Все что минутно все что бренно похоронила ты в веках
Александр БЛОК
Поднимались из тьмы погребов.
Уходили их головы в плечи.
Тихо выросли шумы шагов,
Словеса незнакомых наречий.
Скоро прибыли толпы других,
Волочили кирки и лопаты.
Расползлись по камням мостовых,
Из земли воздвигали палаты.
Встала улица, серым полна,
Заткалась паутинною пряжей.
Шелестя, прибывала волна,
Затрудняя проток экипажей.
Скоро день глубоко отступил,
В небе дальнем расставивший зори.
А незримый поток шелестил,
Проливаясь в наш город, как в море.
Мы не стали искать и гадать:
Пусть заменят нас новые люди!
В тех же муках рождала их мать.
Так же нежно кормила у груди.
В пелене отходящего дня
Нам была эта участь понятна.
Нам последний закат из огня
Сочетал и соткал свои пятна.
Всё, что минутно, всё, что бренно,
Похоронила ты в веках.
Ты, как младенец, спишь, Равенна,
У сонной вечности в руках.
Рабы сквозь римские ворота
Уже не ввозят мозаик.
И догорает позолота
В стенах прохладных базилик.
От медленных лобзаний влаги
Нежнее грубый свод гробниц,
Где зеленеют саркофаги
Святых монахов и цариц.
Безмолвны гробовые залы,
Тенист и хладен их порог,
Чтоб черный взор блаженной Галлы,
Проснувшись, камня не прожег.
Военной брани и обиды
Забыт и стерт кровавый след,
Чтобы воскресший глас Плакиды
Не пел страстей протекших лет.
Далёко отступило море,
И розы оцепили вал,
Чтоб спящий в гробе Теодорих
О буре жизни не мечтал.
Лишь в пристальном и тихом взоре
Равеннских девушек, порой,
Печаль о невозвратном море
Проходит робкой чередой.
Лишь по ночам, склонясь к долинам,
Ведя векам грядущим счет,
Тень Данта с профилем орлиным
О Новой Жизни мне поет.
На озёрный берег выкатился прилив
Поднялись на свет из круто кипящей пены
Белый мрамор стен, глухая зелень олив,
Всё, что в этом мире носит имя Равенны.
Но не все желают здесь доживать свой век.
Потому что камнем в лицо, ледышкой за ворот,
На семи ветрах, на перекрестках Звёздных дорог,
Белый мрамор стен, глухая зелень олив
А над ним рука Господня лежит незримо
Подойди, прикоснись, запомни, покуда жив,
Ибо это – мудрость, мощь и величие Рима!
Воздух, дней и ночей неусыпный Страж,
Старший брат, товарищ, Город единокровный.
Нам читать Платона раньше, чем «отче наш»,
Изучать историю Мира по Родословной.
Разве может святой отец отпустить грехи
Тем, кто помнят, что прежде Бога царили Боги?
А о том, как мы умели писать стихи,
Знают все притоны Апиевой дороги.
Петербург— это «Крест» Михаила во лбу.
И с каждой стены глядит Небесный Хозяин.
О том, как Carus умели играть в Судьбу?
И как нас предали? Спроси вороньё окраин.
Расплескалась Чаша и Ангел взмахнул Крылом.
Кто-то ведь должен встать на наши святыни:
За стихи Катулла, девочку за углом,
Запривычный для уха звук ПЛОЩАДНОЙ латыни.
Мы стоим плотиной на побережье тьмы,
После нас — холодный дождь, пустота, забвенье.
Это— погибнуть в Риме, а не в Равенне!
Там, на Севере, синий Рейн. Плывёт над ним
То, что стало тяжёлым черным дымом. После нас.
Но даже тот, кто захватит Рим?
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
history_of_art
История искусств
Живопись, графика, скульптура, архитектура от древности до ХХ века
Рабы сквозь римские ворота
Уже не ввозят мозаик.
И догорает позолота
В стенах прохладных базилик.
От медленных лобзаний влаги
Нежнее грубый свод гробниц,
Где зеленеют саркофаги
Святых монахов и цариц.
Безмолвны гробовые залы,
Тенист и хладен их порог,
Чтоб черный взор блаженной Галлы,
Проснувшись, камня не прожег.
