Все что нужно знать о русском языке в 7 классе
Правила по русскому языку для 7 класса
Причастие
Причастие – особая форма глагола, которая сочетает в себе грамматические свойства глагола и прилагательного. Обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы – Какой? Какая? Какое? Какие? Что делающий? Что делавший? Что сделавший?
Примеры причастий: лежавший, вымытый, окупаемый, собранный, написанный, обнимающий, желающий.
Понятие о причастии как о грамматической единице
Грамматическое описание причастия включает морфологические признаки глаголов и прилагательных.
Какие бывают причастия?
Выделяют действительные и страдательные причастия. Каждый из типов имеет два подтипа – группы слов настоящего и прошедшего времени.
Причастие как член предложения
Причастие в полной форме обычно употребляется в качестве определения в предложениях и согласуется с существительными или местоимениями. Причастия в краткой форме являются именной частью составного сказуемого.
Примеры: Покрытые снегом поля были видны из окна (поля (какие?) покрытые – определение). Поля были покрыты снегом (поля (что делали?) были покрыты – часть составного сказуемого).
Прилагательные и причастия
Деепричастие
Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие, объединяет в себе свойства глагола и наречия и показывает, каким образом, почему, когда совершается действие, вызванное глаголом-сказуемым.
Деепричастие отвечает на вопросы что делая? что сделав? Возможны также вопросы как? почему? каким образом? когда? и др.
Основные признаки деепричастия:
Деепричастие = глагол + наречие
Синтаксические признаки
В предложении деепричастие зависит от глагола-сказуемого. В предложении деепричастие и деепричастный оборот выполняют роль обстоятельства.
[Когда?] Передав записку, он отошёл в сторону.
Одиночные деепричастия могут утрачивать признаки глагола и переходить в разряд наречий. В этом случае бывшие деепричастия перестают обозначать второстепенное действие (их нельзя заменить глагольными формами, к ним обычно нельзя задать вопросы что делая? что сделав?), а обозначают лишь признак действия, как наречия, и отвечают на вопрос как? Деепричастия, перешедшие в разряд наречий, не выделяются запятыми.
Глагол
Глагол – это, прежде всего, действие, динамика. А действие длится во времени, оно имеет начало и конец. И те слова, которыми мы эти действия выражаем, должны иметь некоторые свойства, позволяющие выполнять свои функции.
Глагол в прошедшем времени:
он ходил (рис. 1) (м. р.)
она ходила (ж. р.)
оно ходило (ср. р.)
Глагол в настоящем времени:
В глаголе настоящего времени обязательно надо указывать лицо, отношение говорящего к действию, если действие совершаю я – я делаю, если ты – ты делаешь.
Неопределённая форма глагола (инфинитив)
Но есть у глагола и самая малоинформативная форма. По ней нельзя определить ни рода, ни числа, ни лица, ни времени, ни наклонения. Эта форма называется неопределенной формой глагола, она является словарной для глагола и начальной формой в морфологическом разборе. По неопределённой форме глагола мы можем определить только постоянные признаки: вид, переходность, спряжение (не всегда).
Неопределённая форма глагола (инфинитив) – это такая форма глагола, по которой мы можем определить только постоянные признаки (возвратность, вид, переходность).
Образование неопределённой формы глагола
Инфинитив – это словарная форма. Т. е. если вам нужно найти в словаре слова бежал, иду, глядит, вы их не найдёте в такой форме. Вам придется ставить их в неопределённую форму: бежать,идти,глядеть
Синтаксическая роль инфинитива
Изменение формы глаголов по лицам и числам называется спряжением.
Глагол в русском языке
Наречие
Обрати внимание!
В предложении наречие обычно бывает обстоятельством.
В редких случаях наречие может примыкать к существительному: бег наперегонки (существительное имеет значение действия), яйцо всмятку, кофе по-варшавски.
В этих случаях наречие выступает как несогласованное определение.
