Все что нужно знать по русскому языку
Русский язык: как стать грамотным. 9 способов и веселые запоминалки
Ошибки в диктантах: откуда взялись «рокобесы» и «веснуски»? Учим русский с ребенком
«На дощатой брусчатой террасе небезызвестная веснушчатая Агриппина Саввична потчевала коллежского асессора Аполлона Ипполитовича винегретом, моллюсками и другими яствами». Этот заковыристый диктант писали, доказывая свою грамотность, еще наши бабушки. Как правило, с первого раза обойтись без ошибок мало кому удавалось. Зато экзаменуемые на всю жизнь запоминали правописание тех слов, с которыми не справились. Сегодня детям нужно сначала перевести отрывок с русского классического на русский современный. Потому что, уверяют преподаватели-филологи, словарный запас нынешних детей и подростков стремительно сокращается.
Недавно в одной из московских школ одиннадцатиклассники, записывая под диктовку отрывок, дружно вместо «Грибоедов боролся с мракобесами» написали «с рокобесами». Ибо «рок» и «бесы» — это еще как-то понятно, а о «мракобесах» никто не слышал. Как и о «молотьбе» или, скажем, о «брошюре».
Так что если хотите вырастить грамотного ребенка, первым делом проинспектируйте домашние книжные полки: ведь, кроме орфографического словаря под ред. В. В. Лопатина, на них хорошо бы поселить, как минимум, еще и толковый словарь, и орфоэпический. И, конечно, научить ребенка ими пользоваться.
Но вернемся к незабвенной веснушчатой Агриппине: оказывается, актуальность текста сохраняется и по сей день. Ведь практически каждое слово в этом диктанте — на какое-то определенное правило.
Ну, а уж правописание таких имен и отчеств, как Агриппина Саввична и Аполлон Ипполитович, надо твердо знать, потому что сегодня старинные имена в большой моде. Так что лет через 20 эти знания могут пригодиться, когда придется письменно обращаться к партнерам, коллегам, и тем более к начальству.
Где грамотные?
«Недавно к нам на практику пришла студентка 5-го курса филфака одного известного и уважаемого вуза. Ее конспект к первому уроку начинался так: „Здраствуйте дети“ — без в и запятой!» — с негодованием рассказывает директор московской школы.
И негодование это готовы разделить многие. Ведь говорить о том, что всеобщая грамотность падает, уже даже как-то банально. Почему все это происходит и что с этим делать?
Почему трудно учить русский язык: идем к логопеду
Итак, в погоне за грамотностью первым делом необходимо показать будущего школьника логопеду. Причем чем раньше — тем лучше.
«Уже к четырем годам, — утверждает логопед Ольга Ковалевская, — можно определить, входит ли ребенок в группу риска. И это именно тот возраст, когда лечение окажется максимально эффективным».
Что должно насторожить родителей и стать поводом сходить к специалисту:
Нарушения чтения и письма проявляются уже к середине 1-го класса. Например, ученик, страдающий дислексией, во время чтения вслух переставляет или пропускает буквы, а иногда и слоги.
А тот, у кого дисграфия, вместо строчной д пишет строчную у, а вместо в — ф. А еще пропускает или переставляет буквы в словах. И даже если он выучит все правила — будет делать множество ошибок в диктантах. С последней проблемой сталкиваются те, кому логопед может поставить диагноз «дизорфография».
Миф о врожденной грамотности
Бывает, что подобрать проверочное слово не получается из-за скудного словарного запаса. Но с этой проблемой логопед уже не поможет — если дети мало читают, откуда взяться богатой лексике?
Почему-то принято считать, что любовь к книге надо воспитывать с того момента, как дети научились читать, а грамотность — только когда начинают писать. Это ошибка!
Уважение к книге прививается уже лет с 3-х. И начинается с того, насколько часто ребенок видит с книгой маму и папу. И насколько часто и много они читают ему.
«Иногда я слышу, как человек хвастается: „Правил никогда не учил, а пишу без ошибок! У меня — врожденная грамотность!“ — рассказывает психолог Андрей Соколов. — Отсюда можно сделать вывод, что существует и врожденная безграмотность. А значит, учись — не учись, результат один? Боюсь расстроить тех, кто в это верит, но умение писать без ошибок — все-таки свойство приобретенное. Просто приобретено оно теми, у кого это получается вроде бы автоматически, в раннем возрасте».
