Все что делается без любви
«Без любви все — ничто» (Апостол Павел)
Справедливость без любви делает человека жестоким
Ответственность без любви делает человека бесцеремонным.
Правда без любви делает человека критиканом
Ум без любви делает человека хитрым
Приветливость без любви делает человека лицемерным
Компетентность без любви делает человека неуступчивым
Власть без любви делает человека тираном
Честь без любви делает человека высокомерным
Обязательность без любви делает человека раздражительным
Богатство без любви делает человека жадным
Вера без любви делает человека фанатиком
(из открытых источников интернета)
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Этим летом я был в Русском Крыму, в Алупке. В местном храме Михаила Архангела, у самого входа, где висели разные объявления, моё внимание привлекла картинка, забранная в рамку. Это была распечатка какого-то текста. Я подошёл поближе и прочитал слова о любви, врезавшиеся в память. Мне эти слова показались настолько важными, что я их сфотографировал. (Службы не было, храм был пуст, и я этим своим фото никому не помешал).
Приехав домой, в Омск, я, как и предполагал, нашёл эти фразы в интернете на самых разных ресурсах. Кто их впервые написал, мне неведомо. Приводя эти слова, я, конечно, не открываю ничего нового, но чеканная лаконичность этих слов заставляет задуматься. Такие слова полезно повторять чаще. Вот и моя заметка – это повод напомнить эти слова о важности любви. А тем, кто их ещё не читал, дать возможность познакомиться с ними.
Справедливость без любви делает человека жестоким.
Ответственность без любви делает человека бесцеремонным.
Правда без любви делает человека критиканом.
Ум без любви делает человека хитрым.
Приветливость без любви делает человека лицемерным.
Компетентность без любви делает человека неуступчивым.
Власть без любви делает человека тираном.
Честь без любви делает человека высокомерным.
Обязательность без любви делает человека раздражительным.
Богатство без любви делает человека жадным.
Вера без любви делает человека фанатиком.
Ну, а закончить мне эту небольшую заметку хочется знаменитыми словами о Любви святого апостола Павла. Это его Первое послание к Коринфянам, глава 13.
В общем, не будем забывать вечные истины. Любите, чтобы обрести счастье! Любите, чтобы обрести спасение! Любите, чтобы оставаться людьми!
Человек без любви мертв
Поскольку сегодня много говорится о любви и люди думают, что это пассивное состояние, я хотел бы поговорить о любви как о движущей силе в жизни человека. Жить без любви – это все равно что иметь машину без двигателя.
Мы верим в силу любви. Чтобы представить эту великую истину, я хочу прибегнуть к первым страницам человеческой истории, потому что считаю, что первые главы Ветхого Завета являются ключевыми. Из Ветхого Завета мы знаем, что Бог-Троица, движимый бесконечной любовью, сотворил мир и в этом очень хорошем райском мире Он поставил человека царем творения. Слово «мир» – κόσμος – в переводе с греческого означает «благоустройство». И мир был Раем, человек жил в Раю. Мы должны понимать Рай не как прекрасное место, а как исполненные любви гармоничные отношения человека с Богом и с его ближним, с природой и своим «я». Говоря иными словами, Рай существовал до тех пор, пока царила любовь как связующее звено. Это было основным условием – инструкцией, предписанием – для существования и жизни мира.
Вот мы покупаем прибор – автомобиль, стиральную машину, да что угодно. И продавец дает нам инструкцию, говоря:
– Следуйте этой инструкции, и прибор будет исправно работать.
Но вот случился экономический кризис, и я решил заправлять машину вместо бензина водой – но машина не поедет, более того – она сломается. Нравится нам или не нравится, машина приводится в движение с помощью бензина, дизеля или газа. В любом случае, не водой, и это является инструкцией для автомобиля. Или говорят нам, что мы должны поехать в центр обслуживания автомобилей, чтобы заменить масло и так далее.
Итак, можем ли мы считать, что слабым местом в устройстве автомобиля является то, что он работает на бензине, а не на воде? И можем ли мы определять как слабость, как пассивное состояние человека его стремление жить в соответствии с предписанным ему и с его предназначением?
Священное Писание – это Книга с предписаниями, по которым человек будет жить, жить реально.
