Все к чему я прикасаюсь умирает
Толкование Евангелия на каждый день года.
Неделя 25-я по Пятидесятнице
Пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его. И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей все имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось. И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, – и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня. Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром. Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет. Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери. Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла. Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть. И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.
Мы слышим Евангельский рассказ об исцелении кровоточивой женщины и о воскрешении дочери Иаира. Нам явлено чудо любви Христовой – избыточествующей любви, потому что Господь идет по просьбе начальника синагоги Иаира исцелить его болящую дочь, и попутно по дороге совершает чудо исцеления безнадежно больного человека. Эта любовь, эта сила жизни исходит от Него, и она действует непрерывно. Оттого что Он как будто бы замедлил в пути, теряется смысл Его прихода к начальнику синагоги – потому что, что может молитва за человека, когда он умер? И Господь показывает, как велика сила Его любви, воскрешая эту умершую.
Господь идет к Своему Кресту, к Своим страданиям. Все, что происходит в Евангелии с самого начала Его служения, есть описание именно этого восшествия. С тем чтобы мы очевидным, видимым образом могли ощутить, что Христос берет на Себя грехи всего мира. Все страдания, все нужды других людей, будь это душевная, или телесная скорбь – чудом Его любви она становится Его собственной нуждой. И Господь исцеляет и воскрешает больную или уже мертвую жизнь.
Когда Христос шел вместе с учениками, такая толпа теснила Его, что трудно было проходить через нее. Среди этой толпы была женщина, которой Закон запрещал там быть: она – нечиста. У нее – непрестанное течение крови. А нечистота опасней всякой болезни. Как написано в книге Левит: «Если у женщины течет кровь многие дни не во время очищения ее, или если она имеет истечение долее обыкновенного очищения ее, то во все время истечения нечистоты ее, подобно как в продолжение очищения своего, она нечиста; и всякая вещь, на которую она сядет, будет нечиста; и всякий, кто прикоснется к ней, будет нечист». В противоположность крови, текущей в наших венах, которая есть жизнь, эта кровь принадлежит области смерти и нечистоты. Как и вся толпа, эта женщина влекома целительной силой Господа. Прикосновение к краю одежды Его оказывается достаточным – исцеление происходит мгновенно. В течение долгих двенадцати лет она страдала кровотечением, и истратила все, что у нее было, на врачей, но никто не мог помочь ей. Вдруг Христос остановился и обратился к народу с вопросом: «Кто прикоснулся ко Мне?» «Наставник, – сказал Петр, – народ окружает Тебя и теснит, и Ты говоришь, кто прикоснулся ко Мне». Но Христос сказал: «Прикоснулся ко Мне некто, ибо Я почувствовал силу, исшедшую из Меня». Так говорит Он, как будто здесь только одна эта женщина, среди всей громадной толпы. Ответ Петра на вопрос Господа показывает, что он ничего не понимает. Христос говорит о силе, исшедшей из Него. Это сила Самого Бога. Эта чудотворная сила, которой исполнен Господь, скоро будет передана Им двенадцати (Лк. 9, 1–2). В ней – начатки силы Духа Святого, Которого ученики примут только после Пасхи.
Что касается кровоточивой, она объявляет перед всем народом о своей болезни и о мгновенном исцелении. Она трепещет, исповедуя, что нарушила Закон. Край одежды Спасителя напоминает о том, что надлежит исполнять все заповеди Господни. «Объяви сынам Израилевым – сказано в книге Чисел, – и скажи им, чтобы они делали себе кисти на краях одежд своих в роды их, и в кисти, которые на краях, вставляли нити из голубой шерсти; чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои и были святы пред Богом вашим» (Числ. 15; 38, 40). Мы видим, что вера женщины (а не небрежение о Законе) вела ее ко Христу. И Он с изумлением говорит ей: «Дерзай, дщерь, вера твоя спасла тебя. Иди с миром».
