Вселенная что это такое для детей 2 класса

Что такое Вселенная?

Вселенная — это весь бесконечный мир, окружающий нас, все существующее. От мельчайших пылинок и атомов до грандиозных звездных систем.

Вселенная что это такое для детей 2 класса. 59. Вселенная что это такое для детей 2 класса фото. Вселенная что это такое для детей 2 класса-59. картинка Вселенная что это такое для детей 2 класса. картинка 59. Вселенная — это весь бесконечный мир, окружающий нас, все существующее. От мельчайших пылинок и атомов до грандиозных звездных систем.

Космическое пространство и наша Земля, другие планеты и звезды, туманности и электромагнитные поля, растения, животные и люди — все это Вселенная. Это вещество и энергия, принимающие самые разнообразные и во многом еще не известные формы.

Какая наука изучает Вселенную?

Астрономия изучает Вселенную, расположение, движение, происхождение небесных тел и все, что связано с космосом. А ученые, исследующие все это, называются астрономами. Они изучают Солнце, звезды. Луну, планеты Солнечной системы, метеориты, кометы и многие другие небесные тела.

Вселенная что это такое для детей 2 класса. 40. Вселенная что это такое для детей 2 класса фото. Вселенная что это такое для детей 2 класса-40. картинка Вселенная что это такое для детей 2 класса. картинка 40. Вселенная — это весь бесконечный мир, окружающий нас, все существующее. От мельчайших пылинок и атомов до грандиозных звездных систем.

Изучая Вселенную, астрономы шаг за шагом проникали все дальше в ее таинственные глубины. Поняв и уточнив строение Солнечной системы, ученые обратились к Млечному Пути — гигантскому «содружеству» звезд и межзвездного вещества, существующему по особым «правилам». А следующий этап — открытие и исследование других звездных систем, похожих и непохожих на нашу, оказался крайне сложным. Ведь речь шла о расстояниях в сотни тысяч и миллионы световых лет!

А ведь еще в начале 20 в. не все астрономы верили в существование звезд и звездных систем за пределами нашей Галактики. И лишь с появлением сверхмощных телескопов нового поколения удалось измерить расстояния до самых отдаленных туманностей и галактик и хотя бы в общих чертах понять, как выглядит Вселенная «в целом».

Чем отличается космос от Вселенной?

Всё пространство Вселенной за пределами атмосфер (газовых оболочек) небесных тел называют космосом. Например, наша планета и её обитатели являются частью Вселенной. А чтобы попасть в космос, человеку надо преодолеть земную гравитацию и вылететь за границу нашей воздушной оболочки, то есть взмыть на 100-километровую высоту.

Вселенная что это такое для детей 2 класса. 39. Вселенная что это такое для детей 2 класса фото. Вселенная что это такое для детей 2 класса-39. картинка Вселенная что это такое для детей 2 класса. картинка 39. Вселенная — это весь бесконечный мир, окружающий нас, все существующее. От мельчайших пылинок и атомов до грандиозных звездных систем.

Как появилась Вселенная?

По официальным данным современной астрономической науки, Вселенная образовалась примерно 14 миллиардов лет назад. Из множества теорий, объясняющих ее происхождение, наиболее популярна теория Большого взрыва. Другие же ученые считают, что Вселенная бесконечна и существовала она всегда. Однако мы можем только предполагать, как возникла Вселенная.

Теория Большого взрыва

Теория Большого взрыва гласит, что современная Вселенная возникла после невероятной силы взрыва. Множество ученых, начиная с Альберта Эйнштейна, внесли свой вклад в развитие теории.

Вселенная что это такое для детей 2 класса. 1. Вселенная что это такое для детей 2 класса фото. Вселенная что это такое для детей 2 класса-1. картинка Вселенная что это такое для детей 2 класса. картинка 1. Вселенная — это весь бесконечный мир, окружающий нас, все существующее. От мельчайших пылинок и атомов до грандиозных звездных систем.

Насколько велика Вселенная?

Всякий, кто хоть что-то знает о Вселенной, ответит не задумываясь: «Ужасно велика!» А вот ученые так быстро и определенно ответить не берутся.

Мы привыкли к тому, что у любого объекта есть размер. Иногда его не так легко определить, но он есть. Есть размер у атома, живой клетки, человека, Земли, любой планеты, Солнечной системы. Мы можем заглянуть в справочники и найти все эти цифры. Но, открывая справочник на слове «Вселенная», видим, к удивлению, что ее размер не указан. Это потому, что Вселенная — объект, который не укладывается в обычные житейские представления. Но люди об этом обычно не задумываются. Чаще под влиянием фантастов и околонаучных энтузиастов интереснее поразмышлять об иных мирах и пришельцах из них. А между тем в последние десятилетия ученые наблюдают настоящую революцию в понимании устройства Вселенной. Это гораздо более крупное изменение представлений о строении окружающего нас мира, чем осознание человечеством того, что Земля — это шар.

