Всевидящее око саурона что это
Всевидящее Око Саурона – это сам Саурон? Разбираем «Властелин Колец»
Вопросы по саге «Властелин Колец» вроде «как Саурон стал оком» не настолько глупые, как могло показаться на первый взгляд. У зрителей кинотрилогии действительно остаётся непонятный момент относительно роли всевидящего Ока Саурона в повествовании. Обратимся к книжному первоисточнику Толкина.
В литературном The Lord of the Rings тёмного повелителя называют Оком лишь в отдельных репликах, если персонаж опасается произносить его реальное имя. Или в эпизодах, когда в кадре присутствует волшебный шар палантир, предназначенный для наблюдения за территориями Средиземья или связи с другим владельцем аналогичного артефакта.
Можно вспомнить и исключение. Занятный момент, когда Тёмный Лорд воочию лицезрел Фродо, после чего Око вспыхнуло гневом. Однако в дальнейшем Кристофер Толкин, сын Профессора, подчёркивал, что речь о художественной аллегории.
Как Саурон стал Оком – глаз Саурона в Барад-Дур
В экранизации Питера Джексона было решено придать злой силе материальный вид, поэтому в крепости Барад-Дур в Мордоре располагалось ярко-алое Око, облачённое в эффектную «корону». Материальность выражается и в способности этой сущности поворачивать в разные стороны, дабы охватывать взором всю территорию Middle-Earth.
Дабы объект вызывал ощущение опасности, ему добавили эффектный кошачий зрачок, сжимающийся и расширяющийся в зависимости от отображаемой сцены. В режиссёрской версии встречается сцена, когда Арагорн смотрит в Палантир, а там мелькает Саурон в своём знаменитом облике гигантского тёмного рыцаря (вспоминаем пролог Fellowship of the Rings).
Мордорская армия разместила знаменитый глаз на своих знамёнах, чтобы вызывать у своих врагов чувства страха, отрешённости и безысходности.
Вывод: материальная оболочка у Тёмного Лорда к моменту военных действий уже имелась, а рассматриваемый объект – это лишь способ вести наблюдение, отдавать приказы и устрашать противника на расстоянии.
Око Саурона
И гоголевский Вий, и Саурон Толкина видят свою жертву, когда встречаются с ней взглядом. B этой связи можно вспомнить греческую Медузу Горгону, чей взгляд убивает только тех, кто смотрит ей в глаза.
Продолжая сопоставление образа Ока в мировой мифологии и у Толкина, можно сделать следующий, несколько более рискованный шаг. Веко Балора не просто поднимается палкой – в веке есть дыра, и палку надлежит в эту дыру вставить. Это очень распространенная мифологема: она воспроизведена в русских сказках, в фольклоре енисейских народов и т. д.[93] У Толкина: пока Фродо носит Кольцо на груди, он невидим для Саурона, но как только он продевает свой палец сквозь Кольцо (те же «дыра» и «палка»), то его видят Враг и назгулы. Едва ли Толкин сознательно воспроизводил такие частные детали мифологемы вражьего Ока; вероятно, в этом случае, как и во многих других, он использовал структуру мифологемы интуитивно.
«Увидеть» Саурона герои романа могут только через некий посреднический предмет: Кольцо, надетое на палец, палантир, Зеркало Галадриэли. Это реализация мифологемы око/окно – в индоевропейской мифологии глаз и окно уподобляются, причем иногда сюжетно, иногда – лингвистически, последнее характерно для языков германской группы[94] и было известно Толкину. По сказкам всех народов мира известен мотив запрета выглядывать в окно, если герой делает это, то его похищает враг (или случается другая беда). B романе Толкина такой запрет связан со всеми «окнами», через которые возможно увидеть Саурона: Фродо не должен надевать Кольцо, Саруман и Денетор, пользуясь палантирами, оказываются неспособны противостоять воле Врага, с Пиппином, заглянувшим в палантир, беды не происходит по чистой случайности, Фродо, глядя в Зеркало Галадриэли, не должен коснуться воды. Последний запрет не мотивируется в тексте романа, но становится понятен из мифологических сопоставлений.