Наречие обозначает признак действия, если присоединяется к глаголу и деепричастию. Пример:
смотреть вдаль, вернуться вечером.
Наречие обозначает признак предмета, если присоединяется к имени существительному.
Классификация наречий по функции
Классификация наречий по значению
Некоторые наречия могут выступать как именная часть сказуемых. Чаще всего это сказуемые безличных предложений:
«На море тихо».
Однако некоторые наречия могут служить и сказуемыми двусоставных предложений: «Разговор будет начистоту». «Она замужем».
Наречия, выступающие как сказуемые безличных предложений, иногда выделяют в самостоятельную часть речи или в самостоятельный разряд внутри наречия и называются словами категории состояния (словами состояния, предикативными наречиями).
Самостоятельные и служебные части речи
Части речи
Части речи – это группы слов, объединенных на основе общности их признаков. Части речи делятся на самостоятельные и служебные.
Междометие
Междометие стоит отдельно от других частей речи. Междометия выражают различные чувства, побуждения и не являются членами предложений.
Различия между служебными частями речи
Предлоги
Предлог — служебная часть речи, обозначающая отношение между объектом и субъектом, выражающая синтаксическую зависимость имен существительных, местоимений, числительных от других слов в словосочетаниях и предложениях. Предлоги, как и все служебные слова, не могут употребляться самостоятельно, они всегда относятся к какому-нибудь существительному (или слову, употребляемому в функции существительного). Вследствие своей синтаксической несамостоятельности предлоги никогда не выступают в качестве членов предложения. Они обслуживают управление как вид подчинительной связи, будучи связанными с управляющим компонентом словосочетания.
Данная часть речи сформировалась за счёт других лексико-грамматических разрядов. Этим во многом обусловлена неоднородность предлогов. В течение XIX—XX веков наблюдается непрерывное пополнение состава производных предлогов. Интереснее всего развиваются предлоги, выражающие наиболее отвлечённые значения — объективные, причинные, целевые и т. д. В развитии новых предлогов сказывается возрастающая роль в русском языке XIX века публицистической и научной речи.
Часть предлогов, в основном производных, совмещают ряд значений. Так, предлоги за, под, из, от, в, на совмещают причинные, пространственные и временные значения. Предлог через, выражая пространственные (через горы) и временные (через века) отношения, в просторечии встречается при выражении причинных отношений (через тебя я лишился семьи). Другие предлоги совмещают причинные значения со значениями цели, например для, по, а.
Классификация по происхождению и строению
Классификация по структуре:
Классификация по употреблению с падежами существительных (валентность):
Классификация по отношениям:
Правописание
Сочинительные союзы — это союзы, которые служат для связи однородных членов предложения и равноправных по смыслу простых предложений в составе сложного:
Бывало, с самого раннего утра убегаю или на пруд, или в рощу, или на сенокос.
Наступила ночь, и пошёл снег.
На небе облака летят и тают, и на земле творятся чудеса.
Но ветер пронесся и тучи унёс, и на небе стало чисто.
Противительные союзы выражают отношения противопоставления или разграничения:
Спеть бы песню грустную, но некогда грустить.
Надежда — мой компас земной, а удача — награда за смелость.
Разделительные союзы вносят в предложение значения чередования,выбора, предложения, неразличения:
За рекой гармонь играет, то зальется, то замрёт.
Будет солнце или буря — мы с тобою навсегда.
Запятая ставится между однородными членами, соединёнными повторяющимися соединительными или разделительными союзами (и. и, ни…ни, то…то, то ли…то ли, не то…не то, или…или, либо…либо):
То ли жизнь становится напевней, то ли в каждом доме соловей.
И берег, и море молчали.
Запятая не ставится между однородными членами, связанными одиночным соединительным или разделительным союзом (и, да в значении и, или, либо).
Лодка качнулась, поднялась и исчезла.
