Все что связано с музыкой на букву с
Музыкальные термины на букву А — рус
Адажио — основное обозначение медленного темпа, соответствующего замедленному шагу.
Акколада — скобка, соединяющая несколько нотоносцев, на которых пишутся ноты, исполняемые одновременно.
Аккомпанемент — часть музыкальной ткани, предназначенная сопровождать, поддерживать, дополнять наиболее выразительные голоса и инструменты. Чаще всего встречается аккомпанемент пению, исполняемый каким-нибудь многозвучным инструментом (роялем, гитарой и т. д.). В инструментальной музыке — голоса, которые сопровождают выделяющуюся на их фоне мелодию.
Аккорд — созвучие, совместное звучание трёх и более звуков, разных по высоте и названию и извлекаемых одновременно. Аккорды различаются по количеству и интервальному соотношению входящих в них звуков. Чаще всего встречаются аккорды терцового строения, образованные из звуков, которые можно расположить по терциям (например, до, ми, соль). Аккорды терцового строения разделяются на трезвучия, септаккорды, нонаккорды и др. и различаются по структуре, виду, расположению, мелодическому положению и гармонической функции. Аккорды терцового строения — основа гармонии, опирающейся на мажоро-минорную систему ладов.
Аккордеон — ручная хроматическая гармоника, обычно с клавиатурой фортепианно-органного типа для правой руки, отличающаяся наличием регистров-переключателей, дающих возможность автоматического удвоения звуков (в октаву и унисон) и изменения тембра; по сравнению с русским баяном обладает густым звуком (так называемым «розливом»). Объём правой клавиатуры большого аккордеона от фа малой октавы до ля третьей октавы. Кроме басовых звуков, готовых мажорных и минорных трезвучий и доминантсептаккордов, имеет ряд уменьшённых септаккордов.
Аккордика — отдел музыкальной науки, изучающий различные аккорды терцового строения вне их сочетания друг с другом и с другими элементами музыки. Аккордика входит в состав курса элементарной теории музыки или курса гармонии.
Аккордово-гармоническая фактура — многоголосная музыкальная ткань (звучность), основу которой образует последование ряда аккордов. Аккордово-гармоническая фактура подчёркивает гармонические функции применённых в ней аккордов.
Аккордовые тоны — звуки какого-либо голоса в многоголосном складе музыки, образующие совместно со звуками других голосов аккорд определённого строения (обычно терцового).
Аккорд струн — комплект струн, применяемых на каком-либо инструменте.
Акт — завершённая часть театрального представления (драматического произведения, оперы, балета и т.д.), отделённая от другой такой же части перерывом — антрактом. Иногда акты делятся на картины.
Акустика
1. Отдел физики, изучающий природу и материальные свойства звука. Музыкальная акустика — раздел акустики, посвящённый звукам, применяемым в музыке, а также законам их восприятия.
2. Качество слышимости в каком-либо помещении.
Акцент — ударение; усиленное, ударное извлечение какого-либо звука. Акцентируемые ноты, как правило, находятся на сильных долях такта. Акцент может быть отмечен также одним из специальных знаков: >, ^, sf и др.
Акын — у казахов и других народов — народный поэт-импровизатор, поющий свои стихи под аккомпанемент народного инструмента.
Музыкальные термины на букву А. Аллегро
1. Основное обозначение быстрого, оживлённого темпа, соответствующего очень скорому шагу или даже бегу.
2. Обозначение пьесы, написанной в этом темпе и не имеющей специального названия.
3. Обычный темп первых частей в сонатном цикле. Выражения «Аллегро из такой-то симфонии» или «Аллегро из такой-то сонаты» подразумевают первые, быстрые части этих произведений, хотя бы их темп был обозначен иначе.
Аллеманда — танец 17-18 вв., двухчастного строения, умеренного темпа и характера движения; тактовый размер 2/4, реже 4/4. Аллеманда начинается затактом и движется длительностями. В четырёхчастной танцевальной сюите 17-18 вв. Аллеманда составляла первую часть.
Альбертиевы басы — в пьесах для фортепиано партия левой руки, содержащая многократно повторяемое движение по звукам аккорда (гармоническую фигурацию). Альбертиевы басы служат обычно аккомпанементом мелодии, помещённой в партии правой руки.
Альборада — утренняя серенада.
Альт
1. Низкий женский голос; то же, что контральто.
2. В хоре — то же, что контральто или меццо-сопрано.
3. Низкий детский голос; объём от ля малой октавы до ми второй октавы.
4. Струнный смычковый инструмент такого же устройства, как скрипка, но несколько бóльших размеров, отчего звучит в более низком регистре. Строй струн: до, соль малой октавы, ре, ля первой октавы), на квинту ниже строя скрипки, наиболее употребительный диапазон от до малой октавы до ми третьей октавы. Ноты пишутся в альтовом и скрипичном ключах. Приёмы игры на альте и штрихи — те же, что и на скрипке, но звук менее яркий; как сольный инструмент встречается редко; группа альтов применяется в струнных и симфонических оркестрах. Альт — обязательный участник струнного квартета; применяется также во многих камерных ансамблях. В партитурах партия альта пишется ниже партий скрипок.
5. Медный широкомензурный духовой инструмент овальной формы с диапазоном действит. звучания от ля большой октавы до си-бемоль первой октавы. Альт принадлежит к инструментам, транспонирующим in Es вниз; ноты пишутся в скрипичном ключе на большую сексту выше действительного звучания. Альт применяется в духовых оркестрах и ансамблях и исполняет один из средних аккомпанирующих голосов.
6. Применяемое иногда название второго по высоте голоса в музыке многоголосного склада; иначе — альтовый голос.
Альтерация — повышение или понижение на полтона или тон какого-либо звука без изменения его названия. Знаки альтерации — диез, бемоль, бекар, дубль-диез, дубль-бемоль, — выставляются: а) перед нотой, к которой они относятся, — так называемые случайные, действительны только в одной октаве до конца такта, в котором они написаны; б) диезы, бемоли и бекары в начале нотной строки, вслед за ключом — так называемые ключевые, действительны во всех октавах до конца пьесы или до перемены знаков.
Альтерированные аккорды — аккорды, содержащие альтерированные (повышенные или пониженные) ступени лада; обозначаются добавлением к их обычной записи (цифровке) арабских цифр 1, 3, 5, 7, со знаками плюс и минус. Цифры 1, 3, 5, 7 обозначают соответственно основной, терцовый, квинтовый и септимовый тоны аккорда, знаки плюс и минус — повышение или понижение их. Альтерированные аккорды в мажоре и миноре обладают обострённым мелодическим тяготением и делятся на доминантовые и субдоминантовые.
Альтовая труба — редкая разновидность трубы; применяется в строях Фа (in F) или Соль (in G), звучит на чистую квинту или чистую кварту ниже, чем написаны её ноты; объём по письму: фа-диез малой октавы — фа или соль второй октавы); ноты пишутся без ключевых знаков в скрипичном ключе. В симфонической партитуре партия альтовой трубы пишется ниже партии трубы.
Альтовая флейта — относительно редко применяемая разновидность флейты. Объём воздуха в полтора раза больше, чем у большой флейты; звучит при той же аппликатуре на кварту или на квинту ниже, чем большая флейта, т. е. принадлежит к числу транспонирующих инструментов в строе Соль (in G) или Фа (in F). Объём действительного звучания в строе Соль: фа-диез малой октавы — до-диез третьей октавы. Тембр холодный, несколько шипящий. В симфонической партитуре партия альтовой флейты пишется под партиями больших флейт. Иногда на альтовой флейте играет музыкант, исполняющий также партию большой флейты; в этом случае перемена инструмента обозначается словами muta in.
