Все содействует ко благу что значит
Как понять, «что любящим Бога, все содействует ко благу».
Многие неправильно понимают этот популярный стих из Библии.
На днях мне стало интересно, какие стихи из Библии люди чаще всего ищут в Интернете.
Согласно интернет-ресурсу Bible Gateway, пятерка топовых мест Писания выглядит следующим образом: как и ожидалось, номер один — это Иоанна 3:16. Второе по популярности — одно из моих любимых, Иеремии 29:11. Следующее — Филиппийцам 4:13, за которым следует Псалом 22:4. Пятое — Римлянам 8:28, излюбленный и часто цитируемый стих: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу.»
Но понимаем ли мы, что здесь на самом деле имеется в виду? Когда Библия говорит, что «всё содействует», это не относится к широкой общественности. Это утверждение не касается каждого человека. Его вариации включают в себя и «Всё хорошо, что хорошо кончается», и «Всё в порядке!»
Просто скажу, что нет, не «всё в порядке». Иногда всё действительно плохо. Порой происходящее не имеет смысла. С нами случается необъяснимое.
Когда апостол Павел писал эти слова из Послания к Римлянам 8:28, он обращался к тем, кто верит в Иисуса Христа. Это очень конкретное обещание очень конкретным людям — тем, кто любит Бога.
Если вы любите Бога, и под этим я подразумеваю, что вы поверили в Иисуса Христа и доверились Ему как своему Спасителю и Господу, тогда вы можете применить это обетование к самим себе, независимо от того, через что вы проходите сейчас.
Обратите внимание на то, как начинается этот стих: «Мы знаем». Здесь не сказано «мы думаем», «мы надеемся», «мы полагаем» или «мы хотим».
Он говорит: «Мы знаем».
Но как мы можем знать?
Мы можем найти ответ в Рим. 8:32, где Павел сказал: «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?»
Всякий раз, когда я испытываю искушение усомниться в Божьей любви и задуматься о том, действительно ли всё содействует моему благу, мне приходится долго смотреть на крест и вспоминать, что Иисус явил Свою любовь ко мне, умерев там вместо меня. Это не гвозди держали Христа на кресте; это была Его любовь к вам и ко мне.
Как христианин вы можете знать, что всё происходящее в вашей жизни содействует ко благу тех, кто любит Бога. Это потому, что Бог показал Свою любовь к нам, послав Иисуса.
Итак, не всё происходящее хорошо. Но поскольку Бог благ, всё это содействует во благо тем, кто любит Его. Есть различные плохие вещи, и они всегда будут плохими. И в Рим. 8:28 не говорится, что Бог делает плохое хорошим. Вместо этого говорится, что все это содействует во благо любящим Бога.
Таким образом, Бог может взять что-то, что является злым по своей сути, что-то, что должно причинить нам вред, и может, каким-то образом, по Своему провидению, превратить это в нечто, что в конечном итоге принесет благо в нашу жизнь. Но эта надежда только для верующего.
Христиане не верят в глупости об удаче; мы верим в Божье водительство. Мы не верим в совпадение; мы верим в Божий промысел. И когда в данный момент дела идут плохо, мы не паникуем, потому что знаем, что в жизни христиан нет так называемых случайностей.
Я думаю, что христиане — наибольшие реалисты, потому что мы понимаем, что плохое случается в мире, в котором мы живем. Мир не является милым местечком. На самом деле, он может быть очень плохим. Но хорошая новость в том, что мы служим очень доброму Богу.
Библия говорит: «Вкусите и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!» (Пс. 33:9). Это означает, что Бог является конечной инстанцией в определении того, что хорошо, а что нет. Поэтому, когда Бог говорит, что что-то хорошо — это и есть хорошо. И когда Бог говорит, что что-то плохо, то это плохо.
Но что есть благо?
Благо — это то, что одобряет Бог. Это библейская логика. Например, мы считаем, что благо — это когда всё идёт по-нашему. Благо — это зеленый свет, голубое небо, оплаченные счета и отличное здоровье. Но иногда несчастье или трудности могут быть во благо, потому что они вынуждают нас обращаться к Богу.
Иногда, когда дела идут действительно хорошо, мы забываем Бога. Мы просто принимаем всё как должное. Давайте будем честными и признаем это. Мы не молимся так, как следовало бы, и не читаем очень уж часто Библию.
Но когда земля уходит из-под ног и приходит кризис, мы опускаемся на колени. И это хорошо. Бог может взять то, что кажется плохим, и оно на самом деле может стать хорошим в Его руках.
