Все обман все мечта все не то чем кажется сочинение
по повести Н.В. Гоголя Невский проспект (Школьные сочинения)
Петербург один из важных мотивов в творчестве Гоголя. Проблема, поставленная автором, заключается в контрасте образов, разладе между высокой мечтой и грубой реальной действительностью. Гоголь показывает всю изнанку жизни Невского проспекта, скрывающейся за стеной фальшивой изысканности. В этом явно прослеживается приверженность Гоголя к натуральной школе.
Олицетворение этой проблемы мы находим в Пискареве и Пирогове.
Позиция Гоголя неоднозначна. В начале произведения автор восхваляет Невский проспект, описывает всю его небывалую красоту и величие. Но в конце он ужасается, столкнувшись с низостью и лицемерием социальных слоев Петербурга.
Я согласен с Гоголем и сам порицаю эту безнравственность, похоть и надменность. Но это неизбежно, в больших городах всегда величественное будет соседствовать с низким, красивое с безобразным, прикрываясь духовностью, высокими целями и пользой обществу. К примеру, представители древнейшей профессии будут неискоренимы только потому, что спрос рождает предложение.
Можно проиллюстрировать это случаем из жизни. Все мы видели животных, на лечение которых собирают деньги на улице высокая цель, казалось бы. В игру вступает сострадание и милосердие, многие жертвуют средства. Но почти всегда эти деньги уходят далеко не на благотворительность.
Гоголь хотел показать противоречивость Петербурга и, думаю, всей жизни в целом. Фантасмагоричное переплетение безнравственного с высоким и нереального с действительным заставляет задуматься и пофилософствовать о природе человека не только жителей Петербурга, но всей необъятной России. К тому же повесть подкреплена уже знакомой нам благодаря Гоголю темой маленького человека, в которой высокая мечта разрушается низостью и суетой большого города. В современном мире немногое изменилось.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Столкновение мечты и реальности по повести Н. В. Гоголя «Невский проспект» (ЕГЭ по литературе)
Мечта — это тот идеал, к которому стремится человек в жизни. Безусловно, мечта нужна каждому, ведь именно грёзы помогают разуму работать. Но зачастую желаемое не совпадает с действительным, и именно в этот момент человек испытывает чувство разочарования, ведь понимает — его мечте не суждено осуществиться. Так происходит столкновение мечты и реальности, которое, к сожалению, не каждый человек может морально пережить.
Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к повести
Н. В. Гоголя «Невский проспект».
Действия повести происходят в Петербурге, повествование начинается с описания Невского проспекта. Невский проспект — это не просто главная улица Петербурга, а жизнь и душа его. Наблюдая за Невским проспектом, можно заметить интересную закономерность: в разное время суток по улице проходят совершенно разные люди, с разным уровнем жизни, с разными целями. Так, например, самым ранним утром можно повстречать нищих, рабочих и мелких чиновников. Днём Невский проспект — «педагогический Невский проспект», по которому проходят гувернёры, их воспитанники, а также крупные чиновники. Позже на главную улицу города выходят представители высших сословий с единой целью — покрасоваться и показать себя. Однако Гоголь делает замечание: «Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется! Вы думаете, что этот господин, который гуляет в отлично сшитом сюртучке, очень богат? Ничуть не бывало: он весь состоит из своего сюртучка». Получается, что Невский проспект — это всего лишь «парадная витрина» империи Николая первого, демонстрирующая роскошные одеяния, но пустые души.
И именно на Невском проспекте Гоголь знакомит нас с двумя героями повести — Пискарёвым и Пироговым. Пирогов — самоуверенный поручик, бездуховный, не способный на искренние чувства. Пискарёв же является абсолютным антиподом своему товарищу, он — бедный художник-романтик, который предан своим идеалам и мечтам. В образах этих героев также можно проследить столкновение мечты и реальности. Безмятежный художник погряз в своих грёзах, идеалах и не может осознать, что понравившаяся ему девушка — падшая женщина. Свой идеал Пискарёву приходилось видеть лишь во снах и галлюцинациях. В попытке реализации своей мечты, Пискарёв получает от девушки отказ. В этот момент и происходит конфликт между мечтой и реальностью. Пискарёв не желает жить в мире, где его мечтам невозможно сбываться: «Боже, что за жизнь наша! вечный раздор мечты с существенностью!». В итоге «вечный раздор» стал одной из причин самоубийства Пискарёва. А Пирогов реалист: даже неудача в завоевании сердца замужней блондинки его ничуть не расстроила, и он продолжает идти вперёд. Таким образом, можно сказать, что противоречие мечты и действительности ясно отображены в двух героях повести.
Невольно напрашивается вывод, что нет места мечтам в развратном Петербурге. Люди настолько погрузились в свои меркантильные, блудные интересы, что не хотят мыслить дальше. Более того, даже вся красота девушек — обман. Брюнетка оказалась безнравственной девушкой, а блондинка — глупой, легкомысленной. Поэтому автор и призывает: «О, не верьте этому Невскому проспекту!
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Сочинение на тему петербург глазами героев гоголя невский проспект
В сознании величайшего классика Николая Васильевича Гоголя всегда присутствовал созданный лично яркий образ идеального для него города, который имел приятную атмосферу и радовал душу. Главными местами на протяжении всей жизни для поэта были Петербург и Рим, но остановиться стоит на первом из них.
Ещё со времён школьной скамьи драматург бредил Петербургом и во сне, и наяву. Побывав впервые в городе-мечте в далёкой юности, Гоголь столкнулся с многочисленными трудностями на и без того нелёгкой стезе писателя. После жизни в Украине, озарённой в его воображении солнечными лучами, Петербург казался безжизненно серым и тусклым, а сам поэт смотрел на город уставшими глазами, провожая взглядом копошащихся людей, ассоциирующихся с муравейником. Спустя года у поэта всё же сложилось, по меньшей мере, чёткое впечатление о городе, атмосфера которого была не из лучших, но Петербург словно манил Гоголя и завораживал.
Затуманенный город в голове поэта преобразился, заполнив собой ключевые моменты творчества. Практически во всех произведениях Гоголя имеется хотя бы одно упоминание о нём, от «Мёртвых душ» до «Вечеров на хуторе…». Описывался Петербург так, как виделся поэту ещё в минуты юности: город с царицей, которая исполняет желания, объятый невиданными ранее чудесами. Одновременно с этим, Петербург предстаёт перед глазами читателя призрачным городом, вобравшим в себя как прекрасное, так и безобразное, не имеющее даже чётких границ и очертаний.
В произведениях Николая Васильевича также есть место реализму, где Питер выступает в качестве города, охваченного правлением чиновников, существующих, ведя образ жизни бюрократов. Здесь поэту на помощь в подаче приходила сатира.
В одной из многочисленных повестей Николая Васильевича «Невский проспект», Гоголь описывает Петербург, раскрывая две его стороны и «два лика». Начиная повествование, заявляет, подобно впервые увидевшему город-гигант деревенщине: «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге…», когда по серому проспекту движутся безликие люди, односторонняя красота Питера выставляется вперёд, а за её очертаниями скрывается пустота и бездуховность, вперемешку с грязью.
Драматург выражает согласие с таким фактом, что город живёт по собственноручно созданным законам пафоса, трагедии, наигранности, фарса, а, завершая своё повествование, с уверенностью повидавшего многое в своей многогранной жизни человека, делает предупреждение будущему читателю: «О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нём, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!».