Что же необходимо, чтобы так называемая «врожденная грамотность» появилась?
Во-первых, нужно обладать отличной зрительной памятью.
Во-вторых, много читать. И чем раньше ребенок возьмет в руки книгу, тем лучше. Кстати, даже «грамотей от природы» в действительно сложных правилах все-таки ошибается и не всегда уверен в пунктуации.
А как развить зрительную память? Способов немало. Назовем самые среди них распространенные:
Как подтянуть русский язык без репетитора
Предположим лучший вариант развития событий: у вашего ребенка нет никаких логопедических проблем, а в семье — культ чтения. Все это не означает, что чадо станет грамотным само собой. Процесс необходимо контролировать и направлять.
До школы
Начальная школа
Средняя школа
И вообще, золотое правило отличника: лучше всех экзамены сдает не самый способный, а самый усердный. То есть тот, кто не ленится выполнять всю рутину ежедневных заданий. Тогда правила правописания будут соблюдаться автоматически. Тем более что действительно сложных среди них не так много. И если они не даются, надо обратиться за помощью к учителю.
Ребенок с неприятным упорством забывает правила и лепит ошибку на ошибке? Не сорваться и не отругать его при этом очень сложно. Но сдерживаться придется: все равно от крика пользы не будет, а нетерпимость в этом вопросе — плохой помощник. Поверьте, чем веселее борьба, тем легче выиграть.
Русский язык ведь очень логичный. Возьмем для примера все ту же Агриппину Саввичну: что у нее на носу — веснуски или веснушки? И сразу понятно, почему пишется «веснушчатая». Опытный педагог знает: если дети посмеются над ошибкой, на будущее наверняка запомнят правильное правописание слова.
А как запомнить все глухие согласные? Попробуйте вызубрить с — т — п — к — х — ч — ш — щ — ц — ф. Трудновато, да? Внимание — включаем фантазию, и вот уже: «Степка, хочешь щец? — Фи!» Тут они все, и запомнить несложно.
Не уверены, как пишутся слова «мужчин» и «женщин»? Включите домостроевскую логику: «мужу — чин, жене — щи». Точно не ошибетесь! Обычно дети от таких педагогических хитростей приходят в восторг.
Что еще помогает подружиться с родным языком?
Учимся запоминать правила русского языка
По-настоящему грамотный человек знает правила языка и умеет их применять, а не просто полагается на интуицию. Этот навык приходит через сосредоточенное изучение грамматики. Адукар делится подробным руководством, как запоминать и применять правила русского языка.
Как выучить правило и научиться его применять
Внимательно прочитай
Дело не продвинется, если учиться под музыку или с включенным телевизором. Устройся в удобном месте и сконцентрируйся на учебнике. Вдумчиво прочитай правило, обращая внимание на выделенные слова, примеры и схемы. Если суть написанного уложилась в голове не сразу, прочитай текст ещё раз.
Осмысли
Не зубри, а постарайся вникнуть в суть правила. Каждый из пунктов проговори про себя. Непонятные слова и формулировки можно найти в словаре. Также стоит пересказать правило своими словами. Внимательно рассмотри примеры. Они показывают на практике действие правила.
Больше видео по школьным предметам ты найдёшь на нашем YouTube-каналеЗапомни
Осмысляя правило, ты запускаешь процесс запоминания. Осталось только удержать информацию в голове. В этом поможет пересказ вслух. Запоминание даётся тяжело — тренируй память. Научись воспроизводить тему дома, и ты легко её повторишь у доски или про себя, когда столкнёшься в тексте с орфограммой или проблемой постановки знака препинания.
Закрепи на практике
Довести до автоматизма умение писать грамотно можно только на практике. После вдумчиво выполненных упражнений тебе уже не придётся каждый раз проговаривать правило. Чтобы оно не выветрилось, периодически возвращайся к теории и заданиям на эту тему.
