Вспомни что ты уже знаешь о няне а с пушкина
Стихотворение и анализ «Няне»
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
Краткое содержание
Портрет Арины Родионовны Яковлевой. Неизвестный художник. До 1825 г.
«Няне» – так называется это трогательное стихотворение, которое Александр Сергеевич Пушкин посвятил женщине, ставшей ему по-настоящему родным человеком. С большим теплом, любовью и благодарностью обращается он к Арине Родионовне, ласково называя ее «голубка дряхлая моя» и «подруга дней моих суровых».
Стихотворение начинается с обращения к няне, живущей «в глуши лесов сосновых». В тревожном ожидании пребывает старушка, давно не видевшая своего воспитанника. Через ворота смотрит на дальнюю дорогу, вглядываясь, не покажется ли на ней знакомый силуэт. Настроение няни автор передает словами: «предчувствия», «тоска», «ждешь», «горюешь».
Поэт и сам тоскует в разлуке, и, хотя, он прямо не говорит о своих чувствах, о них можно догадаться по самой интонации стихотворения. Он бы и рад уберечь свою няню от переживаний и тревог, но по многим причинам не может часто посещать Михайловское. На этом и строится сюжет этого короткого послания.
Стихотворение обрывается внезапно. Что последовало бы после слов «то чудится тебе…» читатель никогда не узнает. Но, исходя из предыдущего текста, можно предположить, что и последующие строки были бы наполнены тем же чувством любви и благодарности.
Анализ
История создания
Всех детей, которые появлялись в семье Пушкиных, нянчила Арина Родионовна. Практически сразу после рождения они попадали в ее добрые, теплые руки. Эта простая русская женщина, нареченная при крещении Ириной, была крепостной крестьянкой. Имя Арина стало ее обиходным, домашним именем, фамилия ее, предположительно, была Яковлева, но в литературе она известна просто как Арина Родионовна.
Александра няня любила, как собственного сына. Она знала бесчисленное количество сказок, которые маленький Саша очень любил слушать перед сном. Когда он начал писать, многие из них были взяты им за основу его замечательных сказок, которые знакомы всем детям. Кроме них, няня рассказывала Пушкину старинные предания, пела народные песни, говорила о русских обычаях и традициях, были в ее арсенале и поговорки с пословицами. Все это устное богатство Пушкин бережно собирал и хранил. Часто оно становилось настоящей находкой и источником вдохновения при создании очередного шедевра.
Няня слушает стихи Пушкина
В трудные моменты Александр всегда знал, что ему есть к кому обратиться за помощью и советом. Няня была его единственной собеседницей и слушательницей во время ссылки в Михайловском. В письме к брату Пушкин писал: «Она – единственная моя подруга, и с нею только мне не скучно». Арине Родионовне посвящено несколько стихотворений Пушкина. Анализируемое произведение, известное под названием «Няне», было написано в 1826 году. Оно так и осталось безымянным и неоконченным. Существующее название появилось уже позже, во время публикации в сборнике сочинений поэта, вышедшем в 1855 году.
Арина Родионовна умерла после непродолжительной болезни в возрасте семидесяти лет. Похоронили ее, как и всех крепостных людей – в безымянной могиле. Так получилось, что Пушкин не смог проститься со своей няней, как и не смог впоследствии отыскать ее могилу. Но память о ней сохранилась в русской литературе. Хорошо сказал об этом сам поэт: «Если грядущее поколение будет чтить мое имя, должна быть не забыта и эта бедная старушка».
Персонажи и образы
В стихотворении центральным является образ няни. Он настолько точно передан Пушкиным, что она предстает перед читателем, словно живая – старушка, сидящая с вязанием у окна и с тревогой поглядывающая на дорогу.
Образ лирического героя Пушкин художественно спроецировал на себя. В этом смысле в произведении присутствует два реальных образа – реальный человек няня и столь же реальные чувства автора.
Композиция
Как таковой композиции в этом стихотворении нет, так как оно представляет собой классическое послание. Это просто мысленное обращение поэта к дорогому человеку, изложенное на бумаге. В произведении нет деления на строфы, что максимально делает его похожим на разговорную речь. Таким образом, создается эффект присутствия читателя при монологе поэта, обращенному к Арине Родионовне.
Произведение относится к литературному направлению реализм. По жанру – это послание. По родовой принадлежности – сентиментальная лирика.
Размер и средства художественной выразительности
При написании Пушкин использовал четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой и чередованием мужских и женских рифм. За счет длинных строк создается музыкальный ритм стихотворения, навевающий грусть.
Различные средства выразительности создают ощущение тревожного ожидания старушки няни.