Исходя из творчества драматурга, можно сделать вывод: Петербург поэт связывает с людьми, потерявшими истинный свой лик, с нереальностью и, порой, аморальностью всех событий в городе, владычество мёртвого над ныне живущим периодически мелькает в произведениях, а иллюзорность всего описанного — подтекст каждой из строчек.
Сочинение Петербург в творчестве Гоголя
Николай Васильевич Гоголь – известнейший русский писатель, который подарил мировой и отечественной литературе уйму гениальных произведений, что продолжают читаться и по сей день. В своем творчестве Николай Васильевич поднимал большое количество разнообразных проблем, бередивших его сознание и умы молодого поколения той эпохи. Крепостничество, заевшаяся бюрократия, несправедливость власти, народ – вот темы гоголевских произведений.
Отдельное внимание писатель уделяет в своих повестях, романах и пьесах городу, который при его жизни являлся столицей России, города Невы, Петра, дождя, культуры – городу Петербургу.
О том, каким предстает этот город в произведениях Николая Васильевича Гоголя, написано в данной статье.
Николай Васильевич рисует Петербург городом зыбким, с элементами фантастики, нереальности, городом-призраком. В нем ничто не постоянно, а изменчиво и переменчиво. В некоторой степени он даже парадоксален. Здесь сочетается несочетаемое: фантастика и обыденность, красота и уродство, богатство и нищета… И так со всеми сферами жизни. Тут происходят самые невероятные события. К примеру, в произведении «Нос» действия описываются в этом городе. Нос ведет свою жизнь параллельно с хозяином.
К тому же Гоголь рисует перед читателем и реальный Питер. Здесь царствуют чиновники, которые высасывают средства из умирающих от голода и бедности людей. Их на улицах грязного города много. К примеру, есть такой герой, как Башмачкин. Мелкий чиновник, что стал совершенно тупым от своего образа жизни. Теперь его главной задачей является скопить немного денег на шинель, чего ему не удается достигнуть. В результате произведения герой умирает из-за того, что попадает под колеса машина иного важного представителя власти.
В гоголевском понимании Петербург – это город многогранный. Здесь есть и бедные, и богатые. В одном ряду находятся и роскошь, и грязь. На самом деле, это пугает и угнетает.
При описании города Николай Васильевич прибегает к использованию такого литературного приема, как сатира.
Интерес вызывает повесть «Невский проспект». Автор вначале воспевает часть города, находящуюся в названии. Притом, он пишет, что по улице идут и перемещается все, что только можно: усы и платья дам, но никак не лица. На это стоит обратить внимания. Автор делает акцент, снова же, на призрачности города и его тленности. Он призывает не верить проспекту и населенному пункту.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что город Петербург в произведениях данного автора – это уничтожение всего, что живет и дышит, а также власть умершего над существующим.
Образ Петербурга в произведениях Николая Васильевича Гоголя
В Петербург Николай Гоголь приехал девятнадцатилетним юношей. Как провинциал, он ожидал от столицы особых чудес и красот. Отчасти это нашло свое отражение в первых повестях писателя «Ночь перед Рождеством» и «Пропавшая грамота». Для сельского кузнеца Вакулы Петербург – это нечто невозможное, удивительное и потрясающее. Гоголь передает эмоции героя через свет и звук: стук, крики, громыхание, слепящие огни фонарей. Кузнец, прилетевший в столицу на черте, ощущает себя внутри стремительного водоворота людей и зданий: «мосты дрожали», «форейторы кричали», «кареты летали». Великолепный дворец, роскошные одежды придворных, могущественная императрица, исполняющая желания – все это напоминает сказку.
Совсем иначе представлен Петербург в «Ревизоре». В пьесе четко прослеживаются два разных взгляда на город: описание столичной жизни слугой Осипом и фантазии Хлестакова. Петербург Осипа вполне реален. Катание на извозчике, цирковые представления, поход в театр, вежливое «галантерейное» обхождение очень нравятся непритязательному слуге.
В мечтаниях Хлестакова столица представлена как город роскоши, богатства и чинопочитания. Петербург отчасти идеализирован, иллюзорен, поскольку мошенник лишь воображает, как он хотел бы жить. Но в этих двух представлениях о Петербурге уже намечается контраст между городом богатых и городом бедных, который найдет развернутое воплощение в «Петербургских повестях».
Гоголь не собирал произведения о Петербурге в единый сборник. Такое название закрепилось позже. К «Петербургским повестям» литературоведы относят: «Нос», «Шинель», «Портрет», «Записки сумасшедшего», «Невский проспект». В этих произведениях читатель четко видит две противоположные стороны города на Неве. Один Петербург – с яркими огнями проспектов, дорогими магазинами, нарядной публикой и щегольскими экипажами. Второй – словно серая тень первого, нищий, грязный, обездоленный.
Город «значительных лиц», блестящий и богатый, скрывает под внешним лоском суету и бездуховность. Автор описывает в «Невском проспекте», как по тротуару движутся шляпки, усы и сюртуки, словно у этих людей нет лиц. Здесь царят меркантильность и бюрократия. Человек превращается в некий символ, основные признаки которого – деньги и чин. Красота и блеск фальшивые, показные, а за ними – пустота, порок, ложь.
Разительно отличается образ Петербурга в раннем и позднем периодах творчества Гоголя. В «Мертвых душах» столица представлена как город дьявола. Нагромождение вещей, столпотворение людей различных национальностей, угрюмая казенщина канцелярий, мрачные дома, висящие в воздухе мосты вызывают ассоциации с библейским Вавилоном. Этот город нравственно калечит людей, а затем убивает их или превращает в преступников.
В Петербурге Гоголя возможно все: нос отправляется гулять по улицам, призрак Акакия Башмачкина снимает с прохожих шинели, а портрет изменяет судьбы людей. Но мы воспринимаем эти фантастические сюжеты как нечто вполне обычное. В них Петербург является таинственной каменной громадой, «полной всяческой чертовщины». Запредельное и реальное переплетаются так, что их нельзя разделить.
Образ многоликой изменчивой столицы, созданный Гоголем, удивителен и своеобразен. Он так точно отражает душу Петербурга, что остается лишь повторить вслед за Владимиром Набоковым: «Петербург обнаружил всю свою причудливость, когда по его улицам стал гулять самый причудливый человек во всей России».
По писателю: Гоголь Николай Васильевич
Сочинение на тему: Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» (кратко)
Петербург – город, воспетый поэтами и писателями разных лет. У него много лиц и имен, его называют «Северной Венецией», «Городом белый ночей», «Культурной столицей России», о нем слагают легенды, художники мечтают написать его в своих картинах, им восхищаются, его боготворят. Это не просто город – это колыбель искусства. Почему же в своем произведении Федор Михайлович Достоевский показывает его иным, снимая с него богатое убранство?
Знакомиться с образом Петербурга читатель начинает с первых страниц романа. Автор уделяет особое внимание деталям созданного облика, чтобы наиболее точно передать влияние города на мысли героев. Но это не просто образ — это полноценный герой, характер которого раскрывается на протяжении всего романа. Важное место в описании автор отдает цветам, запахам и звукам, как будто пытаясь задействовать все органы чувств читателя для создания полной картины.
Петербург – мучительный, враждебный, равнодушный. Этими словами Ф.М. Достоевский описывает не только город, но и людей, которые живут в нем, связывая их одной неразрывной нитью. Автор показывает настоящие лица и трагедии того времени.
Созданный образ отвечает на многие вопросы читателя. Нищета, пьянство, безработица — вот условия, которые подталкивают людей на совершение убийств, грабежей и занятие проституцией. В этом городе нет места любви, жалости, сочувствию и счастью. Нищета нарисовала всем жителям одно лицо.