Что ещё поможет лучше понимать и запоминать правила
Мнемоника
Места в правилах, где нужно запомнить много слов-исключений, быстрее откладываются в памяти с помощью мнемонических фраз (способ запоминания информации при помощи ассоциаций). Одна из таких: «ЗалИзав рану, залЕз на дерево». Эта строчка помогает разграничить слова, которые в устной речи совпадают по звучанию. Готовые ассоциации ты найдёшь в книге Е. А. Лисовской «Узелки на память, или Мнемонические способы изучения орфографии».
Схемы и таблицы
Понимание структуры слова
Чтобы применять правила верно, необходимо видеть структуру слова. Важно понимать в корне или суффиксе находится орфограмма. Самый простой способ разобрать лексему на морфемы — подобрать однокоренные слова.
Определение части речи
Написание часто зависит от части речи, к которой относится слово. Учись чётко различать наречие от имени существительного с предлогом или инфинитив от глагола в форме повелительного наклонения.
Синтаксические навыки
Чтобы правильно ставить знаки препинания, учись понимать состав предложения и выделять его части. Корректно построенная схема бессоюзного предложения спасёт тебя от пунктуационной ошибки.
Чтение книг
Начитанность напрямую влияет на грамотность. Чем больше раз ты увидел слово, тем с большей вероятностью ты напишешь его правильно. Даже запятые будут становиться на свои места интуитивно, если ты не раз видел в тексте похожие конструкции.
Следуя каждый раз этим советам, запоминать правила тебе будет всё легче. Усилия того стоят. Взамен ты получаешь высокий балл на ЦТ, сэкономленное время на исправление ошибок в важных текстах, уважение окружающих и чувство собственного достоинства.
Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
Все что нужно знать по русскому языку
Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные – это звуки, при произношении которых воздух спокойно проходит через полость рта и не встречает какой-либо преграды.
В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].
Для обозначения гласных звуков на письме используем 10 букв:
а, о, у, э, ы – обозначают твёрдость согласных звуков;
я, ё, ю, е, и – обозначают мягкость согласных звуков (после согласного),
или обозначают 2 звука.
Буквы я, ё, е, ю обозначают два звука:
Согласные – это звуки, при образовании которых воздух встречает в полости рта какую-нибудь преграду (язык, зубы или губы).
В русском языке 36 согласных звуков.
В русском языке 21 буква, которая обозначает согласный звук: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т,
Согласный звук может быть:
— твёрдым или мягким;
— звонким или глухим;
Всегда твёрдые [Ж], [Ш], [Ц].
Всегда мягкие [Й’], [Ч’], [Щ’].
Твёрдость согласных звуков обозначается на письме гласными буквами а, о, ы, э и ъ:
Мягкость согласных звуков обозначается буквами я, ё, е, ю, и и ь.
ЗВОНКИЕ согласные произносим с шумом и голосом, а ГЛУХИЕ только с шумом.
В предложении «СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? – Фи!» все согласные глухие.
ЖИ-ШИ пиши с буквой И. Например: крыши, жираф.
ЧУ-ЩУ пиши с буквой У. Например: чудак, щука.
СОЧЕТАНИЯ ЧК-ЧН, НЧ, РЩ, ЩН И НЩ
Сочетания ЧК-ЧН, ЧТ, НЧ, РЩ, ЩН и НЩ пишутся без мягкого знака.
ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В СЛАБОЙ ПОЗИЦИИ
Согласная стоит в слабой позиции в том случае, когда она находится в конце слова или перед глухой согласной.
Чтобы проверить парную согласную в слабой позиции, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы после этой согласной стояла гласная или звонкая согласная.
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА
Гласные буквы а, о, и, е, я в безударных слогах требуют проверки.
ПРОВЕРЯЕМЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы на эту гласную падало ударение.
Для проверки слов с двумя безударными гласными в корне нужно подобрать два проверочных слова.
НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА
Написание слов с непроверяемыми гласными в корне слова надо проверять по орфографическому словарю.
Написание некоторых из них надо запомнить.
В конце слова после мягкого согласного пишется буква Ь
После мягкого Л в середине слова всегда пишется буква Ь.
В других случаях после мягкого согласного буква Ь не пишется
В случае затруднения обращайся к словарю.