Альтовый инструмент — разновидность инструмента, по регистру приблизительно соответствующая низкому женскому голосу контральто (альту).
Альтовый голос — второй по высоте голос в музыке многоголосного склада; иначе — альт.
Альтовый ключ — один из ключей системы До (C); обозначает, что нота до первой октавы находится на третьей линейке нотного стана. Начертание альтового ключа представляет собой искажённое с течением времени написание лат. буквы С.
Альтовый тромбон — высокая разновидность тромбона; звучит на кварту выше инструмента типа (теноров. тромбона).
Амбушюр — совокупность мышц рта и положение губ при игре на духовых инструментах, мундштуки которых не берутся в рот, а только прикладываются к губам (медные духовые инструменты, а также флейты).
Амплитуда — размах колебания, величина наибольшего отклонения колеблющегося тела (маятника, струны и т. д.) от положения равновесия. От амплитуды колебания звучащего тела зависит сила (громкость) звука: чем больше (шире) амплитуда, тем сильнее звук. На высоту звука амплитуда не влияет.
Анализ — принятое в музыкознании название эстетического и технологического разборов музыкального произведения.
Ангемитонный звукоряд — звукоряд без полутонов.
Английский рожок — альтовый гобой, получивший исторически случайное название от ошибочного применения французского слова anglais (английский) вместо правильного anglé (угловой, согнутый углом, — по форме охотничьего гобоя, от которого произошёл английский рожок). Деревянный духовой инструмент такого же устройства, как и гобой, но бóльших размеров, с грушевидным раструбом и согнутой металлической трубочкой, соединяющей мундштук с основным корпусом. Объём действительного звучания: ми малой октавы — си-бемоль второй октавы. Английский рожок при одинаковой аппликатуре с гобоем звучит на квинту ниже, т. е. принадлежит к числу транспонирующих инструментов в строе Фа (in F); ноты пишутся в скрипичном ключе на квинту выше действительного звучания. Тембр английского рожка по сравнению с тембром гобоя более густой, полный и мягкий. В симфоническом оркестре применяется обычно один английский рожок. В партитуре его партия помещается ниже партии гобоев. Иногда на альтовом рожке играет музыкант, исполняющий также партию гобоя (обычно последнего по номеру); в этом случае перемена инструмента обозначается словами muta in.
Анданте
1. Основное обозначение среднего по скорости темпа, соответствующего спокойному бодрому шагу.
2. Обозначение пьесы, написанной в этом темпе и не имеющей спец. названия.
3. Распространённый темп медленных частей сонатного цикла. Выражения «Анданте из такого-то квартета» или «Анданте из такой-то симфонии» подразумевают медленные части этих произведений, хотя бы их темп был обозначен иначе.
Ансамбль
1. Группа из двух и более музыкантов — певцов или инструменталистов, — совместно исполняющих музыкальное произведение. По количеству музыкантов ансамбли разделяются на дуэты, трио (терцеты), квартеты, квинтеты, секстеты, септеты, октеты, нонеты, дециметы; к ансамблям относятся также хоры и оркестры.
2. Пьеса, предназначенная для исполнения несколькими участниками.
3. Совместное исполнение пьесы несколькими участниками.
Антифон — поочерёдное (диалогическое) пение солиста и хора или двух частей хора, как бы отвечающих одна другой.
Антракт
1. В театральной музыке (опере, балете) — название инструментального вступления к одному из действий (кроме первого).
2. Перерыв между актами сценического представления или между отделениями концерта.
Апофеоз
1. В операх и особенно в балетах — название заключительных сцен торжественного или восторженно-ликующего характера.
2. Торжественное заключение какой-либо музыкальной пьесы.
Аппликатура — распределение пальцев при игре на музыкальных инструментах. Указывается арабскими цифрами, поставленными над или под соответствующими нотами; при игре на клавишных инструментах цифры 1, 2, 3, 4, 5 обозначают соответственно большой, указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец каждой руки; при игре на струнных инструментах, а также на двухрядной гармонике и на баяне цифры 1, 2, 3, 4 обозначают указательный, средний, безымянный пальцы мизинец, т. к. большой палец в этом случае применяется в основном для опоры на гриф; 0 при игре на струнных инструментах означает открытую струну или флажолет.
Аранжировка — обработка какого-либо музыкального произведения для исполнения его не теми голосами или инструментами, для которых оно было предназначено в оригинале.
Ариетта — маленькая ария.
Ариозо — название разновидности арии; чаще всего — певучая, лирическая ария небольших размеров и свободного построения.
Ария
1. Законченный по построению широкораспевный отрывок оперы или другого крупного вокального произведения, исполняемый певцом с сопровождением оркестра. Часто ария следует после оркестрового вступления, иногда ей предшествует речитатив. Разновидностями арии являются: ариетта, ариозо, каватина, кабалетта и др.
2. Концертная пьеса для певца-солиста в характере оперной арии.
3. Название певучей инструментальной пьесы.
Арпеджиато — аккорды, звуки которых исполняются не одновременно, а поочерёдно, обычно от нижнего к верхнему. Арпеджиато обозначается или самим словом (относящемся обычно к ряду аккордов), или вертикальной волнообразной линией перед каждым соответствующим аккордом.
Артикуляция — способ исполнения последовательного ряда звуков на инструменте или в пении. Основные виды артикуляции — легато, стаккато, портаменто, глиссандо.
Арфа — струнный щипковый инструмент в виде треугольника, внутри которого натянуты струны различной длины и настройки. Арфа — древнего происхождения, усовершенствована в начале 19 века. Современная арфа имеет обычно 46 струн; звукоряд состоит из звуков всех ступеней с бемолями (до-бемоль, ре-бемоль, ми-бемоль и т. д.) и перестраивается посредством семи педалей; каждая педаль повышает на полтона или тон звуки одного и того же названия одновременно во всех октавах (кроме звуков Ces и Des в контроктаве); перестройка арфы указывается словами muta in и буквами, обозначающими требуемую высоту струн. Диапазон от до-бемоля контроктавы до фа-диеза четвёртой октавы; ноты пишутся на двух нотоносцах, соединённых акколадой, обычно в скрипичном и басовом ключах. Арфа обладает очень нежным тембром. Техника игры разнообразна и допускает аккорды, арпеджио, глиссандо, флажолеты и др. приёмы. В симфоническом оркестре применяются чаще всего одна-две арфы, не входящие ни в одну из его основных групп. В симфонической партитуре партия арфы пишется ниже партии челесты. Арфа используется также как сольный и как аккомпанирующий инструмент.
Архитектурная акустика — раздел акустики об условиях распространения звука в зданиях.
Атака — переход голосового аппарата от состояния дыхательного к певческому (при пении).
Атональность — отсутствие тональности, точнее — ладовых свойств музыки. Атональная музыка не основывается ни на естественных свойствах человеческого пения, ни на физической природе музыкального звука, а представляет чередование звуков различной высоты и сочетание их в аккорды или совершенно беспорядочное, или «упорядоченное» каким-либо искусственным математическим расчётом.
Ашуг — у кавказских народов — народный поэт и певец, сопровождающий своё пение игрой на струнном инструменте.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ
Аккомпанеме́нт (фр. accompagnement — сопровождение) — музыкальный фон к основной мелодии, имеющий в произведении второстепенное значение.
Акко́рд (ит. accordo, фр. accord — согласие) — созвучие, звучание нескольких (не менее трех) музыкальных тонов, взятых, как правило, одновременно. А. подразделяются на консонирующие и диссонирующие (см. консонанс и диссонанс).
