Всех скорбящих радость что это значит

Живое Предание

Всех скорбящих радость что это значит. googlePay. Всех скорбящих радость что это значит фото. Всех скорбящих радость что это значит-googlePay. картинка Всех скорбящих радость что это значит. картинка googlePay. Выпускница кафедры теологии РГСУ, преподавала в школе, автор рассылок библейского колледжа «Наследие». Всех скорбящих радость что это значит. applePay. Всех скорбящих радость что это значит фото. Всех скорбящих радость что это значит-applePay. картинка Всех скорбящих радость что это значит. картинка applePay. Выпускница кафедры теологии РГСУ, преподавала в школе, автор рассылок библейского колледжа «Наследие».

«Всех скорбящих Радость»: почему так много изображений Богородицы

Всех скорбящих радость что это значит. ae25691f 9a4e 4783 9fd2 14e5f1d3a148. Всех скорбящих радость что это значит фото. Всех скорбящих радость что это значит-ae25691f 9a4e 4783 9fd2 14e5f1d3a148. картинка Всех скорбящих радость что это значит. картинка ae25691f 9a4e 4783 9fd2 14e5f1d3a148. Выпускница кафедры теологии РГСУ, преподавала в школе, автор рассылок библейского колледжа «Наследие».

Выпускница кафедры теологии РГСУ, преподавала в школе, автор рассылок библейского колледжа «Наследие».

Всех скорбящих радость что это значит. razbiraemsya bogoroditsa. Всех скорбящих радость что это значит фото. Всех скорбящих радость что это значит-razbiraemsya bogoroditsa. картинка Всех скорбящих радость что это значит. картинка razbiraemsya bogoroditsa. Выпускница кафедры теологии РГСУ, преподавала в школе, автор рассылок библейского колледжа «Наследие».

6 ноября Православная Церковь вспоминает икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Всех скорбящих радость что это значит. doc72nc58qwkgp17f40xk5n. Всех скорбящих радость что это значит фото. Всех скорбящих радость что это значит-doc72nc58qwkgp17f40xk5n. картинка Всех скорбящих радость что это значит. картинка doc72nc58qwkgp17f40xk5n. Выпускница кафедры теологии РГСУ, преподавала в школе, автор рассылок библейского колледжа «Наследие».Список с чудотворной иконы из Скорбященской церкви на Ордынке (последняя четверть XVIII века)

Какой образ чудотворнее: петербургский или московский?

Икона прославилась в Москве в 1688 году, благодаря чудесному исцелению Евфимии Петровны Папиной — сестры патриарха Иоакима — от долго не заживавшей раны в боку. Евфимии явилась Пресвятая Богородица и обещала исцелить ее. После молебна перед иконой Божией Матери «Всех скорбящих радость» из храма Преображения Господня на Ордынке, позднее ставшего известным как Скорбященская церковь, женщина исцелилась.

Существует два образа, от которых могло произойти чудо: московский и петербургский. Дело в том, что в 1711 году сестра Петра I царевна Наталия Алексеевна, переезжая с двором в Санкт-Петербург, забрала из храма на Ордынке икону «Всех скорбящих Радость». По одной версии, она взяла оригинал, а вместо него оставила список. По другой, царевна забрала список, который также находился в храме. Вторая икона осталась в Москве. Оба образа одинаково почитались верующими и прославились чудесами.

Московский список хранился в храме Преображения на Ордынке, где в 1713 году для него был устроен придел. В 1930-е годы храм закрывали до 1948-го. Считается, что икона, которая сейчас находится в храме, — тот самый прославленный чудотворный образ. Но есть версия, что это его точная копия второй половины XVIII века, переданная в храм патриархом Алексием I.

Петербургский список Наталья Алексеевна поместила в домовом храме Воскресения Христова при своем дворце на Шпалерной улице за Литейным двором. Позже храм стал относиться к богадельне, был перестроен и переименован в церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». После закрытия храма в 1932 году судьба образа неизвестна. Чтимая икона Божией Матери, находящаяся сейчас в Спасо-Преображенском соборе Санкт-Петербурга, не является подлинным образом Натальи Алексеевны: она не соответствует сохранившимся фотографиям, описаниям и литографиям.

Существует чудотворный список иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость с грошиками», прославившийся в Петербурге в 1888 году (память 5 августа).

Настоящая икона — с Младенцем на руках или с хлебом?

Известно множество списков и вариантов иконографии этого образа. Самое раннее письменное свидетельство об иконе с таким названием датируется 1683 годом. Этот образ был написан придворным живописцем И. А. Безминым.