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК
Разделительный Ь показывает, что согласный звук не сливается с гласным.
Разделительный Ь пишется в корне и между корнем и окончанием.
Ь пишется после согласных перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЁРДЫЙ ЗНАК
Разделительный Ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласный, перед корнем слова, который начинается с гласных Е, Ё, Ю, Я.
(лл, мм, нн, рр, жж, сс, дд, тт, кк, пп, бб)
Такие слова нужно запоминать или смотреть в словаре.
Приставки (В, У, К, С, НА, ЗА, ОТ, ОБ, ПРИ, ПО, ПОД, ИЗ, НАД…) пишутся слитно со словом.
Между ними нельзя вставить другое слово или вопрос.
Написал, записал, приписал, списал, дописал
Предлоги (К, ПО, В, НА, ЗА, С, ПОД, У, ПРО, ОТ, ДО, ПРИ, ИЗ…) пишутся отдельно от слова.
Между предлогом и приставкой можно вставить другое слово или вопрос.
Сосна росла (у) берега.
Сосна росла у (чего? самого) берега.
1. В некоторых словах согласные т, д, л, в пишутся, но не произносятся. Эти слова надо проверять.
2. Если в сочетании согласных при изменении слова согласный не слышится, писать его не нужно.
Запомни: лестница, праздник, чувство
Ужасный – ужас, опасный – опасен.
ПРАВОПИСАНИЕ Ы И И ПОСЛЕ Ц
ИСКЛЮЧЕНИЯ : цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыц, цып – цып.
В словах с суффиксом
ПРАВОПИСАНИЕ О и Е В ОКОНЧАНИЯХ СУЩЕСТИВИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ и Ц
В окончаниях имен существительных творительного падежа после шипящих и Ц пишется под ударением О, а без ударения Е.
Слова состоят (или могут состоять) из приставки, корня, суффикса и окончания.
Корень – это общая часть однокоренных слов, в которой заключено их общее значение: свет, светильник, освещать.
Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов: ходить, подходить, переход, выход.
Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов: школа, школьник, школьный.
Окончание – изменяемая часть слова, которая стоит после корня или после суффикса и служит для связи слов в словосочетании или в предложении: читал книгу, нашёл в книге.
Разбор слова по составу
1. Найди и выдели окончание и основу. Для этого измени форму слова:
настольный, настольного, настольным, о настольном.
Окончание –ый, основа настольн-
2. Выдели корень. Для этого подбери к слову однокоренные слова:
стол, столик, столовая.
Общая часть слов – стол-. Это корень.
3. Выдели приставку и докажи, что такая приставка есть в других словах.
Такая приставка есть в словах наручный, настенный
4. Выдели суффикс и докажи, что такой же суффикс есть и в других словах.
Суффикс –н-, такой суффикс есть в словах школьный, классный.
Например: во-ро-на, пе-тух, лю-бовь
Например: ака-ция, мир, яма
Например: боль-шой, крыль-цо, сой-ка, объ-езд
4. При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят.
Например: жуж-жать, сум-ма, ап-петит
Например: под-бить, при-слоняться, рас-крыть, пре-красный
имя существительное предлог
имя прилагательное союз
Например, школа, ученик, кровать, лошадь.
Начальная форма имени существительного – существительное в именительном падеже, в единственном числе (что? кто?)
(Например, писатель, рак)
(Например, дождь, вода)
Например, Валентина, Новгород, Барсик
Все остальные – нарицательные.
Например, город, кошка, сестра, дом
Имена существительные бывают:
Женского рода (она моя), например, лодка, корова.
Мужского рода (он мой), например, стол, год.
Среднего рода (оно моё), например, солнце, окно.
Чтобы определить род имени существительного, которое стоит во множественном числе, надо поставить его в единственном числе.
Например, туфли – туфля (ж.р), ботинки – ботинок (м.р.)
Имена существительные изменяются по числам.
Существительные в единственном числе обозначают один предмет,
во множественном числе – два или несколько предметов.
Имена существительные изменяются по падежам.
Именительный – (есть) кто? что?
Дательный – (подошёл) кем? чем?
Винительный – (вижу) кого? что?
