Всегда ли можно верить своим глазам или что такое иллюзия
Описание презентации по отдельным слайдам:
Цель работы: доказать, что не всегда можно верить своим глазам.
Задачи работы: рассмотреть понятие иллюзии; выяснить причины возникновения зрительных иллюзий; собрать коллекцию зрительных иллюзий Гипотеза: Не всегда то, что мы видим, на самом деле является таковым.
Как человек воспринимает окружающий мир? Человек воспринимает большую часть информации об окружающем мире благодаря зрению, но мало кто задумывается о том, как именно это происходит. Чаще всего глаз считают похожим на фотоаппарат или телекамеру, проецирующую внешние объекты на сетчатку, которая является светочувствительной поверхностью. Мозг «смотрит» на эту картинку и «видит» все, что нас окружает. Однако не все так просто.
Передача сигналов по зрительному нерву Зрительный образ
Во-первых, изображение на сетчатке перевернуто. Во-вторых, из-за несовершенных оптических свойств глаза картинка на сетчатке расфокусирована или размазана. В-третьих, глаз совершает постоянные движения, то есть изображение находится в постоянной динамике. В-четвертых, глаз моргает приблизительно 15 раз в минуту, а это значит, что изображение через каждые 5-6 секунд перестает проецироваться на сетчатку.
Так что же «видит» мозг? Поскольку человек обладает бинокулярным зрением, то фактически он видит два размытых, дергающихся и периодически исчезающих изображения, а значит, возникает проблема совмещения информации, поступающей через правый и левый глаз.
Круги равны Иллюзия Эббингауза
Иллюзия Болдуина Отрезки равны
Горизонтально Иллюзия Вундта-Фика Вертикально
Карандаши равны по длине Иллюзия Вундта-Фика
Иллюзия Ястрова Фигуры равны
Иллюзия Мюллера-Лайера Отрезки равны
Иллюзия искажения формы фигуры
Иллюзия искажения формы фигуры Линии фигуры прямые
Французский солдат и голова лошади
Молоденькая медсестра и старуха
От студента до профессора один поворот
Динамические иллюзии На рисунке мы видим кружки разных размеров. Но если большие кружки будут быстро двигаться вправо, а маленькие медленно влево, то наблюдателю покажется, что плоская картинка превращается в объемную: большие кружки кажутся нам более близкими, чем маленькие.
Кого вы здесь видите? Молодую девушку или грустную старуху?
Чехословакия г.Прага Знаменитый «Танцующий дом»
Сплетницы и Сатана
Таблица – Анализ оптико-геометрических иллюзий Иллюзия Обнаружили иллюзии (чел.) Не обнаружили иллюзии (чел.) «Целое» и «часть» 12 2 Переоценка вертикальных линий 11 3 Преувеличение острых углов 9 5 Меняющийся рельеф 10 4 «Фигура» и «фон» 12 2 Ориентация фигуры 8 6 Невозможная фигура 11 3 Движение 10 4
Выводы Человеку окружающий мир кажется стабильным и надежным, но восприятие может сыграть с ним злую шутку. Иллюзии – результат работы зрительной системы, некий тест. Очень часто люди видят то, что они хотят увидеть. Ищите иллюзии вокруг, и вы больше узнаете о себе.
Ничего не видите? А некоторые журналисты увидели здесь лицо дьявола.
Всем известное лицо на Марсе (NASA, 1976).
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Исследовательская работа ученика 6 класса.
Цель работы: доказать, что не всегда можно верить своим глазам.
Человек воспринимает большую часть информации об окружающем мире благодаря зрению, но мало кто задумывается о том, как именно это происходит.
Чаще всего глаз считают похожим на фотоаппарат или телекамеру, проецирующую внешние объекты на сетчатку, которая является светочувствительной поверхностью.
Мозг «смотрит» на эту картинку и «видит» все, что нас окружает.
Однако не все так просто.
Во-первых, изображение на сетчатке перевернуто.
