Все что нужно знать битмейкеру
Музыкальные профессии: битмейкер
Музыкальная индустрия держится не только на музыкантах. Она включает в себя и множество других специалистов: звукорежиссеров, продюсеров, битмейкеров, композиторов, саунд-дизайнеров и так далее.
Как вы могли догадаться, мы начинаем цикл статей про музыкальные профессии. Первая профессия на очереди – битмейкер.
Если быть совсем дословным, то битмейкер – это создатель ритма. Говоря более грамотным языком – это человек, занимающийся созданием музыки и аранжировки (обычно в танцевальных стилях и хип-хоп музыке).
Чтобы стать битмейкером необходимо иметь довольно серьезные познания в музыкальной теории. В идеале владеть несколькими инструментами – это, во-первых. Во-вторых, вам необходим довольно мощный компьютер и тонна терпения вкупе с усердием.
Как работает битмейкинг?
Бит начинается с выбора скорости для произведения. После чего создается мотив мелодии, а затем в произведение добавляются другие инструменты, различные звуки и эффекты. Звучит просто, не так ли?
Как только все инструменты были «записаны» (или добавлены, как угодно), битмейкер приступает к сведению произведения. Все инструменты в конечном итоге должны звучать гармонично и чисто. Заключительным этапом создания шедевра является мастеринг, то есть окончательная правка произведения.
Что нужно для битмейкинга из оборудования?
К сожалению, одного компьютера мало, но на самом начальном этапе хватит среднего ноутбука. Чем больше ваши аппетиты, тем мощнее должен быть компьютер. Ноутбук или стационарный ПК – не важно. Некоторые умельцы умудряются писать музыку на планшете и даже на телефоне.
Наушники компактны и дешевле мониторов, но мониторы гарантируют более качественное звучание. С другой стороны, студийные мониторы в домашних условиях определенно будут мешать вашим соседям и близким. Выбор за вами.
Если вы планируете записывать живые инструменты, вокал или подключать MIDI-контроллеры, то качественная внешняя звуковая карта вам точно пригодится. Как минимум, звуковая карта на порядок улучшает звук даже в бюджетных наушниках. Кроме того, вам станут доступны более тонкие настройки звука.
Обязательный атрибут любого битмейкера. Конечно, вы можете придумывать и прописывать мелодии на клавиатуре, но такой подход ужасно неудобен и неэффективен. С контроллером вы на порядок упростите себе жизнь и ускорите рабочий процесс. Стоят они крайне дешево, на вторичном рынке доступны отличные варианты, которые в магазинах стоят в два-три раза дороже.
Если вы не занимаетесь вокалом и не желаете добавлять его в свои произведения – микрофон вам все равно пригодится. Например, вам нужен звук акустической гитары, причем совсем короткий и простой. Конечно, вы можете скачать библиотеки сэмплов, но один раз записать гитару самостоятельно будет намного проще. Тем более, что вы будете еще более горды за своё произведение, так как инструменты прописали вы сами.
Какой нужен софт для битмейкинга?
Собственно, для битмэйкинга идеально подойдет любой цифровой секвенсор. Дело вкуса и предпочтений. Самыми популярными программами есть и будут FL Studio и ABLETON. Некоторые пишут биты в Studio One или Reaper. У каждой из них есть свои плюсы и минусы.
Ищите такой софт, который вам нравится, в котором вам удобно работать. Не бойтесь ошибиться с выбором. Единственное, что мы вам советуем – лучше в совершенстве овладеть одной программой, чем несколькими по чуть-чуть. В конечном итоге результат в разных секвенсорах получается плюс-минус одинаковый.
Качественное оборудование, должное усердие и развитый музыкальный слух принесут вам довольно хорошие деньги, а затем и признание. Биты нужны всем – от реперов с вашего района до известных исполнителей самых разных жанров.
Битмейкер: кто это такой, в чем заключается его работа и как им стать?
Всем привет, уважаемые читатели блога AFlife.ru! В музыкальной индустрии работает много людей: звукорежиссеры, продюсеры, композиторы, певцы, а есть специалисты, о которых рядовой слушателей практически не слышит, но без их участия не создаются модные треки. Например, мало кто знает, кто такой битмейкер, однако к представителям этой профессии регулярно обращаются именитые артисты, их знают саундпродюсеры, но для массового слушателя они остаются в тени.
