Все про это говорят и никто не знает что это значит
(1) Все про это говорят, и никто не знает, что это
(1) Все про это говорят, и никто не знает, что это означает. (2) Во всяком случае, я не знала. (3) Сказала, как все: у человека обязан быть обеспеченный внутренний мир. (4) И ещё: духовное богатство. (5) Но если бы меня спросили, как я разумею эти обыкновенные слова, не нашлась бы, что здесь ответить. (6) Внутренний мир это книги, музыка, интерес к театру, понимание природы, любовь к поэзии, вообщем к искусству так я размышляла. (7) И получалось: полный, занимательный внутренний мир посещает только у интеллигентных, даже высокообразованных людей. (8) Но актуальный опыт не подтверждал этого. (9) Полуграмотная деревенская старуха вдруг открыла мне такое осознание человеческой психологии, такую глубину терпимости и доброты, какие не нередко найдёшь в самой интеллигентной среде. (10) Городской мальчик, прибывший на отдых в деревню, казалось, ничем, не считая футбола, не интересовался. (11) Но единожды вечером он, неясно усмехаясь, повёл меня на сберегал реки. (12) Усевшись на поваленное дерево, мы безмолвствовали, и я недоумевала: для чего он меня сюда привёл? (13) Солнце торопливо катилось к закату, за рекой ложился туман из тумана вдруг послышались звуки. (14) Я не сходу поняла: это был рожок. (15) Старый пастушеский рожок практически забытое искусство. (16) Мы слушали молчком, личико мальчугана выражало терпеливое ожидание. (17) И вот солнце коснулось складок тумана, было мгновение всё вокруг озарилось умопомрачительным светом. (18) Глаза мальчугана заблестели. (19) Он смотрел и глядел и слушал не знаю, что запомнилось мне острее: последние секунды денька, заходящее через туман солнце и далёкие звуки рожка либо вдохновенное личико мальчугана.
Отыскать грамматическую базу каждого предложения
(1) Все про это разговаривают, и никтоне знает, что этоозначает. (2) Во всяком случае, янезнала. (3) Разговаривала, как все: у человека должен быть богатый внутренний мир. (4) И ещё: духовное богатство. (5) Но если бы меня спросили, как японимаю эти обыкновенные слова, не нашлась бы, что здесь ответить. (6) Внутренний мир это книжки,музыка, интерес к театру, понимание природы, любовь к поэзии, вообщем к искусству так яразмышляла. (7) И получалось: полный, занимательный внутренний мирпосещает только у образованных, даже высокообразованных людей. (8) Но актуальный опытне подтверждал этого. (9) Полуграмотная деревенская старуха вдруг открыла мне такое понимание людской психологии, такую глубину терпимости и доброты, какиене нередко найдёшь в самой интеллигентной среде. (10) Городской мальчик, прибывший на отдых в деревню, казалось, ничем, не считая футбола, неувлекался. (11) Но единожды вечерком он, неясно улыбаясь, повёл меня на берег реки. (12) Усевшись на поваленное дерево, мыбезмолвствовали, и янедоумевала: для чего он меня сюда привёл? (13) Солнце торопливо катилось к закату, за рекой ложилсятуман из тумана вдруг послышалисьзвуки. (14) Яне сразу сообразила: это былрожок. (15) Старый пастушеский рожок почти забытое искусство. (16) Мыслушали молчком, личико мальчика выражало долготерпеливое ожидание. (17) И вот солнцезадело складок тумана, быломгновение всё вокруг озарилось фантастическим светом. (18) Глаза мальчика заблестели. (19) Он глядел и глядел и слушал не знаю, чтозапомнилось мне острее: последние секунды денька, заходящее через туман солнце и далёкие звуки рожка или вдохновенное личико мальчика.