Во-вторых, из-за несовершенных оптических свойств глаза картинка на сетчатке расфокусирована или размазана.
В-третьих, глаз совершает постоянные движения, то есть изображение находится в постоянной динамике.
В-четвертых, глаз моргает приблизительно 15 раз в минуту, а это значит, что изображение через каждые 5-6 секунд перестает проецироваться на сетчатку.
Номер материала: ДБ-1145802
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Новые аккредитационные показатели для вузов вступят в силу с 1 марта
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
В России предложили учредить День семейного волонтерства
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Петербургский Политех создал отдельное меню для вегетарианцев в своих столовых
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Исследовательский проект по теме «Можно ли верить своим глазам» (оптические иллюзии)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Исследовательский проект по теме
«Можно ли верить своим глазам? (Оптические иллюзии)»
Подготовила ученица 4 А класса
Руководитель проекта: Гетманская Е. Г.
Выступление – защита проекта
Однажды в Интернете я увидела рисунки с 3 D изображением, которые меня очень заинтересовали. В голове возникло множество вопросов:
— Стоит ли доверять всему, что мы видим?
— Можно ли увидеть то, что никто не видел?
— Правда ли, что неподвижные предметы могут двигаться?
Мне захотелось найти ответы на все поставленные вопросы, поэтому я решила провести исследование «Можно ли верить своим глазам?»
— познакомиться со строением глаза и узнать, каким образом видит человек;
— изучить зрительные иллюзии;
-Провести исследование, в ходе которого определить процент подверженности иллюзиям учащихся моего класса.
— Попытаться создать фотографии с оптическими иллюзиями.
Не всегда то, что мы видим, на самом деле является таковым.
1. Поиск материалов в различных источниках: книгах, сети Интернет.
2. Экспериментальное исследование восприятия иллюзий учащимися 4 А класса по теме проекта.
3. Практическая работа – создание фото с оптическими иллюзиями.
ГЛАВА I ВИДЫ ОПТИЧЕСКИХ ИЛЛЮЗИЙ
Исследовательская работа «Можно ли верить своим глазам, или что такое иллюзия?»
Автор: Огий Раиса Евгеньевна
Место работы/учебы (аффилиация): КГУ «Соколовская средняя школа», Республика Казахстан, 9 класс
Научный руководитель: Черницина Анастасия Михайловна
Часто то, что мы видим обманчиво, и многое оказывается совсем не тем, чем кажется на первый взгляд. Даже самые простые вещи могут таить в себе неожиданные открытия, нужно только присмотреться. Но стоит ли доверять всему, что мы видим? Правда ли, что неподвижные предметы могут двигаться? Мне очень хотелось найти ответы на все поставленные вопросы, поэтому я решил провести исследование «Всегда ли можно верить своим глазам, или что такое иллюзия?».
Актуальность работы: зная особенности зрения, человек может анализировать получаемую картинку, понимать, когда глаза его обманывают, а когда изображение полностью реально.
Цель работы: изучить иллюзии, определить их виды; выявить и объяснить причины возникновения несоответствий между видимыми предметами и действительностью.
Задачи:
Объект исследования: зрительные иллюзии.
Предмет исследования: изучение процесса восприятия зрительных иллюзий.
Гипотеза исследования: предполагаю, что видимое не всегда соответствует действительному.
Научная новизна исследования заключается в том, что на сегодняшний день оптическая иллюзия, обманы зрения широко используются в создании тестов, игр, интерьеров и даже специальных выставок фотографий. В последнее время все больше приобретают свою популярность занятия с использованием оптических иллюзий для развития и тренировки глаз, внимательности, остроты ума.
Практическая значимость заключается в том, что знания, полученные при проведении исследовательского проекта, будут помогать распознавать иллюзии в жизни (цирке, интерьере, архитектуре, природе и др.).
Правильно раскрыть тему исследования достаточно сложно, поэтому моя работа предусматривает несколько этапов: теоретический — заключается в изучении литературы по данной теме и практический — заключается в создании оптической иллюзии.