Еще несколько десятков лет назад Вселенную считали бесконечной. Так думали потому, что нигде не заметно никаких признаков ее границ. Например, в наши дни через телескопы можно рассмотреть объекты, находящиеся на расстоянии 28 млрд световых лет, но границ так и не видно.

Вселенная что это такое для детей 2 класса. 35. Вселенная что это такое для детей 2 класса фото. Вселенная что это такое для детей 2 класса-35. картинка Вселенная что это такое для детей 2 класса. картинка 35. Вселенная — это весь бесконечный мир, окружающий нас, все существующее. От мельчайших пылинок и атомов до грандиозных звездных систем.

Однако эти взгляды пришлось изменить, когда в 1929 году 40-летний американский астроном Эдвин Хаббл открыл, что галактики удаляются друг от друга со скоростью, пропорциональной расстоянию между ними. Из теоретических работ Альберта Эйнштейна и советского физика Александра Фридмана следовало, что Вселенная должна изменяться во времени. Таким образом, открытие Хаббла способствовало перевороту в науке: вместо вечной и неизменной мы получили расширяющуюся, эволюционирующую Вселенную, возникшую миллиарды лет назад.

Новые представления породили новые идеи и исследования. Их результаты привели к модели образования Вселенной в результате Большого взрыва, который произошел, по разным оценкам, от 13 до 17 млрд лет назад. С этого момента начало существовать и отсчитываться время. В результате взрыва образовались частицы, из них — вещество, а из него уже формировались звезды и планеты.

В нынешнем состоянии Вселенная по форме похожа на футбольный мяч, состоящий из 12 пятиугольников, плотно подогнанных друг к другу. Внутри него находятся все известные нам объекты, включая нас самих. Диаметр «мяча» составляет, по разным оценкам, от 60 до 80 млрд световых лет. (Световой год — это расстояние, которое свет проходит за год. Это примерно 10 000 млрд километров.) Считается, что «мяч» еще какое-то время будет расширяться, а потом начнется обратный процесс, так что общий цикл от начала до конца займет около 40 млрд световых лет.

Вселенная что это такое для детей 2 класса. 36. Вселенная что это такое для детей 2 класса фото. Вселенная что это такое для детей 2 класса-36. картинка Вселенная что это такое для детей 2 класса. картинка 36. Вселенная — это весь бесконечный мир, окружающий нас, все существующее. От мельчайших пылинок и атомов до грандиозных звездных систем.

Некоторые модели, с помощью которых описываются процессы возникновения и эволюции Вселенной, предполагают, что вселенные могут возникать при высокоэнергетическом взаимодействии элементарных частиц. В этих моделях макромир и микромир оказываются взаимосвязанными. Из этого следует, что вселенных может быть много.

Конечно, и из-за гигантских отрезков времени, и из-за дистанций это никак не затрагивает нашу жизнь. Но это формирует наши представления об окружающем мире. И восхищает то, что люди на уютной планете Земля за свою короткую по космическим масштабам жизнь и историю своим разумом, страстью и упорством проникают в такие удивительные тайны мироздания. Этим можно гордиться.

Сколько во Вселенной галактик и планетных систем?

Существует как минимум 100 миллиардов галактик, о которых нам известно. Однако это число продолжает возрастать по мере того, как появляются новые, более мощные приборы.

Вселенная что это такое для детей 2 класса. 109. Вселенная что это такое для детей 2 класса фото. Вселенная что это такое для детей 2 класса-109. картинка Вселенная что это такое для детей 2 класса. картинка 109. Вселенная — это весь бесконечный мир, окружающий нас, все существующее. От мельчайших пылинок и атомов до грандиозных звездных систем.

В каждой из этих галактик насчитывается от нескольких сотен тысяч до десятков триллионов звезд. Вокруг всех этих небесных светил могут вращаться разнообразные небесные тела, в том числе и планеты. Планетные системы выглядят по-разному, очень часто бывает, что вокруг звезды обращается только одна планета. Однако и систем, похожих на Солнечную, также великое множество.

Источник

Интересные факты о космосе для детей

Очень интересная подборка фактов о космосе для детей.