В иконографии образа «Всех скорбящих Радость» заметно виляние западноевропейского искусства. Например, на петербургском списке Богоматерь стоит на полумесяце, у Нее и у Младенца Христа в руках четки, что характерно для западных икон.

На большинстве образов, в том числе на московском списке, Богородица изображена во весь рост в мандорле — сиянии славы — с Богомладенцем на руках или без Него, но с распростертыми над страждущими руками. На некоторых образах у Нее в руке хлеб. Внизу с надеждой на милосердие Божией Матери толпятся больные, голодные, страдающие от различных бед. Ангелы и святые указывают им на Пресвятую Деву. На лентах написаны благодеяния, которые совершает Богородица по молитвам к Ней. А сверху обычно изображается Новозаветная Троица или Господь Саваоф, потому что источник всех благ — Сам Бог.

Для чего мы обращаемся к Богородице?

Название иконы «Всех скорбящих Радость» взято из богородичной стихиры «Всех скорбящих Радосте и обидимых Заступнице». Мы приходим к Божией Матери во время печалей, трудностей, болезней, ждем от Нее милости, утешения, исцеления, разрешения сложных ситуаций. Богородица поддерживает нас в бедах и испытаниях, дает надежду.

Мы верим, что Господь Бог услышит Свою Матерь и Ее ходатайство за нас, как услышал Ее при Своем первом чуде — в Кане Галилейской. Именно Богородица указала тогда Сыну на отсутствие вина, и Иисус, хотя сначала сказал, что «не пришло еще время Мое», все-таки исполнил Ее просьбу.

Почему Богородица так почитается верующими?

Пресвятую Богородицу издавна почитают христиане во всем мире, особенно на Руси. Разнообразие Ее икон поражает. Многие образы прославились чудесами, с них делались списки, которые распространялись по всей стране. Почти у каждого православного христианина в домашнем иконостасе несколько икон Богородицы. Откуда взялось столько образов?

Дева Мария дала жизнь Богу в Его человеческом воплощении. Она единственный человек, вместивший Творца, через Нее пришло спасение всему человечеству. Богородица близка к Богу, как никто другой, даже великие праведники. Но не только поэтому Она почитается Царицей Небесной, выше ангелов и всех святых. Дева Мария, по свидетельству Евангелия, внимательно слушала слово Божие и исполняла его (Лк 2:19).

Образ Богородицы близок и понятен душе каждого верующего, независимо от его образования, опыта и возраста: ведь это Мама Бога. Перед иконой мы молимся, обращаясь к Первообразу. Глядя на нее, учимся основам веры. Через отношения Иисуса и Его Матери нам открываются отношения Бога и человека — отношения любви и доверия. В центре иконы Богородицы — Христос. И даже если Он не изображен, то подразумевается Его присутствие.

Молитва Богородице не заменяет молитвы Богу, но нам бывает легче обратиться к Ней, чтобы Она помолилась вместе с нами, разделила наши скорби и радости. Мы верим, что после Успения Богородица пребывает рядом со Своим Сыном и непрестанно молится за нас. «Ей даны особенная власть и особенное дерзновение ходатайствовать пред Богом о человечестве. Святая Церковь, обращаясь с прошениями ко всем величайшим угодникам Божиим, ко всем ангелам и архангелам, говорит им: «молите Бога о нас»; к одной Богоматери она употребляет слова: «спаси нас», — пишет святитель Игнатий (Брянчанинов).

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Источник

Икона «Всех скорбящих Радость»: От скорби — к радости

Всех скорбящих радость что это значит. 7192627 8 b. Всех скорбящих радость что это значит фото. Всех скорбящих радость что это значит-7192627 8 b. картинка Всех скорбящих радость что это значит. картинка 7192627 8 b. Выпускница кафедры теологии РГСУ, преподавала в школе, автор рассылок библейского колледжа «Наследие».

6 ноября – День иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Среди чудотворных образов Царицы Небесной особенно близка сердцу православного человека икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Это неудивительно, ведь многие на протяжении жизни проходят через лишения и трудности, скорби и печали, болезни и немощи. Уже в одном имени этой иконы заключено утешение. Мы обращаемся к Богородице, которая спешит на зов о помощи, поддерживая нас в испытаниях, утирая слезы плачущих и даря надежду.