Однако предписания не были соблюдены, грех привел к краху гармонии, и Рай превратился в долину плача. Узы любви разорвались. Сначала человек прервал свое общение с Богом, затем со своим ближним, с природой, с самим собой. Мы видим это в действиях первых людей сразу после грехопадения. Что произошло с нашими прародителями? Они в шоке, любовь ушла, пришли стыд, страх, отчуждение. Человек уже живет в состоянии безумия, грех мучает его ужасно. И помните, что сделал Адам? Он услышал голос Божий и вместо того, чтобы пойти встретиться с Богом и поговорить с Ним как ребенок со своим отцом, что он сделал? Спрятался, убежал, постыдился, побоялся.
Рай – это гармоничное и исполненное любви согласие с Господом, другими людьми и всем миром
Человек потерял Рай как гармоничное и исполненное любви согласие с Господом, разрушил свои отношения с Богом и затем отношения со своим ближним. Помните, когда впервые Адам увидел Еву, то воскликнул в той первой любовной песне: «Это кость от костей моих и плоть от плоти моей»?!
А когда он впал в грех, что он сказал Богу?
– Я не виноват, а виновата Ева: она мне дала яблоко, поэтому и виновата!
Разумеется, Ева, возразила:
– Я не виновата, виноват змей!
Так отношения разорвались. «Кость от костей моих» теперь «она».
Эти отношения были разрушены, была нарушена гармония, но память о Рае осталась. Человек покинул Рай, стал жить напротив Рая, и ангел с огненным мечом охранял Рай, чтобы он не вошел в него. Разумеется, это символические выражения: то, что Адам смотрит на Рай, говорит о его живой памяти об этом месте. И что он делает? В песнопениях Сыропустной недели говорится, что Адам сел и заплакал, вспоминая Рай, и сказал:
– Больше не буду я наслаждаться тобой.
Он рыдал, оплакивая то, что потерял. Именно этот образ показывает неутихающую жажду человека, его тоску о потерянном Рае, о потерянной любви. Человек блуждает, пытаясь снова найти потерянный Рай, потерянную любовь, но идет неверным путем – дорогой себялюбия, эгоизма, любви к самому себе.
Вместо того чтобы нашу любовь передавать другому, мы обращаем ее на себя – и это демоническое искажение любви
Илья Вулгаракис пишет:
«Обычно люди думают и говорят о любви односторонне, видя и чувствуя только ее часть. Или же она переживается как нечто болезненное, в формах, которые иногда приводят к ее патологии; но чаще всего они проживают ее как ее полное отрицание, но речь тут идет не о ненависти, а об эгоизме и равнодушии к другим. Церковь учит, что любовь – это всеобъемлющее явление, которое встречается не только у людей, но и у животных, а также Церковь учит, что вся вселенная создана из любви и это закон, который лежит в ее основании и по которому она функционирует. Любовь – та ось, вокруг которой вращается весь мир. Даже зло, каким бы дерзким оно ни казалось, подчиняется закону любви. Никто не делает зла, не стремясь обратить его к своему личному благу, то есть это действие самолюбия – вот до какой степени искажена любовь. Отсутствие любви и ее искажение – эгоизм – таковы причины зла.
Эгоизм – это форма любви с противоположным направлением. Вместо того чтобы нашу любовь передавать другому, мы обращаем ее на себя, и эта искаженная форма любви – эгоизм – ведет не к единению с другим человеком, но к самоединению (то есть к сосредоточению на своем “я”), к изоляции; вместо того чтобы жертвовать собой ради другого, чтобы радоваться красоте общения с ним, человек эксплуатирует его и так приходит к полному духовному разрушению и одиночеству. Боюсь, одиночество стало болезнью нашего времени. Мы платим эту огромную цену, потому что мы отреклись от христианской любви. В некоторых церковных текстах ад описывается как место, где люди привязаны спинами друг к другу, то есть не могут видеть лиц друг друга, не могут общаться друг с другом. Мы, к сожалению, не думаем о том, что ад – вот такой».
Вся история человечества – это трагедия, это история войн, насилия, бесконечного кровопролития. И мы видим, что сегодня такое происходит не так далеко от нас – в Сирии.