Откуда взялась Вселенная

Шло время. Вселенная расширялась во все стороны и наконец начала обретать форму. Из вихрей энергии родились крошечные частицы. Спустя сотни тысяч лет они слились и превратились в атомы — «кирпичики», из которых сложено все, что мы видим. Тогда же возник и свет, который начал свободно перемещаться в пространстве.

Вселенная что это такое для детей 2 класса. 17567420 81281thumb650. Вселенная что это такое для детей 2 класса фото. Вселенная что это такое для детей 2 класса-17567420 81281thumb650. картинка Вселенная что это такое для детей 2 класса. картинка 17567420 81281thumb650. Вселенная — это весь бесконечный мир, окружающий нас, все существующее. От мельчайших пылинок и атомов до грандиозных звездных систем.

В нашей Солнечной системе восемь планет, и все они вращаются вокруг Солнца в одном и том же направлении. Сила притяжения огромного Солнца будто невидимой веревкой удерживает планеты, не позволяя им вырваться и улететь в космос. Первые четыре планеты — если считать по порядку от Солнца — состоят из горных пород и находятся достаточно близко к светилу. Их называют планетами земной группы. По твердой поверхности этих планет можно ходить. Другие четыре планеты целиком состоят из газов. Если встать на их поверхность, можно провалиться и пролететь всю планету насквозь. Эти четыре газовых гиганта намного больше планет земной группы, и расположены они очень далеко друг от друга.

Долгое время считалось, что самая отдаленная планета нашей Солнечной системы — это Плутон, который находится за Нептуном в области под названием «пояс Койпера». Но не так давно учёные решили, что Плутон всё же нельзя считать планетой, ведь в поясе Койпера есть и другие небесные тела такого же размера и даже больше (например, Эрида — планетоид, открытый в 2005 году).

Если бы Земля была помидором черри, то какого размера были бы остальные планеты? Если бы мы держали Землю — помидор черри — в руках, то Солнце находилось бы от нас на расстоянии 500 метров и имело бы диаметр всего 4,5 метра.

Вселенная что это такое для детей 2 класса. 17567425 67605thumb650. Вселенная что это такое для детей 2 класса фото. Вселенная что это такое для детей 2 класса-17567425 67605thumb650. картинка Вселенная что это такое для детей 2 класса. картинка 17567425 67605thumb650. Вселенная — это весь бесконечный мир, окружающий нас, все существующее. От мельчайших пылинок и атомов до грандиозных звездных систем.

Все звезды, которые видны нам с Земли, входят в состав больших групп — галактик, похожих на гигантские космические водовороты. Наша галактика называется Млечный Путь, или просто Галактика, и формой напоминает фейерверк-вертушку. В ней столько звезд, сколько человек не сможет пересчитать за всю свою жизнь. Наша Галактика постоянно вращается, только очень медленно: для полного оборота ей нужно целых 225 миллионов лет. Млечный Путь можно увидеть собственными глазами. Для этого нужно выехать на природу, подальше от городских огней, и посмотреть на небо. Там будет видна молочно-белая полоса света. Это и есть Млечный Путь.

Первая прогулка по Луне

21 июля 1969 г. астронавты Нил Армстронг и Базз Олдрин первыми из людей прогулялись по Луне. На них были скафандры, многослойное покрытие которых защищало от холода и космического излучения, и баллоны с воздухом, позволявшие дышать в условиях вакуума. Скафандры были персональными, и ходить в них можно было до 115 часов. На Земле носить такие скафандры очень тяжело, но на Луне они почти невесомы.

Вселенная что это такое для детей 2 класса. 17567436 79841thumb500. Вселенная что это такое для детей 2 класса фото. Вселенная что это такое для детей 2 класса-17567436 79841thumb500. картинка Вселенная что это такое для детей 2 класса. картинка 17567436 79841thumb500. Вселенная — это весь бесконечный мир, окружающий нас, все существующее. От мельчайших пылинок и атомов до грандиозных звездных систем.

Каждый день мы видим, как Солнце проходит по небу, но это обман зрения. На самом деле Солнце стоит на месте, а Земля вращается вокруг него и вокруг собственной оси. За сутки Земля совершает полный оборот вокруг своей оси, подставляя Солнцу разные бока. Вот почему нам кажется, что Солнце то восходит, то заходит. Это всё равно что кружиться около яркой лампы: создается впечатление, что она то появляется, то исчезает.