Всех скорбящих радость что это значит. 7192627 31 b. Всех скорбящих радость что это значит фото. Всех скорбящих радость что это значит-7192627 31 b. картинка Всех скорбящих радость что это значит. картинка 7192627 31 b. Выпускница кафедры теологии РГСУ, преподавала в школе, автор рассылок библейского колледжа «Наследие».

Икона «Всех скорбящих радость». Благодатная заступница

По обычаю Богоматерь изображают сообразно словам молитвы, обращенным к Ней. «Помощница обидимых, не надеющихся надеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление», — так мы именуем образ, воплощенный на иконах «Всех скорбящих Радость».

Поэтому Божия Матерь здесь показана в окружении бедствующих людей — раздетых, больных, голодных, а также ангелов, совершающих благодеяния от Ее имени. Сама Заступница пишется на иконе во весь рост, в царском одеянии и с венцом на голове. Над Ней в облаках восседает Спаситель, который в левой руке держит Евангелие, а правой благословляет. Известны разные иконографические виды образа.

Всех скорбящих радость что это значит. 96659. Всех скорбящих радость что это значит фото. Всех скорбящих радость что это значит-96659. картинка Всех скорбящих радость что это значит. картинка 96659. Выпускница кафедры теологии РГСУ, преподавала в школе, автор рассылок библейского колледжа «Наследие».

Московская икона «Всех скорбящих радость» Преображенского храма на Большой Ордынке изображает Богородицу с младенцем Иисусом, над ними парят ангелы. Особенностью этой иконы является изображение ряда святых во главе с Сергием Радонежским, на лентах — тексты с молитвенными наименованиями благодатной помощи от Богоматери. Существует немало списков (копий) чудотворного образа, где Пречистая Дева изображается без Младенца. Особенно широко известна икона «Всех скорбящих Радость» с грошиками.

Согласно преданию, первое чудо от этой иконы произошло в 1688 году: благодаря молебну у образа Богоматери в храме Преображения на Ордынке излечилась от тяжелой болезни раба Божия Евфимия, родная сестра московского Патриарха Иоакима. Чудесное исцеление произошло 6 ноября, и в память об этом было установлено празднование в честь иконы «Всех скорбящих Радость», а храм получил наименование чудотворного образа. Вскоре он прославился на всю столицу под именем «Скорбященского». С тех пор, как свидетельствуют церковные книги, многие болящие и скорбящие, молитвенно обращаясь к Богородице, стали получать исцеление и избавление от бед: слепые прозревали, немые получали возможность говорить, а глухие — слышать, бездетные женщины рожали здоровых младенцев, страждущие избавлялись от невзгод.

Икона «Всех скорбящих Радость» полюбилась не только простым верующим, но и членам венценосных семей. В 1711 году, при переезде царской резиденции в Петербург, сестра Петра I великая княгиня Наталия Алексеевна увезла с собой копию Скорбященской иконы, которая стала одной из главных святынь новой столицы.

Позднее, по указанию императрицы Елизаветы Петровны, тоже глубоко почитавшей икону «Всех скорбящих Радость», в Петербурге воздвигли храм в честь дивного образа. Впоследствии Скорбященская икона Божией Матери была щедро и богато украшена императрицей Екатериной II, графиней Головкиной, графом Шереметевым и другими знатными особами. Сейчас этот чудотворный образ находится в Троицком храме Санкт-Петербурга, который в народе называют «Кулич и Пасха».

Чудо с грошиками

Летом 1888 года в городе на Неве прославился чудотворный список с иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с грошиками. Это случилось после пожара, вызванного ударом молнии, в часовне деревни Клочки вблизи Стеклянного завода на окраине Петербурга. После того как потушили пожар, с изумлением обнаружили, что икона «Всех скорбящих Радость» не только не сгорела, но потемневший от времени и копоти лик Богородицы просветлел и обновился. Стоявшая рядом кружка для пожертвований разбилась вдребезги, деньги рассыпались по полу, а к образу в разных местах прилепилось 12 медных монет.

Весть о преображении иконы разнеслась по всей столице, и толпы людей устремились к чудотворному образу с грошиками. Вскоре появился новый тип иконы «Всех скорбящих Радость», на которой краской стали писать грошики. Было также установлено еще одно празднование в честь этого образа — 5 августа, день его чудесного преображения.

Икона «Всех скорбящих Радость» с грошиками стала источником бесчисленных чудес, многие неизлечимые больные получили исцеление. Так, в 1890 году прихожане часовни стали свидетелями удивительного выздоровления отрока Николая Грачева, который страдал от припадков эпилепсии.