Обратим внимание, что все «окна», посредством которых можно видеть вражье Око, – круглой формы. Относительно негативной символики круга см. главу «Ось и антиось». Среди всех этих «окон» наиболее мифологичной оказывается чаша Галадриэли.
Эту чашу владычица Лориэна называет Зеркалом, хотя как раз зеркалом она не является. Ee магия не имеет ничего общего с магией зеркал, это – магия воды, чудесного источника мудрости, подобного источнику Мимира в исландской «Эдде». И здесь триединая мифологема источник/око/окно реализуется с максимальной полнотой: источник оказывается «окном», через которое Фродо виден для Ока Саурона. Мифологические параллели этого образа таковы: кроме упомянутого источника Мимира и его иранского аналога, это балтийские и славянские обозначения окна в болоте «чертов глаз» или «глаз воды», это одинаковые хеттские обозначения для глаза и родника[95].
B используемом нами труде Вяч. Вс. Иванов и B.H. Топоров далее рассматривают мотив похищения Ока в хеттской мифологии. K образу Ока мы еще вернемся, а пока отметим, что по своей фабуле роман Толкина может занимать достойное место в ряду мифологических сказаний о похищении Ока бога – поскольку, как мы выяснили, мифологически око и кольцо оказываются связаны или даже тождествены, и утрата Сауроном Кольца (вместилища основной части его магической силы) семантически идентична утрате богом Ока (или обоих глаз).
Наиболее четко образ Ока как вместилища всей силы бога выражен в египетской мифологии. «Понятие об Оке появилось впервые как понятие об Оке Гора. Это был третий глаз, в дополнение к двум другим глазам сокола или царя»[96]. Ока Гора или Pa не связано с физическим зрением, оно не имеет пары. Ha этом мифологическом фоне становится ясно, почему и Око Саурона – единично.
Всевидящее Око (всегда одно!) в мировой мифологии встречается очень часто. От русских сказок («Крошечка Хаврошечка», где сестра Трехглазка все видит своим третьим глазом) до скандинавского Одина, отдавшего свой глаз за право испить из источника мудрости[97], и буддийской иконографии, где гневные божества своим третьим глазом видят врагов веры. Для мифологии безразлично, сколько глаз у всевидящего существа – три или один, потому что любое отклонение от человеческой нормы воспринимается как сверхъестественное проявление признака (об этом уже говорилось в связи с одноруким героем).
B египетской мифологии утрата Ока – бедствие космического масштаба. Закон и порядок не могут быть восстановлены, пока юный Гор, сын Осириса, не завладеет Оком. Так же и в двух вариантах мифа об удалении Ока Pa говорится о том, что когда Око в обличии богини-львицы покидает бога Солнца Pa, то это прямо или косвенно приводит к смерти множества людей, иссяканию жизненных сил земли и другим бедствиям. B отличие от Ока и Кольца Саурона Око Гора и Око Pa воплощает благие силы, поэтому в египетских мифах Око возвращается. Однако есть одна общая деталь: египетское Око, как и Кольцо Всевластья, воплощает собой категорию власти, пока оно разлучено с хозяином, он не может быть владыкой мира (египетские Осирис и Pa лишаются царского могущества, Саурон не может подчинить себе Средиземье).
Сопоставление с египетской мифологией показывает, что Толкин не просто работал с мифологическими категориями – он в некоторых случаях придавал мифу обратное значение (отрицание мифологемы Богини-Матери в образе Галадриэли, уничтожение вместилища магической силы вместо добывания).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Око Саурона
Эмблема Багрового Ока
Око Саурона (Всевидящее Око) — символ, используемый орками и другими слугами Мордора на их вооружении и броне, выбранный Сауроном после потери Единого Кольца. Саурон использует его в качестве метафоры, чтобы показать, что он видит всё, чтобы показать свою непрестанную бдительность. В книгах Толкина Око не было формой Саурона, он имел физический облик человека.
В книгах [ ]
В книгах Саурона называют Оком либо те, кто его имя вообще боится произносить, либо в те моменты, когда речь идёт о взгляде через палантир (например, когда Фродо и Сэм видят в Мордоре красный луч, устремлённый к Мораннону). Фродо видит Око в Зеркале Галадриэль:
Слово «остекленевшее» («glazed»), хотя и может использоваться для выражения характера взгляда, но в данном случае явно является намёком на палантир.