(1) Все про это говорят, и никто не знает, что это значит. (2) Во всяком случае, я не знала. (3) Говорила, как все: у человека д
олжен быть богатый внутренний мир. (4) И ещё: духовное богатство. (5) Но если бы меня спросили, как я понимаю эти привычные слова, не нашлась бы, что тут ответить. (6) Внутренний мир — это книги, музыка, интерес к театру, понимание природы, любовь к поэзии, вообще к искусству — так я думала. (7) И получалось: полный, интересный внутренний мир бывает только у образованных, даже высокообразованных людей. (8) Но жизненный опыт не подтверждал этого. (9) Полуграмотная деревенская старуха вдруг открыла мне такое понимание человеческой психологии, такую глубину терпимости и доброты, какие не часто найдёшь в самой образованной среде. (10) Городской мальчишка, приехавший на отдых в деревню, казалось, ничем, кроме футбола, не интересовался. (11) Но однажды вечером он, загадочно улыбаясь, повёл меня на берег реки. (12) Усевшись на поваленное дерево, мы молчали, и я недоумевала: зачем он меня сюда привёл? (13) Солнце торопливо катилось к закату, за рекой ложился туман — из тумана вдруг послышались звуки. (14) Я не сразу поняла: это был рожок. (15) Древний пастушеский рожок — почти забытое искусство. (16) Мы слушали молча, лицо мальчика выражало терпеливое ожидание. (17) И вот солнце коснулось складок тумана, было мгновение — всё вокруг озарилось фантастическим светом. (18) Глаза мальчика заблестели. (19) Он смотрел и смотрел и слушал — не знаю, что запомнилось мне острее: последние секунды дня, заходящее сквозь туман солнце и далёкие звуки рожка — или вдохновенное лицо мальчика.
Найти грамматическую основу каждого предложения
(1) Все про это говорят, и никто не знает, что это значит. (2) Во всяком случае, я не знала. (3) Говорила, как все: у человека должен быть богатый внутренний мир. (4) И ещё: духовное богатство. (5) Но если бы меня спросили, как я понимаю эти привычные слова, не нашлась бы, что тут ответить. (6) Внутренний мир — это книги, музыка, интерес к театру, понимание природы, любовь к поэзии, вообще к искусству — так я думала. (7) И получалось: полный, интересный внутренний мир бывает только у образованных, даже высокообразованных людей. (8) Но жизненный опыт не подтверждал этого. (9) Полуграмотная деревенская старуха вдруг открыла мне такое понимание человеческой психологии, такую глубину терпимости и доброты, какие не часто найдёшь в самой образованной среде. (10) Городской мальчишка, приехавший на отдых в деревню, казалось, ничем, кроме футбола, не интересовался. (11) Но однажды вечером он, загадочно улыбаясь, повёл меня на берег реки. (12) Усевшись на поваленное дерево, мы молчали, и я недоумевала: зачем он меня сюда привёл? (13) Солнце торопливо катилось к закату, за рекой ложился туман — из тумана вдруг послышались звуки. (14) Я не сразу поняла: это был рожок. (15) Древний пастушеский рожок — почти забытое искусство. (16) Мы слушали молча, лицо мальчика выражало терпеливое ожидание. (17) И вот солнце коснулось складок тумана, было мгновение — всё вокруг озарилось фантастическим светом. (18) Глаза мальчика заблестели. (19) Он смотрел и смотрел и слушал — не знаю, что запомнилось мне острее: последние секунды дня, заходящее сквозь туман солнце и далёкие звуки рожка — или вдохновенное лицо мальчика.
(1) Все про это говорят, и никто не знает, что это значит. (2) Во всяком случае, я не знала. (3) Говорила, как все: у человека д
олжен быть богатый внутренний мир. (4) И ещё: духовное богатство. (5) Но если бы меня спросили, как я понимаю эти привычные слова, не нашлась бы, что тут ответить. (6) Внутренний мир — это книги, музыка, интерес к театру, понимание природы, любовь к поэзии, вообще к искусству — так я думала. (7) И получалось: полный, интересный внутренний мир бывает только у образованных, даже высокообразованных людей. (8) Но жизненный опыт не подтверждал этого. (9) Полуграмотная деревенская старуха вдруг открыла мне такое понимание человеческой психологии, такую глубину терпимости и доброты, какие не часто найдёшь в самой образованной среде. (10) Городской мальчишка, приехавший на отдых в деревню, казалось, ничем, кроме футбола, не интересовался. (11) Но однажды вечером он, загадочно улыбаясь, повёл меня на берег реки. (12) Усевшись на поваленное дерево, мы молчали, и я недоумевала: зачем он меня сюда привёл? (13) Солнце торопливо катилось к закату, за рекой ложился туман — из тумана вдруг послышались звуки. (14) Я не сразу поняла: это был рожок. (15) Древний пастушеский рожок — почти забытое искусство. (16) Мы слушали молча, лицо мальчика выражало терпеливое ожидание. (17) И вот солнце коснулось складок тумана, было мгновение — всё вокруг озарилось фантастическим светом. (18) Глаза мальчика заблестели. (19) Он смотрел и смотрел и слушал — не знаю, что запомнилось мне острее: последние секунды дня, заходящее сквозь туман солнце и далёкие звуки рожка — или вдохновенное лицо мальчика.