Как-то ночью больной увидел перед собой Пресвятую Богородицу со святителем Николаем Чудотворцем и услышал голос: «Поезжай в часовню, где упали монеты, и ты получишь исцеление, но заранее никому ничего не говори». Прибыв наутро в часовню, больной приложился к образу, и падучая болезнь оставила его навсегда.

Таким же поразительным образом вскоре исцелилась и Вера Белоногина, 26-летняя жена писаря с суконной фабрики Торнтона. Несчастная потеряла голос из-за горловой чахотки, перед которой были бессильны врачи. Женщине оставалось уповать лишь на молитвы и Божию помощь. Однажды во сне Вера ясно услышала таинственный голос, повелевший идти в часовню. Отслужив молебен святой иконе «Всех скорбящих Радость», она вернулась домой и громко сказала своему мужу: «Я совершенно здорова!»

После того как в Санкт-Петербурге была возрождена Скорбященская часовня, ставшая подворьем Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря, чудотворный образ Богородицы «Всех скорбящих Радость» с грошиками вернулся на свое историческое место.
Источник: журнал «Православный паломник»

Молитва перед иконой Богородицы «Всех скорбящих радость»

«Надежде ненадежных, сило безпомощных, пристанище обуреваемых, покрове напаствуемых, заступление обидимых, хлебоманно, услаждающая алчущих, нектаре небеснаго упокоения жаждущих, Мати Преблагословеннаго Бога, Преблагословенная и Пренепорочная Дево! К Тебе единей прибегаю, к Твоему покрову вседушно преклоняю колена, Владычице. Не презри плача и слез, утехо плачущих! Аще ужасает мя мое недостоинство и окаянство моих грехов, но уверяет мя цельбоносный сей образ, на немже благодать Твою и силу, яко неисчерпаемое море, вижду: слепых прозревших, скачущих хромых, странствующих аки под сению Твоего призрения, матерне упокоенных и по всему прошению благоизобильствующих; на оных помилования образ взирая, прибегох, слеп сый душевныма очима и хром душевными чувствы. О, Свете Незаходимый! Просвети и исправи мя, веси всякую мою скорбь, веси всякую беду, не презри моления моего, о Полезнодательнице! Не возгнушайся мене грешнаго, не презри мене сквернаго; вем, яко вся можеши, елика волиши, о добрая надеждо моя, упование мое от сосцу матере моея. К Тебе привержен есмь от чрева матери моея, Тебе оставлен есмь, не остави мене, не отступи от мене, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Читайте также:

Источник

Икона Богородицы «Всех скорбящих радость»: иконография (+Иконы)

Иконография «Всех скорбящих Радость» возникла в России под влиянием западноевропейских произведений, которые творчески перерабатывались русскими мастерами XVII — XVIII веков. Названием иконографии стала начальная строка богородичной стихиры:

«Всех скорбящих радосте и обидимых заступнице, и алчущих питательнице, странных утешение, обуреваемых пристанище, больных посещение, немощных покрове и заступнице, жезле старости, Мати Бога Вышняго Ты еси, Пречистая: потщися, молимся, спастися рабом Твоим».

Первая упомянутая в исторических документах икона с таким названием была написана в 1683 году придворным живописцем Иваном Безминым. Известно, что иконы с таким названием были в храме в царской вотчине — селе Коломенском, и в Арзамасском Алексеевском монастыре. Согласно описанию на арзамасской иконе Богородица изображалась с Младенцем и двумя ангелами по сторонам.

В 1688 году в Москве по молитве перед иконой Богоматери «Всех скорбящих Радость», находившейся в Спасо-Преображенской церкви на Ордынке, произошло чудо — исцелилась от тяжелой болезни Евфимия Петровна Папина, родная сестра почившего патриарха Иоакама. Было написано подробное «Сказание», составлены служба и отдельные молитвы; иконописцы царской мастерской при Оружейной палате изготавливали списки новопрославленного образа.

Всех скорбящих радость что это значит. 013. Всех скорбящих радость что это значит фото. Всех скорбящих радость что это значит-013. картинка Всех скорбящих радость что это значит. картинка 013. Выпускница кафедры теологии РГСУ, преподавала в школе, автор рассылок библейского колледжа «Наследие».

