Вследствие чего может возникнуть ситуация избытка товаров на рынке
Каковы условия возникновения дефицита и избытка товаров?
Обсуждение вопроса:
Дефицит может носить временный или постоянный характер.
1. Дефицит товаров может возникнуть вследствие инфляции, когда цены на сырье и другие необходимые для производства блага сильно увеличиваются. В этом случае количество изготовленного товара сокращается производителем.
2. Такая ситуация может возникнуть и из-за неправильного планирования. Количество выпускаемых единиц товара определяется рынком, который готов покупать. Всплески активности могут быть вызваны временем года, модой и другими факторами.
3. Дефицит может возникать из-за уменьшения импорта товаров в страну. Уменьшение бюджетов на закупку, нарушение торговых договоров, непредвиденные обстоятельства и т.д.
Причины возникновения излишек:
1. Несбалансированная цена (цена слишком высока для данного рынка или для данного вида товара).
2. Закончился срок годности или реализации. Магазин реализует продукты питания и в том числе и скоропортящиеся товары (например, рыбу), или имеет в своем ассортименте товары с ограниченным сроком годности (бытовая химия, косметика).
3. Ошибки в прогнозах продаж. Закупка товара на «авось» и приводит к таким печальным результатам.
4. Избыточная закупка. Например, мы продаем в месяц 30 — 32 бутылок вина. Но закупаемая партия составляет 24 бутылки – такова минимальная упаковка со склада поставщика. Мы не можем купить меньше, и вынуждены закупать большее количество – 2 партии по 24 бутылки, что бы удовлетворить спрос. Если мы не стимулируем спрос на это вино, то очень скоро окажемся в ситуации избыточного запаса продукции.
5. Товарный каннибализм (появление одного товара вытесняет продажи другого).
6. Изменение моды или вкуса потребителей.
7. Законодательные акты (запрещение на реализацию продукции). Запрет на реализацию мяса птицы в некоторых странах из — за угрозы эпидемии птичьего гриппа привел к тому, что миллионы тонн куриного мяса были переведены в излишки, а затем и в некондиционный товар. Введение цензуры на рекламу пива привело к спаду продаж.
8. Некомплектность товара, ошибочные пропорции при заказе комплектных товаров. Как следствие, по одним товарам наблюдается дефицит, а по другим – излишек.
Дефицит – ситуация на рынке, когда количество произведенного товара меньше количества, которое люди готовы купить.
Дефицит товаров может возникнуть вследствие инфляции, когда цены на сырье и другие необходимые для производства блага сильно увеличиваются. В этом случае количество изготовленного товара сокращается производителем.
Такая ситуация может возникнуть и из-за неправильного планирования. Количество выпускаемых единиц товара определяется рынком, который готов покупать. Всплески активности могут быть вызваны временем года, модой и другими факторами.
Дефицит может возникать из-за уменьшения импорта товаров в страну. Уменьшение бюджетов на закупку, нарушение торговых договоров, непредвиденные обстоятельства и т.д.
Первая причина избытка, когда экономика страны стремительно росла, а затем произошел спад. В результате этого производители не успевают перестроиться на новый объем работы, и выпускается больше товаров.
Избыток и дефицит товара
Вы будете перенаправлены на Автор24
Товар в экономике
Товар – это экономическое благо, выступающее в качестве средства обмена.
Экономическая деятельность субъектов хозяйствования в рыночной экономике направлена на удовлетворение потребностей общества и индивидов. То есть, производители создают такие блага, которые будут востребованы покупателями. Товар представляет собой благо, способное принести доход производителю и удовлетворить потребность потребителя. Если благо произведено не для продажи или обмена, то товаром оно не является.
Товар достаточно емкое понятие. Оно вмещает в себя его эстетику, безопасность для потребителя, непосредственное функциональное назначение. Товар всегда является продуктом труда человека, то есть приложения его физических и интеллектуальных способностей для преобразования природных ресурсов.