Господь – это Любовь, и Он показал нам выход из состояния безнадежности. Божия любовь проявляется по-разному. Но самое замечательное ее проявление – это когда Бог послал Своего Сына на землю, и Он стал Человеком, принес Себя в жертву – с единственной целью: спасти всех людей, водворить мир между человеком и Богом, разрушить стену позора, открыть райские двери. Крест Христов неверующим кажется крайней слабостью и, как говорит апостол, безумием. Но на самом деле это величайшая сила, выражение совершенной любви. «Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» (Ин. 13: 1). И сейчас Он до конца показывает Свою совершенную любовь. Как? На кресте. Этот уникальный Божий поступок учит нас тому, что глубочайший смысл любви – в самоотречении. Через крест человек может восстановить свои отношения с Богом, с ближним и со всем творением. Раздробленный мир может объединиться и снова стать космосом – благоустройством, стать Церковью, стать семьей. Движущая сила всего этого – любовь, и она – главная черта христианина.
Христос в Своих последних словах говорит: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13: 35).
Путь к Богу проходит через отношения с другим человеком. Нельзя приблизиться к Богу, если твои отношения с ближним расстроены. Сегодня этой великой истиной пренебрегли, ее исказили, забыли. Урок, который мы получаем уже в малых летах, является антиевангельским и антихристианским:
– Другой человек? Он плохой, противник, враг. Он может причинить тебе только зло, он не любит тебя и не заслуживает твоей любви.
Мы дошли до того, что смотрим на другого человека не как на брата и спутника жизни, а как на ад, по выражению Сартра. Человек, будучи далеким от Бога и от ближнего, замыкается в своем эгоизме, обожествляет себя, творит культ самому себе и доходит до демонического состояния – а ведь это ад. Святой Максим Исповедник, написавший замечательные тексты о любви, говорит, что разум, который соединяется с Богом и остается навсегда связанным с Ним молитвой и любовью, становится мудрым, добрым, человеколюбивым, милосердным, сострадательным и вмещает в себя почти всю божественную харизму. И наоборот, отдаленный от Бога человек, пристрастившийся к материальному, становится сластолюбивым, он скотоподобен, звероподобен, все время конфликтует с другими.
Не умудрен разум того, кто не любит
Человек без Бога становится похожим на животное, на зверя. Как говорит святой Ефрем Сирин: «Не умудрен разум того, кто не любит». Не умудрен – то есть глуп. Вот так!
Мы и живем сегодня в таком демоническом состоянии, в этом аду. И плохо то, что мы к нему привыкли и считаем естественным. Сартр, как мы уже отмечали, говорит, что другой человек – это ад, и поэтому любое отношение с другим, даже любовь, заранее обречены на неудачу. И это Сартр называет гуманизмом! Сербский епископ Афанасий (Евтич) замечает: такая антропология демонична, это демонология.
«Когда приходят наши братья, мы поклоняемся им, потому что не им, а Богу мы поклоняемся. Если ты увидел брата твоего, ты увидел Господа Бога твоего. Не пытайтесь увидеть Бога воочию: если ты видел брата своего, то ты увидел и своего Бога».
Если мы «завоюем» нашего брата, то «завоюем» и Бога; если ссоримся с нашим братом, то этим согрешаем против Христа
У святого Аммония есть очень хороший текст, который мы должны поместить в рамку и каждый раз перечитывать, когда начинаем осуждать других:
«Подлинная любовь никого не ненавидит, ни над кем не насмехается, никого не осуждает, никого не оскорбляет, никем не пренебрегает, никого не притесняет – ни верующего, ни неверующего, ни грешника, ни блудника, ни нечистого, но, напротив, больше любит грешников, немощных и нерадивых. Христианин за них страдает, о них скорбит и плачет. И он больше скорбит о злых людях и грешниках, чем о хороших. Вот как проявляется уважение к Христу, Который призвал грешников к покаянию, ел и пил с ними. Так что проявляйте подлинную любовь. Христос наставлял: “Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд… Ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных” (Лк. 6: 36; Мф. 5: 45). Итак, кто имеет подлинную любовь, тот всех любит, всех ласкает, за всех молится».