Впрочем, один раз Саурон ассоциируется с Всевидящим Оком непосредственно:
В кинотрилогии Питера Джексона [ ]
Око Саурона на вершине Барад-дура
В кинотрилогии, Око Саурона — это гигантский огненный глаз, с помощью которого Саурон может увидеть любой уголок Средиземья. Располагается в «короне» на вершине Барад-дура. Око также может поворачиваться и глядеть в разные стороны. Его главное предназначение — искать Единое Кольцо.
Око было окружено огнём, а зрачок в нём был узким, как у кошки. В фильме «Хоббит: Пустошь Смауга» сам Саурон (тогда его не узнавали и называли Некромантом) появлялся из огненного глаза.
Саурон в режиссерской версии «Властелин Колец:Возвращение короля» во время схватки с Арагорном за палантир.
Саурон в прекрасном обличье. (Вырезанная сцена фильма «Властелин колец: Возвращение короля»)
Вопреки распространённому мнению, в экранизации Питера Джексона Саурон не является «глазом», что доказывает одна из сцен, которая не вошла в театральную версию, но присутствует в режиссерской. Арагорн заглядывает в Палантир, чтобы предъявить право на него Саурону, как на свою собственность. В Палантире мелькает сам Саурон воплоти, стоящий со своим видящим камнем в руке. То есть по крайней мере, помимо облика Ока, Саурон имел и физический облик человека. Также в исключённой из фильмов версии, Саурон должен был лично явиться на битву у Чёрных Врат и сражаться с Арагорном.
Примечания [ ]
В игре minecraft существует предмет «Око Края», текстура которого сильно напоминает стилизованное изображение ока Саурона.
16 интересных фактов о Сауроне
Благодаря невероятно успешным адаптациям Питера Джексона о Темном властелине знают даже те, кто не читал произведений Толкина. Он любит кольца и злобно таращится на всех своим огромным огненным глазом, но не любит хоббитов, возвращающихся королей и Иэна Маккеллена. Но мало кто задумывается, что этим суть главного сеятеля зла и ужаса в Средиземье не ограничивается.
Думаю, никто и никогда не решится обвинять Дж. Р. Р. Толкина в недостатке деталей повествования, а вот в киноверсии, однозначно, кое-чего недостает. Да и фанаты книг нередко упускают из виду важную информацию, которая содержится в многочисленных приложениях, записках и письмах профессора. Большую часть описания жизненного пути Темного властелина можно прочесть в «Сильмариллионе» и «Истории Средиземье», но если вы не относите себя к буквоедам, мы предлагаем вам краткую версию.
#16 Когда-то Саурон был последователем другого злодея по имени Моргот
Во «Властелине колец» Саурон является безоговорочным злом, но если вы изучите мир Толкина подробнее, вы узнаете, что в нем присутствует и другой злодей, первый Темный властелин Моргот. И что еще интереснее, Саурон начинал свой жизненный путь, будучи приспешником Моргота. Он служил повелителю верой и правдой даже после того, как создал Единое кольцо и заполучил свою собственную армию.
Когда Моргот был повержен, Саурон постепенно набрал силу и вознесся до уровня Темного властелина, то есть приобрел власть и влияние, которыми пользовался Моргот. Питер Джексон в своих фильмах показал Саурона в шипастом шлеме и черных доспехах, то есть той броне, которую носил Моргот, тем самым укрепив связь между первым Темным властелином и его слугой.
#15 Толкин намеренно не описывал внешность Саурона подробно
Благодаря Питеру Джексону Саурон предстает в общественном сознании в виде высокого человекоподобного существа, одетого во все черное, а вот автор литературного источника намеренно давал читателю простор для фантазии. По словам Толкина, вначале Саурон легко менял внешность и принимал разные облики.
Он мог стать волком, человеком или тем самым оком с вершины Барад-дур. Благодаря искусству превращения Саурон с легкостью манипулировал жителями Средиземья и при необходимости прятался от них, поэтому о его реальной физической форме известно очень мало. Голлум, будучи чуть ли не единственным существом, которому удалось вернуться из Мордора, утверждает, что у Саурона черные руки и до сих пор нет пальца, отрубленного Исилдуром. Ничего другого Голлуму увидеть не удалось.