И всё же есть вещи, о которых, когда они случаются, мы говорим: «Я не думаю, что из этого когда-нибудь выйдет что-то хорошее».
Я так и думал, когда мой сын Кристофер погиб в аварии. Я думал, что это действительно конец моей жизни. Это всё ещё причиняет боль. И мы до сих пор скучаем по нему.
Но были вещи, которые Бог извлек из этого, чтобы они сработали на благо. Например, это позволило нам глубже сострадать тем, кто испытывает боль. Это дало нам возможность служить людям, которые потеряли близких, особенно детей. И это сделало нас сильнее в нашей вере, заставило нас сделать смелые шаги, которые мы, вероятно, не сделали бы в другой ситуации.
Так что да, я вижу, как всё содействует ко благу. Несмотря на эти плохие вещи, Бог создал хорошие.Все жизненные события происходят по Божьему провидению. Это даёт нам ощущение равновесия в разгар шторма, веру посреди сомнений, смелость в опасности и надежду в безысходности. У Бога всё под контролем.
«Любящим Бога… всё содействует ко благу». Как это работает?
«Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует ко благу» ( Рим. 8:28 ).
Каждый раз, читая эти знакомые слова, я задаю себе вопрос: знаю ли я это? Живу ли я в соответствии с этим?
Новый год предоставляет всем нам возможность проверить надёжность якоря, на котором держится наша душа, особенно в то время, когда поднимаются волны страха и тревоги за будущее.
Нам важно правильно понимать слова Павла: «всё содействует ко благу». Он не говорит, «всё является благом». Быть христианином – не значит приобрести иммунитет от всяких неприятностей. Так могут учить сегодня некоторые церковные лидеры, но нигде в Писании не написано, что так сказал Сам Бог. Мы страдаем наравне с прочими жителями нашего испорченного мира от тех же болезней, финансовых затруднений, тяжёлых утрат, стрессов на работе, сложностей в отношениях, несчастных случаев и прочих проблем. Мы страдаем так же, как и все. А в некоторых местностях мы страдаем даже больше, по причине нашей веры в Иисуса. Нечто ужасное может случиться с нами в течение следующих двенадцати месяцев, несмотря на то, что мы являемся верными последователями Христа.
Павел не говорит, что в нашей христианской жизни нам не повстречается ничего плохого. Он лишь утверждает, что, что бы ни пришло в нашу жизнь, Бог может заставить и это служить нашему благу. Бог не несёт ответственность за зло, но даже зло и страдания неизбежно трансформируются под влиянием Его совершенных замыслов относительно нашей жизни.
Всё в 2019 году
Этот стих дан нам потому, что в нём изложено именно то, что нам нужно услышать. Павел уже обрисовал в общих чертах модель христианской жизни: здесь – страдания, в будущем – слава ( Рим. 8:17 ). Эта модель воспроизводит путь служения Самого Иисуса. И в нашем мире, полном тягостных ожиданий, данный стих является совершенно необходимым ресурсом, который нам следует взять с собой в наступающий год. Нам важно знать, что, в конечном итоге, Бог может обратить всё, что с нами происходит, нам во благо.
Слово «всё» означает именно всё, что происходит с нами, в том числе и самое страшное. Даже неприятности, которые случаются с нами, не могут остаться вне планов любящего Бога относительно нашей жизни. В Ветхом Завете мы читаем о том, как Иосиф, оглядываясь на невыразимое несчастье, которое он претерпел по вине братьев, говорит: «вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро» ( Быт. 50:20 ). Беспокоясь, мы увидели бы лишь то, что они замыслили зло, и предположили бы, что это ускользнуло от Божьего внимания. Но вера убеждает нас в том, что Бог обращает и это в добро.
Такое «содействие ко благу» наиболее ясно проявилось в смерти Иисуса ( Деян. 4:27-28 ). То событие было самым страшным из всех, что случались в мире. Но Бог сделал так, что оно послужило причиной неисчислимого и вечного блага.
Какому благу всё содействует?
Итак, что же это означает на практике? – Каким бы ни был для вас прошедший год, Бог не мог быть добрее к вам, чем Он был. Возможно, этот год был для вас очень тяжёлым. (Лично для меня он был одним из самых трудных.) Возможно и так, но таково Божие слово о прошедшем годе, обращённое к нам. И оно останется истинным и в году грядущем. Каждый миг в новом году Бог будет работать над тем, чтобы всё, что с вами происходит, в конечном счёте, послужило вам во благо.