Мы тоже страдаем – если не физически, то духовно – от греха. Один человек страдает от гнева и злобы, другой страдает от скупости и жадности, третий страдает от распущенности, которая толкает его на блуд. Четвертый страдает от пьянства, пятый страдает от тщеславия, которое заставляет его искать пустой земной славы. Шестой страдает от зависти, которая мучает его, когда он видит успех и счастье других. Седьмой страдает от лени и расслабленности. Если каждый из нас испытает себя внимательно, то он увидит, что он страдает от того или иного греха. И самое печальное – что грехи эти у нас изо дня в день повторяются. Вчера мы каялись в них, а сегодня повторяем их снова. Грех – род кровотечения, который никогда не кончается у нас и который постоянно ослабляет нас, обескровливает нас, делает нас полуживыми.
Как кровоточивая женщина в сегодняшнем Евангелии была неисцельно больна, точно также грехи наши неисцелимы никакими человеческими средствами. Никто, ни один человек, не может освободить нас от греха. Есть только один Господь Иисус Христос, способный исцелить человека от болезни греха и спасти его. Он единый Врач душ и телес наших, Спаситель грешников.
И далее повествование снова возвращает нас к Иаиру. Его молитва ко Господу придти к нему в дом уже не имеет смысла – слишком поздно! Но Господь приглашает его идти дальше естественного разума: спасение, которое Он предлагает, требует только веры. Здесь, как и в слове, обращенном к женщине, спасение и вера связаны друг с другом. В устах Господа они соединяются в одно: «Не бойся, только веруй, и спасена будет». Входя в дом, Господь берет с Собой только трех избранных учеников, свидетелей Его силы, а также отца и мать девицы. «Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла». Все кончено, о чем еще говорить! Этот человек, эта жизнь, этот народ, это человечество – мы достоверно знаем – уже мертвы. Зачем еще ломать комедию?
Как наинской вдове, Господь говорит со властью: «Не плачь!» Воскрешение совершается Его прикосновением к умершей и повелением: «Девица, встань!» «И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть». Мы слышим слова, которые Церковь с самого начала употребляет, говоря о воскресении: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф. 5, 14). Как у женщины, страдающей течением крови, чудо совершается мгновенно. Повеление дать есть девице показывает реальность ее возвращения к жизни. Так Сам Господь по Своем воскресении будет есть и пить с учениками Своими во уверение реальности Своего человеческого тела.
Толкование Евангелия на каждый день года.
Понедельник 15-й седмицы по Пятидесятнице
Тогда за Иисусом следовало множество народа, и теснили Его. Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, много потерпела от многих врачей, истощила все, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние, – услышав об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его, ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею. И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни. В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился в народе и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде? Ученики сказали Ему: Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Но Он смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это. Женщина в страхе и трепете, зная, что с нею произошло, подошла, пала пред Ним и сказала Ему всю истину. Он же сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей.
Эта женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, «много потерпела от многих врачей». Однако ей не стало лучше. Напротив, ее состояние только ухудшилось. Господь показывает, что речь идет об очень серьезной болезни, поражающей сами токи жизни. Она подошла ко Христу сзади в толпе и прикоснулась к Его одежде. Она сказала себе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею». У этой женщины бесконечное дерзновение. Можно сказать – тройное дерзновение. Она верит, что достаточно прикоснуться к одежде Христа, чтобы исцелиться, – даже если Он не заметит. Она подходит ко Господу как чистая, хотя, согласно Закону, она нечиста. И она верит, что если Христос заметит, то не обличит ее перед толпой, которая сразу же изгонит ее из-за ее нечистоты. Почему столь многие боятся приблизиться ко Христу только потому, что сознают себя грешными? На самом деле прикоснуться ко Господу, тронуть Его может только подлинное смирение и вера. И нам показана радость исповеди. Со страхом и трепетом бросается эта женщина к ногам Спасителя и говорит всю истину. Так трудно было для нее сделать это! Но никогда не трудно исповедаться перед Тем, Кто весь только свет и любовь.