Акт (лат. actus — действие) — относительно завершенная часть театрального представления (оперы, балета и т. д.), отделяемая от другой такой же части перерывом — антрактом. Иногда А. делится на картины.
Анса́мбль (фр. ensemble — вместе) — 1. Название относительно самостоятельных музыкальных эпизодов в опере, представляющих собой одновременное пение двух или нескольких певцов, вокальные партии которых не тождественны; по числу участников А. разделяются на дуэты, трио или терцеты, квартеты, квинтеты, секстеты и т. д. 2. Пьеса, предназначенная для совместного исполнения несколькими музыкантами, чаще всего инструменталистами. 3. Качество совместного исполнения, степень слаженности, слитности общего звучания.
Антра́кт (фр. entr’acte — букв, междудействие) — 1. Перерыв между актами театрального представления или отделениями концерта. 2. Оркестровое вступление к одному из актов, кроме первого (см. увертюра)
Арие́тта (ит. arietta) — небольшая ария.
Арио́зо (ит. arioso — вроде арии) — разновидность арии, отличающаяся более свободным построением, теснее связанная с предшествующим и последующим музыкальными эпизодами.
А́рия(ит. aria— песня) — развитой вокальный эпизод в опере, оратории или кантате, исполняемый одним певцом в сопровождении оркестра, обладающий широкораспевной мелодией и завершенностью музыкальной формы. Иногда А. состоит из нескольких контрастных (см.) разделов. Разновидности А. — ариетта, ариозо, каватина, кабалетта, канцона, монолог и т. д.
Бале́т(фр. balletот ит. ballo— танец, пляска) — крупный музыкалъно-хореографический (см.) жанр, в котором основным художественным средством является танец, а также пантомима, представляемые на театральной сцене в живописном декоративном оформлении в сопровождении оркестровой музыки. Б. в виде самостоятельных танцевальных сцен является иногда частью оперы.
Балла́да(фр. ballade, ит. ballare— танцевать) — первоначально название провансальской (Франция) плясовой песни; затем — литературно-поэтический жанр, связанный с народными преданиями или повествующий о событиях прошлого. С начала XIXв. — обозначение вокальных и инструментальных пьес повествовательного склада.
Барито́н(греч. barytono— тяжелозвучный) — мужской голос среднего между басом и тенором регистра; другое название — высокий бас.
Баркаро́ла(от ит. barca— лодка, barcaruola— песня лодочника) — род песни, распространенный в Венеции, а также название вокальных и инструментальных пьес созерцательного певучего характера с плавным, покачивающимся аккомпанементом; размер 6/8. Другое название Б. — гондольера (от ит. gondola— венецианская лодка).
Бас(ит. basso— низкий, греч. basis— основа) — 1. Самый низкий мужской голос. 2. Общее название низких по регистру оркестровых инструментов (виолончель, контрабас, фагот и т. д.).
Болеро́(исп. bolero) — испанский танец, известный с конца XVIIIвека, умеренно быстрого движения, сопровождаемый ударами кастаньет; размер 3/4.
Были́на— произведение русского народного эпоса, повествование о былых временах, о подвигах народных героев-богатырей. Б. носит характер неторопливого плавного речитатива, подобного напевной речи; иногда сопровождается игрой на гуслях и других музыкальных инструментах.
Вальс(фр. valse, нем. Walzer) — танец, происшедший от австрийских, немецких и чешских народных танцев. В. танцуется парами в плавном круговом движении; размер 3/4 или 3/8, темп различный — от очень медленного до самого быстрого. Благодаря особым образно-выразительным возможностям В. получил с середины XIXвека широкое распространение не только как танцевальный и концертный (см.) жанр, но и как важная составная часть музыки оперы, балета, симфонии и даже камерных — сольных и ансамблевых (см.) произведений.
Вариа́ции(лат. variatio— изменение) — музыкальное произведение, основанное на постепенном изменении изложенной в начале темы, в ходе которого первоначальный образ развивается и обогащается, не теряя своих существенных черт.
Виртуо́з(ит. virtuoso— букв. доблестный, мужественный) — музыкант-исполнитель, в совершенстве владеющий своим инструментом или голосом, легко, с блеском преодолевающий любые технические трудности. Виртуозность — мастерство и техническое совершенство музыкального исполнения. Виртуозная музыка — музыка, изобилующая техническими трудностями, требующая блестящего, эффектного исполнения.
Водеви́ль(фр. voixdeville— голос города) — веселая театральная пьеса, обычно комедийного содержания, включающая отдельные вокальные и танцевальные номера.
Вокали́з(от лат. vox— голос) — музыкальная пьеса для пения без слов, чаще всего представляющая собой учебное упражнение; иногда В. имеет художественное значение.
Вока́льная му́зыка(от ит. vocale— голосовой) — музыка для пения — сольного, ансамблевого или хорового (см.) с аккомпанементом или без него.
Вступле́ние— начальный раздел, непосредственно вводящий в какую-либо вокальную или инструментальную пьесу, картину или акт музыкально-театрального представления.
Гаво́т(фр. gavotte) — старинный французский танец народного происхождения; впоследствии, с XVIIвека вошел в придворный обиход, в XVIIIвеке занял место в танцевальной сюите. Музыка Г. энергичная, умеренно быстрого движения, размер 4/4 с характерным двухчетвертным затактом.
Гармо́ния(греч harmonia— соразмерность, согласованность) — 1. Одно из выразительных средств музыкального искусства, связанное с аккордовыми (см.) сочетаниями тонов и их последованиями, сопровождающими основную мелодию. 2. Наука об аккордах, их движении и связях. 3. Название отдельных аккордовых звукосочетаний при характеристике их выразительности («жесткая гармония», «светлая гармония» и т. д.). 4. Общее обозначение круга аккордовых средств, характерных для того или иного произведения, композитора, музыкального стиля («гармония Мусоргского», «романтическая гармония» и т. д.).
Гимн(греч. hymnos) — торжественное хвалебное песнопение.
Гроте́ск(фр. grotesque— причудливо, уродливо, странно) — художественный прием, связанный с нарочитым преувеличением или искажением реальных черт образа, которое придает ему причудливый, фантастичный, часто карикатурно-юмористический, иногда устрашающий характер.
Гу́сли(от древнерусск. гусель — струна) — старинный русский народный инструмент, представляющий собой полый плоский ящик, на котором натянуты металлические струны. Игрой на Г. обычно сопровождалось исполнение былин. Исполнитель на Г. — гусляр.
Деклама́ция— художественное чтение стихов или прозы в эмоционально приподнятой манере. Д. музыкальная — верное воспроизведение в речитативе характерных интонаций — повышений, понижений, акцентов и т. д. — выразительной человеческой речи.
Дециме́т(от лат. decimus— десятый) — оперный или камерный ансамбль десяти участников.
Диало́г(греч. dialogos— разговор между двумя) — сцена-беседа двух действующих лиц оперы; перекличка чередующихся кратких музыкальных фраз, как бы отвечающих друг другу.
Дивертисме́нт(фр. divertissement— увеселение, развлечение) — музыкальное произведение, построенное наподобие сюиты, состоящее из нескольких разнохарактерных, преимущественно танцевальных, номеров. Д. называется также отдельная инструментальная пьеса развлекательного характера.
Дина́мика(от греч. dynamikos— силовой) — 1. Сила, громкость звучания. 2. Обозначение степени напряженности, действенной устремленности музыкального повествования («динамика развития»).
Драматурги́я— литература, предполагающая сценическое воплощение; наука о законах построения драматической пьесы. В XXвеке термин Д. стал применяться также к музыкально-театральному искусству, а затем и к крупным инструментально-симфоническим произведениям, не связанным со сценой. Д. музыкальная — совокупность принципов построения и развития музыки оперы, балета, симфонии и т. п. с целью наиболее логичного, последовательного и действенного воплощения избранного сюжета, идейного замысла.
