойствами. Но не всякая индивидуальность отличается ярко выраженной характерностью. Характер — это такая индивидуальность, которая воплощает в себе какие-то общие, существенные особенности социальной жизни людей со значительной степенью отчетливости и активности.
Образы животных, растений, виды природы часто имеют в художественной литературе иносказательное и служебное значение. Они или знаменуют собой людей, как это почти всегда бывает, например, в баснях, или создаются для выражения человеческих переживаний, особенно в лирических образах природы. Еще чаще явления природы с ее растительным и животным миром изображаются как та естественная среда, в которой протекает человеческая жизнь с ее социальной характерностью.
В реальной жизни существенные особенности людей, выражающиеся в их индивидуальности, всегда формируются под действием социальных отношений какой-то страны и эпохи. В этом смысле человеческие характеры всегда исторически конкретны. Каждая среда, страна, эпоха рождает свои, особенные характеры людей со всей разносторонностью и сложностью их жизни.
Так, в русском столичном дворянском обществе первой половины XIX в., представлявшем как будто одну классовую среду, были люди разного уровня мышления и разных взглядов. Одни вели спокойное, беззаботное, обеспеченное существование. Таких, например, изобразил Пушкин в лице графа Нулина или Л. Толстой в лице Анатоля Курагина. Другие более или менее активно участвовали в идейно-политической борьбе, которая уже тогда разделяла круги столичного дворянства на два враждебных лагеря. Многие из них были сторонниками и защитниками самодержавия и крепостничества. Таких, например, показал Грибоедов в «Горе от ума» в лице Скалозуба и Фамусова или Л. Толстой в «Войне и мире» в лице старого князя Курагина, Друбецкого, Берга. Немногие, сознавая реакционность самодержавия, крепостнической власти, подавляющей страну, стремились к ее свержению. Это были декабристы, о которых позднее упомянул Некрасов в поэме «Русские женщины». Были и такие, которые в своей враждебности к «светской черни» не шли дальше личного, индивидуалистического протестантства, — это Онегин у Пушкина, Печорин у Лермонтова, Бельтов у Герцена.
Существовали различия и между участниками революционного движения, приведшего к победе Великого Октября; между теми, кто участвовал в строительстве социализма в нашей стране. Так, Горький в романе «Мать» показал революционеров-подпольщиков, вышедших не только из рабочей среды, как Павел, Ниловна, Андрей Находка, но и из среды демократической интеллигенции, овладевшей социалистическими идеалами. Это Наташа, Саша, Егор Ива-
нович, Софья, Николай Иванович. И в романе Шолохова «Поднятая целина» коммунисты, участвовавшие в преобразовании крестьянской жизни, — люди с разными социальными характерами. Давыдов — питерский рабочий с крепкими пролетарскими традициями, политически сознательный, уверенный в своих действиях; Нагульнов и Размет-нов — выходцы из крестьянской бедноты, мыслящие и чувствовавшие в значительной мере стихийно.
Тематика произведений является выражением особенностей национальной жизни определенной эпохи. Так, например, тематическая организация романов Бальзака обусловлена своеобразием жизни французского буржуазно-дворянского общества 20—40-х годов XIX в. В отличие от образов протестующих дворянских интеллигентов типа Онегина, Печорина, характерных для передовой русской литературы того же времени, главные герои Бальзака — люди из обедневшего дворянства, пытающиеся сохранить свои аристократические привычки и вернуть утраченное достоинство путем выгодных связей и карьеры, или же это буржуазные дельцы, банкиры, ростовщики, или преуспевающие плуты, строящие свою карьеру на овладении тайнами частной жизни, на шантаже, ловкости, обольщении женщин и т. п.
Каждый писатель всегда тяготеет к выбору и изображению определенных характеров. Такое тяготение объясняется не только особенностями личного жизненного опыта писателя, не только индивидуальными свойствами его таланта, но прежде всего — его принадлежностью к тому или иному течению общественной мысли и вытекающей отсюда его идейной активностью, наличием у него определенного миросозерцания, определенных идеологических взглядов.
Переломы, происходящие в общественной жизни, обычно очень быстро отражаются на тематике художественных произведений. Но эти перемены могут быть двоякого рода. Они выражаются в появлении новых социально-исторических характеров, что, естественно, обусловливает новизну тематики в литературе того или иного периода. Так, появление рабочего класса и активизация его деятельности в России не могли не привлечь внимания русских писателей начала XX в., в первую очередь М. Горького.