Военной брани и обиды
Забыт и стерт кровавый след,
Чтобы воскресший глас Плакиды
Не пел страстей протекших лет.
Далёко отступило море,
И розы оцепили вал,
Чтоб спящий в гробе Теодорих
О буре жизни не мечтал.
Лишь в пристальном и тихом взоре
Равеннских девушек, порой,
Печаль о невозвратном море
Проходит робкой чередой.
Лишь по ночам, склонясь к долинам,
Ведя векам грядущим счет,
Тень Данта с профилем орлиным
О Новой Жизни мне поет.
Равенна, небольшой городок на севере Италии, находится на отшибе от основных туристических маршрутов; даже море отступило далеко от города, некогда располагавшегося на побережье Адриатики. Только древние памятники свидетельствуют о великом историческом прошлом этого города, в котором завершил свой жизненный путь Данте.
Равенна была резиденцией последних императоров Западной Римской империи, начиная с Гонория. Затем она была столицей короля остготов Теодориха Великого, завоевавшего в 493 г. Италию. В 540 г. город был отвоеван войсками императора Восточной Римской (Византийской) империи Юстиниана.
Равенна становится центром т.н. Равеннского экзархата, наместничества византийского императора, долгое время бывшего оплотом империи в Италии. В 751 г. Равеннский экзархат был захвачен лангобардами, затем отвоеван у них франками.
В Равенне сохранился уникальный комплекс византийских церковных зданий V-VII вв. с великолепными мозаиками, свидетельствующими о становлении христианской иконографии в первые века существования Византийской империи. В самой Византии, охваченной в VIII вв. иконоборчеством, раннехристианские мозаики практически не сохранились.
Стихотворение А. Блока содержит указания на главные достопримечательности Равенны: мавзолей Теодориха и мавзолей Галлы Плацидии (V век), базилики Сан-Витале и Сант-Аполлинаре (VI век).
Мавзолей Теодориха, построенный из массивных каменных блоков, с небольшим ложным куполом свидетельствует об упадке строительной техники в Италии в период варварских королевств.
Указание на проповедь Христа как источник истины содержится в изображениях голубей, пьющих из чаши.
Интерьер церкви Сан-Витале поражает своим богатством. Нижняя часть стен украшена мраморной инкрустацией, выше вся поверхность стен и сводов покрыта великолепными мозаиками.
Замечательная мозаика представляет императора Юстиниана и императрицу Феодору с придворной свитой.
Стражники-телохранители на мозаике имеют золотые шейные гривны и щиты с монограммой Иисуса Христа.
На этой мозаике изображена Ветхозаветная Троица и сцена жертвоприношения Авраама.
Капители Сан-Витале существенно отличаются от античных, они представляют собой куб со скошенными книзу боковыми гранями. Такая форма капители позволяет лучше выдерживать давление арочных сводов, опорой которых служат колонны. Поверхность капители покрыта сплошным рельефным орнаментом.
Церковь Святого Аполлинария (Сант-Аполлинаре Нуово), построенная в начале VI в., представляет собой типичную трехнефную базилику, имеющую вид вытянутого прямоугольника, к которому с востока примыкает полукруглая апсида.
Общий вид алтарной апсиды.
На мозаике купола апсиды изображен св. Аполлинарий с овцами.
Два ряда колонн делят внутреннее пространство на три продольных нефа (корабля).
Колонны базилики Сант-Аполлинаре украшены коринфскими капителями, служащими единственным напоминанием об античной ордерной системе, от которой отказалась византийская средневековая архитектура.
Над аркадой тянется мозаичный фриз, изображающий процессию святых.
Волхвы, несущие дары младенцу-Иисусу.
Тень Данта с профилем орлиным о Новой Жизни мне поет.
Всё, что минутно, всё, что бренно,
Похоронила ты в веках.
Ты, как младенец, спишь, Равенна,
У сонной вечности в руках.
Рабы сквозь римские ворота
Уже не ввозят мозаик.
И догорает позолота
В стенах прохладных базилик.
От медленных лобзаний влаги
Нежнее грубый свод гробниц,
Где зеленеют саркофаги
Святых монахов и цариц.
Безмолвны гробовые залы,
Тенист и хладен их порог,
Чтоб черный взор блаженной Галлы,
Проснувшись, камня не прожег.