Творительный – (доволен) кем? чем?
Предложный – (думаю) о ком? о чём?
Как отличить И. п. от В. п.
Существительное в И.П. является в предложении главным членом – подлежащим и никогда не употребляется с предлогом.
Существительное в В. п. является в предложении второстепенным членом. Оно употребляется как с предлогом, так и без.
Как отличить Р. п. от В. п.
Р. и В. падежи можно различать по предлогам.
От, до, из, без, у, для, около, в, на, за, через, про
У существительных 1 склонения Р. и В. падежи различаются по окончаниям.
Существительные в П. п. всегда употребляются с предлогом (о, об, обо, в, во, на, при)
Предлог об употребляется с именами существительными, которые начинаются на гласные звуки. (об автомобиле, об урожае, об Илье)
Существительные бывают 1, 2 и 3 – го склонения.
3 склонение – существительные женского рода с мягким знаком на конце (с нулевым окончанием).
Чтобы определить склонение имени существительного, его нужно поставить в именительный падеж единственного числа.
Например, ехали по улице – улица (1 скл.)
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
Чтобы проверить безударное окончание существительного, надо:
Например, красная, цветной, праздничное, весёлые.
Начальная форма имени прилагательного – прилагательное в именительном падеже, в единственном числе, в мужском роде. (какой?)
Род, число, падеж имени прилагательного определяется по существительному, с которым оно связано по смыслу.
В единственном числе имена прилагательные изменяются по родам и по падежам.
Прилагательные во множественном числе изменяются только по падежам. По родам они не изменяются.
Правописание безударных окончаний имен прилагательных.
Для того, чтобы правильно написать безударное окончание
имени прилагательного нужно:
1. Найти в предложении существительное, к которому относится прилагательное, определить число, род и падеж.
2. Вспомнить окончание прилагательных в этом падеже.
3.ИЛИ поставить вопрос от существительного к прилагательному и по окончанию вопроса узнать окончание прилагательного.
Правильно писать и говорить: 7 бесплатных ресурсов для развития грамотности
В детстве складывание слов в предложения казалось мне магией: они сами соединялись по неведомым законам.
В школе я поняла, что русский язык хотя и мистичен, но строг и все его волшебство подчиняется суровым правилам с бесконечными исключениями из них. Ошибки в тексте — это нормально, потому что можно научиться их находить и исправлять.
Вот семь сайтов, которые помогут прокачать русский язык. Выбирайте, что бы вы хотели улучшить:
Кратко: получить ответ на вопрос «А почему так?»
Подробнее: на сайте
«Грамота-ру» — самый простой портал для проверки слов. Но это не только онлайн-словарь: тут можно узнать и происхождение слова, и примеры употребления. Еще здесь можно задать вопрос по всем аспектам языка и получить подробный комментарий от научных консультантов или попробовать найти решение среди ответов на вопросы других людей.
Для детей на сайте есть раздел «Игра», в котором правила представлены в форме загадок и головоломок. Возможно, это один из лучших способов научиться видеть ошибки даже взрослым.
Кратко: первый раз в первый класс
Подробнее: на сайте
Городской методический центр Москвы предлагает вспомнить школьные годы и написать диктант. Можно прослушать текст и воспроизвести его целиком или вставить пропущенные символы на сайте диктанта. В этом случае система подсчитает количество ошибок и покажет, как нужно было написать.
Но сайт не дает пояснений к ошибкам: тренажер рассчитан только на сиюминутную проверку уровня грамотности.
Часто мы совершаем ошибки, потому что не понимаем логику языка. Любое незнакомое слово кажется исключением из правил, а сложные синтаксические конструкции мы максимально упрощаем, чтобы не пришлось выбирать между запятой, тире и двоеточием.
Дизайнер Илья Бирман создал сайт-справочник по русскому языку, где собрал основные правила орфографии и пунктуации. Главный плюс — простота поиска: вы выбираете нужный раздел, например «Знаки при прямой речи», и изучаете правила с примерами из классической литературы.