Святителем Василием Великим двигала любовь, именно поэтому была создана знаменитая «Василиада», где служили страждущим. Вы, вероятно, не знаете, что он был врачом – у него было семь дипломов, как сказали бы мы сегодня, и один из них – по медицине. И что он делал? Ухаживал в больницах за прокаженными, сам очищал их страшные раны. И делал не только это. Святитель Василий омывал их израненные руки и ноги и целовал их. Потому что, как он сам говорил, так он целует ноги и раны Христа. Кто сегодня об этом знает? Сегодня говорят, что святитель Василий был ученым человеком, духовным писателем. Но о чем мы говорили в храме на сегодняшней проповеди? [1] Таким ли он был? Или он был человеком, переживавшим боль человеческую и потому занимавшимся этим служением?
Святой Симеон Новый Богослов говорит:
«В лицах других людей мы должны видеть Христа и чувствовать любовь и желание пожертвовать жизнью своею ради них».
Когда к святому Серафиму Саровскому кто-то приходил, то он приветствовал его словами:
– Радость моя, Христос воскрес!
Другой был его радостью. Представьте себе, если бы там был Сартр, который говорил, что «другой – это мой ад»: «Ты мой ад, убирайся!»
Но святой Серафим говорил:
Эта любовь подвигала святого Луку Симферопольского и всех святых. Вся их сущность была переполнена любовью к человеку. Вы читали житие святого Луки? Он был одаренным художником и мог бы сделать блестящую карьеру, но его мучила мысль: «Могу ли я заниматься тем, что мне нравится, если вокруг так много боли и страданий?» Он с трудом поступил на медицинский факультет – ему тяжело давалась физика и химия, – но он принял решение.
Когда святитель Лука закончил с отличием медицинский факультет, сокурсники спросили его:
– Кем ты собираешься стать?
– Сельским врачом. Поеду в провинцию лечить бедных мужиков.
– Ну что ты такое говоришь?! Ты рожден быть ученым, а поедешь в провинцию лечить бедных крестьян?
«Эти слова причиняли мне боль, потому что люди не понимали, что я учился на врача только с единственной целью – помогать бедным всю свою жизнь».
И, естественно, так он и сделал.
В Симферополе и в других местах шпионы следили за ним днем и ночью. Сегодня опубликованы архивные документы, из которых мы узнаем, что его водитель, священники и окружающие его люди следили за ним и писали доносы на него. Он знал это, но когда эти люди заболевали, то они не ходили к другим врачам, а приходили к святому Луке, и он заботился о них.
Я закончу свою беседу следующей историей. Некоторые из вас ездили на Святую Землю, по которой ходил Христос. В Палестине есть два озера: маленькое – Тивериадское и большое – Мертвое море. В маленьком озере кипит жизнь, и в нем много рыбы. Сюда приходили ученики Христа и ловили рыбу. Большое озеро – это Мертвое море, и в нем нет живых существ. И вот парадокс: маленькое озеро отдает свои воды реке Иордан, которая впадает в Мертвое море. А парадокс в том, что маленькое озеро не пересыхает, в нем всегда есть рыба уже более 2000 лет. Большое озеро, то есть Мертвое море, принимает живые воды и не оживает, а остается мертвым.
Именно такова природа любви. А мы часто говорим:
– Я так много сделал для другого человека, а он отвернулся от моей любви и поступил неблагодарно.
Даже только это показывает, что у нас нет любви. Мы совершаем сделку: я даю тебе, чтобы ты дал мне. Но это не любовь. Настоящая любовь – это Тивериада. Озеро отдает воду и ничего не ждет взамен, не ждет благодарности и остается живым. Но если человек с малых лет научился красть и причинять боль другим, он остается мертвым. У него могут расти ногти, волосы и борода, он может вырасти высоким и поседеть, но в действительности он мертв. Человек без любви мертв. Этот образ двух озер показывает нам природу любви.
В пустыне монахи жили так бедно, что ели только хлеб и соль. Как-то раз одному подвижнику принесли виноград. Виноград в пустыне! Подвижник обрадовался, поблагодарил того, кто принес ему виноград, и подумал:
– Я люблю виноград, но его любит и один старец. Отнесу ему этот виноград.
И отнес. Старец обрадовался, поблагодарил подвижника, но себе сказал:
– Я люблю виноград, но лучше отнести его брату, который подвизается выше!