1680-е гг. По литографии 1862 г. Чудотворная икона царевны Натальи Алексеевны из Скорбященской церкви в Петербурге

Около 1710 — 1711 года сестра Петра I царевна Наталья Алексеевна, переезжая из Москвы в Санкт-Петербург, взяла с собой из храма на Ордынке икону «Всех скорбящих Радость». Точно не известно, был ли это список с чудотворного образа или подлинник. Чудотворной считалась и икона, поставленная в петербургском домовом храме царевны, и икона, оставшаяся в московском храме на Ордынке. Со временем петербургский дворец почившей царевны стал богадельней, а Вознесенская церковь при ней была перестроена и стала именоваться «Скорбященской» по названию чтимой иконы. После 1917 года этот храм был закрыт, а икона в драгоценном окладе исчезла.

Однако сохранилось литографическое изображение чудотворной иконы. Есть предположение, что именно увезенный в Петербург образ был тем, перед которым молились об исцелении Евфимии Папиной, поскольку он обладал уникальными чертами, подтверждающими его оригинальность*. Богоматерь представлена в рост, окружена сиянием. Левой рукой Она поддерживает Младенца, в Ее правой руке — четки. Богомладенец так же изображен с четками. Вверху помещен образ Господа Саваофа. Богоматерь стоит на луне (полумесяце). Страждущие не изображены.

Четки — характерная деталь другого западного образа «Rosarium», или «Видение св. Доминика». Согласно католическому преданию Доминику явилась Богоматерь и вручила четки для чтения молитв. На польских образах иногда отсутствует образ визионера, а четки держит не только Дева, но и Младенец. Исходящее от Богородицы сияние и луна под Ее ногами — детали, которые исследователи соотносят со словами Апокалипсиса: «жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна» (Отк.12:1). Изображения Богородицы, стоящей на луне, появились на Западе уже в XIV столетии; в XVII веке такие образы проникли в Россию, где их использовали при создании новых иконографических изводов.

В настоящее время в Спасо-Преображенском соборе в Санкт-Петербурге есть икона в драгоценном окладе, ошибочно считающаяся образом, привезенным когда-то Натальей Алексеевной. Однако точное литографическое изображение образа царевны не совпадает с иконой из Спасо-Преображенского собора. Видимо, это один из чтимых списков, который перенесли в собор после закрытия Скорбященской церкви.

Всех скорбящих радость что это значит. 022. Всех скорбящих радость что это значит фото. Всех скорбящих радость что это значит-022. картинка Всех скорбящих радость что это значит. картинка 022. Выпускница кафедры теологии РГСУ, преподавала в школе, автор рассылок библейского колледжа «Наследие».

Нач. XVIII в. Ошибочно считается иконой царевны Натальи Алексеевны. Спасо-Преображенский собор, СПб

Оставленная в московском храме икона находилась там до советского времени, когда храм был закрыт, а икона изъята. Сейчас в Скорбященской церкви на Ордынке находится список с той московской чудотворной иконы, созданный уже во второй половине XVIII века. Наличие нескольких точных списков с московской иконы, позволяет судить о ее иконографических особенностях.

Очевидно, что этот образ во многом отличался от петербургского варианта. На московской иконе Богоматерь с Младенцем изображены в сиянии, в окружении двух летящих ангелов, держащих рипиды. Нет четок в руках Богородицы и Христа и луны под ногами. В верхней части иконы — образ Троицы Новозаветной. И самое важное отличие — на московской иконе по сторонам от Богоматери изображены страждущие люди, обращающиеся к Ней с мольбами.

Два ангела, стоящих среди людей, утешают их. Особенностью московского образа было изображение святых Сергия Радонежского, Федора Сикеота, Григория Декаполита и Варлаама Хутынского. Видимо, эта икона была написана именно для храма на Ордынке, где был придел преподобного Варлаама Хутынского. Изображение «редких» святых Федора Сикеота, Григория Декаполита может быть обусловлено просьбой заказчика, на средства которого была написана икона.

Эти иконографические особенности московского образа показывают, что его автор не механически повторил образец, но серьезно переработал композицию, обдумал содержание и характер деталей. Само название иконы подсказывало введение изображения страждущих. Вызывающие сомнения «западные» детали — четки и луна — были исключены.

Московский вариант иконографии был почитаем еще до того, как царевна перевезла одну из чудотворных икон в Петербург. Во всяком случае, списки с образа со страждущими стали появляться еще в тот период, когда обе иконы пребывали в храме на Ордынке. Списки с московской чудотворной иконы широко распространились по всей России, чему способствовали, в том числе, и выполненные в XVIII веке гравированные листы.