Части некоторых составных союзов (как …так и, не только ….но и, не то…не то и др.) находятся при разных однородных членах или в разных частях сложного предложения. Запятая ставится перед второй частью таких союзов:
Среди садовых цветов есть как нарядные, так и скромные виды.
Не то дым шёл от костра, не то туман поднимался над болотом.
Подчинительные союзы – это союзы, которые связывают простые предложения в составе сложноподчинённого предложения. В таком сложном предложении от одного предложения к другому можно поставить вопрос.
Книжки густо измазаны карандашами, (почему?)
потому что Серёжа любит раскрашивать картинки.
Частицы
Частица — служебная часть речи, которая не имея своего вполне самостоятельного лексического значения, придает различные оттенки словам и предложениям или служит для создания форм слов.
Частицы не изменяются, не имеют самостоятельного лексического значения и не являются членами предложений, но могут входить в состав членов предложения.
Основная сфера использования частиц — устно-разговорная речь, художественная литература и публицистика с элементами разговорной речи. Использование в речи частиц придает высказываниям большую выразительность, эмоциональность. Избыточное употребление частиц ведет к засорению речи и потере смысловой точности.
Главная роль частиц (общее грамматическое значение)
Сравнение с другими частями речи
По своему строению и функциям частицы сближаются с наречиями, союзами и междометиями.
Частицы отличаются от знаменательных частей речи тем, что не имеют лексических значений, поэтому частицы и не являются членами предложения, но могут входить в состав членов предложения. От предлогов и союзов частицы отличаются тем, что не выражают грамматических отношений между словами и предложениями,т.е. частица никогда ничего не связывает.
При синтаксическом разборе частица выделяется вместе с тем словом, к которому относится или не выделяется вообще.
В науке о русском языке не существует единого мнения по классификации частиц. У разных авторов классификации могут различаться.
Разряды частиц.
По значению и роли в в предложении частицы делятся на разряды.
Частицы бы, пусть, пускай, да, давай(давайте) являются частью глагольной формы и входят в состав того же члена предложения, что и глагол, подчёркиваются с ним. Формообразующая частица является компонентом глагольной формы и выписывается с глаголом при морфологическом разборе глагола как части речи.
Частицы, которые образуют формы степеней сравнения прилагательных, наречий, имен состояния — более, менее: более важный, менее важный; более интересно, менее скучно.
Значение сравнительной степени может усиливаться частицами ещё и всё: ещё страшнее, всё интереснее.
При образовании форм частицы сближаются с морфемами: важнее (степень сравнения образована с помощью суффикса) — более важный (степень сравнения образована с пом. частицы).
Отрицательные частицы
Не, ни — наиболее частотные частицы. Кроме того: нет, вовсе не, отнюдь не.
Смысловые частицы
Смысловые (модальные) частицы — частицы, которые вносят в предложение различные смысловые оттенки (уточняют, акцентируют, усиливают), выражают чувства и отношение говорящего.
Группы частиц по значению:
Частица как обычно употребляется в восклицательных предложениях: Как упоительны в России вечера!
Местоимение-наречие как употребляется в вопросительных предложениях и является членом предложения: Как вы себя чувствуете? Как — обстоятельство.
Союз как — в сложноподчиненных предложениях: Я расскажу тебе, как жить дальше.
выражают сомнение — вряд ли, едва ли: Едва ли это подойдет.
Вряд ли он согласится.усилительные частицы — даже, же, ни, ну, уж, ведь, всё-таки, лишь, только и др.
Частицы выделяют слова в предложении: Маше знакомы лишь известные памятники. (Лишь — усилительная частица, в предложении является частью определения лишь известные).
Некоторые частицы этого разряда могут выполнять роль союзов : Луна стала ярче, звезды же лишь посинели. Частица же выделяет слово звезды и связывает первое и второе предложения.
выражают смягчение требований — —ка.
В сочетании с глаголами повелительного наклонения эта частица смягчает значение глагола: Сделай! — Сделай-ка.
Междометия
Что такое междометие в русском языке?