И он отнес виноград ему. А тот, в свою очередь, отнес его своему духовному брату. И четвертый подвижник сделал то же самое. И так виноград снова вернулся к первому монаху. Вот что такое любовь. Никто не хотел есть благословенный виноград из-за любви к своему брату.
Расскажу еще историю. Некий человек хотел узнать, что такое Рай и ад. Ангел сказал ему:
– Я покажу тебе, что такое Рай и ад.
И отвел его в ад. Там была пышная трапеза, красивые занавеси, яркий свет. На столе все, что можешь себе представить, – полное изобилие. Но люди были несчастны, потому что у них были длинные руки, они брали пищу, но не могли поднести ее ко рту, так как их руки не могли сгибаться (в другой версии этой истории люди держали в руках длинные ложки, но не могли поднести их ко рту). Они пытались есть, но не могли. Ангел сказал человеку:
Затем ангел отвел человека в Рай. Точно та же обстановка и такая же трапеза. Разные блюда, те же люди с длинными руками, но они были радостными и сытыми. Почему? И они не могли сами есть, но они кормили друг друга.
– А это Рай! – сказал ангел.
Бог есть любовь. По молитвам святых отец наших да почувствуем мы эту любовь, ответим на великую любовь Бога, Который пришел на землю и стал Человеком, и будем жить с другими в мире и согласии.
БЕЗ ЛЮБВИ
Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
Иисус Христос (Спаситель)
И пойди прежде примирись с братом твоим
Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф.5:23,24).
Апостол Павел
Если я любви не имею, нет мне в том никакой пользы
Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы [1 Кор. 13:1-3].
Святой Макарий Великий
Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий
В Послании (Апостол), научая относительно того же, являя ученикам преизобилие духовного богатства и побуждая их поспешать к достижению совершенной меры, говорит: «Ревнуйте о дарах духовных, и я покажу вам путь еще превосходнейший. Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви: то нет мне в том никакой пользы. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею: то я ничто» (1 Кор.12:31-13, 3).
Показывая же плоды любви и то, как обретшие ее полностью избавляются от порочных страстей, (Апостол) изрекает: «Любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, все переносит, всему верит, всего надеется» (1 Кор.13:4-7). И еще он говорит, что (любовь) «никогда не перестает» (1 Кор. 13:8). Последние слова означают, что обладающие вышеназванными духовными дарами, но не избавившиеся еще, посредством преизобильной и деятельной любви Духа, от страстей, подвергаются еще опасности, пребывают в борении и страхе, поскольку ведут брань с духами лукавства, хотя и стяжали уже духовные дары. Им, желающим шествовать по благодатному пути, то есть по пути христианства, (Апостол) показывает великую меру духовного возрастания, которая не подвергается уже опасности нравственного падения и гибели от нечистой страсти. Поэтому языки ангельские и человеческие, дар пророчества, вера, всякое познание и дары исцелений — ничто по сравнению с наивысшей добродетелью, то есть по сравнению с полнотой и совершенством любви, хотя и эти дары суть действия того же Духа.
Богу благоугодно все совершаемое со страхом и верою, а не то, что хотя и многоценно, но без любви.
Что сделано без любви, то не благоугодно Ему
Ежели любы есть Бог (1Ин. 4:16) и что сделано без любви, то не благоугодно Ему, то, как же Бог приимет молитву или дары. от убийцы, если он не покается прежде, как должно? Но без сомнения скажешь: «Я не убийца». А я докажу тебе, что ты убийца, лучше же сказать, Иоанн Богослов пусть обличит тебя, говоря: всяк ненавидяй брата своего человекоубийца есть (1 Ин. 3:15)
Без любви всякое дело нечисто
Не будем, возлюбленные, ничего предпочитать нелицемерной любви, потому что многократно падаем всякий день и час. Приобретем любовь, ибо она покрывает множество грехов. Что пользы, братья, если имеем все, но не имеем спасающей нас любви? Что пользы, если кто учредит великий обед, позовет царя и князей, все приготовит к угощению без всякого недостатка, но не будет у него соли? Невозможно и вкусить такого обеда. Не только траты звавшего будут напрасны, и труды погибнут, но и его самого осмеют позванные. Так и здесь, братья мои, что пользы трудиться нам на ветер, если нет в нас любви? Без любви всякое дело нечисто. Если хранит кто девство, если постится или пребывает во бдении, если молится или дает у себя приют бедным, если в дар Богу приносит начатки, либо и все плоды, если строит церкви или иное что большее делает, – но все это без любви, – ни во что не вменится перед Богом, потому что не благоугодно Ему. Итак, ничего не предпринимай делать без любви. Если же скажешь: «Хотя и ненавижу брата своего, однако ж, люблю Христа», – то окажешься лжецом. Обличает тебя Иоанн Богослов, говоря: не любяй брата своего, егоже виде, Бога, Егоже не виде, како может любити (1Ин.4:20)? Потому явно, что если кто имеет ненависть к брату своему и думает о себе, что любит он Бога, – то он лжец и сам себя прельщает. Ибо еще говорит Иоанн: сию заповедь имамы от Него, да любяй Бога, любит и брата своего (1Ин.4:21). И Господь также говорит: В сию обою заповедь весь закон и пророцы висят (Мф.22:40). Какое великое и необычайное чудо! Кто имеет любовь, тот исполняет весь закон, исполнение убо закона любы есть (Рим.13:10).