Источник

Занятие «Что такое Вселенная? Земля планета людей»

Вселенная что это такое для детей 2 класса. ccd5b86d6d85565d3be35d802c10f184. Вселенная что это такое для детей 2 класса фото. Вселенная что это такое для детей 2 класса-ccd5b86d6d85565d3be35d802c10f184. картинка Вселенная что это такое для детей 2 класса. картинка ccd5b86d6d85565d3be35d802c10f184. Вселенная — это весь бесконечный мир, окружающий нас, все существующее. От мельчайших пылинок и атомов до грандиозных звездных систем. ольга власова
Занятие «Что такое Вселенная? Земля планета людей»

Министерство труда и социального развития

Государственное казенное учреждение

социального обслуживания Краснодарского края

«Темрюкский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»

«Что такое Вселенная? Земля – планета людей».

Власова Ольга Викторовна

п. Светлый путь Ленина

«Что такое Вселенная? Земля – планета людей»

— формировать интерес к изучению Вселенной.

— сформировать представление о Вселенной, Солнечной системе, ее планетах, о происхождении Земли;

— воспитывать умение работать в микроколлективе, интерес к исследовательской деятельности.

— развивать познавательную активность, стремление узнать новое, быстроту мышления, кругозор.

мультимедийный проектор, теннисный шарик, фонарик, шарик для пинг-понга, распечатка викторины.

Методики и технологии:

ИКТ, здоровьесберегающие, игровая,

Ход занятия.

Во все времена людей интересовали тайны Вселенной. И сегодня мы совершим увлекательное путешествие в глубины космоса. Мы узнаем о рождении Вселенной, о месте Земли в ней, о том, как она устроена. Познакомимся с Солнцем и его девятью планетами, посетим наших соседей по солнечной системе, побываем за ее пределами.

Слайд 4. Вокруг солнца вращается девять планет Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон и множество астероидов и комет. Все они удерживаются на своих орбитах притяжением солнца. Все планеты движутся в одном направлении и примерно в одной плоскости. Их орбиты представляют вытянутые окружности – эллипсы.

Период, за который планета совершает оборот вокруг Солнца, называется ее годом. А один оборот вокруг своей оси называют звездными сутками.

Слайд 5. Солнечная система по нашим меркам огромна, но это ближайшие окрестности Земли. Вокруг простирается дальний космос. Он полон звезд и других планетных систем. Их открыто более двадцати.

Слайд 6. Расстояния в дальнем космосе между объектами гораздо больше, чем в солнечной системе, поэтому единицей измерения является световой год –путь, который проходит свет за год. Это примерно 10млрд. км.Например: до ближайшей звезды альфа Центавра 4,3 световых года, и если лететь на космическом корабле со скоростью 8км/сек, путешествие продлится 162 000 лет.

Слайд 7. Луна – единственный естественный спутник Земли. Она образовалась из обломков, которые выбросило в космос при падении на нашу планету другого небесного тела. Метеориты оставили на ее поверхности бесчисленные кратеры. Лунное притяжение в 6 раз слабее земного. Этого недостаточно чтобы удерживать атмосферу, поэтому небо на Луне всегда черное, даже днем. Освещенные солнцем участки разогреваются до 117гр. С, а попавшие в тень до – 153гр. С.

Слайд 9. Когда Луна, Земля и Солнце выстраиваются по одной линии, возникают затмения.

Эксперимент. Мини-затмение. (теннисный мячик – Земля, шарик для пинг-понга – Луна, фонарик – Солнце).

-Почему солнечное затмение видно не везде на Земле?

Слайды 10-11. Наши предки считали, что Земля держится на трех китах или трех слонах.

К 300 г. до н. э. древние греки установили, что Земля «круглая». Тогда считалось, что вокруг нее вращаются все небесные тела.

Шаг вправо – приставить левую ногу – прыжок (небольшой, на месте).

Шаг влево – приставить правую ногу – кивок.

Шаг вперед – приставить левую ногу – хлопок.

Шаг назад – приставить правую ногу – присесть.

Схема повторяется 4–5 раз, постепенно движения ускоряются.

Видео ролик «10 интересных фактов о планете Земля».

Игра. Викторина «Проверь знания».

Дети делятся на две группы и получают вопросы по теме.

Подведение итогов викторины: за каждый правильный ответ команда получает звезду.

«На сегодняшнем уроке я узнал…»;

«Я похвалил бы себя…»;

«Особенно мне понравилось…»;

«После занятия мне захотелось…«;

— Наше космическое путешествие подошло к концу.

По итогам викторины стало понятно, что вы хорошо справились с задачами нашего занятия.

1. Басов В., Клименко О., Атлас Вселенной для детей. Институт космических исследований. 2001г.

4. www.pinterest.ph › pin

5. Астрономия | reshebniki-online.com

6. mirkosmosa.ru › articles

8. Космическое пространство — Википедия ru.wikipedia.org

Викторина «Проверь знания».