Но известно, что перемены в общественной жизни обнаруживаются и иначе: они сказываются в появлении новых идей и настроений, которые по-
буждают литературу к освоению неизвестных ей до тех пор характеров. При этом нередко бывает так, что те или иные характеры, которые давно существовали в реальной действительности, неожиданно становятся предметом активного интереса со стороны различных писателей, — тем самым создается иллюзия, что они только что появились в самой жизни.
В 40-е годы прошлого века русская литература как бы открыла для себя самый факт существования так называемого «маленького» человека — мелких чиновников, обитателей городских трущоб, чердаков, окраин, а также крестьян. Вспыхнувший интерес к таким характерам вызвал к жизни целый поток рассказов и очерков, посвященных одной и той же теме, авторами которых были писатели с различными идейными взглядами, — такие, как Тургенев и Григорович, Некрасов и Салтыков-Щедрин, Достоевский и Герцен и др.
Определенные социальные характеры встречаются не только в реалистической литературе, но и в произведениях классицизма, сентиментализма, романтизма, а также в произведениях более ранних эпох. Авторы их тоже выбирают, обобщают и творчески типизируют наиболее характерные, с их точки зрения, человеческие отношения и переживания. Эти отношения могут отражать черты как той эпохи, к которой принадлежит сам автор, так и других эпох, к которым принадлежат изображенные автором герои.
Так, многие герои Шекспира выражают в своих монологах философские раздумья о человеческих судьбах, характерные для эпохи Возрождения. Но они же предстают и как определенные социально-исторические характеры, действующие в условиях своего времени, нередко более раннего по отношению к эпохе Шекспира. При этом очень часто они принадлежат к придворной среде или к среде высшей феодальной знати, к той или иной группе внутри этой среды. Этот интерес к характерам людей, занимающих в обществе высокое положение и обладающих властью, объясняется не аристократическими симпатиями и связями Шекспира, а особенностями его миросозерцания — желанием выразить свои мысли о сущности высшей власти, ее национальном значении, взаимоотношении ее с народом, соблазнах и злоупотреблениях правящих кругов.
Подобный интерес к характерным представителям высших слоев общества проявляли в своих трагедиях
и писатели классицизма — Корнель и Расин во Франции, Сумароков и Княжнин в России.
В сентименталистских произведениях XVIII в. принцип сословности в выборе характеров уступает место поискам добродетельных и высоконравственных героев в разной социальной среде. Среди них могли быть и знатные дворяне (Юлия, Вольмар в романе Руссо «Юлия, или Новая Элоиза»), и разночинцы (учитель Сен-Пре из того же произведения), и крестьяне (Лиза в повести Карамзина), и слуги (Памела из одноименного романа Ричардсона).
Писатели-романтики, очень часто обращавшиеся в поисках своих идеалов к историческому прошлому, также находили там героев с определенными социальными характерами. Так, в романах В. Скотта всегда на первом плане рыцари (Айвенго, Квентин Дорвард), представители шотландских кланов (Мак Ивор, Роб Рой), короли, принцы, герцоги (Ричард Львиное Сердце), а у Гюго главные герои — люди из городских низов (Эсмеральда, Квазимодо в «Соборе Парижской богоматери»).
В произведениях русских романтиков — Рылеева, Жуковского — встречаются характеры из разных кругов русского и западноевропейского средневекового общества. В поисках характеров сильных, героических, способных на самоотверженную борьбу за национальные интересы, Рылеев чаще всего обращается к княжеской среде и выбирает таких героев, как Святослав, Александр Тверской, Дмитрий Донской. Но в одной из своих «дум» он изображает в качестве национального героя крестьянина Ивана Сусанина. Жуковский, исходя из своих идеалов и представлений о возвышенном, романтическом, изобразил в балладе «Эолова арфа» нежную любовь и тайные свидания аристократки Минваны и бедного певца Арминия, отправленного за это в изгнание и умершего там.
Таким образом, выбор характеров зависит от миросозерцания писателя, его общественных взглядов. А сущность самих характеров, составляющих тематику произведения, определяется состоянием общественной жизни той среды и эпохи, которая изображается в произведениях.