Изображение страждущих на русских иконах второй половины XVII века не было редкостью. Например, оно присутствовало на богородичной иконе «Умиление и посещение в беде страждущим». Первые подобные образы появляются в 1680-х годах в Ярославле. Богородица представлена без Младенца, но вверху изображен благословляющий Христос. В опущенных, слегка разведенных в стороны руках Богоматери — жезл и свиток. Своим жестом Она как бы осеняет страждущих, изображенных внизу. Белый фон, по которому пущены цветы и травы, символизирует рай.

В этой иконографии, как и в описанных выше, прослеживается определенное влияние западных образцов. Композиционная схема повторяет западноевропейское изображение «Мадонна Misericordia» («Милующая»), на котором Дева Мария представлена с разведенными руками, простирающей свой плащ над молящимися. Ярко выраженная в образе «Misericordia» идея заступничества Богоматери вполне отвечает православному вероучению, что сделало возможным заимствование деталей данного «латинского» изображения.

Образ Богоматери «Умиление и посещение в беде страждущим» был особенно популярен в Поволжье, где эта композиция присутствует как в иконописи, так и в стенописи. Свиток в руке Богородицы часто заменяли на хлеб, чтобы проиллюстрировать текст стихиры, в котором присутствует наименование «алчущих питательница». Любопытно, что возникшая после раскола и сложившаяся не без явного «латинского» влияния иконография распространилась и в старообрядческой среде.

Смысловые и композиционные параллели образа «Умиление и посещение…» с московской иконой «Всех скорбящих Радость» сделали возможным их сближение. Это привело к тому, что к середине XVIII века образ утратил свое первоначальное название, пополнив число вариантов иконографии «Всех скорбящих Радость».

В конце XIX века от одной из подобных икон, находившейся в часовне при стеклянном заводе недалеко от Петербурга, произошло несколько чудес. От попадания молнии часовня загорелась. После пожара обнаружилось, что к иконе «Всех скорбящих Радость», упавшей на рассыпавшиеся из церковной кружки пожертвования, прилипло и непонятно как держалось 12 монет. В последующие годы от иконы произошли исцеления двух человек. В конце XIX — начале XX века списки образа «с грошиками» распространились по всей России.

На рубеже XVII — XVIII веков иконография «Всех скорбящих Радость» пополняется новыми вариантами. Богородица изображается или восседающей на престоле, или же стоящей и поддерживающей Младенца обеими руками, скрещенными в ладонях. Эти варианты точно повторяют детали двух дошедших до нас гравюр московского гравера Леонтия Бунина.

Н. И. Комашко предполагает, что эти гравюры могли быть исполнены в рамках работы над иллюстрациями к тексту Акафиста, который планировали издать типографским способом**. Возможно, гравюр было не две, а больше. И именно из этих графических образцов могли «просочиться» в иконопись такие детали как изображение Богородицы в типе «Misericordia», но с ангельскими крыльями, или столь полюбившийся русским иконописцам мотив кораблика.

Очень интересен извод иконы «Всех скорбящих Радость», в котором Богородица изображается не в центральной, а в верхней зоне. Приснодева представлена обращенной к восседающему на престоле Христу. Смысловой центр иконы — Богоматерь, восходящая на небеса к Своему Сыну с мольбой о помиловании страждущих на земле. В центральной части композиции, между земным и горним мирами, изображены ангелы на фоне небесного свода со звездами и планетами на своих орбитах. Таким символическим изображением неба, называемым «беги небесные», часто украшались потолки царских дворцов.

Увеличение количества иконографических вариантов образа «Всех скорбящих Радость» объясняется как конкретными историческими обстоятельствами, так и большой популярностью самой иконы. По всей стране существовало множество местночтимых чудотворных икон с этим названием. Каждый новый извод полагал начало собственной иконографической традиции, при этом списки могли отличаться от оригинала деталями.

Всех скорбящих радость что это значит. 031. Всех скорбящих радость что это значит фото. Всех скорбящих радость что это значит-031. картинка Всех скорбящих радость что это значит. картинка 031. Выпускница кафедры теологии РГСУ, преподавала в школе, автор рассылок библейского колледжа «Наследие».

1872 г. Точный список с иконы царевны Натальи Алексеевны. Государственный музей истории религии, СПб

Всех скорбящих радость что это значит. 041. Всех скорбящих радость что это значит фото. Всех скорбящих радость что это значит-041. картинка Всех скорбящих радость что это значит. картинка 041. Выпускница кафедры теологии РГСУ, преподавала в школе, автор рассылок библейского колледжа «Наследие».