В ходе исследования были использованы следующие группы методов: теоретические (анализ литературы); эмпирические (наблюдение); статистические (оценка значимости гипотезы и проекта в целом).
Вывод. Как показало проведенное исследование, наше восприятие нередко обманчиво, и многое оказывается совсем не тем, чем, кажется на первый взгляд. Даже самые простые вещи могут таить в себе самые неожиданные открытия, нужно только внимательно присмотреться. В ходе выполнения данной работы мной были изучены зрительные иллюзии и основные причины их возникновения, выделены различные виды иллюзий и исследовано множество примеров по каждому виду. Итак, остается ответить на главный вопрос – «Можно ли верить глазам?» Оказывается, не всегда! Ученые придумали множество обманчивых картинок, наглядно демонстрирующих, сколь ограничены способности наших глаз.
Проект по физике «Всегда ли можно верить своим глазам или что такое иллюзия»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Алешковская средняя общеобразовательная школа
Всегда ли можно верить своим глазам, или что такое иллюзия?
Учитель математики и физики
Караблина Людмила Николаевна
1. Зрительные искажения.
2. Иллюзия Цельнера.
3. Иллюзия «Стена кафе».
4. Иллюзия Перельмана.
5. Спираль Фрейзера.
6. Иллюзия Лудимара Германна.
8. Иллюзия крутящихся колес.
Глава III. Области применения иллюзий.
Больше всего сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения. Еще античный философ Гераклит говорил, что «глаза – более точные свидетели, чем уши». Действительно, 90% всей информации люди получают через глаза. Мы часто не сомневаемся, что реальный мир именно таков, каким мы его видим. Но так ли это на самом деле?
Существует много обманчивых картинок, наглядно демонстрирующих, сколь ограничены возможности наших глаз. «Обман зрения». Это выражение в жизни встречается очень часто.
К сожалению, наш глаз не самый точный прибор в мире, поэтому и ему свойственно ошибаться. Эти ошибки называют оптическими иллюзиями. Попросту говоря – это неверное представление реальности.
Самые простые оптические иллюзии мы видим ещё в детстве, когда наблюдаем за тучами, облаками, которые складываются в витиеватые фигуры, необыкновенные формы. Природа – самый лучший и неиссякаемый источник иллюзий.
Так стоит ли доверять всему, что мы видим? Правда ли, что неподвижные предметы могут двигаться? Каково разнообразие оптических иллюзий?
В своей проектной работе я постараюсь найти ответы на эти вопросы.
Цель данной работы: познакомиться с понятием оптической иллюзии и с ее видами, показать, как используется обман зрения в повседневной жизни (в искусстве, дизайне, фотографии), тем самым доказать необходимость проведения доказательств большинства математических утверждений.
Задачи:
— познакомиться со строением глаза и узнать, каким образом видит человек;
— изучить зрительные иллюзии;
— узнать, действительно ли реальный мир именно таков, каким мы его видим.
В ходе работы над проектом были использованы Интернет-ресурсы, дополнительная литература и научно-популярные издания.
Человек видит следующим образом:
1.Свет проходит сквозь роговицу и зрачок к хрусталику.
2. Затем он проходит через хрусталик и жидкость, заполняющую глазное яблоко, и попадает на сетчатку.
3. Сетчатка принимает световой импульс и передает его зрительному нерву.
4. Зрительный нерв посылает сигнал мозгу.
5. Мозг переводит сигнал в зрительный образ.
ХОД ЛУЧЕЙ В ОПТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ГЛАЗА
Человек воспринимает большую часть информации об окружающем мире благодаря зрению, но мало кто задумывается о том, как именно это происходит. Чаще всего глаз считают похожим на фотоаппарат или телекамеру, проецирующую внешние объекты на сетчатку, которая является светочувствительной поверхностью. Мозг «смотрит» на эту картинку и «видит» все, что нас окружает. Однако не все так просто.
l Во-первых, изображение на сетчатке перевернуто.
l Во-вторых, из-за несовершенных оптических свойств глаза картинка на сетчатке размазана.