Благо, выступающее в роли товара, обладает потребительной стоимостью. То есть, приобретение товара должно решать определенные задачи покупателя, либо реализовывать выгоду. С одной стороны при обмене выступает непосредственный производитель товара, либо посредник. С другой стороны, выступает любой субъект, нуждающийся в данном товаре.
В самом общем смысле, под товаром понимается любое материальное и нематериальное благо. То есть, товаром может выступать физический объект сделки купли-продажи, интеллектуальная собственность, даже сам труд. Физическая форма товара предполагает его материально-вещественное воплощение. Нематериальная форма присуща услугам и консультациям. К специфическим формам товара относят информацию, деньги и ценные бумаги. Особенность информации заключается в том, что покупка доступа к ней не лишает ее владельца прав собственности. Деньги и ценные бумаги очень зависят от курса и котировок на текущий момент времени.
Равновесие в рыночной экономике
Экономическая система любого уровня стремится к установлению относительного равновесия. Современные хозяйственные структуры придерживаются принципов рыночных отношений, в основе которых лежит рыночный механизм. Он выражается в том, что объем спроса, предъявляемого со стороны покупателей, постепенно уравновешивается с объемом производственного предложения.
Готовые работы на аналогичную тему
Равновесная цена позволяет идентифицировать равенство спроса и предложения. Она формируется тогда, когда предъявляемая потребность в товарах равна предложению. При этом, равновесная цена может определяться следующим образом:
С одной стороны, равновесная цена указывает ту ситуацию на рынке, когда производители готовы продать готовую продукцию покупателям по действующей стоимости. В этот же момент потребители должны иметь желание приобрести товары по установленной цене и в предложенном объеме.
Рисунок 1. Равновесие в рыночной экономике. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В точке E графика достигается равновесие между предложением и спросом, устанавливается равновесная цена. Qe показывает равновесный объем или тот объем товара, который готовы приобрести покупатели и продать продавцы в определенный момент времени. Этот график показывает наиболее эффективное состояние экономики, при котором рынок является сбалансированным. Как правило, достижение равновесия в реальной экономике осложнено множеством факторов. Однако, продавцы и покупатели осуществляют действия, направленные на достижение равновесия.
В случае, если реальная цена рынка выше равновесной, то объем спроса уменьшится и уступит объему предложения. Это приведет к понижению цен производителями, так как уменьшение объема выпуска может негативным образом сказаться на производительности труда. Постепенно количество готовой продукции установится в соответствии с потребностями рынка. То есть, избыточное предложение будет понижать цену. В случае, если цена рынка ниже равновесной, объем спроса будет расти, а значит, наступит момент, когда предложенный товар станет дефицитом.
Товарный излишек и дефицит
Избыточный спрос или дефицит товаров формируется тогда, когда на рынке величина спроса существенно превышает величину предложения. Первым признаком формирования дефицита является уменьшение товарных запасов на складах производителей или посредников. Как правило, продавцы имеют такие запасы для своевременного реагирования на конъюнктуру рынка.
Если наметилась тенденция формирования дефицита, производители или посредники могут поступить следующим образом:
Вследствие вышеперечисленных действий, покупатели получают возможность приобрести товар, если его выпуск увеличен, либо потратить часть оставшегося дохода на приобретение товара по более высокой цене. Существуют рынки, где невозможно отследить намечающийся дефицит по нехватке товара. Как правило, это рынок услуг. Здесь индикатором формирования дефицита выступает очередь.
Товарный излишек возникает тогда, когда предложение превышает потребность спроса в товарах. То есть, не хватает денег, на которые может быть обменен готовый товар. Отследить избыток можно по росту запасов на складах. Реакция производителей может выражаться в снижении цен, уменьшении объема выпуска, либо использования сразу двух направлений. Постепенно количество и цена снизятся до такой отметки, которая приведет предложение и спрос к равновесному состоянию. Если речь идет о рынке услуг, то излишек товара выражается в формировании очереди среди производителей. Они начинаются более активно бороться за потребительский спрос.