Чем занимается битмейкер
Битмейкер (англ. beatmaker) – это человек, который пишет бит, создает ритмическую основу композиции. Суть профессии ясна из названия: слово происходит от английских «beat» — бит, ритм и «maker» — изготовитель, т. е. дословно «изготовитель ритма». Произведения специалиста используются в музыке разных направлений для сопровождения инструментов и голоса, но чаще всего встречаются в танцевальных треках, рэпе и хип-хопе. Бит служит своеобразным каркасом для песни, задает ритм и настроение. Нередко к нему добавляют сэмплы – отрывки из других песен, это придает композиции новое звучание.
Современный битмейкер создает свое произведение с помощью компьютерных программ. Он может написать не только бит, но и сделать полноценную аранжировку, прописать партию голоса и даже посоветовать исполнителю, как именно следует читать или петь, помогает сделать это правильно, чтобы трек зазвучал и стал хитом.
Продвинутые специалисты сами могут быть композиторами, диджеями или музыкальными продюсерами для тех, кто использует их звуковые дорожки.
Как и сколько зарабатывают битмейкеры
Битмейкеры создают свои композиции для других исполнителей и зарабатывают на этом. Есть 3 основных способа заработка:
Реже используются другие варианты – написание треков на заказ (с последующей полной передачей авторских прав или дальнейшим начислением роялти) и продюсирование песен.
Помимо чисто «музыкальных» денег, битмейкер может получать прибыль от альтернативных источников дохода, например, за проведение мастер-классов и обучение новичков, диджеинг и другие смежные занятия.
Оплата за композиции
Доход зависит от самого битмейкера, чем он успешнее и известнее, тем больше ему платят. Популярность определяется просто: известностью уже исполненных песен и тех артистов, с которыми он работал.
В России наиболее распространенные способы заработка: лизинг и продажа битов. Аренда стоит от 1000 до 3000 рублей, эксклюзив – в среднем 10000 рублей. Однако в последнем случае бывают исключения, например, некоторые новички предлагают известным артистам свои биты бесплатно или за символическую сумму, даже меньше 1000 рублей. Это такой способ продвижения, если бит «выстрелит», то все остальные биты можно будет продать за хорошую цену. Известные битмейкеры берут за свои композиции больше – от 20000 руб. Если они еще полностью пишут мелодию, делают аранжировку, сводят музыку, то цена работы поднимается выше 50 тыс. руб., а то и 100 тыс. руб. за трек.
На Западе более популярен вариант с роялти – авторским вознаграждением в виде постоянного отчисления. Там музыканты считают, что лучше получать доход от композиции небольшой, но постоянный, т. к. суммарные отчисления за несколько лет обычно в разы превосходят единожды полученную выручку от эксклюзива.
Битмейкинг для новичков
Битмейкинг – это пожалуй одно из самых новых направлений в современной электронной музыке. Сам термин пришел к нам в Россию с запада и дословно переводится как «делать бит». Битмейкинг — это очень популярное увлечение среди молодежи и серьезная работа для тех, кто ушел в написание битов с головой. Кто-то действительно зарабатывает этим себе на жизнь. Сейчас многие пробуют себя в этом направлении. Однако здесь не все так просто, как может показаться со стороны.
Как и в любом деле невозможно добиться серьезных результатов, не имея определенных знаний в области звуковой инженерии, музыкального образования, усидчивости и терпения. Битмейкинг — то направление, где может потребоваться нотная грамота и профессионализм. Однако, в некоторых случаях наличие музыкального образования не так важно, как наличие таланта и стремления учиться. Да и все приходит с опытом! Если человек имеет слух, музыкальный вкус и чувствует ритм, то ему не составит труда создать свой уникальный бит.
Люди который пишут биты или минусовки, называются битмейкерами. Свой путь они начинали либо с музыкальной школы, либо же со своего домашнего компьютера. Дело в том, что для написания бита подходит абсолютно любой современный компьютер, так как для этого не требуется особо высокой производительности «железа», по крайней мере на начальном этапе.
Популярные программы для битмейкинга
Существует большое количество программ для написания электронной музыки. Это сложные программные комплексы, позволяющие гибко работать со звуком, создавая уникальное звучание, аранжировки и т.д. Средняя цена таких программ составляет приблизительно 30-40 тыс. рублей. Но как уже повелось, большинство находит эти программы в свободном доступе и использует для своих целей. Правильно ли это? Тут каждый должен решить для себя сам.