#14 В кинотрилогии «Хоббит» роль Саурона сильно преувеличена
Многие фанаты до сих пор гадают, зачем это Питер Джексон растянул скромную повесть «Хоббит» на целых три сравнительно длинных фильма. После оглушительного коммерческого успеха «Властелина колец» было бы странно предполагать, что у него была в этом финансовая необходимость. Как бы то ни было, Джексон добавил в оригинальных сюжет Толкина несколько дополнительных линий, связанных с существующими и новыми персонажами.
Например, Саурон в книге упоминается как таинственный Некромант и в событиях практически не участвует. В фильме же персонаж с голосом Бенедикта Камбербэтча то и дело мелькает в кадре. Тем не менее, в «Хоббите» Саурон выглядит очень достоверно, так как его образ основывается на других произведениях и заметках Толкина.
#13 Саурон принадлежал к расе майар
История, созданная Толкином, не ограничивается «Властелином колец» и затрагивает куда более масштабные темы. К примеру, Гэндальф не был обычным волшебником. Он был послан в Средиземье, то есть мир смертных, высшими существами, валар.
Подобно Гэндальфу, Саурон тоже принадлежал к высшим существам, майар, но, в отличие от своих собратьев, обрел физическую форму. Это объясняет, почему во «Властелине колец» Саурон был столь силен и непобедим. Некоторые не слишком продвинутые фанаты объясняют силу Саурона темной магией, однако по сути своей Темный властелин имеет божественное начало, то есть наделен силой Творца.
Что интересно, балрог, которому Гэндальф кричал свое знаменитое «Ты не пройдешь!», тоже принадлежал к майар, был совращен Морготом и обречен на вечное скитание по темным пещерам.
#12 Когда-то Саурона звали Майроном
#11 Саурон усугубил алчность гномов
#10 После уничтожения Единого кольца Саурон не умер
Многие зрители ошибочно полагают, что Фродо и Голлум, отправившие Единое кольцо в лаву Роковой горы, навсегда уничтожили и Саурона. Это не совсем верно, так как Саурон принадлежит к майар и окончательно умереть не может. После того, как кольцо сгинуло в Ородруине, Саурон невероятно ослаб и, возможно, никогда больше не наберет силу.
В «Возвращении короля» Гэндальф говорит, что с потерей кольца Саурон падет «так низко, что вряд ли поднимется снова. и станет развоплощенной тенью до конца этого мира». Из чего следует, что злодей никогда не будет побежден до конца в традиционном смысле. Но это вовсе не означает, что он гарантированно вернется, ведь в том же монологе Гэндальф утверждает, что уничтожение кольца позволяет «избыть величайшее из зол» этого мира, и его слова звучат вполне обнадеживающе.
#9 В ранних рукописях Толкина Саурон был Князем Котов
Например, в «Книге утраченных сказаний» из серии «История Средиземья» Тевильдо служит Морготу, а потом проигрывает в бою с псом Хуаном. Схожие события присутствуют в судьбе Саурона. Тем не менее, Тевильдо, в отличие от Темного властелина, повелевает котами, а не толпами голодных волков и орков.
#8 Согласно «Хоббиту», Саурон и Смауг были союзниками
Несмотря на то, что экранная версия «Хоббита» сильно отличается от книжной, оригинальный сюжет в ней все же узнается. И там, и тут основным злодеем является дракон по имени Смауг, которого совершенно не волнуют взлеты и падения каких-то там майар.
Из расширенной версии «Пустошей Смауга» (да-да, этот фильм может быть еще длиннее!) мы узнаем, что Смауг и Саурон знают о существовании друг друга. Гэндальф, исследуя Дол Гулдур, встречает Траина, и тот предупреждает: «Они заодно. Дракон с Ним.»
#7 Саурон мог источать невыносимый жар
Так, к примеру, верховный король нолдор Гил-Галад, встретившийся с Темным властелином в Войне Последнего Союза, погиб от «жара руки Саурона». Правда, перед смертью эльфу удалось сильно ранить противника, а это означает, что жар не гарантировал Саурону абсолютную защиту.