Ду́ма, ду́мка— повествовательная украинская народная песня свободного речитативно-импровизационного склада с инструментальным сопровождением. Обычно Д. посвящена рассказу об исторических событиях, но иногда приобретает черты задушевной, печальной песни сугубо лирического содержания.
Духово́й орке́стр— оркестр, состоящий из медных и деревянных духовых и ударных инструментов. Д. о. отличается мощной, яркой звучностью.
Духовы́е инструме́нты— инструменты, различные по форме, величине и материалу, представляющие собой трубку или набор трубок, которые звучат благодаря колебаниям заключенного в них столба воздуха. По материалу и способу звукоизвлечения Д. и. разделяются на медные и деревянные. К числу Д. и. принадлежит также орган.
Дуэ́т(от. лат. duo— два) — оперный или камерный ансамбль двух участников.
Дуэтти́но(ит. duettino) — маленький дуэт.
Жанр(фр. genre— тип, манера) — 1. Вид музыкального произведения, определяемый по различным признакам: по характеру тематики (напр., Ж. эпический, комический), природе сюжета (напр., Ж. исторический, мифологический), составу исполнителей (напр., Ж — оперный, балетный, симфонический, вокальный (см.), инструментальный), обстоятельствам исполнения (напр., Ж. концертный, камерный (см.), бытовой), особенностям формы (напр., Ж. романса, песни, инструментальной или оркестровой миниатюры) и т. д. 2. Жанровый (в музыке) — связанный с характерными чертами народных бытовых музыкальных жанров. 3. Жанровая сцена — бытовая сцена.
Запе́в— начало хоровой песни, исполняемое одним певцом — запевалой.
Зингшпи́ль(нем. Singspielот singen— петь и Spiel— игра) — род комической оперы, сочетавшей разговорные диалоги с пением и танцами; наибольшее развитие З. получил в Германии и Австрии во 2-й половине XVIIIи нач. XIXвеков.
Импровиза́ция(от лат. improvisus— непредвиденный, нечаянный) — творчество в процессе исполнения, без предварительной подготовки, по вдохновению; также характеристика определенного рода музыкальных произведений или их отдельных эпизодов, отличающихся прихотливой свободой изложения.
Инструменто́вка— то же, что оркестровка.
Интерме́дия(лат. intermedia— находящаяся посередине) — 1. Небольшая музыкальная пьеса, помещаемая между более важными частями крупного произведения. 2. Вставной эпизод или сцена в крупном театральном произведении, приостанавливающий развитие действия и не имеющий к нему непосредственного отношения. 3. Связующий эпизод между двумя проведениями темы в фуге, проходящий эпизод в инструментальной пьесе вообще.
Интерме́ццо(ит. intermezzo— пауза, антракт) — пьеса, связующая более важные по значению разделы; также название отдельных, преимущественно инструментальных, пьес различного характера и содержания.
Интроду́кция(лат. introductio — введение) — 1. Небольших размеров оперная увертюра, непосредственно вводящая в действие. 2. Начальный раздел какой-либо пьесы, обладающий своим темпом и характером музыки.
Кабале́тта(от ит. cabalare— фантазировать) — небольшая оперная ария, часто героически-приподнятого характера.
Кавати́на(ит. cavatina) — разновидность оперной арии, отличающаяся более свободным построением, лирической напевностью, отсутствием темповых (см.) контрастов.
Ка́мерная му́зыка(от ит. camera— комната) — музыка для солирующих (см. соло) инструментов или голосов, небольшие ансамбли, предназначенные для исполнения в небольших концертных залах.
Кано́н(греч. kanon— правило, образец) — род многоголосной музыки, основанный на поочередном вступлении голосов с одной и той же мелодией.
Кант(от лат. cantus— пение) — в русской, украинской и польской музыке XVII—XVIIIвеков лирические песни для трехголосного хора без сопровождения; в эпоху Петра Iраспространились приветственные К. бодрого маршеобразного (см. марш) характера, исполнявшиеся по случаю официальных торжеств.
Канта́та(от ит. cantare— петь) — большое произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, состоящее из ряда номеров — арий, речитативов, ансамблей, хоров. От оратории К. отличается отсутствием детально и последовательно воплощенного сюжета.
Кантиле́на(лат. cantilena— распевное пение) — широкая певучая мелодия.
Канцо́на(ит. canzone— песня) — старинное название итальянской лирической песни с инструментальным сопровождением; впоследствии — название инструментальных пьес певучего лирического характера.
Канцоне́тта(ит. canzonetta— песенка) — маленькая канцона, напевная вокальная или инструментальная пьеса небольшого размера.
Карти́на— 1. В музыкально-театральном произведении часть акта, отделяемая не антрактом, а кратковременной паузой, во время которой занавес ненадолго опускается. 2. Обозначение инструментально-симфонических произведений, для которых характерна особая конкретность, наглядность музыкальных образов; иногда такие произведения принадлежат к жанру программной музыки.
Кварте́т(от лат. quartus— четвертый) — оперно-вокальный или инструментальный (чаще всего струнный) ансамбль четырех участников.
Квинте́т(от лат. quintus— пятый) — оперно-вокальный или инструментальный ансамбль пяти участников.
Клави́р(сокр. нем. Klavierauszug— фортепианное извлечение) — переработка, переложение для фортепиано произведения, написанного для оркестра или ансамбля, а также оперы, кантаты или оратории (с сохранением вокальных партий).
Ко́да(ит. coda— хвост, конец) — заключительный раздел музыкального произведения, обычно энергичного, стремительного характера, утверждающий его основную идею, господствующий образ.
Колорату́ра(ит. coloratura— раскрашивание, украшение) — расцвечивание, варьирование вокальной мелодии разнообразными гибкими, подвижными пассажами, виртуозными украшениями.
Колори́т(от лат. color— цвет) в музыке — преобладающая эмоциональная окраска того или иного эпизода, достигаемая использованием различных регистров, тембров, гармонических (см.) и иных выразительных средств.
Коля́дка— общее название славянских народных обрядовых песен языческого происхождения, связанных с празднованием рождества (канун нового года).
Компози́тор(лат. compositor— сочинитель, составитель, создатель) — автор музыкального произведения.
Компози́ция(лат. compositio— составление, расположение) — 1. Музыкальное творчество, процесс создания музыкального произведения. 2. Внутреннее строение музыкального произведения, то же, что музыкальная форма. 3. Отдельное музыкальное произведение.
Контра́льто(ит. contralto) — самый низкий женский голос, то же, что в хоре альт.
Контрапу́нкт(от лат. punctumcontrapunctum— точка против точки, то есть нота против ноты) — 1. Одновременное сочетание двух или нескольких мелодически самостоятельных голосов. 2. Наука о законах сочетания одновременно звучащих мелодий, то же, что полифония.
Контра́ст(фр. contraste— противоположность) — яркое выразительное средство музыки, заключающееся в сближении и непосредственном противопоставлении несхожих, резко различающихся по характеру музыкальных эпизодов. Музыкальный образно-эмоциональный К. осуществляется при помощи темповых, динамических, тональных, регистровых, тембральных (см.) и иных противопоставлений.
Конце́рт(от лат. concertare— состязаться, ит. concerto— согласие) — 1. Публичное исполнение музыкальных произведений. 2. Большое, обычно трехчастное, произведение для солирующего (см.) инструмента с оркестром, блестящее, эффектное, обладающее развитыми элементами виртуозности, в некоторых случаях приближающееся по богатству и значительности идейно-художественного содержания к симфонии.