Кратко: увидеть пунктуацию в тексте Евгения Водолазкина и не умереть
Подробнее: на сайте
Тотальный диктант был задуман как проект, популяризирующий грамотность. Любой желающий может записаться на ежегодный диктант и проверить себя на примере текста русскоязычного автора. В 2020 году событие перенесли с весны на осень и провели в двух форматах: онлайн и офлайн. В 2021 году диктант состоится 10 апреля — еще есть возможность принять в нем участие.
Тотальный диктант — это еще и бесплатная онлайн-школа по совершенствованию своих знаний в области русского языка. На сайте можно написать диктанты прошлых лет и просмотреть полный разбор текстов, пройти бесплатный курс по пунктуации, изучить историю орфографии и даже самостоятельно провести диктант в своем городе.
Правила по русскому языку для 6 класса
Глагол
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие или состояние и отвечает на вопросы что делать?, что сделать?
Совершенные и несовершенные глаголы
Глаголы изменяются по временам: бывают в форме
Глаголы совершенного вида не имеют настоящего времени. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени – по числам и родам (в единственном числе).
Изменение глаголов
смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть; гнать, держать, дышать и слышать – относятся ко второму спряжению, остальные – к первому.
Разноспрягаемые глаголы – хотеть, бежать. Особоеспряжение у глаголов дать, есть.
Переходные глаголы
Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительным, числительным или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными (действие переходит на предмет). Остальные (в том числе возвратные) являются непереходными.
В предложении глагол обычно бывает сказуемым.
Словообразование и орфография
Русский язык постоянно пополняется новыми словами. Основной путь обогащения словарного состава — образование слов различными способами от иных слов или основ.
При последовательном образовании слов друг от друга получается словообразовательная цепочка однокоренных слов: зелёный – зеленеть – зазеленеть.
Слова могут образовываться с помощью приставок, суффиксов, а также сложением нескольких основ или слов.
Морфемные способы словообразования
В процессе образования слов может происходить:
Сложносокращённые слова
Сложносокращённые слова (или аббревиатуры) — это слова, образованные путём сложения сокращённых частей основ слова.
При образовании сложносокращённого слова у сокращаемых слов берутся:
1) части основ нескольких слов: сельмаг (сельский магазин);
2) начальные буквы: БГУ (Белорусский государственный университет),
произносится [бэгэу];
3) начальные звуки: СМУ (строительное монтажное управление),
произносится [сму];
4) часть основы и целое слово: турпоход (туристический поход),
завскладом (заведующий складом).
Соединительные о и е в сложных словах
Сложными называют слова, состоящие из двух (реже трёх) корней. Сложные слова образуются из основ исходных слов: лес, возить – лесовоз.
При образовании сложных слов чаще всего используются соединительные гласные о и е (соединительные морфемы): заготовки леса – лесозаготовки, хранилище для овощей – овощехранилище.
В сложных словах после твёрдых согласных пишется соединительная о, а после мягких согласных, шипящих и ц – соединительная е: морозостойкий, путепровод, кашевар, овцеводство.
В отдельных случаях мягкий согласный звук первой основы отвердевает, и поэтому пишется соединительная гласная о: баснописец, зверолов.
Лексика
Основные пути пополнения словарного состава русского языка.
Однозначные и многозначные слова.
Прямое и переносное значение слова.
Разряды слов по происхождению.
Устаревшие слова и неологизмы.
Слова, которые больше не употребляются или употребляются очень редко, называются устаревшими (например, чадо, десница, уста, красноармеец, нарком.
Части речи
Отличительные признаки частей речи.
Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?
Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? Имена прилагательные похожи на разноцветные карандаши художника, делающие наш мир ярким и красочным.
Имя числительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов (одиннадцать, шестнадцать) или их порядок при счете (четырнадцатый,первый) и отвечает на вопросы сколько? какой по счету?Имя числительное похоже на калькулятор, при помощи которого можно сосчитать количество предметов.
Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак, но не называет их. Местоимения напоминают запасных игроков во время футбольного матча. Они выходят на поле только тогда, когда вынужденно освобождают игру – получают травму, чересчур устают – имена существительные и прилагательные.
Глагол– самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Это самая трудолюбивая часть, которая похожа на Золушку, потому что не может сидеть без дела и трудится 365 дней в году, 24 часа в сутки, 7 дней в неделю.
Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия (громко, тихо) или признак признака (очень, чересчур) и отвечает на вопросы где? куда?откуда? как? почему? зачем? когда?Наречие – это любопытная бабушка, которая любит мучить внуков вопросами: где был? куда идешь? откуда пришел? как зовут твоих друзей? когда вернешься? Именно по вопросам любопытной бабушки наречие без труда можно отыскать в предложении.
Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие, отвечает на вопросы что делая? что сделав? и объединяет признаки наречия и глагола. Деепричастие можно сравнить с букетом, который преподносят в дополнение к подарку.
Предлоги служат для связи слов в предложении и словосочетании.
Союзы связывают между собой однородные члены или простые предложения в составе сложного.
Частицы вносят в предложение эмоциональные оттенки (не, даже) или служат для образования форм слов (хотел бы).
Междометия выражают чувства, но не называют их. Для выражения изумления мы используем междометие ах, для выражения страха или боли – ой, чувства холода – бр-р.
Имя существительное
Разносклоняемые имена существительные
Склонение разносклоняемых существительных
• большинство сложносокращённых слов:
Если фамилия, оканчивающаяся на согласный, называет лицо женского пола, то она не изменяется: (кому?) Александру Коктышу, (кому?) Наталье Коктыш.
Несклоняемые имена существительные не имеют особых форм падежей. Значение падежа и числа у них выражается с помощью предлогов и зависимых слов:
(какими?) новыми пианино (Т.п., мн. ч.),
(какому?) остроумному конферансье (Д.п., ед. ч.).
Несклоняемые одушевлённые имена существительные относятся к мужскому роду, если обозначают:
а) лиц мужского пола: маэстро, месье;
б) лиц по профессии или социальному положению:
конферансье, атташе;
в) животных, птиц: кенгуру, фламинго, коала. Однако если контекст указывает на самку животного, то соответствующие слова употребляются в форме женского рода: кенгуру кормила детёныша.
Несклоняемые одушевлённые имена существительные относятся к женскому роду, если обозначают лиц женского пола: фрау, миссис.
Несклоняемые неодушевлённые имена существительные относятся, как правило, к среднему роду: такси, пальто, бюро, шоссе. Род некоторых существительных зависит от их значения: кольраби (сорт капусты) – ж. р., пенальти (штрафной удар) – м. р., авеню (широкая улица) – ж. р.
Род несклоняемых имён существительных и сложносокращённых слов
Род несклоняемых собственных географических названий зависит от рода нарицательных существительных, обозначающих эти же географические объекты: Дели (город) – м. р., Конго (страна) – ж. р., Онтарио (озеро) – ср. р.
Имена существительные, характеризующие лиц то мужского, то женского пола, относят к общему роду: ябеда, задира, плакса, Саша, Величко, Черных.
Существительные, называющие лиц по профессии, должности, роду занятий, обозначающие как лиц мужского, так и лиц женского пола, относятся к мужскому роду:
Кондуктор (м. р.) Иванов проверил билет.
Кондуктор (м. р.) Иванова проверила билет.
Имя прилагательное
Имя прилага́тельное — самостоятельная часть речи, обозначающая непроцессуальный признак предмета и отвечающая на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», «чей?» и так далее. В русском языке прилагательные изменяются по родам, падежам и числам, могут иметь краткую форму. В предложении прилагательное чаще всего бывает определением, но может быть и сказуемым. Имеет тот же падеж, что и имя существительное, к которому оно относится.
Качественные прилагательные
Обозначают признак, который можно иметь в большей или меньшей степени.
Большинство качественных прилагательных, и только они, имеют две формы: полную (умный, вкусный) и краткую (умён, вкусен). Полная форма изменяется по числам, родам и падежам. Краткая форма — только по родам и числам. В предложении краткая форма употребляется как сказуемое, а полная — обычно как определение. Некоторые качественные прилагательные не имеют краткой формы (дружеский, разлюбезный). Другие, наоборот, не имеют полной формы (рад, горазд, должен, надобен)[2]
Прилагательные, не являющиеся качественными, не имеют ни сравнительной, ни превосходной степени.