Найти грамматическую основу каждого предложения
(1) Все про это говорят, и никтоне знает, что этозначит. (2) Во всяком случае, янезнала. (3) Говорила, как все: у человека должен быть богатый внутренний мир. (4) И ещё: духовное богатство. (5) Но если бы меня спросили, как японимаю эти привычные слова, не нашлась бы, что тут ответить. (6) Внутренний мир — это книги,музыка, интерес к театру, понимание природы, любовь к поэзии, вообще к искусству — так ядумала. (7) И получалось: полный, интересный внутренний мирбывает только у образованных, даже высокообразованных людей. (8) Но жизненный опытне подтверждал этого. (9) Полуграмотная деревенская старуха вдруг открыла мне такое понимание человеческой психологии, такую глубину терпимости и доброты, какиене часто найдёшь в самой образованной среде. (10) Городской мальчишка, приехавший на отдых в деревню, казалось, ничем, кроме футбола, неинтересовался. (11) Но однажды вечером он, загадочно улыбаясь, повёл меня на берег реки. (12) Усевшись на поваленное дерево, мымолчали, и янедоумевала: зачем он меня сюда привёл? (13) Солнце торопливо катилось к закату, за рекой ложилсятуман — из тумана вдруг послышалисьзвуки. (14) Яне сразу поняла: это былрожок. (15) Древний пастушеский рожок — почти забытое искусство. (16) Мыслушали молча, лицо мальчика выражало терпеливое ожидание. (17) И вот солнцекоснулось складок тумана, быломгновение — всё вокруг озарилось фантастическим светом. (18) Глаза мальчика заблестели. (19) Он смотрел и смотрел и слушал — не знаю, чтозапомнилось мне острее: последние секунды дня, заходящее сквозь туман солнце и далёкие звуки рожка — или вдохновенное лицо мальчика.
Блок 5. Формулируем позицию автора
Теория
Проблема– это вопрос, который волнует автора.
Авторская позиция – это ответ на вопрос, поставленный в тексте.
1) Перечитать текст
2) Найти ответ автора на сформулированный вопрос (проблему):
ü Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?
ü Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?
ü Какие слова, художественные приёмы передают авторское отношение (неодобрение, иронию, осуждение – сочувствие, восхищение), дают отрицательную или положительную оценку описываемым фактам?
Дидактический материал
Задание 1.Продолжите рассуждения по тексту Н.Долининой, дополнив его определением авторской позиции.
Исходный текст №20 :
(20)Когда я читала в книгах о Левине, слышавшем, как растёт трава, или о Печорине, растворяющем свою мятежную душу в дикой кавказской природе, я думала: это люди особенные, необыкновенные. (21)С годами поняла: каждый человек может быть необыкновенным, если откроет свою душу красоте мира и она властно войдёт в эту душу. (Н. Долинина)
Фрагмент сочинения:
От чего зависит богатство внутреннего мира человека? От возраста? От образования? От умения постичь человеческую психологию? Именно над вопросом об истинном содержании понятия духовного богатства размышляет известный литературовед, исследователь русской классики Н.Долинина.
Звучание этой проблемы в тексте Н.Долининой удивляет нас свежестью и новизной. Автор отталкивается от традиционного представления о духовности как интеллигентности, воспитанности, образованности и выводит свою формулу понятия богатого внутреннего мира на основании личного жизненного опыта.