МЕХАНИЗМ РАБОТЫ ОПТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ГЛАЗА.
Отраженные от предмета лучи света проходят через оптическую систему глаза и создают обратное и уменьшенное изображение на сетчатке
(мозг «переворачивает» обратное изображение, и оно воспринимается как прямое).
— Глаз совершает постоянные движения: скачки при рассматривании изображений, мелкие непроизвольные колебания, относительно медленные, плавные перемещения при слежении за движущимся объектом. Таким образом, изображение находится в постоянной динамике.
-Глаз моргает приблизительно 15 раз в минуту, а это значит, что изображение через каждые 5-6 секунд перестает проецироваться на сетчатку.
Так что же «видит» мозг?
Самый простой способ описать оптическую иллюзию – это фокус, который наши глаза проделывают с нами. Нам кажется, что мы видим то, чего нет на самом деле. Или мы можем видеть один и тот же предмет двумя совершенно разными способами. Как же глаз может проделывать с нами такие «фокусы», если глаза функционируют нормально и являются инструментами точного восприятия того, что находится перед нами? Вот как это происходит. Зрение – физический процесс. Но оно не имеет ничего общего с фотографией, которая работает чисто механически. В действительности зрение – это психологическое явление, поскольку видят не глаза, а мозг! А глаза представляют собой механические инструменты для получения изображения. Но когда эти образы доходят до мозга, происходит оценка полученной информации. Клетки мозга должны определить, что они думают о данном образе.
Что помогает мозгу это определить? Очень важное значение имеет та работа, которую проделывают глазные мышцы, чтобы увидеть предмет. В определении расстояний, углов, взаиморасположения предметов в пространстве наши глаза двигаются то в одну, то в другую сторону. Наш мозг говорит о том, что глаза проделали определенный путь, поскольку мозг имеет представление об энергии и времени, потраченных для перемещения глаза в разных направлениях.
Это одна из причин возникновения иллюзий.
Представим, что перед нами две линии одинаковой длины, но одна из них расположена вертикально, а другая – горизонтально. Горизонтальная линия покажется нам короче, поскольку для глазного яблока гораздо легче перемещаться из стороны в сторону, чем вверх-вниз. Поэтому мозг решает, что горизонтальная линия должна быть короче!
Можно выделить 3 основные группы оптических и ллюзий:
Выделяется несколько видов обмана зрения:
Анаморфозы (стерео-иллюзии), или, как их еще называют: «3d картинки».
оптический обман восприятия глубины;
оптический обман восприятия размера;
движущиеся оптические иллюзии;
обман зрения на основе восприятия цвета и контраста;
обман зрения «перевертыши» и т.д.
В следующей главе я более подробно рассмотрю различные виды иллюзий.
Всегда ли можно верить своим глазам или что такое иллюзия
ВСЕГДА ЛИ МОЖНО ВЕРИТЬ СВОИМ ГЛАЗАМ?
Карабанович Глеб Константинович
учащийся 2 «Г» класса
МБОУ «СОШ № 126» г. Барнаула Руководитель:
Сороковых Ольга Игнатьевна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 126» г. Барнаула
Теоретическое исследование зрительных иллюзий………………….4
Что такое зрительные иллюзии и причины их возникновения……. 4
Практическое исследование зрительных иллюзий…………………8
Экспериментальное исследование восприятия иллюзий……………8
Создание брошюры иллюзий распознавания образов…………. 12
Создание фотографий с оптическими иллюзиями………………….12
Приложение 1. Анкета экспериментального исследования восприятия зрительных иллюзий на примере учеников 2 Г класса …….……………………15
Приложение 2. Фотографии с оптическими иллюзиями (автор Карабанович Глеб) …………………………………………………………………16
«Видимое не всегда соответствует действительному» Н. Коперник.