Условное разделение частей речи на самостоятельные и служебные не коснулось только междометий и звукоподражаний. Они стоят изолированно от остальных слов, иногда замещая их функции. Давайте подробно разберёмся в том, что собой представляет междометие.
Для чего служат междометия?
Эта часть речи может выполнять несколько функций. Во-первых, служить для передачи чувств и эмоций рассказчика (ух ты, вот это да, ого и пр.), его волеизъявлений (стой, брысь, помилуй). Многие такие слова происходят от первородных звуков, которые являются реакцией на внешние раздражители (ай, ой, брр, холодно и т.д.). Во-вторых, одно такое слово может заменять целое предложение (Тьфу! – Какая гадость!). Эта отдельная и неизменная часть речи, которая не связывает слова в предложениях.
На какие вопросы отвечают междометия?
Как подчёркиваются междометия в предложениях?
Слова, выражающие чувства, не выступают в качестве членов предложений, но иногда могут замещать их. В таком случае они подчёркиваются в зависимости от занимаемой позиции. Например:
Где-то вдали послышалось протяжное «ох». – В этом случае «ох» стоит на месте подлежащего и подчёркивается одной линией.
Ай да молодец! – В предложении «ай да» замещает прилагательное и выступает в роли определения, подчёркивается волнистой линией.
На письме данная часть речи всегда выделяется знаками препинания. Существует ряд правил употребления разделительных знаков при данной части речи.
Диалог
Диалог — это разговор двух или нескольких лиц.
Диалог состоит из взаимосвязанных реплик собеседников (вопросов, ответов, возражений и т. д.).
Реплика — каждое отдельное высказывание лиц, принимающих участие в диалоге.
Каждая реплика пишется с новой строки, с заглавной буквы, перед репликой ставится тире.
В диалоге кроме реплик также могут присутствовать слова автора. Между репликой и словами автора ставится тире. Слова автора после реплики пишутся со строчной буквы.
Если слова автора стоят перед репликой, то после них ставится двоеточие.
Пример:
«Вовка подошёл к комоду, нагнулся, хотел поднять шляпу — и вдруг как закричит:
— Ай-ай-ай! — и бегом в сторону.
— Чего ты? — спрашивает Вадик»
(Н. Носов).
Если слова автора находятся в середине реплики, то они с двух сторон выделяются тире. Продолжение реплики пишется с большой буквы, если оно является самостоятельным предложением.
Пример:
«— Что же ты, голубушка, делаешь? Разве ты не знаешь, что после школы надо мозгу давать отдых?
— Это, — говорит, — я знаю, только мне так удобней. Я сделаю уроки сразу, а потом свободна: хочу — гуляю, хочу — что хочу делаю.
— Экая, — говорю, — ты бестолковая! Мало я тебе в прошлом году твердил! Что я могу сделать, если ты своего старшего брата не хочешь слушать? Вот вырастет из тебя тупица, тогда узнаешь!
— А что я могу сделать? — сказала она. — Я ни минуточки не могу посидеть спокойно, пока дела не сделаю»
(Н. Носов).
Презентация по русскому языку для 7 класса на тему «Что мы знаем о русском языке»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Что мы знаем о русском языке Подготовила учитель русского языка и литературы Алыпова Н.А.
Зачем человеку язык? Язык позволяет людям сообщать мысли друг другу Язык позволяет людям жить в обществе. Только в обществе люди овладевают языком. Язык позволяет людям думать Язык позволяет людям радоваться его красоте.
Работа по учебнику Упражнение № 6
Сколько языков в мире?
УКРАИНСКИЙ Белорусский Русский Восточнославянские языки
Главные мысли текста Все языки отличаются друг от друга. Ближайшими братьями русского являются украинский и белорусский.
Работа по учебнику Упражнение № 7
На великое дело – великое слово. Пословицы и поговорки о языке Язык мал, а великим делом ворочает. Язык до Киева доведёт. Сначала подумай, потом говори. Человеческое слово стрелы острее.