Город давит на Раскольникова, он видит вокруг себя только боль и опустошение, а реальная жизнь кажется кошмаром. Автор отводит особое место его комнате, называя ее «крошечной клетушкой», тем самым подчеркивая безысходность героя. «Желтенькие, пыльные и всюду отставшие от стен обои…» — олицетворение сумасшествия и болезненных мыслей, которые приходят ему в голову.
Ф.М. Достоевский выбрал образ Петербурга именно таким, чтобы подчеркнуть социальное неравенство и разложение общества. В романе поднята проблема страданий и боли низших слоев общества, ярким обликом которых стал и город, в котором они проживают – Петербург.
Вместе со статьёй «Сочинение на тему: Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» (кратко)» читают:
Сочинение на тему «Значение сна Раскольникова на каторге»
Сочинение на тему: Образ Родиона Раскольникова в романе «Преступление и наказание»
Сочинение на тему: Образ Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание»
Сочинение на тему «Три встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем»
Сочинение по картине Рылова «В голубом просторе», 3 класс
Свою картину «В голубом просторе» советский художник-пейзажист Аркадий Александрович Рылов написал в 1918 году. Это было тяжёлое для нашей страны Читать далее…
Сочинение на тему «Зимнее утро»
Зимним утром необыкновенно красиво, особенно если стоит солнечная погода. Ранним утром на ветвях деревьев ещё можно увидеть иней. Деревья стоят Читать далее…
Сочинение на тему «Смелость и трусость»
С самого раннего возраста мы начинаем понимать, что такое смелость и что такое трусость, что быть смелым – это хорошо, Читать далее…
Сочинение на тему «Чем можно пожертвовать ради любимого человека?»
Что такое любовь? Извечный вопрос, на который нет точного ответа. Сколько стихов о любви написано? Сколько книжек напечатано? Даже если Читать далее…
Сочинение на тему «Любимый день недели»
Мой самый любимый день недели – пятница. Наверное, в этом я не очень отличаюсь от других людей. Ведь пятница – Читать далее…
Сочинение на тему «Доброта – это проявление силы или слабости?»
Доброта касается души, выходит за рамки языка и соединяет людей на первичном уровне. Выросшая в католической семье, я много слышала Читать далее…
Сочинение-рассуждение по повести Гоголя «Невский проспект»
Произведение «Невский проспект» было написано Гоголем в 1834 году. Жизнь в Петербурге наложила отпечаток на творчество писателя. Там он создал несколько работ, в которых описывал существование человека в огромном городе. Сочинение по повести «Невский проспект» позволит раскрыть нравственную проблематику произведения, описать противоречие между иллюзиями и действительностью, столкновение души с обманом.
Анализ произведения
Книга входит в цикл «Петербургские повести». К своему произведению автор сделал художественные наброски города.
Краткий пересказ
По Невскому проспекту гуляли друзья, один из них — художник Пискарев, а другой — поручик Пирогов. В толпе первый мужчина замечает брюнетку, а второй — блондинку. Друзья прощаются друг с другом, и каждый направляется к понравившейся девушке.
Пискарев стал идти за брюнеткой, оказался рядом с публичным домом. В этот момент он понял, что его выбор пал на девушку легкого поведения. Эта новость повергла в шок мужчину, он решил спасти даму и вытащить ее из мира разврата.
Поручик пытался познакомиться с блондинкой. Она оказалась замужней немкой. Ее муж — мастер-жестянщик Шиллер, а Пирогов был его клиентом. Мужчина стал приставать к девушке. Сначала мастер закрывал на это глаза, но не выдержал и вышвырнул поручика из дома. Оскорбленный и обиженный Пирогов собрался пожаловаться на немца генералу, но вечером уже забыл о своей обиде.
Гоголь в конце повести советует никогда не верить Невскому проспекту. Ведь все, что на нем происходит — мечта и обман, а реальность разрушает мечтания.
Темы и проблемы
Произведение небогато на события. Но при этом автор затрагивает и показывает важные и актуальные проблемы. Они раскрываются в образах и характеристиках героев. В повести описаны следующие темы:
Примеры работ
Сочинение на тему «Невский проспект» по литературе для 10 класса должно состоять из вступления, основной и заключительной частей. В работе необходимо писать тезисы, аргументы и выводы. Перед началом нужно составить план, по которому следует писать сочинение.
Первый вариант
Произведение начинается с описания проспекта в разное время суток. Этому уделяется много внимания. Дается восторженное описание улицы со всеми ее контрастами. Она представляет собой место встреч, свиданий, дорогу на работу и объединяет совершенно разных людей.
В повести описаны два персонажа — поручик и художник. Они следят за девушками, которые им понравились. Пискарев проследил за брюнеткой, понял, что она пришла в публичный дом. Художник не ожидал такого поворота событий, в отчаянии убежал. Девушка снилась ему, во снах герой представлял, что они вместе. Но, увы, чувства персонажа привели только к самоубийству.
Пирогов же узнал, что понравившаяся ему особа замужем. Он не побоялся мужа и стал ухлестывать за девушкой. Такой поступок привел к тому, что мужчину высекли пьяные и разгневанные ремесленники.
Гоголь показывает, что знакомства на Невском проспекте не привели ни к чему хорошему. Разница между героями наблюдается в следующем:
Писатель хотел сказать, что не город ломает человека и меняет его судьбу, а сами люди. Только сила духа поможет выжить в большом городе, не забывая при этом нравственные ценности.
Другой образец
Гоголь представляет собой загадочного писателя, который написал несколько мистических произведений. «Невский проспект» одно из них. Автор показывает события, которые произошли с героями в самом необычном месте Петербурга.
В рассказе представлены два главных действующих лица. Они повстречали прекрасных дам, но, к сожалению, последствия привели не к тому результату, которого они ожидали. Художник влюбился в девушку легкого поведения. Он хотел спасти ее, жениться. Но дама не желала менять свою жизнь, ее все устраивало. Здесь можно увидеть прекрасный внешне образ, но черный внутри. Красота контрастирует в аморальным поведением, падением духовной нравственности.
Художник убегает от реальных событий. Он не видит то, что происходит на самом деле. Безответная любовь разрушила мужчину, привела к самоубийству. Побег Пискарева от действительной реальности показывает его внутреннюю слабость. Творческие люди порой не могут приспособиться к жизни, им нужна помощь, вот почему они убегают от реальной жизни. Но в огромном городе не оказалось людей, которые смогли бы ему помочь.
В другом персонаже можно увидеть конфликт нравственности и бездуховности. Поручика волнуют только физические составляющие жизни, внутренний мир его не интересует. Складывается такое впечатление, что ему на все наплевать. Поел, станцевал, забыл все печали, неудачи, разочарования жизни.
Петербург в повести создает некий контраст. Там живут люди разных сословий, с различными взглядами. Нерешительному человеку будет сложно выжить в этом городе, особенно если он живет в иллюзиях. Автор показывает, что стены Петербурга не так уж и приветливы по отношению к мечтателям. Город пропитан цинизмом, меркантильностью. Такому гражданину, как Пискарев сложно выжить в нем, у него единственный выход — самоубийство (по мнению Гоголя).
В сочинении-рассуждении «Невский проспект» можно увидеть, что писатель показал реальность и мечту, правду и обман. А несоответствие действительности и мира иллюзий принесет только разрушение в жизнь человека.