Евангелие об исцелении кровоточивой женщины очень точно обозначает мир страданий и смерти, в котором мы существуем. Господь идет к Своему Кресту. Это относится буквально ко всем событиям, которые происходят с Ним с начала Его служения, потому что Сын Божий очевидным, видимым образом начинает брать на Себя грех мира. Речь всегда идет о нужде, всегда человек духовно или телесно болен, или совершенно сокрушен. Благодаря чуду любви, эта нужда становится нуждою Самого Господа, она возложена на Него, Он несет за нее ответственность, Он исцеляет эту больную жизнь.
«Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился в народе и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде?» Всякий раз, когда Господь исцеляет кого-то, это требует Его Самого. И это есть непреложный закон жизни. Никто не может совершить ничего великого, пока не отдаст что-то от самого себя, от своей жизни, от своей души. Другим можно помочь, лишь тратя себя.
Сейчас, когда Христос воскрес из мертвых и вознесся на небо, мы должны отправиться в путь к Нему. И Господь говорит, где и как можно Его найти. «Кто прикоснулся ко Мне?» – с изумлением спрашивает Он, хотя все человечество, миллионы, миллиарды людей, не только эта толпа, так или иначе, теснится вокруг Него. Как мог Он избежать, чтобы никто Его не коснулся? Никто, ни один человек, не может потеряться в любой толпе, среди всех веков и народов, среди всех смертей и страданий. Сила исходит от Него, потому что человеческая природа Христа неотделима от Его Божества. И это сила, в которой присутствие с Сыном Божиим Отца и Святого Духа. И это также сила Его любви к нам, благодаря которой на Кресте Он будет лишен всякой силы.
Он так прикоснулся к нашим страданиям и смерти, чтобы каждый из нас мог исцелеть и воскреснуть. Чтобы каждый мог узнать, что исцеление, в котором мы нуждаемся, – глубоко, и Господь дарует его нам, чтобы подготовить нас к более тяжелой болезни и к смерти. И через это – даровать ничем не сокрушимое здоровье и приобщить Своему Воскресению. Что ж ты плачешь: «Сколько Церковь ни молилась, я не выздоровела, и дочь моя не воскресла»? Надо прикоснуться ко Господу так, чтобы открылся смысл страданий и смерти. Лишенные тайны, они лишаются смысла. Превращение болезни и смерти, так сказать, в биомедицинский факт, превращает все человеческое существование в ужас и тупую бессмыслицу. Жить – это значит терять. Нельзя ничего удержать, сохранить, но всегда рядом Господь. Церковь дает, в конце концов, не отсутствие болезни, тревоги, смерти, но силу, которая исходит от Христа – жить в этом.
Мы прикасаемся ко Господу только тогда, когда узнаём, что, «живем мы или умираем, – как говорит Апостол, – мы Господни» ( Рим. 14, 8 ). Вместе мы содержимся в той любви Бога, от которой ничто не может отделить нас. Оттого, что Господь сокрушил медные врата смерти, открывается нам реальность любви, которую «последний враг» не может победить. Господь совершает чудеса, чтобы привлечь к жизни всех людей, не только этого чудесно облагодатствованного Им человека. Каждое новое чудо приводит к Нему новых людей или укрепляет веру уже обратившихся. Но надо, чтобы был хотя бы один человек, который бы прикоснулся к Нему всею кровью своею, всем покаянием своим.
От чуда апостольской проповеди Церкви рождается вера и открывается зрение. Но пусть никто, ни один человек не посетует, что обделил его дарами или служением Господь, глядя на эту женщину, которая страшной своею болезнью и терпением ее, с упованием на Бога стала равноапостольной благовестницей для всех, кто там был. Если скорби, которые выпали нам сегодня, мы сумеем принести ко Христу – может быть, совершится большее чудо, и кровоточивая наша Россия прикоснется к краю одежды Христа и исцелится.