1. Как называется наша галактика? (Млечный путь)

2. Что обозначает слово «космос»? (Все на свете)

3. Что такое галактика? (Звездная система, связанная гравитацией)

4. Солнце – это что? (Звезда)

5. Из чего состоит Солнце? (Из водорода и гелия)

6. Сколько планет вращается вокруг Солнца? (Девять)

7. Назовите эти планеты. (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)

8. Как называется период за который планета совершает оборот вокруг Солнца? (Год)

9. А оборот вокруг своей оси? (сутки)

10. Что такое Луна? (Спутник Земли)

11. За какое время Луна облетает Землю? (Примерно за месяц)

12. Когда бывает солнечное затмение? (Когда Земля, Луна и Солнце выстраиваются в одну линию)

13. Как представляли Землю наши предки? (Плоской, стоящей на трех китах, слонах или черепахе)

14. Как называется самая ближайшая к Земле звезда? (Альфа Центавра)

Вселенная что это такое для детей 2 класса. detsad 303808 1540572989. Вселенная что это такое для детей 2 класса фото. Вселенная что это такое для детей 2 класса-detsad 303808 1540572989. картинка Вселенная что это такое для детей 2 класса. картинка detsad 303808 1540572989. Вселенная — это весь бесконечный мир, окружающий нас, все существующее. От мельчайших пылинок и атомов до грандиозных звездных систем.Фотоотчет о реализации проекта «Наш общий дом — планета Земля» В наше время обучение и воспитание детей невозможно без учета современных знаний в области экологии. Дети, к сожалению, практически не.

Вселенная что это такое для детей 2 класса. detsad 2267259 1587563377. Вселенная что это такое для детей 2 класса фото. Вселенная что это такое для детей 2 класса-detsad 2267259 1587563377. картинка Вселенная что это такое для детей 2 класса. картинка detsad 2267259 1587563377. Вселенная — это весь бесконечный мир, окружающий нас, все существующее. От мельчайших пылинок и атомов до грандиозных звездных систем.Дистанционное обучение дошколят «Планета Земля — наш общий дом» ДЕНЬ ЗЕМЛИема: «Планета Земля – наш общий дом» Уважаемые родители! День 22 апреля 1994 года был объявлен Всемирным днем Земли. Флаг.

Интегрированное занятие «Планета Земля — наш дом» для старшей группы Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Виды детской.

Классный час «Наша планета Земля» во 2 классе Тема: Наша планета – Земля. Цель: Формирование у детей элементарного представления о Солнечной системе; расширить знания о планете Земля;.

Конспект НОД по ФЦКМ в средней группе «Планета Земля — наш общий дом» Конспект НОД по ФЦКМ в средней группе «Планета Земля – наш общий дом». Тема: «Планета Земля – наш общий дом».Цель:1. Формировать позитивный.

Вселенная что это такое для детей 2 класса. detsad 1241712 1503756379. Вселенная что это такое для детей 2 класса фото. Вселенная что это такое для детей 2 класса-detsad 1241712 1503756379. картинка Вселенная что это такое для детей 2 класса. картинка detsad 1241712 1503756379. Вселенная — это весь бесконечный мир, окружающий нас, все существующее. От мельчайших пылинок и атомов до грандиозных звездных систем.Конспект открытого занятия по образовательной области «Познание» в подготовительной группе «Космос. Вселенная. Земля» Тема: Космос. Вселенная. Звезды. Цель: расширение представлений детей о Вселенной, о космическом пространстве, созвездиях, с использованием.

Конспект занятия «Земля — живая планета». Цель. Уточнить представления о Солнечной системе. Сформировать элементарное представление о силе притяжения (на основе опытов). Рассказать.

Вселенная что это такое для детей 2 класса. detsad 186308 1581540871. Вселенная что это такое для детей 2 класса фото. Вселенная что это такое для детей 2 класса-detsad 186308 1581540871. картинка Вселенная что это такое для детей 2 класса. картинка detsad 186308 1581540871. Вселенная — это весь бесконечный мир, окружающий нас, все существующее. От мельчайших пылинок и атомов до грандиозных звездных систем.Мастер-класс «Эмблема «Планета Земля» для оформления Одно из приоритетных направлений в современном стандарте дошкольного образования получило экологическое воспитание. Невозможно переоценить.

Вселенная что это такое для детей 2 класса. detsad 382469 1587755002. Вселенная что это такое для детей 2 класса фото. Вселенная что это такое для детей 2 класса-detsad 382469 1587755002. картинка Вселенная что это такое для детей 2 класса. картинка detsad 382469 1587755002. Вселенная — это весь бесконечный мир, окружающий нас, все существующее. От мельчайших пылинок и атомов до грандиозных звездных систем.Сидим дома — не скучаем. Фотоотчет «Планета Земля — наш общий дом» В дошкольном возрасте закладываются основы личности, в том числе отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым.