Сочинение по повести невский проспект гоголя рассуждение
Сочинение по произведения Гоголя «Невский проспект» — Сочинения
«Он лжёт во всякое время, Этот Невский проспект…» Н. В. Гоголь Петербург 19 века — квинтэссенция светской жизни. Люди из провинции мечтали побывать в северной столице, чтобы почувствовать «настоящую» жизнь. Но такая ли она настоящая? Завсегдатая светского общества — поэты, писатели того времени видели в Петербурге и нечто зловещее, надевающее на людей маски и делающее их пустыми.
К таким авторам относится и Николая Васильевич Гоголь. Он создал цикл «Петербургские повести», одна из которых — «Невский проспект».
Главная «артерия» Петербурга
Невский проспект — самая известная улица Петербурга, но одновременно и «вершитель судеб» жителей города и всех, кто приезжает, прельстившись огнями этого города. В представлении Гоголя это практически живое существо, «спрут», опутывающий своими щупальцами Петербург. Автор показывает Невский проспект от начала дня до его конца.
Ранним утром на работу выходят чиновники, русские мужики и другой «нужный народ». К полудню улица становится педагогической, а после обеда — прогуливаются представители аристократии и чиновники «по особым делам». Кажется, что Невский проспект объединяет людей.
«Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет всё…
Но это только видимость. Все здесь ищут только развлечений.
Люди хотят забыться в праздности и внимание их начинает привлекать все внешнее, то, как они одеты: шляпка, бакенбарды, туфли, или яркие черты лица, а истинное содержание отходит на второй план.
Невский проспект только подчеркивает социальное неравенство.
В центре сюжета — противопоставление двух героев — поручика Пирогова и художника Пискарева.
Первый чувствует себя «как рыба в воде» на Невском, это его мир,он играет по его правилам и он полностью его устраивает. А Пискарев — натура мечтательная, тонкая, исполненная чувств. Таких ранит Невский проспект.
По иронии судьбы, оба главных героя влюбляются в двух хорошеньких женщин, и обоих постигает разочарование. «Муза» Пискарева сразу полностью завладела его сердцем:
«Боже, какие божественные черты! Ослепительной белизны прекраснейший лоб осенён был прекрасными, как агат, волосами…»
И какое горе постигает художника, когда он понимает, что его «ангел» всего лишь продажная женщина.
А Пирогов следует за «интересным созданьицем», замужней молоденькой женщиной, которая производила впечатление легкомысленной и пустой.
Но он просто шокирован, когда она неожиданно отвергает его ухаживания и остается верна мужу.
Таков Невский проспект, он меняет жизнь людей, превращая их лица в нелепые маски, губя в них все светлое и чистое. И талантливая рука Гоголя умело изобличает их пороки.
Анализ повести «Невский проспект» Гоголя: суть, смысл и идея произведения
Повесть «Невский проспект» Гоголя входит в цикл повестей, которые Гоголь писал о Петербурге. Каждая из повестей данного цикла, содержит свои особенности и мораль, которую читатель мог постигнуть при анализе произведения.
В повести «Невский проспект» повествование начиналось с того, что однажды два товарища поручик Пирогов и художник Пискарев, прогуливаясь по Невскому проспекту, встречают двух очаровательных девушек – блондинку и брюнетку.
Посчитав, что они просто обязаны добиться расположения этих юных дам, товарищи решают пойти за ними, а после этого снова встретиться и поделиться результатами своей «охоты». Однако, судьба решила распорядится совсем по-другому.
Прежде всего, начать необходимо с того, что после следования за брюнеткой, Пискарев оказывается совершенно не в том месте, где он ожидал оказаться – брюнетка привела его в неприличное заведения.
Вернувшись к девушке, Пискарев предлагает ей выйти за него замуж и сменить профессию. Однако, недолго сомневаясь, девушка ему отказывает, так как считает, что ее ремесло достаточно прибыльное и приносит ей удовольствие. Разочарованный Пискарев убегает домой. А спустя 4 дня его находят мертвым в своей квартире.
Одновременно со всеми случившимися событиями, следует за своей незнакомкой и Пирогов. Провожая ее домой, он обнаруживает, что блондинка давно замужем, а ее муж – мастер-жестянщик Шиллер.
Будучи полностью уверенным в том, что своей любви необходимо добиваться, Пирогов решает придумать способ, чтоб заполучить роковую блондинку. Недолго думая, Пирогов решает заказать у Шиллера результаты его труда – шпоры и оправу для кинжала. Итак, получив способ приходить в гости к своей возлюбленной, Пирогов начинает проявлять знаки внимания.
Один раз Пирогов застает блондинку дома в одиночестве и начинает проявлять знаки внимания все более вызывающе – пригласив ее на танец, Пирогов начинает целовать ей ноги. Застав эту картину, придя домой, Шиллер вместе со своим приятелем вышвыривают Пирогова из дому. Начав строить планы мести немцу, Пирогов, достаточно скоро забыв свою обиду, решает оставить ситуацию так, как есть.
Анализ повести, позволяет нам прочувствовать одновременную схожесть и различие судьбы персонажей, которые являются полной противоположностью друг другу. Гоголь показал нам то, как может сложиться судьба людей, при схожих обстоятельствах, однако с различным мировосприятием. Ведь и Пирогов, и Пискарев рискуют всем, ради прекрасных незнакомок.
Однако, для Пирогова данная ситуация всего лишь игра, и он не рискует ничем. А вот для Пискарева, который был достаточно восприимчив и романтичен, сложившаяся ситуация являлась краховой.
Сочинение на тему: «Образ Петербурга в повести «Невский проспект»
Сочинение на тему: «Образ Петербурга в повести «Невский проспект» 4.67/5 (93.33%) 3 votes
Восприятие человеком той реальности, которая его окружает, нередко обусловлено его личностью, воззрениями на жизнь и всем тем, с чем он по жизни сталкивался.
К примеру, если человек меняет место своего проживания и оказывается в незнакомой среде, он склонен замечать в ней некоторые особенности, которые другие люди, те, кто проживал в этой среде уже длительное время, замечать не склонны. Это можно считать своеобразным взглядом со стороны, при этом взгляд этот может как пристрастным, так и беспристрастным.
Думается, что именно такая ситуация возникла с автором повести «Невский проспект» Николаем Гоголем.
Как всем нам хорошо известно, в этой повести Николай Гоголь описывает город Петербург. Читая описания города и анализируя эмоции, выраженные главными действующими лицами этой повести, мало кто задумывается о том, что переживал Николай Гоголь как автор. А ведь это очень важно. Как известно, в Петербург писатель прибыл из тогдашней Малороссии.
Он, конечно, был поражен настолько резкими изменениями в своей жизни. В отличие от Малороссии, где тогда было все спокойно и привычно для Гоголя, в Петербурге, величайшем городе всего государства, жизнь просто закипала, дела велись молниеносно, а интриги в обществе были несопоставимы с чем-либо еще, что когда-либо было известно Гоголю.
Именно поэтому он и описал Петербург соответствующим образом.
Стоит обязательно отметить, что писатель практически не уделил внимания архитектуре, природе или чему-то подобному в своей повести. Он в основном описывал людей, их сложные взаимоотношения между собой, а также петербургское общество в целом.
Во-первых, он сказал, что в этом городе царит разобщение. По мнению Гоголя, все жители столичного города вели себя слишком индивидуалистически, то есть самонадеянно, практически не опираясь на поддержку окружающих людей. Все были будто сами по себе.