Последняя четв. XVIII в. Москва. Точный мерный список с чудотворной иконы из Скорбященской церкви на Ордынке. ЦМДРИ им. А.Рублева, Москва

Всех скорбящих радость что это значит. 051. Всех скорбящих радость что это значит фото. Всех скорбящих радость что это значит-051. картинка Всех скорбящих радость что это значит. картинка 051. Выпускница кафедры теологии РГСУ, преподавала в школе, автор рассылок библейского колледжа «Наследие».

Алексей Квашнин. 1710 г. Уменьшенный точный список с московской иконы. ЦМДРИ им. А.Рублева, Москва

Всех скорбящих радость что это значит. 061. Всех скорбящих радость что это значит фото. Всех скорбящих радость что это значит-061. картинка Всех скорбящих радость что это значит. картинка 061. Выпускница кафедры теологии РГСУ, преподавала в школе, автор рассылок библейского колледжа «Наследие».

2-ая половина XVIII в. Палех. Список с московской иконы. Государственный музей палехского искусства, Палех

Всех скорбящих радость что это значит. 071. Всех скорбящих радость что это значит фото. Всех скорбящих радость что это значит-071. картинка Всех скорбящих радость что это значит. картинка 071. Выпускница кафедры теологии РГСУ, преподавала в школе, автор рассылок библейского колледжа «Наследие».

Нач. XIX в. Ветка. Тип «Умиление и посещение…». Частное собрание, Германия

Всех скорбящих радость что это значит. 081. Всех скорбящих радость что это значит фото. Всех скорбящих радость что это значит-081. картинка Всех скорбящих радость что это значит. картинка 081. Выпускница кафедры теологии РГСУ, преподавала в школе, автор рассылок библейского колледжа «Наследие».

1-ая четв. XVIII в. Тип «Умиление и посещение…». Государственный музей изобразительных искусств Татарстана, Казань

Всех скорбящих радость что это значит. 091. Всех скорбящих радость что это значит фото. Всех скорбящих радость что это значит-091. картинка Всех скорбящих радость что это значит. картинка 091. Выпускница кафедры теологии РГСУ, преподавала в школе, автор рассылок библейского колледжа «Наследие».

Нач. XVIII в. Тип «Умиление и посещение…». Государственный музей палехского искусства, Палех

Всех скорбящих радость что это значит. 101. Всех скорбящих радость что это значит фото. Всех скорбящих радость что это значит-101. картинка Всех скорбящих радость что это значит. картинка 101. Выпускница кафедры теологии РГСУ, преподавала в школе, автор рассылок библейского колледжа «Наследие».

Василий Васильевич Васильев. 1891 г. Точный список иконы из часовни при стеклянном заводе. Ярославский художественный музей

Всех скорбящих радость что это значит. 113. Всех скорбящих радость что это значит фото. Всех скорбящих радость что это значит-113. картинка Всех скорбящих радость что это значит. картинка 113. Выпускница кафедры теологии РГСУ, преподавала в школе, автор рассылок библейского колледжа «Наследие».

Филатьев Тихон Иванов. Ок. 1703 г. ЦМДРИ им. А.Рублева, Москва

Всех скорбящих радость что это значит. 121. Всех скорбящих радость что это значит фото. Всех скорбящих радость что это значит-121. картинка Всех скорбящих радость что это значит. картинка 121. Выпускница кафедры теологии РГСУ, преподавала в школе, автор рассылок библейского колледжа «Наследие».

Школа Оружейной палаты. Кон. XVII-нач. XVIII в. Тип Тронной Богоматери, повторяющий гравюру Л.Бунина. ЦМДРИ им. А.Рублева, Москва

Всех скорбящих радость что это значит. 131. Всех скорбящих радость что это значит фото. Всех скорбящих радость что это значит-131. картинка Всех скорбящих радость что это значит. картинка 131. Выпускница кафедры теологии РГСУ, преподавала в школе, автор рассылок библейского колледжа «Наследие».

1713 г. (?). Москва. Тип «Мизерикордия». Церковно-археологический кабинет, Сергиев Посад

Всех скорбящих радость что это значит. 141. Всех скорбящих радость что это значит фото. Всех скорбящих радость что это значит-141. картинка Всех скорбящих радость что это значит. картинка 141. Выпускница кафедры теологии РГСУ, преподавала в школе, автор рассылок библейского колледжа «Наследие».

Середина XVIII в. Кострома. Развернутый вариант типа «Мизерикордия». Ярославский художественный музей

Всех скорбящих радость что это значит. 151. Всех скорбящих радость что это значит фото. Всех скорбящих радость что это значит-151. картинка Всех скорбящих радость что это значит. картинка 151. Выпускница кафедры теологии РГСУ, преподавала в школе, автор рассылок библейского колледжа «Наследие».