Источник

Цель: познакомить со строением Вселенной.

Планируемые результаты: учащиеся научатся видеть взаимосвязь Земли и Вселенной, определять по схеме в учебнике число планет, их названия и порядок расположения в Солнечной системе, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, аудиозапись песни «Притяжение Земли» (муз. Д. Тухманова, сл. Р. Рождественского), фотографии Вселенной с телескопа Хаббл, фотографии или рисунки больших планет Солнечной системы, таблички с названиями планет.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания

— Что означает название «Российская Федерация»? (Слово «федерация» означает «объединение», «союз».)

— Сколько народов живет в России? Перечислите некоторые из них. (Более 150 народов.)

— Зачем народам России необходим государственный язык? (Общий язык объединяет разные народы в общем Отечестве. На нем составляют государственные документы, ведут переговоры на международных встречах, учатся в школах и других учебных заведениях.)

— Что объединяет народы России в единый союз? (Общая история, общий язык, искреннее желание жить в мире.)

III. Самоопределение к деятельности

В нем живут вселенные,

Может быть, планеты. (Космос.)

(Звучит аудиозапись песни «Притяжение Земли» (муз. Д. Тухманова, сл. Р. Рождественского) в исполнении Л. Лещенко.)

Сегодня на уроке мы будем говорить о нашей Вселенной.

(Учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Вспомним» на с. 8 учебника.)

IV. Работа по теме урока

1. Беседа

Устройство Вселенной. Людей с глубокой древности интересовали тайны неба, особенно ночного. Много тысяч лет назад огромное количество звезд ночного неба древние греки назвали космосом, или Вселенной, что означало весь необъятный мир вне Земли.

(Учитель записывает термин на доске.)

Вселенная — это весь окружающий нас бесконечный и вечный мир. Часто вместо слова «Вселенная» употребляют равнозначное ему слово «космос». В наблюдаемой нами части Вселенной преобладают самые легкие из веществ — газы водород и гелий. Из них в основном состоят звезды — огромные раскаленные небесные тела. Это самосветящиеся газовые шары, в центре которых температура достигает многих миллионов градусов, а на поверхности — тысяч градусов. Солнце — одна из звезд.

Луч света распространяется в пространстве со скоростью 300 000 км/с. Значит, за секунду он сможет 9 раз облететь земной шар. Чтобы долететь от Солнца до Земли, лучу света требуется 8 мин. От ближайшей после Солнца к Земле звезды Проксима Центавра из созвездия Центавр он доходит до Земли лишь за 4 года и 4 месяца.

Ученым известно множество звезд, от которых до нас лучи света доходят за сотни, тысячи, миллионы и даже миллиарды лет, — таковы размеры изученной ныне части Вселенной.

Солнечная система. Солнце вместе с планетами и другими своими спутниками образует Солнечную систему. Вокруг Солнца, кроме Земли, обращаются еще 7 больших планет (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун) и тысячи малых тел (астероиды и кометы). Но даже вместе взятые, все они по массе в сотни раз меньше Солнца.

Возможно, многие звезды во Вселенной имеют вокруг себя планеты и на некоторых из них есть жизнь или даже обитают разумные существа.

От самых далеких галактик луч света доходит до Земли за миллиарды лет. Но это не предел размеров Вселенной. Когда будут построены еще более мощные телескопы, ученые обнаружат и еще более далекие небесные тела — ведь Вселенная бесконечна.

Все космические тела проходят сложный путь развития. Но как бы они ни менялись, то, из чего они состоят (материя), неуничтожимо. Вселенная не только бесконечна, но и вечна.

Как же устроена наша Вселенная? Она состоит из небесных, или космических, тел — звезд, планет, спутников планет.

(Учитель записывает термины на доске.)

Звезды и планеты. Рассматривая с помощью телескопов звездное небо, ученые поняли, что звезды и планеты — это совершенно разные небесные тела.

(Учитель демонстрирует фотографии Вселенной, сделанные с помощью телескопа Хаббл.)

— В чем же их различие? (Ответы учеников.)

Мир звезд чрезвычайно разнообразен, и чем больше мы о нем знаем, тем интереснее путешествовать по звездному небу. В безоблачный вечер небо над головой усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся очень далеко от Земли. В действительности каждая звезда — это огромный светящийся раскаленный шар. Солнце — одна из звезд. Самые горячие звезды голубого цвета, другие, менее горячие, — красного. Звезды отличаются размерами — есть звезды-гиганты и звезды-карлики.