Кульмина́ция(от лат. culmen— верх, вершина) — момент высшего напряжения в музыкальном развитии.
Купле́т(фр. couplet— строфа) — повторяемая часть песни.
Купю́ра(фр. coupure— вырезка, сокращение) — сокращение музыкального произведения посредством изъятия, пропуска какого-либо эпизода, в опере — сцены, картины или акта.
Лезги́нка— танец, распространенный у народов Кавказа, темпераментный, стремительный; размер 2/4 или 6/8.
Лейтмоти́в(нем. Leitmotiv— ведущий мотив) — музыкальная мысль, мелодия, связанная в опере с определенным персонажем, воспоминанием, переживанием, явлением или отвлеченным понятием, возникающая в музыке при его появлении или упоминании в ходе сценического действия.
Ле́ндлер(нем. Ländler) — немецкий и австрийский танец народного происхождения, предшественник вальса, живого, но не быстрого движения; размер 3/4.
Либре́тто(ит. libretto— тетрадка, книжечка) — полный литературный текст оперы, оперетты; словесное изложение содержания балета. Автор Л. — либреттист.
Мадрига́л(ит. madrigale) — европейская многоголосная светская песня XVIвека, изысканного характера, обычно любовного содержания.
Мазу́рка(от польск. mazur— житель Мазовии) — польский танец народного происхождения, оживленного характера, обладающий острым, иногда синкопированным (см.) ритмом; размер 3/4.
Марш(фр. marche— ходьба, шествие) — жанр, связанный с ритмом ходьбы, характеризуемый четким, размеренным, энергичным движением. М. бывает походный, торжественный, траурный; размер 2/4 или 4/4.
Ме́дные духовы́е инструме́нты— духовые инструменты, изготовляемые из меди и других металлов, образующие особую группу в симфоническом оркестре, в которую входят валторны, трубы (иногда частично заменяются корнетами), тромбоны и туба. М. д. и. являются основой духового оркестра. В симфонической партитуре группа М. д. и. пишется под группой деревянных духовых инструментов, размещаясь в указанном выше порядке.
Мейстерзи́нгеры(нем. Meistersinger— мастер пения) — в средневековой Германии (XIV—XVIIвека) цеховые музыканты.
Мелодеклама́ция(от греч. melos— песнь и лат. declamatio— декламация) — выразительное чтение (чаще всего стихов), сопровождаемое музыкой.
Мело́дия(греч. melodia— пение песни от melos— песнь и ode— пение) — основная мысль музыкального произведения, выраженная одноголосным напевом, важнейшее средство музыкальной выразительности.
Мелодра́ма(от греч. melos— песнь и drama— действие) — 1. Часть драматического произведения, сопровождаемая музыкой. 2. Порицательная характеристика произведений или эпизодов, отличающихся преувеличенной чувствительностью, сентиментальностью, дурным вкусом.
Менуэ́т(фр. menuet) — старинный французский танец, первоначально народного происхождения, в XVIIвеке — придворный танец, в конце XVIIIвека введен в симфонический цикл (см. симфония). М. отличается плавностью и грациозностью движений; размер 3/4.
Ме́сса(фр. messe, лат. missa) — крупное многочастное произведение для хора с инструментальным сопровождением, иногда с участием певцов-солистов, написанное на религиозный латинский текст. М. — то же, что католическая обедня, литургия.
Меццо-сопра́но(от ит. mezzo— срединный и soprano) — женский голос, по регистру занимающий промежуточное положение между сопрано и контральто. меццо‑сопрано в хоре — то же, что альт.
Миниатю́ра(ит. miniatura) — небольшая оркестровая, вокальная (см.) или инструментальная пьеса.
Моноло́г(от греч. monos— один, речь, произносимая одним лицом) в музыке — одна из наиболее действенных сольных вокальных форм в опере, в которой обычно запечатлен процесс напряженного переживания или размышления, приводящий к какому-либо решению. М., как правило, строится из нескольких нетождественных, контрастных эпизодов.
Моти́в(от ит. motivo— повод, побуждение, и лат. motus— движение) — 1. Часть мелодии, имеющая самостоятельное выразительное значение; группа звуков мелодия, объединенная вокруг одного акцента — ударения. 2. В общераспространенном значении — напев, мелодия.
Музыка́льная дра́ма— первоначально то же, что опера. В распространенном значении — один из жанров оперы, для которого характерна ведущая роль напряженного драматического действия, развертывающегося на сцене и определяющего собой принципы музыкального воплощения.
Музыка́льная коме́дия— см. оперетта.
Ноктю́рн(фр. nocturne— ночной) — распространившееся в XIXвеке название сравнительно небольших инструментальных (редко — вокальных) пьес лирически-созерцательного характера с выразительной певучей мелодией.
Но́мер— наименьший, относительно законченный, допускающий отдельное, самостоятельное исполнение эпизод оперы, балета или оперетты.
Ноне́т(от лат. nonus— девятый) — сравнительно редкий вид оперного или камерного ансамбля для девяти участников.
О́да(греч. ode) — заимствованное из литературы наименование музыкального произведения (чаще — вокального) торжественного хвалебного характера.
Окте́т(от лат. octo— восемь) — ансамбль восьми участников.
О́пера(ит. opera— действие, произведение, от лат. opus— труд, творение) — синтетический жанр музыкального искусства, включающий драматическое действие, пение и танцы, сопровождаемые оркестровой музыкой, а также живописно-декоративное оформление. Оперное произведение слагается из сольных эпизодов — арий, речитативов, а также ансамблей, хоров, балетных сцен, самостоятельных оркестровых номеров (см. увертюра, антракт, интродукция). О. делится на акты и картины. Как самостоятельный жанр О. распространилась в Европе в XVIIвеке, в России — с середины XVIIIвека. Дальнейшее развитие привело к образованию различных национальных стилей и идейно-художественных типов оперного искусства (см. О. большая французская, О.-буффа, О. комическая, О. лирико-драматическая, О. лирическая французская, О. нищих, О.-сериа, О. эпическая, зингшпиль, музыкальная драма, оперетта). В итоге многообразного исторического развития О. стала наиболее демократичным жанром среди сложных монументальных жанров музыкального искусства.
О́пера больша́я францу́зская(фр. grandopéra) — разновидность, получившая распространение в середине XIXвека, для которой характерно воплощение исторических тем в монументальном, красочном, богатом действенными моментами спектакле.
О́пера-бу́ффа(ит. opera-buffa) — итальянская комическая опера, возникшая в первой половине XVIIIвека. О.-б. основывалась на бытовых сюжетах, нередко приобретавших сатирическую окраску. Развившаяся из итальянской народной «комедии масок» (comediadelarte), О.-б. отразила прогрессивные демократические тенденции конца XVIIIи первой половины XIXвека.
О́пера коми́ческая— общее видовое название оперного жанра, возникшего в Европе с середины XVIIIвека под влиянием демократических идей в противовес придворно-аристократическому искусству. О. к. в различных странах носила различные наименования: в Италии — опера-буффа, в Германии и Австрии — зингшпиль, в Испании — тонадилья, в Англии — опера нищих, или балладная, песенная опера. О. к. — общепринятое название собственно французской разновидности этого жанра, для которой характерно включение в действие разговорных диалогов.
О́пера ли́рико-драмати́ческая— разновидность, развившаяся в оперном искусстве второй половины XIXвека. Для О. л.-д. характерно выдвижение на передний план драматичных, нередко трагических личных судеб и человеческих взаимоотношений, показанных на реалистически правдивом жизненном фоне, углубленное внимание композитора к душевной жизни героев, их чувствам, психологическим противоречиям и конфликтам.