Возможно, осознавая, как трудно будет некоторым из нас поверить в это, Павел в следующем стихе более полно раскрывает эту истину: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями» ( Рим. 8:29 ).
Это то благо, которому содействует всё в вашей жизни, — чтобы вы стали подобны Иисусу. Нам бывает трудно разглядеть благость Божию потому, что мы не понимаем, каким должно быть окончательное благо. Наше представление о благе всё ещё не соответствует Божьему. И такие стихи напоминают нам о том, что Бог намного, намного больше нас знает о том, что, в конечном счёте, будет лучше для нас. Бог не выстраивает события так, чтобы наполнить нашу жизнь финансовым благополучием, отменным здоровьем и популярностью. Он содействует тому, чтобы мы становились всё более и более похожими на Его Сына.
Не о чем беспокоиться
Как христиане, мы являемся любящими Бога, призванными по Его изволению. Причём, не мы первые возлюбили Бога, так чтобы Он уже в ответ на нашу любовь призвал нас к благословению; всё было с точностью наоборот. Именно благодаря Его призванию мы познали Его и смогли полюбить. И любовь наша, хоть и несовершенна, зато искренна. Теперь у нас новое сердце и любовь к Богу. Мы действительно любим Его. Как бы глубоко в нашей душе ни скрывались греховные побуждения, данная Духом любовь к Богу всё равно окажется глубже. А данное нам обетование гласит: Бог приведёт всё к нашему благу – к нашему уподоблению Его Сыну.
Этого Бог более всего желает для меня. И этого же я сам должен более всего желать для себя. Ничто в моей жизни не может оказаться важнее этого. И Бог не позволит ничему из созданного, ничему в истории или во всём мироздании помешать этому.
Это значит, что мне не стоит совершенно ни о чём беспокоиться. Если всё совершается Богом к моему благу, значит, Бог устраивает всё в моей жизни так, как будет лучше для меня. Моё беспокойство будет свидетельствовать лишь о том, что в моём сердце ещё есть некоторые потаённые места, нуждающиеся в освещении этой истиной. Я знаю, каково это – бороться с тревогой. Но, если мы во Христе, нам не нужно беспокоиться о грядущем годе. Нам никогда не нужно бояться. Бог каждый миг будет работать над тем, чтобы сделать нас подобными Христу. Что может быть прекраснее этого?
INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!
Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!
Апостола Павла послание к римлянам 8:28
Толкования:
Амвросиаст
Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу
Блаж. Иероним Стридонский
Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу
Блаж. Феодорит Кирский
Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу
Бог содействует не всем, но любящим Его, и не просто содействует, но содействует на благо. Ибо если ктонибудь попросит не полезных вещей, он не получает просимого, потому что ему полезно их не получить.
Блаж. Феофилакт Болгарский
Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу
Сказанное прежде, именно: тварь покорилась суете ( ст. 20 ), также: освобождена будет от рабства тлению ( ст. 21 ), и еще: мы не знаем, о чем молиться ( ст. 26 ), все это, как заметили мы, служило для преследуемых в Риме ободрением. Но теперь присовокупляемое яснее всего. Любящим Бога, говорит, все, даже кажущееся неприятным и прискорбным, содействует ко благу. Не сказал, что любящим Бога не приключаются никакие беды, но что хотя и приключаются, однако Бог употребляет бедствия к пользе подвергающихся оным. Потом так как это казалось невероятным, подтверждает это прошедшим, говоря: призванным по Его изволению. Бог, говорит, призвал тебя, когда ты был вдали, и усвоил тебя Себе: не тем ли паче поможет Он призванному? А званным становится человек по изволению, то есть и по собственному его произволению. Ибо одного звания недостаточно (потому что в таком случае все спаслись бы, потому что все призваны), а нужно еще произволение.
Блж. Августин
Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу
В тех, кто благодатию избран для спасения, Бог устраивает и желания, и поступки во благо, ибо любящим Бога все содействует ко благу.
Лопухин А.П.
Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу
Ст. 28-29 Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями
Прав. Иоанн Кронштадтский
Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу
Как верующему вся поспешествуют во благое, так неверующему все – в злое; оттого что верующий – с Богом, и Бог, как Самосущее Благо, все обращает для него во благо; а неверующий – с диаволом, и диавол, как зло, все обращает для него в зло. Это дознано бесчисленными опытами.