Эпитеты: «на черный отдаленный путь», «в забытые вороты».
Сравнение: «будто на часах».
Метафора «медлят поминутно спицы» указывает на то, что няня то и дело откладывает вязание, чтобы посмотреть в окошко.
Автор пользуется противопоставлением светлицы и черного пути. Это также подчеркивает волнение няни.
Повтор «давно, давно» говорит о том, что разлука длится уже долго.
Пушкин специально использует звуки «ж», «ш», «ч», «т», «п», чтобы передать звук спиц и шарканье шагов пожилой женщины. С помощью гласных «о» и «у» передаются тоска и тревога.
Проблематика и основная идея произведения
Все близкое окружение Пушкина любило Арину Родионовну, а сам поэт ласково называл ее «мамушкой». Его друзья в письмах к нему никогда не забывали передавать ей приветы, а поэт Н. Языков написал два стихотворения, посвященный ей.
Трогательному посланию «Няне» почти два столетия, но по ощущениям, которые оно вызывает, кажется, что поэт – наш современник. Ведь подобные чувства по отношению к бабушкам, мамам, няням испытывает практически каждый человек. Поэтому стихотворение не теряет своей актуальности и учит ценить и любить своих близких еще при их жизни, чаще звонить и, по возможности, чаще навещать людей, которые посвятили жизнь воспитанию детей.
Как Арина Родионовна, няня А. Пушкина, стала для поэта «наперсницей волшебной старины»?
Имя няни великого поэта Арины Родионовны известно практически каждому школьнику. Все знают и о том, что няня любила, как она говорила, своего «ангела Александра Сергеевича». Ее доброту и привязанность поэт всегда ценил.
Пушкин не раз говорил о том, что Арина Родионовна стала прототипом няни главной героини Татьяны в поэме «Евгений Онегин». Арину Родионовну он также «вывел» в ряде женских образов в трагедии «Борис Годунов», пьесе «Русалка», романе «Арап Петра Великого». Немало ей было посвящено стихотворных строк.
Однако до нас не дошла полная биография Арины Родионовны, воспоминания о ней встречаются в записях некоторых современников Пушкина, но многие из них поверхностны. Возможно, поэтому пушкинисты и по сей день ведут споры о самой Арине Родионовне и о той роли, которую она сыграла в жизни и творчестве поэта…
Арина Родионовна (1758−1827) родилась в деревне Суйда (есть и другое мнение — в д. Лампово), что в Копорском уезде Петербургской губернии. Известно, что в семье крепостного Родиона Яковлева было семь детей. Девочку дома звали Ариной, это просторечная форма имени Ирина.
Поскольку крепостная крестьянка не могла иметь своей фамилии, то в метрических документах она записана как Родионова, по имени отца. В литературе она известна как Арина Родионовна, реже под фамилией Яковлева. И совсем не упоминается как Матвеева, под фамилией мужа. В тогдашнем быту для всех она была Родионовной (в старости). Кстати, сам Пушкин не называл ее по имени, для него она всегда оставалась няней.
Арина Родионовна. Портрет работы неизвестного художника
Фото: ru.wikipedia.org
Есть сведения и о том, что дом, в котором жила семья Арины Родионовны, ей подарила в благодарность за хорошую работу. Когда члены большого семейства Пушкиных стали перебираться в Москву, они продавали земли, ранее им принадлежавшие, покупали новые, — и всюду за ними следовала Арина Родионовна.
Это и понятно. Ее муж к тому времени умер от пьянства. Она (у нее было четверо малолетних детей) верой и правдой служила господам. Есть версия, что бабка Пушкина хотела дать няне вольную, но та отказалась. По другой версии известно, что сначала думала отпустить Арину Родионовну, но не стала этого делать. Я. П. Серяков. Арина Родионовна Яковлева
Фото: ru.wikipedia.org
Почти до 1811 года, до своего поступления в лицей, А. Пушкин жил под одной крышей с Ариной Родионовной. Неслучайно поэт, обращаясь к Арине Родионовне, часто называет ее не только «няней», но и «мамушкой». Особенно теплыми становятся отношения между поэтом и няней в селе Михайловском, в годы ссылки Пушкина.
В Михайловском Арина Родионовна не просто стерегла усадьбу, но и вела все господские дела. Вот что писал поэт в те годы своему брату Льву:
До обеда пишу записки, поздно обедаю… Вечером сказки слушаю.
Он записывал сказки, которых няня знала великое множество, песни, с интересом «собирал» сказанные ею поговорки, пословицы, народные выражения. Существует мнение, что именно Арина Родионовна рассказала Пушкину об избушке на курьих ножках, о мертвой царевне и семи богатырях.