О́пера лири́ческая францу́зская— собственное наименование французской лирико-драматической оперы.
О́пера ни́щих(англ. beggarsopera) — английская разновидность комической оперы, в которой широко использовались народные песни-баллады.
О́пера-се́риа(ит. operaseria— серьезная опера, в отличие от комической) — итальянская опера XVIIIвека, связанная с придворно-аристократической средой. Основывавшаяся, как правило, на мифологических и историко-легендарных сюжетах, О.-с. отличалась пышностью постановки, виртуозным блеском вокальных партий, но в своем развитии была скована условностью сюжетов, ситуаций и персонажей.
О́пера эпи́ческая— разновидность классической оперы, преимущественное развитие получившая в России, характерная использованием сюжетов из народного эпоса — сказаний, легенд и образцов народного песенного творчества. Сценическое действие и музыка О. э. выдерживаются в духе величественного, неторопливого повествования. К жанру О. э. примыкает также опера-сказка.
Опере́тта(ит. operetta— маленькая опера) — театральное представление, сочетающее пение и танцы в сопровождении оркестра с разговорными сценами, ведущее свое происхождение от комической оперы XVIIIвека. Европейской О. XIXвека свойственно обилие комедийных положений сатирического либо чисто развлекательного характера. В советском музыкально-театральном искусстве О. чаще именуется музыкальной комедией.
Орато́рия(от лат. oratoria— красноречие) — крупный вокально-симфонический жанр музыкального искусства, произведения которого предназначены для исполнения хором, солистами-певцами и оркестром. В основе О. лежит определенный сюжет, обобщенно повествующий об исторических или легендарных событиях народной жизни, обычно обладающий возвышенной, героической окраской. Сюжет О. воплощается в ряде завершенных сольных, хоровых и оркестровых (см.) номеров, иногда разделяемых речитативами.
Орга́н(от греч. organon— инструмент, орудие) — самый крупный из современных музыкальных инструментов, существовавший и совершенствовавшийся на протяжении многих веков. О, представляет собой систему труб, звучащих благодаря вдуванию в них струи воздуха, производимому механическим способом. Наличие труб различных размеров и формы позволяет извлекать звуки различной высоты и тембра. Управление О. осуществляется при помощи клавиатур, ручных (мануалы, доходящие числом до трех) и ножной (педаль), а также многочисленных переключателей регистров. По мощи и красочному богатству звучания О. соперничает с симфоническим оркестром.
Орке́стр(от греч. orchestra— в древнегреческом театре место перед сценой, на котором размещался хор) — многочисленный коллектив музыкантов-исполнителей, предназначенный для совместного исполнения музыкальных произведений. В отличие от ансамбля, некоторые партии в О. исполняются одновременно несколькими музыкантами наподобие одноголосного хора. По составу инструментов О. разделяются на симфонические, духовые, народных инструментов, эстрадные, джазовые и т. д. Оперный О., так же как симфонический, состоит из четырех основных групп инструментов — групп деревянных духовых, медных духовых, ударных, струнных смычковых, а также включает некоторые единичные инструменты, не входящие ни в одну из групп (арфа, изредка фортепиано, гитара и др.).
Оркестро́вка— создание оркестровой партитуры, воплощение музыкальной мысли средствами оркестровой выразительности. О. — то же, что инструментовка.
Паро́дия(греч. parodià, от para— против и ode— песнь, пение, букв, пение наоборот) — подражание с целью искажения, осмеяния.
Партиту́ра(ит. partitura— деление, распределение) — нотная запись ансамблевой, оркестровой, оперной, ораториально-кантатной (см.) и пр. музыки, требующей многих исполнителей. Число строк П. определяется количеством входящих в нее партий — инструментальных, сольно-вокальных и хоровых, которые располагаются в определенном порядке.
Па́ртия(от лат. pars— часть) — часть музыки ансамбля, оперы и т. д., исполняемая одним или группой музыкантов или певцов.
Пастора́ль(от. лат. pastoralis— пастушеский) — музыка, музыкальная пьеса или театральная сцена, выраженная в нежных, лирически мягких созерцательных тонах, рисующая спокойные картины природы и идеализированной безмятежной сельской жизни (ср. идиллия).
Пе́сня— основной вокальный жанр народного музыкального творчества и родственный ему по характеру жанр вокальной музыки вообще. Для П. характерно наличие ясной, выпуклой, выразительной и стройной мелодии, обладающей обобщенным образно-эмоциональным содержанием, воплощающей чувства и мысли не отдельного человека, а народа. Совокупность этих черт входит в понятие песенности как особого средства музыкальной выразительности, особого склада музыкального мышления. Народная П., отражающая в неисчислимом многообразии разновидностей и жанров самые различные стороны жизни народа, — основной источник музыкального искусства. В развитии народной П. и высокохудожественном преломлении ее национальных особенностей наибольшая заслуга принадлежит русским композиторам-классикам. В их произведениях П. широко представлена как бытовой жанр, одновременно песенность, песенное начало явилось для них ведущим художественным приемом. В узком смысле П. — небольшая вокальная пьеса с сопровождением или без него, отличающаяся простотой и мелодически выразительной напевностью, обычно в куплетной форме, а также инструментальная пьеса аналогичного размера и характера.
Подголо́сок— более или менее самостоятельная мелодия, сопровождающая в многоголосной музыке основной напев. Наличие развитых П. — характерная особенность русской народной хоровой (см.) музыки.
Полифо́ния(от греч. poly— много и phone— голос, букв, многоголосие) — 1. Одновременное сочетание двух или нескольких независимых мелодий, обладающих самостоятельным выразительным значением. 2. Наука о музыке полифонического склада, то же, что контрапункт.
Прелю́дия, прелю́д(от лат. prae— перед и ludus— игра) — 1. Вступление, введение к пьесе или завершенному музыкальному эпизоду, сцене оперы, балета и т. д. 2. Распространенное наименование небольших инструментальных пьес различного содержания, характера и построения.
Премье́ра— первое представление оперы, балета, оперетты на театральной сцене; первое публичное исполнение музыкального произведения (применяется только к крупным произведениям).
Припе́в— часть песни, неизменно, вместе с одним и тем же словесным текстом, повторяющаяся после каждого ее куплета.
При́чет, причита́ния— песня-плач, один из распространенных в дореволюционной России жанров народной песни; имеет обычно характер скорбно-взволнованного речитатива.
Проло́г(от лат. prae— перед и греч. logos— слово, речь) — вступительная часть в драме, романе, опере и т. д., вводящая в повествование; иногда П. знакомит с событиями, предшествовавшими изображаемым.
Разви́тие музыка́льное— движение музыкальных образов, их изменения, столкновения, взаимопереходы, отражающие процессы, которые протекают в душевной жизни человека или героя музыкально-театрального представления, а также в окружающей реальной действительности. Р. м. — важный фактор музыкальной драматургии, направляющий внимание слушателя на наиболее существенные части повествования. Р. м. осуществляется с помощью разнообразных композиционных и выразительных приемов; в нем участвуют все средства музыкальной выразительности.
Ре́квием(от лат. requiem— покой) — монументальное произведение для хора, солистов-певцов и оркестра. Первоначально Р. — траурная католическая месса. Впоследствии, в творчестве Моцарта, Берлиоза, Верди, Р. утратил ритуально-религиозный характер, превратившись в драматичный, философски значительный музыкальный жанр, одушевленный глубокими общечеловеческими чувствами и большими мыслями.