Прп. Ефрем Сирин
Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу
Прп. Исидор Пелусиот
Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу
Всякому человеку хочется помогать и оказывать внимание тем, которых видит он не спящими, не ленивыми, но готовыми, расположенными и желающими делать, что надлежит. Как же ты, беспробудно спящий и не заботящийся о своем спасении, просишь себе неодолимой помощи и огорчаешься, не получая оной. Пусть предшествует то, что в твоих силах, тогда последует и зависящее от оной помощи. Не словами только призываемая, но и делами привлекаемая, придет она как бы сама собою, потому что помощь сия, воздвигающая спящих, побуждающая не хотящих, не оставит тех, которые сами собою избрали добродетель, но и поможет им, и преуспеяние их приведет к счастливому концу.
Прп. Макарий Великий
Вемы же, яко любящим Бога вся поспешествуют во благое, сущим по предуведению званным
Князь века сего есть жезл вразумления и бич, наносящий раны младенчествующим по духу; и им, как сказано было и прежде, уготовляет великую славу и большую честь сими скорбями и искушениями, потому что в следствие оных люди делаются совершеннейшими, себе же готовит большее и тягчайшее наказание. Ибо вообще чрез него строится некое весьма великое домостроительство, и как сказано негде, лукавое недобрым своим произволением содействует благому; потому что для душ добрых и имеющих доброе произволение и мнимоскорбное обращается наконец во благое, каковое значение имеет и сказанное Апостолом: «любящим Бога вся поспешествуют во благое».
Свт. Игнатий (Брянчанинов)
Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу
Не только внешние скорби и напасти, но и скорби, производимые восстанием и бурею страстей. Они обнаруживают пред человеком падение его, низводя его с высоты высокоумия и самомнения в состояние самопознания и смирения, открывают совершенную необходимость в Искупителе, повергают в самоотвержении к ногам Искупителя.
Свт. Иоанн Златоуст
Ст. 28-32 Вемы же, яко любящым Бога вся поспешествуют во благое, сущым по предуведению званным: ихже бо предуведе, (тех) и предустави сообразных быти образу Сына Своего, яко быти Ему первородну во многих братиях: а ихже предустави, тех и призва: а ихже призва, сих и оправда: а ихже оправда, сих и прослави. Что убо речем к сим, аще Бог по нас, кто на ны; Иже убо Своего Сына не пощаде, но за нас всех предал есть Его, како убо не и с Ним вся нам дарствует
Гомилии на Послание к Римлянам.
Все неприятности и кажущияся огорчения Бог обращает во благо. Это самое сбылось и над дивным Иосифом. То самое, что сделали ему братья, более всего и доставило ему царство, при содействии благопромыслительной премудрости Божией, прелагающей злое во благое.
Гомилии на Книгу Бытия.
Для чего сказано такое вступление? Ничего напрасно и без цели не говорит эта блаженная душа, но всегда прилагает представляющимся болезням соответственные духовные врачества. Что же означают слова его? Так как многие искушения со всех сторон окружали тогда обращавшихся к вере, и беспрерывные были ухищрения со стороны врага, непрестанные козни, и не успокаивались противники проповеди, одних ввергая в темницы, других, подвергая изгнаниям, иных, увлекая во многие другие пропасти, то, подобно тому, как отличный военачальник, видя противника, дышащего великою яростью, обходит своих везде, ободряет их, укрепляет, приготовляет, располагает к мужеству, делает готовыми поднять руки против врага и не бояться его нападений, но с твердым духом стоять против него, поражать его, если можно, в самое лицо его, и не страшиться противодействия ему; – таким же образом этот блаженный, эта достигающая до небес душа, желая ободрить души верующих и стараясь восстановить лежащий долу, так сказать, ум их, начал речь свою так: Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу. Видишь ли апостольское благоразумие? Он не сказал: я ведаю, но: знаем – присоединяя и их к изъявлению согласия на сказанную мысль, что любящим Бога все содействует ко благу. Заметь точность выражений апостольских. Он не сказал: любящие Бога избегают бедствий, освобождаются от искушений; но: знаем, говорит, т.е. мы уверены, мы убеждены, на самом опыте получили доказательства, знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу.
Какая, думаете вы, сила заключается в этом кратком изречении? Все, говорит, все содействует ко благу. Не указывай мне здесь на приятное, не представляй только покой и безопасность, но и противное тому, темницы, скорби, козни, ежедневные нападения, и тогда увидишь в точности силу изречения.