Впрочем, одно место, где все люди были по-особенному связаны – это Невский проспект. Именно это место писатель считал самым оживленным во всем городе. И в этом нет ничего удивительного, ведь Невский проспект – это главная городская улица.
Остальной же город можно условно разделить на город нищеты и богатства, честности и лжи.
Думается, что неотъемлемым предметом анализа при рассмотрении описания Петербурга Гоголем должна стать субъективная сторона вопроса, то есть отношение самого писателя к тому, что он пишет. Проблема здесь в том, что каждый большой город можно описать практически так же, как Гоголь описал Петербург. И сегодня это очень хорошо понятно.
Сочинение на тему невский проспект гоголь
Удивительно тонко и правдоподобно передаёт Николай Васильевич Гоголь атмосферу крупного города в своём произведении «Невский проспект». Эта повесть была написана под впечатлением Гоголя от проживания в Петербурге и вошла в знаменитый цикл «Петербургские повести».
Петербург глазами Н. В. Гоголя
Петербуржская жизнь Гоголя открывает перед ним мир большого города со своими особенностями. Гоголь поражается не только красотой величественных дворцов, но и существующими общественными противоречиями и социальными контрастами.
В повести «Невский проспект» писатель показал разнообразный и противоречивый Петербург, в котором на одной улице можно встретить и роскошь, и нищету.
Восхищаясь изначально красотой и величием («Нет ничего лучше Невского проспекта»), автор постепенно переходит на иронию и сарказм: «О, не верьте этому Невскому проспекту!».
Гоголь словно прозрел после первоначального представления о Петербурге. Теперь он видит этот город мрачным, трагичным, противоречивым. Но в тоже время Петербург остаётся для него величественным и торжественным, он манит писателя, будоражит его воображение, восхищает своим разнообразием и своей разноликостью.
Гоголь видел насущные проблемы этого могущественного города, остро воспринимал их, поднимал их в своих произведениях. Отношение писателя к Петербургу можно охарактеризовать как неравнодушное, страстное, озабоченное.
Описание Невского проспекта в повести Гоголя
Особенно восхищает, удивляет и поражает Гоголя Невский проспект. Именно он вдохновил писателя на создание одноимённой повести. Гоголь считал, что Невский проспект в полной мере отражает картину жизни Петербурга. Всё многообразие петербуржской жизни словно сосредоточилось в одном месте, ещё больше подчёркивая разительный социальный контраст.
Стоит внимательно проследить за жизнью проспекта в разное время суток, как станет понятной жизнь горожан с их интересами, потребностями, проблемами.
Так, в утреннее время проспект совершенно пуст и одинок. Лишь спешат на работу озадаченные рабочие или неторопливо вышагивают сонные и важные чиновники. Только ранним петербургским утром на Невском проспекте можно встретить толпы чумазых мальчишек «с готовыми сапогами в руках», удручённых мужиков, ведущих разговоры о копейках, недружелюбных лакеев, кидающих объедки нищим.
В 12 часов дня картина Невского проспекта несколько меняется. Рабочий люд уже давно разбежался по делам и трудится в поте лица. А на проспекте появляются гувернеры, прогуливающиеся со своими воспитанниками. Они «делают набеги», в основном, в кондитерские и книжные лавки.
В 2-3 часа дня Невский проспект значительно преображается. Неспешной поступью на него выплывают «превосходные бакенбарды», «платья», «шляпки», «усы, повергающие в изумление», «ножки в очаровательных башмачках».
С появлением этого утончённого народа Невский проспект начинает играть другими красками. Кажется, что в воздухе воцаряется дурманящая атмосфера роскоши и благосостояния, «пахнет гуляньем». Проспект пестрит разнообразием «модных сюртуков», шляпок, платков, зонтиков, рукавов.
Дворянская спесь и праздность царят в это время на главной улице Петербурга.
Всё это разноцветье исчезает к 4 часам, когда проспект опять остаётся наедине с собой. Только изредка нарушают спокойствие пробегающая по делам швея или метнувшийся за чем-то сапожник. Проспект словно отдыхает перед наступлением вечера.
А в вечернее время на Невском проспекте снова начинается насыщенная жизнь. Ярким светом вспыхивают вечерние огни. Люди бегут по своим делам, торопятся успеть куда-то. Сколько разнообразных характеров можно здесь встретить в это время! Совершенно разные лица с разными характерами, разными привычками, разными интересами… Лишь одно их объединяет – место встречи.
Таким образом, Н. В. Гоголь чётко и ёмко осветил жизнь Петербурга на примере Невского проспекта.
Автор, показывая проспект в разное время суток, тем самым обозначил главную проблему большого города – социальный контраст, противопоставление благополучия нищете, красоты – уродству.
Также писатель поднимает ещё одну вечную проблему – проблему нравственности и духовности. Есть ли душа в безликих усах и бакенбардах?
Невский проспект… Кто бы мог подумать, что действие повести Н.В.Гоголя с одноименным названием, будет проходить именно здесь. Это произведение рассказывает о том, до чего может довести роковая встреча и отчаянная влюбленность.
В повести мы знакомимся с двумя молодыми людьми – Пироговым, который является поручиком, и Пискаревым, художником. Молодые люди следует по Невскому проспекту за двумя милыми дамами. Художнику приглянулась брюнетка, а Пирогов положил глаз на блондинку.
Иногда люди совершают необдуманные поступки, особенно, когда они влюблены.
Они идут вслед за своими избранницами аж до Литейной улицы. Они поднимаются на верхний этаж дома, где встречают еще несколько женщин, не менее красивых. И только спустя несколько минут Пискарев понимает, что находятся в публичном доме. Художник не может терпеть такой обстановки и бежит на улицу. Он не может понять, как облик его возлюбленной может иметь отношение к такому месту.
Пискарев приходит домой, но не может найти покоя. Как только он уснул, в его дверь постучали. Это был лакей, который сообщил, что дама желает его видеть. Он говорит, что именно та девушка, у которой только что был художник. Он садится в карету, и его привозят на бал. Он находит среди танцующих дам свою возлюбленную. Но вскоре ее уводят. Жаль, что это все ему просто приснилось.
Влюбленность не к добру
Пискарев решает жениться на очаровательной брюнетке. Но когда он сообщает ей об этом, то получает отказ. Он описывает все прелести совместной жизни, но на это девушка не согласна. Художник возвращается домой, а через неделю его находят мертвым, с перерезанным горлом.
А теперь о поручике
Пирогов не пришел на похороны друга, так как тоже попал в незаурядную историю. Его чудная блондинка оказалась замужней дамой, а ее муж – это жестянщик Шиллер. Он пытается продолжить свое любовное приключение на следующий день.
Говорят, когда встречаешь свою суженую, время замирает, и это правда… Но все упускают, что потом оно пускается во весь опор, навёрстывая упущенное.
Приключения не за горами
Когда Шиллера не было дома, Пирогов пришел к своей красавице. Он обнимал ее и целовал, а в этот момент вернулся домой Шиллер вместе со своим другом Гофманом и столяром Кунцом. Они были очень рассержены, когда увидели такое. После этого, они все вместе выпороли поручика.
Поручик обещает о том, что устроит Шиллеру наказание в виде ссылки в Сибирь и плеток. После он заходит в кондитерскую, где съедает пару пирожков и занимается прочтением газеты. Это смягчило пылкий нрав поручика. Вечером он навещает своих друзей. После нескольких танцев он успокаивается и забывает о том, что с ним произошло. А начиналось все с невинной прогулки по невскому проспекту.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Сочинение по повести «Невский проспект»
В основу «Невского проспекта», как и всего цикла «Петербургские повести», легли впечатления петербургской жизни Гоголя. В. Г.