Речитати́в(от лат. recitare— читать, декламировать) — омузыкаленная речь, наиболее гибкая форма сольного пения в опере, отличающаяся большим ритмическим (см.) разнообразием и свободой построения. Обычно Р. вводит в арию, подчеркивая ее певучую мелодичность. Часто в Р. воспроизводятся характерные интонации живой человеческой речи, благодаря чему он оказывается незаменимым средством в создании музыкального портрета действующего лица. Основные разновидности Р. — Р.-secco(«сухой», сопровождаемый редкими отрывистыми аккордами оркестра или чембало), Р.-accompagnato(«аккомпанируемый», звучащий на фоне связного аккордового сопровождения) и Р.-obligato(«обязательный», что указывает на необходимость наличия в оркестровом сопровождении самостоятельной мелодической мысли).
Ригодо́н(фр. rigodon, rigaudon) — старинный провансальский (Франция) танец XVII—XVIIIвеков, живого, бодрого движения; размер 4/4 или 2/3 с одночетвертным затактом.
Ритм(от. греч. rythmos— мерное течение) — организация музыкального движения во времени, периодическое чередование и соотношение сильных и слабых долей. Периодически повторяющаяся группа сильных и слабых долей называется тактом. Число долей в такте называется тактовым размером. Р. — важное выразительное средство музыкального искусства, достигающее особого богатства и разнообразия в танцевальной музыке, связанной с пластикой движения человеческого тела.
Рома́нс(фр. romance) — сольная лирическая песня с инструментальным сопровождением, характеризуемая интимным строем чувств, индивидуализированным содержанием, особой тонкостью и выразительным разнообразием аккомпанемента. Вокальная мелодия Р. нередко включает элементы речитатива.
Ро́ндо(фр. rondeauот ronde— круглая, название старинной французской хоровой песни) — форма построения музыкальной пьесы, состоящая из нескольких (не менее трех) контрастных эпизодов, разделяемых периодически возвращающимся первым эпизодом (рефреном).
Сараба́нда(исп. zarabanda) — старинный испанский танец в характере медленного величественного шествия; размер 3/4. Жанр С. часто использовался для создания образов глубокого скорбного раздумья, траурного шествия.
Сегиди́лья(исп. seguidilla) — быстрый испанский танец, сопровождаемый прихотливым ритмом кастаньет; размер 3/4 или 3/8.
Сексте́т(от лат. sextus— шестой) — оперно-вокальный или инструментальный ансамбль семи участников.
Серена́да(от. ит. sera— вечер, букв, «вечерняя песня») — первоначально в Испании и Италии любовная песня, распевавшаяся с аккомпанементом гитары или мандолины под окном возлюбленной. Затем — произведения приветственного характера для инструментальных ансамблей и оркестра. Впоследствии С. — название лирических сольных песен с инструментальным сопровождением, стилизованным в духе гитарного аккомпанемента, а также наименование лирического инструментального или оркестрового цикла.
Симфо́ния(от греч. symphonia— созвучие) — монументальное произведение для оркестра, жанр которого сложился во 2-й половине XVIIIвека. С., как правило, состоит из четырех больших разнохарактерных, контрастных частей, в которых отражается широкий круг жизненных явлений, воплощается богатство настроений и конфликтов. Первая часть С. обычно имеет конфликтно-драматический характер и выдержана в быстром движении; иногда ей предшествует медленное вступление. Вторая — лирическая распевная, проникнутая настроениями раздумья. Третья — менуэт, скерцо или вальс — в оживленном танцевальном движении. Четвертая — финал, наиболее быстрая, часто праздничного, приподнятого характера. Однако встречаются и иные принципы построения. Совокупность частей, объединенных общей поэтической идеей, образует симфонический цикл.
Ске́рцо(ит. scherzo— шутка) — небольшое инструментальное или оркестровое произведение живого, задорного характера, обладающее острым, четким ритмом, иногда приобретающее драматическую окраску. С начала XIXвека С. вошло в симфонический цикл, заняв в нем место менуэта.
Скоморо́хи— носители русского народного искусства в XI—XVIIвеках, бродячие актеры, музыканты и плясуны.
Со́ло(ит. solo— один, единственный) — самостоятельное выступление одного исполнителя с целой пьесой или в отдельном ее эпизоде, если пьеса написана для ансамбля или оркестра. Исполнитель С. — солист.
Сона́та(от ит. sonare— звучать) — 1. В XVIIвеке — название любого инструментального произведения, в отличие от вокального. 2. С XVIIIвека — название произведения для одного или двух инструментов, состоящего из трех или четырех частей определенного характера, которые образуют сонатный цикл, в общих чертах аналогичный симфоническому (см. симфония).
Сона́тное алле́гро— форма, в которой пишутся первые части сонаты и симфонии, — выдержанные в быстром (allegro) темпе. Форма С. а. складывается из трех больших разделов: экспозиции, разработки и репризы. Экспозиция — изложение двух центральных, контрастирующих друг другу музыкальных образов, создаваемых в главной и побочной партиях; разработка — развитие тем главной и побочной партий, столкновение и борьба их образов; реприза — повторение экспозиции с новым соотношением образов главной и побочной партий, достигнутым в результате их борьбы в разработке. Форма С. а. наиболее действенна, динамична, она создает широкие возможности для реалистического отображения явлений объективной действительности и душевной жизни человека в их внутренней противоречивости и непрекращающемся развитии. Форма С. а. сложилась к середине XVIIIвека и вскоре получила широкое распространение не только в первых частях симфоний, сонат, квартетов, инструментальных концертов, но и в одночастных симфонических поэмах, концертных и оперных увертюрах, а в отдельных случаях и в развернутых оперных ариях (напр., ария Руслана в опере Глинки «Руслан и Людмила»).
Сопра́но(от ит. sopra— наверху, выше) — самый высокий женский голос. С. подразделяется на колоратурное, лирическое и драматическое.
Стиль(в музыке) — совокупность признаков, характеризующих творчество композиторов определенной страны, исторического периода, отдельного композитора.
Стру́нные инструме́нты— инструменты, в которых звук возникает в результате вибрации (колебания) натянутых струн. По способу звукоизвлечения С. и. делятся на смычковые (скрипка, альт, виолончель, контрабас), клавишные (фортепиано и его предшественники, см. чембало) и щипковые (арфа, мандолина, гитара, балалайка и др.).
Сце́на(лат. scenaот греч. skene— шатер, палатка). — 1. Театральные подмостки, на которых происходит представление. 2. Часть театрального представления, отдельный эпизод акта или картины.
Сцена́рий(ит. scenario) — более или менее подробное изложение хода действия, развертывающегося на сцене в опере, балете и оперетте, схематический пересказ их сюжета. На основе С. создается либретто оперы.
Сюи́та(фр. suite— ряд, последовательность) — название многочастного циклического произведения, в котором части сопоставляются по принципу контраста и обладают менее тесной внутренней идейно-художественной связью, нежели в симфоническом цикле (см. симфония). Обычно С. представляет собой ряд танцев или описательно-иллюстративных пьес программного характера, а иногда — извлечение из крупного музыкально-драматического произведения (оперы, балета, оперетты, кинофильма).
Таранте́лла(ит. tarantella) — очень быстрый, темпераментный итальянский народный танец; размер 6/8.
Те́ма музыка́льная(греч. thema— предмет рассказа) — основная, подлежащая развитию музыкальная мысль, выраженная в сравнительно небольшой завершенной, рельефной, ярко выразительной и запоминающейся мелодии (см. также лейтмотив).
Тембр(фр. timbre) — специфическое качество, характерная окраска звука голоса или инструмента.