Последние годы своей жизни она жила в Петербурге в семье сестры поэта, Ольги Пушкиной (по мужу — Павлищевой). Арина Родионовна скончалась в возрасте 70 лет, в 1828 году.
Такова простая история жизни няни А. Пушкина, которую он называл «наперсницей волшебной старины», «подругой юности моей», «доброй подружкой»
Сам поэт в своих произведениях создал романтический образ любимой няни. Этот замысел был продолжен его современниками. Мы практически не знаем о том, какой была Арина Родионовна в реальной жизни. Даже о ее внешности сказано всего несколько строк:
Старушка почтенная — лицом полная, седая, любившая своего питомца…
Но уже после смерти Арины Родионовны многие пушкинисты стали излишне преувеличивать ее роль в творчестве поэта. В советское время роль Арины Родионовны возрастает с новой силой. В торжественной обстановке отмечают ее юбилеи. Один из них связан со 180-летием со дня рождения, другой был приурочен к 110-й годовщине со дня смерти.
Сторонники этого мнения заявляют, что Арина Родионовна была обычной, заурядной женщиной, но словоохотливой и доброй. И, как отметил в своих воспоминаниях поэт Н. Языков: «…и веселая собутыльница». Но если открыть сочинения А. Пушкина, то он по сравнению со своей няней мог бы именоваться горьким пьяницей, поскольку много раз описывал всякого рода застолья.
Но если отрешиться от мифов и вымыслов вокруг имени Арины Родионовны, то можно назвать, по крайней мере, два неоспоримых факта. Великий поэт, используя фольклор в своем творчестве, был обязан во многом этому своей няне. И бесспорно, что она любила своего воспитанника, ничего не требуя взамен.
Возможно, поэтому Александр Пушкин говорил:
Если грядущее поколение будет чтить мое имя, должна быть не забыта и эта бедная старушка.
Няня всея Руси: почему пушкинская Арина Родионовна стала родной для всех
МОСКВА, 21 апр — РИА Новости, Анна Кочарова. В этот день 260 лет назад по новому стилю (10 апреля по старому) родилась Арина Родионовна Яковлева — няня Пушкина.
Жизнь этой крепостной крестьянки была тесно связана со знаменитой семьей. О том, сюжеты каких произведений она подсказала Пушкину и почему осталась в истории русской литературы, — в материале РИА Новости.
Кажется, что в жизни этой женщины и не было никого, кроме великого русского поэта. С детства, из школьной программы, мы знаем стихи, адресованные ей. С детства читаем о том, как она заботливо ухаживала за своим подопечным.
Небольшого роста, такого же, как Пушкин. Бойкая, острая на язык, полная лицом — вот что известно о том, как выглядела Арина (или, по некоторым источникам, Ирина) Родионовна. Современники поэта, описывая ее, отмечали главное: она преданно любила своего Александра Сергеевича.
Сохранился один портрет Арины Родионовны работы неизвестного мастера, говорит заведующая музеем «Домик няни А. С. Пушкина» Наталья Клюшина. Но кажется, что все мы с детства знаем, как она выглядела. Ведь для читателей она давно уже стала такой всенародной няней и бабушкой, уверен художник из Санкт-Петербурга Игорь Шаймарданов, автор серий живописных работ на пушкинские темы. Его произведения, как и другие артефакты, связанные с жизнью няни, представлены на выставке «ДР Арины Р» в Санкт-Петербургском выставочном зале «Смольный».
Детский час
для детей и родителей
О няне Пушкина, Арине Родионовне
Есть такие личности, которым история отводит особую роль. Личностью такого масштаба является Арина Родионовна Яковлева, няня великого поэта России, Александра Пушкина.
Судьба позаботилась о том, чтобы на пути Александра Сергеевича появился именно такой человек. Арина Родионовна дарила поэту свою любовь, была для него другом, няней, педагогом. Сколько Родионовна знала пословиц, присловий, поговорок… А в мире русской народной сказки она просто была «своей». А как умела передать то, что знала! Именно эта простая русская женщина ввела Александра Пушкина в мир народной поэзии, в общество сказочных героев.
Отношения между няней Родионовной и её воспитанником, были душевно-тёплыми. Старушка могла поворчать, быть притворно-строгой, но Александр знал об её безграничной любви к нему. Баюкая его в младенческие годы, утешая в трудный период северной ссылки, Арина Родионовна душой всегда была с ним.