Но тематикой не исчерпывается содержание литературных произведений. Еще более важна другая сторона их содержания — проблематика.
Вспомните что такое тематика литературного произведения
Тематика художественного произведения традиционно рассматривается в литературоведении как одна из сторон содержания литературного произведения. Центром художественной тематики является понятие «тема».
Тема (от др.-гр. теца — букв, то, что положено в основу) — предмет художественного изображения (то, о чем говорится) и художественного познания (все то, что стало основой авторского интереса, осмысления и оценки). Тема как фундамент художественного произведения подчиняет себе отдельные элементы произведения, составляет, по словам Б. В. Томашеского, «единство значений отдельных элементов произведения».
Литература как вид искусства обладает огромными возможностями изображения явлений жизни, мыслей и чувств человека, реальных и фантастических объектов действительности. Поэтому тематика художественных произведений богата и разнообразна.
Художественные темы подразделяются в литературоведении на несколько групп.
Нередко весь пласт тематики, связанной с общечеловеческими универсалиями, называют философским.
К примеру, тема революции стала предметом изображения в таких разных произведениях, как «Конармия» И. Бабеля, где переплетаются героическая романтика и потрясающие своим драматизмом сцены «социального насилия», «красный террор», и поэма «Двенадцать» А. Блока, где революция — «очистительная стихия», которая «производит бурю во всех морях — природы, жизни, искусства».
Обращение к культурно-исторической тематике может становиться жанрообразующим, как, например, в историческом романе, где реалии изображаемой эпохи становятся фундаментом произведений.
Отражение исторического времени характерно для жанра былин и эпических сказаний о подвигах героев, исторической драмы и жанра путешествий. Темы быта, обычаев и обрядов, национальной культурной специфики становятся предметом рассмотрения и в исторической прозе. Например, «История государства Российского» Н. М. Карамзина является своеобразным художественным произведением, запечатлевшим не только политический идеал историка, но и художественную концепцию русского национального характера; написанное ярким и красочным языком, это произведение дало А. С. Пушкину материал для его драмы «Борис Годунов», а В. Г. Белинский назвал «Историю» «великим памятником в истории русской литературы».
Предметом изображения может стать и будущее, как в произведениях жанров научной фантастики. Культурно-историческая тематика может базироваться и на вымышленном художественном мире произведения, как, например, в литературе фэнтези.
С другой стороны, предметом художественного изображения в литературе нередко становится и современность. Например в «Божественной комедии» Данте, созданы широкие художественные панорамы и при этом обращалась к насущнейшим вопросам своего времени, к его отличительным чертам и болевым точкам». Проблемы, волнующие современное писателю общество, становятся предметом размышлений и оценок художников и воплощаются в тематике — выборе материала изображения. К примеру, важнейшей темой, обсуждаемой в российском обществе 60-х годов XIX века, было бедственное положение крестьянства. Обсуждение реформы крепостного права послужило одной из причин появления большого количества публицистических и литературных произведений о жизни и быте крестьян в России. Тургенев и Некрасов, Гоголь, Н. Успенский и Салтыков-Щедрин вывели образы крестьян на авансцену своих произведений. Тема переустройства народной жизни занимала писателей различных идеологических позиций и по-своему была воплощена в их произведениях, служивших откликами на злободневную общественную тему. Этот пласт культурно-исторической тематики называют социальным. (Существующий наряду с другими, он понимался как наиболее значимый в методологии марксистского литературоведения, что привело к искаженному пониманию тематики литературы в целом.)
Художественное произведение поэтому редко бывает моно- тематичным, то есть посвященным раскрытию только одной темы. В меньшей степени это касается лирических произведений, которые ограничены объемом и сконцентрированы на одном или нескольких лирических переживаниях. Произведения эпические и драматические чаще бывают политематичными, то есть в них присутствуют несколько различных тем, волнующих писателя. Например, в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» представлена и историческая тема войны и революции, судеб русской интеллигенции, и круг философских тем, связанных с самоопределением личности в трудной ситуации, и вечные темы любви, и, по расхожему определению, тема «поэта и поэзии».