Самые популярные программы для написания битов: FL Studio и Ableton. Это пожалуй самые легендарные программы, прошедшие долгий путь своего развития и совершенствования. Есть и другие DAW(DigitalAudioWorkstation / Цифровая звуковая рабочая станция), не менее популярные, но сейчас мы говорим о наиболее подходящем ПО для битмейкинга. Давайте поговорим о них подробнее.
FL Studio
Данная программа зародилась еще в начале 2000-х годов. Она долгое время оставалась в тени, так как в те времена электронная музыка не была такой популярной, как сейчас. Программа стала известной только в 2012 году, когда ей стали пользоваться настоящие профессионалы электронной музыки. Несмотря на многие неудачи, FL Studio продолжала и продолжает обновляться. Однако, в последние 2 года, популярность программного обеспечения стала не такой заметной на фоне других конкурентно-способных решений. О них расскажу ниже.
Ableton Live
Программа созданная двумя музыкантами примерно в тоже время что и FL Studio. Вначале программа имела максимально простые возможности и работала только с некоторым набором аудиоданных. Сейчас это полноценный программный комплекс для создания музыки и для живых выступлений. Да-да, программа получило широкое распространение как у композиторов, так и диджеев.
Можете прочитать статью о том, как я перешел с FL Studio в Ableton. Там я назову пять причин, почему мой выбор пал именно на Ableton.
Процесс написания бита
Создание бита начинается с малого, а именно с выбора скорости композиции, так называемый bpm. После этого музыкант пишет основную музыкальную мелодию, которая будет повторяться на протяжении всего проекта. Все остальные действия отталкиваются именно от этой мелодии. Главной задачей является гармоничное внедрение других звуков, которые будут сопровождать эту мелодию. Важно поддерживать разнообразие всего бита.
Бывает и наоборот, музыкант сначала пишет качающую ударную партию и потом уже работает с мелодией и прочими звуками. Тут нет строгой последовательности действий. Это самое настоящее творчество!
После того как основные музыкальные идеи записаны, начинается процесс сведения. Выравнивание баланса громкостей инструментов, эквализация, автоматизация эффектов и прочие действия направленные на улучшения качества и четкости звучания всех инструментов.
После этого заключительный этап, мастеринг. Окончательная шлифовка, Подкрашиваем клип, усиливаем громкость, лимитируем и тд. На выходе должно звучать сочно, громко и качетсвенно.
Не верьте обучающим курсам, которые обещают научить вас за пару недель писать биты. Этому нельзя научиться за пару дней или месяц. Вы можете понять принцип написания, а качество придет лишь с опытом! Чтобы добиться каких-то ощутимых результатов нужно заниматься этим достаточно длительное время.
В каких программах работают наши музыканты?
Например, в FL Studio работают такие ребята как Слим, Смоки Мо, Drummatix, GONE.Fludd.
Уверен что вы можете дополнить этот список музыкантов в комментариях. Обязательно напишите если знаете.
Что нужна знать битмейкеру?
Мелодия/Гармония.
Бас/ Низы
Хороший низ не только слышно, но его ещё и сразу ощущаешь всем телом. На хороших «близких» мониторах тебя как из вентилятора обдувает воздухом, мембрана начинается ходить туда-сюда, а мебель вибрировать. К сожалению, слушая большинство творений наших рэп-исполнителей этого не происходит. Баса просто нет, слышишь какие-то постукивания, щелчки в районе 600 герц. В современном продакшене бас многоуровневый и состоит из нескольких элементов которые покрывают разные частоты. Самым эффектным является суб-бас. Многие заблуждаются думают, что его должен создавать основной кик (бочка). Нет кик берётся обычный, но на него накладывается как бы ещё один и прописывается по нотам. Такой кик берётся из какого-нибудь Roland 808, но из него убирается звук удара (настройка Decay). Можно брать суб-бас с вст-синтезатора, но это должен быть действительно хороший синтезатор. Все это долгая и кропотливая работа настроить и подобрать кики и иногда бас гитару. В итоге все должно звучать очень четко и если гул то гул меняется вместе с мелодией. У начинающих кранкеров мы слышим гул на одной ноте который просто все заглушает.
Высокие частоты.
Тут все просто. Используем только самые настоящий вст-синтезаторы, крутим там тоже эквалайзеры. Если используем сэмплы хетов, то берём самые качественные и тоже работает с ними по частотам. Запомните не нужно перегружать минусовку перкусией. Такое делают когда все остальное по каким-то причинам не качает или не хватает динамики. Если вы сделали грамотный бас и мелодию то одного, двух хетов должно хватать. Все остальное это уже самодеятельность.