Не исключено, что в описании сцены смерти Гил-Галада слово «жар» было использовано в метафорическом смысле, однако Исилдур тоже видел «черную руку, пышущую огнем», то есть в ладонях Темного властелина точно была заключена какая-то опасная магия.
#6 Саурон жил среди людей и эльфов
Чаще всего ему это удавалось, наглядным примером могут служить жители Нуменора. Когда-то остров Нуменор населял могучий и храбрый народ, которому удалось пленить Саурона, но тот посредством лести и лжи смог в кратчайшие сроки пройти путь от пленника до советника короля, а потом использовал свое положение, чтобы уничтожить королевство.
Аналогичным образом Саурон поступил и с эльфами Эрегиона, явившись к ним в прекрасном облике под именем Аннатар. Элронд, Галадриэль и некоторые другие владыки ему не поверили, но нашлись и те, кто охотно последовал за Аннатаром и помог ему выковать Кольца власти.
#5 У Саурона и Сарумана был один и тот же наставник
#4 Саурон мог бы выглядеть привлекательно
Саурон, закованный в черную броню или возвышающийся над башней в виде огромного огненного глаза, внушает лишь страх, а между тем он провел немало лет в облике прекрасного эльфа.
В те времена Саурона звали Аннатаром, и он пытался влиться в общество эльфов Эрегиона, чтобы те помогли ему выковать Кольца власти. Кстати, на эскизах Толкина, относящихся к тому периоду, Саурон очень похож на Трандуила из «Хоббита». Может, это просто совпадение, а может, профессор пытался намекнуть нам на то, что в стане эльфов всегда найдется одна паршивая овца.
#3 Саурона наказал сам Эру Илуватар
В мире Толкина есть всемогущий бог, который повелевает майар и айнур. Его зовут Эру Илуватар. Историческое событие, в котором Илуватар карает Саурона и тех, кто за ним последовал, совершенно явно списано из Библии.
Саурон усердно трудился и потратил немало сил, совращая нуменорцев. Эру Илуватару не понравилось то, что он увидел, поэтому на острове произошел потоп, который унес жизни Саурона и его новых последователей. Физическое тело Саурона было уничтожено, и хотя он смог воскреснуть с помощью кольца, он потерял способность менять облик и обольщать людей и эльфов с помощью своей прекрасной внешности.
Именно поэтому в следующий раз (во «Властелине колец») он попытался захватить Средиземье силой и устроил кровопролитную войну. У него просто не было других вариантов.
#2 Когда-то Саурон жил на острове с оборотнями
Каждому приличному злодею нужно логово, которое соответствовало бы его статусу. А что может быть лучше отдельного острова, кишащего оборотнями?
В Первую эпоху Саурон сражался с эльфами на стороне Моргота в Войне самоцветов, и ему удалось захватить остров Тол Сирион. Саурон населил остров своими приспешниками-волками и назвал его Тол-ин-Гаурот, что в переводе с синдарина означает «остров оборотней». А еще на острове жили вампиры. Да, это был очень готичный период в жизни Саурона.
Позже Лютиэн изгнала с острова захватчиков, но эльфы туда так и не вернулись. Предположительно, Тол-ин-Гаурот до сих пор пустует.
#1 Помимо Арагорна и Исилдура, были и другие люди, сумевшие победить Саурона
Арагорн, Гэндальф и хоббиты отмечали победу над Сауроном так, будто до них это никому не удавалось, но на самом деле в прошлом злодей уже не раз терпел поражение, и не только от Эру. Например, на острове Тол-ин-Гаурот Саурона побеждала дочь эльфа и майа Лютиэн вместе с верным псом Хуаном.
1.9K постов 8.4K подписчика
Правила сообщества
Бан/мут(на выбор модератору):
1. Маты, ругань, унижения в жесткой форме.
2. Троллизм и устраивание холливаров.
3. Расизм/притеснение меньшинств в острой форме.
4. Банхаммер недопустим! 🙂
С тобой мой меч, с тобой мой лук, с тобой мой топор.
Будьте вежливыми и уважайте русский язык.
Так, че началось то? Весь ютуб забит агитацией за Саурона. На пикабу теперь тоже. Саурон баллотируется куда-то что ли?