Няня усаживалась к столу со своими вечными чулками или с прялкой и под бойко бегающее в её руках веретено сказывала свои сказки – певуче, просто. Любил их слушать Пушкин в детстве и в годы одинокой жизни в Михайловском. Многие из этих сказок поэт изложил в простых, прекрасных стихах. Кто не зачитывается и теперь его сказками: «О рыбаке и рыбке», «О царе Салтане», «О Балде» и другими.
Много позже, став уже знаменитым, Пушкин сделает вывод о том, что знакомство со старинными песнями, былинами, сказками необходимо для совершенного знания основ русского языка.
О любви к своей няне, к её сказкам и песням, великий поэт писал своему брату, Льву. Он поведывал ему о жизни, о пребывании в Михайловском, о сказках своей няни.
Свои сказки Пушкин начал писать позже, их замысел он долго носил в себе, должно было пройти время, чтобы сказочные сочинения увидели свет.
Находясь в разлуке с поэтом, няня писала ему письма, полные любви и ожидания. Одно из писем, полученное Пушкиным в 1827 году, вызвало в нём, в минуту его творчества, появление трогательных строк, известных всем: «Подруга дней моих суровых…».
Старенькая «мамушка» Пушкина, как называл иногда свою няню Александр Сергеевич, с лёгкой руки поэта навсегда вошла в русскую литературу, став «хрестоматийным образом». Ей посвящено немало стихов.
Няня Родионовна, в смирении и простоте незлобивой души, сделала большое дело для любимца своего Саши: оберегая его в детстве, разделяя с ним годы его тоскливого одиночества, — она дала свежие, жизненные мотивы для его творчества.
Любимая няня Пушкина умерла, когда ей было семьдесят лет, в доме родной сестры Александра Сергеевича, Ольги.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Загадочная няня Пушкина: 7 малоизвестных фактов об Арине Родионовне
21 апреля исполнилось 257 лет со дня рождения самой известной няни нашей страны — Арины Родионовны, воспитавшей Александра Сергеевича Пушкина. Принято считать, что няня сыграла большую роль в становлении гениального поэта. Однако, в реальности все было не совсем так, как нам рассказывали в школьных учебниках литературы. Давайте вспомним 6 малоизвестных фактов об Арине Родионовне.
Мы не знаем, как выглядела Арина Родионовна
Портрет Арины Родионовны работы неизвестного художника.
Это может показаться удивительным, но о внешности Арины Родионовны не известно практически ничего. Широко известен портрет няни работы неизвестного художника, приведенный выше. Его можно встретить даже в школьных учебниках. Но реальной внешности няни он едва ли соответствует. По крайней мере, он противоречит единственному дошедшему до нас описанию Арины Родионовны, сделанному сестрой Пушкина, Ольгой. Та писала: « Старушка чрезвычайно почтенная — лицом полная, вся седая, страстно любившая своего питомца…». Больше никаких слов про внешность няни в истории не осталось.
Горельеф Арины Родионовны.
Существует также известный горельеф Арины Родионовны, вырезанной из кости. Его история покрыта тайной — впервые о нем стало известно в 1911 году, когда он попал в руки Максима Горького, проживавшего в то время в Италии на острове Капри.
Рисунок Пушкина, который может быть изображением Арины Родионовны в молодости и старости.
У Арины Родионовны не было фамилии
Фамилия Арины Родионовны — Яковлева, также является скорее предметом выдумки исследователей и биографов Пушкина. Настоящей фамилии у няни при жизни не было, а так как Арина Родионовна была крепостной женщиной, она в ней особо и не нуждалась. По имени отца ее иногда указывали как Родионову, хотя в доме Пушкиных няню звали именно Родионовной.
Позднее пушкиноведы окрестили ее Яковлевой — такую фамилию носил отец Арины Родионовны. Хотя более правильным в этом случае было бы назвать ее по фамилии мужа, то есть Матвеевой.
Кроме того, имя Арины Родионовны — также выдуманное. Ее настоящее, то есть данное при крещении имя, звучит как Ирина, или Иринья. Именно под ним она была записана в церковных справочниках, сообщающих о рождении и смерти. Ариной же няню прозвали уже в услужении у Пушкиных. Кстати говоря, сам поэт в своих письмах и произведениях на разу ее по имени не назвал, а писал исключительно « няня».
Арина Родионовна оказала влияние на воспитание не только Пушкина, но и всех российских детей
Особая близость между Пушкиным и Ариной Родионовной сложилась уже не в детстве поэта, а во время его двухгодичной ссылки в селе Михайловское в 1824-26 годах. В этой глуши няня жила вместе с Александром Сергеевичем и именно тогда Пушкин написал несколько своих трогательных, посвященных ей стихотворений.