Эффекты.
Даже если вы сделали низы, верха и хорошую мелодию все равно будет звучать сыровато. Чтобы добавить жизни минусу нужны эффекты. Например: звук ветра, аплодисментов, выкрики, шумы, реверс хеты и тд. Тут главное опять же использовать только качественные сэмплы и плагины. Чтобы создать фирменность звучание можете использовать один и тот же сэмпл во всех минусах.
Структура минуса.
Баланс инструментов.
Скорость.
Настоящие асы битмейкерства раскачают вас под любую скорость ибо скорость BPM вещь весьма относительная. Известны танцевальные композиции например:иMy Love, Timberlake, которые написаны в очень медленных скоростях 65-70, но их все равно играют диджеи на дискотеках. Есть треки в стиле хаус написанные вскорости 128, но которые совсем не качают, а только грузят. Секрет в том что кач создаётся не за счёт скорости BPM, а за счёт хитрых комбинаций, кик, низы, синтезаторы. Но как заправило возьмите диапазон или 70-85 или 100-115 для более динамичных вещей.
Оригинальные звуки
Всего выше перечисленного недостаточно чтобы стать новым гением продакшена. Хотите удивить мир – экспериментируйте. Крутите ручки синтезаторов создавайте свои фирменные звуки. Не нужно ориентироваться на других не обезьянничайте. Ведь сколько было уже южных минусов с трубами, органами, лилджоновскими лидами и тд. Они уже всем надоели. Пробуйте звуки из других жанров, скажем тот же электрохаус. Тоже относится к дробям, убыстрённым хетам и тд. Это уже все БАЯН.
В какой программе делать?
Самый часто задаваемый мне вопрос. Ответ – всё ровно в какой. Поймите не программа решает, а те самые вст-синтезаторы, а точнее их накрутка. На них можно делать все начиная от церковного хора девочек заканчивая жирной бас-пилой. Плагинов существует много, я использую их несколько десятков. Самые лучшие, это от фирм Native Insturments, Steinberg и другие наши статьи вам в помощь. Можете купить себе всё необходимое, но это не принципиально. Вообще вся эта клоунада с двумя мониторами, огромными микшерскими пультами удел модников. У кого руки талантливые тот накрутит любой китайский синтезатор так, что у всех взорвётся мозг от удовольствия. В продакшене нужно быть рискованным новатором, а не супер модным с куча дорогих инструментов.
Ну и наконец, слушайте советы только тех людей у которых лучшие минуса. Проблема в том что любителей поговорить на эту тему много, а звучит минус супер только у единиц. Удачи!!
Словарь слов битмейкера:
— FL, фрут, фрукт, фрутик – программа FL Studio
— Куб, кубас, кубик – программа Steinberg Cubase
— Сэмпл (Sample) – в общем случае кусок аудио-файла, отрезок музыкального произведения
— Луп (Loop) – циклически повторяющийся фрагмент сэмпла
— Грув (groove) – то же самое, что и луп, только обычно под грувом понимают инструментальный аккомпанемент
— Битрейт – количество бит, отведенное для хранения 1 времени записи (в килобитах в секунду – Kbps или Kb/s)
— BPM – Beats per Minute – удары в минуту. Самый распространенный и удобный способ измерения темпа произведения
— Плагин (Plugin) (англ. plug-in) – Обычно небольшая программа, служащая для обработки звука. Наиболее распространены DirectX, VST и Wavelab плагины
— Синтезатор – устройство, синтезирующее звук, как ни странно =)
— MIDI-контроллер – Устройство, с помощью которого подаются MIDI-сообщения на MIDI-вход карты, звукового модуля, синтезатора и т.д. Примером может служить MIDI-клавиатура
— Waveshape (Форма волны) – форма волны элементарного сигнала. Сигнал этот воспроизводит генератор
— Эквалайзер (EQ) – устройство коррекции частот сигнала. Эквалайзеры бывают графические и параметрические. Первые похожи на встроенные в музыкальные центры EQ, только с большим количеством полос. А с помощью параметрических EQ можно настроиться на нужную полоску и отрегулировать ее уровень
— Компрессор – устройство, предназначенное для сужения динамического диапазона сигнала. Это очень часто необходимо для избежания перегрузки. Принцип: при превышении сигналом определенного уровня, начинает происходить снижение громкости в определенное число раз, называемое степенью компрессии. Например, 4:1, 7:1 и т.д.