Солнце — звезда, преогромнейший шар.

Свет излучает, как будто пожар.

Ну а планеты тот свет отражают —

Восемь планет вокруг Солнца витают.

— Как вы думаете, что означает слово «планета»? (Ответы учеников.)

Слово «планета» в переводе с греческого языка означает «блуждающая». Астрономы давно заметили, что время от времени в разных местах неба появляются странные светила-непоседы, которые меняют свое местонахождение, их и назвали планетами.

Планеты — это холодные небесные тела, не излучающие собственного света.

— Чем различаются звезды и планеты? (Звезды — огромные раскаленные светящиеся космические тела. Планеты — холодные небесные тела, не излучающие собственного света).

— Скажите: а что мы можем видеть на небе невооруженным глазом? (Звезды, Солнце, планеты, Луну, метеориты.)

Вокруг некоторых планет Солнечной системы движутся их спутники — холодные небесные тела, которые удерживаются на своей орбите силой притяжения планет.

2. Работа по учебнику

— Откройте учебник на с. 8—9. Рассмотрите иллюстрации. Какую форму имеют Солнце, Земля, Луна? (Они имеют форму шара.)

— По схеме на с. 9 расскажите о движении Земли и Луны. (Луна движется вокруг Земли, а вместе с Землей — вокруг Солнца.)

— Рассмотрите иллюстрацию на с. 10 учебника. Посчитайте, сколько планет движется вокруг Солнца. Как они называются? (8 планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.)

— В каком порядке от Солнца расположены? Какая по счету Земля? (Земля — третья по счету планета от Солнца.)

(Учитель вывешивает на доску фотографии планет из космоса.)

Меркурий. Ближайшая к Солнцу планета Солнечной системы Меркурий получила свое название по имени древнеримского бога торговли. Эту планету очень трудно рассмотреть: она находится так близко от Солнца, что увидеть ее можно только в свете вечерней зари. Поверхность планеты каменистая, пустынная, нет ни воды, ни воздуха.

— Почему человек не сможет жить на планете Меркурий? (Ответы учеников.)

(Учитель читает стихотворение.)

В честь бога торговли имеет названье,

Да нет атмосферы — вот наказанье!

Поверхность избили метеориты,

И жизни там нет — все бы были убиты.

Венера. На втором месте от Солнца находится планета Венера. Она ярче всех звезд на небе. За свой прекрасный блеск она названа в честь богини любви, прекрасной и вечно юной. Эта планета также находится довольно близко от Солнца, поэтому увидеть ее можно либо ранним вечером, после захода Солнца, либо ранним утром, перед восходом Солнца. Из-за этого Венеру еще называют Авророй, что означает «утренняя звезда». Планета покрыта толстым слоем облаков. В воздухе содержится ядовитый газ — значит, дышать там человеку нельзя.

(Учитель читает стихотворение.)

Климат имеет огромный дефект.

Причиной тому — парниковый эффект.

Газ ядовит в атмосфере Венеры.

Дышать невозможно! Жарко без меры!

Солнца не видно сквозь облака.

Жизнь невозможна. Но может, пока?

— Почему человек не может жить на Венере? (Ядовитая атмосфера, к тому же большое давление расплющит человека.)

Земля из всех планет наиболее удачно расположена по отношению к Солнцу. Она имеет атмосферу и температуру, благоприятную для жизни.

Марс. Четвертая планета от Солнца называется Марс, по имени кровожадного бога войны у древних римлян. Марс имеет красноватый цвет, отличающий его от других планет. На Марсе есть горы, вулканы, ледяные полярные шапки и каналы, напоминающие высохшие русла рек.

Марс красноватый на Землю глядит,

Многих пугает его грозный вид.

Имя он носит в честь бога войны.

Фобос и Деймос Марсу верны.

Эти названья у всех на устах,

Они означают «ужас» и «страх».

Спутники это родные его —

Камни большие — и только всего!

В здешних морях нет ни капли воды.

Может, помогут полярные льды?

Шапки полярные есть изо льда,

Только из них не струится вода.

Лед этот, видно, совсем непростой.

Нет в нем воды, говорят, лед сухой.

Если упасть, не сносить головы!

Климат на Марсе засушлив, суров.

Трудно дышать, хоть зови докторов.

Слишком его атмосфера легка —

Жизни на нем не нашли мы пока.

— Что нового вы узнали о Марсе из стихотворения? (Марс имеет два спутника: Фобос — «Страх» и Деймос — «Ужас». Планета покрыта сухим льдом, воды нет, нет атмосферы.)