Переизбыток
Опубликовано 23.06.2021 · Обновлено 23.06.2021
Что такое Переизбыток?
Переизбыток – это чрезмерное количество товара. Переизбыток возникает, когда спрос ниже предложения, что приводит к избытку. Проще говоря, избыток предложения – это когда товаров на продажу оказывается больше, чем люди готовы купить. Есть много причин, по которым может возникнуть избыток предложения. Возможен переизбыток текущего продукта из-за того, что люди ждут улучшенной модели в серии, например, смартфонов от определенного производителя. Переизбыток также может возникнуть в ситуациях, когда цена товара или услуги слишком высока, а люди просто не готовы покупать их по такой цене. Избыток предложения также может быть просто случаем, когда производитель полностью неверно истолковывает рыночный спрос на продукт.
Ключевые моменты
Понимание избыточного предложения
Хотя контекст может меняться, избыток предложения является результатом перепроизводства и ведет к накоплению не подлежащих продаже запасов. Уровни цен и избыток предложения сильно взаимосвязаны.
Когда цена слишком высока, спрос будет уменьшаться, а непроданное количество увеличиваться, если производитель не сделает скидку на товар или не остановит производство. Дисконтирование продукта – наиболее очевидный способ справиться с избыточным предложением, и часто это единственный способ очистить непроданные запасы, если новый продукт уже в пути. Дисконтирование действительно влияет на чистую прибыль продавца, и продавец может иметь соглашения, которые разделяют эту боль с производителем.
На товарных рынках избыток предложения – это скорее состояние рынка, чем проблема, которую необходимо решить. Для таких сырьевых товаров, как нефть, природный газ, драгоценные металлы, мясо и т. Д., График производства требует значительного времени, а цены все основаны на рыночных ценах. Если, например, одновременно начнется добыча на нескольких крупных газовых месторождениях, на рынке возникнет избыток природного газа, что приведет к снижению цены. В периоды избытка предложения производители могут фактически терять деньги на продаваемых ими единицах.
Пример динамики избыточного предложения
9.2 Неравновесные состояния рынка
Рыночное равновесие означает, что при сложившейся цене у покупателей и продавцов нет стимулов менять данную ситуацию. Но такое положение достигается не всегда – существует множество ситуаций, когда, по определенным причинам, покупатели или продавцы имеют стимулы к изменению рыночной ситуации. Рассмотрим их подробнее.
9.2.1. Дефицит
Дефицит – ситуация на рынке, при которой объем спроса больше объема предложения при данном уровне цены.
В случае дефицита на рынке продавцы, чувствуя, что при данной цене величина спроса превышает величину предложения, будут иметь стимулы продавать больше товара по большей цене. Если на рынке не будет ограничений, то такая ситуация не продлиться долго, поскольку расторопные продавцы воспользуются наличием дефицита для достижения своих интересов в получении прибыли. Существующие продавцы захотят продать больше товара по более высокой цене, и тогда вырастет величина предложения. Результатом будет увеличение объема продаж на дефицитном рынке при росте цены. Так работает «невидимая рука» рынка: преследуя свои интересы, продавцы в то же время удовлетворяют интересы покупателей.
Но дефицит может сохраняться и длительное время, если рост цены на рынке ограничен. Как мы увидим чуть позже, это может случаться в силу государственного регулирования рынков, например, когда государство ограничивает цены от роста. Чем плох дефицит? Очевидный ответ что покупатели не могут удовлетворить свои потребности. Но также, и часть фирм, которая могла продать товар на рынке по более высокой цене, не имеет стимулов это делать. Результатом существования хронического дефицита является перекос стимулов в экономике. Когда цены ограничены от роста, а за товаром образуются длинные очереди, продавец не заинтересован в конкуренции за счет повышения качества продукта и уровня обслуживания. В этом случае продавец престает заботиться о качестве товара, начинает работать «формально». Магазины в экономиках дефицита начинают работать поздно и заканчивают рано, продавцы обслуживают медленно, в магазинах наблюдаются длинные очереди. За примером ходить далеко не нужно, достаточно вспомнить экономику Советского Союза.