1. Гипотезы происхождения человеческого языка, известные вам. 2. Почему теория общественного происхождения языка получила наибольшее признание? Кто является ее автором? 3. Каковы условия происхождения языка? Тайна человеческого языка
Загадки языка Узелковое письмо Пиктограммы Клинопись Иероглифы
Работа по учебнику ЗСП- 3
Докажите, что язык ваш друг. Когда язык становится врагом человеку? Небрежная речь, зассоренная путыми, бессмысленными словами. 2) Злая речь, жестокая и оскорбительная для других. 3) Невежливая, неуважительная речь. 4) Неграмотная речь.
Зачем человеку нужен язык? Итог урока
Домашнее задание 1. Выполните упражнение № 8 2.Подберите высказывания о русском языке и выучите одно наизусть. (Задание на выбор) 3.Выучите слова ЗСП – 1, 2,3
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-176411
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
ОНФ проверит качество охраны в российских школах
Время чтения: 2 минуты
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Трехлетнюю олимпиаду среди школ запустят в России в 2022 году
Время чтения: 1 минута
В школах Тюмени запустят раздельный сбор отходов
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Русский язык. 7 класс. Виды орфограмм, изучаемых в 7 классе.
Виды орфограмм, изучаемых в 7 классе,
+ правила + примеры.
Орфограмма.
Правило.
Примеры.
Правописание гласных в падежных окончаниях причастий
Гласные в падежных окончаниях причастий определяются так же, как в окончаниях прилагательных: по вопросу от определяемого слова к причастию.
Любуюсь девочкой (какой?) читающей.
В суффиксах действительных причастий настоящего времени –ущ- (-ющ-) и –ащ- (-ящ-) пишутся:
Буква У или Ю, если причастие образовано от глагола 1 спряжения,
Буква А или Я, если причастие образовано от глагола 2 спряжения.
Курлычущие журавли
Видящий (видеть, 2 спр., икл.)
В суффиксах страдательных причастий настоящего времени –ем- и –им- пишется:
Буква Е, если причастие образовано от глагола 1 спряжения,
Буква И, если причастие образовано от глагола 2 спряжения.
Увлекаемый (увлекать, 1 спр.)
Слышимый (слышать, 2 спр., искл.)
Буквы А и Я пишутся перед одной или двумя буквами Н в причастиях, образованных от глаголов на –ать или –ять, т есть буквы А- Я сохраняются, ели они есть в инфинитиве.
Буква Е пишется перед одной или двумя буквами Н в причастиях, образованных от глаголов на –ить или –еть.
Выкачанная нефть (от выкачать).
Выкаченная из подъезда коляска (от выкатить).
Две буквы Н пишутся в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени в следующих случаях:
— образованы от глаголов совершенного вида;
— имеют зависимые слова;
Покрашенный пол (приставка ПО-).
НЕкрашеный пол (приставка НЕ-).
Крашенный папой пол (есть зависимое слово).
Одна буква Н пишется в суффиксах кратких страдательных причастий.
Две буквы Н пишутся в кратких прилагательных, образованных от полных прилагательных, которые возникли в результате перехода в них страдательных причастий прошедшего времени.
Задача решена (кр.прич.);
Девочка взволнованна (неспокойна).От причастия взволнованная.
Девочка взволнована известием (краткое причастие, её взволновали).
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.
Не пишется раздельно:
С краткими причастиями;
С полными причастиями, при которых есть зависимые слова или противопоставление с союзом А.
НЕ пишется слитно с полными причастиями:
Если они без НЕ не употребляются;
Если при них нет зависимых слов и нет противопоставления с союзом А.
Решение НЕ принято( краткое прич.)
НЕ принятое присутствующими решение (зависимое слов- КЕМ?
присутствующими).
Не принятое, а отложенное решение.
Не принятое в указанные сроки решение.
Негодующий (без НЕ не употребляется).
Непринятое решение (нет случаев раздельного написания с НЕ).
Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
В суффиксах причастий –енн- и –ен- после шипящих под ударением пишется Ё, без ударения – Е.
Завершённый (прич.)
Решена.(прич.)
Раздельное написание НЕ с деепричастиями.
Частица НЕ с деепричастиями пишется раздельно.
Некоторые деепричастия без НЕ не употребляются, поэтому пишутся с НЕ слитно.
Негодуя (без НЕ не употреб.)
Не с наречиями на –о и –е пишется слитно:
Если слово не употребляется без НЕ;
Если наречие с не- может быть заменено синонимом без не- или близким по значению выражением.
Не с наречиями на –о и –е пишется раздельно:
Если в предложении есть противопоставление с союзом А;
Если к наречию относятся слова ДАЛЕКО НЕ, ВОВСЕ НЕ, СОВСЕМ НЕ, НИЧУТЬ НЕ, НИСКОЛЬКО НЕ, НИКОГДА НЕ.
Говорил неискренне (фальшиво)
Не по-дружески, не сегодня, не здесь (не на –о и –е)
Буквы Е и И в приставках не- и ни- отрицательных наречий.
В отрицательных наречиях под ударением пишется приставка не-, а без ударения – ни—
В наречиях на -о и –е пишется столько же Н, сколько в прилагательных и причастиях, от которых они образованы.
(Держался) мужественно (мужественный)
(Говорил) интересно (интересный)
(Сделал) обдуманно (обдуманный)
Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.
На конце наречий после шипящих под ударением пишется буква О, без ударения – Е.
Исключение: ещё
Буквы О и А на конце наречий
В наречиях с приставками из-, до-, с- на конце пишется буква а, если эти наречия образованы от бесприставочных прилагательных. В наречиях с приставками из-, до-, с- на конце пишется буква О, если они образованы от прилагательных, в которых уже были приставки.
В наречиях с приставками в-, на-, за- на конце пишется буква о.
Добела (от белый – без прист.)
Досрочно (от досрочный – с прист.)
Дефис между частями слова в наречиях.
Дефис в наречиях пишется:
После приставки кое-,
В сложных наречиях, образованных с помощью однокоренных слов или повторением слов.
В-четвёртых
По-нашему
Кое-где
Когда-нибудь
Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
После букв Ш и Ч на конце наречий пишется мягкий знак. После буквы Ж мягкий знак пишется только в слове НАСТЕЖЬ.
Правописание производных предлогов, образованных на основе наречий.
Производные предлоги, образованные на основе наречий, пишутся слитно.
Выйти навстречу (из нареч.) гостям.
Слитное и раздельное написание производных предлогов.
Пишутся слитно следующие производные предлоги:
вследствие (в значении «по причине», = из-за), наподобие, вроде (в значении «подобно»), насчёт (в значении «о»), ввиду, вместо, несмотря (на).
Пишутся раздельно следующие производные предлоги:
В течение, в продолжение, по причине, в целях, со стороны и др.
В течение недели,
поговорить насчёт работы (о работе),
не поехали вследствие плохой погоды (из-за).
Буква Е на конце производных предлогов.
В предлогах в течение, в продолжение, вследствие на конце пишется Е.
Дожди идут в течение недели.
Слитное написание союзов также, тоже, чтобы
Союзы также, тоже, чтобы (чтоб) пишутся слитно.
Их следует отличать от сочетаний так же (наречие с частицей), то же, что бы (местоимения счастицами). В этих сочетаниях частицы же, бы, как правило, могут быть опущены или переставлены на другое место.
Союзы также, тоже можно заменить союзом И, а союз ЧТОБЫ – составным союзом ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ.
Светлана также (=и) увлекалась искусством.
Светлана увлекалась искусством так же, как и её подруги (ЖЕ можно опустить).
Написание частицы ТО.
Сказал-то как красиво!
Написание частицы КА.
Дефис в междометиях.
Междометия, образованные повторением основ, пишутся через дефис.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.