Свт. Кирилл Александрийский
Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу
Толкование на Римлянам 8:28
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Римлянам 8:28 / Рим 8:28
Иоанн Златоуст (
Ст. 28−32 Вемы же, яко любящым Бога вся поспешествуют во благое, сущым по предуведению званным: ихже бо предуведе, (тех) и предустави сообразных быти образу Сына Своего, яко быти Ему первородну во многих братиях: а ихже предустави, тех и призва: а ихже призва, сих и оправда: а ихже оправда, сих и прослави. Что убо речем к сим, аще Бог по нас, кто на ны; Иже убо Своего Сына не пощаде, но за нас всех предал есть Его, како убо не и с Ним вся нам дарствует
Источник: Гомилии на Послание к Римлянам.
Все неприятности и кажущияся огорчения Бог обращает во благо. Это самое сбылось и над дивным Иосифом. То самое, что сделали ему братья, более всего и доставило ему царство, при содействии благопромыслительной премудрости Божией, прелагающей злое во благое.
Источник: Гомилии на Книгу Бытия.
Для чего сказано такое вступление? Ничего напрасно и без цели не говорит эта блаженная душа, но всегда прилагает представляющимся болезням соответственные духовные врачества. Что же означают слова его? Так как многие искушения со всех сторон окружали тогда обращавшихся к вере, и беспрерывные были ухищрения со стороны врага, непрестанные козни, и не успокаивались противники проповеди, одних ввергая в темницы, других, подвергая изгнаниям, иных, увлекая во многие другие пропасти, то, подобно тому, как отличный военачальник, видя противника, дышащего великою яростью, обходит своих везде, ободряет их, укрепляет, приготовляет, располагает к мужеству, делает готовыми поднять руки против врага и не бояться его нападений, но с твердым духом стоять против него, поражать его, если можно, в самое лицо его, и не страшиться противодействия ему; — таким же образом этот блаженный, эта достигающая до небес душа, желая ободрить души верующих и стараясь восстановить лежащий долу, так сказать, ум их, начал речь свою так: Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу. Видишь ли апостольское благоразумие? Он не сказал: я ведаю, но: знаем — присоединяя и их к изъявлению согласия на сказанную мысль, что любящим Бога все содействует ко благу. Заметь точность выражений апостольских. Он не сказал: любящие Бога избегают бедствий, освобождаются от искушений; но: знаем, говорит, т.е. мы уверены, мы убеждены, на самом опыте получили доказательства, знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу.
Какая, думаете вы, сила заключается в этом кратком изречении? Все, говорит, все содействует ко благу. Не указывай мне здесь на приятное, не представляй только покой и безопасность, но и противное тому, темницы, скорби, козни, ежедневные нападения, и тогда увидишь в точности силу изречения.
Источник: Беседа на слова апостола: знаем, что любящим Бога все содействует ко благу.
Игнатий (Брянчанинов) (1807−1867)
Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу
Не только внешние скорби и напасти, но и скорби, производимые восстанием и бурею страстей. Они обнаруживают пред человеком падение его, низводя его с высоты высокоумия и самомнения в состояние самопознания и смирения, открывают совершенную необходимость в Искупителе, повергают в самоотвержении к ногам Искупителя.
Источник: Аскетическая проповедь.
Кирилл Иерусалимский
Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу
Хотя Бог и щедр во благотворении; однако же ожидает от каждого нелицемерного произволения. Потому-то Апостол присовокупляет: «сущим по предуведению званным». Намерение нелицемерное делает тебя званным. Ибо если ты находишься здесь телом, но не находишься духом; то сие бесполезно.
Источник: Поучения огласительные. Предисловие.
Кирилл Александрийский (376−444)
Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу
Те, о ком речь, призваны по чьему-то желанию — Призвавшего ли или самих призванных? Итак, всякое стремление, ведущее нас к добродетели, возникает в нас благодаря Богу Отцу. Ибо Христос сказал где-то: Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня (Ин. 6:44). Впрочем, здесь не будет ошибкой сказать, что некоторые стали званными по выбору, как Призвавшего, так и своему собственному.