Кто приобрел. любовь, тот не подлежит уже страстям злобы и лукавства, но, живя чисто и непреткновенно, получит Небесное Царство.
К облекшимся. в нелицемерную любовь никак не смеет и приближаться, потому что видит в них Человеколюбца Бога, Виновника и Подателя любви.
Любовь просвещает мысленные очи, а кто любит вражду и ссору, тот подобен человеку, который часто влагает руку свою в нору к аспидам.
Если не возлюбишь ближнего, то не узнаешь, как любить самого себя.
Монах Симеон Афонский
Тот, кто действует без Любви, не достигает Любви
Плотская любовь держится на самоудовлетворении, она всегда только берет. Божественная Любовь является полной самоотдачей, она всегда только отдает.
Самое страшное в жизни – это утратить Любовь.
Самоуверенные и жестокие люди, не достигают возвышенной Чистоты Любви и не знают Ее.
Стоит только появиться привязанности, хотя бы на волосок, – и Любовь теряется. Как только появляются мысли о Любви, они разрушают Любовь.
Любовь не терпит распущенности, которая чужда Любви.
Тот, кто действует без Любви, не достигает Любви, погибая за то, что не принимает «любви истины для своего спасения» (2Фес.2:10).
Если в нас нет Любви, мир губит нас и убивает. Если в нас есть Любовь, весь мир наполняется любовью.
Для Любви важен не ум, а разум. Любовь – это сердце, а ум – это полное отсутствие Любви.
Самое страшное – иметь привязанности и совсем не уметь любить.
Привязанность к человеку – это отвержение Богочеловека Христа, но Любовь к Богочеловеку Христу – это полное приятие всех людей.
Любить блудом – значит убивать и растлевать саму Любовь, ибо «любовь не делает ближнему зла» (Рим.13:10).
В мирской суете не найти Любви, а в Любви – мирской суеты.
Пока не растопчешь самого себя, не научишься любить Бога и людей.
Когда нет Любви, мир приносит боль, только боль. «если бы вы любили Меня, то возрадовались бы» (Ин.14:28).
Все, кроме Любви, – неправда
Безпрерывно умоляй Христа даровать тебе пребывание в Божественной Любви, ибо «кто не пребудет во Мне, извергнется вон» (Ин.15:6).
С одной стороны, каждого человека ждет Христос и Его Любовь. А с другой стороны, ужасающая бездна, готовая всегда принять всех людей, до одного.
Плотская любовь держится на самоудовлетворении, она всегда только берет. Божественная Любовь является полной самоотдачей, она всегда только отдает.
Божественная Любовь ищет самоотдачи и смирения. А плотская любовь – самопочитания и обладания другим человеком.
Самоуверенные и жестокие люди не достигают возвышенной Чистоты Любви, и не знают Ее.
Обрети в сердце Любовь – и обретешь все. Не найдешь Любовь – значит, не найдешь ничего.
Любовь избегает тщеславных и гордых. Она любит добрых и смиренных.
Если много рассуждать и говорить, – не сохранишь Любви.
В мирской суете не найти Любви, а в Любви – мирской суеты.
Самое страшное – иметь привязанности и совсем не уметь любить.