Исходя из этого, в произведении выделяют главную, доминантную тему (или темы), которая формирует содержательный план произведения, становится его тематическим стержнем, и темы побочные, или периферийные, возникающие по ходу развития действия или организующие часть текста. В больших эпических произведениях, например в эпопеях и многих видах романа, несколько тем развиваются параллельно, воплощаясь в различных сюжетных линиях. Главный герой книги разными гранями своей личности соприкасается со всеми тематическими пластами произведения, отраженными в нескольких сюжетных линиях, как это, например, происходит в уже упоминавшемся «Докторе Живаго».
Кроме того, что в произведении могут быть представлены разные виды тем, о которых говорилось выше, они по-разному воплощаются в художественном тексте. Писатель может стремиться напрямую определить интересующую его тему. Иногда она даже становится заглавием произведения, например М. Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени» напрямую обращается к изображению характера, занимавшего умы просвещенного общества современной ему эпохи. Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?» тематически обращен к созданию образа «нового человека» и изображению социально-политических противоречий эпохи.
Но художник может и не стремиться выразить тематику программно, напрямую. Такие темы иногда называют подтекстовыми, так как автор на них только намекает, и читателю самому предстоит выяснить эти глубинные темы художественного произведения. Глубинные темы обогащают произведения и дают возможность неоднозначных толкований, различных интерпретаций содержания текста. К примеру, в романе В. В. Набокова «Машенька» видится и тема несчастной любви, и «другой вариант» — намеренного отказа от нее, и как глубинная определяется тема зависти героя к тем, кто живет реальностью, а не воспоминаниями.
Таким образом, тематика художественных произведений бесконечно многообразна, так же как и действительность мира и человека, на которых она основывается. Однако художник стремится не только отобразить интересующие его пласты жизни, но и выделить те его аспекты, которые в наибольшей степени привлекают автора и вызывают, по его мнению, интерес читателя. Эта сторона содержания произведения раскрывается в проблематике.
ТЕМАТИКА
Смотреть что такое ТЕМАТИКА в других словарях:
ТЕМАТИКА
ТЕМАТИКА
тематика ж. Совокупность тем (1*).
ТЕМАТИКА
тематика ж. тк. ед.subjects pl., themes pl.; subject-matter
ТЕМАТИКА
ТЕМАТИКА
ТЕМАТИКА — совокупность литературных явлений, составляющих предметно-смысловой момент поэтического произведения. Определению подлежат следующие, св. смотреть
ТЕМАТИКА
ТЕМАТИКА
совокупность основных и побочных тем литературного произведения или ряда произведений одного писателя или целой группы, школы, направления. Тема (греч.) — предмет изложения, повествования, изображения, то, о чем говорит автор в произведении. Каждое явление действительности, — будь то живые лица, представители различных социальных слоев, события и отношения общественной и личной жизни, мысли и переживания, будь то черты быта, картины природы или образы фантазии, — может стать темой лит-ого изображения, возбудив интерес художника и став предметом его познавательных обобщений и идейных оценок. Лит-ая Т. обладает той же универсальностью, что и Т. науки, но, являясь отражением действительности не в понятиях, а в образах, литературная тематика раскрывается с большей чувственной наглядностью. Разработанная в лит-ом произведении тема представляет собой не только объект отражения, но неразрывно связана с тем или иным ее пониманием со стороны автора, к-рый раскрывает ее с той или иной степенью глубины, правильности и многосторонности. В изображаемых им явлениях жизни он интересуется определенными сторонами и моментами, оставляя в тени другие, игнорируя третьи. Каждый писатель в общих границах Т. своего произведения и творчества выдвигает тот или иной круг вопросов, ту или иную проблематику. Так Пушкин в «Медном всаднике», избрав тему судьбы «маленького человека», выдвигал на этом материале проблемы исторической необходимости, столкновения интересов личности и государственного развития. Так Гоголь, в «петербургских повестях», беря аналогичную тему судьбы «маленького человека», разрабатывал ее в аспекте демократического гуманизма, ставил проблемы равенства людей, отражал подавление человека бюрократической машиной. Так. обр. Т. художественного произведения является отражением жизни и связана с ее идейным пониманием, т. е. представляет собой момент содержания произведения. В