Феофан Затворник (1815−1894)
Вемы же, яко любящим Бога вся поспешествуют во благое, сущим по предуведению званным
Любящие Бога суть верующие, которые, быв облагодатствованы, неуклонно ходят в заповедях Божиих, Богу предав себя всецело. На такую любовь и преданность Богу Бог ответствует тем, что все случающееся с ними, даже самое прискорбное, обращает им во благо. Удостоверяя в сем, Апостол завершает утверждение в сердце верующих уповательного расположения, которое, как сказал он выше, составляет отличительную черту истинных христиан. Терпением, сказал, ждем. Это терпение уже и потому требует поддержки, что не скоро получается чаемое — пресветлое и преблаженное; но нужда такой поддержки премного увеличивается от того, что внешнее положение сих ждущих крайне прискорбно. Апостол и выставляет теперь сии поддержки упования. Первая, говорит, есть Самый Дух, задаток уповаемого. Ибо Он, посещая сердце, вливает в него сладкие утешения, отбивающие горечь внешних скорбей, а научая, как должно молиться, располагает предать себя всецело Богу. Бог же, видя, как они всецело Ему себя предают и тем свидетельствуют великую к Нему любовь, устрояет их жизнь так, что все встречающееся с ними обращается им во благо, благо духовное, то есть в очищение сердца, в укрепление доброго нрава, в случае самопожертвования Господа ради, высоко ценимые правдою Божиею и уготовляющие неоцененное воздаяние. Как естественно отсюда заключение: итак, не смущайтесь, встречая скорби, и не ослабляйте уповательного настроения вашего!
Сущим по предуведению званным. Сею второю половиною настоящего стиха Апостол начинает новое основание твердости упования, — то, что все истинно верующие, и по вере живущие, и в благодатном чине содержащиеся суть избранники Божии: ибо за них, яко таковых, Бог; а если Бог за них, кто на них?
В отношении же к предыдущему слова сии могут быть приняты, как причина. Почему все споспешествует во благое любящим и почему так действует в них Дух, утешая и укрепляя их? Потому что они не кое-как, не случайно как попали в сей чин жизни. Все, в порядке благодатном совершающееся, совершается по предначертанному от века и есть потому дело Божие, которое расстроить не может ничто человеческое.
Сущим по предуведению званным. Наши толковники силу речи здесь полагают не в предуведении, а в звании. За всех привожу слова Экумения: «поелику могло показаться невероятным, как так злое превращается в благое, то Апостол, приложив к сему звание Божие, придал веры сказанному. Это, говорит, бывает не со всяким, а только со званными от Бога».
По предуведению, κατά πρόθεσιν, — по предложению воли, по изволению. По чьему изволению, по чьей воли предложению? Званных или Звавшего? Наши восточные толковники — все разумеют волю и произволение званных. Святой Златоуст: «говорит Апостол об изволении, дабы не все приписать званию, потому что в таком случае стали бы спорить и язычники, и иудеи. Ибо если достаточно одного звания, то почему не все спаслися? Потому, говорит, что спасение званных совершено не одним призванием, но и произволением. Призвание не было что-либо принудительное и насильственное. Все были призваны, но не все повиновались». Блаженный Феодорит: «с великою точностию (чтобы точнее определить мысль свою) Апостол к: званию — присоединил: произволение. Ибо не просто всех призывает Бог, но имеющих твердое изволение. Посему в Коринфе сказал Апостолу: глаголи и да не умолкнеши, зане людие суть Ми мнози во граде сем (ср.: Деян. 18, 9 — 10); а в Мисии не дал ему говорить слово (см.: Деян. 16, 9). В Асии же сперва не дозволил, а потом позволил сделать сие. Посему и в Иерусалиме сказал ему: потщися скоро изыти отсюда, зане не приимут свидетельства твоего (ср.: Деян. 22, 18)». Экумений: «τοις κατά πρόθεσιν, — тем, кои по своему расположению и произволению сподобились звания. Показывает Апостол, что хотя все званы, но не все послушались. Почему и помощь (благодатную) встречают только те, которые по собственному произволению (из зовомых) сделались званными». Блаженный Феофилакт: «званным (разумеется — из зовомого) становится человек κατά πρόθεσιν, то есть по собственному произволению. Ибо одного звания недостаточно, а нужно еще произволение».