Часто то, что мы видим обманчиво, и многое оказывается совсем не тем, чем кажется на первый взгляд. Даже самые простые вещи могут таить в себе неожиданные открытия, нужно только присмотреться. Но стоит ли доверять всему, что мы видим? Правда ли, что неподвижные предметы могут двигаться? Мне очень хотелось найти ответы на все поставленные вопросы, поэтому я решил провести исследование «Иллюзия обмана. Всегда ли можно верить своим глазам?».
Выражение «обман зрения», «иллюзия обмана» в жизни встречается очень часто. Мы говорим: «Я не поверю, пока не увижу собственными глазами». Однако наш глаз не точный прибор в мире, поэтому и ему свойственно ошибаться. Эти ошибки называют оптическими иллюзиями. Изучением причин возникновения иллюзий ученые занимаются около 150 лет. Но многое остается не понятным и актуальным до сих пор.
Объектом исследования являются зрительные иллюзии. Предметом исследовательской работы является изучение процесса восприятия зрительных иллюзий на примере учеников моего 2 Г класса.
Цели, которые я поставил перед собой в исследовании: изучить иллюзии, определить их виды; выявить и объяснить причины возникновения несоответствий между видимыми предметами и действительностью; доказать, что не всегда нужно верить своим глазам.
Задачи, которые необходимо решить для реализации цели: провести исследование, в ходе которого определится процент восприятия объекта учащимися моего класса; составить брошюру иллюзий распознавания образа; создать фотографии с оптическими иллюзиями.
Гипотеза исследования – предполагаю, что видимое не всегда соответствует действительному.
Научная новизна исследования заключается в том, что на сегодняшний день оптическая иллюзия, обманы зрения широко используются в создании тестов, игр, интерьеров и даже специальных выставок фотографий. В последнее время все больше приобретают свою популярность занятия с использованием оптических иллюзий для развития и тренировки глаз, внимательности, остроты ума.
Практическая значимость заключается в том, что знания, полученные при проведении исследовательского проекта, будут помогать распознавать иллюзии в жизни (цирке, интерьере, архитектуре, природе и др.).
В ходе исследования были использованы следующие группы методов: теоретические (анализ литературы); эмпирические (наблюдение, анкетирование, фотографирование); статистические (оценка значимости гипотезы и проекта в целом).
Предполагаю, что в результате исследовательской работы я выясню, что объекты и явления, которые мы видим, не всегда соответствуют реальности и являются правдой, поэтому не следует ограничиваться только оценкой глаз, нужно подключать логику.
Теоретическое исследование зрительных иллюзий
1.1 Что такое зрительные иллюзии и причины их возникновения
Выделяются три основные причины иллюзии: наши глаза так воспринимают идущий от предмета свет, что в мозг приходит ошибочная информация; при нарушении передачи информационных сигналов по нервам происходят сбои, что опять же приводит к ошибочному восприятию; мозг не всегда правильно реагирует на сигналы, приходящие от глаз. Часто оптические иллюзии возникают сразу по двум причинам: являются результатом специфической работы глаза и ошибочного преобразования сигнала мозгом.
По происхождению оптические иллюзии делятся на три вида: естественные, или созданные природой (мираж); искусственные, или придуманные человеком (фокус “левитация”); смешанные, то есть естественные иллюзии, воссозданные человеком (иллюзионные картинки, модель миража).
Рассмотрим некоторые виды иллюзий более подробно.
Зрительное искажение – предметы кажутся не такими, какие они на самом деле. На картине Геринга кажется, что параллельные прямые изогнуты, на самом деле это не так.
Двойственные иллюзии – это картины, на которых можно увидеть не один предмет, а несколько. Эта иллюзия с черепом, что можно увидеть в нем?
5. Иллюзии цвета и контраста – цвета, которых нет, начинают «всплывать». Смотрите в центр картинки и цветные пятна должны исчезнуть!
6. Кажущиеся фигуры – фигуры, которых на самом деле нет, видны. Фигура слева воспринимается ромбом, а справа как набор отдельных кусков.