Таким образом, по мнению автора, …
Вариант выполнения задания:
Таким образом, по мнению Н.Долининой, богатство души человека зависит не от степени его образованности, не от количества прочитанных книг, объёма знаний по музыке и театральному искусству. Духовно богатым человеком, как считает автор, будет тот, кто исполнен доброты и терпимости, кто понимает и принимает душой красоту мира.
Задание 2.Определите авторскую позицию по проблеме: Может ли счастье человека, смысл его жизни зависеть от того, кто его окружает, от того, в каком обществе он живёт?
Исходный текст №21:
(1)На дворе метель бушевала, с ожесточением рвала ставни и разыгрывалась во всё степное раздолье. (2)Наступила глухая полночь. (3)Все заснули, кроме офицера, который шёпотом разговаривал со своей соседкой.
— (34)Да мало ли их. (35)Бальное платье, мелочная досада, глупая сплетня, завидное приглашение, маскарадный наряд и тьма подробностей, составляющих, так сказать, всю сущность светских женщин.
— (36)Так вы не верите в любовь?
— (37)Сохрани бог! (38)В любовь нельзя не верить; но я говорю только, что любить-то некого. (39)Для любви нужно столько условий, столько счастливой случайности, столько душевной свежести и неиспорченности.
(40)Он замолчал. (По В.А.Соллогубу)
Вариант выполнения задания:
Задание для самостоятельной работы: написать фрагмент сочинения по тексту из собранной коллекции (вступление, проблема, комментарий, авторская позиция)
Все про это говорят и никто не знает что это значит
1. Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту текста Н. Долининой.
Передайте главное содержание текста в объёме от 70 слов. Если в сжатом изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
2. Дайте аргументированный ответ на вопрос:
О каком человеке можно сказать, что у него богатый внутренний мир?
Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или на знания и жизненные наблюдения.
Продумайте композицию сочинения.
Сочинение напишите в объёме от 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
Когда я читала в книгах о Левине, слышавшем, как растёт трава, или о Печорине, растворяющем свою мятежную душу в дикой кавказской природе, я думала: это люди особенные, необыкновенные. С годами поняла: каждый человек может быть необыкновенным, если откроет свою душу красоте мира и она властно войдёт в эту душу.
Первая часть работы – изложение.
1. Не всегда получается односложно определить, что такое внутренний мир.
2. Городской мальчишка умеет оценить красоту окружающего мира и чувствует незримую связь с этим миром. У него богатый внутренний мир.
3. Умение видеть красоту окружающего мира подвластно каждому, для этого не надо быть каким-то необыкновенным человеком.
Вторая часть работы – сочинение.
Приведём пример сочинения.
Когда говорят о внутреннем мире человека, чаще всего подразумевают мир духовный, создаваемый мыслями и переживаниями, отражающийся в наших поступках и отношении к миру. Говорят: «Какой у него богатый внутренний мир!» Или: «Какая мелкая у него душонка!» Это всё о самой глубинной сущности человека.
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв в своих «Письмах о добром и прекрасном», обращаясь к молодому поколению, говорит о необходимости быть интеллигентным, знать культуру и историю своей страны, читать книги, быть милосердными. Его труды по истории русской литературы, самоотверженное служение своему делу позволяют считать Д. С. Лихачёва человеком с богатым внутренним миром.
В нашем классе есть девочка. Она хорошо учится, всегда выполняет домашние задания, но делает это всегда ровно настолько, насколько достаточно будет для получения нужной ей оценки. Она не вникает в суть проблемы, никогда не старается узнать больше, чем ей задано, вся её жизнь словно сведена к единственной цели — получить заветную пятёрку. Поговорить с ней не о чем, она ничем не интересуется, ни к кому не проявляет ни интереса, ни сопереживания. Круг её интересов ограничивается мелкой собственной выгодой, чтобы поддержать о себе благоприятное, как ей кажется, мнение окружающих. У такого человека в душе — ничего. Он, можно сказать, пустой. Говорить о его внутреннем мире долго не приходится — нечего.
Именно благодаря внутреннему миру мы все разные. Но сделать свой внутренний мир богаче, интереснее под силу каждому из нас, нужно только стремиться к этому.