По латыни это слово переведено: secundum propositum, — и Амвросиаст толкует сие так: «secundum propositum зовомы бывают те, о которых Бог предвидел, что по уверовании они будут благоугодны Ему, так что они, прежде чем уверовали, уже ведомы были». Таким образом здесь предложение воли разумеется не одних званных, но вместе Звавшего. Мысль же соединяется с сим такая: по преднамерению, по предначертанию. Из званных, как говорит Господь и дело показывает, не все оказываются избранными. Столь значительная особенность в сих последних, оказывающаяся по призвании их, вероятно, имеет место и в самом призвании, где полагается ей если не причина, то прочное основание и здравое семя, ради того, что при сем произволение зовомого вполне соответствует силе воздействия Зовущего. Святой Златоуст говорит: «благо сие начинается со времени призвания». Можно потому допустить, что в отношении к избранным и самое произволение совершается особенным некиим образом. Хотя особенность сию определить никто не может, кроме, может быть, званных и Зовущего, или, вернее, одного Зовущего. Но все же она не исключает произволения зовомых, а только предполагает полнейшее соответствие сего произволения преднамерению и силе Зовущего. Дивны пути твои, Господи!
Чье же произволение здесь надо разуметь — званных или Звавшего? И то и другое надо разуметь, потому что в призвании они совмещаются. Званные зовомы бывают по изволению Божию; но из зовомых делаются они званными, или призванными, по своему произволению, когда самоохотно послушаются призывания и пойдут вслед его.
Источник: Толкование послания апостола Павла к Римлянам.
Ефрем Сирин (
Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу
Так как любящим Бога все благопоспешествует к добру, то есть, и в искушении, и без искушения, — тем, коим в призвании сего дня дал обетование чрез Авраама.
Источник: Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.
Исидор Пелусиот (350/60−435/40)
Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу
Всякому человеку хочется помогать и оказывать внимание тем, которых видит он не спящими, не ленивыми, но готовыми, расположенными и желающими делать, что надлежит. Как же ты, беспробудно спящий и не заботящийся о своем спасении, просишь себе неодолимой помощи и огорчаешься, не получая оной. Пусть предшествует то, что в твоих силах, тогда последует и зависящее от оной помощи. Не словами только призываемая, но и делами привлекаемая, придет она как бы сама собою, потому что помощь сия, воздвигающая спящих, побуждающая не хотящих, не оставит тех, которые сами собою избрали добродетель, но и поможет им, и преуспеяние их приведет к счастливому концу.
Божественная благодать, соединяясь с человеческим усердием, спасает человека. Почему и тот, кто имел в себе глаголющаго Христа (2 Кор. 13:3), сказал: споспешествует сущим по предуведению званным. Ибо не одно призвание (все призваны, но не все послушались), но и предуведенное произволение званных соделывает спасение, потому что призвание соделалось не принужденным и невольным, но добровольным.
Макарий Великий (
Вемы же, яко любящим Бога вся поспешествуют во благое, сущим по предуведению званным
Князь века сего есть жезл вразумления и бич, наносящий раны младенчествующим по духу; и им, как сказано было и прежде, уготовляет великую славу и большую честь сими скорбями и искушениями, потому что в следствие оных люди делаются совершеннейшими, себе же готовит большее и тягчайшее наказание. Ибо вообще чрез него строится некое весьма великое домостроительство, и как сказано негде, лукавое недобрым своим произволением содействует благому; потому что для душ добрых и имеющих доброе произволение и мнимоскорбное обращается наконец во благое, каковое значение имеет и сказанное Апостолом: «любящим Бога вся поспешествуют во благое».
Источник: Слово 4. О терпении и рассудительности.
Иоанн Кронштадтский (1829−1908)
Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу
Как верующему вся поспешествуют во благое, так неверующему все — в злое; оттого что верующий — с Богом, и Бог, как Самосущее Благо, все обращает для него во благо; а неверующий — с диаволом, и диавол, как зло, все обращает для него в зло. Это дознано бесчисленными опытами.
Источник: Дневник. Том II. 1857−1858.
Августин (354−430)
Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу
В тех, кто благодатию избран для спасения, Бог устраивает и желания, и поступки во благо, ибо любящим Бога все содействует ко благу.
Иероним Стридонский (
Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу
Когда Иов утратил имущество и потерял своих детей, все, казалось бы, было против него (см. Иов. 1:13−21). Но так как он чтил Господа, претерпленное зло содействовало ему ко благу (см. Иов. 42:9−17). Телесные недуги готовили ему небесный венец (см. Иов. 7:5). До искушения Бог никогда не беседовал с ним; после же искушения Он явился к нему и беседовал с ним, как друг беседует с другом (см. Иов. 38:1−42:9). Пусть постигнут нас невзгоды и всевозможные кары — лишь бы после невзгод явился Христос.
Источник: Трактат на Псалмы.