7. Восприятие размера – когда кажется что предметы разной величины, а на самом деле они одинаковые. Какое мороженое больше? Они одинаковые.
9. Невозможные фигуры – это фигуры, которые содержат ряд несовместимых друг с другом признаков глубины и которые физически не существуют. На картине Нормана Минго виден невозможный трезубец.
10. Перевертыши – картины, которые при переворачивании «превращаются» в другие изображения.
12. Распознавание образа – когда в обычной картине можно увидеть другие образы. Попытайтесь угадать, что здесь нарисовано! Правильно лошади.
13. Соотношение фигур и фона. Распознайте что здесь? А здесь саксофонист и лицо женщины.
Практическое исследование зрительных иллюзий
2.1 Экспериментальное исследование восприятия иллюзий
После изучения различных видов иллюзий и рассмотрения причин их возникновения, я решил провести исследование на предмет восприятия зрительных иллюзий учащимися моего класса. В исследовании участвовали 31 человек (ученики 2Г класса).
Рассмотрев имеющиеся изображения, ребята попытались объяснить художественные композиции. Многие справились с заданием без ошибок. Результаты ответов представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Анализ художественных композиций
Распознали иллюзии правильно (чел.)
Распознали иллюзии с ошибками (чел.)
Не распознали иллюзии (чел.)
2.Посчитайте черные точки.
Таблица 2 – Результаты задания №2
Невозможно посчитать, так как они быстро двигаются (чел.)
Нет чёрных точек, только белые (чел.)
Пытались посчитать (чел.)
Вы видите прекрасный горный пейзаж. Если повернуть картинку на 90° что изменится? Вы увидели маму и сына?
Таблица 3 – Результаты задания №3
Распознали иллюзии правильно (чел.)
Распознали иллюзии с ошибками (чел.)
Не распознали иллюзии (чел.)
4.Двигаются ли точки в центре?
Таблица 4 – Результаты задания №4
5.Кого ты видишь на картинке?
Таблица 5 – Результаты задания №5
Белого медведя (чел.)
Белого медведя и тюленя (чел.)
6.Сколько ног у слона?
Таблица 6 – Результаты задания №6
Какая пара женщин большего размера – верхняя, средняя, нижняя, или они одинаковые?
Таблица 7 – Результаты задания №7
8.Смотрите в центр предложенной картинки. Вы заметили движение?
Таблица 8 – Результаты задания №8
Распознали иллюзию (чел.)
Не распознали иллюзию (чел.)
9. Посмотрите на фигуру. Одинакова ли ее высота и ширина? Высота фигуры, изображенной на рисунке, кажется больше, чем ее ширина, хотя эта фигура в действительности имеет форму квадрата.
Таблица 9 – Результаты задания №9
10. 3 D рисунки на асфальте выглядят очень реалистично. Это реальность или изображение на асфальте?
Таблица 10 – Результаты задания №10
Распознали иллюзию (чел.)
Не распознали иллюзию (чел.)
Я провел исследования среди учащихся 2 Г класса по средствам анкетирования (анкеты в Приложении 1). На диаграмме 1 представлены результаты исследования на примере учеников 2 Г класса.
2.2 Создание брошюры иллюзий распознавания образов
Обманы зрения представляют собой живой интерес для художников, физиологов, психологов, для каждого любознательного человека. Можно бесконечно долго наслаждаться зрительными иллюзиями, пытаясь разгадать непостижимую тайну оптических иллюзий, созданных дивной фантазией человека. В своем исследовательском проекте я составил брошюру иллюзий распознавания образов, с использованием зрительных и оптических обманов зрения. Иллюзии не только занимательны, но и тренируют ум, развивают зоркость и внимательность.
2.3 Создание фотографий с оптическими иллюзиями
Фотографии с оптическими иллюзиями в последнее время все больше и больше приобретают свою популярность, создаются специальные выставки, так как эти фотографии больше относятся к искусству, нежели к научной деятельности. Я тоже решил попробовать себя в этом искусстве. Сначала может показаться, что оптическая иллюзия в фотографии создается легко, но на самом деле, чтобы добиться впечатляющих результатов потребовалось достаточно много сил и времени.