Я разрушаю всё, к чему прикасаюсь
Я больше не помню его голоса. И это странно. Какое-то время я слышал его голос у меня в голове. А теперь нет. Я теряю его и не хочу этого делать. Хотя, я уже его потерял… Я начал рыться в наших вещах. Старые книги, одежда, в общем, всё, что напоминало мне о нём. Я просматривал книги, а потом замер. Когда я вернулся, они все были разорваны? Неужели я это сделал?
Может, и так. В конце концов, я, кажется, разрушаю всё, к чему прикасаюсь…
Первый день без него
Скучаю. Скучаю по нашим спорам. Помню, как это меня раздражало. Северус всегда думал, что знает, как будет правильно для меня, для нас. Иногда я говорил что-то просто чтобы посмотреть, действительно ли ему не всё равно. А иногда сам верил в то, что говорил. Мне было приятно слышать эти заверения, а теперь я уже не могу на них рассчитывать. Я понимаю, что на многое больше не могу рассчитывать. Я не могу поверить, что он ушёл…
Седьмой день без него
В комнате стало холоднее, а темнота — до жути невыносимая. Я всё время просыпаюсь среди ночи, пытаясь дотянуться до кого-то, кого нет рядом. Страшно, когда хочешь найти тепло, а вместо этого чувствуешь пустоту. Время от времени я читаю что-нибудь, что напоминает мне о нём. Зову его, только чтобы вспомнить, что он ушёл. Это происходит гораздо чаще, чем мне бы хотелось. Хочу просто прекратить это. Есть много вещей, которые я хочу прекратить…
У меня звенит в ушах, голова кружится, в ней звучит голос, зовущий на помощь. Прошёл месяц. Чувствую себя потерянным. Мне кажется, я заболел, но не знаю, чем это вызвано. Может быть, я слишком много времени провожу на улице, а может быть, это потому, что я уже давно плохо сплю. Я выгляжу как ходячий мертвец и не могу не задаться вопросом, так ли он себя чувствует сейчас. Надеюсь, ему сейчас лучше, чем мне. Мёртвые не чувствуют, не так ли?
Два месяца без него
Гермиона говорит, что мне нужно сходить к психотерапевту. Она говорит, что для меня ненормально продолжать жить так, будто ничего не случилось. Она считает, что я должен проводить больше времени с людьми и просто разговаривать с ними. Люди не понимают меня. Никто никогда не понимал… Они не знают, каково это — видеть вещи, которые напоминают мне о нём каждый день, но не видеть его. Они не понимают, что раньше я видел его каждый день, а теперь…
Три месяца без него
Я нашёл эти дурацкие заметки, которые он оставлял во всех наших книгах. Ему это нравилось, и мне, наверное, тоже. Я скучаю по тому заверению, что кому-то не всё равно. Помню, когда мы сильно ссорились, он оставлял мирные слова в книге, которую я читал. Я внушаю себе, что он ушёл после нашей ссоры, может быть, однажды вечером он вернётся. Конечно, он этого не сделает. Он больше не появится в моей жизни, не так ли? На этот раз никакие мольбы не вернут его, я знаю это, потому что пытался… Он истёк кровью… Для меня это самый ужасный способ умереть, а он ненавидел кровь. Не думаю, что он хотел так умереть…
Четыре месяца без него
Сегодня меня заставили вернуться в Хогвартс. Но я не понимал… зачем? Какой в этом смысл? Все бросали на меня жалостливые взгляды, говорящие: «Бедняжка, мы сожалеем о твоей утрате», — даже не открывая рта. Казалось, они думают, что их жалость имеет значение. Я не нуждаюсь в том, чтобы мне напоминали, что что-то изменилось, что я кого-то потерял. Я не хочу чувствовать себя калекой, неспособным функционировать…
Четыре месяца и две недели без него
Сегодня я вернулся в комнату и обнаружил, что кто-то забрал фотографию в рамке с моего стола. Когда начал искать, то нашёл в мусоре. Они разбили стекло и попытались избавиться от него. Странно, что не испепелили обычным «Инсендио». Пытаясь вытащить фото, я порезался, а потом несколько секунд смотрел на рану. Мне стало не по себе. Я снова вспомнил его смерть. Стекло не было слишком острым, и мне пришлось надавить. Не знаю, что это было. Возможно я хотел почувствовать часть того, что чувствовал Северус перед смертью…
Четыре месяца и три недели без него
Все эти дни я был на взводе. Хуже всего то, что нет никакой видимой причины того, что меня раздражает. Но этот порез беспокоил меня гораздо больше, чем следовало бы. Полагаю, что до этого момента всё напоминало мне о его жизни, поэтому видеть что-то, что можно связать с его смертью, неприятно. Может быть, я слишком много об этом думаю. Может быть, я нервничаю просто потому, что всегда ненавидел кровь…
Пять месяцев без него
Шесть месяцев, или полгода, без него
Друзья предлагают мне обратиться за помощью. «Возможно, тебе стоит отдохнуть от учебы», — говорят они. Время движется так медленно, и это убивает меня. Дни идут, а лучше не становится. Это безжалостный океан акул, которые чуют кровь. Эта метафора имела смысл и раньше, но теперь я в этом не уверен. Это наводит меня на мысли о воде и утоплении. Это наводит меня на мысль, что утопление, возможно, лучшее решение…
Шесть месяцев и две недели без него
Полное собрание примет и обычаев, связанных с похоронами
Подготовка к погребению и сами похороны у нас проводятся по определённым правилам, далеко не всегда рационально обоснованным, однако имеющим очень давние, отчасти дохристианские истоки. Тем не менее, они мирно уживаются с православной похоронной обрядностью и в некоторой степени дополняют её. Так образуется общий культурный комплекс, внятный всем христианам восточной ветви.
Обычаи «народного» православия требуют следующих обязательных действий:
Неоднозначные приметы
Некоторые обстоятельства и действия, связанные с похоронами, могут быть истолкованы двояко. Так происходит, например, когда знатоки обычаев разъясняют символику погоды в день похорон. Одни считают, что солнечная погода сопровождает погребение человека с чистой и светлой душой, а сильный долгий дождь сопутствует душам грешников. Другие же говорят, что дождь во время похорон – это плач небес об ушедшем из жизни.
Разные мнения есть и о том, что делать с иконой, извлечённой из гроба после отпевания. Обычно её советуют взять домой для молитв об усопшем. Однако некоторые предпочитают отдать эту икону в церковь.
Погребальные приметы, которым уже не следуют
Со временем часть не оправдывающих себя поверий уходит в прошлое и свод примет меняется. Так, сейчас совершенно отказались от бытовавшего прежде запрета приносить на похороны живые цветы.
Точно так же не соблюдается правило «впереди гроба не идут». Современная похоронная процессия как раз строится в таком порядке, что перед гробом идут те, кто несёт портрет, награды, венки.
Практически не выполняется и ничем не обоснованный запрет стирать вещи мужа (жены) в течение года после смерти.
Магические действия на похоронах
Часть стародавних традиций погребения действительно забывается. Однако последователи всяческих оккультных наук всё ещё норовят появиться на похоронах. Специалистов по практической чёрной магии можно распознать по необычным действиям и странным просьбам, а именно:
Кроме того, если при уходе за могилой были найдены какие-то закопанные предметы, их надо извлечь, не прикасаясь голыми руками, и уничтожить в огне.
Вопрос и ответ
В самом деле, это может казаться каким-то дремучим средневековьем. Однако описанные магические действия встречаются чаще, чем хотелось бы. По крайней мере для того, чтобы их не поощрять, от подозрительных манипуляторов на похоронах всё-таки лучше избавиться.
Обоснования примет и обычаев редко бывают рациональными. И в этом случае они тоже более или менее мистические. С одной стороны, считается, что душа умершего ещё некоторое время витает в своём доме, всё видит, слышит, и может обидеться на то, что тело забыто родными хотя бы на краткое время. С другой стороны, постоянное присутствие кого-либо из родственников наверняка помешает пронырливым чёрным магам поживиться чем-нибудь полезным для своих сомнительных практик.
Теория для начинающих
Приметы на похоронах, предупреждение с того света?
Что нужно знать о приметах, связанных с похоронами?
На протяжении длительного времени в обществе существуют различные приметы, касающиеся похорон. Их придумали наши предки, руководствуясь уважением к усопшему, желанием оградить себя от неприятных последствий. Суеверия передаются из поколения в поколения, к примеру, обязанность накрывать зеркала, когда в доме находится умерший.
Можно по-разному относиться к народным суевериям, но ознакомиться с ними в любом случае не помешает. Как показывает практика, похороны – это мероприятие, правила которого рекомендуется соблюдать. Мы мало знаем о потустороннем мире, но глупо отрицать приметы на похоронах, которые могут быть посланием с того света от близких.
Какими приметы бывают и что они значат для живых?
Не стоит наблюдать за похоронным процессом через окно. Мы пониманием, что порой трудно удержаться от соблазна понаблюдать за тем, что происходит. Как гласят суеверия, можно навлечь на себя беду. Предки утверждали, что после кончины душа мёртвого человека находится рядом с его телом, сопровождая его до места захоронения. Она может разозлиться на любопытного зеваку, а потому сделать всё возможное, чтобы в его жизни произошли неприятные события.
Не самые лучшие приметы на похоронах связаны со спешкой на самом кладбище. Не стоит пренебрегать этой приметой, чтобы не столкнуться с возможными неприятностями. Делайте на похоронах всё степенно и не торопясь, мысленно прощаясь с усопшим.
При подготовке могилы, можно обнаружить, что она вырыта слишком глубоко. Предки полагали, что это свидетельствует о так называемых двойных похоронах, учитывая, что яма будет большой для одного покойника. Спустя какое-то время можно столкнуться с тем, что умрет один из членов семьи.
В процессе похорон стоит быть крайне внимательным, чтобы не забыть никаких ритуальных принадлежностей. Это касается крышки гроба, которая не должна оставаться в доме. Душа покойника не сможет успокоиться, обязательно придёт за теми, кто проживает в доме. По этой причине лучше предотвратить возможные неприятные последствия, чем пытаться с ними бороться спустя какое-то время.
Гроб с покойником не должны нести члены его семьи, несмотря на самые благие намерения, которыми могут руководствоваться. Лучше всего доверить это непростое дело дальним родственникам, друзьям, специально нанятым людям. Они завязывают на запястье небольшое чистое новое полотенце, чтобы уберечь себя от возможных последствий участия в похоронной процессии. Родня должна остерегаться, что усопший заберёт их с собой, а потому лучше не прикасаться к гробу, не стараться донести его до кладбища, чтобы выразить, таким образом, уважением.
Во время погребения каждый из присутствующих гостей церемонии должен бросить на гроб небольшую горсть земли. Можно пренебрегать данной приметой, но покойник будет приходить во сне, не давать покоя близким. Лучше всего закрыть путь мертвецу в этот мир, кинув немного земли на крышку гроба. Это поможет усопшему отправиться на небо, забыть про земное существование, хлопоты, чтобы предстать перед небесным судом.
Отдельного внимания заслуживает погода в день похорон. Солнце символизирует спокойный характер усопшего, который с добротой относился к окружающим людям. Дождь свидетельствует о вредности и склочности умершего. Во втором случае стоит быть особенным внимательным к разным знакам, способным привести к неприятным последствиям.
Приметы на похоронах, связанные с женщинами имеют очень большое значение в самой прощальной процессии. Женщина, находящаяся в положении, не должна присутствовать на похоронах. Мероприятие сопряжено с переживаниями, присутствием большого количества людей. Можно столкнуться с угрозой выкидыша, другими осложнениями в процессе беременности. Лучше всего не рисковать, а почтить память усопшего на поминках. Здоровье будущего ребёнка намного важнее, чем посещение похорон.
Провожать покойника стоит в чёрной одежде, чтобы таким образом избежать смерти. Не зря данный цвет давно считается траурным, принятым во многих странах. Не стоит демонстрировать пренебрежения к этому суеверию, чтобы не столкнуться с неприятными последствиями своего поступка.
Не всегда, но довольно часто семьи приглашают фотографов на похороны. Им словно хочется запечатлеть в памяти столь неприятное событие. На самом деле нет ничего хорошего в том, чтобы хранить снимки, которые впитали в себя отрицательную энергетику, боль и скорбь. Можно привлечь в свой дом беды и несчастья. Если фотографии уже есть, можно их спрятать подальше от глаз. При необходимости Вы сможете их достать и посмотреть, не более.
На похоронах упал гроб? Эта примета считается наиболее страшной и опасной. В таком случае нужно ждать ещё одной смерти, которая посетит дом родственников усопшего в самое ближайшее время. На самом деле неприятных последствий удастся избежать, если на следующий день всей семьей испечь блины. Спустя несколько часов отыскать на кладбище 3 могилы со своими именами, прочитать «Отче наш». Испечённые блины раздать у церкви вместе с милостью. В процессе обряда соблюдать абсолютную тишину, чтобы продемонстрировать уважение к усопшему человеку.
При самой прощально процесс избегайте того, чтобы ваша тень ни легла на гроб с усопшим. Не обижайте животных попавшихся на пути к месту упокоения, не напивайтесь, а лучше поминайте усопшего святой водой. Следите, чтобы глаза усопшего были закрыты тяжёлыми пятаками
Какие приметы бывают после похоронной процессии?
На поминках нужно поставить фотографию усопшего, стакан с жидкостью и небольшой ломтик хлеба. Ни в коем случае нельзя употреблять угощения впоследствии человеку и животному. Это приведёт к летальному исходу. Важно с почтением относиться к усопшему.
После возвращения с похорон нужно быстро вымыть руки в горячей воде или согреть их у огня. Это позволит избежать негативных последствий плохой энергетики, которой пропитано данное мероприятие. Будьте внимательны к знакам, чтобы понять правильность своих действий.
Сразу после похорон не нужно идти в гости. Вам нужно какое-то время побыть в трауре, очиститься от негатива. Если посетить кого-то из живых в тот день, можно принести им несчастья и болезни. Лучше какое-то время воздержаться от походов в гости. Это не так сложно.
На протяжении года после похорон стоит соблюдать траур. Никаких пышных праздников, в частности, свадеб. Самый известный пример нарушения данного обычая – торжество, устроенное по случаю заключения брака царём Николаем. Все знают, насколько жутко закончилась жизнь членов его семьи впоследствии. Важно проявить уважение к умершему родственнику.
Самый первый блин на поминках нужно отдать на угощение покойному вместе с киселём. Также запрещено чокаться стопками во время церемонии, чтобы не накликать беду. Лучше всего вести себя спокойно, не вести праздных разговоров. Это позволит достойно проводить умершего человека в последний путь.
Приметы на похоронах, связанные с зеркалами, так же следует учитывать в поминальные дни. Вплоть до наступления 40 дня важно держать прикрытыми зеркальные поверхности. Лучше всего, если это будет касаться мониторов компьютера, телевизоров. Дух умершего в этом случае не попадет в зеркальную ловушку, не будет беспокоиться родственников во сне. Если не получается полностью воплотить в жизнь это суеверие, достаточно держать прикрытыми лишь зеркала.
Заключение.
Можно сколько угодно относиться к приметам и суевериям, которых придерживались ещё наши предки. При случайном нарушении перечисленных аспектов, достаточно извиниться у Бога за свою халатность, поставить свечку за упокой души покойного.
Никто не требует от Вас фанатично следовать всем рекомендациям, но помните, что приметы на похоронах могут быть тайным посланием с того света.