Пушкин в Михайловском в изображении Николая Ге.
Они вместе коротали вечера, во время которых Арина Родионовна пела Пушкину народные песни и рассказывала сказки, что, по свидетельствам самого поэта, получалось у нее превосходно. Интересующемуся фольклором Пушкину оставалось лишь слушать и запоминать, чтобы потом составить основной корпус русских сказок, изложенных на современном литературном языке.
Почти все пушкинские сказки рождаются уже в 1830-31 годах, то есть спустя пять лет после уединения в Михайловском. Возможно, если бы не няня, мы бы не выросли на историях о царе Салтане или золотой рыбке, теперь знакомых каждому ребенку.
Арина Родионовна любила выпить
Об этом факте ее натуры принято умалчивать. Тем не менее, его правдивость не вызывает сомнений, так как находит сразу несколько различных подтверждений. Приведенное выше описание няни, сделанное Ольгой Пушкиной, заканчивается так: « …страстно любившая своего питомца, но с одним грешком — любила выпить». Об этом же писал друг Пушкина поэт Языков, с которым тот познакомился в ссылке: « …она была ласковая, заботливая хлопотунья, неистощимая рассказчица, порой и веселая собутыльница».
Ну, и наконец, и само светило русской поэзии также сообщает нам именно об этом:
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
С этим фактом связан и другой, не самый приятный эпизод биографии няни. Ее муж, крестьянин Федор Матвеев, в 1801 году умер от пьянства. Возможно, сыграли в этом роль и наклонности жены.
Могила Арины Родионовны утеряна
Как уже упоминалось, Арина Родионовна всю свою жизнь была крепостной. И хотя семья Пушкиных предлагала ей вольную, та ее отклонила.
Умерла няня в 1828 году в Санкт-Петербурге. Александр Сергеевич на ее похороны не приехал — из знатных особ там присутствовал лишь его друг и муж сестры Ольги, Николай Павлищев. Исходя из социального статуса, хоронили Арину Родионовну скромно, а могила ее и вовсе осталась безымянной.
Вскоре она оказалась утеряна и точное место захоронения оставалось неизвестным вплоть до 1940 года. К этому времени было принято считать, что Арина Родионовна покоится на Большеохтинском кладбище в Санкт-Петербурге. Но благодаря проверке старых церковных книг выяснилось, что реальное место ее захоронения — это Смоленское кладбище. После этого у входа на него повесили мемориальную табличку в честь няни.
Мемориальная табличка на Смоленском кладбище.
У Пушкина был еще и нянь
Во времена Пушкина в господских семьях к мальчикам было принято прикреплять не только нянек, но и « дядек». У нашего поэта также был свой дядька — Никита Козлов. Парадокс в том, что он был предан своему хозяину едва ли меньше Арины Родионовны, прошел вместе с ним весь жизненный путь, но так и остался практически безвестным. Александр Сергеевич своего дядьку не упомянул ни в одном письме, не говоря уже про свои произведения.
А ведь именно он, Никита Козлов, вместе с Сергеем Тургеневым опускал гроб с телом поэта в могилу. До этого дядька Пушкина провел с ним все трудные дни жизни поэта, начиная с самого маленького возраста, и был ему беззаветно предан. Вот такая несправедливость.
Никита Козлов несет раненого на дуэли Пушкина.
Роль Арины Родионовны преувеличена
Представление о том, что няня сыграла значительную, если не ключевую роль в воспитании поэта начало складываться уже после его смерти. Причем, наиболее навязчивым образом в сталинские времена, когда вместе с культом личности правителя в общество внедрялись и другие мифологемы.
Арина Родионовна должна была сыграть в советском представлении о воспитании Пушкина роль связующего звена поэта с народом, вопреки аристократическому происхождению. Но сам поэт о каком-либо заметном влиянии Арины Родионовны на свое воспитание ни разу не упомянул.
Биограф Пушкина Александр Анненков был одним из первых, кто начал традицию преувеличения роли Арины Родионовны. Иногда он явно противоречил высказываниям самого поэта. К примеру, Анненков писал, что няне Пушкин « обязан исправлением недостатков своего первоначального французского воспитания».
Вот что поэт писал в одном из своих писем на самом деле: « Знаешь ли мои занятия? до обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!». Получается, что Арина Родионовна исправляла в Михайловском недостатки своего же воспитания великого поэта в детстве. Сегодня уже трудно выяснить настоящую роль Арины Родионовны в становлении Пушкина. Но тот факт, что он ее по-настоящему любил и находил в общении с ней радость и утешение, сомнений вызвать не может. И именно за это мы можем благодарить Арину Родионовну.