Дэвид Хоффман в своей книге «Олигархи» описывал следующую типичную картину позднего Советского Союза: «население из пригородов Москвы ездило в город на электриках для того, чтобы купить хоть какие-то продукты, обычно хлеб и консервы. Часто на вокзале можно было увидеть пожилых лет людей, которые несли сумки, набитые дешевыми консервами с морской капустой и чёрствым хлебом. На шее у этих людей висели рулоны туалетной бумаги, потому что ее также нельзя было купить нигде, кроме как в центре Москвы». Сейчас это кажется дикостью, но так жили многие наши родители, и именно в этих условиях будущие олигархи сколачивали свои первые капиталы.
Одним из последствий хронического дефицита является возникновение теневого рынка. Если товар нельзя купить по более высоким официальным ценам, то предприимчивые торговцы, при наличии неудовлетворенного спроса, будут иметь стимулы для продажи товара на теневом рынке по более высоким неофициальным ценам. В дефицитной экономике Советского Союза существовало и процветало множество институтов теневого рынка, таких как продажа «из под полы», продажа по связям и договоренностям.
Рассмотрим простую модель теневого рынка. Пусть имеется рынок с имеющимся ограничением максимального уровня цены (потолок цены), и как следствие, с устойчивым дефицитом:
9.2.2. Избыток
В ситуации избытка товара, как и в случае дефицита, может возникнуть теневой рынок. В данном случае часть продавцов будет иметь стимулы продавать товар по ценам ниже официально установленных, то есть «в тени»
Как в случае избытка, так и в случае дефицита, объем продаж на рынке всегда равен минимальному значению из величины спроса и величины предложения (объему спроса в случае избытка и объему предложения в случае дефицита).
Как возникает дефицит и избыток товара на рынке
Содержание статьи
Дефицит на рынке и его последствия для экономики
Дефицит – ситуация на рынке, когда количество произведенного товара меньше количества, которое люди готовы купить. Дефицит или избыток могут быть естественными явлениями только на короткий срок.
Дефицит товаров может возникнуть вследствие инфляции, когда цены на сырье и другие необходимые для производства блага сильно увеличиваются. В этом случае количество изготовленного товара сокращается производителем.
Такая ситуация может возникнуть и из-за неправильного планирования. Количество выпускаемых единиц товара определяется рынком, который готов покупать. Всплески активности могут быть вызваны временем года, модой и другими факторами.
Дефицит может возникать из-за уменьшения импорта товаров в страну. Уменьшение бюджетов на закупку, нарушение торговых договоров, непредвиденные обстоятельства и т.д. Нельзя рассматривать экономику какой-то отдельной современной страны, потому что она напрямую связана с мировой ситуацией. И если в какой-либо значимой стране происходит неприятность, это сказывается на всех.
Откуда берется избыток и каковы его последствия
За последние 10 лет в России не было дефицита в каких-либо значительных масштабах. Избыток товара имеет не менее значимые последствия. А ведь, казалось бы, что может быть плохого, когда товаров много?
Причин избытка товаров на рынке и складах может быть две. Первая и самая страшная, когда экономика страны стремительно росла, а затем произошел спад. В результате этого производители не успевают перестроиться на новый объем работы, и выпускается больше товаров. В зависимости от величины спада могут пропадать рабочие места, происходить увольнения и даже закрытия целых предприятий.
Задача экономистов предвидеть возникновение подобных ситуаций на рынке и влиять на него. Преимущество смешанной экономики над рыночной как раз в том, что государство может вмешиваться в отдельные сферы. Еще Джон Кейнс создал теорию, суть которой в том, что рынок не может регулировать себя сам.
Сегодня избежать таких проблем в России помогает поэтапное внедрение роли государства в экономические процессы и экспорт сырья, который сглаживает острые углы.