Темп(от ит. tempo— время) — скорость исполнения и характер движения в музыкальном произведении. Т. обозначается словами: очень медленно — ларго (largo), медленно — адажио (adagio), спокойно, плавно — анданте (andante), умеренно быстро — модерато (moderato), быстро — аллегро (allegro), очень быстро — престо (presto). Иногда Т. определяется ссылкой на общеизвестный характер движения: «в темпе вальса», «в темпе марша». С середины XIXвека Т. обозначается также по метроному, где цифра соответствует числу указанных длительностей в минуту. Словесное обозначение Т. часто служит названием пьесы или отдельных ее частей, не имеющих заглавия (напр., названия частей в сонатном цикле — allegro, andanteи т. д., балетные adagioи др.).
Те́нор(от лат. tenere— держать, направлять) — высокий мужской голос. Т, подразделяется на лирический и драматический.
Терце́т(от лат. tertius — третий) — оперно-вокальный ансамбль трех участников. Другое наименование Т. — трио, используется также для обозначения инструментальных ансамблей с тем же числом исполнителей.
Три́о(ит. trioот tre— три) — 1. В вокальной музыке то же, что терцет. 2. Инструментальный ансамбль трех исполнителей. 3. Средний раздел в марше, вальсе, менуэте, скерцо более плавного и певучего характера; это значение термина возникло в старинной инструментальной музыке, в произведениях которой средний раздел исполнялся тремя инструментами.
Трубаду́ры, труве́ры— рыцари-поэты и певцы в средневековой Франции.
Увертю́ра(фр. ouverture— открытие, начало) — 1. Оркестровая пьеса, исполняемая перед началом оперы или балета, обычно основанная на темах произведения, которому она предшествует, и сжато воплощающая его главную идею. 2. Название самостоятельного одночастного оркестрового произведения, часто относящегося к программной музыке.
Уда́рные инструме́нты— музыкальные инструменты, из которых звук извлекается посредством удара. У. и. бывают: 1) с определенной высотой звука — литавры, колокола и колокольчики, челеста, ксилофон и 2) со звуком неопределенной высоты — тамтам, большой и малый барабаны, бубен, тарелки, треугольник, кастаньеты и т. д.
Факту́ра(лат. factura— букв. деление, обработка) — строение звуковой ткани музыкального произведения, включающей мелодию, сопровождающие ее подголоски или полифонические голоса, аккомпанемент и т. д.
Фанда́нго(исп. fandango— испанский народный танец умеренного движения, сопровождаемый игрой на кастаньетах; размер 3/4.
Фанта́зия(греч. phantasia— воображение, вообще вымысел, выдумка) — виртуозное произведение свободной формы. 1. В XVIIвеке импровизационного характера вступление к фуге или сонате. 2. Виртуозное сочинение на темы какой-либо оперы, то же, что транскрипция (лат. transcriptio— переписывание) или парафраза (от греч. paraphrasis— описание, пересказ, перефразировка). 3. Инструментальное произведение, отличающееся причудливым, фантастическим характером музыки.
Фанфа́ра(ит. fanfara) — трубный сигнал, обычно праздничного торжественного характера.
Фина́л(ит. finale— окончательный) — заключительная часть многочастного произведения, оперы или балета.
Фолькло́р(от. англ. folk— народ и lore— учение, наука) — совокупность произведений устного литературного и музыкального народного творчества.
Фо́рма музыка́льная(лат. forma— внешний вид, очертания) — 1. Средства воплощения идейно-образного содержания, включающие мелодию, гармонию, полифонию, ритм, динамику, тембр, фактуру, а также композиционные принципы построения или Ф. в узком значении. 2. Ф. в узком значении — исторически сложившиеся и развившиеся закономерности строения музыкальных произведений, схемы расположения и взаимоотношения частей и разделов, определяющие общие контуры музыкального произведения. Наиболее распространенными являются Ф. трехчастная, куплетная, вариационная, рондо, сонатная, а также Ф. построения сюитного, сонатного и симфонического (см.) циклов.
Фортепиа́но(от ит. forte-piano— громко-тихо) — общее название клавишного струнного инструмента (рояль, пианино), позволяющего, в отличие от его предшественников — клавесина, чембало, клавикорда, получать звуки различной силы. Широта звукового диапазона и динамики, выразительность и красочное разнообразие звучания, большие виртуозно-технические возможности сделали Ф. преимущественно сольным и концертирующим (см. концерт) инструментом, а также участником многих камерно-инструментальных ансамблей.
Фрагме́нт(от. лат. fragmentum— обломок, кусок) — отрывок чего-либо.
Фра́за(греч. phrasis— оборот речи, выражение) — в музыке краткий относительно завершенный отрывок, часть мелодии, обрамленная паузами (цезурами).
Фу́га(ит. и лат. fuga— бег) — одночастное произведение, представляющее собой полифоническое (см.) изложение и последующее развитие одной мелодии, темы.
Фуга́то(от fuga) — полифонический эпизод в инструментальной или вокальной пьесе, построенный наподобие фуги, но не законченный и переходящий в музыку обычного, не полифонического склада.
Фуге́тта(ит. fugetta— маленькая фуга) — фуга небольших размеров, с сокращенным разделом развития.
Фуриа́нт(чешск., букв. — гордец, зазнайка) — стремительный темпераментный чешский народный танец; размер переменный — 2/4, 3/4.
Хабане́ра(исп. habanera— букв, гаванская, от Гавана) — испанская народная песня-танец, отличающаяся сдержанным четким ритмом; размер 2/4.
Хор(от греч. choros) — 1. Крупный певческий коллектив, состоящий из нескольких групп, каждая из которых исполняет свою партию. 2. Сочинения для хора, самостоятельные или входящие в оперное произведение, в котором они являются одной из важнейших форм, часто используемых при создании массовых народных сцен.
Хора́л(от греч. choros) — 1. Церковное хоровое пение на религиозный текст, распространенное в средние века. 2. Хоровое или иное произведение или эпизод, основанные на равномерном неторопливом движении аккордами, отличающиеся возвышенно-созерцательным характером.
Хо́та(исп. jota) — испанский народный танец темпераментного живого движения, сопровождаемый песней; размер 3/4.
Ци́кл музыка́льный(от греч. kyklos— круг, кругооборот) — совокупность частей многочастного произведения, следующих друг за другом в определенном порядке. В основе Ц. лежит принцип контраста. Главные разновидности — сонатно-симфонический Ц., сюитный Ц. (см. симфония, сюита); к числу циклических принадлежат также формы мессы и реквиема.
Чемба́ло (ит. cembalo, claviecembalo) — итальянское название клавесина, предшественника современного фортепиано. В XVII—XVIII веках Ч. входило в состав оперного или ораториального оркестра, сопровождая исполнение речитативов.
Экосе́з(фр. écossaise— «шотландка») — шотландский народный танец быстрого движения; размер 2/4.
Экспре́ссия (от лат. expressio — выражение) в музыке — повышенная выразительность.
Эле́гия(греч. elegiaот elegos— жалоба) — пьеса печального, задумчивого характера.
Эпи́граф(греч. epigraphe— бувк. надпись на памятнике) — заимствованное из литературы фигуральное название начальной музыкальной фразы, темы или отрывка, определяющего собой преобладающий характер, ведущую мысль всего произведения.
Эпизо́д(греч. epeisodion— происшествие, событие) — небольшая часть музыкально-театрального действия; иногда введенный в музыкальное произведение раздел, имеющий характер отступления.
Эпило́г (греч. epilogos от epi — после и logos — слово, речь) — заключительная часть произведения, подводящая итог событиям, иногда рассказывающая о событиях, происшедших спустя некоторое время.
Эпита́фия (греч. epitaphios) — надгробное слово.