Белинский восторженно отзывался почти о каждой из повестей: «Эти новые произведения игривой и оригинальной фантазии г.
Гоголя принадлежат к числу самых необыкновенных явлений в нашей литературе и вполне заслуживают те похвалы, которыми осыпает их восхищенная ими публика».
Писатель обратился к большому современному городу, и ему открылся огромный и страшный мир, который губит личность, убивает ее, превращает в вещь.
Петербург как символ могущества России и ее неувядаемой славы был воспет еще поэтами XVIII и первой половины XIX века. Пушкин изобразил Петербург в романе «Евгений Онегин» и в поэме «Медный всадник» как город русской славы и в то же время город социальных контрастов.
Тема Петербурга, наметившаяся в творчестве Пушкина, была расширена и углублена Гоголем.
Белинский считал: «Такие пьесы, как «Невский проспект»… могли быть написаны не только человеком с огромным талантом и гениальным взглядом на вещи, но и человеком, который при этом знает Петербург не понаслышке».
И вот столица представилась Гоголю уже не стройной, строгой громадой, а кучей «набросанных один на другой домов, гремящих улиц, кипящей меркантильно безобразной кучей мод, парадов, чиновников, диких северных ночей, блеску и низкой бесцветности». Именно такой Петербург и стал главным героем петербургских повестей Гоголя.
Эта запись служит как бы ключом, с помощью которого раскрывается гоголевское понимание самой сущности Петербурга.
Автобиографическая трилогия Льва Толстого
«Петербургские повести» — термин условный, сам Гоголь не давал им такого названия. Тем не менее оно верно, точно и оправданно, во-первых, тем, что через повести проходит образ Петербурга, являющегося героем цикла; во-вторых, тем, что почти все повести задуманы и созданы в Петербурге.
Кроме того, в третьем томе своих сочинений Гоголь объединил эти повести, написанные в разное время на протяжении десяти лет. Повести «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего» впервые были напечатаны в сборнике «Арабески» в 1835 году.
По построению они представляют собой серию сюжетно связанных картин, причем каждая из повестей изображает какую-либо одну или несколько сторон жизни Петербурга 30-х годов.
Невский проспект показан в разные часы дня: утром, с 12 часов, от двух до трех часов пополудни. В эти последние часы он являет собой парадную витрину империи Николая I. Все на Невском блестит и сверкает.
В этот час на проспекте появляются не люди, а маски: «превосходные бакенбарды»; «бакенбарды бархатные, атласные, черные, как соболь»; «усы, повергающие в изумление»; платья, платки, дамские рукава, похожие «на два воздухоплавательные шара», галстуки, шляпки, сюртуки, шали, носы, «талии тоненькие, узенькие», «талии никак не толще бутылочной шейки», «ножки в очаровательных башмачках».
В модных сюртуках, блестящих мундирах, в тысячах фасонов шляпок, платьев, платков выставляются на обозрение дворянская спесь, чванство, тупость и пошлость. Беспечная праздность — основная черта этой улицы:
«Если только взойдешь на Невский проспект, как уже пахнет одним гуляньем». Существует и иная сторона жизни главной улицы столицы.
Она раскрывается в раннее петербургское утро, когда Невский проспект заполняется совершенно другими фигурами: мальчишками, которые бегут «молниями» «с готовыми сапогами в руках»; мужиками «в сапогах, запачканных известью»,толкующими о семи грошах меди»; лакеями, «швыряющими нищим из дверей кондитерских объедки…»
Изображая Невский проспект в разное время суток, Гоголь характеризует социальные слои Петербурга. Невский проспект для писателя — олицетворение всего Петербурга, тех жизненных контрастов, которые он включает в себя.
Повесть начинается с восторженного гимна Невскому проспекту: «Нет ничего лучше Невского проспекта». Но чем дальше, тем отчетливее звучат сатирические ноты в этом праздничном описании ложно-призрачного столичного великолепия. Этот сатирический, тон не покидает рассказчика даже в самых приподнято-лирических описаниях вечернего Петербурга.
Сочинение по повести “Невский проспект”
В основу “Невского проспекта”, как и всего цикла “Петербургские повести”, легли впечатления петербургской жизни Гоголя. В. Г. Белинский восторженно отзывался почти о каждой из повестей: “Эти новые произведения игривой и оригинальной фантазии г.
Гоголя принадлежат к числу самых необыкновенных явлений в нашей литературе и вполне заслуживают те похвалы, которыми осыпает их восхищенная ими публика”.
Писатель обратился к большому современному городу, и ему открылся огромный и страшный мир, который губит личность, убивает ее, превращает в вещь.
Петербург как символ могущества России и ее неувядаемой славы был воспет еще поэтами XVIII и первой половины XIX века. Пушкин изобразил Петербург в романе “Евгений Онегин” и в поэме “Медный всадник” как город русской славы и в то же время город
социальных контрастов. Тема Петербурга, наметившаяся в творчестве Пушкина, была расширена и углублена Гоголем. Белинский считал: “Такие пьесы, как “Невский проспект”. могли быть написаны не только человеком с огромным талантом и гениальным взглядом на вещи, но и человеком, который при этом знает Петербург не понаслышке”. Шли годы петербургской жизни Гоголя.
Город поражал его картинами глубоких общественных противоречий и трагических социальных контрастов. За внешним блеском столицы писатель все. отчетливее различал бездушие и хищническую бесчеловечность города-спрута, губящего живые души маленьких, бедных людей, обитателей чердаков и подвалов.
И вот столица представилась Гоголю уже не стройной, строгой громадой, а кучей “набросанных один на другой домов, гремящих улиц, кипящей меркантильно безобразной кучей мод, парадов, чиновников, диких северных ночей, блеску и низкой бесцветности”. Именно такой Петербург и стал главным героем петербургских повестей Гоголя.
Эта запись служит как бы ключом, с помощью которого раскрывается гоголевское понимание самой сущности Петербурга.
сам Гоголь не давал им такого названия. Тем не менее оно верно, точно и оправданно, во-первых, тем, что через повести проходит образ Петербурга, являющегося героем цикла; во-вторых, тем, что почти все повести задуманы и созданы в Петербурге.
Кроме того, в третьем томе своих сочинений Гоголь объединил эти повести, написанные в разное время на протяжении десяти лет. Повести “Невский проспект”, “Портрет”, “Записки сумасшедшего” впервые были напечатаны в сборнике “Арабески” в 1835 году.
По построению они представляют собой серию сюжетно связанных картин, причем каждая из повестей изображает какую-либо одну или несколько сторон жизни Петербурга 30-х годов. Невский проспект показан в разные часы дня: утром, с 12 часов, от двух до трех часов пополудни. В эти последние часы он являет собой парадную витрину империи Николая I.
Все на Невском блестит и сверкает.
В этот час на проспекте появляются не люди, а маски: “превосходные бакенбарды”; “бакенбарды бархатные, атласные, черные, как соболь”; “усы, повергающие в изумление”; платья, платки, дамские рукава, похожие “на два воздухоплавательные шара”, галстуки, шляпки, сюртуки, шали, носы, “талии тоненькие, узенькие”, “талии никак не толще бутылочной шейки”, “ножки в очаровательных башмачках”. В модных сюртуках, блестящих мундирах, в тысячах фасонов шляпок, платьев, платков выставляются на обозрение дворянская спесь, чванство, тупость и пошлость. Беспечная праздность – основная черта этой улицы: “Если только взойдешь на Невский проспект, как уже пахнет одним гуляньем”. Существует и иная сторона жизни главной улицы столицы. Она раскрывается в раннее петербургское утро, когда Невский проспект заполняется совершенно другими фигурами: мальчишками, которые бегут “молниями” “с готовыми сапогами в руках”; мужиками “в сапогах, запачканных известью”,толкующими о семи грошах меди”; лакеями, “швыряющими нищим из дверей кондитерских объедки.” Изображая Невский проспект в разное время суток, Гоголь характеризует социальные слои Петербурга. Невский проспект для писателя – олицетворение всего Петербурга, тех жизненных контрастов, которые он включает в себя.