Феодорит Кирский (386/93−
Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу
Бог содействует не всем, но любящим Его, и не просто содействует, но содействует на благо. Ибо если ктонибудь попросит не полезных вещей, он не получает просимого, потому что ему полезно их не получить.
Источник: Толкования на послания святого Павла.
Феофилакт Болгарский (
Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу
Сказанное прежде, именно: тварь покорилась суете (ст. 20), также: освобождена будет от рабства тлению (ст. 21), и еще: мы не знаем, о чем молиться (ст. 26), все это, как заметили мы, служило для преследуемых в Риме ободрением. Но теперь присовокупляемое яснее всего. Любящим Бога, говорит, все, даже кажущееся неприятным и прискорбным, содействует ко благу. Не сказал, что любящим Бога не приключаются никакие беды, но что хотя и приключаются, однако Бог употребляет бедствия к пользе подвергающихся оным. Потом так как это казалось невероятным, подтверждает это прошедшим, говоря: призванным по Его изволению. Бог, говорит, призвал тебя, когда ты был вдали, и усвоил тебя Себе: не тем ли паче поможет Он призванному? А званным становится человек по изволению, то есть и по собственному его произволению. Ибо одного звания недостаточно (потому что в таком случае все спаслись бы, потому что все призваны), а нужно еще произволение.
Источник: Толкования на послание к Римлянам.
Амвросиаст (IV в.)
Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу
Павел говорит это потому, что, если любящие Бога и не знают, о чем молиться, ничто им не во вред. Бог, знающий помыслы сердец их и слабость их, не воздает им обратное тому, о чем просят… Вот и Господь говорит: Знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него (Мф. 6:8). Призванные же по обетованию — те, о ком Бог предведал, что они в будущем поверят.
Источник: Комментарий на Послание к Римлянам.
Лопухин А.П. (1852−1904)
Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу
Так как христиане все-таки могли смущаться при мысли об ожидающих, быть может, уже начавшихся против них, гонениях, то Апостол считает нужным внушить им правильный взгляд на всякие испытания и страдания. Он успокаивает христиан до конца, что Бог любящих Его не оставит, в особенности потому, что Он Сам же призвал их ко Христу. Все, что ни случится с ними неприятного в жизни, на самом деле, по устроению Божественного промысла, обратится им на пользу. — Любящим Бога, т. е. истинным христианам — не тем, которые только называются так, а тем, которые действительно любят своего отца Небесного. — Призванным по Его изволению… Куда призванным? К Вере во Христа, в Церковь Христову. Сюда призваны верующие по изволению (kata proqesin). Чье это изволение? Их собственное или Божье? Русский перевод, прибавляя выражение Его, ясно толкует это выражение во втором значении, но Отцы и учители восточной Церкви понимают это выражение, как обозначающее произволение, согласие призываемых (Иоанн Злат., Феодорит, Феофилакт и др.). Так как здесь Апостол говорит о том, что должно особенно успокоить сердца верующих, то нет сомнения, что он сам мог разуметь здесь только Божие изволение или предначертание о верующих, а не их собственное изволение, которое вовсе не могло служить для них каким-либо особенно прочным ободрением. Притом в IX гл. 11-й ст. Апостол прямо называет изволение относительно избрания Божиим, так что русский перевод является совершенно правильным. — Все содействует. Христианин, конечно, сам действует в целях достижения вечного блаженства, но в то же время он должен смотреть на все, совершающееся около него и так или иначе входящее с ним в соприкосновение, как на помощь, посылаемую Ему Богом для достижения его цели. Таким образом, и всякие страдания в существе дела являются, с этой точки зрения, вовсе не лишними для христианина, а содействующими ему в его деле. — Ко благу, т. е. во спасение. Все это место представляет собою одно из самых определенных выражений христианского оптимизма.
Ст. 28−29 Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями
Чтобы еще более убедить христиан в том, что их ожидает прославление, Апостол указывает теперь на их призвание ко Христу. Недаром они призваны — это значит, что Бог, в любви своей к ним уже заранее предузнал их и предопределил к тому, чтобы они были подобны образу сына Его. Ясно, что Он доведет свое дело в отношении к нам до конца! Затем ввиду этого сказанного в первой части Апостол (с 31 ст.) громко возглашает о своей уверенности в окончательном спасении, потому что никакое препятствие не сможет отстранить верующих от любви Божией и от любви Христовой. Это как бы триумфальная песнь по случаю одержанной над противниками спасения людей победы.