Иван Михайлов. 1801 г. Москва. Государственный музей истории религии, СПб

Всех скорбящих радость что это значит. 161. Всех скорбящих радость что это значит фото. Всех скорбящих радость что это значит-161. картинка Всех скорбящих радость что это значит. картинка 161. Выпускница кафедры теологии РГСУ, преподавала в школе, автор рассылок библейского колледжа «Наследие».

Школа Оружейной палаты. Нач. XVIII в. Государственный Исторический музей, Москва

Всех скорбящих радость что это значит. 171. Всех скорбящих радость что это значит фото. Всех скорбящих радость что это значит-171. картинка Всех скорбящих радость что это значит. картинка 171. Выпускница кафедры теологии РГСУ, преподавала в школе, автор рассылок библейского колледжа «Наследие».

Школа Оружейной палаты. Нач. XVIII в. Музеи Москвского Кремля

Всех скорбящих радость что это значит. 181. Всех скорбящих радость что это значит фото. Всех скорбящих радость что это значит-181. картинка Всех скорбящих радость что это значит. картинка 181. Выпускница кафедры теологии РГСУ, преподавала в школе, автор рассылок библейского колледжа «Наследие».

1760-е г. Вариант, соединяющий детали иконографии «Всех скорбящих Радость» и «Покров». ГосНИИР, Москва

Всех скорбящих радость что это значит. 191. Всех скорбящих радость что это значит фото. Всех скорбящих радость что это значит-191. картинка Всех скорбящих радость что это значит. картинка 191. Выпускница кафедры теологии РГСУ, преподавала в школе, автор рассылок библейского колледжа «Наследие».

Мастерская Богатыревых. 1800–1810-е г. Невьянск. Тип Тронной Богоматери без Младенца. Екатеринбургский музей изобразительный искусств

Всех скорбящих радость что это значит. 201. Всех скорбящих радость что это значит фото. Всех скорбящих радость что это значит-201. картинка Всех скорбящих радость что это значит. картинка 201. Выпускница кафедры теологии РГСУ, преподавала в школе, автор рассылок библейского колледжа «Наследие».

2-ая половина XIX в. Тип Тронной Богоматери без Младенца и страждущих. ГосНИИР, Москва

Всех скорбящих радость что это значит. 211. Всех скорбящих радость что это значит фото. Всех скорбящих радость что это значит-211. картинка Всех скорбящих радость что это значит. картинка 211. Выпускница кафедры теологии РГСУ, преподавала в школе, автор рассылок библейского колледжа «Наследие».

Сергей Карпычев. Нач. XX в. Палех. Государственный музей палехского искусства, Палех

Всех скорбящих радость что это значит. 221. Всех скорбящих радость что это значит фото. Всех скорбящих радость что это значит-221. картинка Всех скорбящих радость что это значит. картинка 221. Выпускница кафедры теологии РГСУ, преподавала в школе, автор рассылок библейского колледжа «Наследие».

1-я половина XVIII в. ЦМДРИ им. А.Рублева, Москва

Всех скорбящих радость что это значит. 231. Всех скорбящих радость что это значит фото. Всех скорбящих радость что это значит-231. картинка Всех скорбящих радость что это значит. картинка 231. Выпускница кафедры теологии РГСУ, преподавала в школе, автор рассылок библейского колледжа «Наследие».

Покров Богородицы. Никита Образописов. Середина XIX в.

Всех скорбящих радость что это значит. 241. Всех скорбящих радость что это значит фото. Всех скорбящих радость что это значит-241. картинка Всех скорбящих радость что это значит. картинка 241. Выпускница кафедры теологии РГСУ, преподавала в школе, автор рассылок библейского колледжа «Наследие».

Мадонна делла Мизерикордия. Симоне Мартини. Начало XIV в.

Всех скорбящих радость что это значит. 25. Всех скорбящих радость что это значит фото. Всех скорбящих радость что это значит-25. картинка Всех скорбящих радость что это значит. картинка 25. Выпускница кафедры теологии РГСУ, преподавала в школе, автор рассылок библейского колледжа «Наследие».

Мадонна делла Мизерикордия. Пьеро делла Франческа. Ок. 1460 г. Центральная часть полиптиха. Коммунальная пинакотека,Сан-Сеполькро

* Комашко Н. И. Богоматерь «Всех Скорбящих Радость» // Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. — 2004. — № 1—2(14). — С. 22—34.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *