Все что связано с огнем
От инквизиции до Пасхи: мистические огненные ритуалы и обряды
Огонь сопровождает человека всю его жизнь. Огонь – это и горячая пища, и спасение от холода, и свет в темноте. Огонь обожествляли, он олицетворял и начало жизни, и ее конец. И даже в наше время все еще существуют обряды и ритуалы, связанные с огнем. О традициях разных религий и народов мира рассказали эксперты в программе Тимофея Баженова «Как устроен мир» на РЕН ТВ.
Древнейшие ритуалы с огнем
По одной из версий, первые огненные представления устраивали жители тихоокеанского острова Самоа. Это был воинский ритуал, во время которого мужчины доказывали свою храбрость. Позже в опасном развлечении смогли участвовать все желающие, в том числе и женщины.
Нечто похожее на огненные шоу устраивали ацтеки, чтобы почтить бога огня.
«Это бог вулканов, страшный, грозный, пугающий, с одной стороны, с другой стороны, это бог жизни, потому что это домашний огонь, это вареная, жареная пища, которая намного калорийнее, которая позволяет вырастать детям. То есть это благой бог. В каждом божестве есть белобог и чернобог. Тут уж никуда не денешься», – объясняет мифолог Константин Бегтин.
За такими шоу можно понаблюдать во многих странах. Так или иначе все эти опасные пляски имеют под собой общее начало – поклонение божественной силе огня.
«Огонь всегда присутствовал в сакральных текстах и всегда воспринимался религиозным сознанием как некий проводник, связывающий человека с Богом. Огонь воспринимался как нечто божественное не только потому, что он грел, а потому что люди имели опыт взаимодействия с некими высшими силами, которые себя проявляли именно в виде огня», – считает религиовед Дмитрий Пахомов.
На Руси
В Древней Руси у наших предков пожары были частым явлением. Оно и понятно, ведь все строительство было деревянным. Но если пожар разгорался от удара молнии, то считалось, что это воля богов. И тушить такой огонь нельзя, потому что он священный. А если уж надо потушить, то только молоком, а не водой, потому что молоко вроде как годится для жертвоприношения.
У наших предков – славян богов огня было сразу два. Сварожич считался именно олицетворением огня и ритуальным названием пламени. Его отец Сварог, в свою очередь, был связан с небесным огнем, а также покровительствовал кузнецам.
Индийский праздник Холи
В начале марта каждого года в Индии происходит настоящее безумие. Жители просто сходят с ума и начинают забрасывать друг друга разноцветными красками, символизирующими пепел заживо сгоревшей демоницы. А на вечернем променаде женщины в сари берут в руки палки и колотят ими каждого встречного мужчину. Как бы понарошку, но кому-то, возможно, пару раз достанется по-настоящему, здесь как повезет. Это – фестиваль красок Холи, встреча весны. Между прочим, довольно популярный не только на Индостане, но и во всем мире, в том числе и в России.
«Он базируется на древних весенних праздниках встречи весны, но он переосмыслен уже в индуистском, я бы даже сказал в постиндуистском духе под влиянием англичан. И это уже более театральное представление, чем, собственно говоря, ритуал. Собственно, это один и тот же праздник, единственное, что Масленица – это вот так вот плотно упакованный в краткий кусочек целый сезон различных обрядов», – говорит мифолог Константин Бегтин.
Масленица
Масленица хоть праздник и языческий, но давно стала неотъемлемой частью славянской культуры. Обряд сожжения чучела – это обряд наших предков. Так на Руси прощались со всем плохим, что зимой уносило жизни простых крестьян. И никаких вам демонов – ни мужского, ни женского рода.
Скандинавские обряды
Много информации о цивилизациях прошлого историки находят в погребениях. Вместе с покойником клали предметы из повседневной жизни, потому что считали, что они обязательно пригодятся в мире ином. Но вот с Индией археологам приходится туго. Уже несколько тысячелетий там практикуется кремация, пепел сбрасывается в реку.
«Относительно сожжения, это тоже интересная вещь, это появилось только в бронзовом веке, потому что вам нужно нарубить дров, чтобы сжечь ваше тело, а для этого нужны бронзовые топоры. Каменным топором не нарубите много», – говорит социальный антрополог Александр Казанков.
Кремацию также практиковали славяне и их соседи – варяги.
«Древних князей из династии Рюриковичей и конунгов, которые приходили на территорию Древней Руси, после кончины упаковывали в саваны и всех раскладывали на драккаре. Потом драккар поджигали и во время горения драккара водили хороводы. Потом засыпали это всё песком. Вот таким образом появлялись ритуальные кладбища», – рассказывает историк, профессор Александр Черёмин.
После Крещения наши предки усопших стали предавать земле. Финно- угорские племена еще долго после этого продолжали сжигать своих покойников, а горшки с обгоревшими костями складывали в специальных домиках-могильниках.
Инквизиция
Есть ошибочное мнение о том, что средневековых ведьм сжигали, чтобы очистить грешную душу. Мол, после этого она попадет в рай. Так что это вовсе не изуверская казнь, а акт милосердия. На самом деле все совсем не так. Ведьмы в рай не попадают, а публичная казнь – это, так сказать, генеральная репетиция перед вечными муками в адском пламени. Может показаться, что в католической традиции огонь двулик. С одной стороны – пламя божественное, с другой – преисподняя тоже горит, но на этот раз адским огнем. Но, как ни странно, это одно и то же.
«Огонь любви Божьей и даже адский огонь, который часто воспринимают как наказание, есть не что иное, как огонь Божий, который попаляет грешников. И поэтому даже адский огонь после Страшного суда – это не есть огонь уничтожающий, это есть огонь любящий. Но для тех, кто имел в себе часть Бога, часть этого огня при жизни, для тех это будет очищение и благодать. Для тех же, кто устранялся от Бога, убирал его из своей жизни, для тех этот огонь будет огнем попаляющим, огнем наказания», – объясняет религиовед Дмитрий Пахомов.
Схождение Благодатного огня
Первые упоминания о схождении Благодатного огня относятся к восьмому веку. Каждый год в Великую субботу перед Пасхой Иерусалимский патриарх в присутствии представителей армянской и коптской церквей молится о ниспослании божественного пламени.
«И вот огонь сходит тогда, когда начинают блистать молнии какие-то, там вспышки происходят. Первое время он не попаляет. Он просто появляется на крышке, и патриарх зажигает свечи, которые он с собой приносит. И эти свечи передаются дальше армянам, коптам, дьяконам», – рассказывает религиовед Дмитрий Пахомов.
После этого все души праведников, которые еще со времен Адама из-за первородного греха попадали в ад, смогли вознестись на небо, а Христос ненадолго снова посетил грешную землю. Правда, чудо Благодатного огня признается далеко не всеми конфессиями. Например, католики не относятся к этому событию как к божественному. Да и Пасха у них своя, по григорианскому календарю.
«История католической церкви в данном контексте не отрицает это чудо, но она не считает его настолько важным. В католической церкви существует другая традиция: перед Пасхой, перед ночной службой тоже зажигается огонь и все свечи зажигаются от этого пасхального костра. По сути, это то же самое. Единственное, что есть, правда, и исторические моменты, которые заставляют, может быть, сомневаться непосредственно в этом чуде. Однако же они сами пытаются повторить это чудо», – говорит религиовед Дмитрий Пахомов.
Скептики в чудо не верят. Многие говорят о том, что Иерусалимского патриарха перед входом в Кувуклию – это особая часовня, где происходит таинство – обыскивают вовсе не тщательно. Три года назад представитель Армянской апостольской церкви при храме Гроба Господня заявил, что трижды присутствовал на схождении Благодатного огня и своими глазами видел, как патриарх зажигает связку восковых свечей от масляной лампады и ничего мистического и непостижимого в этом событии нет. После таких откровений разразился невиданный скандал.
«Дело в том, что еще в тридцатые годы православные церкви не так чтобы громко, но явочным порядком заявили, что никакого чуда в этом нет. Снисхождение Благодатного огня – это очень красивый древний праздник, ритуал, в котором мы, конечно, с удовольствием все принимаем участие. Периодически пресса пытается воскресить, как это сейчас модно, хайп на эту тему, вот. Но сами представители церкви, как правило, задумчиво молчат, они ничего не говорят», – объясняет мифолог Константин Бегтин.
Русская православная церковь официально не принимает участия в церемонии схождения Благодатного огня, то есть – не присутствует рядом с Иерусалимским патриархом в Кувуклии. Но чудо, в целом, признает. Благодатный огонь каждый год доставляется в Москву на Пасхальную службу в храм Христа Спасителя. Иерархи армянской церкви в свою очередь не опровергают чудо, но и не говорят громко о его уникальности.
Еще больше интересных подробностей об истории и свойствах огня смотрите в выпуске программы «Как устроен мир» с Тимофеем Баженовым. Новые выпуски смотрите на РЕН ТВ по будням с 11:00!
Огонь
Ого́нь — в узком смысле, совокупность раскалённых газов и плазмы, выделяющихся в результате:
Огонь является основной фазой процесса горения и имеет свойство к самораспространению по затронутым им другим горючим материалам. Собственная температура огня зависит от источника, вызвавшего реакцию воспламенения, от материалов, участвующих в реакции горения и давления воздуха.
Содержание
Цвет огня
Химические вещества сгорают, окрашивая огонь отдельными своими атомами или ионами, которые высвобождаются под воздействием высокой температуры.
Разнообразие цвета пламени (в скобках указано сгораемое вещество):
История
Способы добычи
В первобытном обществе использовали следующие способы добычи огня [2] :
Значение в быту
Из-за чрезвычайно важного значения огня различные способы его добывания изобрели ещё первобытные люди, использовавшие его для освещения, согревания, приготовления пищи, защиты от диких животных и подачи условных сигналов. Первым способом, по-видимому, стал метод получения из произвольного источника нагревания, такого как молния (хотя молнии, учитывая различные природные условия и погоду, ударяли в деревья достаточно редко). Повышающая трение, но малоэффективная палочка, вращающаяся в куске дерева, была заменена на трут, который делали из грибных наростов на дубе или ясене. В некоторых районах для разжигания огня стали использовать кремни, которые при ударе друг об друга высекали искру. Затем появилось огниво. Традиционной формой поддержания огня тогда и ныне, при прохождении курса выживания, был костёр.
Первым химическим способом получения огня стал катализ, открытый немецким химиком Дёберейнером. На основании своего открытия он создал не предназначенный для бытового употребления прибор под названием «водородное огниво», усовершенствованной разновидностью которого является так называемый аппарат Киппа.
В дальнейшем появились спички и, сначала, бензиновые, а потом — газовые зажигалки.
Значение в косметологии
Огонь также используется в парикмахерском искусстве. Он укрепляет волосы, избавляет их от ломкости, секущихся кончиков.
Стрижка огнём — это способ ухода за волосами, заключающийся в воздействии открытого огня на стержень волоса. Процедура стрижки огнём практиковалась ещё в древности. Существует мнение, что древнеегипетская царица Клеопатра укорачивала свои волосы с помощью горящих свечей. Необычный способ стрижки возродил японец Хасэгава. В 1976 г. японец начал стричь своих клиентов с помощью металлической расчески и ручной газовой горелки. [3] В России стрижка огнём стала известна благодаря парикмахеру-стилисту Ольге Курбановой. [4] [источник не указан 132 дня]
Огонь в религиозных представлениях
Наряду с водой, землёй и воздухом, огонь считается одной из четырёх стихий (первоэлементов) и в связи с этим занимал важную роль особенно в античной философии, например у Гераклита, а также в алхимии. В западной астрологии элемент огня связан с зодиакальными знаками Овна, Льва и Стрельца, его доминанты — Солнце. В китайской астрологии огонь — одна из пяти стихий и связывался с планетой Марс, энергией ци, югом, летом (6 апреля — 17 июня по григорианскому календарю), красным цветом, горьким вкусом и резким, жгучим запахом, числом 7, земными «ветвями» змеи («сы») и лошади («у»), 3-м и 4-м небесными «стволами» («бин», «дин») и в том числе соотносился с годами, оканчивающимися на 6 и 7.
У разных народов можно встретить разнообразные амулеты, связанные своим магическим смыслом с огнем. Кресаловидная привеска, «чёртовы пальцы» и прочие артефакты демонстрируют желание человека приручить Огонь и заручиться его поддержкой
Живой огонь
В России «живым» называли огонь, произведённый путем трения двух кусков дерева. В Галиции такой огонь называли «божьим». Древнейший способ добывания огня, получив религиозное значение, до сих пор удержался в народных обрядах. В горных местах Галиции пастухи, выгнав впервые весной скот в поле, разводят живой огонь и молятся при этом, читая «Отче наш» и другие молитвы. В России, местами, живой огонь требовался для домашнего очага на «осенний Новый год» (Семёнов день, 1 (14) сентября), для зажигания купальских костров, для перегона скота во время эпидемий. То же было и в Германии в старое время. У древних римлян, если огонь Весты угасал, жрецы наказывали дев оберегательниц, и для получения нового огня сверлили кусок предвещающего счастье дерева. Как культурный пережиток живой огонь сохранился у современных болгар. Поверья и обряды, связанные с живым огнём, представляются, большей частью, остатками древних культов огня, распространённых среди индоевропейских народов. [6]
Огонь
Из Википедии — свободной энциклопедии
Ого́нь (обозначается 🔥) — интенсивный процесс окисления (горение), сопровождающийся излучением в видимом диапазоне и выделением тепловой энергии. В науке — совокупность раскалённых газов (низкотемпературная плазма), выделяющихся в результате:
Огонь является основной фазой процесса горения и имеет свойство к самораспространению по затронутым им другим горючим материалам. Хотя среди процессов горения химических веществ бывают и исключения, когда вещество сгорает без пламени. Собственная температура огня зависит от вещества, выступающего в качестве топлива и давления окислителя. Собственный цвет зависит от горящего вещества и его чистоты (например, огонь от костра или свечи, в котором присутствует значительная доля углекислого газа, горит оранжевым цветом, относительно чистый от углерода — красным, самый чистый — голубым).
Для возникновения и существования огня требуются три компонента: топливо, которое горит, окислитель, который позволяет протекать этому процессу, и температура. В качестве топлива могут выступать многие вещества (см. ниже). В роли окислителя чаще всего выступает кислород, но могут выступать и другие элементы, — например, хлор или фтор. Любопытно, что вода горит в атмосфере фтора бледно-фиолетовым пламенем, при этом вода является топливом, а в результате горения выделяется кислород. Иными словами, без окислителя тело не может загореться. Если же телу передать путём нагрева энергию, которая превзойдёт энергию межмолекулярных связей, оно распадётся на горючие составляющие. Например, при нагревании дерева без доступа воздуха происходит его разделение сначала на древесный уголь и смолу, а затем на горючие газы — углеводороды. Третий компонент существования огня — температура, которая определяется свойствами окислителей и топлива. Таким образом, при отсутствии любого из трёх факторов возникновение огня невозможно.
огонь
1. Пламя; свет, от чего-либо горящего; отблеск.
О яркости, цвете, температуре; о характере горения, свечения.
Багровый, багряно-фиолетовый, багряный, бесцветный, бледный, блестящий, буйный, быстрый, всепожирающий, вялый, голубой, горячий, дрожащий, жгучий, желтый, зеленый, золотой, искрометный, колючий, красно-коралловый, красный, кровавый, медленный, мерцающий, мигающий, нежно-желтый, неистовый, неровный, неугасимый, оранжевый, ослепительный, палящий, пунцовый, пурпурный, радужный, разноцветные (.мн.), розовый, рубиновый, рудой и рудый (простореч.), рыжий, сильный, сияющий, скупой, слабый, слепящий, стремительный, трепетный, трепещущий, трескучий (устар.), туманно-красный, тусклый, умирающий, фиолетовый, хилый (разг.), хлесткий, холодный, цветные (мн.), чахлый (разг.), чистый, янтарный, яркий, ярый.
О впечатлении, психологическом восприятии; об оценке горения, свечения.
Адский, бессильный, благодатный, веселый, вкрадчивый, влекущий, гостеприимный, жадный, живой, зловещий, злой, зовущий, ленивый, манящий, мирный, мрачный, нежный, ненасытный, приветный, пылкий, радостный, скучный, смирный, соблазнительный, тоскливый, тревожный, угрюмый, яростный. Звездный, ласковый, молнийный, ручной. Обычно во мн. числе. Бенгальский, вечный, корабельный, мачтовый, маяковый, маячный, портовой, потешный (устар.), сигнальный, сторожевой, электрический и т. п.
2. Внутреннее переживание, чувство; пыл, страсть; творческий дар.
Божественный, волшебный, девственный (устар.), душевный, живой, задорный, лихорадочный, молодой, мстительный, мучительный, мятежный, негасимый, недобрый, неистовый, неугасимый, палящий, поэтический, святой, священный, страстный, томительный, тревожный, хищный, чистый (устар.), яростный.
Значения в других словарях
Огонь: что он символизирует и что значит для человечества?
Однажды одним из представителей Московской Патриархии Вечный огонь был объявлен символом преисподней, а почитание его — языческим поклонением. Наверное, в зависимости от установок личности, огонь может вызывать и такие ассоциации. Но давайте оставим за рамками оценку этого высказывания и задумаемся: а почему вообще такое заявление стало возможным?
Может быть, от непонимания подлинного смысла того, что символизирует огонь? Не в Библии ли сказано: «И познаете истину и истина сделает вас свободными»? Ведь именно незнание делает нас уязвимыми для разного рода внушений, домыслов, страхов и суеверий.
Символизм огня возник задолго до возникновения не только христианства, но и иудаизма. Ведь огонь сопровождает человека с самого его (человека) появления.
Собственно, умение обращаться с огнем — само по себе отличает человека (пусть примитивного) от животного. Да и сам огонь принципиально отличен от иных феноменов материального мира. Огонь совершенно реален и в то же время не вполне материален. Он приходит с неба посланником высших сил, и тогда он необуздан и разрушителен. И в то же время его можно добыть, сохранить, управлять им. Огонь одновременно разрушает, обжигает — и согревает, дает пищу и защиту. А еще огонь похож на живое существо: он может рождаться, питаться, умирать. Генрих Фюгер, «Прометей несёт людям огонь», 1817 г.
Фото: ru.wikipedia.org
В мифах именно с огнем связано если не возникновение цивилизации, то по крайней мере переход ее в иное качество. В мифах многих народов огонь похищается либо приносится людям культурным героем. Миф о Прометее — наиболее известный, но далеко не единственный. Зато с ним связано еще одно символическое значение огня, вполне устоявшееся: это символ революционности, героизма, самопожертвования.
Нам нынешним трудно в полной мере оценить значение прирученного огня для древних людей. Овладение огнем можно назвать переломным моментом в становлении человеческой цивилизации. Без огня было бы невозможно ни полноценное гончарное ремесло, ни тем более металлообработка. Даже обожженное дерево становится прочнее и долговечнее.
На первом этапе овладения огнем человек научился использовать и сохранять природный огонь. И это сознательное действие уже означало переход на новую ступень развития. Но предположу, что еще более важным стало умение самому добывать огонь. Впервые человек почувствовал себя независимым от милости природы.
Разумеется, у него не могло не возникнуть совершенно особого отношения к огню. Немалую роль сыграло и сходство с живым существом: огонь рождается и умирает, питается, движется, обладает характером… Плохое питание заставляет его недовольно шуметь, разбрасывать обжигающие искры; при недостатке «пищи» огонь слабеет и умирает; за непочтительное обращение может отплатить пожаром. Фото: Depositphotos
Крайняя почтительность в отношении огня вполне объяснима и учитывая его величайшую практическую ценность. Вначале к нему могли просто относиться крайне бережно, затем это отношение формализовалось, постепенно обрастая поверьями и нюансами. Смешиваясь с другими верованиями, обогащаясь ассоциациями, ритуализируясь, отношение к огню постепенно превращалось в культ.
Например, огонь мог становиться символом Солнца. Происхождение этих культов различно, но они сближаются по аналогии, ведь Солнце тоже огненное, тоже дает тепло и свет, защищает от тьмы. Возможно, от Солнца огонь воспринял функцию возрождения: ведь Солнце непрерывно «умирает» и вновь «рождается» (причем как в суточном, так и в годовом цикле). Вероятно, поэтому огонь использовался в качестве символа Солнца — а затем и сам стал считаться символом возрождения и обновления.
Постепенно огонь очага стал олицетворять сам очаг, а позже дом, род. По сути, очаг представляет собой сердце, центр дома. Пока горит огонь в очаге — в доме живут. В сознании разделяется «свой» и «чужой» огонь. Например, у некоторых народов можно дать соседу кресало, но нежелательно давать угли из своего очага (как и брать чужие). И разумеется, в огонь нельзя плевать, бросать мусор и даже ложиться ногами к очагу. Фото: Depositphotos
Видимо, с этими его свойствами связаны обычаи сжигания тел умерших. С одной стороны, огонь здесь используется как стихия, очищающая от связанной со смертью нечистоты; с другой, огонь «возносит» души в мир иной. У некоторых народов изначальная чистота огня, напротив, не допускала его осквернения мертвым телом.
С огнем связана символика энергии, жизненной силы. «Огонь души», «жизнь едва теплится» — так народная мудрость отражает связанные с огнем ассоциации. Фото: Depositphotos
Связывается огонь и с богами — этого не избежал и иудаизм, где бог предстает в виде то горящего куста, то огненного столпа. В христианстве огонь также используется в обрядах, но я намеренно не касаюсь этой темы, ведь речь идет о символизме огня, возникшем задолго до христианства. Хотя как символ божества он встречается и здесь: например, в эпизоде схождения на апостолов святого духа. Но, как я говорил, огонь как символ божественного гораздо древнее христианства и иудаизма.
И наконец, огонь в представлении предков — одна из первооснов мира. В паре «огонь-вода» он символизирует активное, мужское начало в мире, жизненную силу, энергию в широком смысле. Вечный огонь в Париже, зажжен 1 ноября 1923 года в 18.00
Фото: ru.wikipedia.org
Даже столь краткий экскурс в историю человечества демонстрирует, сколь всеобъемлющ и глубок символизм огня. И насколько молодо в сравнении с ним христианство. Да и иудаизм. Так стоит ли видеть в Вечном огне сатанинский символ, а заодно — языческий (кстати, как сочетаются эти аспекты, относящиеся к принципиально различным религиозным системам?), естественно трактуемый священнослужителем исключительно в негативном ключе?
А может быть, с зажжением первого Вечного огня в 1923 году богатый символический ряд пополнился еще одним значением? Нам решать…