то же время Т. является результатом творческого отбора фактов жизни, их творческого сочетания для создания художественного образа, т. е. представляет собой момент формы произведения. Широкое и полное раскрытие темы, даваемое в эпосе и драме, заключается в том, что явление жизни, интересующее писателя, изображается в его движении и развитии, в его связях и отношениях с другими явлениями. Тема разрабатывается в сюжете (см.), в его мотивах (см.) и эпизодах (см.); сюжет отражает существенные противоречия социальной жизни и столкновения частных и личных интересов. Центральные типические герои изображаются в типических отношениях между собой и с другими, второстепенными, героями, составляющими их типическую среду. В выборе героев, в развертывании сюжета, в построении коллизии и интриги отражается жизнь, выражается обобщающее понимание жизни писателем. Т. и связанная с ней проблематика являются исходным моментом в развертывании содержания произведения, творчества писателя, известного лит-ого направления. Каждая новая ступень в историческом развитии общества, каждое новое лит-ое направление выдвигает свою Т. Буржуазные писатели Англии XVIII в. — Ричардсон, Стерн, Филдинг и др. — стали изображать обыденную жизнь мещанства, в противовес героической Т. трагедий и поэм предшествующей революционной эпохи. В одну и ту же эпоху представители различных лит-ых направлений нередко выбирают сходные темы, подсказанные своеобразием эпохи, но раскрывают их различно, обнаруживая в разной мере правильное (или неправильное) понимание и оценку изображаемого явления жизни. При этом их конкретная Т. в развернутом виде не совпадает. Так, и Чернышевский, и Тургенев писали о «новых людях», — о передовых разночинцах, материалистах и революционерах, — но создали глубоко различные образы (Базаров у Тургенева, Лопухов и Кирсанов у Чернышевского). Различное понимание темы выражается в различных сюжетах и подборе героев. Характер темы и ее развитие обусловлены как процессами самой объективной действительности, так и подходом к ней художника, выдвигающего те или иные ее стороны. В советской лит-ре и критике проблема Т. чрезвычайно актуальна. Преодолевая тематическую ограниченность классового искусства, советская лит-ра распространяет свой идейный интерес на всю историю человечества и в пределах этой необъятной темы выдвигает свою проблематику — борьбу народов со своими поработителями, историческое движение к свободному, бесклассовому обществу, строительство социализма в Советской стране, развертывающееся в борьбе со всеми силами старого мира. Г. Поспелов. смотреть
ТЕМАТИКА
ТЕМАТИКА
ТЕМА́ТИКА, и, ж.Сукупність, коло тем (у 1, 2 знач.).Багатство тематики, різноманітність жанрів і віршових форм його [І. Франка] поетичних творів воісти. смотреть
ТЕМАТИКА
— это смысловая направленность сайта. Например, если сайт посвящен продаже квартир, его следует отнести к тематике «Недвижимость». Сайт с обзорами программного и аппаратного обеспечения персональных компьютеров – к тематике «Hi-Tech».
Тематика сайта определяет ряд его характеристик. Различные тематики имеют различную аудиторию, следовательно, структура и дизайн должны соответствовать целевой аудитории. Так, дизайн и структура сайта знакомств существенно отличается от, скажем, сайта-визитки металлургической компании.
Определение тематики сайта важно для разработки стратегии его продвижения – эффективные для одной тематики методы продвижения могут оказаться менее действенными для другой. В различных тематиках наблюдается разный уровень конкуренции, следовательно, бюджет на SEO-продвижение и контекстную рекламную кампанию в различных тематиках существенно отличается.
При помещении сайта в каталогах важно выбрать рубрику каталога, соответствующую тематике сайта. Также тематика важна при выборе доноров для помещения ссылок на сайт – ссылки с тематических или около-тематических ресурсов гораздо эффективнее, чем ссылки с сайтов несмежных тематик.
См. также
ТЕМАТИКА
ТЕМАТИКА и, ж. thématique adj. Совокупность тем произведения, творчества писателя в целом и т. д.; подбор, группа тем. СИС 1954. Все эти предварительн. смотреть
ТЕМАТИКА
система взаимосвязанных тем художественного произведения. Рубрика: Тема и идея Часть: Тема Прочие ассоциативные связи: Литературная проблематика, Худо. смотреть
ТЕМАТИКА
ТЕМАТИКА
-и, ж. Совокупность, круг тем (в 1 знач.).Как видно — тематика нашего искусства велика и многообразна: от вопросов обороны до вопросов любви. А. Н. То. смотреть
ТЕМАТИКА
ТЕМАТИКА
ж.sujets m pl, thèmes m plСинонимы: мелкотемье, предмет, тема