С одной стороны, каждого человека ждет Христос и Его Любовь. А с другой стороны, ужасающая бездна, готовая всегда принять всех людей, до одного.
Все, что совершается без Любви – порочно
Все, что совершается без Любви, любые поступки и деяния, – порочно.
Говорить о Любви, о Которой невозможно рассказать, значит потерять Любовь.
Мы не умеем любить Бога, только Бог может любить нас и научить Своей Любви.
До тех пор, пока ум не просветится Божественной благодатью, все, что он делает, он совершает по земным ложным представлениям, полагая, что он живет по Христу. И обманывает сам себя, полагая, что испытывает духовную Любовь.
Если выберешь Любовь, то поймешь, что Любовь безсмертна, ибо «любовь никогда не перестает» (1Кор.13:8).
Свобода человека состоит в том, что он не должен быть порабощен ни одним помыслом и ни одной страстью, чтобы стяжать Любовь: «и познаете истину, и истина сделает вас свободными » (Ин.8:32).
Суть Любви: Когда мы любим в людях Бога, то такой любовью можно делиться с людьми безконечно, но стоит лишь полюбить самого человека, забыв о Боге, тогда делиться будет нечем – Любовь исчезнет и станет эгоизмом.
Ни один человек не лишен возможности любить Бога и ближнего, и тот, кто жалуется, что не видит любви от людей и от Бога, не прилагает никаких усилий сделать эту возможность осуществимой.
Святитель Лука Крымский
(Слово в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла)
Велика и крайне трудна задача проповеди Евангелия Христова, ибо надо проповедовать не только словом, но и всей жизнью своей, всем существом своим, всеми делами своими, исполнением всех заповедей Божиих, даже малейших, ибо так сказал Господь наш Иисус Христос: «…кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5:19).
Не только своими великими посланиями, соборными и к отдельным церквам, но и всей жизнью своей проповедовали миру великую правду Христову святые первоверховные Апостолы Петр и Павел и явили они нам самый яркий пример веры в Господа Иисуса Христа и любви к Нему.
Глубочайшую веру показал нам Апостол Петр, когда вышел из лодки и пошел к Идущему по волнам моря Галилейского Иисусу Христу.
Пойдем же и мы так же бесстрашно к Сыну Божию, не сомневаясь в том, что Он и нас поддержит во всех трудностях пути, как поддержал начавшего утопать Петра.
В Саду Гефсиманском пламенно любивший Христа Петр не побоялся извлечь меч и ударить одного из рабов архиерейских.
Вспомним об этом, если посмеют пред нами заушать и оскорблять Спасителя нашего, и смелыми и гневными словами обличим врагов Христовых.
Научимся у великого Апостола каяться в грехах наших так страстно и неотступно, как каялся он до смерти своей в своем тяжком грехе троекратного отречения от Христа.
Поклонимся до земли великому Апостолу Петру и обратим свой духовный взор на другого великого первоверховного Апостола – блаженного Павла.
Я не раз уже говорил вам о бесчисленных страданиях и гонениях, которые претерпел он за свою проповедь о Христе.
Много и долго можно было бы говорить о величайшем значении для нашей веры его четырнадцати посланий к различным церквам. Скажу только о том, с какой огромной глубиной понимал он значение христианской любви как основы всего закона и всех заповедей Христовых.
Послушайте, какие изумительные слова говорит он в своем знаменитом «гимне любви»: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13:1-3).
Не только говорил Апостол Павел о любви, как никто другой не говорил, но и пламенел ею, как никто другой.
Любовь к Господу Иисусу Христу так всецело владела им, что он говорил: «…никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем» (Гал. 6:17).
Будем же и мы вместе с блаженным Павлом глубоко сознавать и чувствовать ужас Креста Христова.
Да не пройдет ни один день нашей жизни без воспоминания о Кресте Христовом и без осенения себя им. Да не забываем никогда, что любовь к Богу и ближнему «есть исполнение закона» (Рим. 13:10).
И тогда Крест Христов изобразится на наших сердцах, хоть в малой мере подобно тому, как горел он небесным светом на сердцах великих первоверховных Апостолов Петра и Павла.
Богу нашему, Воздвигшему пред грешным миром этих светильников добра и правды, великое благодарение, честь и поклонение во веки веков. Аминь.