И снова пост из серии «N выдумок о. «. Ты б хоть попытался фаткологию проверить прежде чем выкладывать. У Профессора так хорошо всё расписано в книгах, так нет надо всё равно на врать.
16) Какая к чёрту «броня, которую носил Моргот»?. Саурон был его генералом, да, но не более. Когда Моргот был побеждён в войне Гнева, Саурон бежал, как и последний Балрог. И уж точно не стал бы разыскивать некую «броню Моргота».
15) Этот пункт походит на фанфик школьника. Саурон не мог менять внешний вид по желанию. В волколака он превращался благодаря специальной шкуре. Эта же шкура помогла Берену с Лютиэнь проникнуть к Моргот со стелс миссией. Оком Барад-дура он стал потому что не мог ещё обрести стабильной физической формы. А упомянутый в пункте 16 облик великана в чёрных доспехах следствие его падения вместе с Нуменором, после которого он уже не мог принять облика приятного глазу и стал править ужасом.
14) Роль в фильме обусловлена порядком выхода картин. Толкин выпустил Хоббита раньше ВК, потому там и фигурировал некий Некромант. Как сам Профессор в письме признавался «я не знал кто такой Некромант из Хоббита. Для меня он просто символизировал возрожденное зло.». На момент выхода фильма Хоббит все уже в курсе про кольцо и Саурон, потому у Джексона не было выбора кроме как расширить сюжет засчет Саурона.
13) Майяры это раса? Серьёзно? Эльфы это раса. Люди и гномы это расы. Майары не раса. Также как и айнуры. Он помощники и слуги айнур. Божественной природы создания.
12) Как выше указали Майрон и есть Восхитительный. А якобы многоименность следствие продолжительности существования Саурона. Неудивительно, что различных прозвище он набрал за это время. Хотя по сравнению с Гэндальфом почти ни фига.
11) Кольца власти имели свойство усугублять алчность гномов. Никак не сам Саурон. С тем же успехом можно было бы заявить, что эльфы Эрегиона усугубили алчность гномов. У Саурона и так деяний хватает. Зачем приписывать ему то чего он не делал?
10) Умереть он не может, да. Но в кольцо была вложена почти вся его сила и после уничтожения кольца он стал бессильной тенью за стенами Ночи. С точки зрения мироздания Средиземья он умер как никто.
9) Саурон=Тевильдо? Ты упоролся что ли? Если так натягивать сову на глобус она порвётся. Тевильдо существовал на этапе проработки мира, но был отвергнут. Естественно, что автор кое какие элементы использовал. Но на этом строить такое безапелляционное утверждение?
7) Источение жара было следствием гибели нормальной физической оболочки Саурона с Нуменором. Его внешность стала ужасом и пламенем. Отсюда и жар.
6) Конечно жил! А Моргот три эпохи в Валиноре срок мотал, а после выхода по УДО и жил там. Аналогично и Саурон в Средиземье и Нуменоре обретался. Урок усвоил хорошо.
5) Т.е. банальное совпадение не могло быть? Саурон пал сильно раньше Сарумана, да и помощнее был изначально. А уж вскользь обвинять самого Ауле в этом совсем тупо. Типа это он виноват, что у него майары такие дефективные.
4) Как и все ребята божественного происхождения, кроме балрогов, его физическая форма была симпатишная и эльфоообразная. Удивительнейший факт!
3) На Саурона Илуватару было глубоко наплевать. Нуменоре он низверг за дела людей, за нарушение запрета Валаров. А Саурон просто под АоЕ атаку попал.
2) Ну да, захватив Тол-Сирион, Мтрго отдал его своему генералу. Стратегически важный форпост как никак. А волколаки просто по стилю тогда Саурон больше подходили наверное.
1) Нуменорцы его не то чтобы побеждали. Скорее Саурона числом задавливали. А он не будь дурак, по примеру босса, развалил врага изнутри. Так что Война Кольца была действительно первой настоящей победой над ним. Отсюда и столь великая радость и столь велик подвиг маленьких хоббитов, справившихся там, где потерпели поражение могучие майары, эльфы и Нуменорцы.
Фух, вроде основное сказал. Чувак, валарами заклинаю, не трогай больше Средиземье, а? Столько хрени лепишь, читать больно.