(No Ratings Yet)
Loading…
What is phraseological unit.
Сейчас вы читаете: Сочинение по повести “Невский проспект”Что и кто мне нравится в романе “Евгений Онегин” »
Анализ Невского проспекта Гоголя
Над повестью “Невский проспект” Николай Гоголь начал работать в 1831 году, а опубликовал ее в сборнике “Арабески” четыре года спустя. Это произведение относится к циклу петербургских повестей Гоголя, куда вошли также “Шинель”. “Портрет”. “Записки сумасшедшего”.
“Нос”. “Коляска” и “Рим”. Автор с различных сторон запечатлел особенности и нравы российской столицы. Кроме сатирического разоблачения пороков общества, в каждом произведении петербургского цикла есть “маленький человек”.
который отчаянно борется за право на достойную жизнь.
“Невский проспект” состоит из трех частей. Первая часть – это реальный город, хорошо знакомый каждому жителю столицы.
Во второй части перед нами предстает причудливое пространство иллюзий, в котором развиваются двеистории. Гоголь как бы случайно выхватывает из толпы двух молодых людей и отправляет их в любовные приключения.
Третья часть повести – своеобразный метафизический опыт восприятия Невского проспекта и Петербурга в целом.
Начинается повесть с описания главной столичной магистрали. Гоголь называет Невский “всеобщей коммуникацией Петербурга”. Здесь в течение дня проходят тысячи людей, за которыми с интересом наблюдает писатель и вовлекает в свои размышления читателей. Для Гоголя этот проспект – главный действующий персонаж: со своим лицом, манерами, привычками, характером.
Герои повести – поручик Пирогов и художник Пискарев. Они не друзья, поскольку совершенно разные по мировосприятию. И Гоголь умело подчеркивает этот антагонизм: один – комический персонаж, другой – фигура трагическая.
Пирогов – наглый и самоуверенный карьерист, для которого главное в жизни – выслужиться, достичь обеспеченного положения в обществе. Ради этого он готов выгодно жениться на нелюбимой женщине, переступить через многие моральные препоны.
Пирогов высокомерно относится к тем, кто ниже его по чину, и слепо подражает всему, что в моде у избранной публики. Поручик не задумывается над проблемами, от жизни он стремится получать только удовольствия.
Наивного Пискарева Пирогов опекает по-барски, приучая того к жизни, наполненной пустотой и праздностью.
Совсем другой художник Пискарев. Он наивный романтик, тонкий и ранимый. “Застенчивый, робкий, но в душе носивший искры чувства, готового превратиться в пламя”. – так характеризует Гоголь своего героя. В каждой женщине Пискарев видит Музу, потому восхищается ими и боготворит.
Как-то раз, прогуливаясь по Невскому проспекту, приятели встретили очаровательных незнакомок и пустились в авантюрное приключение: художник последовал за брюнеткой, сразу же влюбившись в нее, а поручик выбрал блондинку, рассчитывая на мимолетную интрижку.
Следуя велению сердца, художник вновь находит свою красавицу и предлагает ей честную и простую жизнь, но та только смеется в ответ. Пискарев потрясен и раздавлен. Он запирается у себя в комнате, где спустя неделю его и находят с перерезанным горлом.
“Так погиб, жертва безумной страсти, бедный Пискарев, тихий, робкий, скромный, детски-простодушный, носивший в себе искру таланта, быть может, со временем бы вспыхнувшего широко и ярко”. – сокрушается Гоголь.
Приятель Пирогов не пришел даже на похороны, поскольку в это время переживал свои приключения. Его дама сердца оказалась женой немецкого жестянщика Шиллера. Самоуверенный поручик достаточно долго добивался расположения красавицы.
Когда же вожделенная цель была близка, Шиллер с друзьями застукал парочку на горячем. Горе-ловеласа жестоко наказали и вышвырнули на улицу. Пирогов в бешенстве осыпал жестянщика и его приятелей проклятиями и пригрозил Сибирью.
Но затем зашел в кондитерскую, съев пирожков и почитав газету, успокоился и просто забыл о неприятном инциденте.
Невскому проспекту верить нельзя, поскольку там царит сплошной обман. Такой неутешительный вывод делает Николай Гоголь, предупреждая читателя об изнаночной стороне красивой жизни и ее скрытом коварстве. Грустные размышления писателя о несбыточности человеческих надежд завершают эту необычную повесть.
В “Невском проспекте” Гоголь впервые попытался объединить смешное и трагическое, высокое и низменное, святое и пошлое. В дальнейшем этот выразительный художественный прием станет основным в его творчестве.
Трагическая лицо петербурга в повести н. в. гоголя «невский проспект»
Ученический произведение. Парнем Гоголь приехал из родной Малороссии в Петербург и за короткое время успел познакомиться с жизнью столичных чиновников и петербургских художников — будущих своих персонажей. Писатель словно повторил этот маршрут, перенесучы «мир» своего творчества с Диканьки и Запорожской Сечи на Невский проспект.
Впоследствии третьей «географической областью» гоголевской творчества станет глубокая Россия «Ревизора» и «Мертвых душ».
И герои Гоголя путешествуют в этих же направлениях, связывая различные периоды и «миры» его творчества между собой: кузнец Вакула из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» верхом на черте летит в Петербург, Хлестаков из столицы является «ревизором» в уездную глушь …
«Трудно охватить общее выражение Петербурга», — писал Гоголь в статье «Петербургские записки 1836», — потому что в городе этом господствует разъединение: «вроде бы приехал в трактир огромный дилижанс» в котором каждый пассажир сидел во всю дорогу закрывшись и вошел в общую залу потому только, что не было другого места ». Столица словно большой постоялый двор, где каждый сам по себе и никто не знаком друг с другом. Как отличается этот образ от «общего выражения» хутора или ярмарки гоголевских «Вечеров»! Вот мы читаем в финале «Сорочинской ярмарки»:
«Странное, необъяснимое чувство овладело бы зрителем увидев, как от одного удара смычка музыканта в светце, с длинными закрученными усами, все обратилось, волею и неволею, к единству и перешло в согласие … Все неслось. Все танцевало.
А теперь перед нами Невский проспект — «общая коммуникация Петербурга», В начале одноименной повести показана жизнь этой главной улице главного города постоянно суток. Картина полна движения, но в каждой личности и в разных «кругов и кружков» свое перемещение в свои часы; все сочетаются только местом — Невскому проспекту.
Здесь тоже «все несется», но по-другому, чем на Сорочинской ярмарки. У Гоголя, мы замечаем, как часто встречаются у него обобщение: «все» или его любимое «все что не является». Можно сказать, что это понятие было формуле его идеала, его представлению о чем-то гармоническом и целом.
В народном мире «Вечеров» и «Тараса Бульбы» это гоголевское «все что не есть» звучит возвышенно — здесь оно охватывает как бы единую грандиозную личность целого коллектива. Но вот Гоголь стал измерять свой Невский проспект этой меркой, и она наполнилась пустотой, а всеобъемлющее как стало раздутым и комичным.