Относительные прилагательные
Обозначают признак, который нельзя иметь в большей или меньшей степени. Отвечают на вопрос «какой?».
Выражают отношение предмета к другому предмету (дверной), материалу (железный), свойству (стиральный), времени (январский), месту (московский), единице измерения (пятилетний, двухэтажный, килограммовый).[3] и т. д.
Не имеют краткой формы, степеней сравнения, не сочетаются с наречиями «очень» (и его синонимами) и «слишком», не имеют антонимов.
Притяжательные прилагательные
Обозначают принадлежность предмета живому существу или лицу (отцовский, сестрин, лисий). Отвечают на вопрос «чей?», «чьё?». Притяжательные прилагательные могут переходить в разряд относительных или качественных: заячья (притяжательн.) шерсть, заячья (качествен.) душа, заячий (относ.) след.
Не имеют краткой формы, степеней сравнения, не сочетаются с наречиями «очень» (и его синонимами) и «слишком», не имеют антонимов.
Склонение имён прилагательных
Прилагательные склоняются по падежам и изменяются по числам, в единственном числе изменяются также по родам. Исключение составляют краткие прилагательные и прилагательные в сравнительной степени: они не склоняются. Кроме того, есть некоторое количество несклоняемых прилагательных: коми народ, цвет хаки, вес брутто.
Род, падеж и число склоняемого прилагательного зависят от соответствующих характеристик существительного, с которым оно согласуется. Несклоняемые прилагательные обычно находятся после существительного, их род, число, и падеж определяются синтаксически по характеристикам соответствующего существительного: пиджаки беж.
Образование прилагательных
Морфологический разбор имени прилагательного
Начальная форма. Начальной формой у имени прилагательного считается форма единственного числа, именительного падежа, мужского рода (синий).
Постоянные признаки: разряд (качественное, относительное или притяжательное).
Переход в другие части речи
Чаще всего в разряд прилагательных переходят причастия. В качестве прилагательных также могут выступать местоимения (Художник из него никакой).
Прилагательные, в свою очередь, могут субстантивироваться, то есть переходить в разряд существительных: русский, военный.
Имя числительное
Значение и грамматические признаки имени числительного.
Имя числительное — часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.
По значению и грамматическим признакам имена числительные делятся на количественные и порядковые.Количественные числительные обозначают количество или число и отвечают на вопрос сколько?Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счете и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?
Количество могут обозначать и другие часть речи. Числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи — только словами: три лошади — тройка лошадей.
Простые и составные числительные.
Порядковые числительные первый, второй являются непроизводными (исходными слова).
Порядковые числительные, подобно прилагательные, изменяются по падежам, числам и родам.
В составных порядковых числительных склоняется только последнее слово.
Морфологический разбор имени числительного.
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма(именительный падеж).
2. Постоянные признаки:
а) простое или составное,
б) количественное или порядковое,
в) разряд (для количественных).
3. Непостоянные признаки:
а) падеж,
б) число (если есть),
в) род (если есть).
III. Синтаксическая роль.
Местоимение
Местоимение как часть речи
Местоимение — это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.
Местоимения, как правило, изменяются по падежам. Есть местоимения, которые, кроме того, изменяются по родам и числам.
В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями, определениями.
Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Правила
К личным относятся местоимения 1-го лица я, мы, 2-го лица ты, вы и 3-го лица он, она, оно, они. Местоимения 1-го и 2-го лица изменяются по падежам, местоимения 3-го лица имеют род.
При склонении личных местоимений иногда меняется всё слово, например: в И.п. – я, а в Р.п. совсем другая основа – меня.
Иногда в корне происходит чередование: тебя – тобой, меня – мне.
После предлогов у местоимений 3-го лица он, она, оно, они появляется н: у него, возле них, около неё.
Если перед местоимением стоит предлог, который относится не к местоимению, а к другому слову, то н к местоимению не присоединяется: Сидеть у его подъезда. Поиграть с её куклой.
Возвратное местоимение себя указывает на того, о ком говорят. Оно не имеет именительного падежа, не имеет рода и числа: Не хвали сам (сама) себя. Не хвалите сами себя.
В предложении себя является дополнением.