Я провёл фото сессию, в которой принимали участие моя семья, и создал ряд фотографий с оптическими иллюзиями (Приложение 2), а также оформил их для наглядности в виде стенгазеты.
Как показало проведенное исследование, наше восприятие нередко обманчиво, и многое оказывается совсем не тем, чем, кажется на первый взгляд. Даже самые простые вещи могут таить в себе самые неожиданные открытия, нужно только внимательно присмотреться. В ходе выполнения данной работы мной были изучены зрительные иллюзии и основные причины их возникновения, выделены различные виды иллюзий и исследовано множество примеров по каждому виду. Для изучения процесса восприятия зрительных иллюзий было проведено исследование среди учащихся моего класса. Оно оказалось интересным не только для меня, все ученики моего класса были увлечены темой и узнали много нового.
Анализируя результаты исследования, я сделал вывод, о том, что зрительные иллюзии воспринимаются большинством людей. Человек не всегда может реально оценить увиденную ситуацию. Так устроен наш глаз. Не стоит забывать, что оптические иллюзии сопровождают нас в течение всей жизни. Поэтому знание основных их видов, причин и возможных последствий необходимо каждому человеку. В последнее время оптические иллюзии стали очень популярны и в повседневной жизни. В основном это картины, иллюстрации или же фотографии для интерьера. Они очень интересны, познавательны и тренируют наше зрение, внимательность, логическое мышление. Я научился самостоятельно создавать зрительные иллюзии и собрал брошюру, которую можно использовать для игры с одноклассниками, развития внимания.
Итак, остается ответить на главный вопрос – «Можно ли верить глазам?» Оказывается, не всегда! Ученые придумали множество обманчивых картинок, наглядно демонстрирующих, сколь ограничены способности наших глаз.
Ликум А. «Все обо всем». Энциклопедия для детей.- Москва, Компания «Ключ-С»1994.
Милонова Е.Великий фокусник Дэвид Копперфильд // Классный журнал.-2008.- №35.- С.12-13.
Энциклопедический словарь юного физика. Составитель Чуанов В.А., Москва «Педагогика Пресс», 1995.
Энциклопедия школьнику для любознательных детей разного возраста. Киев МП «Сканнер», 1994.
Я познаю мир. Детская энциклопедия «Тайны человека», «АСТ», 2001.
Я познаю мир. Детская энциклопедия «Физика», «АСТ», 1996.
Живопись, графика, скульптура http://gallery.artsportal.ru/.
Зрительные иллюзии и феномены http://www.psy.msu.ru/illusion/.
Иллюзия. Оптические фокусы, оптические иллюзии. 3d картинки. Обман зрения http://www.abc-people.com/illusion/index/htm/.
Оптические иллюзии. Обманы зрения. http://www.daysse.com.ru/obman.htm
Оптические иллюзии и обманы зрения http://www.log-in.ru/illusions/.
Анкета экспериментального исследования восприятия зрительных иллюзий на примере учеников 2 Г класса
Задание 1. Ты увидел на картинах двойственное изображение?
Задание 2. Посчитай черные точки.
Нельзя посчитать, они быстро двигаются
Нет чёрных, только белые
Задание 3. Что изменилось, когда картинку перевернул на 90°?
Ничего не изменилось
Увидела женщину с мальчиком
Задание 4. Двигаются ли точки в центре?
Задание 5. Кого ты увидел на картинке?
Белого медведя и тюленя
Задание 6. Сколько ног у слона?
Задание 7. Какая пара женщин большего размера – верхняя, средняя, нижняя? Или они одинаковы?
Задание 8. Ты заметил движение картинки?
Задание 9. Одинакова ли высота и ширина фигуры?
Задание 10. Это реальность или изображение на асфальте?
Изображение на асфальте
Фотографии с оптическими иллюзиями (автор Карабанович Глеб)