Оно теперь осветило внутреннее строение социально и по-человечески разобщенного петербургского мира.
«Все, что вы не встретите наьневском проспекте …», а именно: «Вы здесь встретите бакенбарды единственные … Здесь вы встретите усы удивительные …». В этих непомерных похвалах, выраженных в превосходной степени, читатель слышитфальшь. Вроде бы та же восклицательные, увлеченная интонация звучала в «Вечерах *, и она же слышна сейчас.
Но теперь за восторгом мы слышим иронию, и в самой интонации похвалы на первой странице повести уже нам слышится то, что автор скажет напоследок: «О, не верьте этому Невскому проспекту».
Так сразу же «тон делает музыку»; в этой несоответствия интонации и содержания мы сразу воспринимаем «на слух» несоответствие внешней и внутренней — тему всей повести «Невский проспект».
В «Ночи перед рождеством» Вакула, злитавшы в Петербург, выразил свое «сказочная» впечатления следующими словами: «удивительная пропорция. В Петербургской же повести то странно возбуждено «пропорция» бросается нам в глаза. «Усы удивительные», представляющие «все», выделяются из целого картины и занимают огромное место.
И вообще на Невском проспекте вместо людей какие-то внешние признаки — внешний вид, положение в обществе — разрастаются и становятся «всем». А так как со всем, что мы видим, сливаются представления о достоинстве, ценность и значимость — то это и есть источник путаницы и «бессмыслицы».
Читатель и в рассказе автора чувствует несоразмерность, вроде и здесь спутаны правильная «пропорция», отношение части и целого, значительного и мелкого, важного и незначительного. В этом мире возможно все.
В самом повествовании мы замечаем некую странную логику: то и дело важное «все» оборачивается в порожнее «ничто»; например, о таланте поручика Пирогова смешить девиц говорится, что «для этого нужно большое искусство или, лучше сказать, совсем не иметь никакого искусства ».
«Внутреннее строение» мира петербургских повестей открывается нам глазами Пискарева: «Ему казалось, что какой демон скришив весь мир на множество разных кусков и все эти куски без смысла, бессмысленно смешал вместе». Но «демоническая» картина-это уже не смешная картина. Раздроблена «фантастическая» действительность имеет в Гоголя две стороны, два лица: одно из них — пошлое, комическое, другое — трагично.
В повести Гоголя есть Невский проспект дневной и ночной. Днем Это выставка, где «бакенбарды единственные» представляют собой всего человека. Вечернее освещение порождает новые точки зрения и новые проблемы.
От вечернего фонаря расходятся в разные стороны художник Пискарев и поручик Пирогов, две параллельные линии сюжета, на сопоставлении которых строится Невский проспект.
Одного тянет красота, другого интрижка; обоих ждет неудача, и каждый по-своему переживает свое поражение и находит свой выход: один погибает, другой продолжает жить, легко забывая стыд и позор за пирожками в кондитерской и вечерней мазуркой.
Такие разные читатели Гоголя, как Белинский, Аполлон Григорьев и Достоевский, одинаково восхищались его Пироговым, «бессмертным» образом пошлости.
Нам всем понятный трагический смысл этой сюжетной и жизненной параллели между хрупкой неспособностью примириться с несовершенством жизни и Торжествующей пошлостью, что «ничем не прошибиш. «Вечный раздор мечты с существенность» — восклицает гоголевский художник.
Однако сам Гоголь только наполовину соединяет свой голос с этим возгласом романтика, что не хочет видеть действительности, спит наяву и живет во сне, чтобы удержать свою мечту.
Но что такое его мечта? Ведь она зарождается там же, на Невском проспекте: незнакомку Пискарева, «Петруджинову Бианко», породило ночное неверное освещение, от которого на мостовую выползают длинные тени, достигающие головой к Полицейского моста. Гоголь дает поразительную картину ночного города, как он чудится за своей мечтой и затуманенным этим полетом художнику:
«Тротуар несся под ним, кареты с лошадьми, что скачут, казались неподвижные, городов растягивался и ломался на своей арке, дом стоял вниз, будка валилась к нему навстречу, и алебарда часового вместе с золотыми словами вывески и нарисованных ножниц блестела, казалось, на самой ресницы глаз. Этому миру ночной петербургской фантастики принадлежит и мечта Пискарева, прекрасная дама, так жестоко его что обманула иллюзия. В заключении повести слова «мечта» и «обман» объединены: «Все обман, все мечта, все не то, чем кажется».
Чтобы понять Гоголя, нужно хорошо слушать его необычное вещания. В «Невском проспекте» она растекается на два потока, движущихся в параллельных руслах сюжета.
Автор сочетает свой голос то с художником Пискаревим, то с поручиком Пироговым и поэтому в разных местах говорит на ту же тему противоположные вещи и совсем разным тоном: Открытое он выступает в заключительном монологе, «снимая» обе принятые им на себя интонации и своим голосом подводя итог параллельной действия: «Все не то, чем кажется … Он лжет во всякое, этот Невский проспект …».
Пушкина нашел очень верные слова, когда назвал гоголевский «Невский проспект» самым полным из его произведений. В самом деле, в художественной капве этой повести соединяются гоголевский комизм и гоголевская лирика, пошлое и трагическая личность гоголевского Петербурга.
содержание этой сюжетной и жизненной параллели между хрупкой неспособностью примириться с несовершенством жизни и Торжествующей пошлостью, что «ничем не прошибиш. «Вечный раздор мечты с существенность» — восклицает гоголевский художник.
Однако сам Гоголь только наполовину соединяет свой голос с этим возгласом романтика, что не хочет видеть действительности, спит наяву и живет во сне, чтобы удержать свою мечту.
Но что такое его мечта? Ведь она зарождается там же, на Невском проспекте: незнакомку Пискарева, «Петруджинову Бианко», породило ночное неверное освещение, от которого на мостовую выползают длинные тени, достигающие головой к Полицейского моста. Гоголь дает поразительную картину ночного города, как он чудится за своей мечтой и затуманенным этим полетом художнику:
«Тротуар несся под ним, кареты с лошадьми, что скачут, казались неподвижные, городов растягивался и ломался на своей арке, дом стоял вниз, будка валилась к нему навстречу, и алебарда часового вместе с золотыми словами вывески и нарисованных ножниц блестела, казалось, на самой ресницы глаз. Этому миру ночной петербургской фантастики принадлежит и мечта Пискарева, прекрасная дама, так жестоко его что обманула иллюзия. В заключении повести слова «мечта» и «обман» объединены: «Все обман, все мечта, все не то, чем кажется».
Чтобы понять Гоголя, нужно хорошо слушать его необычное вещания. В «Невском проспекте» она растекается на два потока, движущихся в параллельных руслах сюжета.
Автор сочетает свой голос то с художником Пискаревим, то с поручиком Пироговым и поэтому в разных местах говорит на ту же тему противоположные вещи и совсем разным тоном: Открытое он выступает в заключительном монологе, «снимая» обе принятые им на себя интонации и своим голосом подводя итог параллельной действия: «Все не то, чем кажется … Он лжет во всякое, этот Невский проспект …».
Пушкина нашел очень верные слова, когда назвал гоголевский «Невский проспект» самым полным из его произведений. В самом деле, в художественной капве этой повести соединяются гоголевский комизм и гоголевская лирика, пошлое и трагическая личность гоголевского Петербурга.