Юпитер. Этим именем названа пятая планета Солнечной системы. В римской мифологии Юпитер — верховное божество, бог неба.

— Почему именно эту планету древние люди назвали именем главного божества? (Юпитер — самая большая планета Солнечной системы. Поэтому она названа в честь верховного божества римлян.)

Юпитер настолько велик, что все остальные планеты могли бы поместиться в нем. Это огромный шар из газов с твердым кристаллическим ядром. На Юпитере есть красное пятно, которое постоянно меняет свои место и форму. Ученые пока не могут объяснить это явление.

Юпитер — царь планет!

В тельняшке облаков

Вращаться не спешит —

Есть красное пятно —

— Почему человек не может жить на Юпитере? (Ответы учеников.)

— Назовите шестую от Солнца планету. (Сатурн.)

— Чем она интересна? (Вокруг Сатурна несколько колец.)

Сатурн. Планета Сатурн названа в честь древнеримского бога времени. Она представляет собой большой шар, состоящий из жидкости и газа. У планеты 7 колец из газа, частиц льда, камней и песка.

Нет атмосферы, и вечно зима.

Жизни там нет, там кромешная тьма!

Кольца Сатурна — загадка природы,

Серебряный свет восхищает народы.

А это куски, покрытые льдом,

И всевозможных размеров притом.

— Почему человек не сможет выжить на этой планете? (Там холодно, тьма.)

Уран. Седьмая планета Солнечной системы названа Ураном по имени древнегреческого бога неба. Согласно мифу он был свергнут Сатурном. Планета Уран представляет собой каменное ядро и замерзшие газы. Вращается, как бы «лежа на боку». Ее называют «лежачая планета».

Нептун. Восьмая планета Солнечной системы — Нептун — названа по имени бога морей. Открытие Нептуна было необычным. Вначале он был вычислен математически французским астрономом Леверье, а затем уже замечен в телескоп немецким астрономом Галле именно в той точке неба, на которую указал в своих вычислениях Леверье. Планета — громадный шар, состоящий из газа и жидкости.

Здесь холодные миры,

Света нет и нет жары,

Вечная зима и ночь.

Захотелось сразу прочь.

Называли еще и девятую планету — Плутон, но с 2006 г. Плутон ученые планетой не считают.

V. Физкультминутка

В космосе мы полетали —

Очень сильно все устали.

В иллюминатор посмотрели —

Две кометы разглядели.

На носочки дружно встали.

Впереди планета Марс —

Нужно прыгнуть восемь раз!

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

Ответ: Вселенная — это весь необъятный мир, частью которого является и наша Земля.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.) Ответ: звезды, планеты, спутники.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

VII. Рефлексия

— Поиграем в игру. Представьте схему расположения планет Солнечной системы вокруг Солнца.

(Учитель раздает ученикам таблички с названиями планет. Их задача — построиться по порядку расположения планет Солнечной системы от Солнца.)

— Отгадайте загадки О. Емельяновой.

Над планетой красной кружат

Каменюки Страх и Ужас.

Нет горы нигде на свете

Выше, чем на той планете. (Марс.)

Пышный газовый гигант,

Брат Юпитера и франт,

Любит он, чтоб рядом были

Кольца изо льда и пыли. (Сатурн.)

Первой солнышком согрета

И проворна — год на ней

Всего лишь 88 дней. (Меркурий.)

На планете синей-синей

Дует ветер очень сильный.

Год на ней велик весьма —

Длится 40 лет зима. (Нептун.)

Только Солнце и Луна

В небе ярче, чем она.

Да и горячей планет

В Солнечной системе нет. (Венера.)

Мечет молнии с небес.

Полосат он, словно кошка.

Жаль, худеет понемножку. (Юпитер.)

Кислород есть в атмосфере,

Дышат люди им и звери. (Земля.)

Он уже который век

Среди братьев-римлян — грек

И сквозь космоса тоску

Мчится, лежа на боку. (Уран.)

— Что нового вы узнали о планетах?

(Далее ученики обсуждают вопросы в рубрике «Подумаем!» на с. 11 учебника и проверяют правильность ответов на «Страничках Умного Совенка» (с. 120), читают текст в рубрике «Сделаем вывод» на с. 11.)

VIII. Подведение итогов урока

— Чем планета отличается от звезды?

— Какая звезда дает энергию для существования жизни на Земле?

— Назовите самую большую (маленькую) планету Солнечной системы.

Домашнее задание

1. Прочитать текст в учебнике (с. 8—11), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с. 11).

2. Выполнить задание 1 (с. 6) в рабочей тетради.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *