Вспомните что изучает морфология составьте план к теме морфология так чтобы
План – конспект урока русского языка по теме: «Морфология»
План – конспект урока русского языка по теме: «Морфология»
дать учащимся представление о системе частей речи в русском языке, учить детей распознавать части речи в тексте;
развивать коммуникативную, самообразовательную компетентность;
воспитывать интерес к русскому языку, литературе и культуре.
Доброе утро, дети. Давайте с вами поздороваемся (звучит стихотворное приветствие)
II.Объявление темы и цели урока.
Молодцы, вы все запомнили. Наше путешествие начинается. Мы отправляемся в страну Морфологию, которая лежит на трех островах. Но чтобы мы не заблудились в морских просторах, нам нужна карта! К счастью, одну такую волшебную карту мне подарил один мой знакомый моряк. (открывается презентация, карта)
Ой, что же это с ней? Все названия стерты! Это, наверно, оттого, что картой давно не пользовались. Но все еще можно исправить, достаточно только разгадать загадки волшебной карты и названия снова появятся. А в конце нашего путешествия мы сможем сказать, из каких островов состоит страна Морфология. Ну что отправляемся в путь?
Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа и тему нашего урока: «Морфология».
Но чтобы в пути у нас не возникало «бунтов на корабле», есть несколько правил :
Отвечая на вопросы, поднимать руку.
Не мешать другим отвечать на вопросы.
III.Изучение нового материала.
1.Самостоятельные части речи
Вот первое задание карты: необходимо при помощи ключа разгадать криптограмму, в которой зашифровано название страны (презентация)
12; 5; 6; 4; 1; 2; 3; 4; 7; 8; 12; 7; 3; 9; 10; 11; 13; 3;
Вы уже раньше знакомились с именем существительным, вспоминайте, что это такое (дети говорят определение).
А теперь выпишите из данного текста имена существительные и устно поставьте к ним вопрос. Задание следует выполнять в тетради с красной строки.
Лес в полном смысле звенел. Я узнавал тонкий, острый свист синиц, клацанье дроздов, тревожные переклики сорок.
Молодцы! Смотрите, появилось первое название.
Правильно, это имя прилагательное. Имя прилагательное – это слово, прилагаемое к существительному для обозначения его свойств или качеств. Имя прилагательное согласуется с именем существительным в роде, числе, падеже. А давайте и мы попробуем правильно записать данные словосочетания.
В (дальней) походе, с (неожиданная) радостью, на (розоватые) облаках, к (раскидистая) ели, на (могучий) дубе.
Умницы, как быстро вы справились с заданием. Вот и еще одно название появилось на нашей карте.
А попробуйте определить, к какой части речи относятся эти слова : слышать, читать, рисовать..
Да, действительно это глаголы. Давайте сформулируем правило. Глагол – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы что делать? Что сделать?
К данным глаголам подберите близкие по значению глаголы – синонимы и запишите их:
Вот уже три названия на нашей карте, а какая же это часть речи слово три?
Действительно, это имя числительное, оно обозначает количество предметов или порядок при счете и отвечает на вопросы сколько? который? Придумайте самостоятельно и запишите три числительных в тетрадь. А Галя нам прочитает, что она написала.
Посмотрите, опять криптограмма :
4; 3; 5; 2; 6; 1; 4; 3; 7; 1; 3;
Что за странное название- местоимение? Если вначале слова добавить букву В, а с конца убрать Е то получается вместо имени. Давайте попробуем разобраться, зачем нужна такая часть речи. Обратите внимание на текст:
Наша школа новая. Школа построена в прошлом году. Здание школы имеет четыре этажа. Здание снаружи очень красиво.
Не кажется ли вам, что здесь что-то «режет глаз»?
Конечно, повторяются одинаковые слова. А можем ли мы этот текст исправить? (устно) Проверьте себя.
Наша школа новая. Она построена в прошлом году. Здание школы имеет четыре этажа. Оно снаружи очень красиво.
Вот и пятое название открылось.
Опять какое-то непонятное слово на непонятном языке. Да это же ребус!
Попробуем его разгадать. Отлично, это слово – наречие. Наречие обозначает признак действия и отвечает на вопросы где? когда? как? послушайте, какую сказку я вам расскажу.
Потом наречия добрались и до существительных. Тут работы оказалось побольше: предлог превратить в приставку, окончание — в суффикс. Зато из одного существительного получается целая куча наречий: было существительное верх, а получились наречия вверху, вверх, наверху, наверх, кверху, сверх, сверху и даже верхом — очень полезное слово, если нужно объяснить, что кто-то любит ездить верхом, а не в телеге.
Потом добрались наречия и до числительных, и даже до глаголов. Из двое получилось вдвоем и надвое, из скакать — вскачь и на скаку, из догонять — вдогонку, из обнимать — в обнимку.
Рады наречия. А ученики не очень. Уж чересчур похожи эти на¬речия на имена существительные с предлогами. Поди разберись, когда как писать — слитно или раздельно. а то еще некоторые наречия любят писаться вообще по-особому — через черточку. Вот и приходится все время быть настороже, чтобы не ошибиться.
А сейчас мы образуем наречия от разных частей речи:
Мы разгадали все шесть названий частей острова. А кто сможет сказать, какими словами называются эти все части речи? (Самостоятельные части речи)
2.Служебные части речи
Однако у нас впереди осталось еще два острова, не задерживаемся, плывем дальше.
Какое странное стихотворение, кажется, здесь чего-то не хватает.
Рыхлый снег темнеет … марте,
Тают льдинки … окне,
Зайчик бегает … парте
Конечно, здесь не хватает предлогов. Они нам нужны для связи слов в предложении. Смотрите, появилось новое название, значит, мы правильно выполнили задание.
А теперь мы должны найти отличия в смысле приведенных предложений
Дети ходили в лес за ягодами и грибами.
Дети ходили в лес за ягодами, а не за грибами.
Союз – часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения и простых предложений в составе сложного.
Придумайте и запишите предложение с союзом и или а
А эти жители страны сами говорят за себя.
Можем с каждым подружиться,
Частицы вносят дополнительные оттенки в значения других слов или предложений. Придайте данному предложению значения отрицания, сомнения, утверждения.
Нам интересно название второго острова.
А кто скажет название второго острова? (служебные части речи)
• Остался только третий остров. Он называется междометие. Прослушайте стихотворение найдите междометия и определите их роль в речи.
Сердце так и гложет страх. Ах!
Ох, не помню, как назло!
Вот бы нынче повезло!
Я по списку дальше всех! Эх!
Ох, беда уже близка!
Так и ждет меня доска.
Если б кто-нибудь помог. Ох!
Ух, захватывает дух.
Междометия выражают эмоции и побуждения, но не называют их. Приведите три примера междометий.
IV. Закрепление изученного материала.
Вот наша карта и открылась полностью. Посмотрите на нее и скажите, что же мы сегодня изучали на уроке (части речи). Так из каких же частей речи состоит страна МОРФОЛОГИЯ?
А в качестве закрепления изученного материала я вам предлагаю в предложении Мы сегодня изучали части речи определить части речи, пользуясь таблицей на странице учебника № 173.
V.Подведение итогов урока. Релаксация.