Военной брани и обиды
Забыт и стерт кровавый след,
Чтобы воскресший глас Плакиды
Не пел страстей протекших лет.
Далёко отступило море,
И розы оцепили вал,
Чтоб спящий в гробе Теодорих
О буре жизни не мечтал.
Лишь в пристальном и тихом взоре
Равеннских девушек, порой,
Печаль о невозвратном море
Проходит робкой чередой.
Лишь по ночам, склонясь к долинам,
Ведя векам грядущим счет,
Тень Данта с профилем орлиным
О Новой Жизни мне поет.
Александр Блок «Равенна» (1909)
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
«Равенна» А. Блок
Всё, что минутно, всё, что бренно,
Похоронила ты в веках.
Ты, как младенец, спишь, Равенна,
У сонной вечности в руках.
Рабы сквозь римские ворота
Уже не ввозят мозаик.
И догорает позолота
В стенах прохладных базилик.
От медленных лобзаний влаги
Нежнее грубый свод гробниц,
Где зеленеют саркофаги
Святых монахов и цариц.
Безмолвны гробовые залы,
Тенист и хладен их порог,
Чтоб черный взор блаженной Галлы,
Проснувшись, камня не прожег.
Военной брани и обиды
Забыт и стерт кровавый след,
Чтобы воскресший глас Плакиды
Не пел страстей протекших лет.
Далёко отступило море,
И розы оцепили вал,
Чтоб спящий в гробе Теодорих
О буре жизни не мечтал.
А виноградные пустыни,
Дома и люди – всё гроба.
Лишь медь торжественной латыни
Поет на плитах, как труба.
Лишь в пристальном и тихом взоре
Равеннских девушек, порой,
Печаль о невозвратном море
Проходит робкой чередой.
Лишь по ночам, склонясь к долинам,
Ведя векам грядущим счет,
Тень Данта с профилем орлиным
О Новой Жизни мне поет.
Дата создания: май – июнь 1909 г.
Анализ стихотворения Блока «Равенна»
Основная тема произведения 1909 г., открывающего сборник «Итальянских стихов», отображает восторженные впечатления поэта-путешественника. Автор, очарованный видами города-мавзолея, признавался в письме, что этот пункт поездки оставил наиболее глубокий след, стал для него «всех дороже».
В стихотворном тексте встречаются упоминания об известных личностях, с жизнями которых связана история древней Равенны. Память о могущественных правителях прошлого нашла отражение в великолепном архитектурном ансамбле, относящемся к раннехристианской эпохе. Лирическое повествование о Равенне немыслимо без дантовской темы: этот город дал приют великому флорентийцу. Разнообразные воплощения мотива культурно-исторической памяти моделируют особую атмосферу, так полюбившуюся Блоку.
Основной элемент структуры олицетворенного образа Равенны продемонстрирован в начальной строфе. Город сравнивается с младенцем, безмятежно дремлющим на руках у матери-«сонной вечности». Спокойствие, тишина, оцепенение – такова общая семантика лексических средств, организующих живописные зарисовки. Картина настоящего противопоставлена бурному прошлому, чей «кровавый след» исчез и забылся.
Изображая убранство мавзолеев, поражающих туристов богатой мозаикой, субъект речи обращается к образам их давно умерших владельцев. По мысли героя, императоры спят. Прохлада, молчание, забвение – все приметы художественного пространства подчинены цели соблюсти вечное спокойствие царственных особ. Мотиву сна покоряется даже природа: море отступает от берега, чтобы не тревожить покоящихся шумом ветра и волн.
Упомянув выдающиеся архитектурные достопримечательности, лирический герой подводит итог увиденному. В эпизоде вырастает грандиозная метафора города-гроба, вмещающая в себя не только древние постройки, но современные реалии: жителей и элементы сельского ландшафта. Безмолвие нарушают лишь торжественные интонации, сопровождающие чтение латинских надписей. Они уподобляются звучанию медной трубы.
В двух последних катренах чуткий лирический герой улавливает некое подобие движения в статичном художественном пространстве. Оно возникает в образе робкой и печальной мечты о недостижимом, которая читается в глазах местных девушек. Еще одно проявление динамического начала связано с тенью Данте, являющейся герою-поэту по ночам.